Ситуацию с выбором юрисдикции пояснил также историк, профессор МГИМО Андрей Зубов. По его словам, будущий архиепископ, Всеволод Кривошеин «явил полную преданность России как гражданин» дважды — во время гражданской войны и тогда, когда решил присоединиться к Московскому патриархату. «У него не было никаких иллюзий насчет Московской патриархии, которая образовалась в 1943 г. по решению Сталина. Он понимал, что это Церковь не мучеников, а коллаборационистов. Но он, как и митрополит Антоний, считал, что надо быть с Церковью страдающей, искушаемой, «подпереть» ее собой. Он выбрал это тяжкий путь унижения, хотя легче было бы в Западноевропейском экзархате. Владыка Василий, как и владыка Антоний, вошли в РПЦ с полным пониманием того, на что себя обрекают», — прокомментировал историк. Почему же сегодня впору опять «позвать Кривошеина»? Никита Кривошеин ответил на этот вопрос кратко, вспомнив жизненный девиз своего дяди, актуальность которого очевидна всегда: «Правду, одну правду, всю правду». По мнению Ксении Кривошеиной, архиепископ Василий «всегда держал руку на пульсе», интересовался политикой, читал по три газеты в день (кстати, его племянник назвал это «лакуной в аскетике»), отслеживая любые свидетельства о приближении краха большевистского режима в России. «Сейчас он бы очень порадовался», — утверждает невестка архиепископа, имея в виду возрождение церковной жизни в России. «Умение точно видеть социальный, политический контекст», давать ему оценку с богословских позиций выделила Анна Данилова, упомянув также особую способность архиепископа Василия «читать Св. Отцов, проецируя их на сегодняшний день». Как пишет диакон Александр Мусин, наследие архиепископа Василия позволяет «на многие «злобы дня» взглянуть его глазами», что особенно важно сегодня, когда «удушливая атмосфера вынужденного единогласия зачастую не позволяет разглядеть яркие фигуры в истории Русской Церкви». Со своей стороны, Андрей Зубов, говоря об одной из центральных фигур патристических исследований архиепископа Василия — Симеоне Новом Богослове, отметил, что брюссельскому архиерею важно было подчеркнуть: «каждый человек призван служить Богу и каждый может алкать полного обожения». «Учение о стяжании Святого Духа», в раскрытии которого состояла богословская «сверхзадача владыки Василия», необходимо России в годы испытаний и особенно сейчас, на новом историческом переломе. «Потому надо призвать Кривошеина», — заключил профессор.

http://pravmir.ru/segodnya-vnov-nuzhno-p...

10 июня 1930 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода в связи с участием, вопреки данному обещанию, в ряде акций и выступлений, носивших политический характер, митр. Евлогий был отстранен от управления рус. церквами в Зап. Европе. Тем же указом временное управление поручалось В., однако он отказался принять это назначение, направив митр. Сергию заявление, в к-ром назвал увольнение митр. Евлогия несправедливым. В 1931 г. В. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата и вошел в состав образованного К-польским Патриархом Фотием II Западноевропейского Экзархата. В связи с невозможностью для митр. Евлогия осуществлять руководство Экзархатом из-за нем. оккупации Парижа В. 26 окт. 1940 г. было поручено временное управление на правах епархиального архиерея приходами во Франции, Италии, Швейцарии, Марокко и в Алжире. После нападения фашистской Германии на СССР, 6 июля 1941 г. В. обратился к прихожанам с призывом молиться о спасении России. Во время войны В. окормлял и оказывал посильную помощь советским военнопленным и депортированным в Германию гражданам СССР. На протяжении 1945 г. в связи с ухудшением здоровья митр. Евлогия В. неоднократно исполнял обязанности управляющего Западноевропейским Экзархатом. Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в. Митр. Владимир (Тихоницкий). Фотография. 