Вскоре после возвращения поглавника, 22 июня, хорватский министр образования доглавник (то есть заместитель вождя) Миле Будак (позднее посол в Берлине) заявил на публичном собрании, что треть сербов будет депортирована из страны, другая треть уничтожена, а оставшаяся обращена в католичество (и этим охорвачена). При этом Будак подчеркнул, что «каждый хорват в первую очередь преданный верующий католик», а «для сербов, цыган и евреев у нас найдется три миллиона пуль» [xvii] . Массовая депортация сербов началась вскоре после окончания 4 июня 1941 г. германско-хорватской конференции в Загребе, согласно решениям которой выселение планировалось провести в три этапа с 4 июля по 31 октября 1941 г. 26 сентября этого года шеф Главного управления имперской безопасности Р. Гейдрих сообщил в телеграмме германскому министру иностранных дел Рибентропу о том, что из Хорватии было депортировано в Сербию 118110 человек. Кроме того, к осени 1941 г. 15250 сербов были заключены в лагеря (в Славонской Пожеге, Беловаре и Цапраге) с целью последующей высылки. 1 августа в Белград прибыл первый транспорт с депортированными православными священниками (из лагеря Цапраг). К этому времени помимо выселенных в Сербии уже находилось около 200 тыс. беженцев из Хорватии. Насильственное выселение сербов продолжалось и после 31 октября 1941 г., хотя немцы пытались ограничить его размеры. Так, когда начальник хорватской полевой комендатуры Загреба в середине августа 1942 г. попросил германскую администрацию о содействии высылке 12 тыс. человек, главным образом женщин и детей, в Сербию, немецкий командующий ответил отказом, ссылаясь на то, что в Сербии и так уже имеется 400 тыс. депортированных и беженцев из Хорватии, и новых переселенцев негде размещать. При этом командующий выразил готовность к приему единичных заявок [xviii] . Архиепископ Степинац, крайне негативно относясь к православию, активно способствовал переводу сербов в католичество и униатство. Еще до разгрома Югославии, 27–28 марта 1941 г., он записал в своем дневнике: «Дух Византии – т.е. Восточной Православной Церкви – это что-то такое ужасное, что лишь Всемогущий и Всеведущий Бог может терпеть это… В конце концов хорваты и сербы – это два разных народа, северная и южная половины, которые нельзя соединить иначе, разве что чудом Господним. Схизма Восточной Православной Церкви – величайшее проклятие Европы, большее зло, чем протестантизм! В нем нет места ни морали, ни принципам, ни истине, ни справедливости, ни честности» [xix] . Эту позицию разделяли и многие другие католические архиереи Хорватии.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Начавшаяся 4 августа 1995 года операция «Буря» была организована по всем правилам военного искусства, с информационно-пропагандисткой кампанией накануне и четкими спланированными действиями во время ее проведения. Разработанная под руководством инструкторов из американской частной военной компании MPRI, с использованием разведданных НАТО, операция позволила за четыре дня ликвидировать Сербскую Краину. При этом миротворцы ООН, как это уже было во время операции «Молния», снова беспрепятственно пропустили хорватские части на территорию РСК, а там, где возникали «недоразумения», хорваты действовали предельно жестко: если было надо, то наблюдательные пункты ООН расстреливались артиллерией, а «голубые каски» брались в плен. В результате проведенной акции, по разным данным, было убито от 800 до 2,5 тысяч сербов (наиболее известные преступления были совершены в населенных пунктах Двор-на-Уни и Груборах), а более 200 тысяч стали беженцами. Как указывалось в приговорах Международного трибунал по бывшей Югославии генералам Анте Готовине и Младену Маркачу, операция «Буря» была частью совместного преступного сговора с целью изгнания сербов из Хорватии и заселение Краины хорватами. Интересно то, что в 2010 году хорватское правосудие начало расследование преступления в Груборах, а уже в 2014 году суд в Загребе оправдал трех хорватских офицеров, отметив в приговоре, что они не знали о действиях подчиненных, убивших в этом селе стариков. После проведения «Бури» остатки РСК, в которые входили область Срема и Бараньи, а также Восточной Славонии просуществовали в виде автономий под управлением ООН еще два года и были включены в состав Хорватии в начале 1998 года. В результате часть сербов Краины была переселена в Боснию и Герцеговину, на земли, опустевшие после бегства местных жителей. По оценкам международных гуманитарных организаций, около 100 тысяч хорватских сербов так и не вернулись на свою родину. Большинство же оставшихся в Хорватии сербов подверглись ассимиляции, перешли из православия в католичество и записались хорватами. Формальные попытки Загреба с 2000-го года вернуть в Сербскую Краину часть беженцев оказались мало результативными, а число сербов в стране к настоящему времени не превышает 4-5% (на момент распада цифра была около 12%).

