Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов. В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия). Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ) [ править править код ] Параллельно с Сурожской епархией в Великобртании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) — единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона. Приходы западного обряда (РПЦЗ) [ править править код ] Также в Великобритании действовует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непостредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре. Константинопольская православная церковь [ править править код ] Фиатирская архиепископия [ править править код ] Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании. Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата [ править править код ] Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины. «Украинская Автокефальная Православная Церковь в Диаспоре» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Великобритания

В том же году он стал одним из наиболее активных членов возобновившей работу комиссии по делам Зап. Православия, к-рая предприняла попытку создания унифицированного чина литургии для всех западноправосл. приходов. К весне 1945 г. был выработан текст, получивший название «литургии согласно св. Герману Парижскому». 1 мая 1945 г. свящ. Е. Ковалевский впервые совершил богослужение по этому чину в храме сщмч. Иринея. 15 нояб. 1944 г. при поддержке франц. интеллектуальных кругов был открыт Французский православный институт святого Дионисия в Париже , 1-м ректором к-рого был избран Ковалевский. 25 авг. 1945 г. во время посещения Парижа Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) возведен в сан протоиерея. 21 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) назначен администратором (благочинным) всех западноправосл. приходов РПЦ. 14 июля 1952 г. Свящ. Синод РПЦ присудил прот. Е. Ковалевскому одновременно с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным степень доктора богословия honoris causa. 1 нояб. того же года он совершил чин присоединения к Православию О. Клемана . Несмотря на рост числа западноправосл. приходов РПЦ в кон. 40-х гг., авторитарные действия и неоправданные финансовые расходы прот. Е. Ковалевского привели его к конфликту со мн. членами братства свт. Фотия, клириками Западноевропейского Экзархата и западноправосл. приходов. В 1946 г. без ведома священноначалия прот. Е. Ковалевский официально зарегистрировал устав «Французской Православной Церкви», а в 1948 г.- организацию с таким же названием. В нач. 50-х гг. XX в. он пытался добиться от Свящ. Синода РПЦ своего рукоположения во епископа, обосновывая это необходимостью развития правосл. миссии среди французов. Особую критику вызывали осуществляемые им литургические нововведения, что было отмечено в отчете Патриарху Алексию I Орловским и Брянским архиеп. Фотием (Топиро) , совершившим поездку во Францию с 10 авг. по 25 окт. 1946 г.: «Литургическая часть во французских православных приходах оставляет желать много лучшего.

http://pravenc.ru/text/578022.html

Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло? сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) и все желающие последовать за ним приходы вместе с клириками. Спустя две недели на собрании духовенства в Париже абсолютное большинство клириков Архиепископии решили присоединиться к Московскому Патриархату, и 7 октября Священный Синод постановил принять Архиепископию в состав РПЦ. Архиепископия возникла на базе приходов, образованных русскими, бежавшими в Европу после революции 1917 года. Сперва все они подчинялись Русской Церкви, но в 1931 году влились в состав Константинопольского Патриархата. Нынешнее возвращение в Московский Патриархат спровоцировал сам Константинополь, который в прошлом году отменил «особый статус», гарантировавший сохранение богослужебных и административных особенностей Архиепископии]. Об историческом событии, свидетелями которого мы стали недавно, «Фома» беседует с епископом Зеленоградским Саввой ( Тутуновым ), заместителем управляющего делами Московской Патриархии. [Сегодня владыка живет в России, служит в РПЦ. Но в детстве он и его семья были прихожанами одного из храмов Архиепископии во Франции. Он своими глазами видел, как жили в Европе русские приходы, разделенные с Русской Церковью, и очень хорошо понимает, почему возвращение их домой вызвало столь сильное переживание священства и мирян]. Беседовал Игорь Цуканов . Ил.: На развороте к статье — Собор святого Александра Невского в Париже — кафедральный собор Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Фото Владимира Ештокина; Митрополит Евлогий — первый Управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе с паствой — русскими эмигрантами у собора св. Александра Невского. Париж. 1920-е гг.; Из письма митрополита Евлогия Святейшему  Патриарху Московскому Алексию I с благодарностью за возвращение в лоно Русской Православной Церкви, 1945 г.; Молебен в начале строительства часовни Серафима Саровского в Монжероне, Франция. 1930-е гг.; 15 сентября 2019 г. в Александро-Невском соборе в Париже впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу; Прапрадедушка епископа Саввы — священник Николай с матушкой. Фото tutunov.org; Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Реннето) во время визита Патриарха Кирилла во Францию. Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Епископ Зеленоградский Савва ( Тутунов )» (С.12).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

