Еще немного, милый друг, И я средь вас явлюся вдруг. В ожидании чего обнимаю тебя, и приветствую приветствующих. Твой Влад. Письмо без даты. Из содержания видно, что оно писано из Загреба в августе или сентябре 1886 г. 21 Милый Миша, вот тебе Голос Москвы. – Кроме моего еще собеседование со старообрядцами – прочти – занимательно – я когда прочел сначала впал в меланхолию, а потом написал три эпиграммы: 1 . .......................................... 2-я эпиграмма – неудачна. 3. Протяженно – сложенное слово И гнусливо– казенный укор Заменили тюрьму и оковы, Дыбу, сруб и кровавый топор. Но с приятным различьем в манере Сила та же и тот же успех —65— И в сугубой свершается мере Наказанье за двойственный грех. Страхов приехал: его выгнали из редакторов Слав. Известий за мой ответ Д-му. Ламанский объявил ему: или вы выходите из редакторов, или мы все выйдем из совета общества. Наша «братолюбивая сущность» и «широкая терпимость» шибко действует. – Т. Фил. пишет, что в Константинополе τ πνεματα дышат злобою, и что он ожидает всего дурного. Кстати о дурном. В вагоне я сочинил нижеследующее стихотворение, в котором из 12 стихов, только один (или два) хороший: 1. Пора весенних гроз еще не миновала, А уж зима пришла, И старость ранняя нежданно рассказала, Что жизнь свое взяла. 2. И над обрывами бесцельного блужданья Повис седой туман. Душа не чувствует бывалого страданья, Не помнит старых ран. 3. И воздух горный радостно вдыхая, Я в новый путь готов Далеко от цветов увянувшего Мая, От жарких летних снов. Будь здоров, голубчик. Сердечно кланяюсь Ольге Михайловне. Напиши в Москву. Весь твой Влад. Соловьев. Письмо без даты. В 1-м издании стихотворений Соловьева под прилагаемым к этому письму стихотворениям есть дата: 1886. Загреб. Но раз стихотворение «сочинено в вагоне», то значит оно сочинено не в Загребе. В Загребе оно могло быть записано, исправлено. Из Загреба Соловьев вернулся в Москву в октябре 1886 г. Однако отнести письмо к этому времени мешают заключительные слова: «напиши в Москву». С осени 1885 г. Мих. Серг. жил всегда в Москве, за исключением лета и зимы 1891–1892 г. Остается предположить, что вся дата под стихотворением в 1-м издании «1886. Загреб» – неверна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

српске у загребу      Свечаном у Хрватском народном казалишту у Загребу, у уторак, 21. априла 2015. Године, стотине година од прве српске елементарне школе при цркви у Загребу и десет година од Српске православне опште Кантакузина Катарина      се позиву Митрополита господина др у свечаним ложама предивног загребачког дома и културе нашли су се Републике Хрватске Колинда и бивши Републике, г. и проф. др Иво Затим, изасланица Републике Српске православне цркве: Епископ бачки г. Епископ британско-скандинавски г. Епископ и г. Епископ г. Епископ далматински г. Епископ г. Епископ г. Герасим, Епископ крушевачки г. Давид, Епископ г. викарни Епископ г. Изасланик кардинала надбискупа загребачког био монс. Иван Шашко, а позиву се одазвао и апостолски у Загребу монс. Алесандро Дерико. присутни су били изасланик Хрватског сабора г. Давор Министра знаности, и спорта Владе Републике Хрватске проф. др Роко министра рада и мировинског сустава г. Божидар градоначелника Града Загреба Весна Кусин, изасланик Републике Српске г. Миладин саборски заступници проф. др Милорад Пуповац, г. Миле Хорват, г. Драган Црногорац, г. Здравко Ронко, као и уважена господа директори владиних за односе са црквама и Хрватске, и Републике Српске Шиме Милета и Драган присутнима били су представници у Загребу: рабин М. Домаш, г. Тома Магда и г. Мраз из Савеза баптистичких цркава у Овом свечаном присуствовали су представници дипломатског кора Босне и Херцеговине, Грчке, Француске, Америчких Држава, Норвешке, и Одазвао се позиву ректор загребачког свеучилишта проф. др Дамир Борас и ректор Хрватског католичког свеучилишта проф. др док Католички богословни факултет у Загребу проф. др Из градске за присутна била мр Катарина а српска друштва и Привредник су Чедомир и Никола Уз српске националне присутан био г. Саша ВСНМГЗ, представници невладиних и других васпитних и образовних установа у Загребу, свештенства и монаштва Никодим дошао са матурантима Света Три Радо су се позиву одазвали универзитетски професори из Загреба, бивши ученици и Школе и Цркве у Загребу из Хрватске, Босне и Херцеговине, особе из културног, друштвеног и живота, као и Хрватског народног казалишта интендант Дубравка Вргоч.