http://ruskline.ru/opp/2016/avgust/12/ne...

VIII c. 3. 1634 Бодянский «Об одном Прологе Московской духовной типографии и о тождестве Славянских божеств Хорса и Даждьбога», в Чтениях Общества Истории и Древностей год 1 (1846) книга 2. Солнце, действующее на землю из отдаления, непосредственно на земле воспроизводит себя в огне. Славяне поклонялись огню: «огневи молятся, зовуще его Сварожичем» (цитата несколько выше). С большой вероятностью следует думать, что Славяне поклонялись огню не как отдельному божеству, а как воспроизведению солнца, или как тому же солнцу, только в земном его образе. 1636 Быв перенесено с богини супружеской любви на самую эту любовь, слово лада употреблялось в старое время как ласкательное имя, которым супруги называли друг друга. В Слове о полку Игореве: «жены руския въсплакали, а ркучи: уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити» (по изданию в Русских Достопамятностях III, 98 fin. и ещё стр. 216, 218 и 220). Доныне употребляемые слова, указываются на характер Лады,– ладный, ладить. В народных песнях Лада постоянно называется Дид-Ладой: «о! Дид-Лада». Дид значит великий и составлял усвоенный Ладе эпитет, так что: «ой Дид-Лада» значит: «о великая Лада!». 1637 В житии Оттона Бомбергского говорится: Herovit (Яровит) lingua latina Mars dicitur,-Acta SS. Болландистов, Julii, t. 1 p. 409 fin. Что он был богом плодородия, это видно из свидетельства того же жития св. Оттона,– ibid. р. 408 fin. Что у нас, с именем Ярилы, он был богом чувственных наслаждений, видно из того, что Ярила на празднике его похорон изображался в виде куклы с огромным мужским детородным членом (Афанасьев, I, 442 cfr, Снегирёв IV, 55). Считают за одно и то же с Яровитом богов: Руевит, Ясонь или Хасонь (Jesse), видя в названиях особые филологические формы названия Яровит (Афанасьев I, 443 fin.). Что Тур есть одно и то же с Яровитом или Ярилой, относительно этого имем свидетельства: близь Загреба или Аграма в Кроации есть местность, которая по-хорватски называется Турово поле, а по-немецки Marsfeld (см. в Древней и Новой России 1879г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Судьба Марко Месича На место командира «добровольцев» после Павичича был назначен подполковник Марко Месич, который попал в русский плен вместе с последними хорватскими солдатами в начале 1943 года. Этот авантюрист был артиллеристским офицером в армии Королевства Югославии, и апрельская война застала его в Нише, откуда он немедленно отправился в Загреб, чтобы доказать: «за Родину - он готов». Из Загреба Месич отправился под Сталинград. Когда третьего февраля 1943 года немцы объявили о своем поражении, в Независимом государстве Хорватии был объявлен четырехдневный траур. Павелич заявил, что все хорватские легионеры геройски погибли. Он посмертно наградил Марко Месича военным орденом Железного трилистника с правом на титул рыцаря «за особую смелость и успешное командование артиллерией хорватского пехотного полка на восточном фронте, где вместе с последними бойцами он геройски держался до последнего вздоха второго февраля, защищая европейскую и хорватскую культуру». Впоследствии, когда усташские руководители узнали, что Месич жив, и что он воюет вместе с партизанами, награды его лишили. В живых осталось около сотни хорватских легионеров. В конце 1943 года по инициативе СССР из бывших солдат 369-го полка и так называемой Легкой транспортной бригады, которая воевала под флагом Италии Муссолини, был сформирован югославский добровольческий отряд. Сталин великодушно отправил его к Тито для борьбы за «братство и единство». Якобы в 1944 году во время встречи в Крайове в Румынии Тито жестоко отчитал Месича за то, что он был усташом, но оставил его в командовании. Поэтому осенью 1944 года Марко Месич участвовал - ни много ни мало - в партизанской борьбе с немцами под Чачаком. В его подразделении погибло и без вести пропало более 200 человек и столько же было ранено. Это привело к тому, что Месича и его людей объявили трусами, но тем не менее он остался подполковником Югославской армии. Удача изменила ему только в 1948 году, когда его обвинили в поддержке резолюции Информбюро и в том, что Сталин якобы завербовал его для борьбы против Тито. Через два года он упал (или его толкнули?) под поезд, который отрезал ему обе ноги. Месич умер в Загребе в 1982 году.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/12/horv...

