В-ну просьбу я выполнила, надпись сделала и, не утерпев, прочитала «лекцию» о нестяжании, зная, что «добра» у него «на многие годы”. Конечно, мое учение не пошло впрок. Ему казалось это излишне суровым: и зачем себя во всем ограничивать, стеснять, лишать радостей? В том, что не одолела себя и пустилась в рассуждения, я позже каялась о.Андронику. Он простил и сказал даже: «Спаси тебя Господи». По тону его я поняла, что ему трудно бывает внушать простые истины, которые, казалось бы, и не требуют никаких объяснений. Пример старцев был очевиднее всех внушений, но не для всех. 2. Однажды с нами, возвращающимися в Москву паломниками, поехал по делам обители и о.Серафим (Романцов). Ради о.Серафима дали всем тощую монастырскую лошадку, запряженную в простую телегу. Бросили на доски охапку сена, положили вещи, посадили старших и тронулись. Лошадка шла более широкой разъезженной дорогой, а мы, кто помоложе, шли извилистыми тропами через поле и небольшой лесок. В лесу приятная прохлада. Хорошо идти молча, не спеша, поглядывая на темнеющие впереди спины. Под ногами подсыхающая на корню трава. Лето выдалось сухое, дождей было мало. Кое-где торчали шляпки грибов. Собирать их было некогда и некуда, и проходить мимо жалко. Кончился лесок, пошли полем. На дорожке кое-где виднелись маленькие змейки, они грелись на песке. Заслышав наши шаги, быстро исчезали, будто таяли. Дорога повернула вправо, мы должны были пройти через поле кукурузы, а потом картофеля. Вдалеке, по мосту тряслись наши старички. Мы раньше их попали на лужайку, рядом с которой был полустанок со странным названием “Локоть». Здесь надо было дожидаться всех и пойти вместе к знакомой о.Серафиму старушке, отдохнуть у нее и ждать поезда, который останавливался только раз в сутки ночью. Уезжали мы на заговенье. Наступал Успенский пост. Хозяйка всем поставила горшок каши и кувшин молока. Все это: только что оставленная обитель, и тихая деревенская улочка, и низкая хата, где дощатые нары, огромная печка, простой деревянный стол без скатерти и даже без клеенки, дымящаяся в горшке каша — все казалось сказкой. Вечером, в темной хате мы пели, а старичкам предложили полежать за перегородкой. Пели «Взбранной Воеводе» и другие молитвы. Мне было странно встретить такой уголок на свете, где жили люди с детски наивным взглядом на мир, с бесхитростным доверием каждому приходящему. Вероятнее всего, близость обители незримо хранила их от разливающейся всюду злобы, от растущего раздражения, зависти, клеветы. Или это Господь хранил их, чтобы уже здесь, за несколько верст от обители, измученные почувствовали утешение, уставшие отдохнули, стремящиеся к вдохновению, уверились в действии молитвы и подвига, все «труждающиеся и обремененные» нашли мир душам своим в обители, Христа ради принимавшей всех, кто переступал ее порог. Ощущение чуда крепко держало еще, хотя умом постигалась и обычная истина — по мере погружения в нашу суету обаяние света нездешнего будет меркнуть... Но, Бог даст — тьма не поглотит его!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

Иерей Михаил Воробьев Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья. Vel viens. «Яблочный Спас. Дочка Маша».   Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно. Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа. Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай. Иерей Александр Рябков Читайте также — Успенский пост. О почитании Пресвятой Богородицы С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова – Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее? – Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей. Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-v-2024-...

