Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мipa, Христос! Нет ничего удивительного, что и два с лишним тысячелетия спустя, мы, питомцы Церкви Христовой, не вдруг и не сразу празднуем Господне Рождество, но прежде вступаем в сорокадневный пост (как определено святыми отцами издревле), чтобы мало-помалу озариться и просветиться чудным светом Рождественской ночи… Начинается это постническое поприще тотчас после празднования памяти святого апостола Филиппа, 15 ноября по церковному календарю ноября по н. ст.), а завершается самим празднеством, ночью 25 декабря (7 января по н. ст.). Заговенье, то есть вкушение в последний раз скоромной пищи, падает в этом году на четверг, 26 ноября, день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Устав постнических трудов не столь строг, как во дни Великого и Успенского постов: рыба вкушается неотменно по субботам и воскресным дням, равно и в праздничные дни церковного календаря, за исключением среды и пятницы (если накануне не совершается всенощное бдение). Устрожение поста начинается с предпразднства Рождества Христова 2 января, дня памяти священно-мученика Игнатия Богоносца, когда рыбная трапеза исключается полностью для радеющих о соблюдении церковного Устава во всей строгости. Следует особо упомянуть о сочельнике, или навечерии праздника (24 декабря/6 января). В этот день с глубокой древности христиане вкушали сочиво (отсюда и само наименование «сочельник») — разваренные в собственном соку овощи. Трапеза поставлялась после того, как священнослужители, встав пред зажжённой на свещнике свечой, споют тропарь и кондак праздника, устремив взор на вынесенную посреди храма икону Рождества Христова. Русский благочестивый народ отлагал вкушение пищи до явления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, символом которой и является горящая свеча, поставленная пред Рождественским образом… Но довольно о «столах»…

http://pravoslavie.ru/smi/37939.htm

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 8 апреля, 2016 7 ноября, 2014 Церковь чтит память святых мучеников Маркиана и Мартирия От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы. 13 августа, 2009 13 августа — заговенье на Успенский пост 13 августа у православных верующих заговенье перед Успенским постом, который начнется 14 августа. 4 июля, 2013 В Москве создано объединение в защиту христианских беженцев Решение о создании объединения было принято после недавнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла к верующим внести посильную лепту для оказания поддержки угнетаемым христианам Сирии. 7 мая, 2013 Патриарх Кирилл: Молясь перед Иверским образом, первое прошение возносите о Москве и России Быть может, там, где поколебались основы христианства, где христианская вера ушла из жизни людей, где принимаются законы, которые легализуют осужденные Богом грехи, возрождение веры в нашей стране поможет людям задуматься и вновь встать на путь возрождения духовной христианской жизни. 24 июля, 2016 4 июля, 2014 27 апреля, 2016 Митрополит Иларион: На Страшном Суде мы окажемся перед лицом любви Божией Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по окончании Литургии обратился к верующим со словом проповеди Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/search/фонд ...

