За штундизмом отрицался характер религиозной секты; он был отнесен к учениям, направленным к ниспровержению существующих государственных установлений. Отличительной чертой бесчисленных судебных процессов, возникавших на почве привлечения сектантов к уголовной ответственности за устройство недозволенных молитвенных собраний, являлась полная недоказанность обвинения: и полицейские власти и многочисленные духовные эксперты никогда не в состоянии были установить в конкретных формах признаков преступных деяний. Приходилось прибегать к чтению в сердцах, доказывать, что в глубине сектантского учения кроются социалистические идеи, что рационализм должен привести к отрицательным выводам при оценке существующих социально-экономических основ политического строя. Уголовные деликты, построенные на предположениях гг. экспертов, без сомнения, не могли быть относимы к числу юридических. В прогрессивной печати указанные штундистские процессы неукоснительно вызывали реплики о тенденциозности обвинения. И действительно, естественным путем формулировалось учение, далеко не отвечающее тому, что наблюдалось в жизни. Трагизм обвиняемых был ужасный, на скамьях подсудимых сидели в полном смысле слова без вины виноватые. Обычно привлекались к уголовной ответственности за устройство недозволенных молитвенных собраний члены баптистских общин, т.е. секты, принявшей строго евангелический характер и отличавшейся индифферентизмом к общественным вопросам. Баптизм в 90-х годах уже выработал себе стройное религиозное миросозерцание, где все пункты были точно определены и оформлены. Создалась своя догматика, по существу мало отличающаяся от всех так называемых признанных религиозных учений. Таким образом, вся вина баптистов, при отсутствии элементарной свободы совести в государстве и закабалении в официальном вероисповедании прежде числившихся в его рядах, состояла в том, что, будучи по бумагам православными, они отрицали господствующую церковь с ее иерархией и обрядами. Но взамен отринутой иерархии баптисты создали свою выборную; взамен догматов православия установили свои собственные. И те, в миросозерцании которых можно было бы найти инкриминируемые элементы, с разочарованием уходили из среды баптистов. Масса, искавшая «духа жива» в религии, не удовлетворялась тем, что баптисты живут по «букве» которая убивает животворящий дух. Баптизм – то же православие в несколько искаженном виде: «и то ярмо, и не ярмо». Вот, в сущности, вывод, вытекавший, как результат конституирования баптизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Слова: ты сокрушил ярмо деревянное, а сделаешь (или Я сделаю) вместо его ярмо железное показывают то, что отвергающий наказание меньшее будет для народа причиною большей казни. И в этом месте аллегорический толкователь говорит вздор, разумея под ярмом и колодками деревянными эфирные и воздушные тела демонов и противных сил, а под ярмом или колодками железными – наши более грубые тела, составленные из нервов и костей, мяса и жил, и утверждая, что те из небесного Иерусалима, кои не захотят принять меньших наказаний по свойству греха, осуждаются на узы наших тел и принимают на себя плачь детства и узы и нечистоты пеленок, и служат дьяволу , царю Вавилона, то есть мира сего, по слову Писания: мир во зле лежит ( Иоан. 5, 19 ), – осуждаются вместе с зверями земными, которые заключены в тела неразумных животных Невежественный писатель и последователь Грунниевской клеветы побудил меня открыто указывать чужие недостатки, что прежде я высказывал сдержанно, предоставляя это благоразумию читателя. Ст. 15 – 17. И сказал Иеремия пророк Анании пророку: послушай, Анания: Господь не посылал тебя, и ты обнадежил народ сей ложно. Поэтому так говорит Господь: вот Я вышлю (или выброшу) тебя с лица земли; в этом году ты умрешь. Следующих затем слов: потому что вопреки Господу говорил ты. И умер Анания пророк в тот год седьмом месяце, у LXX нет, а вместо этого они поставили только: и умер в седьмом месяце. И здесь у LXX Анания не называется пророком, тогда как по еврейскому подлиннику св. Писание называет его пророком, хотя в словах которыми обличает его Иеремия: послушай, Анания: Господь не посылал тебя, не называет пророком. Ибо, как оно могло назвать пророком того, посланничество которого от Господа отрицает? Но, как мы сказали выше, историческая истина и порядок соблюдается сообразно не с тем, что было, а с тем, как представлялось в то время. Ты обольстил, говорит, народ ложью, чтобы он не принимал определение Божие; поэтому знай, что в этом году ты умрешь Если, умирая, мы освобождаемся из темниц тел, по оному, худо изъясняемому еретиками свидетельству: изведи из темницы душу мою ( Пс. 141,8 ): то каким образом в настоящем случае смерть призывается на лжепророка в наказание? В этом месте следует заметить, что когда Иеремия, потерпевши от лжепророка обиду, не получил еще слова Господня, то он молчит, а потом, когда был послан Господом, то смело обличает лжеца и возвещает ему близкую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью ( 2Кор.10:6–8 ; 2Тим.4:2 ; Тит.2:15 ) и «как обязанные дать отчет» Богу ( Евр.13:17 ; ср. Лк.16:2 ), смотря по нравственному состоянию пасомых, «обличают» их, «запрещают», – «увещевают со всяким долготерпением и назиданием». Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви ( Мф.18:17 ), то пастыри (епископы) отлучают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церкви, «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния ( 2Кор.2:6–10 ). Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запрещает не только общение с последними, но даже есть вместе ( 1Кор.5:11 ), так как дружеское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочувствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить человека ( 1Кор.8:8 ). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн ( 2Ин.1:11 ). Как видно из сказанного, «не сообщаться» ( 1Кор.5:11 , συναναμγνυσθε –συναναμγνυμι – смешиваться, быть в сношениях, славян. «примешатися») не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апостол употреблял другие выражения: «предать сатане» ( 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ), «извергнуть» ( 1Кор.5:13 ), «да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ; 1Кор.16:22 ). 5) Мы отделились от православной Церкви, в коей есть грешники, по слову апостола ( 2Кор.6:17 ). В 2Кор.6:14–16 апостол сравнивает христианство и язычество: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», т.е. не впрягайтесь в одно ярмо, в пару с неверными (язычниками – ср. 1Кор.6:6 ), не подражайте их обычаям и нравам, не принимайте участия в идоложертвенных трапезах, «ибо какое общение праведности с беззаконием?» Что может быть общего между христианством, ведущим человека к праведности, и язычеством, приводящим к развращению, к беззаконию. «Что общего у света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?» Верующие озарены светом Христова учения, ходят во свете ( 1Ин.1:7 ); язычники пребывают во тьме греха и неведения истины евангельской ( Деян.26:18 ; 1Петр.2:9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Скептическое отношение к ценности права характеризует и взгляды известного русского богослова и канониста XX столетия протопресвитера Николая Афанасьева . С одной стороны, не желая игнорировать реальные условия человеческого существования, он признаёт, что «право является необходимой основой эмпирической жизни», что оно «есть высшее достижение человечества на путях его исторической жизни» 12 , что Церковь «признаёт право как самый важный фактор общественно-государственной жизни, в которой Церковь пребывает» 13 . Но, давая крайне негативную оценку последствий того, что он называет «проникновением права в церковную жизнь», протопресвитер Николай Афанасьев не удерживается и от таких характеристик: «С Константина Великого Церковь получила мир, которого она жаждала и который был ей необходим, но он повлёк за собою, помимо её воли, преклонение под чужое ярмоярмо римского кесаря и римского закона. Произошло то, чего боялся апостол Павел – смешение света и тьмы и участие верных с неверными» 14 . В подкрепление этих своих мыслей отец Николай Афанасьев цитирует Апостола: «Что общего у света с тьмою? Какое соучастие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). В контексте этой цитаты мысль богослова о совершенной чуждости правовых начал Церкви приводит к тому, что образы «Велиара», «тьмы», и «чужого ярма» как раз и служат у него прояснению сущности такого феномена, как «право» в перспективе христианской истории. Если же признаваемый за необходимый элемент «эмпирической жизни» по сущности своей признаётся принадлежащим к области «тьмы» и к царству «Велиара», то в чём принципиальное отличие этих идей от тех, которые мы обыкновенно связываем с манихейским дуализмом. Между тем, совершенно бесспорно, что сама Церковь по-иному оценила значение права и выразила принципиальное отношение к его совместимости с основными началами христианства, что признаёт и протопресвитер Николай Афанасьев , но в чём он, однако, видит грандиозную катастрофу для Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ст. 4–6. И вот слова, которые сказал Господь Израилю и Иуде, ибо так говорит Господь: голос смятения (или