Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Русское церковное пение Церковное пение в Киевской и Московской Руси. Знаменный распев Церковное пение появилось на Руси вместе с христианством, которое стало господствующей религией при князе Владимире. Историческая дата Крещения Руси – 988 год – может считаться официальной датой начала русского церковного пения, хотя отдельные храмы и певцы существовали на Руси и до этого времени. По мнению целого ряда ученых 161 , русское церковное пение произошло от греческого пения путем простой трансплантации греческих напевов на русскую почву и «подгонки» славянских переводов богослужебных текстов под греческую церковную музыку. Вместе с византийским пением, утверждают эти ученые, на Русь пришла и византийская невменная нотация, лишь впоследствии модифицированная и превратившаяся в так называемую «знаменную», или «крюковую», характерную для русского знаменного распева. Появление на Руси греческих певцов тоже связывают с миссией князя Владимира. Протоиерей Василий Металлов полагает, что вместе с принцессой Анной, вывезенной Владимиром из Византии, «прибыл в Киев целый клир греческих певцов, называемый царицыным» 162 . По мнению других ученых, древнерусское церковное пение является продуктом самобытного народного творчества и возникло на русской почве самостоятельно, без внешних влияний 163 . Так считал С.В. Смоленский: «К XI веку, т.е. сейчас, при Крещении Руси, мы уже имели отлично выработанное в знаменах, вполне систематизированное певческое русское искусство, располагавшее весьма внушительным объемом своих книг и мелодиями столь твердыми и народными, что они сохранились живыми до наших дней» 164 . В другом месте Смоленский говорил: «Мы действительно получили через византийцев теоретические основания нашего церковного пения... может быть, мы получили и значительное число напевов, но развили их сами и усовершенствовали мелодическое содержание этого пения и его письменное изложение вполне независимо от византийцев, только своими силами» 165 . Существует также гипотеза И.А. Гарднера о болгарских корнях русской церковной музыки. Согласно этой гипотезе, «сейчас же после крещения Руси и организации церковной жизни в государстве св. Владимира стала преобладать болгарская церковная культура». Как считает исследователь, «богослужебное пение, взятое болгарами от византийцев в конце IX века и разработанное ими, было уже приспособлено к славянскому языку... и к музыкальному чувству южных и восточных славян» 166 . Эта версия основана, в частности, на сообщении Иоакимовской летописи о том, что после своего крещения князь Владимир привез с собой в Киев «перваго митрополита Михаила болгарина суща и иных епископов, иереев и певцов» 167 . Если первый митрополит был болгарином, то и первые певцы могли быть болгарами, а не греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богослужение Зазвонят в церковь – как на пожар беги (25, с.448). Приготовляясь к богослужению, размышлять о домостроительстве Божием (8, с.110). Значение возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа...» Все то, что доступно и что недоступно человеческому уму, принадлежит Богу Триединому (9, с.386). Что показывает высоту и истинность Православия и его богослуже­ния? – Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного устава (4, с.13). Церковные напевы – результат многосотлетнего творчества Положенные для богослужебных песнопений превосходные, изящные, молитвенно-задушевные церковные напевы – результат многосотлетнего церковного творчества – вполне соответствуют их содержанию и, будучи исполняемы, не отвлекают внимания от слов, а приковывают к ним (4, с.15) Церковные распевы В области церковного пения Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных распевов (большой знаменный, малый знаменный, киевский, греческий) и напевов (Киево-Печерской лавры, Глин­ской, Зосимовой пустыни, Валаамского монастыря и т.