Алексием (ван дер Менсбрюгге) . В 1962 г. на Британских о-вах была образована Сурожская епархия во главе с экзаршим викарием архиеп. Антонием (Блумом). После того как 14 янв. 1963 г. митр. Николай ушел на покой, исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе стал архиеп. Антоний (с 27 янв. 1966 Патриарший экзарх Зап. Европы и митрополит Сурожский). В связи с тем что архиеп. Антоний постоянно пребывал в Лондоне, в Париже была возобновлена деятельность Экзаршего совета. В марте 1966 г. было образовано Роттердамское вик-ство Брюссельской и Бельгийской епархии для приходов на территории Нидерландов во главе с хиротонисанным во епископа Роттердамского Дионисием (Лукиным) . 12 сент. 1968 г. во епископа Корсунского был хиротонисан Петр (Л " Юилье) , назначенный ранее экзаршим викарием и управляющим приходами во Франции. В дек. 1971 г. в составе Западноевропейского Экзархата было образовано Цюрихское викариатство во главе с хиротонисанным во епископа Цюрихского Серафимом (Родионовым) , взявшим под упр. приходы на территории Швейцарии. 18 авг. 1972 г. в состав Западноевропейского Экзархата вошла Гаагская и Нидерландская епархия во главе с перешедшим вместе с паствой из РПЦЗ Гаагским еп. Иаковом (Аккерсдайком) . 5 апр. 1974 г. митр. Антоний по его прошению был освобожден от обязанностей экзарха. В дальнейшем Патриаршими экзархами Зап. Европы назначались: 3 сент. 1974 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим (Ротов) , 12 окт. 1978 г. Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) , 28 марта 1984 г. Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан ; ныне митрополит Киевский и всея Украины), пребывавшие на своих кафедрах и посещавшие Экзархат в ходе зарубежных поездок. Решением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 янв. 1990 г. Западноевропейский Экзархат, как и др. зарубежные Экзархаты, был упразднен, а входившие в его состав Корсунская, Сурожская, Брюссельская и Гаагская епархии были подчинены непосредственно Патриарху и Свящ. Синоду. При Экзархате издавались на рус.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Совет по делам РПЦ интересовался ситуацией с Русской Зарубежной Церковью, пытался держать под контролем взаимоотношения с ней. Хранящаяся в этом фонде переписка Московской Патриархии и Совета, а также доклады, отчеты, справки – все это также легло в основу некоторых разделов настоящего исследования. Использованы, в частности, такие дела, как «Материалы по подготовке совещания глав автокефальных православных церквей в г. Москве» (д. 65), «Материалы по Карловацкой Церкви» (д. 140), «Материалы по Североамериканскому экзархату» (д. 196), «Переписка с МИД СССР о заграничной деятельности РПЦ по странам Западной Европы» (д. 843), «Справочные сведения МГБ о деятельности Православной Церкви заграницей» (д. 981), «Дело наблюдательное по эмигрантским формированиям православной церкви» (д. 1006) и др. Большое значение для понимания взаимоотношений между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью имеют документы и материалы Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС). Как и в фонде Совета по делам РПЦ, здесь можно найти переписку, доклады, справки, проекты документов. Некоторые дела посвящены зарубежным церковным разделениям. При этом в дело «Русская Зарубежная Церковь » (некоторые папки подписаны «Раскол Русской Православной Церкви за границей») вошли не только материалы по проблеме РПЦЗ, но и по Североамериканской митрополии и Западноевропейскому экзархату. Помимо этого обширного дела привлечены и другие дела: «Сербская Православная Церковь » и «Болгарская Православная Церковь ». Немалую роль в работе сыграли документы Архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Фонды этого архива содержат в основном документы послевоенных лет. Это официальная и частная переписка, циркуляры, протоколы Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода. В настоящей работе использованы дела «Митрополит Анастасий (Грибановский) », «Циркулярные указы Архиерейских Синодов и Архиерейских Соборов РПЦЗ 19321955», «Евлогияне». Интересные документы и материалы хранятся в Архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. В основном архив включает личные фонды деятелей русской эмиграции, а также эмигрантских организаций. Данные фонды, как правило, содержат немного официальных документов, однако ценны своей перепиской и личными записями. Использованы фонды «В.И. Алексеев», «В.А. Маевский», « Н.Д. Тальберг », «Архимандрит Амвросий (Коновалов)», «Протоиерей Стефан Ляшевский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С авг. 1945 г., когда митр. Евлогий вместе с подчинявшимися ему клириками и приходами возвратился в лоно Матери-Церкви, Александро-Невский храм оставался духовным центром русских церквей в Зап. Европе. После кончины митр. Евлогия (8 авг. 1946) митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) вручил викарию почившего святителя архиеп. Ницкому Владимиру (Тихоницкому) постановление Свящ. Синода о назначении экзархом Патриарха Московского в Зап. Европе митр. Серафима (Лукьянова) , возглавлявшего до авг. 1945 г. западноевроп. приходы Русской Православной Церкви за границей и воссоединившегося с Матерью-Церковью одновременно с митр. Евлогием. В окт. 1946 г. чрезвычайный епархиальный съезд экзархата под руководством архиеп. Владимира не принял митр. Серафима, поскольку желал сохранить независимость от влияния советской власти, а также ввиду напряженных отношений в прошлом с возглавлявшимися митр. Серафимом общинами РПЦЗ. Епархиальный съезд вынес решение о переходе экзархата в юрисдикцию К-польского Патриархата и избрал архиеп. Владимира своим правящим архиереем. 2 февр. 1951 г. митр. Владимир возвел Александро-Невский храм в ранг кафедрального собора с сохранением прежнего порядка управления на основании Приходского устава. Преемником почившего 18 дек. 1959 г. митр. Владимира стал его викарий еп. Сиракузский Георгий (Тарасов), избранный чрезвычайным епархиальным съездом 12 июня 1960 г. и утвержденный Патриархом К-польским Афинагором 12 окт. 1960 г. правящим епископом в звании экзарха. Архиеп. Георгий принял на себя звание настоятеля А. Н. с. В 60-х гг. старанием свящ. Петра Струве в нижнем храме был устроен франкоязычный Свято-Троицкий приход. После кончины архиеп. Георгия (22 марта 1981 г.) чрезвычайный епархиальный съезд 1 мая 1981 г. избрал управляющим Западноевропейским экзархатом рус. правосл. приходов еп. Евдокиадского Георгия (Вагнера), утвержденного затем Патриархом К-польским Димитрием и возведенного им в сан архиепископа. 6 апр. 1993 г. архиеп. Георгий скончался, на кафедру был избран клирик экзархата архим. Сергий (Коновалов) . Патриарх К-польский Варфоломей I утвердил это избрание. 27 июня 1993 г. в А. Н. с. состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Франции, экзарх Иверии Иеремия, в хиротонии участвовал иерарх РПЦ еп. Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин) . В тот же день состоялась интронизация еп. Сергия и возведение его в сан архиепископа. В 1999 г. архиеп. Сергий получил титул Патриаршего экзарха.

