Неоднократно поднимался вопрос о создании в Китае и Маньчжоу-Го единого Дальневосточного митрополичьего округа. На совещании архиереев во главе с Сербским Патриархом Варнавой в 1935 г. было принято решение о создании такого округа, однако дальневосточные иерархи эту инициативу не поддержали. 228 Вопрос о создании округа на Дальнем Востоке вновь был поднят спустя несколько лет. После нарушения связей с Зарубежным Синодом и при необходимости решать многие вопросы на месте этот вопрос стал особенно важен. Дальневосточные иерархи считали, что создание единого управления и единого центра облегчит взаимоотношения с властями, а также поможет решить внутренние проблемы. В качестве православного русского центра в Китае предлагался Пекин. Однако архиепископ Пекинский Виктор (Святин) отнесся к этой идее отрицательно. Соглашаясь признать архиепископа Мелетия представителем Дальнего Востока, архиепископ Виктор считал образование округа преждевременным. Отчасти для укрепления своего положения 27 декабря 1938 г. он перенес из Шанхая в Пекин совет Русской православной миссии. 229 Округ так и не был образован, хотя архиепископ Мелетий Архиерейским Собором 1939 г. был возведен в сан митрополита. 230 В конце октября 1939 г. состоялось совещание, в котором приняли участие митрополит Мелетий, архиепископ Нестор, епископы Димитрий, Ювеналий и Иоанн, а также протопресвитеры Петр Рождественский и Михаил Филологов. Участники совещания приняли решение просить Архиерейский Синод благословить создание на Дальнем Востоке единого митрополичьего округа. Однако против вновь выступил архиепископ Виктор. В результате Архиерейский Синод отказался от создания округа, а состоявшееся совещание объявил не имеющим соборного авторитета. 231 Таким образом, в период войны епархии РПЦЗ в Китае и Маньчжоу-Го остались независимыми друг от друга. И все же японские оккупационные власти повлияли на административное положение русского православия. Под давлением местной администрации Русская духовная миссии была вынуждена передать Харбинской епархии свои храмы в Маньчжоу-Го и Квантунской области. 3 июля 1942 г. совещание архиереев в составе митрополита Мелетия, архиепископов Виктора, Нестора, епископов Димитрия и Ювеналия приняло решение передать десять объектов (приходы в Мукдене, Синьцзине, Гирине, Дайрене, подворья миссии в Харбине, Хайларе, Маньчжурии, женскую общину в Какакаси, а также два военных кладбища) в ведение Харбинской епархии. Все назначения и перемещения клириков, как и все делопроизводство, теперь принадлежали харбинскому священноначалию. Но совещание все же подчеркнуло, что передача этих объектов не означает упразднения миссии в пределах Маньчжоу-Го и Квантунской области. Имущество продолжало принадлежать миссии, ей же принадлежали доходы от свечной торговли. Имя начальника миссии поминалось на этих приходах после имени митрополита Мелетия. Оговаривалось, что это решение подлежит утверждению Архиерейского Синода РПЦЗ после восстановления общения с ним. 232

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , управляющий делами  Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , епископ Талдыкорганский Клавдиан , наместник главы Казахстанского митрополичьего округа в Чимкентской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев), благочинный приходов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликиского г. Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери пос. Боролдай Алма-Атинской области игумен Филарет (Петроченко), ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, настоятель храма Богоявления Господня г. Алма-Аты протоиерей Валерий Шаврин, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, ключарь Вознесенского кафедрального собора, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, благочинный Илийского округа Астанайской епархии протоиерей Александр Зырянов, настоятель храма мучеников Космы и Дамиана г. Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков, руководитель информационно-издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Талгар Алма-Атинской области протоиерей Владимир Барташевич, настоятель храма Богоявления Господня с. Маловодное Алма-Атинской области протоиерей Николай Ткаченко, настоятель храма Иоанна Предтечи пос. Гульдала Алма-Атинской области протоиерей Георгий Харлов, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, духовенство Астанаской епархии. Диаконский чин возглавили протодиакон Николай Гринкевич и руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин.

