Что касается Сечи – ее Россия до поры не трогала. Но в 1708 году украинский гетман Иван Мазепа, до того 21 год верно служивший России, заключил изменнический договор с королем Швеции Карлом XII. Опрометчиво подписалась под этим договором и Запорожская Сечь в лице кошевого атамана Константина Гордиенко. Швеция показалась казакам более сильной, нежели молодая Россия, в результате возле Полтавы на стороне Швеции собирались сражаться восемь тысяч запорожцев – правда, они так и не успели вступить в битву. Узнав о предательстве казаков, Петр Первый отправил на разорение Сечи три полка под командованием полковника Петра Яковлева. Помогал Яковлеву полковник Игнатий Галаган, один из немногих казачьих начальников, оставшихся верным Петру Первому после измены Мазепы. Большинство запорожцев находились под Полтавой и поэтому, когда Сечь осадили русские полки, исход дела был предрешен. Обе стороны пленных не брали – захваченных противников безжалостно убивали, конвоировать их было некуда. 11 мая 1709 года Сечь была взята и сожжена, 156 атаманов и казаков было казнено на месте. Уцелевшие запорожцы откочевали вниз по течению Днепра и основали новую – Каменскую Сечь. Но и ее в 1711 году разрушили русские войска. Тогда запорожцы основали третью – Алешковскую Сечь, чуть выше устья Днепра, на территории Крымского ханства, что давало некоторую безопасность от русских войск. Для демонстрации лояльности запорожцы даже официально приняли протекторат крымского хана. Какое-то время пересидели в Алешковской, а в 1728 году казаки возродили Каменскую Сечь. Шестью годами позже запорожцы обеих Сечей переселились на место древней Чертомлыцкой Сечи (сейчас– в окрестностях Никополя. – С.О.). Возникла последняя или предпоследняя Сечь – Новая, или Подпольненская. Главным поводом к ее основанию стал манифест императрицы Анны Иоанновны об амнистии запорожцам. Казакам разрешили восстановить внутреннее самоуправление, хотя Сечь не имела права самостоятельно вести дипломатические отношения с другими государствами.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

