Не допускает он к себе коварного удовольствия и поборает восстающую страсть. Пост возводит мысль на небо и окрыляет ее к бессмертной природе. Итак, будем поститься, возлюбленные, не проходя дни поста с унылым лицом, но располагая ими со светлой душой, как рабы Христовы. Если ты подошел к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда. Не принимай на себя поста относительно хорошего, вкушение чего сладко; но будь долготерпелив в ожидании более сладких учений. Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух; и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений. Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия. Как при наиболее худых болезнях устраняется телесный гной, когда делаются присыпки из чего–нибудь самого острого и стягивающего, таким же образом и плесень греха, проникшую в душу, иссушает стягивающий пост, понемногу смягчая; (потом) очистив совершенно, он уничтожает (ее). Поэтому, если пост и сопряжен с трудом, но полезен и удободоступен. Не постись с печалью, чтобы не потерять своего труда; не ропщи, что немного замедлишь, чтобы из–за малого не подвергнуться наказанию за все. Насколько пост стягивает тело, настолько пользы от поста. Обратись к жизни праведных, и найдешь, что они прославились больше всего через пост. Прежде всего Моисей после поста вошел в мрак и сделался через пост собеседником с Богом. Присоединив (еще) сорокадневный пост, он стал законодателем — ни хлеба не ел, ни вина не пил; он довольствовался (той) пищей, что учился законоположению от законополагателя. Чтобы тебе знать, насколько полезен пост, и насколько вредно пьянство, восстающее против поста, заметь то, что делает Моисей, и то, что происходит у народа, — и найдешь силу поста. Вверху Моисей получал закон, внизу народ отвергал закон. Опечалившись, Моисей разбил закон, считая неразумным — вверять закон опьяненным и передавать изречения душам, отягченным вином. Смотри, сколь несправедливо пьянство в восстании против поста! И пост опять, исправив столько зла в те же самые дни, возобновил закон, оставил его для нас памятником безопасной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ст. 18, 19. И бысть слово Господа Вседержителя ко мне глаголя: (ст. 19) сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будут дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи: и возвеселитеся и истину и мир возлюбите. С евр.: И было ко мне слово Господа Саваофа: (ст. 19) так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством, только любите истину и мир. В предыдущей главе 7:1–5 был предложен послами (из Вавилонской земли) вопрос: должно ли соблюдать посты, установленные Иудеями в память несчастных событий, именно, в 4-й месяц, в память вторжения Халдеев в Иерусалим ( Иер. 52:6–24 ); в пятый месяц – в память сожжения города и храма ( 4Цар. 25:8, 9 ); в 7-й месяц – в воспоминание убиения Годолии ( 4Цар. 25:25 ; Иер. 52:4 ); в 10-й месяц – в память осады Иерусалима при царе Седекии ( 4Цар. 25:1 ; Иер. 52:4 ). Все эти посты были установлены самими Иудеями в Вавилоне, в плену. Собственно же, Богоустановленный пост был один, ежегодный и строгий, в великий день очищения ( Лев. 16:29; 23:27 ). Господь тогда не отвечал прямо на вопрос, но только учил, что посты, собственно, нужны для самих Иудеев, а для Него ничего не приносят, и, вместе, показал, что с переменою обстоятельств печальных на радостные, и характер постов должен измениться. Прежде, Иудеи в посты плакали, сетовали, вспоминая разрушение Иерусалима и храма, а теперь должны радоваться. Таким образом, Господь здесь не отменяет постов, а только говорит, что не плакать, а радоваться должно во дни постов. «Обучив всем видам добродетели, – поясняет бл. Феодорит, – вместе с тем, узаконяет и пост... Постясь, говорит, не печальтесь о том, что воздерживаетесь от пищи, а веселитесь по причине пользы, доставляемой изнурением тела». «Посты, – поясняет св. Ефрем Сирин , – будут причиною не скорби и сетования, но радости и веселия». Так и Господь Иисус Христос не отвергал постов, а только заповедал, чтобы, когда мы постимся, не были унылы, как делают это лицемеры, а «ты, – говорит Господь, – когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое» ( Мф. 6:16, 17 ). Любите только истину и мир – вот, что всего приятнее Богу и нужнее вам, прибавляет пророк, а не одно только воздержание от пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О чтении в дни поста Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста? Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту pravoslavie.ru, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста. Есть еще такой хороший благочестивый обычай - для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом - одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете. «Пищевые» разногласия Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу? Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте - в этом проявляется наша верность Христу. Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю. Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.

