6. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул «Вологодский и Кирилловский». 7. Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». 8. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. 9. Образовать в пределах Вологодской области Вологодскую митрополию, включающую в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. 10. Главой Вологодской митрополии назначить Преосвященного Вологодского и Кирилловского Игнатия.   ЖУРНАЛ 95 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Уржумской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Уржумским и Омутнинским избрать иеромонаха Леонида (Толмачева), насельника Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Леонида (Толмачева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 96 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 22 сентября 2014 года.   ЖУРНАЛ 97 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшемся заседании Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 30 августа 2014 года.   ЖУРНАЛ 98 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшихся заседаниях Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

В 1998 г. Московская торгово-промышленная палата учредила почетную награду «Дарственное подношение имени Ивана Калиты», состоящую из свидетельства, золотого значка с профилем И. Д. и серебряной фигуры И. Д. на постаменте. В 2006 г. она была передана в ГММК в честь 200-летия со дня создания музея. Наградной крест ордена Ивана Калиты, к-рый вручается правительством Московской обл., также содержит изображение И. Д. в центральном медальоне. И. Д. представлен в совр. станковой живописи, напр. на картине новосибир. худож. А. М. Смолина «Свт. Петр и Иван Калита». Лит.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Рис. 17; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 36-37, 57, 81, 86, 102; Гос. Рус. музей: Живопись XVIII - нач. XX в.: Кат. Л., 1980. С. 216, 239; Щукина Е. С. Два века рус. медали: Медальерное искусство в России, 1700-1917 гг. М., 2000; Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII - нач. XX в.: Очерки. М., 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004; Гос. Ист. музей: [Альбом]/Отв. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2006; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6: Остермановский 1-й т. Ч. 1; Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и проч. замечательные вещи из колл. М. Н. Бардыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233; Беляев С. А. Митр. Петр и перенесение места жительства митрополитов в Москву//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 57, 60; Коновалов И. В. Первая колокольня св. Руси//Там же. С. 90. М. В. Басова Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/469776.html

В 1392 г., после установления мира между Ягайло и Витовтом, реальная власть в Великом княжестве Литовском перешла к последнему. Г. С. поначалу поддержал Витовта и даже участвовал в походе на Витебск против Свидригайло . Здесь смоленский князь дал клятву верности Витовту, к-рый подтвердил его права на Смоленск. Однако вскоре произошел разрыв, причиной к-рого стал захват Г. С. оршанских волостей, к-рые он раздал своим боярам. Изменение позиции Г. С. по отношению к Витовту, по-видимому, стало следствием укрепления отношений смоленского князя с рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем , на дочери к-рого Г. С. женился, вероятно в нач. 90-х гг. XIV в. Витовт передал Смоленск Глебу Святославичу, а Г. С. выделил Рославль. В 1395 г. среди многочисленных сыновей Святослава Иоанновича началась борьба за перераспределение владений в неподвластной Литве части Смоленского княжества. Возможно, в поисках поддержки в этой борьбе Г. С. отправился к кн. Олегу Рязанскому. Пока он отсутствовал, 28 сент. 1395 г. Витовт захватил Смоленск, взял в плен всех находившихся здесь во главе с Глебом Святославичем местных князей и поставил в городе своих наместников. «Литовская метрика» в 40-х гг. XV в. сообщает о том, что по настоянию Витовта со Смоленской кафедры был удален свт. Михаил . 6 апр. 1396 г. во епископа Смоленского был хиротонисан Насон, хиротонию возглавил митр. Киприан . В 1396 г. в Смоленск на встречу с Витовтом приезжал вел. кн. московский Василий I Димитриевич , в 90-х гг. поддерживавший дружественные отношения со своим тестем. Зимой 1395/96 г. Витовт послал рать во главе с кн. Лугвенем (Семёном), разорившую рязанские земли. После поражения 12 авг. 1399 г. на р. Ворскле войск Витовта от ордынцев хана Темир-Кутлуя и эмира Едигея власть литов. вел. князя на рус. землях ослабла. В битве на Ворскле погибли соперники Г. С. за власть в Смоленске - литов. наместник кн. Ямонт (Иоанн) и Глеб Святославич. К 1400 г. упрочились дружеские связи смоленского князя с московским вел. кн. Василием I, брат к-рого звенигородско-галичский кн.