Жилец — уездный дворянин, временно живущий при государе и состоящий на воинской службе. Житые люди — в древнем Новгороде особое сословие горожан, занимавших промежуточное положение между местными боярами и простолюдинами — «черными людьми». Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) — русский поэт и переводчик. Один из создателей русского романтизма. Автор баллад «Людмила» и «Светлана», повести «Вадим Новгородский», стихотворного переложения «Слова о полку Игореве», переводов произведений Гомера, Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Забойник (правильно: прибойник) — артиллерийское приспособление в виде цилиндрического утолщения на конце длинной рукояти. Забойник использовался при зарядке гладкоствольных орудий с дула. Забряцать (др. — рус.) — зазвенеть, загреметь чем-либо. Заговенье — последний день перед постом, когда можно употреблять в пищу мясо, молоко, молочные продукты. Заиконоспасская академия — см. Славяно-греко-латинская академия. Запорожская Сечь — военное объединение днепровских казаков, которое существовало в XVI–XVIII веках за Днепровскими порогами. Название происходит от наименования главного казачьего укрепления — «Сечи», основанного на острове Томаковка, и перенесенного сначала на остров Хортицу, а затем на остров Базавлук. До 1654 года Запорожская Сечь представляла собой своеобразную казачью «республику» с выборным главой — кошевым атаманом и выборным советом — сечевой радой. Сечь делилась на курени. После вхождения Украины и Запорожской Сечи в состав России днепровские казаки принимали участие в русско-турецких войнах, выставляя от 20 до 30 тысяч воинов. Так называемая «Старая Сечь» была ликвидирована в 1709 году после перехода запорожцев и гетмана Мазепы на сторону шведского короля Карла XII. Часть казаков, переселившись на территорию Крымского ханства, основали Алешкинскую Сечь. Лишь в 1734 году русское правительство разрешило алешкинским казакам вернуться в Россию и поселиться в районе устья рек Базавлук и Подпольная. Там была создана «Новая сечь», окончательно ликвидированная Екатериной II в 1775 году после подавления крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Часть запорожцев ушли в Турцию. Из оставшихся было сформировано Черноморское казачье войско, переведенное впоследствии на Кубань.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В середине I тысячелетия здесь поселились славяне-моравы. В IX–X веках Моравия существовала как Великоморавская держава. С 1526 по 1918 годы она находилась в составе австрийского государства Габсбургов. Историческая столица — город Брно. Запорожская Сечь — военное объединение днепровских казаков, которое существовало в XVI–XVIII веках за Днепровскими порогами. Название происходит от наименования главного казачьего укрепления — «Сечи», основанного на острове Томаковка. До 1654 года Запорожская Сечь представляла собой своеобразную казачью «республику» с выборным главой — кошевым атаманом и выборным советом — сечевой радой. После вхождения Украины и Запорожской Сечи в состав России днепровские казаки принимали участие в русско-турецких войнах, выставляя от 20 до 30 тысяч воинов. Так называемая «Старая Сечь» была ликвидирована в 1709 году после перехода запорожцев и гетмана Мазепы на сторону шведского короля Kapлa XII. Орден Белого Орла — один из старейших польских орденов, существовавший с 1325 года. Император Александр I, присоединив Польское царство к России, принял под свое покровительство и орден Белого Орла и стал награждать этим орденом поляков. В 1831 году орден был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи. Орден имел одну степень. Орденская лента была синего цвета. Орденский девиз: «За Веру, Царя и отечество». Орден святого Станислава — польский орден, существовавший с 7 мая 1765 года, был учрежден польским королем Станиславом Понятовским в память его небесного покровителя. После присоединения Польского царства к России император Александр I начал награждать этим орденом поляков. В 1831 году он был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи. Орден имел четыре степени, а с 1839 года — три степени. Орден первой степени был со звездой. Орденская лента была красного цвета с двумя белыми продольными полосами по краям. Орденский девиз: «Награждая, поощряет». Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1879  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Об этой «находке» у меня вышла отдельная книга под названием «Духовное Запорожье на Афоне». Это название не мной придумано – так называли свой скит «Черный Вир» сами запорожцы, о чем стало известно из архивных документов и свидетельств тех времен. – Казаки всегда выбирали необычные названия… – Самое интересное, что в этой обители насельниками в основном были бывшие запорожские казаки. В архивах также удалось найти документы, в которых подтверждается, что старец Григорий приезжал с Афона на Запорожскую Сечь и подбирал себе здесь послушников, наиболее склонных к благочестию и молитвенному уединению. Это отдельная страница нашей духовной истории и культуры. О казачестве говорится много, в последнее время это модно, стали даже приписывать ему то, чего никогда не было. Неоязычники и оккультисты за последние лет десять наплодили немало мифотворчества, будто бы запорожские казаки были «язычниками», «магами», «волхвами», «характерниками». Все это высосано из пальца и не имеет подтверждения в исторических документах и летописях. Нельзя забывать, что наши предки – казаки прежде всего одной из главных своих целей считали борьбу за православную христианскую веру. Если ты не был православным, ты не мог поступить на Запорожскую Сечь. Сначала должен был отречься от другой религии, принять крещение, исповедать верность православному христианству, а уж затем тебя могли принять в казаки. Причем национальный признак роли не играл – принимали на Сечь не только украинцев, но и татар, и поляков, и евреев, и других; главным был вероисповедный признак. Во имя защиты православной веры они отдавали свои жизни и наша земля обильно полита кровью этих борцов за отеческую веру, против угрозы ислама или польского католицизма. Безусловно, казачество было разнородной массой, среди которой не все были склонны к благочестию, были разные. Но было и немало таких, что имели склонность к молитвенному и благочестивому образу жизни. Сохранилось немало свидетельств, как многие из них уединялись на отдаленных пасеках, в лесных чащах и днепровских плавнях, где ставили небольшие часовенки и проводили время в постах и молитвах. Не нужно забывать, что для той эпохи религиозность была характерной чертой общества.