д. ). Творцами этих распевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков (Святейший Патриарх Алексий I, Слова и речи. М, 1948, с.247). И именно соединение слов с этими «божественными звуками», с возвышенным церковным пением затрагивает самые глубины нашего существа, те стороны, которые были всегда открыты воздействию Божества (Там же, с.15). Что придают богослужению уставное чтение и пение Уставное чтение и пение придает богослужебному чину невыразимую трогательность и задушевность, причем длительность службы становится незаметной и неутомительной. После таких богослужений все верующие выходят из храма молитвенно-одушевленные и исполненные глубокого назидания. Но это бывает тогда, когда богослужение совершается истово и поуставу, чтение бывает раздельное и внятное и пение – с возвышенно-церковными напева­ми. Но очень часто чтение бывает или «борзо» и неблагоговейно, или «дмяся и громогласуя», с «бесчинными воплями» (4 Вселенского Собора 78 прав.), на что обращает внимание и Устав. То же самое замечается и в пении: оно бывает невнятное и торопливое или, наоборот, растянутое. Уже давно в наше богослужение проникло чуждое церковности не молитвенное, а художественно-театральное, искусственное, показное пение, рассчитанное на эффект. Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время концертно-театрального пения нельзя молиться и что оно не настраивает на благоговейную молитву (Там же, с.15–16,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Введение Знаменное пение на Руси повсеместно звучало с начала принятия Христианства до конца XVII века. В середине XVII века в певческом искусстве определилась тенденция к упрощению напевов. В XVIII веке в Богослужение было введено европейское партесное пение. Партесное пение вызывает у верующего чувство эстетического наслаждения, мирской радости. С точки зрения теории музыки подобные переживания вызываются вследствие использования простоты ритма, ладовых тяготений, хроматических тонов, характерных для этой музыкальной системы. Еще на заре Христианства Святой Климент Александрийский призывал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке. Сопоставляя нравственную сущность Христианства с характером грекоязыческой светской музыки, пришел к выводу, что она несовместима с духом Христианства и решительно отрицал ее в Богослужебном обиходе. «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная... Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием, мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений». (Климент Александрийский. Педагог, II, 4). Мысли Святого Климента разделяли Святые Киприан, Епископ Карфагенский (III в.), Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский ( 407г.), и Блаженный Иероним Стридонский ( 420г.). Отцы Русской Православной Церкви высказывались о знаменном роспеве, как о явлении высокой духовной ценности. Преподобный Варсонофий Оптинский о европейской музыке говорил, что она «отвлекает мысль и внимание человека от слов и обращает их к музыке, и потому мешает молитве. Душа молчит. Слышны только сладкие звуки, без смысла, без содержания». Не допускавший влияния светской и языческой музыки, знаменный роспев был устроен таким образом, что ни одна деталь песнопения не должна была обратить на себя внимание, привести в волнение чувственную природу человека. Он основан на гамме, сложенной из соединенных тетрахордов. Последний звук низшего тетрахорда является первым для следующего высшего. Тетрахорд имеет строение: тон-тон-полутон. Роспев записывался с помощью специальных безлинейных знаков, крюков. Мелодизм знаменного роспева – результат интонационно-ритмического отбора, в результате которого были отстранены песенная периодичность, танцевальная упругость, маршевая поступательность. Звукоряд диатоничен, поэтому роспев строг, величествен и бесстрастен. В знаменном роспеве отсутствует понятие тональности, нет ярко выраженных ладовых тяготений. Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняется определенным правилам. В музыкальном строении он имеет наиболее богатое содержание и совершенное выражение теории осмогласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Некоторые мысли о церковном пении. И. М. Т. Церковное пение, как и всякое другое церковное искусство: святые иконы, архитектура или убранство наших православных храмов, своим исполнением должно вызвать благоговейные чувства у молящихся. Оно должно способствовать утишению страстей, душевному успокоению и искренней сердечной молитве. В отличие от светского пения оно должно быть совершенно бесстрастно; иными словами, оно должно быть лишено какой-либо эффектности, действующей эмоционально на молящихся, рассеивающей их внимание и отвлекающей ум от молитвы. На Руси с самых давних времен песнопения на богослужениях исполнялись по строго установленному гласовому кругу. Распевы гласов с течением времени