http://pravenc.ru/text/164465.html

среди высшего монашествующего духовенства 308 . В послании к дьяку Мисюрю-Мунехину старец Филофей восстаёт против мер, которые приняты были правительством по случаю свирепствования в Пскове моровой язвы и которые состояли в том, что на дорогах устроены были кордоны, что дома опустевшие запечатывались, что священникам запрещаемо было ходить к больным и что тела умерших не были погребаемы на кладбищах при церквах, а были вывозимы далеко за город. Порицая принятые меры и в особенности запрещение ходить священникам к больным для их предсмертного напутствования святыми тайнами, старец поучает дьяка, что моровая язва есть обнаружение гнева Божия, которому не должно и напрасно сопротивляться человеческими мерами 309 . Остающийся неизвестным по имени монах адресовал царю Ивану Васильевичу, между 1547 и 1551 годами, послание, в котором увещевает государя искоренить между высшими боярами и в монашествующем духовенстве злое беззаконие – содомский грех и в котором напоминает ему, что нет у Русских истинного крестного знамения по существу 310 . Послания второго, указанного выше, класса или частного характера сохранились до настоящего времени: от преподобного Кирилла Белозерского, от преподобного Нила Сорского и от преподобного Иосифа Волоколамского 311 . От преподобного Кирилла сохранилось нашего класса послание к брату великого князя Василия Дмитриевича, удельному князю Звенигородско-Галичскому Юрию Дмитриевичу. У князя лежала в тяжкой болезни супруга, и он послал преподобному Кириллу милостыню, прося молиться за больную. В благодарственном послании за милостыню, преподобный Кирилл поучает князя смотреть на постигшее его несчастье, как на проявление Божия к нему милосердия и человеколюбия, которое призывает его к покаянию в грехах. Увещевая князя сделать это последнее, преподобный говорит, что кто творит милостыню и велит молить за себя Бога, а сам не отстаёт от своих неподобных дел, тому нет никакой пользы от его милостыни, и Господь не благоволит на приношения такого человека. Выражая своё твёрдое упование, что Бог воздвигнет княгиню от одра болезни в случае усердного и покаянного обращения к Нему его – князя, преподобный увещевает последнего не скорбеть и тогда, если бы Бог позвал его супругу к Себе. Ибо – говорит он – это должно понимать так, что ради её добродетели Господь хочет упокоить её от этой маловременной и болезненной жизни в оном нестареющем блаженстве. (Значительная часть нашего послания посвящена решительному отговору князя от предполагавшегося им путешествии к нему – Кириллу, ибо посещение князя, как прямо он изъясняет последнему, доставило бы ему похвалу человеческую, а последней по причине её крайней опасности для монаха, он хотел – как тоже прямо говорит – всемерно бежать. К этой части послания мы возвратимся, когда будем характеризовать преподобного Кирилла как представителя монашества) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4. Воишелк во второй раз, 1270. 5. Тройден, 1270–1283. 6. Витень или Витенес, 1283–1315. 7. Гедимин, сын или брат Витеня, 1315–1341. 8. Евнутий, сын Гедимина, 1341–1345. 2. Максим, 1283–1305 г. 3. Св. Петр, 1308–1326 г. 4. Феогност, 1328–1353 г. В 1303-м году поставлен отдельный митрополит галицкий, неизвестный по имени, который (вероятно) умер около одного времени с Максимом и после смерти которого кафедра митрополии опять была закрыта. В 1316–1317-м году поставлен особый митрополит литовский, по имени Феофил, кафедра которого (вероятно) была закрыта при поставлении в митрополиты всея России Феогноста. В 1331-м году была открыта не на долгое время митрополия галицкая. В 1337–1338-м году снова была открыта митрополия галицкая, закрытая потом в 1347-м году. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 18. Иван Иванович, 1353– 1359. 19. Дмитрий Константинович (суздальский), правнук Андрея Ярославовича, 1360–1362. 20. Дмитрий Иванович Донской, 1362–1389. 21. Василий Дмитриевич, 1389–1425. 22. Василий Васильевич Темный, 1425–1433. 23. Юрий Дмитриевич (звенигородско-галичский), сын Донского, 1433. 24. Василий Васильевич во второй раз, 1434. 25. Юрий Дмитриевич во второй раз, 1434. 26. Василий Юрьевич Косой, сын предыдущего, 1434. 27. Василий Васильевич в третий раз, 1434–1446. 28. Дмитрий Юрьевич Шемяка, сын Юрия Дмитриевича, 1446. 9. Ольгерд, брат предыдущего, 1345–1377. 10. Ягайло или Ягелло, сын Ольгерда, 1377–1386 (с 1386-го года, под именем Владислава II, король польский). 11. Скиригайло, брат предыдущего, 1386–1392. 12. Витовт, сын Кейстутия, брата Ольгердова, 1392–1430. 13. Свидригайло, брат Ягайла, 1430–1432. 14. Сигизмунд, брат Витовта, 1432–1440. 15. Казимир, сын Ягайла, 1440–1492 (с 1447-го года и король польский). 5. Св. Алексий, 1354–1378. 6. Михаил Митяй, нареченный митрополита. 1378–1379. 7. Киприан, 1381–1382. 8. Пимин, 1382–1385, 1388– 1389. 9. Дионисий, нареченный митрополит, 1384–1385. 10. Киприан во второй раз, 1390–1406. 11. Фотий, 1408–1431. 12. Исидора, 1436–1441. 13. Св. Иона, 1448–1461.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета. 27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день – протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нес послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В 1924 году за ревностное и усердное служение отец Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 году возведен в сан протоиерея, а в 1930 году награжден палицей. В 1931 году власти арестовали его и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха. По возвращении протоиерея Георгия в 1933 году из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 году протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году – митрой. 27 ноября 1937 года власти арестовали его. Следователь спросил священника:

