В. много занимался разысканием и изучением хорвато-глаголических рукописей в хранилищах Вены, Загреба, Лондона, Любляны, Оксфорда, Парижа, Праги и Рима. На основе этих исследований он написал книги «Nejstarši Breviar chrvatsko-hlaholsky» (Praha, 1910) и «Najstariji hrvatskoglagolsky misal s bibliografskim opisom svih hrvatskih misala» (Zagreb, 1948), к-рые до наст. времени являются наиболее исчерпывающими трудами в этой области. Изданные им глаголические, гл. обр. хорват., памятники, особенно тексты ВЗ (Книги пророков, Екклесиаст, Псалтирь и др.), снабжены критическим аппаратом и имеют большое значение для исследования лит. наследия святых Кирилла и Мефодия. В 1929 г. в соавторстве с Й. Курцем В. издал Ассеманиево Евангелие . Учебник глаголической палеографии (Rukovet " hlaholske paleografije. Praha, 1932), в к-ром В. всесторонне рассматривает происхождение и развитие глаголического письма, глаголических памятников, дает их палеографическое описание, до наст. времени остается единственным пособием в этой области. В 1957 г. совместно с Й. Вашицей В. опубликовал полное описание кириллических и глаголических рукописей, хранящихся в Народном музее в Праге. В последние годы жизни участвовал в разработке концепции и определении круга источников многотомного Словаря старославянского языка. Лит.: Kurz J. ivot a dílo J. Vajse//Slovanské studie. Praha, 1948. P. 11-16; Mare š F. Vajsova redakce eské církvení slovanštiny//Studia palaeoslovenica. Praha, 1971. S. 221-225; Bauerov á H. Prophetae minores v charvátskohlaholských breviarech ve Vajsov edici Glagolitica//Slovo. 1986. 36. S. 217-226; Ribarova Z. Vajsova prouavanja prijevoda Malih o proroka iz Brevijara Vida Omišljanma//Ibid. 1994-1996. 44-46. S. 27-31; Mare š F. Djelo J. Vajsa i njegovo znaenje za staroslavensku liturgiju Rimskoga obreda u naše doba//Ibid. 1996. Prilozi. S. 347-352. Библиогр.: Kurz J. Soupis prací J. Vajsa//Slovanské studie. Praha, 1948. S. 17-34; Panteli M. Bibliografija izvornih radova J. Vajsa s podruja hrvatske glagoljske knjievnosti//Slovo. 1957. 6-8. S. 10-22; Деянова M. Вайс И.//КМЕ. Т. 1. С. 316-318.

http://pravenc.ru/text/153855.html

Фото: Jason Dutch «Пока я оперировал 16-летнего парня, артснаряд попал прямо в больницу» Военный хирург — о работе под звуки обстрелов 18 сентября, 2021 Военный хирург — о работе под звуки обстрелов Фото: Jason Dutch «Осколок пробил нижнюю полую вену. Впервые в жизни я столкнулся с повреждением столь крупного сосуда». Дэвид Нотт — хирург из Великобритании. Он часто работает врачом-волонтером в зонах боевых действий. Дэвид был в Боснии, Афганистане, Африке, Ираке, Сирии… Публикуем отрывок из его книги «Военный врач. Хирургия на линии фронта», где он рассказывает о своей первой командировке — в Сараево.  Больница К концу 1993 года страна погрузилась в чудовищную гражданскую войну. Столица Боснии Сараево с мая 1992 года была осаждена армией боснийских сербов. Для многонационального, открытого внешнему миру города, который всего восемью годами ранее принимал зимние Олимпийские игры, осада стала беспрецедентной трагедией. И именно в Сараеве гражданская война из вооруженного конфликта превратилась в гуманитарную катастрофу. В городских больницах не хватало персонала, и ни в чем не повинные мирные жители взывали о помощи. Прямо перед Рождеством 1993 года я упаковал теплую одежду и спальный мешок и покинул свое уютное жилище в Хаммерсмите, чтобы сесть на самолет в Загреб, столицу Хорватии — недавно получившей независимость страны к северу от Боснии и Герцеговины. Я сразу же направился в офис «Врачей без границ», где встретил группу британских пластических хирургов и бельгийского сотрудника компании, который рассказал нам об организационных аспектах поездки. Перед отлетом из Загреба нам выдали пропуска Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев размером с кредитную карточку, которые подтверждали, что мы работаем под их эгидой. В каком-то смысле эти карточки были важнее паспортов. Без них гражданские лица не могли попасть в Сараево или покинуть его. Они ходили на черном рынке за большие деньги, и нам вдолбили, насколько важно их сберечь. Работать мне предстояло в психиатрической лечебнице в центре города — из-за обилия дыр от снарядов ее прозвали швейцарским сыром.

http://pravmir.ru/poka-ya-operiroval-16-...