Архиепископ Загреба Алоизие Степинац (на фото крайний справа) призвал католическое духовенство поддержать фашистский режим Анте Павелича Перед Первой мировой войной Хорватия была одной из провинций Австро-Венгрии. После войны она вошла в состав Королевства СХС (Сербии, Хорватии и Словении), а в 1921 году король изменил название государства на Югославию. Уже тогда Югославию раздирали конфликты между православными сербами и католиками-хорватами. Несмотря на то, что православные составляли большинство (5,5 миллиона человек против 4,7 миллиона католиков), католическое меньшинство не ощущало нажима со стороны православного большинства. В 1935 году Югославия даже подписала Конкордат с Ватиканом. Уникальным в этом договоре было то, что католическое меньшинство получило целый ряд выгодных для него положений. Готовивший этот документ Еугенио Пачелли смог внести в него право Римско-католической церкви свободно и публично исполнять свою миссию, католическое духовенство получило привилегии в виде освобождения от налогов, правительственных субвенций, а изучение католической религии в школе стало обязательным. Церковный брак был уравнен в правах с гражданским, а папский нунций стал главой дипломатического корпуса в Югославии, что в сумме давало Ватикану в этой стране преимущества, которых он не имел даже в традиционно католических странах. В результате югославский парламент отказался ратифицировать Конкордат, а обиженный Пачелли произнес зловещую фразу: «Наступит день, когда немало людей горько пожалеют о том, что отвергли это великодушное предложение, сделанное от всего сердца их стране». Упоминавшийся выше Конкордат, подписанный Ватиканом с Сербией 24 июня 1914 года, предусматривал точно такие же привилегии для католиков и дополнительно предусматривал еще и государственные денежные пособия для католических епископов. Таким образом, можно смело утверждать, что католическое меньшинство в Югославии не имело никаких проблем не только в сфере религиозной, но и в государственной. После оккупации Югославии нацистами 6 апреля 1941 года в активное сотрудничество с ними вступило движение усташей, созданное в 1929 году неким Анте Павеличем (усташи – значит повстанцы). Усташи, действуя из-за границы, в основном, с территорий Италии, Венгрии и Австрии, провели в Югославии несколько шумных террористических акций, и даже организовали покушение на Александра I в Марселе в 1934 году. Вскоре Павелич стал главой Независимого Хорватского Государства (НХГ), которое Гитлер признал арийским. В состав нового государства вошли, кроме Хорватии, Босния и Герцеговина, а также сербский Срем (общая территория 92,5 тысяч кв. км). Столицей НХГ стала Баня Лука.

