Поэтому вкушение мяса для мирян, а не для монахов – ни грех, ни добродетель, по простой поговорке: ни греха, ни спасения не приносит человеку, воздержание же от мяса – спасительный закон Божий и богоугодная добродетель. Первая причина святого поста – обуздание плоти и укрощение всякого бессловесного движения, что весьма нужно и полезно монахам. Вторая та, что пост делает душу легкой для молитвы и небесных размышлений. Третья та, что этим мы служим Богу и говение – это благочестие. Четвертая та, что пост – удовлетворение Бога и умилостивление Его гнева праведного. Пятая – пост есть прошение у Бога вечных и временных благ, и прочее, как сказал божественный Златоуст: «Постись, чтобы не согрешить; постись, потому что согрешил; постись, чтобы принять; постись, чтобы не потерять принятого». Хотя пост и разделяется на четыре вида, то есть на пост духовный и нравственный и на пост естественный и церковный, но монахам всё же должно всегда воздерживаться от мясоядения. Духовный пост – это удаление от грехов, нравственный же пост – умеренное употребление пищи, естественный пост – нисколько не есть, не пить до какого-либо времени, по примеру ниневитян, пост же церковный – воздержание от мяса по закону и правилам церковным, и мирским людям должно держать этот пост четыре раза в год и в каждую среду и пятницу, по благоговению же и в понедельник, наравне с монахами. Однако слово наше не об этом посте, а о постоянном воздержании монахов от мяса, при вкушении рыбы, сыра, яиц и елея в указанное в типиках время. Если мы обещаем перед Богом хранить девство и произвольную нищету во все дни жизни нашей, что вышеестественно, то не тем ли более мы должны, по преданию святых отцов, иметь произволение к естественному воздержанию от мяса? Поскольку монашеское наше житие и обещание взыскует не иного чего-либо, а только райского бесстрастия, постольку нужно избирать и пищу, данную Богом в раю. Почему же и те пять дев названы Господом неразумными (см. Мф.25:1–12 )? Не за то ли только, что девство, высшее всех добродетелей, сохранили, а милостыни, добродетели легчайшей и удобнейшей для всех, ибо она естественна, не обрели. Таким же образом для монахов равное безумие – исполнять высшие и труднейшие добродетели, то есть девство и добровольную нищету, и не хранить весьма легкой добродетели – воздержания от мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Календарь постов и трапез на 2014 год   Православные посты в 2014 году Православный календарь постов и трапез на 2014 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица       Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.   ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю Календарь постов и трапез на 2014 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье Великий Пост c 3 марта по 19 апреля сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед Петров пост с 16 июня по 11 июля горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение Успенский пост с 14 августа по 27 августа сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение Рождественский пост с 28 ноября по 6 января до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед   Великий Пост   3 марта – 19 апреля 2014      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пост достоин всякого почитания: «Времене всечестнаго поста». 165 Гимнографы сравнивают пост с весной, временем цветения: «Возсия весна постная, цвет покаяния» 166 ; с красотой, величием: «постная лепота» 167 , «поста красный день» 168 ; благодатью: «Ныне пощения благодать» 169 ,«преблагословенная благодать всечестнаго поста» 170 , «постная благодать» 171 ; с лекарством, врачебной помощью: «Постная лечьба» 172 ; со скорым, легким хождением: «Благотеченное поста поприще» 173 ; с чистотой, неукоризненностью, отсутствием нарекания: «Непорочный пост» 174 , «чистый и непорочный пост» 175 , «пост чистый» 176 , «чистый пост, злых отложение принесем» 177 ; с добром и истиной: «Добрый пост» 178 , «пучину добраго поста сподоби» 179 , «доброе пощение» 180 ; «истинным постом постимся» 181 , «пост коль добр, коль велик, коль богодарованная благодать» 182 ; с тихим плаванием: «Тихое плавание пощения». 183 Пост, по мысли песнотворцев, – сам в себе несет жизнь: «Живоносным постом». 