Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Никитич Некрасов (15.10.1872, г. Можайск Московской губ.- 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи псаломщика. В 1887 г. окончил Звенигородское ДУ, в 1893 г.- Вифанскую ДС. В 1894 г. поступил учителем и воспитателем в Московское уч-ще им. принца П. Г. Ольденбургского, затем по собственному прошению был определен учителем в церковноприходскую школу в с. Старофроловский Ям (ст. Ям) Подольского у. Московской губ. В 1895 г. был рукоположен во иерея и назначен священником к ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Холм Звенигородского у. Московской губ. В 1902 г. переведен к Ильинскому храму в с. Ильинская Слобода близ Можайска. Состоял членом совета благочиния 1-го благочиннического округа Можайского у. (1910-1913), являлся помощником благочинного (1911-1915). В 1915 г. назначен 2-м священником в можайский соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца. К. организовал Можайское общество трезвости, вел работу среди крестьян. Был награжден церковными властями набедренником (1905), скуфьей (1908), камилавкой (1913), наперсным крестом (1915). 3 марта 1921 г. К. стал настоятелем можайского Никольского собора. 5 февр. 1923 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 13 июля того же года приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 2 годам ссылки в г. Берёзов Тюменской губ. После возвращения из ссылки стал служить в ц. в честь Покрова Божией Матери в с. Алексине Можайского у. (с 1929 в составе Рузского р-на Московской обл.). 20 авг. 1930 г. К. был вновь арестован и заключен в камеру при Рузском отделе ОГПУ. Обвинялся в контрреволюционной деятельности. Отказался признать себя виновным. На допросе заявил: «Мой авторитет держится не на том, что я иду против власти, а потому, что я поступаю как истинный христианин. Разве в этом есть какое-либо преступление против законов власти и человечества?» 25 сент. того же года приговорен Особой тройкой ОГПУ по Московской обл. к 3 годам ссылки в Казахстан, отбывал срок в г. Семипалатинске. По окончании ссылки в 1933 г. вернулся в Можайск священником в ц. во имя прор. Илии.

http://pravenc.ru/text/1842012.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Священноисповедники Петр Розанов и Павел Любимов С вященноисповедник Петр родился в 1864 году в селе Андреевском Звенигородского уезда Московской губернии в се­мье священнослужителя Феодора Розанова. В 1887 году Петр окончил Московскую Духовную семинарию и 4 января 1888 года был рукоположен во священника и служил в храме святых бессреб­реников Космы и Дамиана в селе Меткино Подольского уезда Московской губернии. 24 февраля 1903 года отец Петр был назна­чен духовником священнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда. В 1919 году он был награжден наперс­ным крестом и вскоре возведен в сан протоиерея. Священноисповедник Павел родился 15 января 1871 года в селе Легчищево Серпуховского уезда Московской губернии в семье церковнослужителя Гавриила Любимова. В 1886 году Павел окон­чил Перервинское духовное училище и с 1890 года служил псалом­щиком в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Меткино Подольского уезда Московской губернии. 5 июня 1916 года он был рукоположен во диакона к этому храму. В феврале 1929 года рабочие кирпичного завода в Белых Стол­бах решили похоронить в церковной ограде, прямо напротив алта­ря храма, рабочего, бывшего при жизни одним из самых активных безбожников в Меткине. Пока они рыли могилу, вокруг них собрались возмущенные жители села. «Зачем коммуниста у алтаря храма хороните?! Здесь хоронить таких не место! Это безобразие – хотят хоронить без священника!» – кричали собравшиеся. И, отобрав у рабочих лопаты, они выгнали их за ограду храма. Власти не вызвали тогда священника и диакона для допроса, так как все по­нимали, что священнослужители здесь ни при чем. К концу 1929 года усилилось гонение на Русскую Православ­ную Церковь, и сотрудники местного ОГПУ стали собирать сведения о церковно- и священнослужителях в Меткине, обвиняя их в том, что они «собираются тайно... обсуждают мероприятия и как лучше провести свои цели, направленные против советской влас­ти, колхозного строительства деревни и других мероприятий». В 1929 году священник Петр Розанов, придя на перевыборное собрание сельсовета, не хотел уходить. В результате, по мнению властей, агитации священника, диакона и старосты храма наме­ченные коммунистами кирпичного завода кандидаты в члены сельсовета были отведены, а вместо этого предложены другие – и в частности, церковный староста.

