10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с публичными выступлениями митр. Евлогия на тему религ. гонений в СССР, к-рые были восприняты как участие в политической деятельности, уволил его от управления западноевроп. приходами с поручением временного исполнения должности викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. 21 июля того же года митр. Евлогий обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром сообщил о выходе из его подчинения и восприятии всей полноты власти, присущей епархиальному архиерею, впредь до восстановления нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви. В авг. в обращении к пастве митр. Евлогий заявил, что «мы... не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью». 24 дек. 1930 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ подтвердили указ об увольнении митр. Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевроп. приходами было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому) . Однако большинство приходов отказались выполнить указ Заместителя Местоблюстителя и остались в подчинении митр. Евлогия. Митр. Евлогий принял решение обратиться с ходатайством к К-польскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергал претензии К-польской Церкви на управление приходами рус. диаспоры. 17 февр. 1931 г. К-польский Патриарх Фотий II издал томос о принятии подчиненных митр. Евлогию приходов в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве самостоятельной, самоуправляющейся рус. правосл. церковной орг-ции, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». При этом в заявлении, сопровождавшем публикацию томоса в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии», митр. Евлогий трактовал новое положение лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием». Вступая в юрисдикцию К-польского Патриархата, по словам митр. Евлогия, «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви». Как символ сохранения связи с Русской Церковью в приходах Экзархата наряду с К-польским Патриархом в богослужебном порядке упоминались Патриарший Местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский) , а с 1937 г.- «всё епископство православное Церкви Российской».

http://pravenc.ru/text/182573.html

Второй фронт – это зарубежные украинские приходы, за счет которых Фанар намеревался «расширить сферу своего влияния», но это не удалось. Что касается попытки Константинополя усилить контроль над Западноевропейской Архиепископией русской традиции, то она «привела к обратному эффекту»: наиболее вероятно, что после изменения статуса экзархата большая часть приходов присоединится к РПЦ, прогнозирует исследовательница. Таким образом, и здесь Московскому Патриархату удалось расширить свое влияние. Тут можно было бы сделать вывод о победе Москвы в этом «соревновании», но У. Артамонова не спешит его делать, указывая на непредсказуемые пока последствия действия в этой ситуации такой «неизвестной переменной», как внимание США к межправославным отношениям. Она имеет в виду недавний визит спецпредставителя США по вопросам свободы вероисповедания в мире Сэмюэла Браунбека в те страны, «чьи церкви колеблются в принятии решений по украинскому вопросу». Церковная жизнь на Украине была также в центре внимания Михаила Рощина (с.н.с.  Института востоковедения РАН). В докладе «Православие на Донбассе: особенности бытования в условиях неурегулированного вооруженного конфликта» он проанализировал статистические данные по епархиям, приходам и монастырям и отметил, что на территориях самопровозглашенных ДНР И ЛНР новообразованная ПЦУ «фактически не представлена». А вот УПЦ явно преобладает на Донбассе, причем ее приходы действуют как на территориях, подконтрольных Украине, так и на неподконтрольных. Ольга Шиманская, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, занимается историей старообрядчества. Она рассказала о том, как старообрядцы сейчас живут в дальнем и ближнем зарубежье в условиях глобализации. Первоначально, расселяясь по миру, общины староверов представляли собой «религиозный изолят», но со временем они стали «проводниками русской культуры вовне». В последние годы исследовательница фиксирует сдвиги в сознании русского старообрядчества: в каждой стране есть свои особенности, но в целом можно сказать, что общины уходят от «оборонного сознания», «все больше проникаются идеей миссионерства через активную социальную деятельность».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Европе был назначен Виленский и Литовский архиеп. Фотий (Топиро) . Однако из-за отказа во въездной визе со стороны франц. властей архиеп. Фотий не мог посещать Париж, и западноевроп. приходы оказались по существу без архиерейского окормления и руководства. Постановлением Свящ. Синода был учрежден временный Экзарший совет во главе с настоятелем Трехсвятительского подворья в Париже архим. Николаем (Ерёминым) , на который возлагалось управление делами Экзархата при отсутствии во Франции экзарха. 26 окт. 1951 г. временно исполняющим обязанности экзарха в Зап. Европе был назначен архиеп. Берлинский и Германский Борис (Вик) , также не имевший возможности посещать Францию. В связи с необходимостью в архиерейском окормлении западноевроп. приходов в нач. 50-х гг. обсуждалась возможность рукоположения во епископа и назначения экзархом настоятеля западноправосл. Вознесенского прихода архим. Дионисия (Шамбо) . Но его рукоположение не состоялось из-за принадлежности архимандрита к зап. обряду и незнания им рус. языка. 17 дек. 1953 г. назначенный экзаршим викарием Николай (Ерёмин) был хиротонисан во епископа Клишийского, а 11 нояб. 1954 г. возведен в сан архиепископа и назначен экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе с местопребыванием в Париже. В состав Западноевропейского Экзархата были включены приходы в Германии (с авг. 1957 в Среднеевропейском Экзархате РПЦ). 30 нояб. 1957 г. состоялась хиротония во епископа Сергиевского назначенного экзаршим викарием настоятеля Успенской ц. в Лондоне архим. Антония (Блума) . 14 июня 1959 г. был хиротонисан во епископа Волоколамского Василий (Кривошеин) , назначенный ранее 2-м экзаршим викарием. 21 июля 1960 г. он стал архиепископом Брюссельским и Бельгийским, в связи с чем Брюссельская и Бельгийская епархия вошла в состав Западноевропейского Экзархата. 5 янв. 1960 г. экзарх Николай (Ерёмин) был возведен в митрополиты с титулом Корсунского. Т. о. была образована Корсунская епархия , объединившая приходы во Франции. В 1960-1968 гг. в ее составе существовало Мёдонское викариатство во главе со 2-м экзаршим викарием еп.

