Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  IV, 30. V, 8, 40. Максим Исповедник О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия/Пер. с греч.: В.В.Петров//Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. С. – С.272–288. Михаил Пселл. Слово о богословском стиле//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  Тропарь Св. Григорию Богослову//Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003.  Аверинцев С.С. Григорий Назианзин//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 417–419. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Агапит, архимандрит. Жизнь святаго Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. – СПб., 1869. Агапов О. Святоотеческая сотериология//Христианство и мир. – Самара, 2000. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – 105–106. Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы// Альфа и Омега. – М., 2003. – 2 (36). Баранкова Г.Е. Антиязыческие мотивы в Словах Григория Богослова (на материале древнерусских памятников письменности)//Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.257–263. 

http://bogoslov.ru/person/2710092

Наша цель не состоит в том, чтобы дать некое новое осмысление римо-католического учения об исхождении Святого Духа: наша работа является скорее компилятивной и сравнительной, чем аналитической. Основываясь на изложении трудов и статей, касающихся Filioque, мы попытаемся выделить основные течения в оценке православными богословами этого догматического расхождения и подвести итог полемики по этому вопросу в XX веке. Данный текст является лишь первой наработкой по данному вопросу: в силу языковых ограничений мы на этом первом этапе не захватывали работ, вышедших на греческом, румынском, сербском языках и, во-вторых, добровольно ограничили себя географически – Европой, оставляя покамест в стороне работы, вышедшие в рамках североамериканских школ. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Московская Духовная Академия Май 2005 года Хронология публикаций 2 Messager – Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. Он же – ВРЗЕПЭ. ВРЗЕПЭ – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Он же – Messager. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. 1936 – Протоиерей Сергий Булгаков , Утешитель, Париж, 1936. 1944 – Vladimir Lossky, «Essai sur la théologie mystique de l’Église d’Orient, Paris», 1944. – На русском языке: Очерки мистического богословия Восточной Церкви in Очерки мистического богословия Восточной Церкви – Догматическое богословие, Москва, 1991. 1948 – Vladimir Lossky. «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» in Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. – На русском языке впервые: ЖМП, 9, 1979, с. 62–71. 1950 – Богословские собеседования во Франции между православными (представителями Свято-Сергиевского института) и католиками (представителями центра «Истина»), посвящённые учению об исхождении Святого Духа. – Russie et Chrétienté, Numéro Spécial, 3–4, 1950. – Evêque Cassien (Bezobrazov), «L’enseignement de la Bible sur la procession du Saint-Esprit»//Russie et Chrétienté, 3–4, 1950, pp. 125–150.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Тем не менее, в 1960 г. два зарубежных иерарха (в тайне от своего Синода) рукоположили для хризостомовцев нового епископа. Несмотря на то, что архиереи, совершившие эту тайную хиротонию, обвинялись в симонии, и Синод РПЦЗ отказался признавать каноничность совершенной хиротонии, в 1962 г. два других архиерея РПЦЗ опять же тайно совершили новые архиерейские хиротонии для старостильников-хризостомовцев. Так образовалась иерархия «хризостомовского» Синода греков-старостильников. РПЦЗ отказывалась признавать хризостомовскую иерархию вплоть до 1969 г., когда новый первоиерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) все же вступил в общение с иерархами данной юрисдикции. Однако в скором времени хризостомовские епископы снова разделились, что сопровождалось бесконтрольными административными и дисциплинарными нарушениями. В результате в 1978 г. руководство РПЦЗ предпочло разорвать общение со всеми греческими старостильными группами. Иерархи одной из этих групп, возглавляемой архиеп. Авксением (Пастрасом), рукоположили в 1984 г. нынешнего митр. Евлогия (Хесслера) в качестве епископа Миланского и Аквилейского. Сам Евлогий (Хесслер) изначально по факту своего крещения являлся римо-католиком, но затем перешел в Православие, где он был сначала рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского экзархата Русской Православной Церкви направлен на приходское служение в Италию. Однако в составе Синода архиеп. Аверкия (Пастраса) еп. Евлогий (Хесслер) продержался недолго. В 1987 г. он вместе с несколькими другими иерархами покидают Синод «хризостомовцев» и несколько лет ведут акефальное существование. Наконец в 1990 г. еп. Евлогий (Хесслер) объявляет о создании Православной автономной митрополии Западной Европы («Священного Миланского Синода») и возглавляет это образование в сане митрополита. В качестве главы Синода митр. Евлогий установил евхаристическое общение с различными группами украинских автокефалистов, с которыми, однако, ему не всегда удавалось наладить прочные отношения.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-milanskij...