и в зависимости от того, где они пелись, видоизменялись и постепенно вылились в определенные формы, которые впоследствии были записаны на ноты и стали известны как распевы: греческий, большой и малый знаменный распевы, распев Киево-Печерской Лавры и ряд других. Св. Церковь установила для церковного обихода 8 определенных гласов, этим как бы оттеняя характер: торжественный, радостный, скорбный или покаянный – поющихся стихир, тропарей, прокимнов. Глас обычно составлен из 2-х, 3-х, 4-х коротких отдельных музыкальных фраз, повторяющихся по порядку столько раз, сколько потребует длина песнопения, и заключительной фразы. (Исключение составляет большой знаменный распев и некоторые другие распевы, где мелодия распространяется на все песнопение и представляет как бы целое законченное музыкальное произведение с более или менее ярко повторяющимися музыкальными фразами). Такое построение гласа исключает возможность каких-либо эмоциональных эффектов в исполнении песнопений: молитва поется ровным речитативом, и этим достигается спокойное и строгое пение, а однообразие повторяющейся мелодии действует успокаивающе на душу и способствует сосредоточенности молитвы. Можно ли сказать то же о вольных произведениях? Может ли их исполнение оказать то же действие, что и гласовое пение, то есть настроить молящихся на тихую сердечную молитву? Если вольное произведение выдержано в строго религиозном духе и лишено каких-либо музыкально-эмоциональных эффектов, оно несомненно подействует благотворно на сердце и ум молящихся и вызовет у них умиление и искреннюю молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместо предисловия Восточная Греческая церковь , т. е. совокупность всех церквей, в которых богослужение совершается на греческом языке, есть церковь древнейшая, имеющая вдвое продолжительнейшее существование, чем церковь Русская. В первые века христианства она-то глав. обр. и была известна под именем первенствующей церкви, учреждения которой легли в основание всей церкви вселенской. Затем она была не только насадительницей прочих восточных церквей, но некогда и руководительницей их и имела полное многостороннее благоустройство как во всем прочем, так и в богослужебном пении, так что, по её могущественному и широкому влиянию на прочие церкви, имя её во многих случаях может отождествляться с именем церкви вселенской. Наконец, из её истории, книг и богослужебной практики мы можем и доселе извлекать многочисленные и разносторонние уроки, полезные как для упорядочения или исправления богослужебного чина вообще, так для правильной постановки, разработки и уяснения мелодики, ритмики и клиросной практики нашего церковного пения в частности. Пение её доселе представляет собой весьма богатый материал, могущий послужить к расширению наших знаний в области вокального искусства вообще, к уяснению церковных начал в пении, к предупреждению ложных в нем направлений, или же к исправлению в нем ошибок и неправильностей. Затем греческое церковное пение имеет весьма близкое отношение к пению Русской церкви, как его первоисточник и первообраз. Все наши церковные распевы, при всей их многочисленности и разнообразии, имеют в своем основании, в большей или меньшей степени, византийские музыкальные начала. Особенно близкое сродство с византийским пением усматривается в конструкции нашего столпового или знаменного распева, в котором не только главы, но часто и мелодическое движение, и ритм, и украшения, и даже учебная певческая техника и терминология носят на себе явные следы греческого пения. Сверх того, в Русской церкви, во весь многовековой период её существования, греческое пение ясно выделяется из массы напевов и как особое течение, удерживая более или менее точно не только свои особенности, но и название пения греческого. Сюда должно отнести прежде всего пение, заключающееся в древних наших певчих книгах, именуемых Кондакарями; затем группу отдельных песнопений, рассеянных в наших крюковых книгах, особенно со времен царя Uoahha III и его гречанки-супруги Софии Палеолог, с надписаниями „грецкого распева“; далее целую систему больших и малых украшений греческого стиля, оттеняющих наше красногласное пение, и наконец круг церковного пения, утвердившегося на клиросах нашей церкви со времен царя Алексея Михайловича и патр. Никона, – пения известного под именем греческого распева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Закрыть «Как только я увидела детские глаза, вся неуверенность пропала и пришло вдохновение» Беседа с Ириной Болдышевой, регентом хора имени преподобного Иоанна Дамаскина Ирина Болдышева   Игорь Лунев   05:37 29.12.2021 730 Время на чтение 23 минут Источник: Православие.