50-е гг. XX в. В авг. 1945 г. В. участвовал во встречах с делегацией РПЦ во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) , прибывшей для переговоров о возвращении Экзархата в юрисдикцию РПЦ. По итогам переговоров 2 сент. 1945 г. во время литургии в Александра Невского соборе в Париже митр. Николаем были приняты в общение с РПЦ митр. Евлогий и его викарии (в т. ч. В.) и митр. Серафим (Лукьянов) , возглавлявший западноевроп. приходы РПЦЗ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 сент. того же года было подтверждено воссоединение митр. Евлогия и его викариев с сохранением Западноевропейского Экзархата в МП. В телеграмме 4 нояб. 1945 г. Патриарх Алексий I (Симанский) сообщил К-польскому Патриарху Вениамину I о принятии митр. Евлогия, клириков и мирян Экзархата в Русскую Церковь и просил благословения для митр. Евлогия. В февр. 1946 г. со стороны Патриарха Вениамина I митр. Евлогию поступило распоряжение о возношении его имени за богослужениями вплоть до окончательного решения вопроса об Экзархате, при этом одновременное поминовение К-польского и Московского Патриархов создавало неясность в вопросе о канонической принадлежности рус. западноевроп. приходов.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Русская церковь идет ва-банк? В конце декабря 2018 года глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) заявил в эфире телеканала «Россия 24», что «Русская православная церковь готова помочь, если упраздненный Константинополем Западноевропейский экзархат русских приходов попросит о принятии под ее юрисдикцию». По мнению иерарха, в Западной Европе сейчас существует много приходов, которые хотели бы вернуться в лоно матери-церкви. «Очень многие приходы этой структуры желают вернуться в Московский патриархат, поскольку изначально экзархат был частью РПЦ и только в 1930-х годах на временной основе вошел в состав Константинопольского патриархата», – добавил глава ОВЦС. Прецеденты уже были, правда, носили они скорее политический, а не патриотический характер. Например, в начале ноября 2018 года община храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции единогласно проголосовала за переход в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Как отмечалось в сообщении, опубликованном на сайте Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, «данное решение община приняла в связи с действиями Константинопольской церкви относительно церковного вопроса в Украине». «Верующие считают: неканонические решения, принятые патриархом Варфоломеем 11 октября, сделали гонимой Украинскую православную церковь во главе с митрополитом Онуфрием», – пишут флорентийцы. Любопытно, что ровно через месяц после новости о роспуске архиепископии на заседании Синода РПЦ было принято решение о создании патриаршего экзархата в Западной Европе, также с центром в Париже. В сферу пастырской ответственности новообразованной структуры включены такие страны, как Андорра, Бельгия, Великобритания, Северная Ирландия, Ирландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария. Главой назначен епископ Богородский Иоанн (Рощин) с титулом «Корсунский и Западноевропейский». «Скорее всего этот патриарший экзархат как раз и создавался с учетом того, что наша архиепископия к нему присоединится», – считает Александр Занемонец. «Возможно, есть идея в будущем создать большой митрополичий округ, куда бы вошли все – и приходы Московского патриархата, и приходы Русской православной церкви зарубежом, и приходы Русской архиепископии. Поэтому созданный сейчас экзархат можно считать неким промежуточным вариантом. Вполне вероятно, что с созданием Московского экзархата, чтобы соблазнить нас присоединиться к нему, архиепископии будут обещать широкую автономию. Однако что с этим будет дальше – неизвестно. Понятно одно: к 23 февраля уже появятся юридически выверенные и проговоренные сторонами варианты устава, за которые духовенству и прихожанам и предстоит проголосовать», – заключил Занемонец.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2000 г. примерно 50 тыс. чел. в Г. относили себя к пастве РПЦ. Первые приходы К-польского Патриархата начали появляться после 1960 г., когда было подписано соглашение между Грецией и Г. о переезде греч. гастарбайтеров в ФРГ. Германская митрополия была образована в 1963 г., а в 1969 г. получила статус Экзархата Центр. Европы. Кафедра находится в Бонне. Правящий архиерей - митр. Германский, экзарх Центр. Европы Августин (Лабардакис; с 1980), викарии: еп. Аристийский Василий (Циопанас), еп. Арианзский Варфоломей (Кессидис), еп. Лефкийский Евмений (Тамиолакис). Верующих - 400 тыс. чел., общин - 166, из них 8 - румынских, 1 - немецкоязычная. 