В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956-го – архимандрита. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. 3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. Его проповеди воодушевляли не только русских эмигрантов, но и многих англичан, которые перешли в православие, а также представителей многих других христианских конфессий. С начала 1960-х он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении, пользовался особой популярностью у молодежи. В 1972-1973 годах читал лекции в Кембриджском университете. Скончался 4 августа 2003 года в лондонском хосписе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 7 февраля, 2016 18 марта, 2024 16 февраля, 2024 14 января, 2024 18 октября, 2023 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ob-ant...

А. Карташев. Церковный Вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата " . 2. 1950 года. Послесловие: Текст статьи А.В. Карташева публикуется по перепечатанной из журнала машинописной копии, хранящейся в архиве свт. Афанасия (Сахарова) в Петушках. Она упоминается свт. Афанасием в письме П.Н. Савицкому, 8.12.1959 г.: " Очень глубокую и ценную мысль о зонах проповеди апостольской высказывает Антон Владимирович в слове об апостоле Андрее. В самом деле: Христос послал апостолов во все концы вселенной. Но святые апостолы были люди. Не только 12, но и все 70 физически не могли пройти буквально во все концы даже тогдашнего мира. Но они разошлись из святого центра - Иерусалима как бы по радиусам. Удаляясь от центра, они прошли на столько, на сколько хватило их жизни. Дальше пошли их ученики, продолжая апостольское дело первых апостолов. И если даже действительно, ап Андрей не был на горах Киевских, мы должны считать его нашим, Русским апостолом, ибо земля Русская находится в пределах тех, которые достались в удел святому Андрею. К тому же кажется, считается бесспорным тот факт, что ап Андрей проповедовал в пределах Византии и для Византии поставил первого епископа Стахия. А мы приняли веру из Византии, и потому первосвятители Российские по прямой линии приняли благодать святительства от ап Андрея… Лично я твердо держусь того убеждения, что ап Андрей, бесспорно, был на горах Киевских, и потому в своей Минее я так исправил тропарь и кондак св апостолу: Тропарь: Яко апостолов первозванный и первый Русскую землю евангельскою проповедию огласивый, Владыце всех, Андрее, молися, мир отечеству нашему и всей вселенной даровати и душам нашим велию милость. Кондак: Мужества тезоименитаго богоглагольника Христова, первозванного и Русской земли апостола восхвалим; той бо, якоже древле отцам нашим, тако и ныне вопиет: приидите, обретохом Желаемаго Не вполне удовлетворяет меня этот текст, но все же он говорит о том, что особенно дорого нам при воспоминании об ап Андрее. Что же касается песнопений, составленных Антоном Владимировичем, то скажу Вам на ушко, что не решаюсь я внести их в службу 30 ноября... Но не огорчайте старца и не говорите ему ничего, только поблагодарите за присланное " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

К Бельгийской архиепископии Константинопольского Патриархата относятся 29 приходов, 5 приходов находится в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов. Русская Православная Церковь [ править править код ] Первый приход Русской Православной Церкви в Бельгии был открыл в 1862 году при Российской императорской миссии в Брюсселе. Число приходов и православных верующих в Бельгии заметно возросло после революции 1917 года. В 1936 году Константинопольский Патриарх, которому тогда подчинялся Западноевропейский экзархат русских приходов, учредил Бельгийскую епархию. Первым её архиепископом стал Александр (Немоловский) (1936—1960), в 1945 году вместе с епархией перешедший в Московский Патриархат. В 1960—1985 архиепископом Брюссельско-Бельгийским был Василий (Кривошеин), с 1987 года по сей день — Симон (Ишунин). К Брюссельской и Бельгийской епархии Московского Патриархата относятся 12 приходов (4 — в Брюсселе, а также в городах Антверпен, Лёвен, Шарлеруа, Остенде, Льеж, Намюр, Оттиньи, Монс , Турне ) и 2 монастыря. Богослужение ведется на церковно-славянском, нидерландском, французском, английском языках. Кроме того, в Бельгии действуют 2 прихода Русской Православной Церкви Заграницей, относящиеся к Женевской и Западно-Европейской епархии. Грузинская Православная Церковь [ править править код ] К Грузинской Православной Церкви относятся 2 прихода — в Брюсселе и Антверпене. Болгарская Православная Церковь [ править править код ] В Брюсселе находится приход святого Климента Охридского, относящийся к Западноевропейской архиепископии БПЦ. В Брюсселе находится приход святого Саввы Сербского, относящийся к Западноевропейской епархии СПЦ. Румынская Православная Церковь [ править править код ] Румынская Православная Церковь имеет 13 приходов на территории Бельгии, находящихся под юрисдикцией Митрополита Парижского и Западноевропейского. Святыни [ править править код ] Мощи древнехристианских святых в Бельгии находятся в католических храмах. Храмы [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Бель...