http://fond.ru/kalendar/143/petr/

Сидоровское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1648 г. при князе Ф. Ф. Волконском была построена деревянная Никольская церковь. В 1680 г. тщанием владельца села кн. А.Д. Щербатова на новом месте возведен «каменный шатровый» храм, со стенной и сводчатой росписью, и превосходным вызолоченным иконостасом. В 1812 г. храм подвергся разорению и осквернению. В 1890-х гг. стараниями священника отца Иоанна и купца А. И. Болховитина, церковного старосты, храм был перестроен и расширен в своей трапезной части с устройством приделов: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В то же время в церкви установили новый иконостас с позолотой и изящной резьбой, он был украшен ценными ризами. Тогда же появилась каменная ограда с металлической решеткой. Освящение храма происходило очень торжественно: в присутствии митрополита Московского, 72 священников Звенигородского округа и многочисленных гостей. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. Церковное кладбище подверглось осквернению. В 1991 г. Никольский храм возвратили верующим. В настоящее время храм восстановлен, действует воскресная школа, благотворительная столовая, библиотека, выходит ежемесячная приходская газета. Особо чтимые святыни: икона свт. Николая и Боголюбская икона Божией Матери. Справочник-путеводитель " Подмоскоье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Церковь св. Николая Чудотворца в сельце Сидоровском, принадлежавшем князю Ф.Ф. Волконскому, была построена около 1648 г., деревянная, шатровая. Первое сведение о новопостроенной Николаевской церкви имеется в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1648 г. «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облесова да старосты поповского Григория прибыла вновь церковь Николы Чудотворца в вотчине князя Федора Федоровича Волконского, в селе Сидоровском, дани 9 алтын с деньгою, десятильничих и заезда гривна». За последующие 1649-87 гг. церковь писалась в тех же приходных книгах под Загородскою десятиною.

http://sobory.ru/article/?object=04786

Патриарший наместник Московской епархии освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковной деревне Никольское 13 ноября 2018 г. 14:07 11 ноября 2018 года  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  совершил великое освящение Богородице-Рождественского храма деревни Никольское Рузского района Московской области и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была восстановлена в рамках программы Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Его Высокопреосвященству сослужили викарий Московской областной епархии епископ Серпуховской Роман , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный Рузского церковного округа протоиерей Игорь Лепешинский, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), благочинный Звенигородского церковного округа протоиерей Николай Курдов, благочинный Каширского церковного округа протоиерей Валерий Сосковец, настоятель Богородице-Рождественского храма протоиерей Петр Григорьев, клирики Рузского благочиния. Богослужебные песнопения исполнял хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. В храме молились вице-губернатор Московской области — руководитель администрации губернатора Московской области М.М. Кузнецов, исполняющий обязанности главы Рузского городского округа Д.В. Шведов, его заместитель О.М. Лобанов, директор Рузского кадетского корпуса В.Г. Доброскоченко, сотрудники администрации Рузского городского округа, многочисленные прихожане и паломники. За Литургией владыка Ювеналий рукоположил Михаила Кабанова в сан диакона. По окончании богослужения с приветственным словом к собравшимся обратился протоиерей Игорь Лепешинский: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры! Дорогой владыка, мне радостно приветствовать Вас сегодня в этом возрожденном, полностью восстановленном храме. Я хочу поблагодарить Вас за высокое доверие, которое Вы оказываете нашему благочинию. Уже два храма восстановлены с помощью епархиального Благотворительного фонда, и заканчиваются работы в третьем храме. Такое доверие предполагает большую ответственность за результат, потому что в возрождении этого храма участвовал не только фонд, но и все наше благочиние, и администрация. Было очень трудно, но все совершается по воле Божией. Силами благочиния мы должны были сделать иконостасы для этого храма. Мы понимали, что на средства, которые у нас были, хорошо это сделать не получится, но в мае позвонил отец Михаил и сообщил, что есть средства, которые можно использовать на отделку иконостасов. Все это было промыслительно, потому что мы смогли сделать иконостасы, за которые не стыдно.

http://patriarchia.ru/db/text/5301084.ht...