страха) мы слышали, ужас, и нет мира. Спросите и посмотрите, рождает ли мужчина? Почему же Я видел у каждого мужа руки на чреслах его, как у рождающей, и лица у всех бледные? Сначала возвещается печальное, чтобы радостное наступило после великих бедствий. Ибо здоровье приятнее после болезни, и великая радость бывает после великой печали. Сказанное же значит: будет такой страх и такой ужас, что по удалении мира все будет исполнено войн и крови, и даже мужчин, которые собственно должны отражать врагов, обнимет женский страх, и они не за оружие будут хвататься, а будут держаться руками за чресла, как женщина рождающие поддерживает ими живот и чресла. Поэтому и лица всех побледнеют, бледностью лица выдавая трепет сердца. Некоторые это место иносказательно объясняют, ставя в параллель с ним свидетельство Исаии: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего Ис. 26, 17–18 ), и оное апостольское: чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4, 19 ). Но очевидно эти свидетельства относятся не к страху, а к радости, тогда как настоящее место указывает на время опустошения и разрушения Израиля. Ст. 7. О горе, ибо велик день тот, и нет подобного ему; это время бедствия для Иакова, но чрез то самое он спасется. Предсказывает время бедствия, чтобы говорить и о времени радости. Хотя, говорит, сначала будут такие бедствия, что скорбь всех мужчин будет подобна болезни рождающей женщины; однако, время скорби Иакова, то есть народа Божия, изменится на лучшее; и чрез то самое, – подразумевается время, – о котором шла речь, он спасется. Под Иаковом же разумей двенадцать колен, которые спаслись не при Зоровавеле, как некоторые ложно думают, а от от призвания Евангельского. Ст. 8–9. И будет в тот день, говорит Господь воинств, Я сокрушу ярмо его с выи твоей и узы, его разорву: и не будут более господствовать над ними чужие, но они будут служить (или делать) Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я воздвигну им. Это тот Давид, о котором упоминает и Евангелие (Лук. гл. 1); Он отдаст себя нам, чтобы, освободившись от руки врагов, мы без страха служили Ему в святости и правде пред Ним во все дни наши. Ибо, как пишется о первом и втором Адаме по истине плоти: так и о Давиде Господе и Спасителе; ибо по плоти Он от Давида, так как в Нем Святая Мария соединила все, что было от рода Давидова, а происхождение и зачатие Он имеет от Духа Святого. Слова: сокрушу ярмо его с выи твоей и узы его разорву несомненно под образом Навуходоносора должны быть понимаемы о дьяволе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А те, которые были после них, рождены были еще опять для рабства и не приняли Христа, подателя свободы. Но что первые лучше тех, которые были после них, это без труда можно видеть из слов Бога, сказанных устами Исаии: Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы (Ис. 1, 21.) Понимаешь ли, как говорит, что Иерусалим или Сион был полн суда, то есть правоты, и был обителью праведных; впоследствии же наполнился убийцами? 10. И из самих имен всякий может, если хочет, видеть, и весьма ясно, что рожденные от Валлы суть питомцы Церкви, а рожденные от Зелфы напротив — враги ее. Ибо имя Дан значит: «суд», а Неффалим, — «широта». Это и было содержанием проповеди для пророков. Что Христос имел судить вселенную в правде, и осудить сатану, как тиранствовавшего над нами и умерщвлявшего нас, а нас спасти и из весьма великой тесноты вывести сердце наше как бы на широту, это опять не трудно доказать. Ибо блаженный Псалмопевец воскликнул, говоря как бы от лица тех, которые во Христе и освящены в Духе: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс. 118, 32). Премудрый же Павел к тем из Коринфян, которые, уверовав, хотели носить иное ярмо, писал, говоря: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными (2 Кор. 6, 11–14). А что суд Христов есть правый и справедливый, это уяснит опять сам блаженный Давид, принимающий на себя вид терпящих насилие от тирании и говорящий Спасителю всяческих Христу: Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! (Пс. 34, 23). Да и сам Спаситель ясно представляет это, говоря: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 31–32). Видишь ли, что пророки предвозвещали имевший произойти с нами суд праведный и широту сердца, указывая этим на таинство Христово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   33. Итак, хороши узы брака, но тем не менее они — узы; хорошо супружество, но тем не менее оно получило (свое имя) от слова: ярмо и есть ярмо мирское, потому что (в нем) больше желания угодить мужу, нежели Богу. Но все же хороши раны, (исходящие) от сердечного расположения, и должны предпочитаться поцелуям. В самом деле, полезнее укоризны от друга, чем вольные лобзания врага (Притч. 