1. С Переславского Горицкого с 5 000 душ 150 р. – к. 2. С Даниловского с 3 153 душ 94 р. 59 к. 3. С Никитского с 2 276 душ 68 р. 28 к. 4. С Борисоглебского, что на песках с 48 душ 1 р. 44 к. 5. С Борисоглебского, что на горах с 225 душ 6 р. 75 к. 6. С Фёдоровского женского с 1 338 душ 40 р. 14 к. 7. С Александровского Успенского женского с 113 душ 3 р. 39 к. 8. С Дмитровского Борисоглебского с 1 214 душ 36 р. 42 к. 9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 р. 34 к. 10. С Волоколамского Иосифова с 11 422 душ 342 р. 66 к. 11. С Возмицкого с 502 душ 15 р. 6 к. 12. С Варварского женского с 44 душ 1 р. 32 к. 13. С Можайского Лужецкого с 2 212 душ 66 р. 36 к. 14. С Колоцкого с 1 069 душ 32 р. 7 к. 15. С Петровского женского с 146 душ 4 р. 38 к. с 28 940 душ 868 р. 20 к. При бурсе был хлебник и два повара – один для учителей, другой для семинаристов. Для бурсы и жительства учителей отведены были три покоя в Даниловом монастыре. Мы имеем под руками полное расписание расходов на содержание бурсы на 1755 год. Так как оно даёт очень ясное понятие о тогдашнем состоянии бурсы, то и считаем небесполезным поделиться им. Казённокоштных семинаристов было в том году 60 человек, из них 20 сирот. Вот что представлено в смете расходов того года на 319 дней кормовых для всех 60-ти человек и на 47 дней вакациальных для 20-ти сирот. Хлеба печёного по 3 фунта г] на каждого человека в день, в течение года 1606 пудов кг] на 160 р. 60 к. Мяса на 67 дней, в мясоястия, высокоторжественные дни, праздничные и субботние, по 20 фунтов кг] в день, да в заговенья по 1 пуду – 36 пудов 20 фунтов кг], да в вакацию 1 пуд 36 фунтов кг], всего на 23 р. 4 к. В постные таковые ж дни белужины 4 пуда 26,5 фунта кг], всего на 3 р. 75 к. Масла коровьего во щи и кашу по 3 фунта в день, всего 8 пудов 31,5 фунта кг] на 17 р. 57,5 к. Масла постного по 3 фунта в день – 13 пудов 13,5 фунтов 20 р. кг]. Снятков псковских во щи в посты по гарнцу, 3 четверика и 57 гарнцев, 4 р. 40 к. кг]. [с.1305] Толокна в великий пост, 2 фунта на 3 человека, 46 пудов на 13 р. 80 к. кг].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В-ну просьбу я выполнила, надпись сделала и, не утерпев, прочитала «лекцию» о нестяжании, зная, что «добра» у него «на многие годы». Конечно, мое учение не пошло впрок. Ему казалось это излишне суровым: и зачем себя во всем ограничивать, стеснять, лишать радостей? В том, что не одолела себя и пустилась в рассуждения, я позже каялась о.Андронику. Он простил и сказал даже: «Спаси тебя Господи». По тону его я поняла, что ему трудно бывает внушать простые истины, которые, казалось бы, и не требуют никаких объяснений. Пример старцев был очевиднее всех внушений, но не для всех. 2 . Однажды с нами, возвращающимися в Москву паломниками, поехал по делам обители и о.Серафим (Романцов). Ради о.Серафима дали всем тощую монастырскую лошадку, запряженную в простую телегу. Бросили на доски охапку сена, положили вещи, посадили старших и тронулись. Лошадка шла более широкой разъезженной дорогой, а мы, кто помоложе, шли извилистыми тропами через поле и небольшой лесок. В лесу приятная прохлада. Хорошо идти молча, не спеша, поглядывая на темнеющие впереди спины. Под ногами подсыхающая на корню трава. Лето выдалось сухое, дождей было мало. Кое-где торчали шляпки грибов. Собирать их было некогда и некуда, и проходить мимо жалко. Кончился лесок, пошли полем. На дорожке кое-где виднелись маленькие змейки, они грелись на песке. Заслышав наши шаги, быстро исчезали, будто таяли. Дорога повернула вправо, мы должны были пройти через поле кукурузы, а потом картофеля. Вдалеке, по мосту тряслись наши старички. Мы раньше их попали на лужайку, рядом с которой был полустанок со странным названием «Локоть». Здесь надо было дожидаться всех и пойти вместе к знакомой о.Серафиму старушке, отдохнуть у нее и ждать поезда, который останавливался только раз в сутки ночью. Уезжали мы на заговенье. Наступал Успенский пост. Хозяйка всем поставила горшок каши и кувшин молока. Все это: только что оставленная обитель, и тихая деревенская улочка, и низкая хата, где дощатые нары, огромная печка, простой деревянный стол без скатерти и даже без клеенки, дымящаяся в горшке каша – все казалось сказкой. Вечером, в темной хате мы пели, а старичкам предложили полежать за перегородкой. Пели «Взбранной Воеводе» и другие молитвы. Мне было странно встретить такой уголок на свете, где жили люди с детски наивным взглядом на мир, с бесхитростным доверием каждому приходящему. Вероятнее всего, близость обители незримо хранила их от разливающейся всюду злобы, от растущего раздражения, зависти, клеветы. Или это Господь хранил их, чтобы уже здесь, за несколько верст от обители, измученные почувствовали утешение, уставшие отдохнули, стремящиеся к вдохновению, уверились в действии молитвы и подвига, все «труждающиеся и обремененные» нашли мир душам своим в обители, Христа ради принимавшей всех, кто переступал ее порог. Ощущение чуда крепко держало еще, хотя умом постигалась и обычная истина – по мере погружения в нашу суету обаяние света нездешнего будет меркнуть... Но, Бог даст – тьма не поглотит его!