http://pravenc.ru/text/182575.html

При этом, добавил епископ Савва (Тутунов), образование в Западной Европе архиепископии РПЦ никак не помешает наличию в Старом Свете, например, патриаршего Западноевропейского экзархата Московского патриархата, созданного в конце 2018 года. «В Европе, у нас помимо экзархата существует, например, Лондонско-Западноевропейская епархия Русской зарубежной церкви, которая также входит в состав Московского патриархата. В Германии у нас есть две епархии, одна из которых непосредственно подчиняется Синоду Русской православной церкви, вторая - опосредованно, через архиерейский Синод Русской зарубежной церкви. И все они как-то существуют вместе. С точки зрения канонов, это может быть не очень хорошо. Но так сложилось исторически, что на одной территории существуют разные митрополии и епархии. Это предмет многолетних обсуждений с целью урегулирования. В том числе мы эту тему обсуждаем с Русской зарубежной церковью. Сейчас главное, что если произойдет воссоединение, то мы будем вместе литургически и будем находиться в одной единой поместной автокефальной церкви. Это громадный для всех нас шаг».  В документе Константинопольского патриархата — 24 страницы. Однако по сути, это тот же устав, по которому сегодня живут приходы русской традиции, но в котором все упоминания об архиепископии как территориальном и правовом образовании заменены на «викариатство» с добавлением «Галльской православной митрополии, находящейся в канонической юрисдикции Константинопольского (Вселенского) патриархата». Почти во всех параграфах, ранее провозглашавших самостоятельность бывшего экзархата, теперь есть особая приписка «после консультации» или «с одобрения» митрополита Галльского. Им сейчас, кстати, является митрополит Константинопольской православной церкви Эммануил (Адамакис). Примечательно, что и некоторые исторические вехи, упоминаемые в старом уставе архиепископии, в новой версии оказались переписаны. Так, например, в тексте появилась строка, повествующая о том, как в ноябре 2018 года Константинопольский патриарх Варфоломей отозвал томос 1999 года, согласно которому экзархат имел отдельный территориальноправовой статус. Следующей фразой поясняется, что «приходы и монастыри были вновь приглашены присоединиться к юрисдикции Константинополя», и «таким образом, викариатство является преемником старого патриаршего экзархата в отношении Франции». 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