http://pravenc.ru/text/64444.html

В то же время во 2-м парижском западноправосл. приходе во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого был прот. Евграф Ковалевский (впосл. еп. Иоанн (Нектарий) ), использовались совр. реконструкции галликанского обряда, представлявшие собой не всегда удачные компиляции элементов разных литургических традиций (см. Галликанский обряд в православной Церкви ). Д. неоднократно отрицательно высказывался в отношении литургических экспериментов прот. Е. Ковалевского, считая недопустимым богослужебное использование научных реконструкций древних обрядов и полагая, что такие нововведения «опасны и могут лишь дискредитировать Церковь» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1737. Л. 72). В 1948 г. Д. посетил Советский Союз, где принял участие в работе комиссии «Экуменическое движение и православная Церковь» на Всеправославном совещании в Москве (см. в ст. Совещания представителей Поместных Православных Церквей ). На Пасху 1949 г. указом Патриарха Алексия I возведен в сан архимандрита. В нач. 50-х гг., когда Западноевропейский Экзархат РПЦ переживал тяжелый кризис, в Московской Патриархии обсуждалась возможность рукоположения Д. во епископа и назначения его экзархом, однако принадлежность Д. к зап. обряду и незнание рус. языка заставили священноначалие РПЦ отказаться от этой перспективы. В 1956 и 1960 гг. Д. в составе делегаций Западноевропейского Экзархата приезжал в СССР, побывал в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Владимире, Ленинграде и Киеве. Во 2-й пол. 50-х гг. Д. направил в Московскую Патриархию неск. меморандумов, посвященных положению дел в Западноевропейском Экзархате. Он предлагал активизировать миссионерскую деятельность, создать в Париже группу молодых миссионеров, способных участвовать в собеседованиях с инославными, открыть миссионерскую часовню, в к-рой богослужение совершалось бы по вост. обряду на франц. языке, и школу правосл. иконописи. Однако Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР, МИД и Посольство СССР в Париже высказались против реализации этих инициатив. После назначения в 1963 г.

