В Евангелии, когда говорил Христос к спросившему о первой заповеди, какая есть важнее всех, и опять сказал Христос: «Первая и большая всех заповедь: Возлюби Господа Бога твоего более всего» ( Мф. 22:36–38 ). И отвечал спросивший: «Эта все содержит». И снова говорит Христос: «Если хочешь совершенным быть, продай имение свое и раздай нищим, возьми крест, и иди за Мной» ( Мф. 19:21, 16:24 ). Этот еще не послушал Христа, но потом любящие Бога послушали, и последовали житию Христову: имения продали и нищим раздали, крест взяли, и вслед за Христом пошли, то есть в монахи. Кажется в совершенство и опять говорит Христос: «Если и за Мной пошел, а крест не носит, не достоин Меня». То есть, и в монахи пошел, а дел монашеских не творит и нет и что бы недостало. И снова говорит Христос: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные... Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, как кроток Я есть и смирен сердцем, и обретете (так в рукописи) покой душам вашим» ( Мф. 11:28–29 ). Вот чего не хватает – креста ношения: в монахи пошли, а кротости и смирения не приняли; подобно девам юродивым многие труды подъяли, а покоя не получали. Подобно этому здесь, в житии монашеском, это по Христову слову: оставь же все житейские мятежи и попечения суетные для спасения и покоя душевного, но не все получают душевный покой: иные покоятся, а иные беспокоятся, немирны и сами, но и живущие с ними не имеют покоя. Почему это? Все одинаково мир Христа ради оставили и в монастыре в одном, и во всем равенство. Иные покоятся, иные беспокоятся и на иное место приходят, и там беспокоятся и живущих с ними беспокоят. Но этому сложно даже произойти, разве недостаток рассуждения прежде всего. Всякая вещь требует рассуждения и предохранения, а все нужнее глубокое смирение, по Христову слову, ибо говорит: «Научитесь от Меня, как кроток Я есть и смирен сердцем, и обретете покой душам». А если кто по Христову слову не имеет сего душеспасительного ига кротости и смирения, и уже не найдет нигде покоя ни на каком месте не только на земле, но и на небесах, и оттого гордые свержены. Везде «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ), потому что Бог в смиренных и кротких живет и покоится, а потом говорит: «Вы есть храмы Божии, вы есть дома Божии, вы есть церковь Бога Живого, живущего в Нем Отца и Сына и Духа Святого, а потому-то сие говорит Христос верным: «Кто заповеди Мои хранит, возлюблен будет Отцом Моим. Сам приду к нему со Отцом Моим и Святым Духом, вечеряем у него и обитель у него сотворим, и будет ему вечная радость и веселие бесконечное» ( Ин. 14:21, 23 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Дремлющему же о всем таком услышать и научиться отнюдь не возможно. И так видим, как диавол чрез малое дремание какого и спасительного сокровища нас лишает и пустых всякого знания и дерзкими соделывает. Господь говорит во Святом Евангелии: «Я не сужу», но слово Мое, «будет судить… в последний день» ( Ин. 12:47–48 ). Слово же Божие – не одно только то, что проповедуют на кафедре учителя, которое мы или никогда, или очень редко слышим. Слово Божие есть Священное Евангелие и прочее Божественное Писание, так же и церковное последование. Слово Божие есть жизнью, душою, воскресением слушающим его. Живо бо слово Божие и действительно. Мертв ли кто – или безбожием или по грехам – душою своею, кто может его воскресить? Слово Божие, которое жизнь есть. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить? Слово Божие, которое свет есть и истинна. Болен ли кто душою? Слово Божие есть исцеление. Жесток ли кто сердцем? Слово Божие умягчит его. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Живо бо слово Божие и действительно. Григорий Богослов говорит, что слово Божие хлеб есть ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Евреи в пустыни питались манною, души же христианские питаются словом Божиим. И если бы там, в пустыне, не послал Бог манны, что бы было бедными евреями? Так нежели не будет слова Божия, что будет с христианами? Хуже сего голода и казни наслать Божий гнев не может. Бог угрожал евреям устами пророческими, так говоря: «Послушайте, о жестокосердые люди израильские! За грехи ваши и неправды ваши пошлю Я на вас голод, но [голод не в хлеб, но] в слове Божием: то есть что вы возжаждете, взалчете, возжелаете себе слово Божие, но его не услышите. