An Introduction to East Roman Civilization/Ed. N.H. Baynes, H.S.L.B. Moss. Oxford, 1949. P. 268–307. 564 Значение этих военно-административных единиц меньшего ранга внутри старой фемной системы прекрасно отмечено в: Ферлуга J. Ниже Bojho-aдмuhucmpamubhe jeдuhuцe тематског 2 (1953). С. 61–94. 565 Пять последних фем еще отсутствуют в «Клиторологии» Филофея, но в качестве таковых фигурируют уже в «Тактнконе» Бенешевича и книге «О фемах» Константина Багрянородного (Леонтокомис отсутствует в последней определенно по недосмотру, так же, как без видимой причины отсутствуют там фемы Харсиан, Каппадокия и Далмация). Месопотамия уже ок. 908–910 гг. приводится в списке окладов фемных стратигов в «Книге церемоний» (De caerim. P. 697.3) в качестве фемы, в то время как четыре других округа фигурируют там в качестве клисур. О списке окладов и времени его возникновения см.: Ферлуга J. Прилог платног списка стратега из «De caerimoniis aulae byzantinae»//ЗРВИ 4 (1956). С. 63–70. 566 Упомянутая в книге «О фемах» Константина фема Кипр просуществовала недолгое время при Василии I, после чего вновь была захвачена арабами. 568 См.: главу «Источники» IV раздела. О «Клиторологии» Филофея см. теперь: Guilland R . Etudes sur l " histoire administrative de Byzance//REB 20 (1962). P. 156–170. 569 О титуле кесаря см. основательное изложение: Guilland R. Études sur l " histoire administrative de l " Empire byzantin: le césarat//OCP 13 (1947). P. 168–194. 570 См.: Vogt A . La patricienne à ceinture//EO 37 (1938). P. 352 sv. Ср.: Del Medico H.E. Byzance avant Byzancë la patricienne à ceinture//Actes du VI е Congrès International d " Études byzantines. Vol. I. Paris, 1950. P. 73–86. 571 См.: Guilland R. Les eunuques dans l " Empire byzantin//Études byzantines 1 (1943). P. 196–238; Idem . Fonctions et dignités des eunuques//Études byzantines 2 (1944). P. 185–225; 3 (1945). P. 179–214; Idem . Études de titulature byzantinë les titres auliques réservés aux eunuques//REB 13 (1955). P. 50–84; 14 (1956). P. 122–157; Idem . Études sur Phistoire administrative de l " Empire byzantin: les titres auliques des eunuques//Byz 25–27 (1955–1957). P. 649–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грчке српских владара. Београд, 1936; Мошин В. А., М. А. Хиландарски игумани века. 1940; Н. Српски државни сабори у веку. Београд, 1940; Р. Руска властелинства по Cpбuju у XIV. и XV. в.//ИЧ. 1954/1955. 5. С. 53-77; Улога старца Ucauje у светогорских mpaдuцuuja у моравску архитектонску школу//ЗРВИ. 1955. 3. C. 221-232; С. Уметнички споменици ман-ра Хиландара//Там же. С. 164-194; Иванов Й. Българското книжовно влияние в Русия при митр. Киприан (1375-1406)//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 25-29; Мошин В. А. К датировке рукописей из собрания А. Д. Гильфердинга ГПБ//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 409-417; Стихови о иноку Ucauju//ЛетМС. 1961. 387. Св. 4. С. 361-365; он же. Ucauja из XIV в. преписивач Служабника на пергаменту//Зб. Матице Српске за фuлoлorujy и лингвистику. Нови Сад, 1964. 7. С. 160; Дмитриев Л. А. Роль и значение митр. Киприана в истории древнерус. лит-ры//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 215-254; Острогорски Г. Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965. С. 423-631; он же. О серском митр. Jakoby//ЗбФФУ. 1968. 10. Св. 1. С. 219-226; он же. Св. Гора после Маричке битке//Там же. 1970. 