http://pravenc.ru/text/178417.html

В феврале 1945 г. архиеп. Герман в письме к Патриарху Алексию I все-таки поздравил его с избранием на Патриарший престол. В ответном письме от 8 мая 1945 г. Патриарх, поблагодарив за поздравление, выразил желание «восстановить молитвенно-каноническое общение между нашими церквами, нарушившееся после отхода Вашей церкви от Матери-Церкви». В письме от 14 июня 1945 г. архиеп. Герман предложил не поднимать этого вопроса «до урегулирования взаимоотношений между СССР и Финляндией» [viii] . Митрополит Евлогий в 1931 г. также перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В августе - начале сентября 1945 года митрополит Николай Ярушевич совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению к Московскому Патриархату митрополита Евлогия, его викариев Западноевропейского Экзархата и митрополита Серафима (Лукьянова), который в то время возглавлял приходы Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе. Для воссоединения монахов Валаамского монастыря, согласно их прошению, общин митр. Евлогия и выяснения того же вопроса с епископами ФПЦ в Финляндию был командирован митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) [ix] . Миссия «собирания камней», воссоединения отошедших в результате катаклизмов XX века частей Православной Русской Церкви для патриота и государственника митрополита Григория была очень важна. Не удивительно, что именно ему в марте 1945 г. было поручено воссоединение с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, также неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В апреле 1945 г. владыка возглавил первую заграничную делегацию РПЦ на торжествах примирения с Константинопольским Патриархатом Болгарской Православной Церкви, где провел переговоры, по результатам которых в октябре 1945 г. в юрисдикцию Московского Патриарха перешли 7 русских приходов во главе с Преосвященным Серафимом (Соболевым), архиепископом Богучанским [x] . И как мало кому из епископата послевоенной РПЦ, проблемы православия в Финляндии были знакомы и небезразличны митрополиту Григорию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Неоднозначным было отношение А. к вопросу о т. н. Западноевропейском православном русском экзархате с центром в Париже, возникшем в результате временного подчинения рус. правосл. приходов в Зап. Европе «непосредственной юрисдикции Святейшего Вселенского Патриаршего Престола» (грамота Патриарха Фотия II от 17 февр. 1931, подтвержденная грамотой Патриарха Максима V от 6 марта 1947). Высшее руководство РПЦ не раз выражало протест по поводу этого неканоничного положения. 10 нояб. 1965 г. А. и Синод К-польской Церкви постановили упразднить «экзархат православных русских приходов в Зап. Европе», рекомендовав архиеп. Сиракузскому Георгию (Тарасову) войти в общение с Патриархом Алексием I «для урегулирования каноническим путем положения возглавляемого им округа»; такое решение, дававшее возможность рус. духовенству и верующим возвратиться в лоно Русской Церкви, было воспринято, как сказано в послании Патриарха Алексия от 1 марта 1966 г., «с чувством духовного удовлетворения и братской любви». Однако уже 22 янв. 1971 г. упраздненная епархия была восстановлена в новой адм. форме как «Архиепископия русских православных приходов в Зап. Европе». Это деяние, совершенное А. и Свящ. Синодом К-польской Церкви «по просьбе и желанию» архиеп. Георгия и его викария еп. Мефодия, обоснованное все тем же «правом К-польского престола на православную диаспору», было предпринято в одностороннем порядке, без согласования с РПЦ. Оно было встречено высшим священноначалием РПЦ «с недоумением и огорчением», как о том указано в послании Патриарха Пимена от 31 мая 1971 г. Существенные расхождения между К-польской и Русской Церквами также имели место по вопросу об автокефалии правосл. Церкви в Америке. А. большое внимание уделял вопросу межхрист. единства и сотрудничества, к к-рому он призвал в своем послании, изданном в 1951 г. по случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. На офиц. и неофиц. встречах многое было достигнуто в вопросе диалога с Древними Восточными (нехалкидонскими), со Старокатолической и Англиканской Церквами.