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: « Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: « Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1–го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, — заговены бывают 30 июля. 16 августа — праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа. 31 августа — Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V beke при имп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе утверждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием». 11 А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога». 12 Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная соблюдается очень строго. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте восприять радость праздника Святой Пасхи. Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святаго Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру. Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1 (14) до 15 (28) августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в мир иной, непрестанно молилась, а последние две недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством. Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14 (27) ноября). Называется он также Рождественским, поскольку завершается праздником Рождества Христова (25 декабря (7 января)). Праздник Рождества отмечается спустя 9 месяцев после праздника Благовещения. Христос пришел на землю, явив тем самым милость роду человеческому, даровав нам спасение и искупление от греха. Воспоминание этого величайшего события освящается в Церкви постом и молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Во вторник же, в среду и четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом” (Типикон. М., 1956.— Л. 413). В последующие седмицы Поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие — воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: “На трапезе учреждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием” (Там же.— Л. 439). А в праздник Вербного воскресения говорится: “На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога” (Там же.— Л. 441). Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная строго соблюдается. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте воспринять радость праздника Святой Пасхи. Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых Апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру. Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1/14 до 15/28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в иной мир, непрестанно молилась, а последние 2 недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством. Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14/27 ноября).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Паломники совершили экскурсию в город и посетили многие достопримечательные места. Владыка Сергий всюду давал свои объяснения: он показал патриарший некрополь, старинный храм Пресвятой Богородицы над чудотворным источником, из которого паломники набрали святой воды. Конечно, все были потрясены неописуемой красотой храма Премудрости Божией — святой Софии, построенного императором Юстинианом. Все поднимались на хоры, поражались искусством древней мозаики, дивились на одухотворенность изображений ангелов и святых. Владыка снова многое объяснял, старался, чтобы через иконы люди поняли мир Божественных идей, почувствовали православный дух, принятый нашими предками от Византийских святынь. Вечером на корабле паломников ждал богатый, сытый ужин. Всем объяснили, что это заговенье, так как со следующего дня начинался Успенский пост. В пост не венчают, поэтому три пары молодоженов пожелали соединиться таинством Брака, чтобы прибыть на Святую Землю уже в супружестве, благословленном Богом. Итак, брат Владыки — отец Николай Соколов — совершил (в присутствии многочисленных паломников) обряд венчания. Многие впервые видели это Таинство, впервые слышали святые молитвы, сопровождающие венчание. Среди множества молодежи были дети из Москвы, из приюта «Марфы и Марии», а также родные племянники Владыки Сергия — Дима, Оля, Лиза, Люба, Лена… Все они благоговели перед дорогим ласковым дядей, ловили со вниманием каждое его слово. Все паломничество записано на видеокассету. Вот с теплохода открывается вид на знаменитый своими древними монастырями благодатный Афонский полуостров. На него никогда не ступала женская нога, насельниками монастырей являются одни мужчины. Поэтому теплоход «Пальмира» останавливается от Афона на известном расстоянии. К нему отъезжает от Пантелеимонова монастыря лодка с монахами. Они привозят на русский теплоход ряд святынь, чтобы паломники имели возможность приобщиться к благодати с Афона. Зеленые купола над белыми монастырскими стенами, горы, неприступные скалы… Лодка пристает к теплоходу, монахов встречает духовенство. Епископ Сергий служит водосвятный молебен, окуная в воду чаши крест с частицей Животворящего древа. Все прикладываются к ковчегу с мощами святых, привезенному на теплоход для поклонения святыням.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

