2Кор.6:11 .  Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. «Уста наши отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися». Любовию к вам вынуждаюсь сказать это, потому что всех вас вместил в себе самом: таково свойство любви; сердца обладающих ею делает она пространными. Сие выражают и последующие слова: 2Кор.6:12 .  Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. «Не тесно вмещаетеся в нас». Ибо кто расположен к кому-нибудь враждебно, тот и самое памятование о нем вытесняет из мысли. «Утесняетеся же во утробах ваших». Изобразил самую важную вину их, о себе дав видеть, что всех их просторно вместил в сердце своем, а их обличив, что не захотели воздать ему тем же, но не нашли в себе простора и для одного человека. Почему присовокупил: 2Кор.6:13 .  В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. 2Кор.6:14 .  Не пре­лоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 2Кор.6:15 .  Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 2Кор.6:16 .  Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 2Кор.6:17 .  И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 2Кор.6:18 .  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. «Тожде же возмездие, якоже чадом глаголю». Поскольку поразил их обвинением, то врачует наименованием чад. «Распространитеся и вы. Не бывайте преложни ко иному ярму, якоже невернии». Воздайте мне равною любовию, не подражайте волам, тянущим и наклоняющим ярмо в разные стороны, предпочитая нашему учению лесть неверных. «Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с Велиаром, или кая часть верну с неверным?» «Или кое сложение церкви Божией со идолы?» Апостол всем этим показал, что противные ему учители ведут в беззаконие и тьму и суть слуги диавола, потому что «Велиаром» назвал диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Между тем совершенно бесспорно, что сама Церковь по-иному оценила значение права и выразила принципиально иное отношение к его совместимости с основными началами христианства, что признает и протопресвитер Николай Афанасьев , но в чем он, однако, видит грандиозную катастрофу для Церкви. Церковь возблагодарила Бога за дарование ей благочестивого царя. Вот характерные отрывки из богослужения, посвященного равноапостольному Константину: «Первый повинул еси багряницу, приснопомнимый царю, волею Христу», «Первый царь во христианех, от Бога, Константине, скиптр восприял еси: тебе бо явися в земли крыемо спасительное знамение, имже и языки вся покорил еси под ноги римлян, оружие необоримое имея, Животворящий Крест». Мысли, заключенные в цитируемых церковных песнопениях, предельно далеки от скорби по поводу «преклонения под чужое ярмо,ярмо римского кесаря и римского закона» 14 . А протопресвитер Николай Афанасьев такое отношение церковного сознания к обращению св. Константина комментирует следующим образом: «Факт обращения в христианство кесаря всецело заполнил христианское сознание. Оно не заметило, завороженное этим фактом, что Римская империя осталась той же, какой она была, когда преследовала Церковь , не говоря уже о том, что империя Константина в моральном и духовном отношении была гораздо ниже империи Траяна или Марка Аврелия» 15 . Сказано, как кажется, даже сильнее, чем в свое время сказал Донат: «Какое дело императору до Церкви?». Христианская империя при Константине и его преемниках, конечно, не «осталась такой же, какой она была, когда преследовала Церковь », но и преемство христианского Рима по отношению к Риму языческому, в том числе и правовое преемство, является бесспорным фактом. Так, в «Codex juris civilis» святого императора Юстиниана вошли императорские законы начиная от Адриана (117), и все они составили часть действующего права уже христианской Римской империи. При этом особенно важно подчеркнуть, что это римское законодательство, в том числе и времен императоров-язычников, было адаптировано Церковью , отдельные положения его вошли в авторитетные сборники церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Густая тьма неведения покрывает их. Как же, говорит, стать вам свету, лезть в одно с ними, тьмой, ярмо? В-третьих, со стороны представителей, какое согласие между Христом и Велиаром? Христос Господь Глава христиан, в Него они облекаются, крестясь и прияв благодать, в образ. Его потом преображаются трудами целой жизни, чтобы став едино с Ним здесь, и в