1142. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с митр. Елевферием (Богоявленским), временно управляющим Западно-Европейскими приходами РПЦ, митр. Японским Сергием (Тихомировым) и еп. Вениамином (Федченковым) : Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 303–325. 1143. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Елевферия (Богоявленского), временно управляющего ЗападноЕвропейскими приходами РПЦ: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 288–330. 1144. Награждения и рукоположения [священнослужителей Экзархата Московской Патриархии в Западной Европе]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 21. 1145. Награждения священнослужителей Экзархата Московской Патриархии в Западной Европе//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 7–8. 1146. От Совета при Экзархате: [О новом назначении Фотия (Тапиро), архиеп. Виленского и Литовского, на должность экзарха МП в Зап. Европе]//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 5–6. 1147. Права и обязанности епископа Клишисского, экзарха Московской Патриархии в Западной Европе//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 5–6. 1148. Сообщение Совета при экзархе: [О хиротонии архим. Николая (Еремина)]//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 4. 1149. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному митрополиту Серафиму, экзарху Московского Патриархата, управляющему Западно-Европейскими русскими православными Церквами: [о награждении митр. Серафима)]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 21. 1150. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному митрополиту Серафиму, экзарху Московского Патриархата, управляющему Западно-Европейскими русскими православными Церквами//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22–23. По поводу раскола в Западно-Европейском Экзархате. 1151. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному Председателю совета при экзархе Московской Патриархии в Зап. Европе архим. Николаю (Еремину)//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 8. Назначение архиеп. Бориса (Вика) временно исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе; освобождение архиеп. Фотия (Тапиро) от должности экзарха МП в Зап. Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Благовещения Пресв. Богородицы в Барселоне. Фотография. Нач. XXI в. Временное управление К. е. в составе Западноевропейского Экзархата в дальнейшем осуществляли назначавшиеся патриаршими экзархами Зап. Европы Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) и Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан) , пребывавшие на своих кафедрах и посещавшие К. е. в ходе зарубежных поездок. После решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 30-31 янв. 1990 г. об упразднении зарубежных экзархатов входившие в состав Западноевропейского Экзархата Корсунская, Сурожская, Брюссельская и Гаагско-Нидерландская епархии перешли в непосредственное подчинение Патриарху и Синоду РПЦ. Определением Синода РПЦ от 19-20 февр. того же года впредь до назначения епархиальных архиереев на Корсунскую и Гаагско-Нидерландскую кафедры управление этими епархиями возлагалось на председателя ОВЦС Смоленского и Калининградского архиеп. Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ). 27 окт. 1990 г. на Корсунскую кафедру был назначен архиеп. Валентин (Мищук) . С 14 янв. 1993 по 1 апр. 1999 г. епархией управлял еп. Гурий (Шалимов) , а с 6 окт. 1999 по 24 дек. 2010 г.- архиеп. Иннокентий (Васильев ; в сане архиепископа с 25 февр. 2002). С 24 дек. 2010 г. управляющим К. е. является еп. Нестор (Сиротенко). В 1971-1993 гг. в К. е. существовало Цюрихское вик-ство, к-рое возглавлял архиеп. Серафим (Родионов ; † 14 дек. 1997). 6 окт. 2006 г. архим. Елисей (Ганаба) был определен епископом Богородским, викарием К. е. и временно управляющим Сурожской епархией. 27 дек. 2007 г. еп. Елисей был назначен епископом Сурожским. Богородская викарная кафедра К. е. более не замещалась. С кон. 90-х гг. ХХ в. в странах, относящихся к К. е., за счет эмиграции русскоязычного населения и притока туристов происходит активизация правосл. церковной жизни. По словам Патриарха Кирилла, сказанным им в 2010 г., «Корсунская епархия является на сегодняшний день одной из наиболее динамично развивающихся.