http://pravoslavie.ru/89783.html

В России Вишневецкий получил во владение Белёвское княжество, а его люди были верстаны поместным окладом в верховьях Дона. При поддержке русских войск во время походов на Крымское ханство Вишневецкий обосновался на Монастырском о-ве (в пределах совр. Днепропетровска). В 1562 г. он начал здесь строить новые укрепления, в 1563 г. Вишневецкий вернулся на службу к кор. Сигизмунду II Августу . Окончанию строительства З. С. на Монастырском о-ве помешала смерть Вишневецкого во время похода в Молдавию. Постройки были незначительными, поэтому большинством исследователей они не считаются З. С. После о-ва М. Хортица З. С. размещалась в следующих местах: на о-ве Томаковка - с 60-х гг. XVI в. до 1593 г., на о-ве Базавлук - в 1593-1638 гг., на мысе Никитин (Микитин) Рог - в 1638-1652 гг., на р. Чертомлык - в 1652-1709 гг., на р. Каменке - в 1709-1711 гг., в урочище Алёшки - в 1711-1734 гг., на р. Подпильной - в 1734-1775 гг. (Новая Сечь), в устье Дуная - в 1775-1828 гг. (Задунайская Сечь). В июне 1572 г. кор. Сигизмунд II издал указ о создании отрядов реестровых казаков на королевской службе (в 1572 их число составляло 300 чел., в 1578 - 600, в 1590 - 1 тыс., в 1625 - 6 тыс., в 1630 - 8 тыс., в 1649 - 40 тыс. чел.). Реестровые казаки должны были отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений укр. крестьян и в походах на Москву и в Крым. Реестровые казаки были приравнены к мелкой шляхте и получали плату за службу. Гетман реестровых казаков именовался «гетман Его Королевского Величества Войска Запорожского». Кор. Стефан Баторий начал выдачу земельных пожалований и льгот реестровым казакам. Первым земельным владением, дарованным реестровым казакам, был г. Трахтемиров (Терехтемиров) с мон-рем и землями до Чигирина. Трахтемиров стал центром реестровиков, здесь размещались арсенал, госпиталь и приют для инвалидов. В Трахтемировском монастыре, принадлежавшем реестровому казачьему войску с 70-х гг. XVI в., находили приют и запорожцы; мон-рь был разрушен поляками в 1664-1665 гг.

http://pravenc.ru/text/182605.html

В нашем городе храма не было. Мама рассказывала, что меня крестили в одном из сел района. Много лет спустя я ездил в это село, чтобы получить справку о Крещении, но, конечно, ни священника, совершившего надо мной таинство, ни архивов не оказалось. Да, думаю, и не было никаких архивов в то время, потому что рискованное это было дело – хранить данные о людях, которые доверились священнику. Родом я из легендарных мест. Это места славы моего народа. Здесь, рядом с селом, в котором жила моя бабушка, кстати сказать, сама глубоко верующий человек, находилась Базавлуцкая Сечь. Одна из многих стоянок украинского казачества. Рядом с городом – Чертомлыцкая Сечь. А уже позже возникла и известная Запорожская Сечь. Совсем рядом с домом, всего в нескольких километрах от нас, была найдена знаменитая скифская находка – золотая Пектораль. Все детство, сколько себя помню, эта находка будоражила наше детское любопытство, и вряд ли кто-то из нас избежал лихорадки кладоискательства. Даже взрослые не были исключением. Так история входила в нашу жизнь. Золотая Пектораль – А как вы пришли к вере? – Моя семья изначально не была религиозной. Первые религиозные переживания были связаны с бабушкой: я помню, как бегал от нее вокруг стола и дразнил ее тем, что приговаривал: «Бога нет». А потом со страхом смотрел на икону Спасителя, Который держал какой-то шарик в руке, а другой рукой словно грозил пальцем мне с иконы. Это помню. Следующее воспоминание уже значительно позже, в школе. Одноклассница принесла старинную Библию в школу. Почему и зачем, я уже не помню. Но помню, что я взял ее домой. Может быть, она и принесла ее в школу для меня. Так вот, из всех книг, что я успел бегло просмотреть, мне понравился больше всего Екклесиаст. А моя мама любила читать и знала на память большое количество стихов. В доме всегда были сборники поэзии. Старший брат писал очень хорошие стихи. Было у нас довольно много книг на разные темы. Мама с подругами обменивалась стихами, записывала их в тетрадку. Вот в этой тетрадке я и прочитал однажды максимы Ларошфуко. Они мне до сих пор нравятся. Краткие, едкие и точные. Не знаю, почему, но Екклесиаст, с его пессимизмом: «Суета сует, все суета» и краткостью, сразу мне напомнил Ларошфуко. И я переписал всего Екклесиаста от руки в похожую тетрадку.