другой жизни удостоиться быть там, где Он, в неизреченно блаженной славе. Велиар – сатана, первый вступил в богоборство по духу гордыни, потом научил и прародителей не слушаться Бога, пообещав им божество и лишив всего, затем всех людей обманывает, увлекая их на дела самоугодия, вопреки совести и Богу. Настоящей власти он ни над кем, и ни над чем не имеет, а лживо величает себя царем, потому что люди, прельщенные его призраками, бросаются на самоугодие, и через него ему служат. Цель всех его усилий, побольше наделать погибающих, исключительно по вражде к истине и Богу. Итак, говорит, пристало ли вам, христианам, стать в ярмо, в пару со слугами сатаны, противника Христова? В-четвертых, со стороны начала жизни и конца ее, какое соучастие верного с неверным? Верный, уверовав в Господа Спасителя, знает, что ему нужно здесь делать, и что его ожидает в будущей жизни. Такова его честь. Неверный же, ни в этой, ни в будущей жизни, совершенно не знает своей участи, и когда настанет смерть, то поражается исступляющим страхом. Вот участь неверного! Возможно ли становиться с ним в пару? В-пятых, со стороны последней цели, религии – богообщения, какая совместность храма Божия с идолами? Душа, воспринявшая Бога, в общении с Ним становится храмом Божиим. Верующие, через общение с Господом Христом, вступают тоже в общение с Богом, и делаются также храмом Божиим не все вместе, а каждый верующий в частности. Ибо, говорит Апостол, вы храмы (в слав. церкви), а не Церковь Бога Живого. Отсюда выходит такая несообразность, вносить в свою душу, в которой обитает Бог, что-либо языческое, тоже, что вносить идола в храм Божий. Как самое существенное отличие верного от неверного есть истинное и живое общение с Богом Живым, то на этом, преимущественно, святой Апостол останавливает особенное внимание, называя его пророчествами, и через них изображая его с разных сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

– Иеремия – пророк крайне непопулярный. На языке войн ХХ века он – пораженец, капитулянт, предатель. Он призывает народ и власть, в частности царя Седекию, не сопротивляться завоевателям-халдеям, выйти за крепостные стены и сдаться на милость победителя (см.: Иер. 38, 2 ; там же 17). Иудеев, угнанных уже в плен, Иеремия призывает сидеть там смирно и трудиться на благо Вавилонского царства (см.: Иер. 29, 5–7 ). За всё это Иеремию бьют, забивают в колодки, сажают в яму, наполненную жидкой грязью, и т. д. Но почему же пророк столь «непатриотичен»? – Трагедия Иеремии в том, что он говорит не то, что ему самому хотелось бы говорить. Он не хочет говорить о предстоящем падении Иерусалима, о разрушении Храма, о плене, но он вынужден это делать. Вспомним эпизод с «коллегой» Иеремии пророком Ананией, который, в отличие от Иеремии, говорит то, что радует и, возможно, вдохновляет иудеев: то, что они хотят от него слышать. Анания обещает победу, освобождение пленных (то есть царя Иехонии и всей иерусалимской знати, которую вавилонский царь Навуходоносор к тому времени уже забрал к себе в Вавилон вместе со священными предметами Храма (см.: Иер. 27, 20 )), возвращение сосудов дома Господня (28, 3). Анания снимает с шеи Иеремии ярмо и торжественно перед всеми разбивает его, провозглашая – как бы от лица Бога – слова: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов (28, 11). Как же реагирует на это «мрачный» Иеремия? Он не обличает Ананию во лжи, напротив: он был бы счастлив, если бы Господь исполнил пророчество Анании (см.: 28, 6). Однако же Иеремия напоминает: он не первый в истории пророк, который вынужден предвещать бедствия; и далее говорит: Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка ( Иер. 28, 9 ). После этого Иеремия мирно уходит своею дорогою (11). Действительно, в любом нормальном государстве Иеремию назвали бы предателем. С общечеловеческой точки зрения это воспринимается именно так. Но в данном случае мы должны посмотреть с другой точки зрения. Иеремия напоминает народу о том, что сопротивляться воле Божией бесполезно и преступно: грядущие бедствия, включая вавилонский плен, – кара за нечестие. Принять Божие наказание в относительно смягченном варианте – в виде гуманного по тем временам халдейского плена – было бы, безусловно, благом для соплеменников Иеремии. Но они не хотят принимать Божию милость и таким образом, по сути, восстают против Господа, приготовившего для них мягкий – не по их великим грехам – вариант; не признают, что заслуживают наказания, и тем самым навлекают на себя еще большее наказание. Если бы иудеи слушали своего пророка, не пошли бы на переговоры с Египтом, не подняли бы восстание против Навуходоносора, может быть, и не был бы разрушен Иерусалимский Храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пусть я и согрешил, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив: бьешь сострадательно и жалеешь искренне, видишь плачущего и, как отец, бежишь навстречу, призывая блудного. Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как милосердная, дай мне слезы умиления. Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.   ПЕСНЬ ВТОРАЯ Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего. Сшил и мне грех кожаный хитон, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду. Облекся я одеянием стыда, словно листьями смоковницы, во обличение моих свободно действующих страстей. Оделся я в хитон запятнанный и непристойно окровавленный течением страстной и посвященной удовольствиям жизни. Осквернил я хитон своей плоти и замарал созданное по Твоему, Спаситель, образу и подобию. Подвергся я мучению страстей и присущему материи тлению, и поэтому враг теперь меня подавляет. Материальную и любостяжательную жизнь, о Спаситель, предпочтя нестяжательству, я ныне пребываю под тяжелым ярмом. Украсил я плоти истукан пестрым покровом постыдных помыслов и осуждаюсь. О внешнем лишь благоустройстве позаботился я усердно, внутреннюю презрев богообразную скинию. Замазал я прежнего образа красоту, о Спаситель, страстями моими, но Ты, поискав ее, как некогда драхму, найди. «Согрешил, – как блудница, вопию я Тебе, – один я согрешил пред Тобою! Как миро прими, Спаситель, и мои слезы». «Смилуйся, – подобно мытарю, кричу я Тебе, – смилуйся надо мной, Спаситель, ибо никто из произошедших от Адама не согрешил пред Тобою как я». Троице: Единого в трех лицах, Тебя, Бога всех, воспеваю: Отца, и Сына, и Духа Святого. Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая всехвальная, моли усердно о том, чтобы нам спастись.   ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь. Тебя имею источником жизни, Истребителя смерти, и от сердца моего прежде конца взываю к Тебе: «Согрешил я, умилостивись и спаси меня!»

http://bogoslov.ru/article/6025158

Посему и Соломон не просто сказал: «Всякий, кто приидет во глубину зол, нерадит, но только один нечестивый» ( Притч. 18, 3 ). Только таким людям свойственна эта страсть, когда они приходят в глубину зол. Она-то не допускает их воспрянуть и опять взойти туда, откуда ниспали. Этот помысл, как-бы какое ярмо, лежа на вые души и заставляя ее смотреть вниз, препятствует ей возводить взоры к своему Владыке. Но человеку мужественному и доблестному свойственно сокрушать это ярмо, прогонять от себя палача, который возложил его, и произносить слова пророка:…Яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения ( Пс. 122, 2–3 ). Свт. Иоанн Златоуст Жить совершенно безмолвно, без всяких попечений, нисколько не заботясь ни о келейных, ни о других потребностях, – дело выше нашей меры, когда видим, что прежние отцы – и совершенные – заботились о пище своей каждый по своей мере, хотя и мало заботились, и бесстрастно, но заботились. Кольми паче нам, немощным и страстным, должно в этом случае смириться и позаботиться о плоти своей по слову апостола, питая оную и грея по потребности, а не прихотливо. Прп. Амвросий Оптинский Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего, а страдания нужны потому, что чрез страдание спасительно стесняется греховная широта сердца, и от стеснения сердца всего легче льются слезы. Св. прав. Иоанн Кронштадтский Великое жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую – разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Если же кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди – разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благой совестью, здравыми понятиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, – вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении, то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божии неудобоисполнимыми и трудными и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братьям, или обольщает человека самомнением о своей праведности и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vinogr...