Мейендорф И. «Назревающие перемены во вселенском православии»//Вестник РСХД, Париж, 98. 1970 Милаш Епископ Никодим. «Правила Православной Церкви с толкованиями». С.-Петербург. Изд. С.-Петербургской духовной академии. 1910 Мышцын В. Н. «Насколько обязателен авторитет церковных канонов»//Богословский Вестник (декабрь). 1905 Остроумов М. «Введение в православное церковное право». Харьков. Тип. Губернского правления. 1893 Павлов А. С. «Православное обозрение». Том 3. «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права». Москва. Университетская тип. (Катков). 1879 «Курс церковного права». Сергиев Посад. 1902 Пономарев П. П. «Священное предание как источник христианского ведения». Казань. Центральная типография. 1908 Прокошев Павел. «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского». Казань. Тип. Императорского университета. 1895 Сильвестр, Архимандрит. «Учение о церкви и первые три века христианства». Киев. 1872 Семенов, Иероманах Михаил. «Две системы отношения государства у церкви»//Православный Собеседник. (июль-август). Казань. 1902 «О задачах церковного права»//Христианское чтение (декабрь). 1902 Соколов, Архимандрит Иоанн. «Опыт курса церковного законоведения». С.-Петербург. Тип. Фишера. 1851 Сове (Cove). “О каноническом строе»//Церковные ведомости, 22. 1912 Соколов И. И. «Константинопольская церковь в XIX веке». С.-Петербург. Тип. Акинфиева и Леонтьева. 1904 Соколов Н. К. «Из лекций по церковному праву». Москва. Тип. Каткова. 1874 Суворов Н. «Византийский Папа».Москва. Университетская тип. 1902 «Учебник церковного права». Москва. Тип. Данкин и Хомутов. 1913 The Rudder (Пидалион 1908) The sacred and divine canons. D. Cummings, Chicago. The Orthodox Christian Educational Society. 1957 Троицкий С. В. «Будем вместе бороться с опасностью»//ЖМП, 2. Москва. 1950 «Каноны и восточный папизм»//Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата. Париж, 22. 1955 «О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского собора»//ПМЖ, 2. Москва. 1961 Юрисдикция Царьградского Патриарха в области диаспоры//Церковные Ведомости, 11, 12, 1923