Никольский храм (Сидоровское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм (Сидоровское). Небольшой пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней, построенный на средства князя А.Д. Щербатова. В трапезной, выстроенной вновь в 1895-1898 гг., приделы Боголюбской Богоматери и Павла, патриарха Константинопольского (ныне Александра Невского). Закрыт в 1937 г., с годами пришел в запустение. Открыт в 1991 г., отремонтирован с элементами реконструкции. Освящен великим чином 28 апреля 2012 г. Содержание История [ править править код ] Деревянную шатровую церковь во имя святителя Николая Чудотворца построил в селе Сидоровское в 1648 г. князь Ф.Ф.Волконский. Новый владелец села, князь А.Д.Щербатов, в 1680 г. на новом месте возвел храм «каменный шатровый» со стенной и сводчатой росписью, превосходным пятиярусным вызолоченным иконостасом. В Отечественную войну 1812 г. храм подвергся разорению и осквернению наполеоновской армией. Само здание значительно выгорело. В 1866 г. при священнике Стефане Наумове заменили колокола. В 1891 г. священник Иоанн Муравьев открыл в церковной сторожке школу грамоты, ставшую в 1892 г. церковноприходской. Он же собрал при храме библиотеку из нескольких тысяч томов. В 1898 г. стараниями отца Иоанна и церковного старосты, почетного гражданина России, купца А.И.Болховитина, храм был перестроен, сделан «теплым» и расширен в своей трапезной части приделами в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного князя Александра Невского (в честь победоносного завершения освободительной войны на Балканах в 1878 г., а также по случаю отмены крепостного права в России). В храме установили новый иконостас с дорогой позолотой и изящной резьбой, с обновленными иконами, украшенными ценными ризами. Тогда же появилась каменная ограда с металлической решеткой. В ее пределах находилось обширное кладбище. Освящение храма проходило в присутствии Митрополита Московского, всех 72-х священников Звенигородского округа и многочисленных гостей.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм прп. Сергия Радонежского в звоннице Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря 10 сентября 2021 г. 12:26 9 сентября 2021 года, в четверг седмицы 12-й по Пятидесятнице, день памяти преподобного Пимена Великого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского в звоннице Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. По чину великого освящения при сооружении престола в его основание были заложены мощи священномученика Николая Любомудрова, пресвитера (†1918), внутрь антиминса помещены мощи священномученика Владимира Четверина, пресвитера (†1918). Его Высокопреосвященству сослужили наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Звенигородского церковного округа протоиерей Николай Курдов, братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Саввино-Сторожевской обители (регент иеромонах Спиридон (Салтыков)). После сугубой ектении митрополит Феогност вознес молитву об избавлении от вредоносного поветрия. Затем было совершено заупокойное моление о приснопамятном Патриархе Московском и всея Руси Пимене . По окончании Литургии владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом. Храм преподобного Сергия Радонежского устроен во втором ярусе монастырской звонницы — уникальной по компоновке трехшатровой постройки с башней-часозвоней (1652-1654 гг.). Звонница расположена к северу от собора Рождества Божией Матери и примыкает с юга к трапезной палате. Первоначально церковь была освящена в честь Святой Троицы, переосвящена в честь преподобного Сергия Радонежского в 1825 году. В советское время помещения храма использовались находящимся на территории монастыря санаторием Министерства обороны, затем в храме была размещена экспозиция Звенигородского музея. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5841539.ht...