http://pravenc.ru/text/2458747.html

В годы Великой Отечественной войны публикуемые в ЖМП материалы призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, воодушевляли защитников страны примерами из истории России, широко освещали патриотическую деятельность РПЦ. В это время выходили статьи митр. Алексия (Симанского) «Св. благоверный великий князь Александр Невский - покровитель Северного края» (1943. 2. С. 27-29) и «Христианство и война с гитлеризмом» (1943. 3. С. 18-19), митр. Николая (Ярушевича) «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского» (1943. 2. С. 30-32), «О русских женщинах-патриотках» (1944. 1. С. 16-18) и др. Освещались и важные события возрождения церковной жизни в 40-х гг.: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия и Алексия I, открытие духовно-учебных заведений, первые заграничные поездки церковных делегаций и др. К 50-м гг. определились основные рубрики ЖМП: офиц. часть, богословский отдел, проповеди, «Церковная жизнь» (с подрубриками «Из жизни епархий», «Вечная память» и др.), «Из жизни Православия». В 1949-1988 гг. существовала рубрика «В защиту мира», с 1989 г.- «За мир и выживание человечества», где публиковались статьи, демонстрирующие поддержку РПЦ миролюбивых начинаний различных стран: запрещения ядерного оружия, установления добрососедских отношений между гос-вами; часто выходили материалы с критикой капиталистических стран как «поджигателей войны». После вступления в 1961 г. РПЦ во ВСЦ появилась рубрика «Экуменические проблемы» («Вопросы христианского единства»), к-рая существовала до 1991 г. С развитием экуменических контактов возрос интерес к ЖМП за рубежом. С нояб. 1971 г. издание выходило также на англ. языке под названием «The Journal of the Moscow Patriarchate». В 1971 г. вышло 2 номера, в 1972-1991 гг.- по 12, в 1992 г.- 6, в 1993 г.- 5, в 1994 г.- 1 номер. В целом англ. издание ЖМП было идентично русскому, хотя нек-рые материалы помещались только в англ. или только в рус. издании. Ответственными редакторами англ. версии в разные годы были В. П. Овсянников, Т. А. Волгина, В. В. Зайцев. Рус. версия ЖМП распространялась в 40 странах мира, английская - в 54. Кроме того, отдельные материалы переводились и широко использовались в церковных журналах «Православний bichuk» в Киеве (на укр. языке), «Голос Православия» в Берлине (на нем. языке), «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» в Париже (на рус. и франц. языках), «Единая Церковь» в Нью-Йорке (на англ. языке), «Православный канадский вестник» в Эдмонтоне (на англ. языке), «Церковная хроника» в Будапеште (на венг. языке).

