Несомненно, богословские взгляды о. Александра сформировались во время “парижского периода” его жизни. Однако, хотя влияние ряда его профессоров из Свято-Сергиевского Института и оказалось решающим, его духовный мир им не ограничивался. Сороковые и пятидесятые годы были временем значительного духовного расцвета во французском католицизме — временем так называемых “возвращения к истокам” и “литургического движения”. Отсюда о. Александр почерпнул такие разработанные им впоследствии понятия, как “литургическое богословие”, “философия времени” и истинное значение “таинства Пасхи”. Труды и идеи таких богословов, как Жан Даниелу, Луи Буйе и нескольких их единомышленников сыграли громадную роль в формировании взглядов Александра Шмемана. И если их наследие оказалось несколько затерянным в брожении умов послесоборного католицизма[ 1 ], оно принесло много добрых плодов в мире Православия с его органической “литургичностью” и последовательной экклезиологией. И в этом заслуга блестящего и всегда действенного свидетельства о. Александра Шмемана. Жизнь Православной Церкви во Франции характеризовалась не только интеллектуальными и богословскими поисками и открытиями. Когда, наконец, даже для самых упорных стала ясна несбыточность надежд на скорое возвращение в Россию, особую актуальность обрел вопрос о выживании и утверждении Православия на Западе. Главной задачей стало осознание смысла существования православной диаспоры. Как и большинство представителей молодого поколения православных богословов, о. Александр видел лишь один ответ на этот вопрос: устроение территориальной и в конечном итоге франкоязычной, поместной Церкви во Франции. Он выступал против возвращения Западно-Европейского Русского Экзархата в юрисдикцию Московского Патриархата, так как надеялся, что Вселенский Патриархат, под чей омофор Экзархат поместил себя с 1931 г., начнет движение к восстановлению канонических норм церковной жизни, то есть к объединению всех православных юрисдик-цицй в единую поместную Церковь.

http://pravmir.ru/zhizn-dostojnaya-vosxi...