75 священников и 3 диакона. Также к юрисдикции К-польского Патриархата относятся 2 Экзархата, имеющие приходы в Г.: русский (представлен одной общиной в Штутгарте, глава - еп. Команский Гавриил (де Вильдер), кафедра в Париже) и украинский (глава - архиеп. Иоанн (Деревянка), кафедра в Бельгии). Митрополия Зап. и Центр. Европы Антиохийского Патриархата объединяет на территории Г. в основном правосл. арабоязычных выходцев из южнотур. г. Антакья, а также из др. стран Ближ. Востока. Правящий архиерей - митр. Западноевропейский Гавриил (Салиби; с 1980), кафедра находится в Париже. Функции викарного епископа в Г. исполняет еп. Филиппопольский Нифон (Сайкали), представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси. Верующих - 20 тыс. чел. В 2003 г. была образована Западноевропейская и Американская митрополия Грузинской Православной Церкви, правящим архиереем был назначен митр. Авраам (Гармелия). В Г. представлена 2 общинами, 1 священником. Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви, основанная в 1990 г., объединяет правосл. сербов в Г., Австрии и Швейцарии. Кафедра находится в Химмельстюре (г. Хильдесхайм). Правящий архиерей - еп. Среднеевропейский Константин (Джокич; с 1991). Верующих - 250 тыс. чел., 1 мон-рь, 41 община, 46 клириков. Румынская православная митрополия Г. и Центр. Европы объединяет правосл. румын в Г., Австрии, Люксембурге, Дании и Швеции и входит в состав Румынской Православной Церкви. Правящий архиерей - митр. Серафим (Жоантэ; с 1994), викарий - еп. Брашовский Софиан (Пэтрунжел). Кафедра находится в Нюрнберге, где действует мон-рь св. мучеников Константина Брынковяну и 4 его сыновей, Константина, Стефана, Раду и Матфея, настоятель - иером. Арсений (Дрэган). Общее количество приходов - 36, верующих - 300 тыс. чел., 40 клириков.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В нояб. 1928 г. Е. совершил поездку в Москву для доклада на Временном Свящ. Синоде о деятельности Церкви за рубежом. 28 нояб. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Е. был возведен в сан митрополита, получил право самостоятельно решать все церковно-адм. вопросы Литовской епархии. По впечатлениям о поездке Е. написал кн. «Неделя в Патриархии», содержавшую как описание поездки, так и обзор основных событий церковной жизни в России в 20-х гг. В книге обосновывалась с канонической т. зр. позиция, занятая Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием, и осуждались выступления его противников - организаторов григорианского раскола и сторонников митр. Иосифа (Петровых) . «Неделя в Патриархии» была неоднозначно встречена рус. эмиграцией за положительный в целом отзыв о положении Церкви в СССР после принятия «Декларации» 1927 г. митр. Сергия и предоставления РПЦ легального статуса. По словам Е., «на Родине совершается великое дело Божие, духовный рост нашей Церкви среди почти безнадежных условий». При этом у Е. не было сомнений в отношении правящего в СССР режима: «Безбожная власть уже по самому существу своему не может быть равнодушной, лояльной к Церкви Христовой, видя в Ней всегдашнего непримиримого врага себе». 10 июня 1930 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод издали указ об увольнении митр. Евлогия (Георгиевского), управлявшего западноевроп. приходами РПЦ, и о временной передаче дел еп. Владимиру (Тихоницкому). После отказа еп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. Е. был назначен временно управляющим западноевроп. приходами (управляющий с 30 апр. 1931). В 1931 г. Е. дважды посетил Париж, пытаясь вместе с еп. Вениамином (Федченковым) убедить митр. Евлогия не подвергать Церковь новому расколу. Однако митр. Евлогий вместе с большинством западноевроп. приходов неканоническим образом перешел в юрисдикцию К-польской Патриархии, образовав в ее составе Западноевропейский экзархат русских православных приходов . Верными Московской Патриархии остались только организованный еп. Вениамином Трехсвятительский приход в Париже и община прот. Г. Прозорова при Владимирской ц. в Берлине.