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам. 8:11 ). Не слышаться в церкви Божией слову Божьему, не находиться сей небесной манне, этому хлебу ангельскому, которым питаются души, Бога алчущие, перевестись вовсе семени евангельской проповеди : это такой голод, что не тела, но души до умирания смертного приводит, а смерть душевная в муке состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Если же иной раз что-либо противное сему подсеет в ум твой враждебный всему доброму дьявол , как от блуда и как от огня, отскочи от того, так премудро говоря к себе против влагающего такие мысли прельстителя: не руководимый руководящего, а руководящий руководимого руководит; не я его, начальствующего, а он мой взял на себя суд (мой вину); не я его, а он моим состоит судьею, по св. Лествичнику, и подобное (Сл. 4-е). Для того, кто восприял намерение расторгнуть рукописание своих прегрешений и сподобиться быть вписану в божественную книгу спасаемых, нет вернейшего к тому способа, как такой образ жизни, т.е. послушание. Ибо, если, по блаженному Павлу, Сын Божий и Бог наш, Господь Иисус, ради нас став подобным нам, и премудро устрояя отческое о нас благоволение, видится протекающим сей путь (послушания), и чрез него сподобляется Отчего, за благоугождение Ему по человечеству, прославления; ибо «смирил Себя, – говорится, – быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» и проч... ( Флп. 2:8–9 ): то кто же осмелиться дерзко, чтоб не сказать, несмысленно, надеяться, что сподобится славы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и отеческих воздаяний, не избрав шествовать тою же, с Вождем и Учителем нашим Иисусом Христом, стезею. Ибо ученику, если у него есть забота быть как учитель, надлежит неуклонно со всем рвением душевным, как например и первообраз наилучший, смотреть на жизнь и дела руководителя своего, и понуждать себя во всем всегда подражать ему. Так и о самом Господе нашем Иисусе Христе написано, что Он «был в повиновении» отцу и матери Своей ( Лк. 2:51 ); и сам о себе Спаситель говорит: «не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мф. 20:28 ). – После сего, возможно ли о том, кто живет иначе, – т.е. без руководителя, самоугодливо и самовольно, – думать, что он живет божественной жизнью, согласно с Словом Божиим? Никак отнюдь. И Лествичник говорит: «Как идущий без проводника легко сбивается с пути и заблуждается: так самочинно проходящий монашескую жизнь, легко погибает, хотя бы он знал всю мудрость мирскую».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

И Сам Господь наш весьма веселится о таких единодушных, связавшихся между собой неразрывною духовною любовью, смирением же друг друга предпочитающие, и друг другу угождающие, а себе уничижающие. И на таких милостивно призирает и грехи их прощает, и Сам Своею благодатью неотлучно от них пребывает. Ибо Сам говорит: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). – Сколь более многое число собравшихся и соединившихся единодушием без сомнения имеют посреди их неотлучно Самого Господа, и такими как Сам Он, Господь Бог наш, познается и прославляется, так и их прославляет и являет. Как Сам изъявил, глаголя ко Отцу Своему: «Отче, о сем познают вси, яко Ты Мя послал еси, аще сии едино суть» (См.: Ин. 17:21–23 ). И еще: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И еще: «Вы друзья Мои» ( Ин. 15:14 ). Подумайте же, возлюбленные, что может быть выше, блаженнее, славнее не только на земле, но и на небеси, как быть непрестанно с Господом нашим Иисусом Христом? Поистине в эту-то славу Ангелы желают приникнуть, которую уготовал Бог любящим Его! Богослов же, возлюбленный друг и ученик Христов, говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Мы же познаем соприсутствующего Его с нами, и Божественную благодать Его в нас содействующую, если ныне живя в иночестве, вместо злобы и ненависти, пребываем в любви и согласии; вместо холодности, жестокости и уныния, обретаемся в духовном радовании о друг друге и о Господе Боге своем, богатея и прочими плодами Святого Духа. Слово 6. Об иноках, подобящихся диаволу Некоторые же послушники, хотя и слушают отца своего, но с негодованием, с огорчением, с прекословием, с роптанием, без любви, без веры, без усердия. Такие будут подобны бесу, потому что и диавол также не своею волею повинуется Богу и святым Его угодникам, как видим во многих житиях святых: от иных бежит повелением Божиим, иным же работает, иных возит на себе, как Иоанна Новгородского в Иерусалим, на иных работает: мелет муку, носит камни, стережет огороды и сады, и во многих случаях силою Божиею повинуется повелению