http://pravenc.ru/text/182369.html

На каждом заседании Священного Синода в ее состав включаются новооткрытые приходы, созданные трудами и молитвами наших соотечественников, проживающих вне пределов исторической родины» ( Свят. Патр. Кирилл (Гундяев). С. 45.). Традиционно большая часть приходов К. е. находится на территории Франции. Здесь располагается епархиальный кафедральный собор - храм во имя Трех святителей в Париже, исторический центр К. е. Службы в соборе проводятся ежедневно, в воскресные и праздничные дни собор едва вмещает всех верующих. В 2011 г. РПЦ был возвращен старейший правосл. собор во Франции - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Ницце, основанный в 1903 г. и с 1931 г. пребывавший в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов К-польского Патриархата . 25 дек. 2013 г. был принят проект строительства нового кафедрального собора, а также русского культурного и духовного центра в Париже на набережной Бранли. Официальное открытие центра состоялось 19 окт. 2016 г. А 4 декабря того же года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) возглавил освящение храма Святой Троицы в Париже. С появлением с кон. 90-х гг. ХХ в. новых общин РПЦ в Италии, Швейцарии, Испании и Португалии они стали включаться в К. е. Особенно активно развивалась правосл. церковная жизни на территории Италии, в связи с чем решением Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г. итальянские приходы Московского Патриархата были выделены из состава К. е., однако временно оставались под архипастырским окормлением Корсунского архиерея до 16 июля 2013 г. В Испании, где в наст. время насчитывается 11 действующих храмов и 14 общин, центрами правосл. жизни являются приход Благовещения Пресв. Богородицы в Барселоне, храм во имя св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде, при котором также существует культурный центр «Русский дом», и ц. арх. Михаила в Альтеа. В Португалии действуют 6 храмов и 7 общин. Среди португ. приходов центральную роль играют Всехсвятская ц. в Лиссабоне и приход св. Ксении Петербургской в Фару. В Швейцарии К. е. принадлежит храм Воскресения Христова в Цюрихе и приход во имя св.

http://pravenc.ru/text/2458747.html

Одновременно была создана комиссия РПЦ по расследованию кризиса в Сурожской епархии. Кроме клириков Московского Патриархата в ее состав был включен и представитель Русской Православной Церкви Заграницей епископ Берлинский Марк (Арндт). Вскоре свой ответный ход сделал Константинополь, до тех пор никак не реагировавший на послание Осборна. В начале июня Синод Константинопольского Патриархата объявил, что принимает епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом епископа Амфипольского. Также он был назначен викарием епископа Команского Гавриила (де Вильдера), главы Западноевропейского Экзархата. В ответ на решение Константинополя в Москве на экстренное совещание собрался Священный Синод РПЦ. Опальному епископу было вторично предписано приехать в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Назначен был и срок – 17 июля (см. об этом «НГР» 10 от 21.06.06). Далекому от церковной проблематики читателю все это говорит о том, что епископ Василий всего лишь предпочел Константинополь Москве. Однако суть вопроса, конечно, заключается в глубинных, скрытых от внешнего взора разногласиях, которые на протяжении последних лет возникли в Сурожской епархии между двумя группами верующих. С одной стороны, это представители старой русской эмиграции и обращенные в православие англичане, а с другой – многочисленные прихожане, прибывшие из России в последние 10–15 лет. Многие из них оказались недовольны сложившимися к тому времени в епархии порядками, зафиксированными, в частности, в ее Уставе. В сложившейся к лету 2006 года ситуации православное духовенство и миряне Великобритании вынуждены были выбирать между епископом Василием и назначенным из Москвы на его место временным управляющим Сурожской епархией епископом Иннокентием (Васильевым). Хотя в РПЦ никто не говорит о «расколе», предпочитая использовать термин «нестроения», напряженность между двумя этими «лагерями» весьма высока. В середине июня в Лондоне собралась Ассамблея Сурожской епархии, на которой сторонники епископа Иннокентия от имени всей епархии выразили лояльность Московскому Патриархату. При этом речь «зарубежного» епископа Марка (Арндта), призвавшего «сохранять единство Церкви, уделяя равное внимание нуждам людей с различными национальными корнями и культурными особенностями», была встречена аплодисментами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (фр.  Archevêché des Églises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale, греч. Πατριαρχικ ξαρχα τν ν Δυτικ Ερπ ρθοδξων Παροικιν Ρωσσικς Παραδσεως) — создана в 1931 году для приходов, перешедших вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) под омофор Константинопольского патриарха. Включает свыше 60 приходов и один монастырь, в том числе 43 прихода во Франции. Во Франции архиепископия является крупнейшей православной епархией. Украинская епархия Западной Европы в составе Украинская православная церковь в США (фр.  Diocèse ukrainien d " Europe Occidentale) — центр в Лондоне, 3 прихода во Франции. Самостоятельно не представлена в Ассамблее православных епископов Франции. Русская православная церковь [ править править код ] Корсунская епархия Московского Патриархата  — основана в 1960 году в составе бывшего Западноевропейского экзархата РПЦ, просуществовавшего до 1990 года. Объединяет приходы РПЦ во Франции, Швейцарии, Испании, Португалии и на Канарских островах. До декабря 2007 года также включала Патриаршие приходы Италии. Во Франции — 20 приходов и монастырей. Глава — архиепископ Иннокентий (Васильев). Женевская и Западно-Европейская епархия РПЦЗ (фр.  Diocèse de Genève et d " Europe occidentale) — возникла в 1927 году в результате разрыва архиепископа Евлогия (Георгиевского), с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Объединяет приходы на территории Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Во Франции 8 действующих приходов и 4 «временно не обслуживается» (всего в 10 городах). Кроме того, Каннский приход является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Глава — архиепископ Михаил (Донсков). Сербская православная церковь [ править править код ] Епархия Франции и Западной Европы (серб. Enapxuja Западноевропска, фр.  diocèse de France et d " Europe occidentale, англ.  Serbian Orthodox Diocese of France and Western Europe) — основана в 1969 году для сербских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах и Испании. 16 приходов во Франции. Глава — епископ Лука (Ковачевич). Румынская православная церковь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Фран...