http://fond.ru/kalendar/1369/georgiy/

Но этому воспрепятствовали случившиеся обстоятельства великого князя. Мы сказали выше, что брат Василия Дмитриевича Юрий Дмитриевич звенигородско-галичский заключил в 1425 году мир с Василием Васильевичем, признав его великим князем и отказавшись от своих прав на великокняжеский престол, который было предъявлял. В 1431 году Юрий Дмитриевич возвратил племяннику свои крестоцеловальные грамоты к нему, приняв намерение ехать в Орду, чтобы добиваться под ним у хана великого княжения. С совершенной вероятностью предполагают, что Юрий Дмитриевич решился возобновить свои искания в виду смерти деда и сильного защитника Василия Васильевича Витовта, которая имела место в конце 1430 года 823 . С не меньшей вероятностью нужно предполагать, что имела влияние на решимость Юрия смерть и другого защитника Васильева – митрополита Фотия, который в 1425 году принудил его к миру грозой церковного отлучения и который мог прибегнуть к последнему и во всякое другое время. Как бы то ни было, но спустя полтора месяца после смерти Фотия, в Успеньев день 1431 года, Василий Васильевич должен был отправиться в Орду и возвратился от хана в Москву победителем дяди не ранее Петрова дня следующего 1432 года. Только после этого возвращения и могло быть приступлено к избранию кандидата в митрополиты. Когда именно совершено было избрание, остаётся неизвестным. Но вообще его нужно относить к пространству времени второй половины нашего 1432 года. Избран был, как мы отчасти дали знать выше, епископ рязанский и муромский св. Иона 824 . В одном из позднейших посланий в Константинополь Василий Васильевич уверяет относительно избрания Ионы, что он совершил его, сгадавши со своею братией с русскими великими князьями и с поместными князьями и с литовской земли господарем – великим князем и со святителями своей земли и со всеми священниками и духовными людьми и общежителями (иноками) и пустынными отшельниками – со святыми старцами и со своими боярами и со всей своей землёй – со всем Православным христианством 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

284 ...у сынов своих – у Васильа, у Юрья и у Ивана... – Во время Куликовской битвы Василию (будушему великому князю московскому Василию Дмитриевичу) было девять лет, Юрию – шесть лет. Василий Дмитриевич, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича, занимал великокняжеский стол с 1389 по 1425 г. Продолжал объединительную политику отца и деда. Второй сын великого князя Дмитрия Ивановича – Юрий Дмитриевич (1374–1434), с 1389 г. князь звенигородско-галицкий, в 1433 и 1434 гг. дважды занимал московский великокняжеский стол. 286 И слышано бысть, сиирчъ высокых, Рахиль же есть, рыдание крпко, плачющеся чяд своих... – Здесь основной текст повести инкрустирован вставкой из апокрифического «Слова на Рождество Христово ο пришествии волхвов» и не всегда ясен; ср. в апокрифе: «...гласъ в Рам слышанъ бысть, сирчь въ высокихъ, Рахили, плачющися чадъ своих...» (в апокрифе это место восходит к Иер. 31:15 ). Совпадение с текстом апокрифа продолжается до слов: «...пагуб вашей». Слова «сиирчь высокых» – толкование географического названия «в Рам», читающегося в апокрифическом тексте, – в переводе опускаем. 289 ...от преподобнаго игумена Сергиа... – От Сергия Радонежского, основателя, а впоследствии игумена Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра в г. Сергиев Посад). См. «Житие Сергия Радонежского» и коммент. к нему в наст. т. 292 ...аки аспида нкаа... – Аспид и ехидна – греческие наименования ядовитых змей – нередко употреблялись в средневековой письменности как нарицательные обозначения злых и коварных людей. 294 ...в самый празник Госпожинъ... – Госпожин день в данном тексте – праздник Рождества Богородицы. 295 ...до третиаго часа. – Β Древней Руси счет часов начинался с восхода солнца. Поэтому первый час в зависимости от времени года и восхода солнца по современному исчислению времени мог соответствовать различному времени: с трех часов ночи до восьми часов утра. Так как события происходили в сентябре, то три часа дня в Древней Руси – это около восьми часов утра по современному времяисчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010