В два часа дня приехала сестра. Мне отдали ключи от храма, и до ночи мы вдвоем читали Псалтырь в храме у гроба. Сестра хотела остаться на всю ночь, но я изнемогала. У меня на это не было никаких физических сил. Когда стемнело, мы заперли храм и ушли в мою опустевшую комнатку. Сестра еще почитала Псалтырь, а я легла отдохнуть. 12 августа в тот год было заговенье на Успенский пост, так как 13 августа совпадало со средой. Папу хоронили в заговенье. Обыкновенно в нашем храме отпевали без дьякона. Тут же, хоть я и не просила, остались и дьякон, и регент. К счастью, была череда отца Михаила, не было ни настоятеля, ни второго священника, ни певчих любителей. Собрались Алевтина (моя крестница), Нина-уборщица, которая очень хорошо пела, моя сестра и ее подруга, в квартире которой в Ленинграде папа раньше отдыхал днем. Дьякон даже хотел прочитать то, что положено псаломщику, но я все прочитала сама. Я никого ни о чем не просила, но под пение «Святый Боже…» гроб на машину несли дьякон, регент, Нина-уборщица и шофер машины. Я думала, что папу предадут земле в храме, как это обычно делается, но отец Михаил сказал: «Едем на кладбище, там еще литию послужим и предадим Федора земле на кладбище». Был солнечный августовский день. Огромная поляна, кругом цветет клевер. Ветерок дует, шевелит и почти срывает венчик с папиной головы. Папа все еще кажется мне живым. Два дня он стоял в храме. Лето, август, в храме душно. На гроб светило солнце в окно храма, но нет от покойного никакого запаха. Я нарочно нюхаю папу в глаза, в нос, но нет ни малейшего запаха. В конце концов я поцеловала его в холодный лобик, и гроб опустили в могилу под пение «Святый Боже…». Похоронили папу у меня в Гатчине, мама на похороны не приехала. Сестре приказала не привозить домой в Ленинград его вещи, видимо, на нее напал страх. Обо мне — по желанию папы — она так ничего и не узнала. И слава Богу!.. Так было все мирно, благоговейно, ни зла, ни сплетен у гроба. Похоронили, и сестра уехала в город, осталась я одна… Тут же посыпались на меня скорби и извне, и изнутри. На вешалке, на стульях — всюду папины вещи. Над головой хозяева дома раскрыли крышу. Начался ливень. На тот матрас, где папа умирал, дождь льет как из ведра. Течет вода с грязью с крыши, а хозяевам и дела нет. Они переругались между собой, и дочка бабки увезла своего мужа, чинившего крышу, в город. У меня сырость ужасная, все мокрое на терраске. Вода течет даже на стол в комнату.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

И снова я остался один. Перед заговеньем на Успенский пост я собрался в город за продуктами. Вышел на крыльцо, замкнул дверь и стал сходить с крыльца и вижу: идет Зоя. Её, оказывается, уволили по сокращению штатов, и решила поехать к нам на дни поста. Я подал ей ключ: «Иди в дом, отдыхай и действуй», а сам поехал в город. И снова мы стали проводить пост в общей молитве и трудах по дому. В это именно время, независимо от нашей воли, стоял и решался важнейший в жизни вопрос о положении Зои. Надо сказать, что в богатейшем русском языке нет такого термина, определяющего это положение. Но Господь распределил все по своим местам заранее. Не дремал и враг рода человеческого – диавол; он ясно видел настоящее и предугадывал будущее. Мы провели пост, в Успение разговелись, и она снова собралась в путь. Поезд тронулся и, медленно набирая скорость, пошел в правую сторону от вокзала. На этот раз я уже не просто смотрел, а медленно пошел по ходу поезда, пока его не стало видно. Проводив Зою, я вернулся в свою чистенько убранную избушку; чувствовался уют «духовного дома», но и... пустота. Именно теперь я ясно понял: Мария моя из жизни ушла – дом с собой унесла; Анна ушла – клирос унесла; Зоя пришла – жизнь принесла. Но жизнь эта, которую мы называем Царствием Божиим, так просто не дается: ее мы должны выстрадать, идя к ней узким путем, путем многих скорбей, как говорит нам Св. Писание, ибо «вс, блгочтн жити хрст гоними бдтъ» 104 . Все это, как мы увидим, предстояло впереди. В начале сентября (именно 9 сентября 1992 года) я решил позвонить Зое, дабы она не сочла, что о ней забыли. Она ответила, что собирается приехать 22-го (конец я не дослышал: «...бря»). Я переспросил, и она ясно сказала: «Сентября». 15 сентября приезжали сёстры Тамара и Галина. 16 сентября. Начало дела о телефоне. Была представительница из Пскова. 18 сентября я получил свидетельство о льготах, как узник лагерей, и долго им пользовался, пока не отменили. Наступил долгожданный день – 22 сентября. Я поехал на вокзал, встретил Зою, и оба приехали домой. Следующий день встретил нас радостным событием! Я получил компенсацию, как бывший узник лагеря, в сумме 31 000 рублей в тогдашних деньгах. На эти деньги я смог установить телефон.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

При определении времени написания Сказания, следует иметь в виду, что уже в древнейшем из дошедших до нас списков этот памятник читается не в первоначальном своём виде, а в соединении с другим памятником – повестью о посмертных чудесах Бориса и Глеба, которая была составлена отдельно и независимо от жития 24 . Древнейший список Сказания дошёл до нас в так называемом Успенском сборнике XII в., принадлежавшем раньше Московскому Успенскому собору, а теперь – Московской Синодальной Библиотеке 25 . По этому списку Сказание издавалось два раза: Бодянским 26 и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым 27 . Этот же список взят основным и для настоящего издания. Для вариантов приняты следующие списки, как древнейшие или типичнейшие: 1) Список в рукописи Московской Синодальной библиотеки Чудова монастыря 20, лл. 81–91, XIV в. 28 В некоторых отдельных случаях Чудовский список даёт нам более древние и исправные чтения, чем Успенский, напр. «издеяно» вм. «наречено» (28, 18), «казания разума» вм. «наказания разума» (29, 12), «обьщаються» вм. «обещаваються» (32, 