11. Св. 1. С. 278-282; Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 148-161; он же. Проникване на старобълг. сочинения в старата рус. лит-ра//Старобългарска лит-ра. София, 1977. Кн. 2. С. 20-45; Жumuje св. патриарха Jeфpeмa од еп. Марка//Анали филолошког факултета. Београд, 1967. Св. 7. С. 67-74; он же. Запис инока Ucauje у испису грофа 1979. Бр. 1. С. 243-245; он же. Писац и преводилац инок Ucaja. Крушевац, 1980; он же. Естетичка расправа Nceyдo-Дuohucuja Ареопагита у преводу инока Ucaje//ЗЛУ. 1982. 18. С. 153-169; он же. Стара српска (Основе). Београд, 1995 2. (по указ.); Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 278-281, 283-285; Р. Kpaj Српског Царства. Београд, 1975; он же. Лазар Ucmopuja, култ, Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. 2. С. 76-77, 108-109; М. Jeлeha жена цара Душана. Диселдорф, 1975; Тахиаос А. Е. Исихазам у доба кн. Лазара//О кн. Лазару: Науч. скуп у Крушевцу, 1971.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Тем не менее история последнего столетия существования Византии представляет собой не что иное, как историю непрекращающегося упадка. 3. Османское завоевание Балканского полуострова. Византия как зависимое от турок государство Общая литература: Halecki . Un empereur; Dölger . Johannes VII; Κολας. νταρσαΙωννου Ζ; Charanis . Palaeologi and Ottoman Turks; Loenertz . M. Paléologue et D. Cydonès; Loenertz . Péloponèse; Loenertz . Lettres de D. Cydonès; Gay . Clément VI; Silberschmidt . Das orientalische Problem; Jorga N. Philippe de Mézières et la croisade au XIV е siècle. Paris, 1896; Ostrogorsky G . Byzance, État tributaire de l " Empire turc//ЗРВИ 5 (1958). С 49–58; Viller M . La question de l " Union des églises entre Grecs et Latins depuis le concile de Lyon jusqúà celui de Florence//Revue d " histoire ecclésiastique 17 (1921). P. 261–305, 515–532; 18 (1922). P. 20–60. – Касательно истории осман, южных славян, итальянских морских республик и франкской Греции см. библиографию к гл. 1–2 раздела VIII. 6 августа 1354 г. венецианский байло, посланник Венеции в Константинополе, донес дожу Андреа Дандоло, что византийцы, находящиеся под угрозой со стороны турок и генуэзцев, готовы подчиниться любой из держав: Венеции, правителю Сербии или даже королю Венгрии 1235 . А 4 апреля 1355 г. дож Марино Фальер просто посоветовал республике аннексировать Империю, поскольку в противном случае она, находясь в таком жалком положении, окажется добычей турок 1236 . Ни для кого не было секретом, что Византия стоит на пороге крушения, и оставался единственный вопрос, отойдут ли остатки Империи туркам или одной из христианских держав. Один из наиболее вероятных претендентов на византийское наследство между тем достаточно скоро исчез: 20 декабря 1355 г. Стефан Душан умер в расцвете сил, а с ним ушло в могилу и его великое дело. Молодой царь Стефан Урош V (1355–1371), не обладавший ни авторитетом, ни энергией своего отца, не смог удержать непрочно сбитые, неоднородные части царства. Держава, которую сильная рука Душана выковала со слишком большой поспешностью, распалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1129 См.: Dölger F . Zur Textgestaltung der Lavra-Urkunden und zu ihrer geschichtlichen Auswertung//BZ 39 (1939). S. 64–65; Zakythinos . Crise monetaire. P. 2. 1131 Pachymeres . II. Р. 493–494. Об этом: Zakythinos . Crise monetaire. P. 8 sv. (3акифинос верно истолковывает данные Пахимера, вскрывая ошибочность прежних интерпретаций). 1132 Pachymeres . II. Р. 494. Весьма впечатляющие сведения о нужде и голоде византийского населения содержат письма патриарха Афанасия Константинопольского; см. отрывки в: Guilland R . La correspondance inédite d " Athanase, Patriarche de Constantinople (1289–1293; 1304–1310)//Mélanges Ch. Diehl, I. Paris, 1930. P. 138–139. Кроме того: Bratianu . Études byzantines. P. 162 sv.; Zakythinos . Crise monétaire. P. 109–110. 