В плане именно употребляемых продуктов пост делится на нестрогий (воздержание от всех видов мясо-молочной пищи) и строгий (воздержание также и от рыбы). В монастырском уставе пост дифференцирован более глубоко как по календарю, так и по составу пищи (присутствует понятие «сыроядения» — употребления в пищу в определенное время только сырых овощей, и «пост без вкушения растительного масла», а также «совершенный пост» — полное воздержание от пищи, например, перед причастием). В то время как сроки пощения для всех Церковью устанавливаются общие, то строгость поста и мера воздержания определяется индивидуально в соответствии с конкретными условиями. Так, по канонам Церкви от поста «разрешаются» (то есть освобождаются) болящие, путешествующие (в меру необходимости), беременные, кормящие матери и т.п. В течение года Церковью определены четыре многодневных поста: Великий , Петров , Успенский и Рождественский , а также большинство сред и пятниц в течение всего года и несколько сугубых однодневных постов (точные сведения о времени постов удобно посмотреть во вступительной части любого Православного церковного календаря). Великий и Успенский посты являются строгими (безрыбными), Петров пост и Рождественский пост (кроме последней седмицы) — нестрогими. Итак, пост — это школа духовного сосредоточения. Пост — это школа самопожертвования, умения отказаться от «дольнего» ради «горнего», школа послушания и смирения, школа управления своей волей и своим организмом. Пост — это периодическое напоминание нам о приоритете духовных ценностей над материальными. Пост (как и периодичность богослужений, праздников) — это ритмика горнего мира, соединение земли с Небом. Пост — это труд во Христе, пост — это радость во Христе. Пост — это заповедь Божия: «…тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 20). А ведь сказано Господом: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» (Ин. 15, 10). Специфика поста в том, что он как бы воссоединяет духовное делание и быт православного человека. Впрочем, это можно сказать и о многих других сторонах «воцерковленного» быта : неизменность чтения утренних и вечерних молитв, освящение трапезы, традиционное празднование в домашнем кругу церковных праздников (например, обычай колядования на Рождество ) и т.п.

http://pravmir.ru/otkryvaya-dver-molitva...

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Когда начали праздновать Рождество Христово Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Таким образом, пост телесный в тесной связи состоит с постом духовным по отношению к плотским вожделениям, и кто хочет разжжения тела угасить, кипение крови охладить, мечтания сатанинские отогнать, тому нужно непременно иметь воздержание от многоястия и сладкопития, тому надлежит пребывать в посте непременно. Пост есть младости страж, взросших обуздание, девства питатель, супружества охранение. Не подозревает муж нарушения своему браку, видя жену, живущую в посте. Не сокрушается жена ревнованием, видя, что муж хранит воздержание. Пост и в самом браке воздержанию научает, внушая, да и в молитве упражняются. Так рассуждают святые отцы. Не менее и с другой стороны, пост телесный есть неразлучный и наилучший товарищ посту духовному, ибо предотвращает гнев и последующие за ним распри, брани, бивства и кровопролития. Каким образом? Зри связь. Главнейший источник гнева есть пиянство, как свидетельствует повседневный опыт, выразительнее же Премудрый Царь Соломон: терния прозябают в руце пияницы ( Притч. 26:9 ). Но где наблюдается строгое воздержание в пище и питии, короче, где сожительствует пост, там нет места гневу, предотвращены распри, брани, бивства и кровопролития. Не ковались бы, взывает Святитель Каппадокийский, оружия, ежели бы пост господствовал 23 . Кто также когда, соблюдая пост, дом свой расточил и растратил попапрасну имение? Кто в посте оставил жену без пропитания, чад без воспитания или без наследства? Не слыхано. Где пост, там нет лихоимства и мздоприятия. Пост пророков образует, ибо жизнь Крестителя Христова что иное была, как не всегдашний пост? Иоанн имяше ризу свою от влас велблужд, и пояс усмен о чреслех своих, снедь же его бе пружие и мед дивий ( Мф. 3:4 ). За то не было пророка, в рожденных женами, больша Иоанна Крестителя. Пост сильных укрепляет, законодателей умудряет. Не мог бы Моисей стерпеть грома, молний и гласов трубных, восходя на гору Синайску для принятия скрижалей завета от Господа, ежели бы прежде постом себя не оградил. Постом он не только законоположение на высоте исходатайствовал, но и Бога узреть удостоился. Между тем, люди израильские снедоша ясти и пити, и восташа играти; за то скрижали оные, кои исходатайствовал пост, сокрушились. Сравни оба сии обстоятельства и увидишь, как пост к Богу приводит, а невоздержание от Него удаляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым . — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом? Пост является могущественным оружием духовной брани — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии. — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»? Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам.