Кузьмадино. Церковь Космы и Дамиана. Козьмодемьянская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана Село Кузьмадино на берегу р. Колокши, в двух километрах от Юрьева-Польского, ещё в начале XX в. Называлось Козьмодамианское. Это одно из древнейших поселений Суздальской области, оно основано в XIII-XIV в.в. В XIV в. Козьмодамианское по документам значилось вотчиной князей московских. Димитрий Тоаннович Донской (1350-1389) духовной грамотой от 1389 г. завещал село сыну Юрию Димитриевичу (ок. 1374-1434), удельному князю Звенигородскому, в 1433 и 1434 г.г. великому князю московскому. Великий князь Василий Васильевич духовной грамотой от 1462 г. завещал село супруге, Марье Ярославовне (ум. 1484). В 1597 г. село было пожаловано Троице-Сергиевому монастырю, во владении которого оставалось до 1764 г. Потом оно было в ведении Коллегии экономии. В грамотах XIV и XV в.в. Козьмдамианское, или Кузмодемьянское, называется село, что указывает на существование уже тогда храма. В патриарших отказных книгах за 1612 г. сказано: «В селе храм Козьма и Дамьян, а у церкви поп Сидор, да крестьянских 7 дворов, бобыльских 4 двора…». В 1803 г. усердием прихожан вместо деревянной церкви построена каменная, с каменной колокольней. Главный храм освящён во имя Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана, придельный теплый – во имя Святителя Николая Мирликийского. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика.С 1893 г. в селе существовала церковно-приходская школа. К Козьмодамианскоой церкви в 1829 г. была приписана Тоанно-Богословская (деревянная, построенная заново в 1866 г.) с. Колокольцева (Родионово тож), уничтоженная в советское время. Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005, стр.122-123 Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 53. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Кузмадино Юрьев-Польского района Александровского округа. 19/157. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что граждане села Кузмадино на своем общем собрании вынесли постановление о закрытии указанной церкви и о передаче ее под культурно-просветительные цели - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать последнюю в ведение сельсовета для использования в соответствии с желанием населения. Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума 29 от 05 марта 1930 г. § 31. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 39. Комментарии и обсуждение Церковь бесхозная, без кровель, состояние аварийное. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02698

4 апреля 1922 года проходило изъятие церковных ценностей в храме святых апостолов Петра и Павла. В июне – начале октября 1922 года протоиерей Сергий был членом Московского епархиального управления, которое в этот период находилось в руках обновленцев. В качестве члена Московского епархиального управления он присутствовал на собрании духовенства третьего отделения Замоскворецкого сорока. В условиях обновленческой смуты отец Сергий был поначалу в числе тех, кто признал обновленческое Высшее Церковное Управление. 19 июля 1922 года по поручению обновленческого Высшего Церковного Управления отец Сергий выступал на благочинническом собрании священноцерковнослужителей второго округа Звенигородского уезда. Собравшиеся под председательством благочинного протоиерея Виноградова постановили «...единогласно присоединиться к резолюции московских столичных благочинных и обратить внимание ВЦУ на необходимость сохранения неизменности догматов веры и основных канонов Церкви... Считать необходимым скорейший созыв Всероссийского Церковного Собора». Однако, когда отец Сергий разобрался в истинной сути и источниках обновленческой смуты, он отошел от обновленцев и занял но отношению к ним непримиримую позицию. В феврале 1924 года протоиерей Сергий, стоявший во главе православной общины, организовал активное сопротивление общине «Союза церковного возрождения», захватившей церковь Петра и Павла. Он подавал апелляцию заместителю наркома юстиции и даже сдал группу обновленцев, начавших переоборудовать храм по своему вкусу, в отделение милиции, так что обновленческий «епископ» Антонин (Грановский) вынужден был оправдываться. Отец Сергий с прихожанами организовали охрану храма. Когда явились обновленцы, то были заперты внутри, и отец Сергий привел к храму милицию, которая потребовала прекращения работ и препроводила участников в отделение для составления протокола, пообещав вернуть отцу Сергию ключи от храма. В связи с этим 22 февраля Антонин написал на отца Сергия в Московский Совдеп донесение, которое заканчивалось словами: «Возрожденческая община просит Отдел управления принять меры к ликвидации махаевщины и содействия ей ко вступлению и пользованию храмом соответственно обряду “Союза возрождения”».