1137 Штайн ( Stein . Untersuchungen. S. 10) воспринимает упомянутую у Никифора Григоры сумму в 1 000 000 иперпиров как общую сумму всех государственных доходов, что едва ли верно. Тем не менее его суждение о том, что государственные доходы к концу XIII в. (т.е. перед налоговой реформой Андроника II) «составляли самое большое одну восьмую того, что собирали императоры-иконоборцы», с учетом обесценивания иперпира не следует воспринимать как преувеличенное. 1141 Gelzer H . Ungedruckte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum//Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 21. Abh. 3 (1903). S. 595 ff. О Notitiae episcopatuum см. обобщающий обзор в: Beck . Kirche. S. 148 ff. 1142 См.: Bratianu G . Notes sur le projet de manage entre l " empereur Michel IX Paléologue et Catherine de Courtenay//RHSEE 1 (1924). P. 59–63. 1146 См.: Ласкарис . Виз. принцезе. С. 55 сл.; М. Однос Милутина и Драгутина//ЗРВИ 3 (1955). С. 57 сл. 1149 См. Острогорски Г. Душан и властела у борби за Buзahmujoм//Зборник у част шесте Законника цара Душана. Т. 1. 1951. С. 79–86. 1150 См.: Мошин В . Византиски ymuцaj у Cpбuju у XIV в.//Jyrocл. Историски Часопис 3 (1937). С. 147 сл. 1151 См.: Bratianu G.J. Recherehes sur le commerce génois dans la Мег Noire au XIII е siècle. Paris, 1929. P. 250 sv.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Розанов С. П. Житие сербского деспота Стефана Лазаревича и рус. Хронограф//ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 2. С. 62-97; П. Акростих у Константина Философа//NKJUФ. 1935. 15. 1/2. С. 41-44; он же. Четири pajcke реке: (Jeдho место из Константина Философа)//ГСКА. 1936. 171. С. 161-176; он же. Жumuje деспота Стефана Константина Философа//Српска у критици. Београд, 1965. 1. С. 449-459; Трифонов Ю. Живот и дейност на Константина Костенецки. София, 1943. (Списание БАН; Кн. 66. Ч. 5); Schultze H. Untersuchungen zum Aufbau des Skazanie o pismenech von Konstantin von Kostenec. Gött., 1964; Сване Г. Константин Костенечкий и его биография серб. деспота Стефана Лазаревича//Славянские культуры и Балканы. София, 1978. Т. 2. С. 321-339; он же. Русский «Хронограф» и «Биография Стефана Лазаревича»//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 109-132; Goldblatt H. On the Theory of Textual Restoration among the Balkan Slavs in the Late Middle Ages//Ricerche Slavistiche. 1980/1981. Vol. 27/28. P. 123-156; idem. The Church Slavonic Language Question in the XIVth and XVth Centuries: Constantin Kosteneki " s «Skazanie iz " jávljénno o písmeneh»//Aspects of the Slavic Language Question. New Haven, 1984. Vol. 1. P. 67-98; idem. Orthography and Orthodoxy: Costantin Kosteneki " s Treatise on the Letters «Skazanje iz " avljenno o pismeneh»//Firenze, 1987. (Studia Historica et Philologica; Vol. 16); Харалампиев И. Константин Костенечки и Григорий Цамблак за делото на Кирил Философ//Константин-Кирил Философ: Сб. ст. София, 1981. С. 172-181; Rado š ev i N. Laudes Serbiae: The Life of Despot Stephan Lazarevi by Constantine the Philosopher//ЗРВИ. 1986. 24/25. С. 445-451; Петков Г. Константин Костенечки//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 423-426 [Библиогр.: С. 425-426]; Турилов А. А. Этническое и культурное самосознание сербов в кон. XIV-XV вв.//Этническое самосознание славян в XV в. М., 1995. С. 157-176; он же. Кем и с какой целью был изготовлен карловацкий список грамматического трактата Константина Костенечского?//Словенско средневек.