http://pravenc.ru/text/189717.html

В составе фонда находятся переписка МИД СССР и Московской Патриархии о положении Православной Церкви за границей; копии писем представителей зарубежного духовенства, присланных в Московскую Патриархию; справки об имуществе РПЦЗ; документы о РПЦ в Австралии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Германии, Голландии, Китае, Корее Польше, Скандинавии, США, Италии, Чехословакии, Югославии и других странах русского рассеяния; характеристики зарубежных священников и иерархов; комплексы документов по РПЦЗ, Западноевропейскому Экзархату, Американской Православной Церкви и др. Среди документов фонда имеются справки и доклады об истории Православия в отдельных регионах, например, доклад протоиерея Димитрия Млодзяновского об истории Православия в Синьцзяне и др. «Документы Совета по делам религий при Совете Министров СССР очень важны для исследователей зарубежного русского православия. В первую очередь их значение определяется тем, что они содержат обобщающую аналитическую информацию о положении Православной церкви в той или иной стране или о положении и внутренних течениях в той или иной церковной юрисдикции. Очень часто подобные материалы составлялись параллельно и независимо друг от друга различными людьми, в том числе сотрудниками Совета в России и за рубежом. Поэтому при их анализе имеется возможность сравнения различных точек зрения на положение РПЦ», – отмечает А.В. Попов . 494 Из фондов организаций, хранящихся в ГА РФ, необходимо выделить фонд «Подготовительной комиссии по созыву Заграничного Русского Церковного Собрания» (Ф.Р. – 7066), включающий всего 3 дела. В числе документов обращение епископа Вениамина о созыве Русского церковного собрания, письма епископа Вениамина полковнику А.Л. Нольдке о необходимости объединения всех беженцев, независимо от политической принадлежности вокруг Церкви, а также редкая брошюра «Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии». Материалы по истории русского зарубежного Православия имеются в фонде «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил» (Ф.Р. – 9027). К этим документам относятся устав Братства, списки кандидатов в Совет Братства, извещения об Общих собраниях и др. В составе фонда имеются также документы о строительстве и архитектуре православного храма Успения на Ольшанском кладбище в Праге, техническо-финансовый отчет и др. 495

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Противостояние общин смягчилось после провозглашения независимости М. и прекратилось в 60-х гг. XX в., когда с уходом из жизни и с отъездом в Европу и Америку представителей 1-й волны эмиграции исчезли правосл. общины в Хурибге (ц. Св. Троицы была разобрана в 80-х гг. ХХ в.), Марракеше, Фесе, Мекнесе и Танжере. В 70-х гг. XX в. в связи с отсутствием прихожан РПЦЗ передала приходскую недвижимость в Касабланке в аренду семье Гнедичей с условием сохранения ц. Успения Пресв. Богородицы и возможности совершения в ней богослужений, а в 1986 г. заключила на тех же условиях договор аренды с Верховным комиссариатом ООН, офис которого был размещен на территории прихода. Службы в храме проводили священники из Зап. Европы, с 2002 г.- настоятель греч. Благовещенской ц. После передачи в 1972 г. Воскресенского храма из ведения Западноевропейского Экзархата ОВЦС РПЦ священников назначали из Москвы. В 80-х гг. XX в.- 2000-х гг. увеличился поток эмигрантов. Эти обстоятельства способствовали сохранению прихода. В 2011 г. его настоятелем стал свящ. Максим Массалитин, при к-ром была проведена очередная перестройка храма. С 2007 г. в связи с подписанием Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ настоятели Воскресенской ц. периодически совершали богослужения в Успенском храме. После череды юридических конфликтов 2004-2011 гг. эта церковь в 2012 г. оказалась под угрозой сноса, в 2013 г. была возвращена приходу РПЦЗ, возобновившему там богослужение. Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь в М. представлена архиеп-ством Рабат (25 приходов, 22 тыс. прихожан, 14 священников (An. Pont. 2014. P. 598); кафедра - собор св. Петра в Рабате; архиепископа поставляют из французов); архиеп-ством Танжер (8 приходов, ок. 660 прихожан, 10 священников (Ibid. P. 723); кафедра - собор Пресв. Девы Марии Лурдской в Танжере; архиепископа поставляют из испанцев); апостолической префектурой Зап. Сахара (2 прихода, ок. 240 прихожан, 2 священника (Ibid. P. 1063); кафедра - собор св. Франциска Ассизского в Эль-Аюне).