Он послал от себя начальников для управления Яссами и прочими городами. Они прибыли и начали мстить своим врагам грекам. Последние были в положении, достойном слез, потому что враги отняли у них все имущество и ежедневно подвергали их всякого рода унижениям, даже убивали их мечами на больших улицах, резали у них уши, стегали бичами. На них напал большой страх; многих из них спас от казни наш владыка патриарх. Мусульмане и евреи появлялись публично без всякого опасения, греки же не выходили из своих жилищ по причине сильной вражды между ними и молдаванами, ибо архонты (сановники) Василия греки, как мы сказали выше, сильно поработили молдаван и унижали их, так что нам приходилось видать самых знатных из них в дрянной одежде из фланели. День и ночь они принуждены были работать, чтобы платить грекам, подобно тому как мы по отношение к туркам. Но бедные купцы, в чем была их вина? Здешняя страна без купцов никак не может существовать, ибо все, что здесь есть, привозное, а из жителей никто не умеет торговать. Что касается аги казначейства, то и он очень боялся и послал в Стамбул известие о случившемся. Накануне праздника мар (св.) Илии ударяли в большой колокол. Мы были у обедни. Церковь украсили, как мы уже упоминали, цветами и пахучими травами и принесли блюда со свежими плодами: арбузами, огурцами, сливами, яблоками, грушами и вишнями, которые раздаются присутствующим в дни созревания плодов. Заговенье поста Владычицы (Успенского) пришлось в восьмое воскресенье по Пятидесятнице. После вечерней службы кандиловозжигатель ударял также в большой колокол к молебствию, которое совершали каждый вечер во весь пост. Глава XXII. Яссы. – Вторичное прибытие Тимофея с казаками в Молдавию Утром в понедельник Успенского поста казаки с Тимофеем, сыном Хмеля, перешли реку Нистрос (Днестр), которая составляет границу земель казацкой и молдавской, причем перебили большое число из войска венгров и молдаван, охранявшего границу. Затем они подошли к крепости Сучаве, чтобы подать ей помощь, и раскинули свой табор вокруг крепостной степы, отведя к себе протекающую там реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь, единственная в Православном мире дерзнувшая в полном объеме принять Григорианский календарь, порвавшая таким образом с Православной Пасхалией (см. прим.46). Самочинства там доходят до того, что к Св.Причастию там фактически допущены инославные, женщины в любом состоянии; фактически упразднена исповедь; в угоду лютеранам изменены богослужебные тексты, а венчаться разрешается в неположенные дни. Православные Церкви, перешедшие на Григорианский месяцеслов (тем самым разорвав богослужебное единство), но сохранившие Юлианскую Пасхалию, в недалеком будущем все-таки вынуждены будут принять какое-либо определенное решение: «По расчетам Д.П.Огицкого (Богословские труды, 1968. 4. С.110–111), это приведет к тому, что у новоюлианцев (новостильников – С.Ф.) уже в 2515 году первый день Святой Троицы придется на следующий день после праздника святых апостолов Петра и Павла. Далее – более: к 6771 году, если новоюлианцы по-прежнему будут «сидеть на двух стульях», праздник Святой Троицы придется на второй день Успенского поста, а к 20700 году Троицын день придется на день заговенья на Рождественский пост. То есть в отдаленном будущем в новоюлианском месяцеслове праздники, посты и будни смешаются, чинопоследование времен, лет и праздников будет постоянно нарушаться, в результате чего в богослужении воцарится полнейшая анархия» (Могилевцев Г. К «Заявлению» Святителя Тихона С.82). Как сказано в Писании об антихристе: «...И помыслит пременити времена и закон» ( Дан.7:25 ), то есть «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон». 109 Первая документально засвидетельствованная попытка введения Григорианского календаря в Русской Православной Церкви – Послание Патриарха Тихона Вселенскому Патриарху 21.1.1919, в котором он обращался «с запросом относительно календаря, выражая готовность перейти на новый стиль, если такова будет воля большинства поместных Православных Церквей. При этом он видел необходимость перехода на Григорианский календарь в тех странах, где православные являются меньшинством» (Поспеловский Д.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010