Ему предшествует диакон со свечей и кадит крест. В алтаре священник полагает честный крест на престол и кадит его крестообразно (Тип., послед. 21-го сент.). При этих священнодействиях певцы поют тропарь: «Спаси, Господи» и кондак (Тип., послед. 2-го августа), т. е. кондак кресту: «Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству» (См. в Тип., на 1-е августа; кондак кресту). С 1-го августа начинается Успенский пост. В 31-е июля бывает мясопуст (заговены), если 31 июля не будет в среду или пяток. Иначе заговены будут 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго Убруса, от Едеса в Константинополь град. Перенесение это было в 944 году. История происхождения этого образа такова: Авгарь, царь Едесский, в болезни послал Ананию к Господу Иисусу просить Его о своем исцелении. Анания, посланный к Господу, был живописец, и ему повелено было Авгарем изобразить лице Иисусово. Но он не мог уловить черты Богочеловека. Тогда Господь, видя его усилие, велел подать Ему умыться и, когда вытер полотенцем Свой лик, – на убрусе, или полотенце, изобразилось Его лице. Этот убрус послан был к Авгарю. Авгарь действием благодати Божией исцелен 821 . – Служба образу Нерукотворному совершается со службою попразднства праздника Успения Пресв. Богородицы. Где храмовой праздник или где хощет настоятель, там служба совершается со всенощным бдением, о чем указано наряду в Типиконе (Тип., послед. 16-го августа). В Часослове, изданном в Киеве в 1772 году, находится следующее величание на утрени: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого зрака Твоего написанное изображение». Или: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спас от работы вражия». 31-го августа – Положение пояса Пресвятой Богородицы. После преставления Божией Матери, пояс Ее переходил из рук в руки христиан. В V-м веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс перенесен был из Иерусалима в Царьград. В Х-м веке Греческая императрица Зоя, супруга Императора Льва Философа, долго страдавшая от болезни, увидела во сне, что она исцелится, если будет положен на нее пояс Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: « Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: « Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1–го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, — заговены бывают 30 июля. 16 августа — праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа. 31 августа — Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V beke при имп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В последующие седмицы поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие – воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе утверждаемый варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием» 39 . А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога» 40 . Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная соблюдается очень строго. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте восприять радость праздника Святой Пасхи. Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру. Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1/14 до 15/28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в мир иной, непрестанно молилась, а последние две недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством. Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14/27 ноября). Называется он также Рождественским, поскольку завершается праздником Рождества Христова (25 декабря/7 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Во вторник же, в среду и четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (Типикон. М., 1956.— Л. 413). В последующие седмицы Поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие — воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе учреждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием» ( Там же.— Л. 439). А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога» ( Там же.— Л. 441). Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная строго соблюдается. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте воспринять радость праздника Святой Пасхи. Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых Апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру. Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1/14 до 15/28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в иной мир, непрестанно молилась, а последние 2 недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством. Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14/27 ноября).

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

Паломники совершили экскурсию в город и посетили многие достопримечательные места. Владыка Сергий всюду давал свои объяснения: он показал патриарший некрополь, старинный храм Пресвятой Богородицы над чудотворным источником, из которого паломники набрали святой воды. Конечно, все были потрясены неописуемой красотой храма Премудрости Божией — святой Софии, построенного императором Юстинианом. Все поднимались на хоры, поражались искусством древней мозаики, дивились на одухотворенность изображений ангелов и святых. Владыка снова многое объяснял, старался, чтобы через иконы люди поняли мир Божественных идей, почувствовали православный дух, принятый нашими предками от Византийских святынь. Вечером на корабле паломников ждал богатый, сытый ужин. Всем объяснили, что это заговенье, так как со следующего дня начинался Успенский пост. В пост не венчают, поэтому три пары молодоженов пожелали соединиться таинством Брака, чтобы прибыть на Святую Землю уже в супружестве, благословленном Богом. Итак, брат Владыки — отец Николай Соколов — совершил (в присутствии многочисленных паломников) обряд венчания. Многие впервые видели это Таинство, впервые слышали святые молитвы, сопровождающие венчание. Среди множества молодежи были дети из Москвы, из приюта «Марфы и Марии», а также родные племянники Владыки