Ни перед людьми, ни тем более на молитве не слукавим, что внешние путы сильнее нашего духа. Не легче было и при зарождении христианства, однако оно выстояло и расцвело. И указало нам путь: ЖЕРТВУ. Лишённый всяких материальных сил – в ЖЕРТВЕ всегда одерживает победу. И такое же мученичество, достойное первых веков, приняли многие наши священники и единоверцы на нашей живой памяти. Но тогда – бросали львам, сегодня же можно потерять только благополучие. В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства и христианский облик? Александр Солженицын Великий пост, Крестопоклонная неделя, 1972 От редакции К столетию со дня рождения прот. Сергия Булгакова (1871–1971) В номере отмечается столетие со дня рождения великого русского мыслителя и богослова, отца Сергия Булгакова . Называя его великим, мы не вдаемся в преувеличение. Необычайна была его личность, стремительная, дерзновенная, одухотворенная. Показательна была его судьба, предвосхитившая, быть может, судьбу всего русского народа, – от церкви к безбожию, и от безбожия к церкви. Величествен его богословский подвиг. О. Сергий Булгаков не только построил стройную систему, он избавил раз и навсегда русское, вернее, православное богословие от школьности, рутины, от робости и духа боязни, вернув ему ту царственную свободу, которая была присуща патристическим векам. Больше того: он укоренил богословие в опыте церковной жизни, сохраняя при этом свободу богословского мнения. Не случайно, творчество Булгакова вызвало столь ожесточенное противление. Осуждения и прещения, в духе римской инквизиции, посыпались немедленно до всякого широкого, свободного, всецерковного обсуждения, до испытания Духом Святым. Прежде всего испугались: как можно так дерзать, обновлять богословие, как можно утверждать, что ряд вопросов еще не разработаны по существу. Нападки на о. Сергия Булгакова имели и вне-богословские причины. Ведь в своё время никто не думал запрещать или анафематствовать систему М. Тареева , куда более спорную. Нападая на Булгакова, Москва и «карловцы» били прежде по русскому Западно-европейскому Экзархату, чей дух свободы, над национализмом, над политикой, был им совершенно чужд. Просвещенный митрополит Евлогий позволил о. Сергию Булгакову закончить свой богословский подвиг, но разобщенность эмиграции, её разделенность на враждующие фракции, мало благоприятствовали спокойному и свободному обсуждению системы. Для этого требовалось и время. Вдохновив очень многих на богословский труд в разных областях, о. Сергий Булгаков , после смерти, был сравнительно быстро забыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но в последующие годы на первое место вышло экуменическое направление: всё больше участников стали задумываться о том, какие реальные шаги необходимо предпринять для объединения разных конфессий. Это происходило на фоне ажиотажа, вызванного образованием Всемирного совета Церквей. Одной из важнейших заслуг Николая Зёрнова стало приглашение из Парижа в Англию молодого иеромонаха Антония (Блума), ставшего самым ярким православным миссионером Великобритании в ХХ веке. Миссия без преград С первых лет своего пребывания в Англии иеромонах Антоний использовал любые доступные формы миссии: выступление на радио, встречи со студентами, общение на улицах, конференции и другие публичные мероприятия. Сложно сказать, что у него была какая-то программа или план, — скорее он просто пользовался теми возможностями, которые появлялись. По его инициативе для новоначальных активно переводились книги, в том числе богослужебная литература, с русского на английский язык. Это снятие языковой преграды привело к тому, что уже с середины 1950-х на службы в храм стало приходить всё больше англичан, валлийцев, шотландцев и ирландцев. Они допускались до пения на клиросе, даже несмотря на то, что с сильным акцентом произносили славянские слова. Хором в это время руководил брат почившего настоятеля Михаил Феокритов, передавший регентство только в 1964 году отцу Михаилу Фортунато. При храме Апостола Филиппа создали школу, где кроме православных дисциплин изучалась также и русская культура. Школу посещали не только дети эмигрантов, но и вообще все желающие. Летом ребята отдыхали в православных лагерях, которыми руководил протоиерей Михаил Фортунато. За успешное служение иеромонаха Антония сначала возводят в сан игумена (7 января 1954 года), затем в сан архимандрита (9 мая 1956 года), а уже в следующем году состоялась его епископская хиротония (30 нояб­ря 1957 года) во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского Экзархата. В 1955 году приход переехал в англиканский храм Всех святых на Эннисмор Гарденс, где он и располагается по сей день.

http://e-vestnik.ru/church/russkaya_zerk...