27:6). Вот и Петр наносит рану (Мф. 26:51), а Иуда дает поцелуй (Мф. 26: 49); но поцелуй последнего служит ему в осуждение, а рана первого приводит его к исправлению; в поцелуе последнего изливается яд измены, а слезами первого омывается преступление. Посему, чтобы указать в пророческой речи на благие последствия ран любви, Церковь и говорит в Песнях песней: «ибо я изнемогаю от любви» (Песн. 2:5).    34. Итак, пусть не порицает целомудрия тот, кто избрал для себя брак; пусть не осуждает и брака тот, кто последовал целомудрию. Ведь Церковь давно уже осудила противных истолкователей этого (последнего) мнения, т. е. тех, которые осмеливаются поносить брачное соединение. Послушайте, что говорит святая Церковь: «Приди, возлюбленный мой, внидем в поле, побудем в селах, поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза» (Песн. 7:12, 13). Много плодов в поле, но то (поле) лучше, которое изобилует и плодами, и цветами. Таким именно и является поле Церкви, обильное различными дарами (copiis). Здесь ты видишь отпрыски, зацветающие цветком девства, а там как бы на полянах лесных мощно преуспевает вдовство; в другом месте ты увидишь как бы ниву церковную, наполняющую житницы мира обильными плодами супружества, (ты увидишь) и те виноградные тиски Господа Иисуса, которые переполнены плодоношениями (fetibus), как бы выданной замуж виноградной лозы, — те тиски, в которых в изобилии возрастает дар верного (fidelis) супружества. Глава седьмая    35 Итак, стремление к целомудрию не позорно и не ново. Посмотрим, не нужно ли будет признать его вредным; ведь, некоторые, слышал я, говорили, что (благодаря стремлению к девству) может погибнуть мир, может прекратиться род человеческий и ослабеть брачные узы. Я спрашиваю: ужели кто-нибудь искал себе жену и не нашел ее? Разве бывали когда-нибудь войны из-за девицы? И погиб ли кто-нибудь из-за нее? Между тем, из-за супружеств происходит вот что: и любовника жены приходится схватывать, и похитителя вызывать на битву. И все это всегда причиняло вред государству. Из-за посвященной же девы никто не был осужден; ведь целомудрие не сдерживается наказанием, напротив, его умножает благочестие (religio), охраняет вера (fides).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что остается в Церкви? Мы священники и два-три верующих, которые, колеблясь, следуют за нами. Это все. Судно св. Петра зачерпывает воду во всех концах. Молодые аббаты возмущаются; их друзья – тоже. Нет более сутана, целибата и тюрьмы. Чтобы быть человеком, надо возвыситься до людей. Вы, высокопреподобные епископы, вздыхаете, обвиняете движение, как гибель, – мы, священники, приветствуем его, как утреннюю звезду». «Я знаю мою церковь – убийцу совести; но в моем возрасте делают, что могут. Я заменил начальный римский катехизис Евангелием и уже 6 месяцев изъясняю своей общине Евангелие от Иоанна, вместо того, чтобы проповедовать о ложных чудесах, реликвиях или непогрешимости погрешающего и т.д.». Но приводить все подобные выдержки не входит в задачу нашей статьи. Мы отметим лишь, что это движение французского духовенства сильно озабочивает церковное начальство. Не проходит месяца, недели, чтобы кто-нибудь из священников не вышел из клира; но это бы еще небольшая беда: беда в том, что вместе с своим пастырем идет и община. Католичество прекрасно сознает, что от него уходят лучшие люди, не вынесшие иезуитских начал, но оно бессильно остановить это движение, так как беспристрастные и лучшие католики решительно на стороне этого движения и поощряют его след. письмами: «мы желаем вам счастья в предпринятом вами деле и чтим вас, как передовых бойцов. Идите мужественно вперед " … «В среде наших лучших священников совершается интересное и поучительное движение. Мы говорим именно лучших, потому что между священниками не мало и равнодушных, для которых священство – хлебное ремесло… Эти всегда останутся католиками». И вот для первоначального приюта этих беглецов, сверг- —284— нувших ярмо католичества, устроено в Париже три убежища, где они могли бы оправиться и избежать гонений своих начальников – епископов, не говоря уже о провинциях. И что замечательно, так это то, что в числе гостей в этих убежищах значатся уже три лица с епископским достоинством. А так как большинство священников, сбросивших римское ярмо, совершенно не подготовлены к жизненной борьбе, то с этой целью уже устроены во Франции, Швейцарии, Голландии, Италии и Америке – комитеты для вспомоществования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Борьба