http://pravoslavie.ru/78957.html

В Далматии во время венецианского господства (XV–XVIII вв.) много сербов окатоличилось, так как Венеция не разрешала православным далматинцам иметь своего епископа. На переломе XVI и XVIII вв. много сербов убежало из Старой Сербии, Боснии и Герцеговины от турок и поселилось в Южной Венгрии, в Славонии и Хорватии. Австрийское правительство нажимало на этих сербов-эмигрантов, которые оказались на территории бывшей Австро-Венгрии, чтобы они приняли церковную унию с Римом. Один из сербских епископов-эмигрантов, Симеон Братаня из Боснии, воссоединился с Римом в 1611 г. и с ним вместе якобы воссоединился весь народ, который с ним убежал и осел около Загреба. От этой унии осталось доныне одно лишь униатское епископство в Югославии с местопребыванием епископа в Крыжевах (недалеко от Загреба). Из сербов в унии остались только так называемые «кумберчане» (от немецкого названия прежней, там расположенной, крепости Sicheiburg) или «ускоки» (беглецы), которые живут в горах на границе Словении в числе 7000 душ. Они сделались хорватами только благодаря унии. В 1777 г. к Крыжевскому епископству присоединены украинцы – колонисты в Бачко (в Южной Венгрии между Дунаем и Тиссой). А после первой мировой войны присоединены к Крыжевской епархии также украинцы-колонисты в Боснии, переселившиеся туда из Галиции в 1890–1910 гг. Всех верующих в Крыжевской епархии насчитывается 48 000, из них укр аинцев около сорока тысяч. Поучительна статистика православных и католиков в Югославии. В 1931 г. православных было 6793000 человек, священников 3200; католиков было 5 266 000 человек и 3800 священников. Румыния Румыны, в зависимости от болгар, приняли не только православную веру, но и старославянский язык как богослужебный. Румыны – единственный романский народ, оказавшийся в лоне Православной Церкви. Само собой понятно, что римские папы уже с самых давних времен особенно стремились приобрести для себя этот романский народ. Уже с XIII в. папы основывали епископства то в Валахии, то в Молдавии, однако из этого ничего не получалось. В 1810 г. Ватикан основал латинское епископство в Бухаресте для Валахии; в 1843 г. в Марцианополе для Молдавии; в 1848 г. в Никополе для Добруджи. Дольше всего удержалось епископство в Бухаресте. В 1883 г. его возобновили, а для Молдавии основали латинское епископство в Яссах. Римо-католиками в коренной Румынии являются нахлынувшие немцы, венгры и поляки (католиков немцев до 1939 г. там было 40000). В 1932 г в «Великой Румынии» было 1 700 000 римо-католикоз 832 священника, 420 монахов и 1 875 монахинь; архиепископ в Бухаресте, епископы в Альба Юлии, Сатумаре-Орадеамаре, Темишуары и в Яссах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 марта 1941 г. В 17 часов к моему секретарю тов.Гурьяновой позвонил городской телефон. Сняв трубку, она услышала следующую фразу, быстро сказанную на немецком языке: «Около мая начнется война против России». После этого говорящий повесил трубку. Полпред СССР в Германии В. Деканозов АВП РФ. Ф. 082. Оп. 24. П. 106. Д. 8. Л. 307. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии «К перевороту в Югославии» 660344 28 марта 1940 г. По донесениям наших военных атташе в Болгарии и Германии, регент Павел, получив согласие Гитлера на югославскую корону, в ночь на 27 марта отправил Петра в Румынию, но последний был перехвачен людьми генерала Симовича и возвращен в Белград. Под утро Павел, узнав об опасности, сам бежал, но был схвачен на 6-й станции от Белграда в направлении Загреба. К утру 27 марта Цветкович и другие министры были арестованы. Гвардия и части гарнизона заняли все учреждения города. Петр Второй провозгласил себя королем; прежнее правительство ушло в отставку. Новое правительство поручено сформировать