184 Триодь Постная рисует нам образ не только поста, но и постного времени, определяя его как «священнейшее время святаго поста» 185 , т. е. посвященное Богу; «время блаженное поста, лучи испущающее покаяния» 186 ; «благоприятное время» 187 ; «благое время» 188 ; «непорочное и чистое время поста». 189 Постное время – время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы: «Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя». 190 Время поста – это «умиления время» 191 ; «се время благоприятное, се спасения ныне день истинный». 192 Чтобы показать огромное значение поста для жизни христианина, творцы Постной Триоди пользуются эпитетами, характеризующими пост, в превосходной степени: «Добрейший пост» 193 ; «добродетелей добрейшая отверзается стезя, поприще Божественных пощений» 194 ; «яко воистину блажайшее время пощения, Христе, яже дал еси всем верным» 195 ; «краснейшее время поста, достохвальный день возсия воздержания» 196 ; «препрославленная благодать всечестнаго поста». 197

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2013 Другой пост Интересный рассказ о том, как практикуют пост представители разных религиозных традиций Пост у язычников Среди неписьменных народов, а также в тех языческих религиозных системах, которые тяготеют к магии, распространена мысль, что пост способен защитить от злых духов, которые проникают в человека через пищу и питие, и привлечь «чистых» духов. Поэтому пост предшествует наиболее важным событиям в жизни язычника: охоте, битве, свадьбе, зачатию ребенка. «Лечащий врач»-шаман и одержимый-«пациент» постятся перед ритуалом изгнания духа болезни. В повести Апулея «Метаморфозы» приводится эпизод, в котором юношу, приглашенного присмотреть за телом покойника, заставляют отказаться от пищи во все время дежурства. Это связано с представлением о том, что в присутствии мертвеца особенно высока опасность нападения демонов. В иных религиозных учениях, лежащих за пределами библейской традиции, пост часто имеет и более возвышенное значение. Он может быть связан не с «внешней» чистотой от злых духов, а с «внутренней» ритуальной чистотой человека самого по себе. С этим связан пост языческих «иереев» перед совершением священнодействия. Например, Геродот писал, что египетские жрецы должны воздерживаться от пищи, перед тем как войти в святилище или принести жертву. По свидетельству Плутарха, афинские женщины, участвующие в Темософориях — празднике, посвященном Деметре, постились в течение дня, «сидя на земле». Особенно важную роль играл пост в различных ритуалах инициации. Например, индийский мыслитель IV beka до н. э. Апаштамбха правильность совершения ведического ритуала посвящения в брахманы ставил в зависимость от умеренности жизни новопосвящаемого. С ритуальной чистотой также связан пост в знак траура. Так, древние египтяне ничего не ели несколько дней после смерти фараона. В ближневосточных культах особенное, если не центральное, значение имеет пост, связанный с воспоминанием смерти и воскресения божества. Например, кульминацией литургического года во фригийском культе Кибелы являлось трехдневное полное воздержание в знак траура по умершему возлюбленному Кибелы Аттису.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=28068

Приведем еще смелое по нашим временам высказывание представителей науки в оправдание воздержания и поста. «Пост, узаконенный церковью, привитый традицией, по существу являлся выражением народной мудрости: подсказанная инстинктом необходимость периодического очищения организма помогала сохранять здоровье... Человечество легкомысленно позабыло и то полезное, что несла с собой религия – требование воздержания. Теперь медики вновь открыли пост, открыли как медицинское средство» (76, 165, 8). Если хочешь сделать себе стол привлекательным, допусти чередование поста. Пост делает приятным вкушение яств. И никогда не пей, не ощущая жажды. Если ты будешь пить только воду, то ты не так-то легко соблазнишься выпить «свыше меры» (81, 48). 