http://pravenc.ru/text/2057086.html

823 Заслугой Шаландона ( Chalandon . Alexis I) является демонстрация того, что, вопреки прежним взглядам, византийский император никогда не призывал Запад к крестовому походу и что крестовый поход был для него не только неожиданным, но и случился совершенно некстати. Это мнение было впоследствии принято большинством исследователей. Его разделяет также и большинство современных историков крестовых походов: Runciman . Crusades. Vol. I. P. 116 ff. Напротив, П. Харанис ( Charanis P. Byzantium, the West, and the Origin of the First Crusade//Byz " 19 (1949). P. 17–36 и Aims of the Medieval Crusades and how they were viewed by Byzantium//Church History 21.2 (1952). P. 123–134) ссылается на сообщение «Синопсиса Сафы» (Феодор Скутариот), который, кажется, показывает, что византийский император способствовал началу крестового похода своим воззванием к папе Урбану II. Однако в этом случае речь идет о значительно более позднем и дружественном по отношению к латинянам источнике. Ср., однако, замечание: Munro D.C. Did the Emperor Alexius I ask for Aid at the Council of Piacenza, 1095?//American Historical Review 27 (1922). P. 731–733. См. тж. критические замечания П. Лемерля к тезису Хараниса: Lemerle P. Byzance et la Croisade//Relazioni di X Congresso Intern, di Scienze Storiche. Roma, 1955. Vol. III. P. 600, n. 3. Суть Проблемы, однако, заключается не в том, направлял ли Алексей I на Запад призывы о помощи, ибо то, что он это неоднократно делал, не подлежит сомнению. Скорее, проблема сводится к вопросу, какую цель преследовали эти призывы: вербовал ли он вспомогательные войска для своей Империи или желал инициировать на Западе крестовый поход? Приписывать византийскому императору этот последний план значило бы подозревать за ним намерения, которых у него вовсе не было, и кроме того, пренебрегать тем фактом, что крестоносное движение было плодом внутризападных отношений и проистекало из западных настроений. 824 Dölger . Reg. 1196, 1200,1202,1203. О чисто западном характере ленных отношений, в которые крестоносные рыцари вступили с Алексеем I, см.: Ferluga J . La ligesse dans l " Empire byzantin//ЗРВИ 7 (1961). С 97–123

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Fasc. 1. P. 285-291; Пузына И. Флорентийский Вселенский Собор и участие на нем Исидора, митр. Московского//Рус. католический вестник. Лувен, 1952. 2. C. 11-14; Hofmann G. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch//OCP. 1952. Vol. 18. S. 143-157; idem. Untersuchung über die Konzilsrede Isidors von Kiev am 14. Nov. 1438//SBN. 1957. Vol. 9. P. 227-232; Ζακνθηνς Δ. Α. Μανουλ Β Παλαιολγος κα καρδινλιος Ισωρος ν Πελοπποννσω//Mélanges offerts à Octave et Melpo Merlier. Athens, 1957. Т. 3. P. 45-69; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; idem. Isidore " s Encyclical Letter from Buda//Miscellanea in honorem Cardinalis Isidori: (1463-1963). Romae, 1963. P. 1-8. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. Vol. 4); idem. Personalities of the Council of Florence And Other Essays. Oxf., 1964. P. 65-78; Laurent V. Isidore de Kiev et la Métropole de Monembasie//REB. 1959. Vol. 17. N 1. P. 150-157; Μανοσακας Ι. Μ. Η πρτη δεια (1456) τς βενετικς Γερουσας γι τν Ελλνων τς Βενετας κα καρδινλιος Ισδωρος//θησαυρσματα. 1962. Τ. 1. Σ. 109-118; Duj ev I. Un fragment des «Notitiae episcopatuum Russiae» copié par Isidore Ruthenus//ЗРВИ. 1968. T. 11. С. 235-241; Halecki O. From Florence to Brest (1439-1596). Hamden, 19682. P. 44-69; Krajcar J. Metropolitan Isidore " s Journey to the Council of Florence//OCP. 1972. Vol. 38. P. 367-387; Morrissey Th. E. Isidore of Kiev: A Fragment of a Letter from the State Library in Munich//Analecta OSBM. 1973. Vol. 8. Fasc. 1-4. P. 63-66; Фонкич Б. Л. Московский автограф митр. Исидора//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 14-15; он же. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977. С. 10-23; он же [Fonkic B. L.]. Ein unbekanntes Autograph des Metropoliten Isidoros von Kiev//BZ. 1989. Bd. 82. S. 96-101; Kresten O. Eine Sammlung von Konzilsakten aus dem Besitze des Kardinals Isidor von Kiev. W., 1976; R ö ll W. Ein zweiter Brief Isidors von Kiew über die Eroberung Konstantinopels//BZ. 1976. Bd. 69. N 1. S. 13-16; Š ev enko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence// Idem.