святых отцов; служит и трудится диавол, но без пользы, потому что лучше от того не бывает, и покоряется святым по неволе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Может ли обитать благодать Божия или являть свои спасительные действия и силу Божественной помощи и плодов Духа Святого в душе, зараженной богоненавистным высокоумием и презорством (непослушанием, строптивостью, надменностью)? О нем же говорит святой Лествичник: «Презоривый сам себе бес и враг». А поэтому такого душа не может вмещать в себя ничего, кроме гибельного и бесовского, то есть: злобы, зависти, подозрений, хулы, самооправдания, самомнения и пагубного возношения. И если не постарается такой смирением, всяким уничижением и искренним сознанием победить и отвергнуть от себя пагубное презорство и высокоумие, то это настолько возрастет в нем и доведет до того, что и он начнет презирать и хулить не только отца и живущих с ним братьев, но и всех святых и Самого Бога, по подобие того, что описал авва Дорофей . А поэтому ищущий Господа и желающий усвоиться Ему должен более всего блюсти себя от этого душепагубного недуга и не помышлять маловажным и ничтожным, если побеждается им, хотя в чем самом малом, т.к. великое ли, малое ли презорство, но все произрастает от диавольского корня и не может быть не сопряжено с обидою ближнего. И зараженный этим недугом часто претыкается и погрешает против Самого Бога чрез брата, потому что святые отцы так говорят: увидев брата твоего, увидь Господа твоего. Следовательно, кто презрительно и свирепо отвечает брату, то не брату, но Самому Господу так отвечает. И Сам Господь сообщает, говоря: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ); «и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ) Наиболее страшно презирать такого, которого Господь по человеколюбивому смотрению Своему, и непонятным нам судьбам лишил каких-либо видимых или внешних дарований, как то: разума и премудрости, или способностей, или высокого звания и имуществ, или внешнего образования, или телесного благообразия, сил и здравия. Одним словом, по каким бы ни было лишениям, происходящим по воле Божией, убогого, уничиженного и немощного, если дерзает презирать и уничижать или озлоблять, то оскорбляет и озлобляет в лице Самого Бога, Который благоволил всех таких наименовать Своею братиею и ублажил, глаголя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ). Мерзок же пред Господом всяк высокосердый (гордый, который много о себе думает – ред.), и место гордым и презоривым уготовано с диаволом и аггелами его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Но если бы покорился увещанию своего отца и правилам святого Василия Великого , то в скором времени восчувствовал бы в душе своей свободу и бесстрастие ко всему земному, всею душою и помышлением стремился бы к Богу, воспламеняясь ежечасно Его Божественною любовью и преуспевая, просвещаясь благодатью Святого Духа. Иначе же не возможно отнюдь истинною служить Господу и чисто любить и памятовать о Нем. Ибо Он Сам изрек: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, …тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:26 ). Следовательно, необходимо должен брат пристрастную любовь свою к сродникам угасить, как препятствующую ко спасению, по слову Божию: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф. 5:29 ). Если же не будет повиноваться гласу Евангелия, ни даже преданиям святых отцов, то как избежит осуждения? И поэтому как сам за непокорность свою подлежит осуждению, так и посылаемые от него дары бывают предосудительны. А где противное воле Божией, больше же по наущению диавола посылаемое приемлется, там не может быть благословения, но злополучие и разорение! Еще же приемлющие от него дары лишаются награды и воздаяния от Бога за свои подаяния и приношения. А поэтому и себе и другим навлекают осуждение [непокорностью своею отцу и правилам иноческим]. Ты же, брат послушник, как дерзаешь попирать свою совесть и нарушать данное пред Богом свое обещание быть до смерти послушным и повиноваться во всем, и после этого страшишься обидеть всех святых правила и увещания, явиться солгавшим пред Богом, чрез что и Господа из милости в гнев себе обратишь? Ибо, отпав от послушания сообразен будешь непослушным диаволам, поэтому с ними и от Господа возненавиден будешь, и все радование и торжество святых Ангелов и всех святых, бывшее на небесах тебя ради, в сетование обратишь. Как говорится во Святом Евангелии, что радость бывает на небе «об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:7 ). То как же более святые Ангелы и все святые угодники Божии возрадовались о тебе, когда ты богоугодное троякое обещание пред Господом сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Вот такая важная, как мне представляется, интересная преамбула об источниках, на которых будет основываться моя сегодняшняя беседа. Источники эти очень разные. Например, очень важный блок архива составляют письма сестры Натальи Васильевой, одной из первых учениц отца Зосимы, которая в силу сложившихся обстоятельств стала его гонительницей. Благодаря этим письмам, которые отец Зосима хранил и на которые отвечал, мы знаем достаточно подробно все перипетии трагической ситуации, которая складывалась в общине отца Зосимы в Сибири. Мы знаем эту ситуацию как из внешних источников, так и изнутри. Это практически уникальный случай. Преподобный Зосима (Верховский) Такое разностороннее видение ситуации позволяет нам проследить механизм адаптации этих новых женских монашеских общин к требованиям, выдвигаемым государственной церковностью синодального периода. Теперь о преподобном Зосиме. Будущий отец Зосима, Захария Богданович Верховский, родился 24 марта 1768 года в семье смоленских дворян, которые тогда еще звались шляхтой. Он был одним из трех братьев, причем его отец Богдан Верховский был полковником местного полка смоленского дворянства, а все его три сына служили в Петербурге в гвардии в Преображенском полку. Захария Верховский был младшим братом из этих троих. Причем мы знаем, что в шестнадцать лет он уже состоял на службе и в последующем дослужился до звания гвардии поручика. Столичная служба предполагала шикарный образ жизни и большие расходы. Причем (это известно из других документов) содержания, которое выделялось гвардейскому офицеру, не хватало на тот уровень жизни, который от него требовался, поэтому часто гвардейца содержала его собственная семья. Для небогатой семьи Верховских это было достаточно трудно. В Смоленской губернии им принадлежало несколько разрозненных небольших деревенек, и на эти доходы они должны были содержать троих сыновей. С другой стороны, было ясно, что столичный образ жизни предполагает и определенную рассеянность. В частности, таким испытанием для старших братьев будущего отца Зосимы стала карточная игра, непременный атрибут гвардейской жизни, что еще больше вводило в расходы.

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

На другой день после своего прибытия отец Зосима с племянницами отправился в пустынное уединение к старцу Василиску, с которым более года был в разлуке. Оставив лошадь недалеко от его кельи, они пошли пешком. В это время отец Зосима говорил племянницам, как должно поклониться старцу в ноги и просить его молитв и благословения. Подойдя ближе, они увидели этого дивного пустынножителя, сидящего спиною к ним на берегу речки и что-то моющего. Тихо приблизились они, и отец Зосима произнес молитву. Узнав голос друга, тот со словом «аминь», поспешил навстречу. В первое мгновение встречи они оба стали молиться, радостные слезы текли из их глаз. Девицы, стоя поодаль, тоже плакали. После краткой молитвы старцы упали в ноги друг другу и с горячей любовью, рыдая, обнялись. Потом отец Зосима, указывая старцу Василиску на своих племянниц, сказал: «Ты, отче, знал брата моего Илью, это его дочери. Твоими молитвами Господь привел их в жизнь монашескую, поручаю их святым твоим молитвам». В это время он дал знак племянницам, чтобы те поклонились старцу, хотя они сразу же это исполнили, но никак не успели предварить дивного смиренномудрия, ибо старец сам наперед поклонился им в ноги, что их чрезвычайно поразило. Но не одно это. Все, что они здесь в первый раз в жизни увидели, изумляло и трогало их. Маститый старец в худом рубище, на голове у него куколь (едва можно догадаться, что он был когда-то сшит из черного сукна), к нему пришита спереди береста в виде зонтика, для защиты слабых глаз от солнца; вид его был кроток, тих, ласков и весел. Все четверо сели на лугу возле речки. Тогда отец Зосима, желая показать племянницам тайное сокровище пустынной жизни, сказал старцу: «Мы, отче, не обедали, угости нас тем, что у тебя есть». «Простите, – отвечал великий старец, – я, грешный, уже пообедал и ничего не оставил, все съел». Отец Зосима, зная, что старец всегда гораздо позднее обедал, сказал: «Благослови отче, я что-нибудь найду у тебя». Тот не противоречил, и он, позвав с собой племянниц, пошел в келью и показал им все.