Одна воля в творении, две - в обожении. Одна воля для создания образа, но две - для того, чтобы образ стал подобием. Икона, как образ мира, в Боге преображенного, являет волю иконописца, устремленную к встрече с Божественной волей как зовом, как приглашением к преподобию: икона зовет предстоящего к деятельному обращению своей воли, в ответной личностной любви к Богу. Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992, с. 179. Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992, с. 96. Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1993, с. 102. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т.3., с.203 Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т.2, с.68 Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Путь к истине,1991, с.241. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1989, с.124. Флоровский Г.В. Восточные Отцы 4-го века. М.: Паломник, 1992, с. 230-232. Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев.: Путь к истине.,1991, с. 242-245. http://www.russned.ru/stats/2084 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: Мирослав Бакулин Святитель Лука и дочка Варвара 11.06.2016 По следам прочитанной книги Александра Богатырева «Ведро незабудок» 26.01.2016 Финансовый кризис - это прекрасно! 10 сентября День предотвращения самоубийств 12.09.2009 Я прошу Вас... 11.10.2008 Очерки по теории иконописания. Часть 13 (нерукотворность) 14.04.2008 Все статьи Мирослав Бакулин Последние комментарии Альенде vs Пиночет Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 20:56 Мигранты и их дети Новый комментарий от Человек 05.04.2024 20:36 Вы требуете вернуть смертную казнь? Новый комментарий от С. Югов 05.04.2024 20:21 К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту! Новый комментарий от Человек 05.04.2024 19:54 Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»? Новый комментарий от Алекс 05.04.2024 18:55 «Это был символический расстрел самой России» Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 18:06 Неизвестное об известном Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Пишите нам по адресу info@ruskline.ru Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Осеняют нам дорогу. Ни приветствовать любимых, Ни советоваться с братом, Вера скрыта, церкви срыты, Тельный крест в одежде спрятан. Но душой освобожденной Отрываясь от земного, Мы, встречаясь, чертим рыбу Символ имени Христова. Я люблю тебя, мой тихий вечер, Ночь после вечерни так тиха, Словно нет и не было греха. Словно вместе я со всеми вами, На кого не смею посмотреть, Словно на любимом нашем храме Продолжает колокол гудеть. Словно я к ногам отца припала, И прозрачна стала темнота, Словно от руки его усталой Надо мною знаменье креста. Публикуются впервые по машинописному сборнику из архива Е.В.Апушкиной, каковой и печатается полностью, включая стихотворения, судя по содержанию, написанные уже много лет спустя после смерти о. Алексия Мечева . Достоверно устанавливается авторство лишь одного из стихотворений («Цынготные, изъеденные вшами»). «Новомученикам и Исповедникам Российским, от безбожников избиенным», посвятила стихотворение духовная дочь старца Нектария, оптинка в миру Н. А.Павлови ч. Никто не смел его записывать – как молитву, заучивали наизусть. «Все, кому это могло повредить, уже умерли», – сказала мне И.В.Никонова, сама прошедшая через сталинские лагеря, и, решившись, продиктовала эти ни разу не публиковавшиеся, безценные строки Любви и Вины» (Ильинская А. Пинега. Документальная повесть о новомучениках//Литературная учеба. 1991. Кн.5. С.80. Само стихотворение, озаглавленное «Они», опубликовано в журнале с некоторыми разночтениями). Надежда Александровна Павлович (1895 –3.3.1980) – родилась в местечке Лаудон Лифляндской губ. (нынешняя Латвия). Окончила Александровскую женскую гимназию во Пскове и историко-филологический факультет Высших женских курсов имени Полторацкой в Москве. Ее поэтические занятия сблизили ее с В.Брюсовым, А.Белым, В.Ивановым, С.Есениным, Б.Пастернаком и А.Блоком. Работала в президиуме Всероссийского союза поэтов (1919–1920). В 1922 г. она впервые попадает в Оптину пустынь и становится духовной дочерью старца Нектария, благословившего ее заниматься литературным творчеством, всегда заботиться об Оптиной пустыни и делать все возможное для ее сохранения. Символично было посещение ею находившегося в заключении о. Сергия Мечева . (Павлович работала тогда в Красном Кресте, помогая родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным). В то время такое посещение зоны автоматически влекло за собой арест. Но Господь хранил ее за молитвы ее духовного отца. Следует отметить, что именно при ее содействии были спасены и перевезены в Москву монастырская библиотека и ее рукописный отдел (1928), а обитель получила статус памятника культуры и взята под государственную охрану (4.12.1974), началась ее реставрация. Особого разговора заслуживают публиковавшиеся ею под разными псевдонимами религиозно-философские произведения в «Богословских трудах», «Вестнике Западно-Европейского Экзархата» и других православных периодических изданиях. Похоронена в Москве на Даниловском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Остроумов=Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов. Право=Павлов A.C. Курс церковного права. СПб., 2002. Павлов. Номоканон=Павлов A.C. Номоканон при Большом требнике. М., 1897. Патриарх Сергий=Патриарх Сергий и его духовное наследие. М. 1947. Писания мужей апостольских=Писания мужей апостольских. М., 1862. Плиний=Плиний Младший. Письма. М., 1983. Положение – 1945=Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. Понкин=Понкин И.В. Религия, образование и право. М., 2002. Постановления 1917–1918=Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. М., 1994. Репр. с изд. М., 1918. Вып. 2. Правила Апостол=Правила святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями. Вып. 2, М., 1912. Правила ПС=Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1912. Православная мысль=Православная мысль. Париж, 1942. ПЭ=Православная энциклопедия. Раннехристианские отцы=Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. Регламент=Духовный регламент. Изд. 4-е. М., 1897. Рейснер=Рейснер М. А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПБ, 1905. РПЦ в советское время=Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995. РПЦ и право=Русская Православная Церковь и право. М., 1999. Свод=Свод законов Российской империи. Т. 9. Законы о состояниях. СПБ., 1857. СГГД=СГГД. Ч. 2. М., 1819. Т. 201. Сергий (Страгородский) . Агафангелу=Сергий, митрополит. Послание митрополиту Агафангелу (рукопись). Сергий (Страгородский) . О полномочиях= Сергий (Страгородский ), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. ЖМП. 1931. 1 и 3. Сергий (Страгородский) . Отношение= Сергий (Страгородский) . Отношение Церкви к отделившимся от нее обществам – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. 19. Сергий (Страгородский) . О составе= Сергий (Страгородский ), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПБ., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