http://pravenc.ru/text/2562382.html

Георгий (Вагнер; † 6 апр. 1993), а затем Евкарпийский архиеп. Сергий (Коновалов) . В мае 1995 г. в ходе паломничества архиеп. Сергия в Россию состоялось восстановление общения между Московским Патриаршим престолом и Архиепископией рус. приходов в Зап. Европе, 7 мая архиеп. Сергий сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля. 19 июня 1999 г. К-польский Патриарх Варфоломей I издал томос, восстанавливающий за Архиепископией рус. приходов в Зап. Европе статус Патриаршего Экзархата и упраздняющий формальную зависимость Архиепископии от франц. митрополита К-польского Патриархата. Это решение можно было интерпретировать как желание К-польского престола подчеркнуть свою юрисдикцию над западноевроп. рус. приходами. Оно было опротестовано священноначалием Московского Патриархата. При экзархе архиеп. Сергии вновь был поставлен вопрос о возвращении западноевроп. русских приходов в каноническое подчинение Московскому Патриархату. Под председательством архиеп. Сергия неск. лет действовала рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями Московского Патриархата подготовила проект создания Западноевропейского митрополичьего округа, куда бы вошли приходы РПЦ, Западноевропейского Экзархата и РПЦЗ. После кончины 22 янв. 2003 г. архиеп. Сергия по результатам выборов на общем собрании новым экзархом стал Команский архиеп. Гавриил (де Вильдер), взявший курс на отдаление от Московского Патриархата. В наст. время в составе Экзархата насчитывается ок. 90 приходов и общин, в т. ч. более 40 - на территории Франции (наибольшая православная епархия в этой стране). На территории Франции находится Покровский жен. мон-рь в Бюси-ан-От и Православный Свято-Сергиевский богословский ин-т в Париже. Отдельные приходы Экзархата имеются в Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Италии и в Скандинавских странах. Приходы на территории Великобритании составляют Амфипольское вик-ство во главе с еп. Василием (Осборном) , перешедшим в 2006 г.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Другой урок относится, пожалуй, к 1920–1930 годам: это, с одной стороны, время героического стояния многих тысяч верующих, десятков и сотен тысяч священнослужителей и мирян, за Церковь. Этот урок – подвиг новомучеников – обязательно нужно учитывать, пропагандировать его. До сих пор он очень мало не только изучен, но и введен в живую жизнь Церкви – у каждого прихода, исторического прихода, были свои новомученики, и люди, которые сейчас посещают данный храм, должны знать эти имена и духовный подвиг пострадавших за веру для того, чтобы быть готовыми в будущем, возможно, использовать что-то из этого опыта; во всяком случае память об этих людях должна жить дальше. С другой стороны, 20-е–30-е годы – это время церковных расколов и разделений, которых тоже нужно избегать в будущем. Для этого нужно изучать историю этих расколов и разделений, в некоем смысле полезных для Церкви и, к счастью, в основном изжитых, но все-таки не полностью. Расколы и разделения были как внутри страны, так и за границей; в частности, так называемая евлогианская ветвь РПЦ, Западноевропейский экзархат, до сих пор остается отделенной от единой Русской Церкви и находится сейчас в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Много проблем также с русскими приходами в Америке, да и на территории России тоже есть проблемы, как и на бывшем постсоветском пространстве. Новая волна разделения произошла уже в 1990-е годы, и Церковь опять оказалась к ней не готова и не смогла ей что-либо противопоставить. Конечно, были и правильные решения, но также были и ошибки. Еще одна серьезная проблема: в течение советского периода