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Почитание икон Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых есть догмат христианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собором, – догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви – вочеловечения Сына Божия. Его икона является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы справедливо называются часто «богословием в красках». Об этом Церковь постоянно напоминает нам в своем богослужении. Более всего раскрывают смысл образа каноны и стихиры праздников, посвященных различным иконам (как, например, Нерукотворному Спасу, 16 августа), особенно же служба Торжества Православия. Отсюда понятно, что изучение содержания и смысла иконы есть предмет богословский, так же как изучение Священного Писания . Православная Церковь всегда боролась против обмирщения церковного искусства. Голосом своих Соборов, святителей и верующих мирян она защищала его от проникновения чуждых ему элементов, свойственных искусству мирскому. Нельзя забывать, что как мысль в религиозной области не всегда была на высоте богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания. Поэтому нельзя считать непогрешимым авторитетом всякий образ, даже если он очень древний и очень красивый, а тем менее – если он создан в эпоху упадка, вроде нашей. Такой образ может соответствовать учению Церкви, а может и не соответствовать, может вводить в заблуждение, вместо того чтобы наставлять. Другими словами, учение Церкви может быть искажено образом так же, как и словом. Поэтому Церковь всегда боролась не за художественное качество своего искусства, а за его подлинность, не за его красоту, а за его правду. Настоящая работа имеет целью показать эволюцию иконы и ее содержание в исторической перспективе. В первой своей части настоящая книга воспроизводит сокращенно и несколько измененно предыдущее издание на французском языке, опубликованное в 1960 г. под названием: «Essai sur la theologie de l " icone». Вторая часть составлена из отдельных глав, в большинстве опубликованных по-русски в журнале «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». Читать далее Источник: Богословие иконы православной церкви/Л.А. Успенский. - Переславль : Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. - 656, XVI с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Редактор архимандрит Серафим Иванов», до 1950 года. Владимирово 1935–46 Женева. 1946 Джорданвилл. 1947– прод. ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ. Ежемесячное приложение к Православной Руси.» Джорданвилл. 1950-прод. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ. Ежегодное приложение к Православной Жизни.» Джорданвилл. 1950– прод. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ Редактор прот. Г. Граббе, 1932–46 и 1951–67 Сремские Карловцы. Н-Й. ВЛАДИМИРСКИЙ ВЕСТНИК Редактор В. Д. Мержеевский 1948–68. Сан Пауло. ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ. Издание Казанско-Богородичного мужского Монастыря Редактор Архимандрит Ювеначий Харбин. 1925–46. ПРАВОСЛАВНЫЙ БЛАГОВЕСТНИК Редактор Проф. Павловский Харбин. 1935–46. II. Органы церковного управления Юрисдикция московского патриархата ВЕСТНИК РУССКОГО ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХАТА Париж. 1947–49 Новая Серия. 1950–1972 НИ 1–77. прод. ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ Орган Германской епархии Московской Патриархии. Берлин. ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ Орган Московского Патриархата для Северной Америки.» Нью-Йорк. Юрисдикция вселенского патриархата церковный вестник Редактор прот. Николай Сахаров, 1926–51 Епископ Силвестр. Епископ Мефодий. Париж. 1926–39; 1946– прод. Юрисдикция зарубежной синодальной церкви ЦЕРКОВНЫЕ ВЕДОМОСТИ Белград. 1922–30 Редактор Е. И. Махараблидзе. ЦЕРКОВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Редактор Е. И. Махараблидзе Сремские Карловцы. 1923–30. ПРАВОСЛАВНЫЙ ГОЛОС Редактор архиы. Нафанаил «Львов Харбин. 1934–37. ЦЕРКОВНЫЙ ГОЛОС М. 1955–57. ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО ДЕЛА М. 1959–63. СИМ ПОБЕДИШИ Орган Бразильской епархии 1935–68. Издания обслуживающие духовные нужды прихожан ВЕЧНОЕ Редактор Епископ Мефодий Кульман Аньер. 1946– прод. СЕРГИЕВСКИЕ ЛИСТКИ Редактор Братство Студентов Богословского Института Париж. 1927–39. ХРИСТИАНСКИЙ ГОЛОС Мюнхен. 1949 I-IO. РУССКАЯ ИДЕЯ Редактор Д. Грибанов Мюнхен. 1952–53 1–30. ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ Редактор прот. Михаил Польский Лондон. 1945–47 ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ Редактор прот. В. Раменский Лион. 1946. ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ Редактор прот. А. Сергиенко Медон. 1946–47. ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Сан-Паоло. 1948. Журналы на иностранных языках

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Однако владыка Антоний, в отличие от Флоровского, не был гуманитарием – он был естественником, окончил медицинский факультет и параллельно биологический – и стал врачом. Когда он читал святых отцов, у него не было цели стать ученым-патрологом. Таким образом, он именно входил в традицию, долгое время оставаясь практикующим врачом. И только став священником, в 1949 году, он, так сказать, вынужденно стал и богословом. Эту первую в России книжку митрополита Антония, издание которой было инициировано Александром Кырлежевым и Виктором Попковым и осуществлено на средства православных христиан из Западной Европы, составила Елена Львовна Майданович. В 1994 году владыка Антоний подписал этот экземпляр, по просьбе Александра Кырлежева, в лондонском кафедральном храме Сурожской епархии. – В отличие от протоиерея Георгия Флоровского, владыка Антоний и книг не писал… – Да, нужно помнить, что практически все тексты митрополита Антония – это устная речь. Он не писал текстов, и в этом смысле тоже не выступал как гуманитарий. Дело гуманитария – читать тексты и писать новые тексты, ссылаясь на те, которые он прочел. Кстати, одна из проблем при редактировании и издании устных текстов митрополита Антония связана с тем, что у него нет строгих ссылок на других авторов. Проповедуя или выступая, он может спутать, например, Григория Богослова с Григорием Нисским. Просто какая-то мысль этих отцов произвела на него сильное впечатление, она в нем живет, и он на нее ссылается. Причем это не только святоотеческая и иная христианская литература: у него много примеров и из художественной литературы, из еврейской мистики и других источников. Богословие митрополита Антония можно называть керигматическим, то есть это богословие, присутствующее внутри устной речи, в проповеди или в ходе беседы, публичного выступления. Например, я помню его выступление на одной из богословских конференций, которые были устроены в преддверии празднования Тысячелетия крещения Руси. Она проходила в Издательском отделе Московского Патриархата в Москве, в 1987 году. Там он выступил со знаменитым докладом о духовничестве, который потом был опубликован в разных изданиях (впервые – в богословском журнале Западно-Европейского экзархата с центром в Париже).

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010