http://pravenc.ru/text/674888.html

В 534 г. И. пришел запрос св. Кесария , еп. Арелатского, о судьбе Контумелиоза, еп. г. Рейи (Регий, ныне Рьез, Франция), которого обвиняли в различных канонических преступлениях. На Соборе в Массилии (ныне Марсель) (533) Контумелиоз покаялся и обещал вернуть Церкви растраченные средства, однако некоторые епископы выступили за его смещение с кафедры. Сохранились 3 папских послания по этому вопросу, включенные в т. н. Арелатское собрание посланий Римских пап (Epistolae Arelatenses. 32-35//MGH. Epp. T. 3. P. 45-54). В послании галльским епископам от 7 апр. 534 г. папа рекомендовал лишить Контумелиоза кафедры без права совершать таинства и отправить его на покаяние в мон-рь. Управление Рейской кафедрой следовало временно поручить епископу-визитатору без права рукоположения клириков. 13 апр. И. отправил послание клиру г. Рейи с подтверждением низложения Контумелиоза. Папа извещал о назначении визитатором Кесария Арелатского, к-рый должен был совершать таинства, однако не имел адм. прав и не мог распоряжаться церковным имуществом. Третье послание И. св. Кесарию не датировано, к нему приложены каноны о преступлениях епископов и клириков, заимствованные из более ранних папских декреталий. В Liber Pontificalis о деятельности И. в Риме сообщается лишь то, что папа получал дары от имп. Юстиниана I на украшение римских церквей. Кончина И. ошибочно указана в Liber Pontificalis под 27 мая. Погребен в атриуме базилики св. Петра ( Picard J.-Ch. Étude sur l " emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle//Mélanges d " archéologie et d " histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 760). Ист.: PL. 66. Col. 1-32; LP. Vol. 1. P. 108, 285-286; Mansi. T. 8. Col. 795-806; Epistolae Arelatenses genuinae//MGH. Epp. T. 3. P. 45-48; ACO. T. 4. Pars 2. P. XXVIII-XXXII, 206-208; Jaffé. RPR, N 571-575; CPL, N 1692. Лит.: Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R.; Grottaferrata, 19142; Duchesne L. L " église au VIe siècle. P., 1925. P. 87-89, 146; Batiffol P. L " empereur Justinien et le siège apostolique//RechSR. 1926. Vol. 16. P. 211-212; Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longohardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 260-262; Seppelt. Geschichte. 1954. Bd. 1. S. 263-265; Rubin B. Das Zeitalter Justinians. B., 1960. Bd. 1; Anastos M. V. Justinian " s Despotic Control over the Church as Illustrated by His Edicts on the Theopaschite Formula and His Letter to Pope John II in 533//ЗРВИ. 1964. 8/2. С. 1-11; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 109-118; Meo S. M. La dottrina mariana e le rispettive formule sintetiche dei papi Ormisda e Giovanni II//De cultu mariano saeculis VI-IX. R., 1972. T. 3. P. 17-32; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 83-85; Κουρεμπελς Γ. Ο Νεοχαλκηδονισμς; Δογματικ σημεο διαρεσης. Θεσσαλονκη, 2003.