http://pravoslavie.ru/138966.html

Какой русский не любит Сечь? Мне было 15 лет, когда я приехала на Украину — одна и без документов вообще… 14 марта, 2014 Мне было 15 лет, когда я приехала на Украину — одна и без документов вообще… О свободолюбии и конформизме украинцев — Надежда Кеворкова. Я люблю Украину . Очень. Украина породила лучшее, что было в нашей общей истории — Запорожскую сечь, символ воли и вольницы. Сам сечевой дух православного народа восстал — и как это можно не любить? На Украине всякое стихотворение звучит как высшая поэзия. Там разговор людей похож на песню. А песня похожа на церковную службу. Народная, украинская песня, не из телевизора и не с эстрады. А в церкви там — сосредоточенно и сурово, и каждый там — один. Хорошо, когда с Богом, но один, без людей. Как на Страшном суде. На Украине все мягче, добрее — люди, нравы, речь, земля, погода, природа. Когда ты влетаешь в украинскую жизнь с московским ускорением, на тебя смотрят с сочувствием, как на инопланетное тело. Украинцы знают, что через некоторое время тебя отпустит, и ты станешь почти как нормальный человек. Мне было 15 лет, когда я приехала на Украину — одна и без документов вообще. Я ехала в экспедицию, и начальство ее специально три раза мне повторило, что поезд придет вечером, и автобуса нужно подождать до утра — просто посидеть на лавочке на вокзале. Но я увидела отходящий автобус, вскочила в него и прибыла в маленький городок затемно. Там не было вокзала, и я пошла гулять по тихим провинциальным советским улицам, без преступников, насильников и фонарей, разглядывая аккуратные хатки, уютные огоньки в окнах, ромашки в палисадниках. Украинская ночь была тиха, безмятежна и совершенно прекрасна. Первый же милиционер всплеснул руками, повел меня в отделение, позвонил моей маме. И своей тоже. Моя мама подтвердила, что я еду по делам, и это нормально, а его мама, охая, повела меня к себе в хату ночевать. Утром меня накормили невероятной яичницей с невероятными помидорами, продолжая охать. Приехала машина, правда из другой экспедиции, и тоже охая, отвезла меня куда следовало.

http://pravmir.ru/kakoj-russkij-ne-lyubi...

После перехода Крымского ханства под протекторат России (по условиям Кючук-Кайнарджийского договора) угроза татарских набегов была ликвидирована. Перестала представлять угрозу и стагнирующая Польша. Вследствие этого Запорожская Сечь утратила своё предназначение военно-оборонительного рубежа. Принципиально важным было также и то, что, в отличие от Донского Терского, Яицкого и других казачеств, Запорожское не было привязано к земле, хозяйству и семьям. Запорожцам было запрещено обременять себя семьей и хозяйством, они вели походный образ жизни, а все имущество, полученное в набегах, шло на прокормление вольницы. Это было чисто мужское военное содружество, насчитывавшее 60 тысяч человек41. Поскольку запорожцы не имели своего хозяйства, они не могли жить мирным трудом. Их основной доход составляла добыча. Причем объектом их нападений и грабежей становились не только татары и турки. Нередко жертвами их разбойных нападений становились русские и украинс кие поселенцы. Эти вопросы чрезвычайно обострились после начала колонизации Северного Причерноморья и Дикого поля в рамках становления Новороссии. Переселенцы, направлявшиеся из Центральной России в малонаселенные степные районы края по нижнему течению Днепра, а также сербы-граничары из Турции и Священной Римской империи стали все чаще подвергаться нападениям казаков. Таким образом, Запорожская Сечь из оборонительного рубежа южнорусских окраин (украин) превратилась в источник грабежей, насилия и иной опасности для жителей этих регионов. Это не могло продолжаться сколь угодно долго, поэтому Екатерина поручила Потемкину подготовить соответствующий Манифест – «почему вредное такое общество уничтожается»42. Тем не менее, у Г.А. Потемкина были иные планы в отношении Запорожского казачества, и ему удалось убедить императрицу использовать его потенциал в решении задач освоения и защиты новых территорий России. 14 августа 1775 года Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». На основе расформированного Запорожского войска Г.А. Потемкиным были образованы Екатеринославское и Черноморское казачьи войска, ставшие фактически частью Русской армии.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв. в пределах Речи Посполитой, затем России и Османской империи (на территории совр. Украины), располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества. Возникновение З. С. непосредственно связано с одновременными процессами формирования запорожского казачества и колонизации укр. и южнорус. населением земель между Днепром и Днестром (кон. XV-XVI в.) и между Северским Донцом и Днепром (1-я пол. XVII в.). Точная дата создания З. С. как укрепления неизвестна. В лит-ре приводятся даты от 1552 до 1556 г. Традиционно это событие связывается с деятельностью кн. Д. И. Вишневецкого (Байды), к-рый построил крепость на о-ве М. Хортица (ныне о-в Байды в черте г. Запорожье). Археологические находки свидетельствуют о существовании на данной территории поселений и укреплений в кон. XV - нач. XVI в. В 1533 г. черкасский и каневский староста Е. Дашкевич для охраны границ предлагал поселить на днепровских островах вооруженные отряды казаков. В 1-й пол. XVI в. власть старост распространилась на земли Днепровских порогов, поэтому в историографии (особенно украинской и польской) довольно часто Дашкевича называют творцом казачества. Казачьи заимки и общины, возникшие ниже порогов - в устьях Томаковки, Чертомлыка, Базавлука и Ингульца (на правой стороне Днепра), в устьях Московки, Конской (Конки) (на левой стороне Днепра), в XVI в. сумели сохранить независимость от власти старост. За всю историю запорожского казачества было построено 9 сечей (крепостей), прослуживших от 5 до 40 лет каждая; сечи существовали не одновременно, но сменялись одна другой. Первая З. С. на о-ве М. Хортица существовала до конца лета 1557 г., когда она была уничтожена отрядами крымских татар под предводительством хана Девлет-Гирея I. После этого кн. Вишневецкий вместе с запорожцами перешел на службу к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному.