" Патриарх Варфоломей смущает греческий народ и Церковь Греции. В сложные времена наш Вселенский Патриарх Варфоломей вместо того, чтобы поддержать верующего грека в его вере, заботится о том, как распространить свой так называемый " церковный суверенитет " за счет автокефалии Элладской Церкви... Он приходит к нам не как отец, а как завоеватель. Наша церковно-территориальная целостность ограничена. Патриарх стремится судить нашего брата архиерея, осужденного и заключенного за растраты, и растравляет раны только ради того, чтобы не было проигнорировано его право на обжалование приговора... Пусть погибнут тысячи верующих душ, которые соблазняются, лишь бы Патриархия не лишилась своих прав... Действия Патриарха создали пятую колонну из православных иерархов Элладской Церкви, которые из соображений карьеры перешли в " патриарший лагерь " " . Наконец, в конфликт вмешалось и правительство Греческого государства, авторитет которого был явно задет жесткими действиями Патриарха Варфоломея. В традиционном торжественном приеме, устраиваемом на Фанаре в день Торжества Православия, в нарушение многолетней традиции принял участие не министр иностранных дел Греции, а всего лишь греческий консул в Стамбуле. Учитывая значение Греческого государства и его поддержки для Фанара, можно понять, насколько неприятная сложилась ситуация для Константинопольской Патриархии. И, возможно, вскоре ее ждет еще один удар, возникновение еще одного жесткого оппонента в межправославных отношениях – Болгарской Церкви. После отказа бывшего митрополита болгарского Западно-европейского Экзархата Симеона и большей части священников данного Экзархата подчиниться решению своего Синода о смещении Симеона с поста Экзарха эти священники (а за ними стоит львиная доля приходов Болгарской Церкви в Западной Европе) начали переговоры с кабинетом Патриарха Варфоломея на предмет перехода во главе с Симеоном под юрисдикцию Константинопольской Патриархии – и это при том, что все они находятся под прямо выраженной Болгарским Синодом угрозой лишения сана. Не знаю, как поступит Варфоломей. Опыт с тем же Осборном показывает, что такие " пустяки " , как каноническая юрисдикция, отпускные грамоты, да и просто канонический статус перебежчиков, Фанар интересуют мало. Однако сам факт вступления Константинопольской Патриархии в переговоры с клириками другой Поместной Церкви через голову ее священноначалия, сама возможность постановки вопроса о самовольном принятии Фанаром священнослужителей этой Церкви в свою юрисдикцию – уже скандал, уже демонстрация как полного пренебрежения святыми канонами, так и вполне определенного отношения к Болгарской Церкви и ее автокефальным правам.