Сергия — Дима, Оля, Лиза, Люба, Лена… Все они благоговели перед дорогим ласковым дядей, ловили со вниманием каждое его слово. Все паломничество записано на видеокассету. Вот с теплохода открывается вид на знаменитый своими древними монастырями благодатный Афонский полуостров. На него никогда не ступала женская нога, насельниками монастырей являются одни мужчины. Поэтому теплоход «Пальмира» останавливается от Афона на известном расстоянии. К нему отъезжает от Пантелеимонова монастыря лодка с монахами. Они привозят на русский теплоход ряд святынь, чтобы паломники имели возможность приобщиться к благодати с Афона. Зеленые купола над белыми монастырскими стенами, горы, неприступные скалы… Лодка пристает к теплоходу, монахов встречает духовенство. Епископ Сергий служит водосвятный молебен, окуная в воду чаши крест с частицей Животворящего древа. Все прикладываются к ковчегу с мощами святых, привезенному на теплоход для поклонения святыням.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

Он послал от себя начальников для управления Яссами и прочими городами. Они прибыли и начали мстить своим врагам грекам. Последние были в положении, достойном слез, потому что враги отняли у них все имущество и ежедневно подвергали их всякого рода унижениям, даже убивали их мечами на больших улицах, резали у них уши, стегали бичами. На них напал большой страх; многих из них спас от казни наш владыка патриарх. Мусульмане и евреи появлялись публично без всякого опасения, греки же не выходили из своих жилищ по причине сильной вражды между ними и молдаванами, ибо архонты (сановники) Василия греки, как мы сказали выше, сильно поработили молдаван и унижали их, так что нам приходилось видать самых знатных из них в дрянной одежде из фланели. День и ночь они принуждены были работать, чтобы платить грекам, подобно тому как мы по отношению к туркам. Но бедные купцы, в чем была их вина? Здешняя страна без купцов никак не может существовать, ибо все, что здесь есть, привозное, а из жителей никто не умеет торговать. Что касается аги казначейства, то и он очень боялся и послал в Стамбул известие о случившемся. Накануне праздника мар (св. Илии) ударяли в большой колокол. Мы были у обедни. Церковь украсили, как мы уже упоминали, цветами и пахучими травами и принесли блюда со свежими плодами: арбузами, огурцами, сливами, яблоками, грушами и вишнями, которые раздаются присутствующим в дни созревания плодов. Заговенье поста Владычицы (Успенского) пришлось в восьмое воскресенье по Пятидесятнице. После вечерней службы кандиловозжигатель ударял также в большой колокол к молебствию, которое совершали каждый вечер во весь пост. Глава XXII. Яссы. – Вторичное прибытие Тимофея с казаками в Молдавию Утром в понедельник Успенского поста казаки с Тимофеем, сыном Хмеля, перешли реку Нистрос (Днестр), которая составляет границу земель казацкой и молдавской, причем перебили большое число из войска венгров и молдаван, охранявшего границу. Затем они подошли к крепости Сучаве, чтобы подать ей помощь, и раскинули свой табор вокруг крепостной степы, отведя к себе протекающую там реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь, единственная в Православном мире дерзнувшая в полном объеме принять Григорианский календарь, порвавшая таким образом с Православной Пасхалией (см. прим.46). Самочинства там доходят до того, что к Св.Причастию там фактически допущены инославные, женщины в любом состоянии; фактически упразднена исповедь; в угоду лютеранам изменены богослужебные тексты, а венчаться разрешается в неположенные дни. Православные Церкви, перешедшие на Григорианский месяцеслов (тем самым разорвав богослужебное единство), но сохранившие Юлианскую Пасхалию, в недалеком будущем все-таки вынуждены будут принять какое-либо определенное решение: «По расчетам Д.П.Огицкого (Богословские труды, 1968. 4. С.110–111), это приведет к тому, что у новоюлианцев (новостильников – С.Ф.) уже в 2515 году первый день Святой Троицы придется на следующий день после праздника святых апостолов Петра и Павла. Далее – более: к 6771 году, если новоюлианцы по-прежнему будут «сидеть на двух стульях», праздник Святой Троицы придется на второй день Успенского поста, а к 20700 году Троицын день придется на день заговенья на Рождественский пост. То есть в отдаленном будущем в новоюлианском месяцеслове праздники, посты и будни смешаются, чинопоследование времен, лет и праздников будет постоянно нарушаться, в результате чего в богослужении воцарится полнейшая анархия» (Могилевцев Г. К «Заявлению» Святителя Тихона С.82). Как сказано в Писании об антихристе: «...И помыслит пременити времена и закон» ( Дан.7:25 ), то есть «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон». 109 Первая документально засвидетельствованная попытка введения Григорианского календаря в Русской Православной Церкви – Послание Патриарха Тихона Вселенскому Патриарху 21.1.1919, в котором он обращался «с запросом относительно календаря, выражая готовность перейти на новый стиль, если такова будет воля большинства поместных Православных Церквей. При этом он видел необходимость перехода на Григорианский календарь в тех странах, где православные являются меньшинством» (Поспеловский Д.