ру Фото: Хор имени преподобного Иоанна Дамаскина Один из самых известных в Санкт-Петербурге церковных хоров носит имя преподобного Иоанна Дамаскина – великого богослова, гимнографа и мелурга Вселенской Церкви, создателя осмогласия. Мелургами называли создателей мелодий церковных песнопений в византийской традиции, а главное направление работы хора и действующей при нем певческой школы – византийское и знаменное пение. Хор этот существует при соборе в честь Владимирской иконы Божьей Матери, и его название связано так же с тем, что в честь преподобного Иоанна Дамаскина освящен нижний храм собора. Хор – неотъемлемая часть истории постсоветского церковного возрождения в России. В прошлом году коллективу исполнилось 30 лет, но из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, празднование перенесено на конец нынешнего года. Хористы и слушатели только готовятся к этому событию. Главное направление работы хора – византийское и знаменное пение О том, чем живет, чем дышит такой большой и сложный коллектив, о кропотливой работе с детьми разных возрастов рассказывает бессменный руководитель хора Ирина Валентиновна Болдышева. – Работать с детьми я не предполагала, хотя уроки педагогической практики в консерватории меня увлекали. Я была композитором и органистом. С середины 1980-х годов начала ездить в Псково-Печерский монастырь. Милостью Божией несколько раз мне довелось беседовать с приснопамятным  старцем Иоанном (Крестьянкиным) . В ответ на вопрос: «Как мне использовать мое образование, чтобы послужить Церкви?», – прозвучали неожиданные слова: «Вы будете с детьми. Как это будет хорошо!». Вскоре в Петербурге появились две первые воскресные школы – при Александро-Невской лавре и при вновь открывшейся церкви Владимирской иконы Божией Матери. На Пасху 1990 года, совпавшую с Благовещением, к несказанной радости верующих людей Петербурга во Владимирском храме совершилось первое богослужение. Здесь, оставив свою научную деятельность в области астрономии, начал совершать священническое служение приснопамятный протоиерей Николай Беляев, впоследствии старший священник Свято-Иоанновского ставропигиального монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/29/kak_to...

Русская церковная музыка – это незабываемые встречи Образ Богородицы «Клиросная» Образ Богородицы «Клиросная» Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была на вечерних богослужениях и десять раз – на литургии и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви. За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как регента, меня в первую очередь интересовала церковная музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии сложилось представление о том, что в русской церкви поют единообразно, потому мне и захотелось рассказать о многообразии русского церковного пения. Если в Японии в основном используется обычный обиход, то в России можно услышать и византийское пение, и знаменный распев, причем последний – как в традиционном, так и в современном переложении. В кафедральных соборах крупных городов России церковное пение обычно совершается на высокопрофессиональном уровне: ведь здесь часты архиерейские богослужения и сам чин службы воспринимается как образец для остальных приходов. Я побывала на литургии в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и на всенощном бдении в московских Сретенском и Свято-Даниловом монастырях. В Александро-Невской лавре пели два хора: мужской на балконе, а женский – на клиросе справа от иконостаса. Почти все храмы Петербурга построены в пышном византийском стиле с величественными куполами, поэтому «Херувимская» Бортнянского очень органично воспринималась именно при таком расположении двух хоров в соборе. Свято-Данилов монастырь – старейший в Москве. Правый и левый хор стояли за массивными колоннами, расположенными в центре Троицкого собора. Каждый певчий праздничного мужского хора пел сильным и густым голосом. По словам регента хора Георгия Сафонова, «со времени крещения Руси церковное пение было уделом профессионалов. Очень важно, чтобы певчие воспринимали свое участие в богослужении именно как работу».