http://pravenc.ru/text/77080.html

общин разных национальных Церквей. «Послание» отражало послевоенную ситуацию, когда в Зап. Европе существовало уже 3-е, сильно ассимилированное поколение рус. эмиграции. В Православие переходили и представители основного населения европ. стран. В связи с изменением состава прихожан возник вопрос о языке богослужения и о переходе на григорианский стиль. В 1955 г. митр. Владимир дал распоряжение о возможности праздновать неподвижные церковные праздники по григорианскому стилю. С 50-х гг. в храмах Экзархата во Франции стали периодически проводиться службы на франц. языке. При Экзархате создавались титулярные епископские кафедры: Катанская (1947), Мессинская (1952), Сиракузская, Кампанская (1953). После кончины 18 дек. 1959 г. митр. Владимира (Тихоницкого) решением собрания представителей клира и прихожан местоблюстителем Экзархата 12 июня 1960 г. стал Сиракузский еп. Георгий (Тарасов), утвержденный по ходатайству собрания в окт. того же года К-польским Патриархом Афинагором I в должности экзарха с возведением в сан архиепископа. В связи с развитием отношений К-польского Патриархата и РПЦ, нормализации которых препятствовала ситуация с рус. приходами в Зап. Европе, позиция К-польского престола по отношению к Экзархату претерпевала изменения. 10 окт. 1965 г. Патриарх Афинагор I и Синод К-польского Патриархата, указав на изменение церковного положения с 1931 г., приняли решение об упразднении Экзархата правосл. рус. приходов в Зап. Европе; бывш. экзарху архиеп. Георгию было рекомендовано войти в общение с Патриархом Московским Алексием I «для урегулирования каноническим путем положения возглавляемого им округа». 30 дек. того же года архиеп. Георгий на пастырском собрании в Париже провозгласил бывш. Экзархат независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Зап. Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян 16-18 февр. 1966 г. К-польский Патриархат и нек-рые Поместные Церкви (Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская) «негласно» признали самопровозглашение независимости бывш.

http://pravenc.ru/text/182573.html

21 авг. 1946 г. Патриарх Московский Алексий I обратился к архиеп. Владимиру с телеграммой, что завещательное распоряжение митр. Евлогия относительно него не имеет канонической силы, к тому же митр. Евлогий признавал над собой юрисдикцию Московского Патриархата. Архиеп. Владимиру было предложено вступить под руководство назначенного экзарха. Однако архиеп. Владимир ответил, что без отпускной грамоты К-польского Патриарха не имеет права выйти из его подчинения и обязан выслушать мнение всего Экзархата. 10 сент. прибывший в Париж экзарх К-польского Патриарха Фиатирский митр. Герман (Стринопулус) передал архиеп. Владимиру сообщение, что Патриарх Максим V ожидает от западноевроп. рус. приходов соборного решения для подтверждения желания находиться под его омофором. 16-20 окт. состоялся съезд представителей клира и мирян, принявший большинством голосов резолюцию ходатайствовать перед К-польским Патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и об утверждении архиеп. Владимира экзархом. Желание пребывать в юрисдикции РПЦ выразила меньшая часть приходов, оставшихся в возглавлявшемся митр. Серафимом Западноевропейском Экзархате Московского Патриархата. 6 марта 1947 г. К-польский Патриарх Максим V утвердил существование Западноевропейского Экзархата в своей юрисдикции и присвоил титул Патриаршего экзарха архиеп. Владимиру (8 июля того же года возведен в митрополиты). 27 мая 1947 г. Патриарх Алексий I и Свящ. Синод РПЦ издали указ об исключении перешедших в юрисдикцию К-польского Патриархата архиереев из иерархии Русской Церкви, отделившемуся духовенству было предписано прекратить возношение имени Патриарха Московского и всея Руси. В 1949 г. общее собрание клира и представителей мирян закрепило новые подходы в оценках «канонического положения» Экзархата, обосновав закономерность перехода в юрисдикцию К-польского престола, о временности отделения от Русской Церкви не упоминалось. В принятом собранием 1949 г. «Послании» утверждалось, что пребывание правосл. Церкви в Зап. Европе уже нельзя считать временным, поэтому собрание призывало к образованию «единой Западноевропейской Церкви» из правосл.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Кто были эти " самосвяты " ? Украинские националисты, провозгласившие автокефалию, но и так не нашедшие канонических епископов, которые бы согласились ее возглавить. И тогда они совершили акт " самопосвящения " , провозгласили своего руководителя Василия Липковского Киевским митрополитом. Для надежности возложив ему на голову мощи почившего много веков назад святого Киевского митрополита Макария. В народе их за это точно и мудро прозвали " мертворучники " . Наследники этих самосвятов-мертворучников в течение всего послевоенного периода действовали за океаном, а после 90-х как " готовые структуры " были использованы для насаждения раскола на Украине. Здесь явная тесная связь Константинопольской патриархии, принявшей под свое крыло последователей " самосвятов " , ее американских кураторов, украинских националистов и постсоветских правительств Украины, начиная с президента Кравчука. То, что мы видим сейчас, в принципе не ново. К этому все шло, но ныне достигло самой опасной стадии. Архиепископ с американского самолета Михаил Шкаровский , доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга: - В 20-е годы XX века Константинополь стал пытаться внести изменения в каноны и правила, чтобы утвердить первенство своей кафедры, которого раньше никогда не было. Эти годы стали в истории периодом наибольшего обострения отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом. После революции, прихода к власти большевиков, начала гонений на Русскую Православную Церковь и инспирирования большевиками обновленческого раскола, первое, что сделал Константинополь, попытался захватить значительную часть канонических территорий Русской Православной Церкви, распространив свою юрисдикцию на ее бывшие части. Прежде всего на Финляндскую Православную Церковь, которая сначала получила автономию Московского патриархата, а затем перешла в юрисдикцию Константинополя. Такая же автономная православная церковь под юрисдикцией Константинополя образовалась в Эстонии. Но все это без санкций Церкви-матери, без ее разрешения, что, естественно, является не каноническим действием по всем православным канонам. Позднее, в 30-е годы, такая же ситуация повторилась в Латвии, образовалась Латвийская Православная Церковь в юрисдикции Константинополя. Далее Константинопольский патриархат без согласия Церкви-матери предоставил автокефалию Польской Православной Церкви, естественно, тоже бывшей в российской империи частью РПЦ. Одним из вопиющих шагов было принятие в начале 30-х годов под юрисдикцию Константинополя Русского западноевропейского экзархата. Хотя при принятии специально оговаривалось, что это " временное решение " , а в дальнейшем экзархат вернется в Русскую Православную Церковь, он до сих пор там остается.