10 авг. 1958 г. И. был возведен в сан игумена, 21 февр. 1965 г.- в сан архимандрита. 19 сент. 1965 г. хиротонисан во еп. Гаагского, викария Западноевропейской епархии. Хиротонию в храме св. Иова Многострадального в Брюсселе возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Нью-Йоркский и Восточноамериканский Филарет (Вознесенский) в сослужении с архиеп. Антонием (Бартошевичем) и еп. Нафанаилом (Львовым ; впосл. архиепископ). 14 сент. 1971 г. И. получил титул «Гаагский и Нидерландский». Одновременно с 1966 г. в Нидерландах существовало Роттердамское вик-ство Бельгийской епархии РПЦ, управляемое еп. Дионисием (Лукиным). В 1972 г. И. подал прошение о принятии его вместе с представителями клира, монашествующих и мирян в юрисдикцию РПЦ. Под управлением И. было 3 прихода и жен. мон-рь. 18 авг. 1972 г. Свящ. Синодом было принято решение об учреждении Гаагской и Нидерландской епархии в составе Западноевропейского Экзархата РПЦ , а также о принятии И. с сохранением сана вместе с паствой в юрисдикцию РПЦ с назначением И. на должность правящего архиерея этой епархии. И. были переданы в подчинение все приходы РПЦ в Нидерландах, кроме Роттердамского в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», к-рый был оставлен за уволенным на покой еп. Дионисием и передан в непосредственное подчинение Патриаршему экзарху Зап. Европы митр. Сурожскому Антонию (Блуму) . 20 авг. 1972 г. по случаю воссоединения была отслужена литургия в ц. св. Иоанна Предтечи в Гааге. Службу совершили митр. Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) , Патриарший экзарх митр. Сурожский Антоний (Блум), митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков) . 12 июня 1979 г. в Москве И. был возведен в сан архиепископа Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым) . 16 февр. 1984 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 30 дек. 1987 г. постановлением Свящ. Синода И. был уволен на покой с объявлением благодарности за ревностное архипастырское служение. 31 июля 1991 г. похоронен в Гааге. Соч.: Слово при наречении во епископа//Правосл. Русь. Джорд., 1965. 20. С. 4-5.