http://sedmitza.ru/text/873356.html

Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста – в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие – что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям. Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником. В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами. Почему нельзя есть мясо в Великий пост? Мясо в  Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу. Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни. Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона (состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении – в больнице, тюрьме и т.п.). В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост – это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост – духовный. Часто священники вспоминают слова старцев: " Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте " . Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов – первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью. Почему нельзя беременеть в Великий пост?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Видите, великий город постом и молитвой спасся от истребления. Так и каждый отдельный человек может спастись постом и покаянием, ибо пост как нельзя более располагает к покаянию. Когда сядем за стол, на котором скудная постная пища, то вспомним, для чего это — для покаяния, для покаяния в наших многих грехах. Теперь, как знаете вы сами, над нашим постом многие смеются, теперь пост отвергнут и забыт миллионами русских людей. А было ли так в старину? О нет, о нет! Тогда было совсем иначе: тогда весь народ постился во все посты, в среды и пятницы; тогда древние русские благочестивые цари подавали народу пример, не пропуская ни одного богослужения, соблюдая строго все посты. Тогда детям с самых малых лет внушали необходимость поста и, наставляемые таким добрым наставлением, относились они с великим уважением к посту и от младых ногтей приучались поститься. Теперь не так, совсем не так. Но надо, чтобы хоть в нашей христианской общине, в малом стаде Христовом, сохранилось это глубокое уважение к посту, чтобы хоть мы постились, подавая пример тем, кто пост отвергает. Ибо люди, видя нас постящимися и кающимися, призадумаются и остановятся на своем пути и увидят, что наш пост, что наше послушание Христу, установившему пост, установившему покаяние, совсем не так смешон, как казалось им. Может быть, увидят и поймут они все глубокое значение поста. Те, кто не хочет поститься, встречают пост с раздражением и неудовольствием. А я напомню вам, что Господь наш Иисус Христос, когда ученики Его не могли исцелить бесноватого отрока и спросили, почему не могли исцелить, сказал им: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Видите ли силу поста: он изгоняет бесов; бесы бегут от поста, бесы ненавидят пост. Неужели же среди нас есть кто-нибудь, кто возненавидел бы пост, уподобясь самим бесам? Да не будет, да не будет! Да возлюбим святой пост, да увидим огромную силу, могучую защиту его против всех искушений бесовских. да поверим глубоко, что пост есть мать целомудрия, не только прямого полового целомудрия, но и целомудрия духовного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Лаодик. соб.). «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте» – пишет А. Павел супругам ( 1Кор.7:5 ). «От жен воздержаться весь святой великий пост предписывает церковное правило, и за нарушение сего назначает невоздержному наказание – в Пасху, когда в древние времена причащались все христиане, не причащаться, «занеже весь пост обезчествовал» 1 (Бол. Треб. др. 40). При посте, как средстве к очищению и освящению нашему, в известное время полагается у нас говение, исповедь и причащение тела и крови Христовых. С постом, как средством к умилостивлению Бога за наши грехи, соединяется примирение с ближними. «Аще... отпущает человекам согрешения... отпустит и ему Отец... небесный: аще ли не отпущаете... ни Отец... отпустит вам» ( Мф.6:14, 15 ). Сырная неделя, и особенно так называемое прощеное воскресенье пред Великим постом, как временем общего говения и покаяния посвящаются у нас примирению со всеми. Здесь прибавим, что ошибаются те, которые думают, что постом должны строго соблюдать правила пощения только те, которые говеют. Скажем об этом словами св. Амвросия Медиоланского о тех, которые не все постились в Великий пост . «Многие из верующих, – говорит он, – в недели четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен, ибо они хотя воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни четыредесятницы; четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в четыредесятницу есть грех, потому что первого рода произволен а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему принуждают» (Сл. пред четыред.). Церковные правила о пище на время постов Церковным уставом обыкновенно определяются и назначаются в различные времена различные степени поста: или совершенное неядение, или сухоядение, т. е. хлеб, вода и сухие плоды древесные; разрешается вареная пища постная, приготовленная без елея, или иногда бывает разрешение на елей и вино, а в некоторые дни и на рыбу. Строжайший пост назначается уставом церковным для святой четыредесятницы, особенно в первую и страстную седмицы. Ближайший к ней по строгости есть пост Успенский. В Петров пост и Филиппов или Рождественский, церковным уставом несколько облегчается строгость поста. Правило св. апостолов во св. четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположили пост. Якоже в св. четыредесятницу, едим также и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздников (Бол. требн. пр. 211 2 ). Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток (219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Пост включает воздержание от обычных развлечений, например от просмотра фильмов и телепередач, от танцев или чтения бульварной литературы. Странным выглядит, что некоторые комментаторы предлагают осуществлять «духовный пост» посредством усиления напряженности христианской жизни: больше молитв, посещений храма, раздачи милостыни. Священник Александр Ельчанинов пишет: «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы период постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами» (Православие, 2014). Протоиерей Андрей Федосов объясняет, что пост – это время «воздержания прежде всего от греха, от осуждения, от празднословия, от праздности вообще; больше внимания уделять своей душе, богослужению, молитве, активно участвовать в церковных таинствах, чтение Священного Писания» (Федосов, 2017). Возможно, усиленную церковную жизнь и молитву рассматривают как варианты поста потому, что Великий пост действительно предполагает не только воздержание от животной пищи, но и посещение многочисленных особых богослужений, а также усиление личной молитвы. Однако другие долгосрочные посты не предполагают служебных изменений и не ассоциируются с призывом «больше молиться». Некоторые авторы предлагают верующим во время поста больше заниматься благотворительностью или (временно) стать особенно добродетельными. Протоиерей Максим Первозванский, например, полагает, что те, кто не может соблюдать пищевые правила поста, должны попытаться «компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, и делами милосердия» (Первозванский, 2009). Идея, что употребление скоромной пищи можно «компенсировать» усиленной благотворительностью, вызывает у верующих сомнения: христиане призваны заниматься благотворительностью постоянно, равно как молиться и причащаться. Благотворительность, молитва, участие в службах – не пост, а нормальная христианская жизнь. Многие комментаторы негативно оценивают идею духовных усилий в ограниченный периода времени (Мещеринов и Смирнова, 2011; Зайцев, 2013). Похожие мысли высказываются на форумах: «Христианину надо избегать того, что он как бы мобилизуется только на время поста... Христианин должен всегда быть внимательным к себе, чтоб не стать эпизодическим православным христианином» (Диета по Уставу, 2018). Диалог с форума Matushki.ru: «В пост нельзя осуждать, раздражаться, обижать ближнего». – «Это и не в пост нельзя». (Что можно, а что нельзя в пост! 2008c).