После того как 30 марта 1994 года в российском посольстве в Загребе было подписано перемирие между Хорватией и РСК, президент РСК - Милан Мартич совместно со своим, казалось бы, непримиримым противником - премьер-министром, социалистом Бориславом Микеличем согласился 19 декабря 1994 года открыть движение по магистральному автопути из Загреба в Славонский Брод, проходивший через контролируемую сербами Западную Славонию. Разумеется, это облегчило хорватам сообщение с центральной частью Хорватии из хорватских областей в Славонию, но данное решение, как писал в своей книге «Книн пал в Белграде» генерал Милисав Секулич, было принято Миланом Мартичем и Бориславом Микеличем, без всяких консультаций с Главным штабом СВК, при том, что после подписанного соглашения Мартич дал приказ Главному штабу СВК снять минные поля, защищавшие проход через который шла магистраль Хорватское командование сознательно выбрало местом первого нападения именно Западную Славонию, с 1992 года жившую в условиях «странной войны», так как это была самая слабая часть РСК. В Книнской Краине была сосредоточена основная масса сил СВК (7-й, 21-й и 39-й корпуса, авиабаза Удбина и ракетная база «Петрова Гора» с тактическими ракетными комплексами «Луна»), тогда как область Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема была крепко связана с соседней Югославией и дислоцированным здесь 11-й корпусом СВК, который практически был частью Новосадского корпуса армии Югославии. Западная же Славония представляла собой выступ в глубину хорватской территории, на 4050 км вдававшийся в хорватскую территорию у города Дарувар, с основанием от поселка Нова Градишка до поселка Ясеновац, вдоль берега реки Савы. Главное сообщение этого района с Республикой Сербской осуществлялось через единственный мост от Новой Градишки в Западной Славонии до Босанской Градишки в Босанской Краине. Местность здесь была частично равнинная, с отдельными участками относительно невысоких гор высотой до 600-700 метров, и, учитывая наличие хороших дорог, она была достаточно хорошо проходима для бронетехники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР (ЗАГРЕБА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Владимир (Загреба), 1927 год 9 июня следователь допросил иеромонаха Владимира. Отвечая на вопросы, отец Владимир сказал: «В монастырь я пошел с восемнадцатилетнего возраста, по произволению. В монастыре города Торжка находился с 1919 года. В Торжке я служу в бывшей монастырской церкви. В церковную сторожку ходил. Никакой агитации против власти не вел». Вызванный на допрос председатель сельсовета показал: «Загреба… сколотил вокруг себя актив из верующих людей, среди которых занимался антисоветской агитацией, призывал верующих сплотиться вокруг церкви и отстаивать религию, произносил проповеди, протаскивал антисоветские высказывания, доказывая, что советская власть арестовывает и расстреливает невинных людей, как, например, нас, служителей религиозного культа». На следующий день следователь допросил иеромонаха Владимира. – Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения занимались антисоветской агитацией, восхваляли жизнь при старом строе? – спросил он. – Виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Владимир. – Следствие располагает материалами, которые изобличают вас в антисоветской агитации. Предлагаю рассказать правду. – Свои показания я считаю правдивыми. – Следствие располагает материалами о том, что вы среди верующих дискредитировали колхозное строительство и призывали их не работать в религиозные праздники. Признаете ли себя в этом виновным? – Виновным себя в этом не признаю, но добавляю, что верующим я говорил, что Бога не надо забывать и надо всегда о Нем помнить. Редакция текста от: 15.02.2015 19:56:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671838.h...