http://pravenc.ru/text/469672.html

e app. P. Pietrosanti. Bari, 1999; Paraskevopoulou I. An Unpublished Discourse of Nikephoros Gregoras on Saints Demetrios, George and Theodore (BHG, N 2427): A crit. ed.//Parekbolai: An Electronic J. for Byzantine Literature. Thessal., 2012. Vol. 2. P. 49-76 [электр. ресурс: Никифор Григора. История ромеев/Пер.: Р. В. Яшунский. СПб., 2013-2016. 3 т. Лит.: PLP, N 4443; ИАБ, N 6. 819-896; Guilland R. Essai sur Nicéphore Gregoras: L " homme et l " oeuvre. P., 1926; Laurent V. Nicéphore Grégoras//DTC. 1931. T. 11. Pt. 1. Col. 455-467; Hart T. Nicephorus Gregoras, Historian of the Hesychast Controversy//JEcclH. 1951. Vol. 2. N 2. P. 169-179; Š ev enko I. Some Autographs of Nicephorus Gregoras//ЗРВИ. 1964. 8. Бр. 2. С. 435-450; Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten//JÖB. 1971. Bd. 20. S. 171-188; idem. Ideengeschichtliche Vorbemerkungen zum Inhalt des ersten «Antirrhetika» des Gregoras// Nikephoros Gregoras. Antirrhetika I. W., 1976. S. 17-116; idem. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras//JÖB. 1978. Bd. 27. S. 127-155; Moutsopoulos E. La notion de «kairicité» historique chez Nicéphore Grégoras//Βυζαντιν. 1972. Τ. 4. Σ. 205-213; Paparozzi M. Appunti per lo studio degli inediti «Antirrhetici posteriores» di Niceforo Gregoras//RRAL. Ser. 8. 1973. Vol. 28. P. 921-952; Fatouros G. Ein Testimonienapparat zu Nikephoros Gregoras " «Byzantina Historia»//BSEtB. 1974. Vol. 1. P. 107-146; Dieten J.-L., van. Entstehung und Überlieferung der «Historia Rhomaike» des Nikephoros Gregoras, insbesondere des ersten Teiles: Buch I-XI: Diss. Köln, 1975; Leone P. L. M. Per l " edizione critica dell " epistolario di Niceforo Gregora//Byz. 1976. T. 46. P. 13-47; 3акржевская О. Г. Концепция патриотизма Никифора Григоры: (К вопросу о «греческом патриотизме» XIV в.)//АДСВ. 1977. Вып. 14. С. 85-95; Сметанин Г. В. Энкомий Никифора Григоры королю Кипра Гуго IV Лузиньяну: (Из истории кипрско-визант. идеологических связей сер.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

Эволюция византийского обряда коронования//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. в честь В.Н. Лазарева. М.: Наука, 1973. С. 33–42. Drei Praktika weltlicher Grundbesitzer aus der ersten Hälfte des 14. Jahrhunderts//ЗРВИ 14–15 (1973). S. 81–101. Zur byzantinischen Geschichtë Ausgewählte kleine Schriften. Darmstadt, 1973. Byzanz und die Kiewer Fürstin Olga//Idem. Byzanz und die Welt der Slawen: Beiträge zur Geschichte der byzantinisch-slawischen Beziehungen. Darmstadt, 1974. S. 35–52. Byzanz und die Welt der Slawen: Beiträge zur Geschichte der byz-antinischslawischen Beziehungen. Darmstadt, 1974. Cpбuja и buзahmujcka xujepapxuja држава//О кнезу Лазару (Acmes du Symposium, 1971). Београд, 1975. С. 125–137. Bizans Devleti Tarihi. Ankara, 1981. И στορα του Βυζαντινο Κρτους/ Μεταφραστς: I. Παναγπουλος, επιμελητς: Ευ. Χρυσς. A θνα: В ασιλπουλος, 1997. 3 τμοι (Переиздания: 2000, 2008). A bizánci állam története. Budapest: Osiris, 2001. История з А. Онишко. Львив: Литопис, 2002. Предисловие В. Otto ко второму изданию Приблизительно полстолетия назад, в 1891 г., в рамках тогдашнего «Справочника по науке о классической древности» (Das Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft), издававшегося Иваном фон Мюллером, вышла «История византийской литературы от Юстиниана до конца Восточной Римской Империи (527–1453 по Р.Х.)» Карла Крумбахера. Эта книга, в сущности, переступила ограду «классического палисадника», созданного трудом фон Мюллера. В свое время Крумбахер обосновал включение ее в «Справочник» тем, что исторический континуитет должен быть раскрыт в широком объеме и описан применительно к греческой филологии так же, как это принято во всех остальных областях знания. При этом позднее, в качестве своего рода параллели, в старый «Справочник» была включена и история латинской средневековой литературы. В предисловии к первому изданию Крумбахер сетовал, что у него нет возможности разъяснить литературные факты посредством очерка исторических и культурных оснований византийской культуры. С его подачи ко второму изданию (1897) был приложен очерк истории Византии, написанный Генрихом Гельцером, а также обработанный Альбертом Эрхардом раздел о богословии. Тем самым был сделан первый подготовительный шаг к тому труду, который выходит ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010