http://bogoslov.ru/article/6026690

Owens 1983 – Owens R. . The Genesis and Exodus Citations of Aphrahat the Persian Sage. Leiden: Brill, 1983. Parisot 1894 – Parisot . Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes. Parisiis, MDCCCXCIV (Patrologia Syriaca. P. 1. T. 1). Pierre 1988 – Aphraate le Sage Persan. Les Exposés/Traduction du syriaque, introduction et notes par M.-J. Pierre. T. 1. Paris, 1988 (SC 349). ТАХВИТА О ПОСТЕ (97) 1. Прекрасен перед Богом чистый пост, и пребывает он в со­хранности, подобно сокровищу, [которое собирается] на небесах. Он есть оружие против лукавого и щит, отражающий раскален­ные 25 стрелы врага 26 . Это сказал я не от своего разумения, но от Священного Писания , в котором показано, что пост 27 всегда по­могал тем, кто постился неложно. Ибо пост, возлюбленный мой, не [сводится] только к [воздержанию] от хлеба и воды, но нема­ло имеется [видов] соблюдения поста. Так, одни воздерживаются от хлеба и воды до тех пор, пока не появится голод и жажда. Другие постятся, чтобы пребывать в девстве, они алчут – но не едят, жаждут – но не пьют; и этот пост лучше. И еще есть соблюдающие себя в целомудрии, и это [также] пост. Одни воздерживаются от мяса, вина и от опреде­ленной пищи. Воздержание других заключается в том, чтобы пре­пятствовать своим устам произносить злые 28 слова. Одни (100) воздерживаются от гнева и [стараются] преодолеть свою природ­ную наклонность ко злу, чтобы не оказаться побежденными [ею]. Другие воздерживаются от собственности, чтобы обнищать ра­ди служения своему Господу 29 . Одни воздерживаются от всякого ложа, чтобы бодрствовать в молитве. Другие воздерживаются от вещей века сего, терпя страдания, чтобы враг не смог причинить им вреда. Воздержание некоторых состоит в том, чтобы скорбеть и [этим] угодить своему Господу через страдание. Но есть и та­кие, которые собирают все эти [виды воздержания] и сводят их во единый пост. Предположим, что человек воздерживается от пищи, претер­певая голод. И пока он сдерживает себя, чтобы не есть и не пить, он называется постящимся. А если он [хотя бы] немного съест или 30 выпьет, то [тем] прекратит он свой пост. Подобно этому, если человек, воздерживающийся во всем, в какой-то момент прекратит одно из воздержаний, то уже более пост его не вме­няется ему в заслугу. Тот, кто [,воздерживаясь от всего,] пре­кращает одно из [своих] воздержаний, не отличается от того, чей пост не засчитывается потому, что он ест и пьет с жадностью. Ес­ли случится, что некто по причине голода нарушит свой пост – невелик его грех . Но не мал, а велик грех того, кто, посвятив себя всецелому воздержанию, склонится к тому, чтобы оставить хотя бы одно из [своих] воздержаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, алкоголя. Не все дни Рождественского поста едят рыбу и растительное масло. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка. Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения - обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины. Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее он превращается в диету), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела. Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им бессмысленно хвастаться и кичится. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше «я», не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Благодати Божьей, невозможно. Существуют следующие степени строгости поста: Отказ от мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, творога, животных жиров. Самый традиционный вид поста. Для больных, беременных, кормящих матерей, подростков (если они интенсивно растут и загружены учебой), людей много работающих допустимы послабления. Тут стоит посоветоваться со священником и взять на пост благословение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Чем можно поминать в Рождественский пост? Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей. Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете. Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост? Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом. Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке. Можно ли есть зефир в Рождественский пост? В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете. Можно ли свататься в Рождественский пост? Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается. Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить. Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010