Осенью 1941 г. Владыка вынужденно переехал из Гргетека в русский женский монастырь Хопово, где проживал до мая 1942 г. Почти год в Хорватии проводилась политика геноцида православных сербов, но 3 апреля 1942 г. поглавник (вождь) этого государства А. Павелич под давлением германских властей принял закон о создании автокефальной (неканоничной) Хорватской Православной Церкви, которую возглавил Владыка Гермоген. Архивные документы свидетельствуют, что архиепископ уступил давлению немцев и хорватских властей, шантажируемый угрозой дальнейших преследований сербов. 5 июня Павелич назначил Владыку Гермогена главой Хорватской Православной Церкви в сане митрополита Загребского, 7 июня состоялась его интронизация. Уже 6 июня 1942 г. Архиерейский Синод постановил исключить Владыку из своего состава и духовенства Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), запретить в священнослужении и при первой возможности (наличии полагающегося состава епископов) предать церковному суду. 11 августа 1942 г. Сербский Синод постановил рассматривать определение Синода РПЦЗ относительно Владыки Гермогена как свое собственное. С июня 1942 по 1944 г. митрополит открыл и освятил несколько десятков храмов, сумел добиться смягчения гонений на сербов в Хорватии и выплаты пособий вдовам и сиротам православных священников. В сент. 1943 г. он высказался против состоявшегося в Москве избрания Патриархом Московским и всея Руси Владыки Сергия (Страгородского) . 11 апр. 1945 г. в Спасо-Преображенской церкви Загреба состоялось последнее архиерейское богослужение митрополита. По некоторым сведениям, перед отъездом из Загреба Павелич предлагал Владыке Гермогену уехать с ним, но тот отказался. 8 мая, в день взятия Загреба югославской армией, митрополит был арестован, по воспоминаниям свидетелей, над ним издевались, водя голым по улицам. По указанию правительства Й.-Б. Тито 29 июня 1945 г. Состоялся суд Военного трибунала при коменданте Загреба, решением которого митрополит Гермоген был приговорен к расстрелу; 3 июля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возвращении из ссылки он был назначен архиепископом Тверским Фаддеем (Успенским) в храм села Славково Кашинского района. С 8 сентября 1937 года он стал служить в храме в селе Лобково того же района, а затем был переведен в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в село Гущино Кесово-Горского района. Иеромонах Владимир был арестован 8 февраля 1938 года и заключен в тюрьму в городе Кашине. На следующий день сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей. Один из них показал, что «он слышал, что Загреба среди верующего населения ведет антисоветскую агитацию, доказывая, что советская власть арестовывает и расстреливает невинных людей, одновременно с этим призывает население отстаивать религию, защищать служителей религиозного культа». Вызванный на допрос председатель сельсовета показал, что «Загреба… сколотил вокруг себя актив из верующих людей, среди которых занимался антисоветской агитацией, призывал верующих сплотиться вокруг церкви и отстаивать религию, произносил проповеди, протаскивал антисоветские высказывания, доказывая, что советская власть арестовывает и расстреливает невинных людей, как, например, нас, служителей религиозного культа» . На следующий день следователь допросил иеромонаха Владимира. – Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения занимались антисоветской агитацией, восхваляли жизнь при старом строе? – спросил он. – Виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Владимир. – Следствие располагает материалами, которые изобличают вас в антисоветской агитации. Предлагаю рассказать правду. – Свои показания я считаю правдивыми. – Следствие располагает материалами о том, что вы среди верующих дискредитировали колхозное строительство и призывали их не работать в религиозные праздники. Признаете ли себя в этом виновным? – Виновным себя в этом не признаю, но добавляю, что верующим я говорил, что Бога не надо забывать и надо всегда о Нем помнить. На этом следствие было закончено. 13 февраля тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Иеромонах Владимир (Загреба) был расстрелян 15 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://fond.ru/kalendar/111/vladimir/