армейскому генералу Симовичу. По всей стране происходят демонстрации. В столице с 7 часов 27 марта мимо полпредства начали проходить колонны демонстрантов с лозунгами: «За союз СССР», «Да здравствуют Сталин и Молотов», «Долой Гитлера». Среди этих лозунгов появились новые: «Власть Советам», «Требуем народную власть», «Армия с народом» и другие. Армия находится на стороне нового правительства и поддерживает порядок. Правительство занято разработкой декларации. В проекте обсуждается вопрос по внешнеполитической линии на базе сохранения строгого нейтралитета. Полагают, что новое правительство откажется от обязательств по пакту трех. В германских кругах царит некоторая растерянность. В министерстве иностранных дел заявляют, что официальных сообщений из Белграда нет. Предполагают, что, если новое правительство откажется от своих обязательств, германские войска выступят из Австрии, Румынии и Болгарии. По перехваченной телеграмме американского корреспондента помощник германского военного атташе по авиации получил тяжелое ранение. Германское правительство отправило протест. Демонстранты все легковые машины со свастикой опрокидывали. Немецкой колонии в Белграде приказано немедленно эвакуироваться.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

остальными элементами, а кроме того позаботилась и о том, чтобы как можно больше привлечь к себе и из среды православных сербов. Для достижения первой цели, Ватикан назад тому 7–8 лет прислал Призренской латинской епископии значительную сумму денег для образования специального фонда, из которого теперь миссионеры выдают за весьма льготный процент (8% на сто) пособия бедным своим единоверцам и торговцам для свободного ведения ими своих коммерческих дел. Благодаря этому средству католики не только могут конкурировать со всеми остальными торговцами, сербами и турками, но и можно сказать совершенно подорвали торговлю этих последних. Кроме того, римская курия покупает в окрестностях Призрена земли и имения и населяет их своими единоверцами. Для привлечения же в свою среду сербов, римская курия недавно близ своей церкви построила великолепное двухэтажное здание под предлогом нового епископского дома, а на самом деле здание это стало приютом для милосердных латинских сестер из Загреба, где они занимаются бесплатным лечением приходящего к ним бедного местного населения всех без различия вероисповеданий. Рядом с больницей и аптека, снабженная всевозможными и свежими медикаментами, тогда как в единственной общественной аптеке часто трудно бывает получить самые обычные лекарства. Мало того: милосердные сестры сами ходят из дома в дом, ищут, где есть больные дети и женщины, зовут к себе или бесплатно лечат на месте, и таким образом приобретают популярность и сердечное расположение среди местного населения. А это, в свою очередь, является, одним из самых действительных средств для распространения на месте латинской пропаганды. Так как латинские сестры сами не имеют лекарских дипломов и, следовательно, права открытой медицинской практики, то местное австрийское консульство позаботилось из местных уроженцев образовать в Вене доктора, подготовив его для соответствующей деятельности на родине. Так для этой цели избран был уроженец Призрена цинцар Анастасий Мизопулос. Доктор, больница, аптека, без сомнения, окажут немалую услугу делу австрийско-католической про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один их авторов проекта Balkans Forward: A New US Strategy for the Region , Дэймон Вильсон (Damon Wilson), исполнительный вице-президент Атлантического совета в Вашингтоне, подчёркивает, что военная база в округе Брчко обеспечит долговременные интересы США в Юго-Восточной Европе. Его коллега Курт Бассунер (Kurt Bassuener) из Democratization Policy Council