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По погребении старца Василиска пробыв еще два дня в Туринске, отец Зосима с бывшими при нем сестрами возвратился в Тюмень, но в утешение монастырским оставил с ними Анисью К. как старшую и преданную ему сестру. В бытность же старца в Туринске Васильевы написали с ним два мировых прошения: одно к преосвященному, а другое в Святейший Синод и отправили по почте. Вернувшись из Туринска в Тюмень, старец Зосима через несколько дней выехал с сестрами в Тобольск, и в середине января прибыв туда и остановившись на квартире, ожидал удобного времени видеть владыку. Жизнь отца Зосимы в Тобольске, кончина Тобольского преосвященного и другие происшествия Через несколько времени отец Зосима получил дозволение быть лично у владыки и взял с собою обеих племянниц. Святитель Божий принял их очень благосклонно и сказал: «Жаль мне, старец, что прежде не знал тебя короче, но я не сделал тебе никакого зла, а только следственное дело, представленное мне, переслал в Святейший Синод». Потом владыка, со слезами на глазах обратясь к сестрам (в это время Вера и Маргарита молчали и тихо плакали), сказал: «Поверьте, что я сам жалею вас, безродных, чужестранных в таких молодых летах, но я уже не могу ничего переделать, молитесь Богу и ожидайте решения из Святейшего Синода, Бог вас не оставит». Тогда отец Зосима сказал ему: «Владыка святый, если долго не будет никакого решения, отпустите меня в пустыню, а их на родину». «Нет, – заметил владыка, – они могут идти куда хотят, а тебе до решения никуда нельзя». «И мы не оставим его», – сказали сестры. Тогда отец Зосима испросил благословения жить с ними в Тобольске на квартире. «Благословите, милостивый владыко, – сказал он, кинувшись к ногам преосвященного, – жить нам под вашим покровительством и под вашею защитою, на ваших глазах». Владыка, вероятно, видя, что творящие лукавые дела не приходят к свету, да невидимы будут дела их, а отец Зосима хотел дать ему сведения о себе и о преданных ему сестрах, благословил их, говоря: «Сколько будет от меня зависеть, я желаю вас успокоить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Письмо отца Зосимы к сестрам и определения Священного Синода, исполненные беспримерного благоволения к великому старцу, были первой искрой загоревшегося впоследствии пламени скорбей и гонений. Пробыв один месяц в Москве и собрав четыре тысячи рублей ассигнациями, отец Зосима с племянницами отправился наконец в дальний путь на почтовых прямо в Тобольск. Труден и скорбен был этот путь, но, слава Богу, они прибыли благополучно. К великому удивлению, старец нашел здесь трех сестер своей обители: советницу Васильеву с дочерью и их племянницу, простую солдатскую дочь. Причина их прибытия была неприятная. Получив письмо от старца из Москвы и узнав из него о пострижении его племянниц, они поспешили в Тобольск, с целью до приезда старца испросить у владыки себе пострижение, чтобы вновь поступившие, молодые, прямо из мирской жизни, девицы не занимали высшее их по постригу место в монастыре. Но как далеко разошлись в этом случае желания и мысли тех и других! Смущенные неожиданным приездом отца Зосимы, они уже посовестились привести в исполнение свое намерение. Однако же попросили отца Зосиму, чтобы он их келейную постриг в рясофор, а сами, как бы смиряясь, отрекались, говоря, что для себя этого не желают. Отец Зосима, хотя и понимал, что они думали этим смирить его племянниц, поравняв с ними свою келейную, но с кротостью исполнил их желание. Прибыв же в Тобольск, отец Зосима прежде один явился к новому архиерею, который хотя в увидел его первый раз, но принял весьма благосклонно. В другой раз старец, представив ему своих племянниц, чистосердечно рассказал, по какой причине он решился возложить на них иноческий образ в Москве. Боголюбивый владыка, приняв и их очень милостиво, отечески благословил им носить в монастыре рясофорное одеяние и хотел их приуказить, но отец Зосима упросил отложить это до времени, пока они привыкнут жить в монастыре, точно предчувствуя недолгое их в нем пребывание. Отец Зосима с племянницами и обе Васильевы с келейницею, покрытою, по благословению владыки, рясофором, прибыли в обитель. Добрые сестры изъявили великую радость о возвращении отца своего и оказывали нелицемерную любовь и радушие к его племянницам. Весь тот день был точно великий праздник. Свидание старцев и сила молитв их к утверждению новоначальных

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010