http://pravoslavie.ru/687.html

Большинство напевов, известных нам, записаны в более позднее время, когда вполне установилась знаменная система. Это так называемые мелодии знаменного распева. Название это происходит от изображения мелодий знаками, называвшимися знаменами, крюками, столпами. Слово распев следует отличать от напева. Распев -совокупность мелодий известного происхождения и характера, тогда как напев означает ту или другую группу частных мелодий данного распева. Знаменный распев – коренной и древний уставный распев Русской Церкви. Постепенное развитие его можно проследить непрерывно от XI века. Система записи мелодий безлинейными знаками – крюками или знаменами была единственным способом записи церковных напевов. Старообрядцы-беспоповцы до сих пор пользуются в своем пении книгами с знаменной нотописью. Знаменная нотация древнейших русских певческих книг есть нотация греческая, но с течением времени замечается переход византийской нотации в совершенно русские крюки или знамена. Уже к концу домонгольского периода, то есть к началу XII века, русский шрифт обретает своеобразие. Число рукописей домонгольского и монгольского периодов весьма незначительно. Как звучали напевы того времени неизвестно, так как нотные знаки того времени также не расшифрованы. Текст певческих книг только славянский. Греческие слова или тексты встречаются редко, по-видимому они исчезли, когда иерархия стала исключительно русскою. Нам неизвестны мелодии раннего периода, но имеются сведения о существовании церковно-певческих школ, конечно, не в смысле учебных заведений, а как частное обучение у мастера-певца. Церковный певец, стоявший на клиросе, имел учеников, вот они и составляли школу пения. Первый Митрополит Русской Церкви – Михаил, греческий подданный, разъезжая по Руси, везде «устроял» клирос, то есть приготовлял церковных певчих. Певчих сперва выписывали из Византии. Так «Степенная книга» говорит, что при Ярославе Мудром (XI век) были призваны три греческих певца с семьями. Эти певцы должны были упорядочить дело церковного пения в Киеве. «Степенная книга» называет их пение «ангелоподобным», кстати, упоминая, и о «красном» (то есть красивом) «демественном» (византийском, придворном) пении. В роде Владимира Святого замечается любовь к церковному пению. О княжиче Борисе, убитом по приказу Святополка, рассказывается, что последние часы своей жизни он провел в пении псалмов. Дочь Ярослава – Анна, бывшая замужем за французским королем Генрихом I, устроила в Киеве женскую школу, где учили пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. В контексте исторического развития древнерусской музыки песенное оформление культового ритуала достигло наивысшего расцвета во второй половине XVII в. Это выразилось прежде всего в составлении уникального репертуара песенного чинопоследования годичного круга богослужения. Все виды певческих традиций, отражающие прошлое и настоящее русского профессионального хорового искусства, а также произведения новых форм и направлений впервые сошлись на клиросе «в славу Божию, и в похвалу благочестивым царем, и великим святителем в церковное украшение и в сердечное умиление человеком» 1018 . Сохранившиеся чиновники свидетельствуют, что в этот период на певческом клиросе чередуясь звучали следующие виды одноголосных и многоголосных песнопений: знаменный роспев – основной и древнейший вид русского одноголосия; греческий, болгарский, киевский, черниговский и другие роспевы местного происхождения; демественный роспев – византийская традиция пения; строчное многоголосие – ранняя форма русской полифонии; партесное многоголосие – западноевропейская хоровая традиция. Приведем примеры. В чиновнике новгородского Софийского собора 1645 г. имеются указания на одноголосные роспевы знаменный, новгородский и демественный, а также на строчное многоголосие мсхжовской и новгородской традиций. На Умовение рук дьяконам и певчим предписано исполнять стихиры на «Господи воззвах» знаменного роспева 1019 . 5 ноября на праздничном богослужении в честь святых мучеников Галактиона и Епистимии «обедню поют певцы строчную новгородскую» 1020 . В шестой день ноября «на преставлении преподобного игумена Варлаама Новгородского чудотворца, иже на Хутыни... поются праздничные стихиры демественного роспева» 1021 . В седьмой день – на службе «Собора св. Михаила» указано исполнять песнопения строчного многоголосия московского «перевода» 1022 . Еще до официального принятия русской православной церковью в 1668 г. партесного многоголосия, перенесенного с украинских земель, указания на этот вид пения, наряду с традиционными роспевами, появляются в различных служебниках. В частности, такие предписания находим в «Книге записной облачением и действу великого государя святейшего Никона за 1655–1658 гг. Например, песенное чинопоследование Рождества Христова предлагало следующий репертуар: «С нами Бог... греческого перевода..., а стихеры... знаменные, слава и ныне... греческого перевода, а стиховну... на глас, а припевы на 9-й песни и светилен пели по-гречески, а хвалитные стихеры и славник знаменной пели протопоп с братьею, а славословие пели киевское певчие с подьяки» 1023 . Как видим, в данном предписании чередуются четыре вида пения: «греческий перевод» – русская обработка греческого роспева; «по-гречески» – тот же тип роспева, но на греческом языке, а возможно и оригинальная греческая мелодия с исоном 1024 ; «знаменное» пение – одноголосие знаменного роспева; «киевское» – партесное многоголосие.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010