http://religare.ru/2_73831.html

После начала в 1927-1928 гг. разделений в Зарубежной Русской Церкви бухарестский приход во главе с настоятелем о. Игнатием остался в подчинении митрополита Евлогия (Георгиевского) и в дальнейшем до своей ликвидации в 1933 г. находился в составе возглавляемого Владыкой Западно-Европейского экзархата (в юрисдикции Вселенского Патриархата). Право на свою церковь (правда под юрисдикцией Румынского Патриархата) стало и программным требованием русского национального движения. 5 июля 1930 г. руководитель Объединения русского меньшинства в Румынии Г.М. Цамутали в своем заявлении полиции писал, что между Русской и Румынской Православными Церквами «создались следующие отличия: 1. Мы совершаем богослужение на славянском языке, то есть на нашем национальном церковном языке, что является отличием не по существу, а лишь по форме. 2. Мы пользуемся в Церкви старым календарем. Тем не менее, мы полагаем, что вместе с Румынской Церковью мы исповедуем ту же Восточную Православную Веру. Поэтому мы просим Румынскую Церковь принять нас в свое каноническое приклонение, конечно, при условии сохранения указанных выше особенностей, из которых вытекают с несомненностью следующие права: 1. Иметь свои отдельные церковные Общины, в которых служба совершалась бы на славянском языке и по старому календарю; 2. Избирать членов клира, что допускается Церковными канонами, и что имеет место в некоторых Православных Восточных Церквах... Вместе с тем мы заявляем, что будем непоколебимо защищать свое право на свою национальную Православную русскую церковь, право, которое гарантировано нам международными договорами, Конституцией Румынии и вообще современными понятиями о свободе совести». [vii] 9 июня 1933 г. были установлены дипломатические отношения Румынии и СССР, и в качестве русской церковь свт. Николая временно перестала существовать (о. Игнатий Коневский к тому времени умер). По соглашению с советским представительством Патриарх Мирон передал храм сербской общине. В своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский) отмечал, что «карловчане» пытались осесть в Румынии, «но их арестовали и посадили в тюрьму». [viii]

http://bogoslov.ru/article/656557

После смерти матушки Марии в 1978 г. о. Владимир принял монашество с именем Василий. 12 января 1980 г. он был хиротонисан во епископа Вашингтонского, викария митрополита Феодосия, предстоятеля Православной Церкви в Америке. С ноября 1980 по апрель 1984 г. являлся епископом Сан – Францисским и Запада, до этого он был викарным епископом Западно-Европейского Экзархата с пребыванием в Париже, епископом Брюссельским и Бельгийским. Уйдя на покой, владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций “Голос Америки” и “Радио Ватикана”. С 1991 г. он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции “София” (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире. В последние годы Владыка обратил в Православие более трёх тысяч человек. Однажды группа молодых протестантов, изучавших древние конфессии, попросили Владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, спустя некоторое время все ученики стали православными. Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Свято-Николаевского храма в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а в последние годы – деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой. Владыка Василий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга “Теория распада Вселенной и вера Отцов” (издана в 1996 г.), предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания. Про Владыку Василия говорили: “Он – священник от Бога”. Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал Владыку Василия на богословскую конференцию, на которой Владыка должен был выступить с докладом в присутствии Патриарха, и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умираюшую в больнице сестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1 сентября 1950 года – настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. 7 января 1954 года возведен в сан игумена, а 9 мая 1956 года – в сан архимандрита. В декабре 1956 года назначен настоятелем Патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. На должности настоятеля данного храма, впоследствии кафедрального собора, он оставлялся до своей кончины. 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию совершили архиепископ Клишинский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков (Вирвос), викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе. В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви. В 1961 году в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе съезда Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели. В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно Православной Церкви сотни англичан. 3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. В 1968 году в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе съезда ВСЦ в Упсале. С 1968 по 1975 года – член Центрального комитета ВСЦ. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года. В 1972 – 1973 годах читал лекции в Кембриджском университете. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом (Денисенко) ввиду того, что у предложенного кандидата не было советского гражданства (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). На Соборе был председателем Счетной комиссии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010