также рекомендует строить военную базу в Боснии и Герцеговине. Правда, не в Брчко, а Тузле, где уже есть хороший аэродром и техническая инфраструктура. Битва за коридор Брчко только разворачивается. Идея американцев состоит в том, чтобы не дать РС стать независимой и отнять у Милорада Додика контроль над автомагистралью Баня-Лука - Бьелина - Белград, соединяющей Республику Сербскую с «большой Сербией». А главное - снять такое препятствие к включению Боснии и Герцеговины в НАТО, каким является отрицательное отношение к этим планам президента Республики Сербской. Соответствующие усилия предпринимаются и в информационном плане. Посольство США в Сараево объявило , что сообщения о планах создания военной базы США в округе Брчко, дескать, не соответствуют истине. А в соседней Хорватии профессор из Загреба Яндранка Полович объясняет читателям, что Республика Сербская демонстрирует слишком опасную близость к Белграду и к Москве. Ссылаясь на данные ЦРУ, госпожа Полович пишет, что Москва и Баня-Лука заключили якобы тайное соглашение о строительстве трёх военных баз на территории РС (Баня-Лука, Соколок и Требинье). Если это произойдёт, Россия сможет контролировать самые современные ракетные системы в Средиземном море, особенно в Адриатике, уверяет хорватский политолог. Госпожа Полович делится информацией о том, что США вложили 20 миллионов долларов в развитие электронных СМИ и социальных сетей в регионе, чтобы затруднить Москве её пропаганду против Европейского союза и НАТО. Деньги выделены на создание «Медиацентра по борьбе с российской дезинформацией в Сербии», проект патронируется Атлантическим советом и Национальным фондом демократии США (NED).

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/01/bitva...

Это все, что я тогда в Париже обнаружил. Потом мы поехали в Австрию — все в поисках какой-нибудь работы для матери, в Австрии еще была жива бабушкина старшая сестра, которая была замужем за австрийцем. Потом поехали в северную Югославию, в область Загреба и Марибора. Там мы жили какое-то время на ферме, мне было тогда лет семь, и я что-то подрабатывал, делая никому, вероятно, не нужные работы. Затем снова вернулись в Австрию, потому что в Югославии нечего было делать, и полтора года сидели в Вене. И там мне пришлось пережить первые встречи с культурой: меня начали учить писать и читать, и я этому поддавался очень неохотно. Я никак не мог понять, зачем это мне нужно, когда можно спокойно сидеть и слушать, как бабушка читает вслух — так гладко, хорошо, — зачем же еще что-то другое? Один из родственников пытался меня вразумить: «Видишь, я хорошо учился, теперь имею хорошую работу, хороший заработок, могу поддерживать семью». Я его только спросил: «Ты не мог бы делать это за двоих?» Так или иначе, в Вене я попал в школу, и учился года полтора, и отличился в школе очень позорным образом — вообще школа мне не давалась в смысле чести и славы. Меня водили как-то в зоологический сад, и, к несчастью, на следующий день нам задали классную работу на тему «Кем вы хотите стать». И, конечно, маленькие австрияки написали всякие добродетельные вещи: один хотел быть инженером, другой — доктором, третий еще чем-то; а я был так вдохновлен тем, что видел накануне, что написал — даже с чýдной, с моей точки зрения, иллюстрацией — классную работу на тему «Я хотел бы быть обезьяной». На следующий день я пришел в школу с надеждой, что оценят мои творческие дарования. И учитель вошел в класс и говорит: «Вот, я получил одну из ряда вон выдающуюся работу. Встань!» Я встал — и тут мне был разнос, что «действительно видно: русский варвар, дикарь, не мог ничего найти лучшего, чем возвращение в лоно природы» и тому подобное. Это основные события из школьной жизни там. Два года назад я впервые снова попал в