http://pravenc.ru/text/200269.html

Как отмечает Украина.Ру, в 1970 году РПЦ предоставила автокефалию Православной Церкви в Америке, которую признали Польская, Болгарская и Грузинская поместные Церкви. Следовательно, утверждение представителя Константинополя об исключительном праве Вселенского патриархата даровать автокефалию не является верным. 17 апреля 2018 года Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к Константинопольскому Патриарху с призывом издать томос о единой поместной православной церкви на Украине. Для этих целей патриарх Варфоломей назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. В УПЦ Московского патриархата назвали произошедшее грубым вмешательством государства в дела религии и призвали Патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины. Архиепископ Иов (в миру - Игорь Владимирович Геча) родился в 1974 голу в Канале в семье православных эмигрантов из Галиции, сообщает Википедия . В 1996 стал иеродиаконом, вскоре переехал во Францию, перешел из Украинской Православной Церкви в Канаде Константинопольского патриархата в Западноевропейскую архиепископию православных приходов русской традиции и в 2003 был рукоположён в сан иеромонаха. Преподавал в Свято-Сергиевском православном институте и Католическом институте в Париже, активно участвовал в диалоге с католиками. В 2013 году архимандрит Иов был избран главой Западноевропейской архиепископии православных приходов русской традиции и хиротонисан в Стамбуле во архиепископа Телмисского. Однако вскоре в его адрес стали звучать резкие обвинения в авторитарном стиле управления экзархатом и стремлении разрушить присущие этой структуре традиции. Между архиепископом Иовом - с одной стороны и клиром экархата, а также профессорско-преподавательской корпорацией Свято-Сергиевского богословского института - с другой вспыхнул конфликт. В результате сложившейся ситуации Константинопольский Патриарх в ноябре 2015 освободил архиепископа Иова от управления Западноевропейским экзархатом и назначил его представителем Константинопольской Православной Церкви при Всемирном совете церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была образована в 1921 году определением патриарха Московского и всея Руси Тихона, Священного синода и Высшего Церковного совета. Временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского патриархата в качестве экзархата, при этом митрополит Евлогий подчеркивал, что «это лишь временный перерыв официальных административных сношений», до того времени «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской православной церкви». В 1945 году митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их вместе с их приходами в каноническое единство с РПЦ. 7 сентября 1945 года Священный синод постановил принять экзархат под юрисдикцию Московского патриархата и сохранить его «на будущее время в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами». Однако после кончины митрополита Евлогия в 1946 году значительная часть его клира и паствы приняла решение вернуться в состав Константинопольского патриархата. В субботу члены Священного синода РПЦ, обсудив обращение архиепископа Иоанна, постановили принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Архиепископу Дубнинскому Иоанну поручено управление упомянутыми приходами. В тот же день состоялся телефонный разговор патриарха Московского и всея Руси Кирилла с архиепископом Иоанном. Предстоятель Русской православной церкви выразил радость в связи с произошедшим историческим событием, поздравил архиепископа Иоанна и поблагодарил его за мудрое руководство паствой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Автор отличает " харизматическую " соборность от петровской коллегиальности, которую он сравнивает с парламентаризмом, от соборности славянофилов, которую он называет «демократической» и от традиционной «епископальной» соборности, подразумевающей, что " собрание епископов обладает в Церкви высшей властью " . Автор задается вопросом: что современная Русская Церковь, в России и за ее пределами, унаследовала от принципа соборности, выработанного в 1917-18 годах? Анализируя современную ситуацию в РПЦ в России и за рубежом, он делает вывод: «Как на высшем уровне (сохранение Патриаршества и соборной системы), так и на низшем (активное, иногда полуподпольное, существование приходов), Русская Церковь унаследовала основные идеи Собора 1917-18 годов». В то же время «некоторые наиболее новаторские, с точки зрения принципа соборности, решения (такие, например, как голосование при избрании епископа)», были приняты лишь некоторыми православными структурами на Западе (например, экзархатом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата). Хотя постановления собора, а также часть деяний были опубликованы еще в 1918 году, фактически эти документы оставались недоступными широкой аудитории, вплоть до их переиздания (с дополнением неизданных частей) в 1994-2000 годах Новоспасским монастырем. Полного критического издания деяний собора нет до сегодняшнего дня.  В настоящее время  наследие Собора 1917-18 годов подвергается детальному изучению в отечественной церковной науке. Различным его аспектам посвящен ряд монографий и статей.   С авторефератом диссертации о. Дестивеля можно ознакомиться на сайте СПбГУ . По материалам Благовест-инфо Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/217257