http://pravenc.ru/text/182605.html

Вы были совершенно правы, когда говорили о том, что Украина в своей ретроспективе – это многослойное в историко-культурном отношении, многонациональное и поликонфессиональное государство, из чего логически напрашивается вывод, что для этой страны нет и не может быть одной-единственной гребёнки, которой можно всю её причесать. Кстати, в этом заключается главная причина того, почему казацкая общественная идея не подчинила себе всю Украину в XVI-XVIII веках, – будучи перекрестком цивилизаций и культур, укладов жизни и быта, население Украины не могло и не хотело жить по каким-то одним правилам, и эта тенденция продолжалась до ХХ века. Цивилизаторская миссия большевиков для народа Украины случилась только потому, что им удалось предложить великому множеству проживавших в ней этнических и религиозных групп одну общую наднациональную и надконфессиональную идею и при этом не потребовав взамен безусловного отказа субъективных социокультурных ценностей и идеалов, в Украинской ССР было безопасно и комфортно быть советским украинцем, советским русским, советским евреем, советским татарином, но как только приставка «советский» насильственно убиралась, как это случилось, в годы гитлеровской оккупации, это приводило к фатальным последствиям. Запорожская Сечь для своего времени была не просто военной республикой, как принято рисовать ее сегодня, а духовным центром Православия, причем не просто православия бытового, а православия аскетического, подвижнического, пассионарного, чуть ли не мессианского, что неизбежно приводило к конфликтам обитателей Запорожской Сечи с окружающим их оседлым и полукочевым населением, имевшим свои собственные мировоззренческие доминанты. Вот почему на территории современной Украины так много исторических замков и укрепленных монастырей, за стенами которых их обитатели пытались защитить от окружающего мира собственное «Я», и в этих условиях объединить территорию мог кто-то извне, а не изнутри, – сначала была Польша, а затем Россия. Я не идеализирую средневековье, в исторических реалиях которого существовала Запорожская Сечь, весьма далеких от той романтики, которую мы читаем в романах Вальтера Скотта или Генриха Сенкевича, - тогда образ мысли и действий был продиктован отнюдь не благородными порывами души, а суровой необходимостью выживания в экстремальных условиях бытия, когда рефлексия по типу «свой-чужой» была вопросом жизни и смерти. И те, кто на Украине заменил князя Дмитрия Вишневецкого на Степана Бандеру, хорошо это понимали.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/21/zawitn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010