Вскоре режим Павелича начал рушиться. Югославская армия заняла Сараево 6 апреля 1945 г., епископ Спиридон переехал в Загреб. 11 апреля в Спасо-Преображенской церкви состоялось последнее торжественное архиерейское богослужение владык Гермогена и Спиридона в присутствии представителей хорватского правительства, руководства усташей и немецкого посольства [lxvii] . Последним же обращением митрополита Гермогена к своей пастве стало Пасхальное послание, в котором владыка, как и раньше, предупреждал об опасности, грозящей миру в лице безбожного коммунизма: «Берегитесь, чада мои духовные, тех, которые в священных ризах обращаются к вам вместо креста с кровавым ножом и оружием в руках, ибо они не воинствуют за Христа, но за нечестивого, стремящиеся прельстить вас и отравить души ваши! Берегитесь всех тех, которые говорят о свободе под красной звездой, ибо там нету свободы, там только бедствие и несчастие. В их временном царствии владеет только одна свобода – хула на Бога Вседержителя, Его Воскресшего Сына и Духа Святаго. В христианской любви и братском прощении, возлюбленные братья и чада наши духовные, поздравим друг друга радостным Пасхальным приветствием – Христос Воскресе»! [lxviii] Уже перед самым взятием Загреба Народно-освободительной армией Югославии, 6 мая, согласно некоторым источникам, произошло поставление митрополита Гермогена в Патриархи. Как показал сам владыка на допросе 26 мая 1945 г., он сначала отказывался от предложения правительства быть наименованным Патриархом Хорватской Православной Церкви, но после категорического заявления начальника отдела культов Министерства юстиции и культов Р. Главаша, что по уставу митрополит должен принять эту должность и титул Патриарха, согласился. Видимо, здесь повлияли возраст владыки и плохое состояние здоровья, которое один из близких к нему людей охарактеризовал как «старческое изнеможение» [lxix] . 8 мая Загреб был взят югославской армией. В этот день перестала существовать Хорватская Православная Церковь. Уже 10 июня, после переосвящения загребского Спасо-Преображенского храма, в нем стал служить священник Сербской Православной Церкви о. Илия Чук. Павелич бежал в Австрию, затем в одежде католического священника перебрался в Италию, позднее скрывался в Аргентине и Испании, где и скончался в 1959 г. Папа Иоанн XXIII благословил умирающего Павелича, и тот умер, держа в руках четки, подаренные ему Пием XII. По некоторым сведениям, перед отъездом из Загреба поглавник предложил митрополиту Гермогену (вместе с клиром) уехать с ним в Австрию, но владыка отказался, как и все загребское православное духовенство. На допросе 26 мая 1945 г. митрополит показал, что ему предоставлялась машина, которая должна была доставить его к уходившему из Загреба поезду, однако он «решил остаться, так как не чувствовал себя виноватым» [lxx] .

http://bogoslov.ru/article/2875423

Часовня святых апостолов Петра и Павла на Мирогое (Загреб) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня святых апостолов Петра и Павла на Мирогое — часовня на Мирогойском кладбище в Загребе. Принадлежит Загребско-Люблянской митрополии Сербской православной церкви (серб. Капела Светих Апостола Петра и Павла на Содержание История [ править править код ] Часовня построена в 1891 году вдовой дворянина Юдитой Кукуль на могиле своего мужа по проекту Германа Болле. По своему архитектурному решению здание близко к неовизантийскому стилю. Над убранством часовни трудились мастера знаменитой Художественно-ремесленной школы Загреба. Росписью иконостаса занимался художник Роберт Ауэр. Мирогой – историческое кладбище в Загребе [ править править код ] В окрестностях Загреба находится одно из красивейших парков-кладбищ Европы – Мирогой (хорв. Mirogoj). Мирогойское кладбище расположено у перекрёстка Мирогойского шоссе и улицы Германа Болле на склоне горы Медведницы. Кладбище было создано в 1876 году на участке земли, которым владел лингвист Людевит Гай. Аркады и павильоны кладбища являются настоящими произведениями искусства под открытым небом. На территории находится множество выдающихся скульптур и склепов. В аркадах кладбища Мирогой расположены семейные склепы знаменитых деятелей Хорватии и Австро-Венгрии, в состав которой долгое время входила Хорватия. Здесь покоятся писатели и поэты, актеры и композиторы, политики и предприниматели. Также есть целое захоронение эмигрантов из Российской Империи. Список захороненных можно увидеть в русской часовне на Мирогое, позади которой расположен участок с захоронениями. В начале ХХ века после Революции и Гражданской войны в Загреб эмигрировало примерно 1500 русских, это были учителя, врачи, деятели культуры и науки. Парк-кладбище Мирогой одна из известнейших и посещаемых достопримечательностей Загреба. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Aleja Hermanna Bollea 27, 10000, Zagreb, Хорватия Проезд: Часы работы: Вход: бесплатный Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_святых...

Состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с Президентом Хорватии 28 августа 2013 г. 11:46 27 августа 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению митрополита Загребского и Люблянского Иоанна председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл с двухдневным визитом в Хорватию. Митрополита Волоколамского Илариона сопровождают в поездке представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний , помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев и референт председателя ОВЦС А.А. Ершов. В аэропорту Загреба главу Отдела внешних церковных связей встречали митрополит Загребский и Люблянский Иоанн и клирики Загребско-Люблянской митрополии, а также ародный художник Российской Федерации Н.А. Мухин — создатель живописного убранства Преображенского кафедрального собора Загреба и монастыря Лепавина. Из аэропорта митрополит Волоколамский Иларион и сопровождающие его лица отправились в резиденцию Президента, где состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Президентом Республики Хорватия И. Йосиповичем. Глава государства тепло приветствовал высокого гостя и выразил удовлетворение по поводу посещения им Загреба. В ходе беседы, проходившей в теплой атмосфере взаимопонимания, стороны отметили важную роль Православия в истории Хорватии и выдающийся вклад сербского народа в формирование современной культуры страны. И. Йосипович рассказал о религиозной политике Правительства и об осуществляемой им работе, которая нацелена на создание условий для возвращения сербского населения, покинувшего Хорватию в годы вооруженного конфликта 1991-1995 годов. На встрече присутствовали митрополит Загребский и Люблянский Иоанн, епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Хорватия Р.В. Маркарян, советник председателя правления ОАО «Российские сети» Д.Е. Малышев, сотрудник секретариата по межправославным отношениям ОВЦС А.Ю. Хошев, советник российского Посольства в Загребе А. Федоров, советник Президента Хорватии по науке, высшему образованию и религиозным объединениям А. Маринович, советник Президента по внешней политике К. Лахорски. В завершение встречи стороны обменялись памятными подарками. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3190806.ht...

12 мая владыка Петр был арестован в Сараево по приказу министра внутренних дел Андрия Артуковича, 17 мая доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на преклонный возраст, митрополит держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в концлагерь Керестинац, где его обрили, отняли мантию и подвергли различным издевательствам, а позднее отправили в лагерь Госпич. Как уже говорилось, в конце июля или середине августа 1941 г., после жестоких пыток и издевательств, митрополит Петр был убит, точную дату его смерти установить не удалось. В 1942 г. Сербский Священный Синод несколько раз пытался узнать о судьбе владыки, но безрезультатно; о его мученической кончине стало известно только после окончания войны [xlii] . Выпускник Московской Духовной Академии митрополит Загребский Досифей (Васич) был арестован усташами 7 мая 1941 г. Когда полураздетого владыку вели по улицам Загреба, толпа издевалась над ним и била его. Митрополит был заключен в тюрьму городской полиции на Петриньской ул., где снова подвергался жестоким избиениям и пыткам. Затем его почти без сознания временно поместили в больницу католических сестер милосердия, однако и там издевательства продолжались. Этого владыку считали в Германии дружественным немцам [xliii] , и, вероятно, поэтому его в тяжелом состоянии через несколько недель все-таки перевезли в Белград. По свидетельству одного из белградских тюремных врачей, однажды два эсэсовца в форме привели в его кабинет человека в лохмотьях, который тяжело дышал и не мог говорить, все его тело было в синяках и кровоподтеках; немцы сказали, что нашли этого человека в полицейской тюрьме Загреба и, узнав, что это сербский епископ, решили перевести его в Белград. Здесь владыку сначала поместили в санаторий Живкович, откуда он 23 мая написал архиерейскому наместнику в Загребе протоиерею Димитрию Витковичу, что поправляется после мучений. Однако здоровью архиерея был нанесен непоправимый ущерб, из санатория его перевели во Введенский женский монастырь Белграда, где митрополит Досифей скончался от последствий истязаний 13 января 1945 г. и был похоронен на монастырском кладбище. Владыка был прославлен Сербской Церковью в 2000 г.

http://bogoslov.ru/article/2842069

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010