http://fond.ru/kalendar/1287/sergiy/

В томе присутствует статья об Украинской Православной Церкви Константинопольского Патриархата, организатором и руководителем которой является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Констатируется, что в настоящее время после создания ПЦУ КП данная организация все в большей степени маргинализируется. Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархате, включавшем в 1921–1990 гг. епархии РПЦ в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине. Особое значение имеет статья про Украинскую Православную церковь (УПЦ) Московской Патриархии, учрежденную 31 янв. 1990 г. вместо существовавшего в 1921–1990 гг. Украинского Экзархата РПЦ. На декабрь 2022 г. в УПЦ имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря. Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Интересно, что происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии РПЦ, состоящей из трех епархий. Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии. В 70-й том вошли материалы об Улан-Удинской и Бурятской епархии РПЦ, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской и Забайкальской епархии; Уманской и Звенигородской епархии УПЦ; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской и Ниспоренской епархии Православной Церкви в Молдове; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской и Ахтырской епархии РПЦ; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской и Омутнинской епархии РПЦ; Урюпинской и Новоаннинской епархии РПЦ, Усманском викариатстве Липецкой и Задонской епархии; Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии РПЦ; Уфимской епархии РПЦ; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 — дек. 1864). Последняя статья станет бесценным подспорьем для всех занимающихся румынской историей.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

Усадьба Успенское находилась во владении семьи Полуэктовых до конца XIX столетия. В 1890 году новым владельцем имения был уже дворянин Владимир Алексеевич Семёнов, служивший мировым судьёй в Подольске. Главный дом его усадьбы, флигели и оранжерея были разобраны в 1920-е годы. Дочь Семёнова Мария Владимировна в 1903 году вышла замуж за Сергея Николаевича Нахимова - родственника знаменитого адмирала. От Марии Владимировны Нахимовой, которая посетила бывшее имение отца в 1950-х годах, стало известно одно любопытное предание, связанное с Успенской церковью. В детстве она будто бы слышала от прихожан, что храм расписывал некий талантливый крепостной, у которого не было обеих рук. Каким-то удивительным образом он ухитрился использовать кисти и другие художественные инструменты без помощи рук и в итоге создал прекрасные росписи, по которым невозможно было догадаться, что рисовал инвалид. Большую роль в истории Успенского прихода в XIX столетии сыграл многолетний настоятель церкви отец Михаил Лавров. В 1894 году газета Московские церковные ведомости сообщала о том, что в селе Успенском торжественно отмечалось пятидесятилетие его служения. После литургии священник села Рудина В. А. Смирнов произнёс речь, в которой отметил столь долгий срок его службы. Во всём приходе Успенской церкви только два человека были крещены его предшественником, а все остальные независимо от возраста - батюшкой Михаилом. Михаил Георгиевич Лавров родился в селе Лукино Звенигородского уезда в 1824 году. После окончания учёбы в Московской духовной семинарии в возрасте 20 лет он уже был рукоположен в священный сан, и стал служить в Успенской церкви села Бобарыкина Подольского уезда. С 1867 по 1882 годы отец Михаил был благочинным округа, а с 1885 года стал духовником Шебанцевского благочиния. В 1892 году священник был организатором в селе Бобарыкино-Успенское церковно-приходской школы, в которой сам же бесплатно и проводил занятия. Само же здание школы было построено на средства Варвары Сергеевны Семёновой, супруги дворянина Владимира Алексеевича Семёнова, депутата Дворянского Собрания Подольского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=02063

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010