В окт. 1945 г. в Вену для устроения церковных дел в рус. приходах и для установления канонической связи с рус. епископами, по разным причинам оказавшимися за границей, прибыл Орловский и Брянский архиеп. Фотий (Топиро) . Он совершил литургию в Свято-Николаевском соборе. 7 июня 1946 г. Венским архиереем с местопребыванием в Вене был назначен бывш. Пражский архиеп. Сергий (Королёв) , вик. Западноевропейского экзархата . В окт. того же года архиеп. Сергий был утвержден экзархом в Ср. Европе с титулом «Венский». 16 нояб. 1948 г. Среднеевропейский экзархат был упразднен, архиеп. Сергий стал правящим архиереем Берлинской и Германской епархии . В 1951 г. в Вене было учреждено благочиние, к-рое 16 нояб. 1962 г. было преобразовано в епархию. Епископом Венским и Австрийским стал Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). С кон. 1964 по июнь 1966 г. В. е. управлял еп. Варфоломей (Гондаровский) , с июля 1966 по окт. 1967 г.- еп. Ионафан (Кополович) . В окт. 1967 г. епископом Венским и Австрийским был назначен Мелхиседек (Лебедев) , 25 июня 1970 г.- Герман (Тимофеев) . Еп. Герман благословил совершение отдельных частей литургии и произнесение проповедей на нем. языке. С 3 сент. 1974 по 13 марта 1975 г. В. е. управлял еп. Викторин (Беляев) . 13 марта 1975 г. архиеп. Баденский и Баварский Ириней (Зуземиль) был назначен архиепископом Венским и Австрийским, временно управляющим Баденской и Баварской епархией , окормлял В. е. до 26 июля 1999 г. Решением Синода от 11 июня 1993 г. в состав В. е. был включен перешедший из юрисдикции Русской Православной Церкви за границей приход в г. Граце. В июне 1997 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , совершивший литургию в Свято-Николаевском соборе. В 1999 г. в епархии проходили торжества по случаю 100-летия со дня освящения собора. 29 дек. 1999 г. епископом Венским и Австрийским стал Павел (Пономарёв) , в его управление было передано также Венгерское благочиние , 19 апр. 2000 г. преобразованное в Будапештскую и Венгерскую епархию, еп. Павел получил титул «Венский и Будапештский». 7 мая 2003 г. епископом Венским и Австрийским, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией, был назначен Иларион (Алфеев), одновременно исполняющий должность представителя РПЦ при европ. междунар. орг-циях в Брюсселе.

http://pravenc.ru/text/150347.html

Затронуты общины во Франции Результат экклезиологческих и геополитических конфликтов вокруг признания Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Церкви (находившейся в подчинении Москвы с XVII века), разрыв общения болезненно отражается на православных общинах Франции, где сосуществуют различные Церкви. «Это проблема, свойственная диаспоре, где исторически сложилось огромное разнообразие. При этом мы никогда не испытывали проблем с тем, чтобы пойти помолиться в другие приходы», – говорит Сергей Зимин, регент хора прихода св. Виктора, который на протяжении двадцати лет каждое второе воскресенье пел в соборе на Рю Дарю, принадлежащем Константинопольскому патриархату. «Эта проблема ставит вопрос о клерикализме в наших Церквах, – утверждает Даниил Лосский, генеральный секретарь Православного братства, – но мы собрались здесь, чтобы показать, что диалог по-прежнему возможен – несмотря на всю напряженность». Сегодняшние православные – кто они? И все же необходимо сделать  ряд уточнений. Утром 2 ноября литургию для участников конгресса совершил архиерей Румынского патриархата митрополит Иосиф, что позволило причаститься всем присутствующим. «Это решение было принято до 15 октября, но оно оказалось как нельзя более кстати», – признался один из организаторов. Присутствовавший на литургии епископ РПЦ Нестор не причащался, но вкусил освященный хлеб вместе с архиепископом Иоанном из Константинопольского патриархата [архиепископ Хариопольский Иоанн (Ренето), глава Западноевропейского экзархата русских приходов – Благовест-инфо]. Верующие выражают свою боль Добавленная к повестке конгресса в последний момент, вечером 2 ноября состоялась публичная дискуссия, в ходе которой верующие могли выразить свою боль. «Я благодарю Господа, что Он дал моим родителям умереть до того как случился этот разрыв, – заявила одна из верующих, выступление которой было встречено бурными аплодисментами. – Я не буду подчиняться решениям Московского патриархата, причастие имеет важнейшее значение для наших ослабленных Церквей».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010