21. Оправдание необходимости христианского поста Выше уже говорилось, что пост наших прародителей состоял в смиренном послушании слову Господа, запрещавшему им вкушать плоды от древа познания добра и зла. И доколе они смиренно исполняли заповеданное Богом, дотоле они пребывали блаженными жителями Едема. Пост, в широком смысле, – есть пребывание человека в смиренном послушании слову Божию. Такой пост – всегдашний. Пост, в узком смысле (то есть, собственно, постпост телесный), – есть воздержание человека от пищи и питания в какие-то периоды жизни. Бог – Сущий. Он – Свят; Он – Вселюбовь; Он – Дух. И в этом определении нет разногласия, ни даже только различия, ибо любовь выражает существо духа и его жизнь. «Бог есть Дух», жизнь Которого есть Любовь (47, 75). И наше общение с Источником всяческих благ и совершенств – с Богом, Который есть абсолютный Дух, – возможно только духовное. Для того, чтобы наш дух можно было бы направлять к Богу, нам нужно предварительно освободить его от порабощенности плоти. Это и начинается с поста – с ущемления плоти воздержанием от пищи и пития. В этом и заключается смысл поста. 117 Не следует думать, что наш пост нужен Богу. Пост нужен нам самим. Допустим, мы с вами сидим за столом, на котором расставлены всякого рода яства. Здесь же присутствует и Господь. Он – невидим, но присутствует близ тебя, близ меня, близ каждого из сидящих. Некогда, Он сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 )... Имя же Его – Иисус, Спаситель; Имя Его – Сущий; имя Его – Любовь... Это значит, если ты и я, и все сидящие за столом собрались по любви друг к другу, ради спасения души, ради достижения вечной жизни, то, несомненно, среди нас невидимо присутствует Сам Господь. Тем более, мы знаем Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века». «Верен Обещавший» ( Мф.28:20 ; Евр.10:23, 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Возникнем (освободимся) же от сих сетей, которыми нас, живых, уловляет сатана в свою волю. Послушаем лучше гласа апостольского, будящего нас от сна беспечности: «час уже нам от сна востати. Нощь прейде, и день прпближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружия света» (Рим.13,11–12).» Се, ныне время благоприятно! Се, ныне день спасения» (2Кор.6.2). «Востани, спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос!» (Еф.5.14). Аминь. 1 марта 1864 года       В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ (пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его)   Слава Тебе, Господи! Еще сподобились мы дожить до святого поста; еще дается нам время опомниться; еще изъявляется готовность принять пас в Отеческие объятия помилования. Три недели молитвенно взывали мы: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!» Се, приблизилось сие спасительное покаянное время! Стоим у входа во святой пост — поприще покаяния и милосердования к нам Божия. Приступим же с дерзновением и внидем с желанием. Никто не отказывайся. Никто не уклоняйся инуды (куда-либо, в другое место). Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его; но начни — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни. Слышали, что в нынешнем Апостоле говорилось: «ночь убо прейде, а день приближися» (Рим.13,12)? Ночь — это время до поста, а день — это пост. Апостол хочет, чтоб мы так же желательно встретили пост, как желательно встречаем день после долгой ночи. Примите только к сердцу то, чего требует, что дает и что обещает пост, — и увидите, что иначе сему и быть нельзя. Ибо чего требует пост? Покаяния и исправления жизни. Что дает? Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих. Что обещает? Радость о Духе Святе здесь и вечное блаженство там. Восприими все сие сердцем, и не возможешь не возжелать поста. На пост восстает одна плоть, и неблаговолящие к посту плотские суть, хоть им не хочется ставить себя в этот разряд и они несколько благовиднее объясняют свое отчуждение от поста: не хочется оставить жизнь, привольную для плоти, вот и поднимают жалобы на пост. Духовная же сторона наша любит пост, жаждет поста, ей привольно в нем. Надо бы сказать: «Возбуди и развей в себе духовную сторону, и будешь с постом в ладу, как с другом своим»; но для раскрытия сей-то стороны и узаконен Господом пост. Вот и необходимо наперед самопринуждение; необходим наперед труд несладкий, чтоб потом вкусить плодов сладких. Пусть рассуждение плотское чуждается поста; ты под иго веры покорись и апостольскому учению внемли: «мудрование плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир: зане мудрование плотское вражда