Далее он выкладывает в таком виде идеи, приписываемые им Иисусу Христу о Божестве: «Бог Иисуса не тот полновластный властелин, который убивает нас, когда ему заблагорассудится, защищает и спасает нас. Бог Иисуса – наш Отец. Его понимают, прислушиваясь к легкому шепоту, говорящему нам: «Отче!» (стр. 77). Эти последние слова основаны, по всей вероятности, на одном из текстов Послания св. Павла к Галатам. Наш академик ссылается на него в примечании: «Посл. к галат. IV, 6». Переимчивый ренансист примет ссылку без проверки. Мы не так слепо доверяемся ему и для проверки развертываем IV главу Послания к Галатам. Мы читаем в ней не только один стих 6, но и предшествующее ему и в которых св. Павел говорит следующее: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Гал.4:4–7 ). Мы читали не только вышеизложенные строки, но перечитали все Послание к Галатам может быть более сотни раз, и пришли к заключению, что св. Павел разъясняет следующую мысль: что иудеи были рабы закона, ибо этот закон возложен был на них, как ярмо, которое они должны были нести до тех пор, пока их миссия не будет окончена. В чем заключалась эта миссия? В точном сохранении веры в пришествие Мессии. Миссия была славная; но иудей, следуя общим стремлениям человечества, впал бы в идолопоклонство, если бы закон, как железное ярмо, не держал его в стороне, согбенный под тяжестью обрядностей, что все в общем сохраняло в памяти его обетованного Мессию. По приходе Того, Кто должен был быть послан в мир, законные обрядности уже потеряли всякий смысл, и иудей, как и всякий другой, был призван к усыновлению Богом в лице Его истинного Сына, воплотившегося в человека для того, чтобы говорить людям на человеческом языке и призвать народы к истине, сообщив им Духа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В начале 9-го года царствования Седекии халдейская армия осадила Иерусалим. Иеремия ещё до этого время от времени носил ярмо на шее, символизировавшее будущее рабство ( Иер.27:2 ), и когда лже пророк Анания, который обещал избавление, сокрушил это ярмо (28:10), он получил приговор скорой смерти из уст Иеремии (28:16), потому что он «говорил вопреки Господу». Естественно, что многие иудеи, не умевшие разобраться в сущности наступающих событий, были крайне возмущены такими словами и делами Иеремии, и вследствие этого на долю пророка выпало много преследований, вплоть до заключения, а царь был слишком слаб, чтобы оказывать ему постоянную поддержку ( Иер.37:11–21 ). В одиннадцатый год царствования Седекии, т.е. в 586 г. до Р.Х., город был взят, разграблен, а храм сожжён. Седекия был ослеплён и уведён в Вавилон; там он был заключён в темницу, где, вероятно, находился до смерти. Иеремии было позволено остаться в Иудее под начальством Годолии, нового правителя Иудеи, поставленного Навуходоносором. Но через два месяца Годолия был убит непримиримыми, ещё остававшимися в стране. Тогда многие иудеи решили удалиться в Египет, несмотря на то, что Иеремия предсказал нужду и скорби тем, которые, боясь мщения Навуходоносора ( Иер.42:7 сл.), уйдут в Египет. Когда же народ настоял на своём, пророк Иеремия, который всегда был с народом, против воли вынужден был идти в Египет. Из Тафниса, города близ восточной границы Нижнего Египта, мы имеем последние сведения о нём. Он говорит, что судьба, которая постигла Иудею, уготована также для Египта, и что престол Навуходоносора будет поставлен у входа в дом фараона. Он также высказывает предсмертное обличение в идолопоклонстве своих соотечественников, поселившихся в Египте (гл.44). В Библии нет упоминания о его смерти. 2 . Состав и план книги пророка Иеремии в МТ и в переводе 70-ти А. Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и разделяется на три части: 1 . Глл. 1–25. Пророчества об Иудее и Иерусалиме. 