http://pravoslavie.ru/115726.html

общины составили белые эмигранты из Франции и Балканских стран. В 1927 г. иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит) по поручению управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) и по благословению патриарха Александрийского Мелетия II учредил об-во «Православная Церковь и русский дом в Марокко» (Église orthodoxe et foyer russe au Maroc), в 1929-1932 гг. построил и освятил церкви Воскресения Христова в Рабате и Св. Троицы в Хурибге. В нач. 30-х гг. XX в. приход, где служили 3 иеромонаха (2 - в Рабате, 1 - в Хурибге), объединял ок. 280 семей по всей стране. В 1932 г. была открыта часовня прп. Сергия в Марракеше, в 1933 г.- домовая ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. В 1945 г., после воссоединения Западноевропейского Экзархата русских православных приходов во главе с митр. Евлогием с РПЦ МП, архим. Варсонофий принял гражданство СССР. В связи с этим в 1948 г. часть касабланкского отдела во главе с адмиралом А. И. Русиным и кнг. В. В. Урусовой вышла из общества «Православная Церковь и русский дом в Марокко» и образовала при ц. Успения Пресв. Богородицы об-во «Русское православное сообщество и церковь в Марокко» (Communauté et Église orthodoxe russe au Maroc). При поддержке эмигрантов 2-й волны (гл. обр. приехавших в М. во время второй мировой войны) они приняли от РПЦЗ прот. Митрофана (Зноско-Боровского) , возглавившего в 1950 г. Марокканское благочиние Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ. В 1952 г. приход во главе с настоятелем Воскресенской ц. Митрофаном (Ярославцевым) объединял ок. 120 чел., проживавших в 12 городах, с храмами в Рабате и Хурибге, РПЦЗ подчинялись 2 прихода - в Касабланке (объединял в 3 домовых храмах ок. 800 чел.) и в Рабате (насчитывал ок. 200 чел.). В 1958 г., когда РПЦЗ сделала новую ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке центром своей администрации в Сев. Африке, Воскресенский приход разорвал с ней связи, пересмотрев свой устав, а впосл. наладил контакты с др. зарегистрированными в М. Церквами.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010