Вену и наговаривал ленты для радио; и тот, кто делал запись, меня спросил, был ли я когда-нибудь в Вене. «Да». — «А что вы тогда делали?» — «Я был в школе». — «Где?» — «В такой-то». Оказалось, что мы одноклассники, после пятидесяти лет встретились; ну, конечно, друг друга не узнали, и дальше знакомство не пошло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Сказанное относится и к духовным училищам в частности, если будет признано нужным сохранить их отдельное от семинарий существование. Таким образом, более строгий режим жизни воспитанников, его специально-религиозный характер – вот что должно быть отличительной особенностью духовно-учебных заведений от заведений светских. Воспитатели их должны достигнуть, и притом – силой своего личного влияния, без полицейских принудительных мер того, чтобы воспитанники не стыдились своего заведения и звания, к которому оно их готовит, как это бывает теперь, но гордились бы ими, чтобы они охотно даже видимым образом отличали себя от учеников других средних школ ношением особого, приближающегося к духовному, костюма. Таковы результаты воспитания в католических семинариях. Один из профессоров Московской духовной академии, бывший в 1900 году в Риме, вот что заметил на улицах этой столицы католического мира: «Встречаете вы, наконец, и целые толпы питомцев разных католических семинарий и коллегий. Эти мальчики и юноши одеты совсем как патеры – в таких же длинных сутанах и широкополых шляпах, так что даже как-то странно видеть иногда маленького патерчика, лет двенадцати или четырнадцати, представляющего собою точную копию своего прототипа. Приходилось мне, впрочем, часто встречать на улицах Рима католическое духовное юношество и гораздо более эффектной наружности; таковы, например, кроатские студенты из Загреба, в ярко-красных сутанах, подпоясанных темно-малиновою лентою с длинными, спущенными на боку, концами. Католические семинаристы и студенты ходят по городу стройными вереницами, попарно, в сопровождении кого-либо из своих надзирателей или наставников. Наблюдая этих юношей, я невольно удивлялся царящей над ними дисциплине, их образцовому поведению при богослужениях и их замечательной, как видно совершенно искренней и пламенной набожности. Попробуйте-ка наших студентов духовной академии одеть в рясы и водить парами по улицам! Трудно даже и представить себе, какой отчаянный протест и какие серьёзные затруднения встретила бы эта попытка. А католический студент охотно подчиняется всему этому, потому что он дорожит своим духовным званием и гордится своей сутаною, как офицер своим мундиром»... (Соколов. Поездка в Рим см. «Богословский Вестник» 1900 г., сентябрь). И в нашей православной Церкви есть пример, в этом отношении достойный подражания. Это – Халкинская богословская школа близ Константинополя. Правда, в учебно-научном отношении она стоит ниже наших семинарий; но порядок жизни её воспитанников, почти монастырского уклада, и вообще внутренний строй этой школы, строго церковный, заслуживают полного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Врана. Фотография. 80-е гг. ХХ в. [хорват. Vrana] Йосип (25.02.1903, Летичане, близ Бьеловара - 7.11.1991, Загреб), хорват. филолог, палеославист. Род. в крестьянской семье в Летичани, куда родители переехали из Чехии. Окончил классическую гимназию в Загребе и филологический фак-т Загребского ун-та (1928), продолжил образование в Карловом ун-те в Праге (1928-1930). Диссертацию «Генезис Мирославова евангелия» защитил в Загребе (1955; L " Evangéliaire de Miroslav: Contrib. à l " étude de son origine. -Gravenhage, 1961). Преподавал в гимназиях Бьеловара (1929-1935), Загреба (1935-1946) и др. (1946-1955). Преподавал чеш. язык на философском фак-те Загребского ун-та (1936-1946) и в Высшей