2 . Глл.26–45. Биографические повествования об Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Мы же, смотря на все сие умом нашим, рассудим духовно. Человеку-христианину, желающему войти в Иерусалим небесный, необходимо начать шествие свое от Елеона, от плодовитости масличной. Вы знаете, что Давид говорит о себе так: «Аз же яко маслина плодовита в дому Божий» ( Пс. 51:10 ). Итак, пусть всякий будет подобен маслине плодовитой, принося Богу свои духовные плоды. «Плод же духовный, – говорит апостол, – есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). Пусть человек совершит что-либо доброе – пост, молитву, милостыню, пусть оставит долг ближнему, простит прегрешение опечалившему его, пусть отстанет от всех злых дел, покается и, уклонившись от зла, начнет делать благое. Все это есть духовный, приятный Богу плод, а сам человек является «маслиной плодовитой в доме Божием». Кроме этого необходимо, чтобы сия плодовитая маслина, то есть, человек христианский, приносящий Богу свои добрые дела, как плоды, находился на высокой горе богомыслия, часто умом своим в смиренной молитве возносился от земного к небесному, искал небесного, а земное презирал, во время молитвы отлагал всякое земное попечение. Нужно еще, чтобы и свой путь спасения он начинал от вертограда, чтобы имел чистую совесть, огражденную со всех сторон страхом Господним и украшенную, как вертоградными цветами, добрыми помыслами. Начавши отсюда, нужно идти чрез долину, которая была общей гробницей для Иерусалима, где и страшный суд Христов имеет быть, то есть, нужно идти чрез долину смирения и памяти о смерти и о грозном испытании на суде; нужно идти чрез плачевную долину сетования о содеянных нами грехах и слезами, как потоком Кедронским, омывать свои ланиты. Так мы приблизимся к горнему Иерусалиму. Но посмотрим опять на Господа нашего. Грядет Господь наш, воссев на ослицу и жребя. Сначала сел на ослицу, а потом, пройдя немного пути, Он сел на жребя ослицы. В этом заключается следующая тайна. Ослица, умеющая носить ярмо, знаменовала народ иудейский, впряженный в ярмо закона, данного на Синае; жребя же, еще не приученное к ярму, знаменует безъяремных язычников, не имевших ярма закона Божия. Пересевши же с ослицы на жребя, Господь показал, что иудеи вскоре будут отторгнуты от Него, как неверующие и ожесточенные, что будет создана церковь из язычников и Он прославится язычниками. Это теперь и видно ясно. Ибо отнято от иудеев спасение Божие, дано нам, язычникам, и теперь нами прославляется Христос Спаситель, истинный Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это потому, что Спаситель щедр на дары. Ис.52:7,8 . Яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона. И здесь опять Сионом называет не какой-нибудь земной город, но Свою святую Церковь , которую Он составил из двух народов; ибо написано: возвеселишася языцы с людми его ( Втор.32:43 ) и сотвори, сказано, Христос обоя едино и средостение ограды разори и закон заповедей ученми упраздни ( Еф.2:14,15 ). Когда открылась евангельская проповедь, которая исполнена истинных учений, тогда утратила значение сень законная, то есть, служение и приведение чрез кровь. Итак, под Сионом надобно разуметь церковь , как я сказал, Которую сам Христос представи себе не имущу скверны или порока, напротив святу и непорочну ( Еф.5:27 ). Ее-то спасение и слышано сотвори, то есть, доступным для слуха. Не укрылась решительно ни от кого из живущих на земле сила Евангельской проповеди, но не осталось никого, кто бы не слышал о спасении чрез Христа; как и чрез лиру Псалмопевца сказал: услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней ( Пс.48:2 ). И как память демонов погибе с шумом ( Пс.9:7 ), то есть, громко и славно, а о погибели тирании демонов всем стало известно: так и божественная и небесная проповедь сделалась известной людям, повсюду живущим, принося спасение познавшим пришествие Христово. В чем же состоит сила проповеди? Сионе, воцарится Бог твой. Древле, то есть, прежде пришествия Спасителя нашего, царствовал над нами сатана чрез грех и на живущих по всей земле наложено было ярмо его тиранической жестокости. Когда же воссиял нам царь и Господь всех, тогда расторгши узы их и низвергши ярмо древле владычествовавшего, мы подклонили свою выю под власть Бога и воцарился над нами Бог и Отец чрез Сына, что послужило нам поводом к торжественному празднованию. Посему Давид воспевает и говорит: Господь воцарися, да радуется земля ( Пс.96:1 ) и опять: пойте разумно, воцарися Бог над языки ( Пс.46:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010