http://patriarchia.ru/db/text/5970239.ht...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 141. Подлинник. 569. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову преподавательской корпорации Царскосельского женского училища Духовного ведомства 6 апреля 1917 г. Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения корпорация Царскосельского женского училища Духовного ведомства в полном своем составе приветствует в Вашем лице первого председателя Совета министров, волею народа поставленного во главе Временного правительства. Да поможет Всевышний возглавляемому вами правительству объединить вокруг себя народные силы для окончательной победы над врагом и ведения дорогой Родины по светлому пути добра, права и истинной свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1.Д. 153. Л. 67. Подлинник. 570. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства Серогозского благочиннического округа Таврической губернии 6 апреля 1917 г. Съезд духовенства Серогозского благочиннического округа Таврической губернии в собрании своем 6 апреля постановил приветствовать новое правительство и выразить полную готовность всеми способностями проводить в жизнь высокие принципы свободы, равенства и братства. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 145. Подлинник. 571. Телеграмма Временному правительству духовенства благочиннического округа Нижнеудинского уезда Иркутской епархии 7 апреля 1917 г. Духовенство благочиния округа 796 Нижнеудинского уезда Иркутской губернии, собравшись [под] флагом свободы, единогласно приветствует Временное правительство на пути устроения Русской жизни на началах демократического строя. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 99. Л. 196 а. Подлинник. 572. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства 36-го благочиннического округа Томской епархии 7 апреля 1917 г. Мы, духовенство 36-го [благочиннического] округа Томской епархии, приветствуем новое правительство в лице вашем, Михаил Владимирович. Готовы дать все свои силы на служение великому идеалу свободы и праву. Надеемся, [что] с помощью Божией при изменении тяжелых условий прежнего строя пойдем рука об руку с родным народом на новых свободных началах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем в изложении третьей теории проводится мысль, что окружной суд будет не что иное, как собор. Здесь говорится: „Сохранится то существенное необходимое свойство окружного суда, без которого решения этого суда не могли бы иметь канонической силы для епархий округа. Состоя из уполномоченных от епархиальных архиереев округа, под председательством старейшего уполномоченного от Св. синода, окружной духовный суд будет действительно образом и подобием тех окружных соборов, на которые в древней Церкви собирались епископы церковных округов, а иногда присылали своих уполномоченных и на которых под председательством старейшего архиерея в округе, или митрополита, решали судебные и другие дела, касавшиеся их епархий.» – Невозможно согласиться, чтобы проектируемые окружные суды были образом и подобием окружных соборов древней Церкви. Окружные соборы древней Церкви, как изъяснено и в самой теории, состояли из епископов округа под председательством митрополита. А окружные суды, которых держатся изобретатели теории, будут состоять из пресвитеров под председательством викарного или другого архиерея. Если мы произвольно назовем викарного архиерея равным митрополиту, а пресвитеров – равными епархиальным епископам округа, то этим еще решительно не сделаем предполагаемый окружной суд ни образом, ни подобием древних окружных соборов. Не было ни одного древнего окружного собора с таким составом лиц, т. е. чтобы окружной собор под председательством какого-нибудь епископа, а не митрополита округа, состоял из одних пресвитеров. Древние окружные соборы, правила которых приняты Православною церковью во всеобщее обязательное руководство, Анкирский, Гангрский, Антиохийский, Лаодикийский, Сардикийский, и проч., состояли исключительно из епископов, и подписей пресвитерских под деяниями и правилами этих соборов нет. Епископы, принадлежащие к округу, по причине болезни, или старости действительно иногда вместо себя посылали на соборы подчиненных им пресвитеров и даже диаконов. Но это стало известно довольно поздно, было в виде редкого исключения, а не в виде общего правила, как предполагают сделать изобретатели теории, и не было ни одного случая, чтобы на окружном соборе присутствовал из округа только один архиерей, а все прочие прислали вместо себя пресвитеров, или диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Почетной грамоты губернатора Ставропольского края были удостоены: благочинный Светлоградского церковного округа, настоятель собора святителя Николая Чудотворца г. Светлограда протоиерей Иоанн Лещина; благочинный Дивенского церковного округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Дивное протоиерей Георгий Чекрыгин; благочинный Изобильненского церковного округа, настоятель собора Преображения Господня г. Изобильного протоиерей Сергий Рыбин; настоятель храма Архистратига Божия Михаила с. Малые Ягуры иерей Владислав Сулейманов; настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря г. Ставрополя игумения Иоанна (Лихоманова). Далее перед присутствующими выступила председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева. Почетными грамотами Комитета были награждены: председатель регионального отделения Союза православных женщин матушка Наталья Моздор; координатор епархиального приюта «Мамины руки» Лариса Оганян; координатор акции «Корзина доброты» (г. Невинномысск) матушка Светлана Ксенофонтова. С приветственным словом обратилась депутат Государственной Думы ФС РФ Елена Бондаренко. Почетными грамотами депутата были награждены: настоятель храма великомученика Димитрия Солунского с. Петропавловское Арзгирского округа иерей Олег Беловод; настоятель храма святителя Митрофана Воронежского с. Бурлацкое Благодарненского округа иерей Николай Лукьянов; настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана г. Благодарного протоиерей Алексий Егоров; благочинный Буденновского церковного округа, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Буденновска протоиерей Ириней Лукьянов. Слово для оглашения приветственного адреса от депутатского корпуса Думы Ставропольского края было предоставлено руководителю фракции всероссийской политической партии «Единая Россия» в краевой Думе Юрию Гонтарю. Также к присутствующим обратились иерархи, прибывшие в Ставрополь на юбилейные торжества: митрополит Ростовский Меркурий и митрополит Екатеринодарский Григорий. Они поздравили с памятной датой и пожелали процветания и духовной крепости всем присутствующим. От лица выпускников семинарии в архиерейском достоинстве и архиереев Ставропольской митрополии выступил архиепископ Пятигорский Феофилакт.