экономическо-коммерческой школе (1940-1945). Профессор философского фак-та Загребского ун-та. С 1970 г. на пенсии. В. изучал старослав. кириллические и глаголические рукописи, возникновение и развитие слав. перевода Евангелия на основе исследований древнейших евангелий старослав. типа ( Мирославова , Вуканова , т. н. Омишальского) и кирилло-мефодиевской традиции в Чехии. Осуществил научное издание Вуканова евангелия (Вуканово Београд, 1967) и хорват. глаголического Омишальского евангелия-апракос в лат. транслитерации (Najstariji hrvatski glagoljski evanelistar. Beograd, 1975), воссозданного по тексту Ватиканского миссала нач. XIV в., к-рый, прежде чем попасть в Рим, находился в Омишале (о-в Крк, Хорватия). В. связывал происхождение глаголицы с именем Кирилла (Константина), признавая лишь минимальное греч. влияние на орфографию, но не на палеографию. Лит.: Жекова Л. Врана Йосип//КМЕ. Т. 1. С. 461-462; Mili i J. Bibliografija znanstvenih i strunih radova J. Vrane//Slovo. Zagreb, 1993. 41-43. S. 261-264; Nazor A. Josip Vrana//Ibid. S. 256-261. С. О. Вялова Рубрики: Ключевые слова: АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/155406.html

Вскоре даже в информационных сообщениях германских служб появилась критика подобной политики. Так военный представитель Третьего рейха в Хорватии генерал Гляйзе фон Хорстенау в июне 1941 г. писал, что «согласно надежным источникам, по сообщениям бесчисленных немецких военных и гражданских наблюдателей, за последние несколько недель, как на селе, так и в городе усташи совершенно обезумели». 10 июля Хорстенау вновь сообщал о «совершенно бесчеловечном обращении с живущими в Хорватии сербами» и замешательстве немцев, которые, имея шесть батальонов пехоты, не могли ничего с этим поделать и лишь наблюдали «черную слепую ярость усташей». В докладе из Загреба немецкого капитана А. Хёффёра от 27 августа 1941 г. о политическом положении в Хорватии указывалось, что усташами уже убито 200 тысяч сербов, и эта нереалистичная политика настраивает население против германского вермахта и увеличивает движение сопротивления сербов 760 . Об этом же говорилось и в одном из немецких полицейских отчетов: «Зверства усташских подразделений по отношению к православным на хорватской территории должны рассматриваться как главная причина вспышек усиливавшегося партизанского движения. Отряды усташей направляли свои зверства не только против взрослого православного населения мужского пола – то есть против тех, кто способен держать оружие, но с особой, извращенной жестокостью – против беззащитных женщин и детей... Именно вследствие этих зверств бесчисленное количество православных беженцев в Сербию и их рассказы разбудили возмущение среди сербского населения» 761 . В конце лета 1941 г. усташи начали отправлять сербов, евреев и цыган в концентрационные лагеря, всего там было заключено от 166 до 177 тысяч человек (40,4 % женщины). В конце октября 1941 г. евреев также стали отправлять в лагеря принудительного труда: так, 6 тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. в концлагерях и лагерях смерти были заключены две трети евреев Хорватии. Самым крупным и известным из лагерей смерти являлся Ясеновац, находившийся на северном берегу реки Сава. Он был основан в августе и включал в свою структуру пять лагерей: Крапье, Брочице, Кожара, Циглана и Стара Градишка. В этом концлагере с августа 1941 до конца апреля 1945 г. постоянно содержалось от 3 до 6 тысяч узников, в среднем не более трех месяцев, затем заключенных убивали; таким образом, в Ясеноваце погибло от 122 до 130 тысяч человек (персонально известно 50 002 убитых), а по мнению некоторых сербских историков, даже 500–600 тысяч (что явно преувеличено в несколько раз) 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010