http://pravoslavie.ru/99578.html

Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний постУспенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий Пост 3 марта – 19 апреля 2014      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.      В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.      Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2014 году 13 апреля). В Лазареву субботу (в 2014 году 12 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2014 году 11 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Петров пост Петров пост еще называют Апостольским постом 16 июня – 11 июля 2014      С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.      Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.      Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа – 27 августа 2014      Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе. Трапеза во время Поста Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы. Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству. Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту. Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» иерей Никита Заболотнов Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях " decoding="" title="" > ( 10  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии. Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором. Беседа на тему: “Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях” Здравствуйте, мы продолжаем беседы о воспитании детей. Сегодняшняя тема: пост в жизни семьи, как лучше поститься с ребёнком. Сегодня мы с вами поговорим, как поститься детям разного возраста, каким должен быть детский пост, как лучше проводить время поста в семье, и разберем основные ошибки в организации детского поста. Что такое пост Прежде чем говорить о посте с детьми мы сами должны его правильно понять и прочувствовать. Очень важно иметь личный положительный опыт поста — когда в конце поста мы не облегченно вздыхаем, что он закончился и с ужасом вспоминаем, что скоро начнется новый пост, а действительно, для нас пост оставляет чувство радости и легкости. Без этого положительного усвоения поста для взрослых говорить о достойном посте для детей будет очень и очень сложно. Итак, что же такое пост. Пост — это особое время воздержания и ограничения себя. Это не диета, это не смена рациона и содержания холодильника. Пост — это внутреннее особое состояние, которое должно приблизить нас к Богу и помочь нам справиться со своими страстями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту и тонкость, и очень важно, чтобы основной смысл поста для нас был где-то рядом с этим определением великого русского святителя. У поста сегодня как бы два измерения — это отрицательное и положительное. То есть мы от чего-то отказываемся, воздерживаемся, и напротив — что-то приобретаем и пытаемся в себе воспитать. То есть какие-то плюсы, есть какие-то минусы. Воздержание от пищи должно быть соединено с воздержанием в душе от зла. Без этого любой пост становится просто диетой или каким-то упражнением. Пост для ребенка

http://azbyka.ru/deti/kak-luchshe-postit...

Пост – это не оплата услуг небесной охранной фирме натурой — колбасой и молоком. Пост – это не небесная барщина, то, что нас заставляет делать Небесный феодал. Пост – это не таинственная небесная кнопка, которая открывает сундук небесного волшебства. Постом не происходит ни торговли, ни обмена продуктами или услугами с Богом. Все, что мы можем дать Ему — и так Его. Мы, думая, что мы что-то жертвуем, на самом деле только перекладываем предметы из одного Божьего кармана в другой. И этим мы еще и хвалимся и требуем оплаты. Пост – это время сближения с Богом. Продолжая жить в миру, мы позволяем себе лучшие мысли, лучшие чувства и лучшие поступки посвящать не заработку, а Богу и людям. Странно слушать, что люди тяготятся постом. Терпят пост и ликуют в конце поста, устраивая радостные праздники. Радуются так, словно сбросили ярмо после изнурительной работы или обрели свободу после постылого рабства. Идет Петров пост. Изначально он был предложен тем, кто не постился Великим постом. Таким образом, для тех, кто достойно встретил Пасху, он вообще не нужен. Многие так и говорят, отвергая этот пост: « Я предпочитаю поститься Великим постом». Все верно, для тех, кто пытается договориться с Богом. Или для тех, кто обременен болезнью, трудами, обстоятельствами, и у кого просто не хватает сил любить Бога больше, чем он любит. Но не верно для тех, кто недолюбил Бога и страдает поэтому. Что — этот пост лишний? Много лет назад некто креативный придумал Петров пост для недопостившихся. Спустя некоторое время некто другой креативный решил, что этот пост пускай будет для всех. Разве Церковь не имеет право на творчество? Разве любви может быть много? Кроме того, на всю страну едва ли наберется пять человек, кто выдерживает гастрономическую часть поста строго по Уставу. Мы все равно постимся не законным постом. Вопрос стоит только в том, кто нарушает пост больше, а кто — меньше. Постясь одним желудком, мы вообще не постимся. Потому что любовь, которая идет из желудка, она, конечно, есть, но к Богу она не имеет отношения. Потому что Богу ничего этого не надо. Он не голодный.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

Но – «придите ко Мне все труждающиеся» (Мф.11:28), при­дите вы все, обремененные, узревшие беспросветность жизни своей, суетность ее – пред вечной гибелью... С приходом Господа на землю сгорают все стихии, рушится древнее мирозданье и становится новая тварь – новое небо, новая зем­ля, новые уста. Меж двумя мирозданиями: старым, уже несуществующим, но еще длящимся, и новым, уже утвержденным, но еще не царствующим, полагается лестница священная – пост. Пост – основание Домостроительства нашего спасения. Он есть сжигающая любовь Бога к человеку и огненная любовь человека к Богу. Творение Богом твари из ничего – дело Поста Божьего; Вочеловечение Слова есть дело Поста Божьего. По плотскому мудрованию, пост: умаление, самоограничение, самоуничижение; по небес­ной мудрости: прославление превысшей, ибо преестественной, славой. Всякий соблюдающий постническую молитву среды и пятка, мудрее всякого несоблюдающего. Но всякий несоблюдающий мудрее соблюдающего эту заповедь благодати как ветхую заповедь Закона. Пост вольного и святого повиновения Церкви – пост церковный – есть духовное строи­тельство на камне, камень же – Христос. Всякий пост Церкви в году есть пост усыновления. Не поститься в Страстную седмицу такой же темный грех, как – поститься в седмицу Светлую, такой же великий грех, как вкусить пред Причастием, такой же, как не вкусить Причастия... Пост Церкви есть пост любви и веры в Ангела и во вкушаемость Его в пренебесном иерусалимском чертоге. Пост есть очищение любви, праздник веры, вещество надежды. Любящий Бога не любит сласть мира, алчущий Христа не насыщается пеплом, верующий в Сына Божья, Единородного, закалывает Ему себя в жертву, ибо знает, что всякая жертва в Духе Святом есть милость, а не жертва. Пост – цвет молитвы, погашение земного ума, обилие Божьего воздуха. И сердце человеческое, телесное постится в молитве: замедляет биение свое навстречу нисходящему уму... Пост есть замирение твари, блаженная мука рождения Сына Божья. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010