Церковь отвыкла от широкой социальной работы, от миссионерской работы и другой подобной деятельности, так как была разрешена только богослужебная приходская деятельность. Когда в 90-е годы вновь появилась возможность деятельного участия Церкви в жизни общества, она оказалась в значительной степени не готова к этому. С этим были связаны и многие ошибки, совершенные в тот период. Также следует извлечь урок из неудачного опыта участия Русской Церкви в политической деятельности государства, что имело место быть в XX веке. Еще один урок – это опыт церковной демократизации. Особенно важным этапом в этом плане был Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг., который не завершил свою работу, но потенциально очень много сделал для возможной демократизации и для развития соборного начала. К сожалению, этот опыт был в значительной степени утрачен и сейчас с большим трудом приживается. Мне кажется, в этом плане Русской Православной Церкви еще очень много предстоит сделать.

http://bogoslov.ru/article/2351116

Среди протоколов сохранились акты финансовой комиссии Синода, которые показывают структуру доходов и расходов. Как видно из финансовых отчетов, доходы складывались из: отчислений 7% и 10% от доходов церквей, прибыли от издательской деятельности, кружечных сборов, наградных взносов духовенства, канцелярского сбора, выручки от продажи бланков, бракоразводной пошлины. Полученные средства в основном расходовались на оплату почтовых услуг, содержание канцелярии, выплаты личному составу Синода, издание журнала «Церковные ведомости». При этом в канцелярии Синода велась следующая финансовая документация: приходно-расходные денежные книги, ведомости остатков, ежемесячные ведомости по приходу и расходу, отчетные полугодовые ведомости, книга Синодального запасного капитала, валютная книга. 492 Фонд Совета по делам религий при Совете министров СССР (Ф. 6991) (до 1965 г. – Совет по делам Русской Православной Церкви). Фонд содержит более 10 тысяч единиц хранения за 19381991 гг. Документы этого фонда показывают, что советское правительство внимательно наблюдало за русским православным зарубежьем, имело достаточно полную и объективную информацию о происходящем за рубежом и даже существенно влияло на идущие там процессы. Документы Совета сохранились с достаточной полнотой за все годы его существования. Отчасти это объясняется тем, что значительная часть материалов находилась на секретном хранении, не подвергалась экспертизе ценности и не выделялась к уничтожению. Большое место в работе Совета занимали вопросы, связанные с международной деятельностью РПЦ. В центре внимания Совета были три основные ветви зарубежного православия: Русская Православная Церковь за границей (Карловацкая Церковь), Американская Православная Церковь и Западноевропейский Экзархат Константинопольского Патриархата. Достаточная полнота отражения русской церковной жизни за рубежом в документах Совета связана с тем, что Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии предоставлял Совету всю документацию, отправляемую за границу и получаемую оттуда, в том числе отчеты заграничного клира Московской Патриархии, отчеты и другие документы, получаемые от прихожан всех юрисдикции Русской Церкви. В Совет с грифом «совершенно секретно» регулярно поступали аналитические обзоры и другие сведения от Комитета информации и других отделов Министерства иностранных дел СССР. Подобные сведения поступали также от агентов из числа русских эмигрантов, близко стоящих к иерархии той или иной Церкви. В Совет передавались списки и анкеты всех лиц, приезжающих в СССР по приглашению Московской Патриархии. 493

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010