http://patriarchia.ru/db/text/6026826.ht...

10. По соглашению Великой церкви, болгарского духовенства и народа имеет быть, для определения круга деятельности областного синода, особый устав, о всяком изменении которого испрашивается предварительное согласие патриарха и его синода. 11. Правила о монастырях вселенского патриарха (ставропигиальных) остаются неприкосновенными. 12. Если в каких церквах болгарского округа богослужение совершается на греческом, а в других на славянском языке, – то этот порядок остается и на будущее время, если прихожане не пожелают заменения одного другим. 13. Духовенство болг. округа вполне подчинено местному архиерею; оно поминает на литургии его имя, наказывается и судится им. 14. При избрании вселенского патриарха митрополиты болгарского округа, как лица избирательные и избираемые, пользуются правами одинаковыми с правами остальных митрополитов престола. 15. Митрополиты и епископы болг. округа, живущие в Константинополе по своим или епархиальным делам, соблюдают те же формальности, как и другие архиереи престола. 16. Митрополиты болгарского округа, находясь в Константинополе, допускаются к участию в богослужении и на заседание в синоде по приглашению патриарха. 17. Светские представители болгарского округа, находясь в Констаптинополе, приглашают в собрания патриарха. 18. Великая церковь торжественным синодальным актом освободит низверженных архиереев от наказания за то, что они перестали поминать имя патриарха, если они сознают свое заблуждение и дадут обещание сообразоваться со всеми вышеизложенными постановлениями. Прав. Об. 1869 г. июльск. кн. ПО– 113. 427 Там же стр. 454– 460. Стран. 1871 г. апр. кн. Хрон. 48– 54. – Письмо Геннадия велесского, и граждан воденской епархии, также отказывавшихся от подчинения конст. патриарху, напеч. в Прав. Об. 1871 г. янв. кн. Изв. и Зам. 23– 25. Несколько позже представители андрианопольский (во Фракии), ирилепский, битольский, сересский (в Македонии) также письменно просили (19 авг. 1871 г.) тур. министерство отчислить их от ведомства греч. патриархии к экзархату болгарскому, ссылаясь на 10 § фирмана, и жалуясь на то, что греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Архиерейский Собор 2011 г. внес в Устав Русской Православной Церкви дополнительную главу «Митрополичьи округа» (IX I), определяющую статус М. о. и регламентирующую их деятельность. В ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви, принятом Архиерейским Собором 2013 г., XIII глава имеет название «Митрополичьи округа». В ней говорится, что «решения о создании или упразднении Митрополичьих округов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором», что «решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Митрополичьих округов». Судами высшей инстанции для М. о. являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора. Согласно Уставу, высшая власть в М. о. принадлежит его Синоду под председательством главы М. о. В состав Синода М. о. входят все епархиальные и викарные епископы округа. Проекты Устава М. о., внутреннего положения о М. о., а также проекты изменений, проекты уставов епархий округа, приходов, монастырей, духовных школ и иных канонических подразделений, а также изменений, вносимых в эти документы, Синод округа «представляет на усмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха Московского и всея Руси». Свои журналы Синод М. о. представляет Свящ. Синоду, и они утверждаются Патриархом. Архиерей, возглавляющий М. о., и др. епархиальные и викарные епископы округа избираются Свящ. Синодом и назначаются указом Патриарха. Имя архиерея, возглавляющего округ, возносится за богослужением во всех храмах М. о. вслед за именем Патриарха Московского и всея Руси. «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Митрополичий округ, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом c последующим утверждением Архиерейским Собором». М. о. получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. Ист.: Устав Русской Православной Церкви//Собрание документов Русской Православной Церкви. М., 2013. Т. 1: Нормативные док-ты. С. 23-90. Лит.: Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 20122. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению

http://pravenc.ru/text/2563396.html

Москвы. В настоящее время епархиальные координаторы, ответственные за участие церковных организаций в различных грантовых программах, назначены в 143 епархиях, расположенных в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Благодарить основателей Международной грантовой программы " Православная инициатива " , а также членов исполнительной дирекции одноименного грантового конкурса за многолетние труды. 3. Благодарить руководство и членов Единого экспертного совета за организацию экспертной работы конкурса, разработку системы мониторинга и оценки проектов, поступающих на конкурсной основе для получения финансирования в рамках Международной грантовой программы " Православная инициатива " . ЖУРНАЛ 120 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: " Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси " . ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 11 декабря 2018 года 43-66). ЖУРНАЛ 121 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: " Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси " . ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 29 сентября 2018 года 60 (444) – 89 (473) и от 24 ноября 2018 года 90 (474) – 107 (491)). ЖУРНАЛ 122 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.

http://religare.ru/2_116930.html

  ЖУРНАЛ 6 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 20 декабря 2018 года 48-64). 2. Отметить, что вопрос об утверждении дат соборных памятей епархиальных святых или святых Митрополичьего округа (журнал Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа 64 от 20.12.2018 г.) может быть рассмотрен после изучения в Синодальной комиссии по канонизации святых в установленном порядке, для чего следует направить соответствующее ходатайство Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.   ЖУРНАЛ 7 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об организации управления в Патриаршем Экзархате Западной Европы. Справка: Священный Синод в своем заседании от 28 декабря 2018 года учредил Патриарший Экзархат Западной Европы с центром в Париже (журнал 105). Основные нормы, касающиеся управления Экзархатами, определены главой XIII Устава Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить «Внутреннее положение о Патриаршем Экзархате Западной Европы» . 2. Упразднить ставропигиальный статус Николаевского прихода и прихода святой великомученицы Екатерины в Риме, включив их в состав приходов Московского Патриархата в Италии.   ЖУРНАЛ 8 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об учреждении епархий и организации управления в Патриаршем Экзархате Юго-Восточной Азии. Справка: Священный Синод в своем заседании от 28 декабря 2018 года учредил Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре (журнал 106). Основные нормы, касающиеся управления Экзархатами, определены главой XIII Устава Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с учреждением Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии образовать следующие епархии, включив их в состав упомянутого Экзархата:

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

Постоянные округа были десятинничьи. До половины XVI в. эти округа состояли из: а) определенной территории, б) десятинника и в) повременного съезда духовенства, составлявшего соборы. Десятинники назначались архиереем и не только из духовных, но и из светских лиц. Такой порядок, отчасти, сохранялся и после запрещения Стоглава до Никона. Обязанности и права десятинника состояли в следующем: 1) в собирании податей с церквей и духовенства, 2) в рассылке по церквам грамот, получаемых от церковной и светской власти, 3) в отправлении правосудия в своем округе. За отправление своих обязанностей десятинники получали особый сбор – десятинничий. Повременные соборы духовенства (святительские) не были строго и точно организованы во всех епархиях. Духовенство. время от времени, собиралось в главной церкви (соборная – собор) своего округа для обсуждения текущих дел. Где общественная земская жизнь была сильнее развита (Новгород, Псков) – там соборы составлялись довольно часто, были действительным выражением церковно-общественной жизни и состояли не только из духовенства, но и из мирян, представителей от общин. В половине XVI-ro века устройство десятинных округов получило больше определенности. По определению Стоглава, а затем инструкций патриархов, устройство округов имеет такой вид. Пределы округа были точно определены епархиальной властью. В состав округа входили: 1) собор или съезды духовенства, 2) десятинник, 3) поповский староста и 4) закащик, которые все вместе составляли одно учреждение. Соборы происходили, обыкновенно, в главной церкви округа ежегодно, в первых числах сентября – из священников и диаконов. На соборах выбирали поповских старост и закащиков, принимали венечные сказки и т. п. Десятинник назначался из настоятелей монастырей и священников. На обязанности его лежало: 1) созывать духовенство на съезды, 2) принимать в них участие, 3) наблюдать за исполнением своих обязанностей, 4) следить за правильным отправлением суда на десятинных дворах, 5) за исправным поступлением церковных сборов, 6) рассылать грамоты, присылаемые от епархиальной власти, 7) производить распоряжение по церквам в случае особенных обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010