18), «деля» вм. «ради», «измещеть страх» вм. «отъмещеть боязнь» (34,19), «увы мъне» вм. «нам» (36, 21), «къняже мой» вм «къняже наш» (36, 21), «поиде» вм. «поеха» (39, 9), «бо» вм. «убо» (49, 21), и др. Но в то же время есть в нём и явные следы зависимости от того текста, который лёг в основу списка Успенского сборника. Напр., в Успенск. сб.: «Видев же диявол и искони ненавидяй добра человека, яко вьсю надежю свою на Господа положил есть святый Борис» (32, 6–8) в Чудовск. сп.: «Видев же диявол исконе, яко всю надежю на Господа положил есть святый Борис» (4, 17–19 по изд. Бодянского); в Успенск. сб.: «умиленъмь гласъмь и измълкъшьм грьтаньм» (42, 22) 29 , а в Чудовск. сп.: «оумиленым и змолъкьшим гласомь» (10, 29); в Успенск. сб.: «Призьри с небесе святого твоего на нас убогых: елма же съгрешихом, н ты оцести, и безаконьновахом – ослаби претъкнухомъся по пременении–яко блудьницю оцести ны и яко мытоимьци оправи» (51, 8–11), а в Чудовск. сп.: «призри с небесе святаго твоего на нас убогых, яко съгрешихом, но яко мытаря и блудницю оцести ны» (14, 30–32). В первом случае в Чудовском списке пропущено «ненавидяй добра человека», во втором – «грьтаньмь», а в третьем – «ты оцести», и безаконьновахом – ослаби, претъкнухомъся по пременении».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Елеосвящение в Успенском соборе в Великий четверток бывает до литургии (Памятники Московск. древностей, Ивана Снегирева . Москва. 1842–1845 г., стр. 65) и совершается таким образом: «Архиерей, облачившись в алтаре в малое облачение, выходит Царскими дверями на место среди церкви. Там ставится стол, на котором полагается серебряная чаша с елеем и такой же другой сосуд с вином; тут же на блюде – несколько маленьких чашечек хрустальных и сучцев до седми. А пред столом поставляется налой для Евангелия (Историческое описание Московского Успенского собора, протоиер. Левшина. 1783 г., стр. 149). Затем начинается елеосвящение, по Требнику; поется канон, и во время канона архиерей раздает свечи и кадит всю церковь (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, лист 8-й). Преосвященный читает молитву над елеем и, по прочтении, вливает вино в елей. Апостол читают диаконы, переменяясь, а Евангелие – во первых, архиерей, потом – начальнейший по нем архимандрит и так далее по порядку, последнее седьмое, читает опять архиерей (Ист. опис. Московского Успенского собра, Левшина, там же). А молитвы: «Отче Святый», шести не говорит, только говорит седьмую со властями, на Евангелии, и на молитвах снимает шапку, когда архиерей читает (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб.). По прочтении последней молитвы, преосвященный, смешав лжицей елей с вином, разливает в хрустальные чашечки и помазывает протоиерея с братией (Ист. опис. Московск. Успенск. соб., Левшина, там же), а для поспешения (в помазании елеем) раздает стаканчики стеклянные властям (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе). протоиерей и несколько других священников, ставши на пристойных местах, помазуют весь народ (Ист. опис. Московск. Успенск. соб.. Левшина). При помазании же елеем не произносится молитва: «Отче Святый », а говорится так: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на исцеление души и тела рабу Божию, имя рек. всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (Требн., изд. в Москве 1639 и 1651 г.). По помазании же; архиерей снимает шапку и глаголет молитву: «Царю Святый», а власти держат, разогнув над главою архиерея, Евангелие и говорят тихо ту же молитву, посем отпуст по Требнику (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе) 1235 . Затем этим елеем монашествующие помазуют стены келий. Елей указуется употреблять и при крещении 1236 . Пострижение в монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост – оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравия; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пиянства, этой матери блуда. Пиянство не приемлет Господа. Пиянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (из твор. св. Ефрема Сирина ). 17. Пример тайного поста Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды, и за угощения изнурял себя долговременным постом («Ч.-М.» 19 января). 18. Небесная награда трудящимся в низшем звании Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанности низшего звания, представляется нам в житии пр. Евфросина, жившего в 9 веке в странах амморейских близ Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост Что такое пост Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (свт. Василий Великий , 8, 6–7). Источник. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранех совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника, ибо без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном (свт. Василий Великий , 8, 10). Источник. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу... Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо... Пост – матерь здравия. Постнаставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Посту... радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). Источник. ...Посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). ...После того как враг, приразившись ко Христу, отступил от мужественной плоти, побежденный сорокадневным невкушением пищи; к большему посрамлению преткнувшегося в сем опыте, дан закон о вожделенном истощании в подвигах (свт. Григорий Богослов , 16, 142). Источник. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие... спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага (свт. Иоанн Златоуст , 47, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в  Великий пост ? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила? Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост). Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Можно ли причащаться в Великий пост?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010