http://pravoslavie.ru/38124.html

В теократическом царстве евреям будет принадлежать экономическая, материальная область. «Как некогда цвет еврейства послужил восприимчивой средой для воплощения Божества, так грядущий Израиль послужит деятельным посредником для очеловечения материальной жизни и природы, для создания новой земли, идеже правда живет». Статья о еврействе — одна из самых замечательных работ Соловьева. Он был первым русским мыслителем, смело заявившим, что «еврейский вопрос есть христианский вопрос». После выступления Соловьева «идеологический антисемитизм» стал более невозможным. Он сорвал с него все маски и показал его антихристианский, звериный характер. На чем бы ни строилась в дальнейшем «христианская политика», она не может не считаться с идеями Соловьева: совершенный им акт мужества и справедливости изменил что-то внутри христианского мира. Еврейству и его истории посвящен ряд других статей Соловьева: «Новозаветный Израиль» (1885), «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии г Германии» (1886), «Евреи, их вероучение и нравоучение» (1891), «Когда жили еврейские пророки?» (1896). Соловьев принимает близко к сердцу судьбу русских евреев, борется с юдофобством «русского направления», протестует против преследований евреев, ратует за их полное равноправие. Узнав в 1886 г. о новой волне погромов, он пишет Гецу из Загреба: «Что же нам делать с этой бедой? Пусть благочестивые евреи усиленно молят Бога, чтобы Он отдал судьбы России в руки религиозных и вместе с тем разумных и смелых людей, которые и хотели бы, и умели, и смели сделать добро обоим народам». В 1887 году он с радостью сообщает Гецу, что уже прочел по–еврейски всех пророков. «Теперь, слава Богу, могу хотя отчасти исполнять долг религиозной учтивости, присоединяя к своим ежедневным молитвам и еврейские фразы». Он цитирует по–еврейски стихи из псалмов Давида. Его перо «всегда готово к защите бедствующего Израиля». Когда в 1888 г. Ф. Гец задумывает издание еврейского журнала, Соловьев дает ему рекомендательные письма на имя цензоров Майкова и Феоктистова. В 1890 году он предлагает Льву Толстому составить текст протеста против антисемитизма. Толстой ему пишет: «Я вперед знаю, что если Вы, Владимир Сергеевич, выразите то, что Вы думаете об этом предмете, то Вы выразите и мои мысли и чувства, потому что основа нашего отвращения от мер угнетения еврейской национальности одна и та же: сознание братской связи со всеми народами и тем более с евреями, среди которых родился Христос». Соловьев сам составляет текст и собирает под ним многочисленные подписи. Через год он посылает Гецу обширное письмо с обличением антисемитизма, разрешая поместить его в виде предисловия в книге последнего «Слово подсудимому». Книга эта была немедленно конфискована цензурным комитетом, и все хлопоты Соловьева оказались безуспешны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

С началом операции армии Хорватии из рядов корпуса началось массовое дезертирство, так что те подразделения корпуса, что оставались на позициях, из-за подобного дезертирства оказались в окружении и затем либо сдались, либо смогли с потерями выбраться на территорию Республики Сербской. Командующий СВК генерал Челекетич и президент РСК Мартич принимали решения сами, без консультаций со штабом СВК, и самостоятельно приняли решение 3 мая прекратить сопротивление Обстрел 2-3 мая 1995 года ракетами РСЗО “Оркан” с кассетными БЧ артиллерией СВК Загреба лишь помогли хорватской власти оправдать бомбежки и обстрелы колонн сербских беженцев в Западной Славонии. В ответ на критику в некоторых западных СМИ о том, что Западная Славония все-таки представляла собою “защищенную” ООН зону, тогдашний президент Хорватии Туджман заявил, что для него нет “защищенных” ООН зон, и никто этим не возмутился в среде мировых политиков, разве что Ельцин погрозил кому-то кулаком и тут же, 9 мая, наградил Туджмана медалью Жукова. Хорватское наступление в мае 1995 г. на Западную Славонию показало всю абсурдность сербской политики и послужило толчком к ее окончательному развалу. Никто ответственности за тот разгром не понес, за исключением командующего СВК генерала Милана Челекетича, смененного приказом Милана Мартича. Естественно, в сербском народе со временем, с ростом числа таких поражений, появились все большие сомнения в правильности выбранного сербским руководством курса, однако перемен тут не произошло. Никаких наказаний от международного сообщества хорватскому руководству не последовало, и последнее справедливо решило, что ему США развязали руки поступать с сербами так, как оно считает нужным. В качестве доказательства тут достаточно привести лишь интервью, вышедшее в Западной Славонии, данное журналистам белградского еженедельника “Аргумент” в номере от 19 мая 1995 года. Свидетельство Драгана Л., военнослужащего 18-го (западнославонского) корпуса СВК: “Били по нам “золями” и “осами”. Бой шел несколько часов. Они шли, как муравьи, со всех сторон. Все кончилось трагически для сербского народа, особенно для мирных жителей. Своими глазами я видел людей, горевших в автомобилях, когда “усташи” обстреливали колонну беженцев из минометов и орудий. Я видел, как в грузовик с людьми, попал снаряд, все загорелось и скрылось в пламени. Затем, не знаю что - “золя” или “оса” - , попало в автобус, полный людей, двигавшийся в Градишку. Не видел, что стало с людьми, но сомневаюсь, что кто-либо из них остался жив. Тогда в Западной Славонии горели и небо, и земля.”