до победного конца " , до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому прави­тельству: " Я с нашим правительством " , безбожному народу: " Я с нашим народом " . Церковь никогда не может сказать: " Радос­ти и успехи нашей гражданской родины – наши радости и успехи, неудачи ее – наши неудачи " . Правительство выступило под знаменем безбожия и систематической бого­борческой войны с религией. Христианская наша родина под руководством богоборчес­кого правительства систематически и быст­ро перестраивается, она уже новая, строе­ние ее во всех отраслях жизни безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ее безбожного строения не могут быть радостями Церкви. Понятие родины – понятие сложное. В состав его входят термины: географический, национальный, политический, социальный, бытовой, религиозный. Из всех этих терми­нов лишь один пока остается для нас непри­косновенным – географический. Да и по­следнее не совсем так. Все освящается сло­вом Божиим и молитвой (1 Тим. 4, 5), и зем­ля может быть святой и не святой, чистой и оскверненной. Безбожие оскверняет и зем­лю: безбожная родина уже не священная родина. Для христианина она перестает быть родиной. Христианин не может на­звать безбожно построенной родины – сво­ей родиной, и тем более радоваться ее радо­стям и успехам. Радости и успехи безбож­ной родины закрепляют безбожие родины и поэтому не могут быть радостями христиа­нина. Встав рядом с безбожием и богоборче­ским правительством, усвоив себе радости и успехи безбожно построенной и богоборчес­кой родины, митрополит Сергий " прекло­нил " Церковь Христову под одно ярмо, под чужое ярмо, с " неверными " , в причастие праведности " беззаконию " , в противоесте­ственное, насильственное согласие Христа с Велиаром (2 Кор. 6, 14-15). Через две тысячи лет после крещения Христа, отка­завшегося " от поклонения ему " (Мф. 4, 9), митрополит Сергий, как знаменитый вели­кий инквизитор Испании, " преклоняет " выю Христа перед " ним " . На призыв диавола: " Падши поклонишься мне " , Христос отве­тил призывом к диаволу: " Иди за мною, са­тана " (Мф.

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

Ис.36–37 ; Наум. 1:7–11 ). Но пророк не довольствуется тем, что он изрек об определении Божием касательно погубления Ниневии и об основании, или причинах этого погубления. То и другое, т. е. и определение Божие и основание для этого определения, он еще теснее и точнее раскрывает: «так говорит Иегова», вещает он, обращаясь к войску ниневийскому, к этим врагам народа Божия, «хотя они и благоденствуют и их так много, – но так они будут и скошены», – хотя воинство Ниневии и пребывает невредимым доселе, крепкое своими силами и своей многочисленностью, не смотря на то оно все-таки будет уничтожено и уничтожено ровно настолько, насколько оно внутренне сильно и совне-многочисленно; «и исчезнет он», прибавляет пророк, – исчезнет неприятель весь до чиста, погибнет, как один человек. С погибелью Ассирии кончится данническое иго, которое Иуда нес на себе во времена царствования Ахаза и в первые годы царствования Езекии. Иго Ниневии над Иудой более не повторится (см. ст. 9). «Я теснил тебя», говорит Бог устами пророка Иуде, – «но впредь уже не буду теснить. И сокрушу ныне ярмо его (Ассура ср. Ис.10:27 ), лежащее на тебе, и узы твои разорву». Хотя через поражение полчищ Сеннахирима под стенами Иерусалима ярмо Ниневии над Иудой было потрясено и значительно ослаблено, но не было уничтожено в конец, как и показал впоследствии случай нападения на царство Иудино военачальников ассирийских при царе Манассии, – нападения, во время которого царь Манассия был взят в плен и отведен в Вавилон ( 2Пар.33:11 ). Окончательное уничтожение ярма могло совершиться только вместе с окончательным уничтожением могущества ассирийского через полное разрушение Ниневии, что Бог действительно и определил, как еще раз подтверждает пророк. «И изрек Иегова о тебе», говорит он, обращаясь к Ассуру: «не будет уже отраслей твоего имени», – не будет более никаких потомков у Ассура; «из дома богов твоих (из идольских храмов) будут истреблены (всякого рода) истуканы и изваяния, Бог приготовил Ассуру гроб его; потому что Ассур найден легким», – недостаточным по своей нравственной вескости; Бог приготовил гроб, определил окончательную погибель Ассуру и богам его, на которых он надеялся, как на источник его силы и могущества, определил потому, что Ассур со своими идолами оказался на весах правды Божией недостойным существования (1:12–14). II. Завоевание, опустошение и разрушение Ниневии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010