В августе – начале сентября 1945 года митрополит Николай совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению к Московскому Патриархату митрополита Евлогия Георгиевского, его викариев Западноевропейского Экзархата (в юрисдикции Вселенского престола) и митрополита Серафима (Лукьянова), возглавлявшего приходы Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе. Утром 10 августа 1946 года делегация РПЦ в составе постоянного члена Священного Синода Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Орловского и Брянского Фотия (Топиро), секретаря Патриархии Л.Н. Парийского и секретаря иностранного отдела Патриархии С.И. Филиппова вылетела из Москвы, и в 6 часов вечера самолет приземлился в Ле Бурже. 12 августа 1946 года, перед отпеванием митрополита Евлогия в Александро-Невском соборе Парижа, владыка Григорий говорил в своем слове: «Верный сын своей Матери – Русской Православной Церкви, почивший Владыка, как только позволили внешние обстоятельства, с окончанием второй отечественной войны, сразу и без колебаний стал на твердую и ясную позицию необходимости восстановления церковной и юридической связи с Московской Патриархией, связи, временно прерванной внешними событиями» . После 7 сентября 1945 года, когда совершилось воссоединение Митрополита Евлогия и Западно-европейских приходов с Московской Патриархией, все время естественно ожидалось получение отпускной грамоты от Вселенского Патриарха, который был извещен о воссоединении. Однако грамоты не получалось.«По приезде в Париж делегация застала такое положение: исполнение обязанностей Экзарха принял на себя архиеп. Владимир (Тихонитский), ссылаясь на завещание Митрополита Евлогия, написанное, как выяснилось, еще в 1943 году, т.е. за два года до воссоединения Митрополита Евлогия с Матерью Церковью Русской... В это же время в церковных кругах Парижа широко распространялись разговоры о наличии двойной юрисдикции – в отношении и Вселенского Патриарха, и Московского. Некоторые же лица, главным образом, из недр Православного Сергиевского Института в Париже, по мотивам далеко не церковного характера, сначала скрыто, а потом все более открыто высказывали свои симпатии к юрисдикции Вселенского Патриарха, отдаленность которого и ничем не проявляемая заинтересованность положением давала им полный простор для проявления своеволия... А проф. Карташев со всею безцеремонностью написал даже, что для них удобнее иметь двойное подданство: не понравится один, уходим к другому», – писал митрополит Григорий. Именно ему пришлось принять ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским экзархатом РПЦ [iv] .

http://bogoslov.ru/article/2908919

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010