http://ruskline.ru/opp/2022/08/19/padeni...

10-11 сентября 1994 г. Папа прибыл с визитом в Хорватию, в ходе которого он призывал к «культуре мира» и отказу от узконационалистических взглядов. С одной стороны, ватиканская дипломатия приложила немало усилий к поиску решений по урегулированию конфликта в Боснии и Герцеговине, с другой стороны - Папа поддержал бомбардировку силами НАТО сербских позиций, в ходе которых в основном пострадали гражданские лица. В июле 1995 г. правительство Республики Сербской Боснии и Герцеговины приняло предложение Св. Престола провести консультации с представителями ватиканского Института политических и экономических исследований по сотрудничеству и развитию. В составе сербской делегации находились два члена правительства – Мирослав Тохоль и Драган Калинич и два эксперта – академик Милорад Экмечич и Жика Ракич. Однако диалога не получилось. Во время пребывания сербской делегации Ватикан в своих средствах массовой информации продолжал развертывание кампании по осуждению сербских действий в Сребренице и Жепе. Одновременно хорватские операции «Блеск» и «Буря» именовались «возвращением территорий». 19 октября 1995 г. Папа окончательно определил свою позицию, поддержав принцип гуманитарной интервенции. Позднее в отношении косовского конфликта Св. Престол применил уже отработанную тактику. Загребский архиепископ Кухарич, люблянский архиепископ Шустер, католическая пресса, как в самой Югославии, так и в Ватикане выразили одобрение сецессионистским силам. В апреле 1994 г. Папа посетил Албанию и поддержал требования албанских сепаратистов в Косово. Понтифик одним из первых мировых лидеров в 1998 г. потребовал проведения энергичных акций против Сербии. 30 марта 1999 г. он созвал совещание послов стран НАТО и стран-участниц Совета Безопасности ООН, аккредитованных при Св. Престоле с целью приостановки военных действий против Сербии… на период пасхальных праздников. Одним из направлений папской политики на рубеже XX-XXI вв. стало провозглашение святыми ряда хорватских религиозно-политических деятелей. Второе посещение Загреба Иоанном Павлом II 2-4 октября 1998 г. было связано с беатификацией загребского архиепископа Алоиза Степинца, в результате чего произошло резкое обострение отношений между католической и православной церквами. Представители последней указывали на факты насильственного обращения 255000 православных сербов в католицизм, на акты геноцида по отношению к сербскому, еврейскому и цыганскому народам во время Второй мировой войны. Однако, несмотря на указанные вопиющие факты участия римско-католического клира в преступлениях хорватских усташей, после краха НГХ Пий XII назначил архиепископа Степинца кардиналом и членом Курии. В 1960 г. Степинац был похоронен в самом святом месте на хорватской земле – Загребском Кафедральном соборе, что, по сути, стало реабилитацией его  политики. Акты насильственного окатоличивания сербов Св. Престол так и не аннулировал.