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В больших городах на рынках каждое утро люди покупали хлеб, разрезали на куски и бросали толпе оборванных и босых нищих, которые таким образом выпрашивали себе дневное пропитание. Случалось, что эти самые нищие, напросивши кусков, засушивали их в печке и после продавали в качестве сухарей, а потом снова просили. Часто дворяне и дети боярские, пострадавшие от пожара или неприятельского нашествия, просили милостыни, стыдясь заняться какою-нибудь работой. Если такому попрошаю говорили, что он здоров и может работать, дворянин обыкновенно отвечал: «Я дворянин, работать не привык; пусть за меня другие работают! Ради Христа, Пресвятыя Девы и святаго Николая Чудотворца и всех святых подайте милостыню бедному дворянину!» Часто такие лица, наскуча просить милостыню, меняли нищенское ремесло на воровское и разбойничье. Вообще, прося милостыню, нищие возбуждали сострадание унизительными причетами, например: «Дайте мне и побейте меня. Дайте мне и убейте меня!» Другие читали нараспев духовные стихи жалобным голосом. Благочестивые люди приходили в умиление от такого рода песен. Между нищими вообще было множество злодеев, способных на всякие беззаконные дела. В XVII веке они крали детей, уродовали их, калечили руки и ноги, выкалывали глаза, и если жертвы умирали, то их хоронили в погребах, а если переживали муку, то возили по селениям, чтобы возбуждать видом их страданий участие. Соблюдение поста было для всех безусловной обязанностью. Начиная от царя и кончая последним бедняком, все строго держались правил употребления пищи по предписаниям Церкви в известные дни. Великий пост и Успенский, среды и пятницы соблюдались с большой строгостью, а прочие два: Петров и Рождественский (Филиппово заговенье) слабее; лицам, находящимся в супружеском союзе, не предписывается телесного воздержания в эти посты; многие благочестивые семейства в продолжение Четыредесятницы ели только в определенные недельные дни, а в другие совсем не вкушали пищи. Последние два дня перед Пасхой почти повсеместно проводились без пищи, по церковному уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Если ребенка периодически, 4 раза в год, подвергать строгой постной дисциплине, ничего, кроме раздражения и впоследствии отторжения от веры, не выйдет – сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения. Если же просто вегетарианствовать в дни постов, я имею в виду –не есть мясного и молочного, но питаться вкусно, сытно и разнообразно, позволять увеселения и развлечения, то это приведет к тому, что ребенок начнет относиться к вере формально. Впоследствии же, когда вырастет, он будет исполнять внешние предписания, а суть, дух веры для него будут закрыты. (Есть исключения в глубоко религиозных и традиционных семьях, но это именно исключения, о которых мы говорить не будем.) К дням поста, которые соблюдают в вашей семье дети, можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, какие-то дни и из других постов. Например, при желании родителей, какие-то минимальные ограничения можно предписать ребенку и в дни Рождественского, Петровского, Успенского постов, но это уже на усмотрение родителей и ваших духовных отцов. Мое мнение, что это не нужно. Но Великий пост, равно как и среды–пятницы в течение года, – это святое. Итак, ребенок вступает в пространство Великого поста. Этот вход в пост происходит не внезапно. Малыш вместе со взрослыми подготавливается к Великому посту особыми подготовительными неделями, одна масличная чего стоит… Блины, прогулки с родителями, посещение гостей… Но ребенок помнит, что «не все коту масленица, придет пост, прижмет котику хвост» и что вывески на блинных ларьках: «Масленица – круглый год» врут. Наконец, Прощеное воскресенье, последнее вечернее заговенье – и уже утром начинается новая жизнь. Время сознательного, добровольного и радостного, отметьте – радостного, во имя Бога, отказа от скоромного. От чего в дни Великого поста отказаться малышу? Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников. Исключение можно сделать для воскресных дней, но и тут важно иметь меру. Ребенок может отказаться в будние дни поста от сладостей: конфет, варенья, тортов… В субботу и воскресенье можно давать сладости, но немного. Или же сладости исключаются в среду и пятницу, а в будние дни допускаются сладости в виде сухофруктов (на рынках, да и в супермаркетах есть целые отделы с сухофруктами – изюм, инжир, сушеные ананасы, яблоки, бананы, чернослив и проч.).

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Остальные посты лучше опустить. Если ребёнка периодически, 4 раза в год, подвергать строгой постной дисциплине, ничего, кроме раздражения и впоследствии отторжения от веры, не выйдет – сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения. Если же просто вегетарианствовать в дни постов, я имею в виду – не есть мясного и молочного, но питаться вкусно, сытно и разнообразно, позволять себе увеселения и развлечения, то это приведет к тому, что ребёнок начнет относиться к вере формально. Впоследствии же, когда вырастет, он будет исполнять внешние предписания, а суть, дух веры для него будут закрыты. (Есть исключения в глубоко религиозных и традиционных семьях, но это именно исключения, о которых мы говорить не будем.) К дням поста, которые соблюдают в вашей семье дети, можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, какие-то дни из других постов. Например, при желании родителей какие-то минимальные ограничения можно предписать ребёнку и в дни Рождественского, Петровского, Успенского постов, но это уже на усмотрение родителей и вашего духовного отца. Мое мнение, что это не нужно. Но Великий пост, равно как и среды пятницы в течение года, – это святое. Итак, ребёнок вступает в пространство Великого поста. Этот вход в пост происходит не внезапно. Малыш вместе со взрослыми подготавливается к Великому посту особыми подготовительными неделями, одна Масленица чего стоит… Блины, гуляния с родителями, посещение гостей… Но ребёнок помнит, что «не все коту масленица, придет пост, прижмет котику хвост» и что вывески на блинных ларьках: «Масленица – круглый год» – врут. Наконец, Прощеное воскресенье, последнее вечернее заговенье – и уже утром начинается новая жизнь. Время сознательного, добровольного и радостного, отметьте – радостного, во имя Бога, отказа от скоромного. От чего отказаться ребёнку в дни Великого поста? Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников. Исключение можно сделать для воскресных дней, но и тут важно иметь меру.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010