на Бога есть, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может». Почему последующие мудрованию сему «Богу угодити не могут» (Рим.8,6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Хозяин и работник «Хозяин и работник» — рассказ Л. Н. Толстого о двух людях, попавших в страшную метель. Хозяин бросает своего работника, чтобы спасти жизнь, но и сам не может выбраться… Оказавшись перед лицом смерти он переосмыслят свою жизнь. Лев Толстой I II III IV V VI VII VIII IX X Лев Толстой Хозяин и работник I Это было в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы. В приходе был праздник, и деревенскому дворнику, купцу второй гильдии Василию Андреичу Брехунову, нельзя было отлучиться: надо было быть в церкви, – он был церковный староста, – и дома надо было принять и угостить родных и знакомых. Но вот последние гости уехали, и Василий Андреич стал собираться тотчас же ехать к соседнему помещику для покупки у него давно уже приторговываемой рощи. Василий Андреич торопился ехать, чтобы городские купцы не отбили у него эту выгодную покупку. Молодой помещик просил за рощу десять тысяч только потому, что Василий Андреич давал за нее семь. Семь же тысяч составляли только одну треть настоящей стоимости рощи. Василий Андреич, может быть, выторговал бы и еще, так как лес находился в его окрýге и между ним и деревенскими уездными купцами уж давно был установлен порядок, по которому один купец не повышал цены в округе другого, но Василий Андреич узнал, что губернские лесоторговцы хотели ехать торговать Горячкинскую рощу, и он решил тотчас же ехать и покончить дело с помещиком. И потому, как только отошел праздник, он достал из сундука свои семьсот рублей, добавил к ним находящиеся у него церковных две тысячи триста, так чтобы составилось три тысячи рублей, и, старательно перечтя их и уложив их в бумажник, собрался ехать. Работник Никита, один в этот день не пьяный из работников Василия Андреича, побежал запрягать. Никита не был пьян в этот день потому, что он был пьяница, и теперь, с заговен, во время которых он пропил с себя поддевку и кожаные сапоги, он зарекся пить и не пил второй месяц; не пил и теперь, несмотря на соблазн везде распиваемого вина в первые два дня праздника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

– Так удивим Москву, что ахнут!.. Отец радуется зиме, посвистывает-поет: Пришла зима, трещат морозы, На солнце искрится снежок; Пошли с товарами обозы По Руси вдоль и поперек.   Реки стали, ровная везде дорога. Горкин загадку мне загаднул: «без гвоздика, без топорика, а мост строит»? Не могу я разгадать, а простым-просто: зима. Он тоже зиме рад. Когда-а еще говорил, — ранняя зима будет, — так по его и вышло: старинному человеку все известно. Отец побаивается, ну-ка возьмется оттепель. Горкин говорит — можно и горы накатывать, не сдаст. Да дело не в горах: а вот «ледяной дом» можно ли, ну-ка развалится? Про «ледяной дом» и в «Ведомостях» уж печатали, вот и насмешим публику. Про «ледяной дом» Горкин сказать ничего не может, дело незнамое, а оттепели не будет — это уж и теперь видать: лед на Москва-реке больше четверти, и дым все столбом стоит, и галки у труб жмутся, а вот-вот и Никольские морозы… — не сдаст нипочем зима. Я спрашиваю: – Это тебе Бог сказал? – Чего говоришь-то, глупый, Бог с людьми не говорит. – А в «Священной Истории»-то написано — «сказал Бог Аврааму-Исааку…»? – То — святые. Вороны мне сказали. Как так, не говорят?.. повадкой говорят. Коль ворон сила налетела еще до заговен, уж не сумлевайся, ворона больше нас с тобой знает-чует. – Ее Господь умудряет? – Господь всякую тварь умудряет. Василь-Василич в деревню ездил, тоже сказывает: ранняя ноне зима будет, ласточки тут же опосле Успенья отлетели, зимы боятся. И сорок, говорит, несметная сила навалилась, в закутки тискаются, в соломку… — лютая зима будет, такая уж верная примета. Погляди-ка, вороны на помойке с зари толкутся, сила ворон, николи столько не было. И верно: никогда столько не было. Даже на конуре Бушуя, корочку бы урвать какую. А вчера понес Трифоныч щец Бушую остаточки, дух-то как услыхали сытный, так все и заплясали на сараях. И хитрущие же какие! Бушуй к шайке близко не подпускает, так они что же делают!.. Станет он головой над шайкой, рычит на них, а они кругом уставятся и глядят, — никак к шайке не подскочить, жизни-то жалко. Вот одна изловчится, какая посмелей, заскочит сзаду — дерг Бушуя за хвост! Он на нее — гав-гав!.. — от шайки отвернется, а тут — цоп, из шайки, какая пошустрей, — и на сарай, расклевывать. Так и добывают на пропитание, Господь умудряет. Они мне нравятся, и Горкин их тоже любит, — важнецкие, говорит. В новые шубки к зиме оделись, в серенькие пуховые платочки, похаживают вразвалочку, как тетеньки какие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи. Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих. Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить. В ожидании Тебя не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные. Но, воистину, не спасет меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озерным питаться стану, не придешь Ты ко мне, если пост не войдет глубоко в душу мою. В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится. Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить ее для Тебя. И внес пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведенные из мечтаний этих. Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою. И внес пост я в сердце свое, чтобы умертвить в нем все страсти и пристрастия мирские. Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдет на него Дух Твой пламенный. И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему. И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их, словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой. И пост принес в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал, пока вооружен был всем оружием мира. Чем было бы упование мое без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло? Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадежность. Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идет за упованием истинным. Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Как правило, непонимание целей и задач поста, о которых было сказано выше, является основной причиной того, что пост «не работает». Во многих случаях люди ограничиваются лишь гастрономией поста, забывая о его не менее важной духовной составляющей. Человек двусоставен, душа и тело находятся в столь тесном соединении, что происходящее с одним имеет влияние на другое. Грех поражает и душу, и тело, также и добродетель преображает человека целиком. Во время поста через воздержание в пище особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей – блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Святитель Тихон Задонский пишет: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, – какая им от этого польза?» Итак, чтобы пост «заработал», необходимо перестать соблюдать «православную диету» и заняться изгнанием из сердца страстей и грехов. Весьма полезно вспомнить и то, что для древних христиан пост был еще и возможностью сэкономить на собственной пище, чтобы накормить нуждающихся. К сожалению, этот очень правильный и исконно христианский смысл постного воздержания сейчас незаслуженно забыт. Чтобы разнообразить вкус постных блюд, люди порой тратят на постную пищу больше денег, чем на скоромную. Этот явный перекос практически обесценивает сам пост, превращая его в обычную диету с элементами гортанобесия и чревоугодия, когда нельзя съесть кусок мяса, но можно отведать, например, лобстера, а в Лазареву субботу поесть не дешевой щучьей икры, а дорогой черной или красной. Столь дорогие продукты неслучайно приведены в пример, хотя далеко не все могут себе их позволить, но многие, внимательно рассмотрев свой постный рацион, найдут там своих «лобстеров» и «черную икру». А между тем святые отцы учат, что количество и качество пищи имеют влияние на душу и состояние ума. «Дорогие яства услаждают гортань, но питают и неусыпного червя похотливости» (преподобный Нил Синайский ). «От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его» (преподобный Ефрем Сирин ). Так отчего же в посту не подъять на себя действительно верное христианское делание – вкушать простую и недорогую пищу и, сэкономив, потратить деньги на дела милосердия? Можно бороться с гортанобесием и чревоугодием и исполнять заповедь Божию о любви к ближнему. Такой пост действительно «работает».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010