http://pravoslavie.ru/5638.html

Украинские националисты до сих пор не выпускают мирных жителей из Мариуполя, заявил Денис Пушилин. Москва сформулировала и передала требования Киеву, их необходимо выполнить, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию вокруг Украины и в отношениях России и стран Запада, заявил Дмитрий Песков. Упавший в одном из районов на окраине Загреба беспилотный летательный аппарат был запущен с территории Украины, а вошел в воздушное пространство Хорватии из Венгрии, заявил президент республики Зоран Миланович. Почти 110 тыс. беженцев с Украины прибыли с начала операции России в этой стране в Германию.   Акция в поддержку России по обеспечению мира на Донбассе, а также по денацификации и демилитаризации Украины проходит в Сухуме на городском стадионе «Динамо». Волонтеры Российского движения школьников собрали уже более 100 тонн гуманитарной помощи для детей, прибывших в РФ из Донецкой и Луганской народных республик. Росгвардия принимает участие в охране Чернобыльской и Запорожской АЭС на Украине.  Есть определенные позитивные сдвиги в российско-украинских переговорах, которые идут практически ежедневно, заявил Президент России Владимир Путин. Отступающие военные украинской армии уничтожили почти все мосты в ЛНР, в том числе через реку Северский Донец, по которому проходила значительная часть линии соприкосновения сил Народной милиции ЛНР и ВСУ, сообщили в республике.  Украина атаковала бы Белоруссию, если бы не превентивный удар со стороны России, заявил белорусский лидер Александр Лукашенко . Президент РФ Владимир Путин убежден, что по экономике России наносится массированный удар. Он также заявил, что СССР , вопреки наложенным на него санкциям, добивался колоссальных успехов. Санкции станут для России временем возможностей для укрепления своего экономического и технологического суверенитета, считает он.  Россия не считает нужным оправдываться за начало специальной военной операции по защите Донбасса, заявил Владимир Путин на встрече со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/11/os...

Во Франции, в Лилле – «небольшой приход», в Лионе на 3000 эмигрантов – 180 русских католиков. В Париже есть приход, собственный дом, библиотека, но приход «скромный». В Югославии обстановка сложилась так, что новициат из Загреба выехал в Италию. В Ковно, в Литве, работа только начинается, хотя там находится епископ «восточного обряда» П.Бучис. В Берлине – около 100 человек. Даже в самом Риме русских обратилось около 30 человек. В Америке работа среди русских эмигрантов еще не начиналась, и на успех там нет никакой надежды. Печальная история с посещением чикагского епископа Леонтия Велиградского конгресса свидетельствует об отношении православных к «восточному обряду» в Америке. В Харбине около 200 человек, в Шанхае несколько десятков 362 . Вот и все. В сравнении с сотнями православных приходов и храмов, которые создала русская эмиграция по всему Божьему миру от Аляски до Явы, вся работа «восточного обряда» не больше как бесполезная трата сил и средств. Не лежит на этом деле Благословение Божие. Если бы на карте мира, кроме коммунистической России, отметить светящимися точками православные храмы, где в канун каждого праздника поют «Свете Тихий», а на литургии «Единородный Сыне и Слове Божий», то увидал бы Рим, что Свет Христов, просвещающий всех, столь ярко горит в душах православных русских людей, что незачем и не для чего идти католикам во ограду чужой овчарни, где иной свет и иные голоса, так в конце концов мало понятные Риму, которого заботят больше вопросы о земном. Борьба подсоветской России за свободу исповедания Веры Христовой свидетельствует о таком исповедничестве, которое не нуждается ни в каком прозелитизме со стороны Рима. На Пасху 1937 года Пий XI канонизировал борца с Православием иезуита А.Боболу. Это был подарок обществу Иисуса и Польше и удар по Православию. Что это значило, обнаружилось в Польше в 1938 году. Знал ли Рим, какое оружие он дает для борьбы с Православием в Польше? С уверенностью можно сказать, что знал. «Восточный обряд» в Польше стал трагической насмешкой над словами Пия XI о любви к отделенным братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010