142 Книга нарицаемыя Кааф сиречь съборник понеже суть мнози толкове събрани в ня от святых книг, первое начало положено от Толковые Палее II Известия ОРЯС. Т. И. Кн. 4. 1897. С. 905. 143 См.: Бычков В. В. Проблемы искусства в ранневизантийской эстетике//Античность в культуре и искусстве последующих веков. Материалы научной конференции. М., 1984. С. 42–54; Бичков В. Византийски страници от историята на изкуствознание то//Изкуство. София, 1986. 10. С. 40–50. 145 Сказание о св. Софии Цареградской. Памятник древней русской письменности исх. XII века. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1889. С. 24–25. 146 Для большей понятности современному читателю в данном случае имеет смысл привести их в русском переводе. 147 Здесь использован «объяснительный перевод» Н. И. Прокофьева по изд.: Древняя русская литература: Хрестоматия/Сост. проф. Н. И. Прокофьев. М., 1988. С. 89 – 91; издание текста: Изборник Святослава 1073 г. Кн. 1. М., 1983. 148 См., в частности: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. 149 Русский фольклор: Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. М., 1985. С. 34–35. 150 Подробнее о художественных оппозициях как носителе эстетического в искусстве см.: Бычков В. В. К диалектике художественного мышления II Эстетика и жизнь. Вып. 7. М., 1982. С. 22–44. 151 Специально о жанре видений в Древней Руси см.: Прокофьев И. И. Видение как жанр в древнерусской литературе//Вопросы стиля художественной литературы. Ученые записки МГПИ им. Ленина 231. М, 1964. С. 35–56. 152 О ее становлении в Византии см.: Бычков В. В. Важный аспект ранневизантийской эстетики//ЗРВИ. Кн. XXIII. 1984. С. 31–47; Культура Византии. IV-nepb. пол. VII в. С. 530–532; Культура Византии. Втор. пол. VIIXII вв. С. 450–455. 155 См.: Книга хожений: Записки русских путешественников XIXV вв. М., 1984. Далее ссылки на это издание делаются в скобках в тексте (КХ) с указанием страницы. 156 Термин «чюдеса» для искусства автор употребляет и в другом месте: «То было игрище многыми чюдесы украшено» (КХ 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

1998. 4. С. 3-26; он же. «Хвалиа пяения Константинова»: (Богоявленски предпразнични стихири на Константин Преславски в руския Миней от XII-XIII в.)//Старобългарска лит-ра. София, 1999. 31. С. 3-23; T. Служба св. кн. Стефану 1984/1985. 6/7. С. 193-232; он же. дело nampjapxa Najceja. Београд, 2001. С. 95, 97-98, 100-103, 207-230, 251-278; Пенкова П. Новооткрит акростих в погребалния чин на Зайковския Требник, XIV в.//Език и лит-ра. 1986. 3. С. 35-43; Penkova P. Der Beitrag Methods zu den slavischen Totenoffizia//Symposium Methodianum: Beitr. d. intern. Tagung in Regensburg z. Gedenken an den 1100. Todestag d. hl. Method. Neuried, 1988. S. 217-228; Београд, 1986; T. , Шnaдujep И. Зajeдuhuчka служба св. апостолима Петру и Павлу и св. Петру Коришком//АрхПр. 1987. 9. С. 157-181; T. Култ св. Axuлuja Лариског//ЗРВИ. 1987. 26. С. 22-33; она же. Нова служба св. Axuлujy Лариском//Там же. 1989. 27/28. С. 149-175; она же. Две службе св. Joakuмy Осоговском//АрхПр. 1992. 14. С. 105-134; она же. Фрагменти службе св. Борису и Глебу у рукопису бр. 32 збирке манастира Дечана//Jyжhocлobehcku филолог. 1992. Т. 48. S. 123-134; она же. Смедеревска служба преносу мoшmujy св. ап. Луке//Српска у доба Деспотовине. Деспотовац, 1998. С. 133-157; она же. Празник преноса мoшmujю св. Николе у српском рукописном Она же. Српско рукописно од 1557 г. до средине XVII в. Београд, 1999. Додатак 2. С. 233-252; Иванова К. И. Сръбска редакция на службата за имп. Феофана//АрхПр. 1988/1989. 10/11. С. 83-106; она же. «Възпявам те, отче Ахилие, на архиереите украса»: (Изд. на текста на сръбската служба за св. Ахил)//Там же. 2002. 24. С. 143-176; она же. «Боже мой, Троице милостива, помогни ми»: Фразов акростих от края на IX-X вв.//Palaeobulgarica. 2003. Год 27. 3. С. 3-17; Ранняя рус. лирика: Репертуарный справ. муз.-поэтич. текстов XV-XVII вв./Сост.: Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л., 1988; Станчев К. , Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 112-219; Кантакузин Д. Собр. соч./Коммент.: Б.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Лит.: Bodogae Th. Ajutoarele româneti la mnstirile din Sfântul Munte Athos. Sibiu, 1940; Binon S. Les origines légendaires et l " histoire de Xéropotamou et de Saint-Paul de l " Athos: Étude diplomatique et critique. Louvain, 1942; Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 340-351, 473-487. Πιν. 404-498; Documenta Romaniae Historica. Ser. B: ara Româneasc. Bucur., 1975. T. 3; В. Света Гора и Хиландар до 16 в. Београд, 1985; Nsturel P. . Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle а 1654. R., 1986; Δωρθεος, μον. Τ Αγιο Ορος: Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1986. Τ. 1. Σ. 329-337; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Καρυς, 19882. Σ. 542-554; Γουναρδης Π. Ο Αγιος Παλος κα Μον Ξηροποτμου//Βυζαντιν Σμμεικτα. Αθνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142; idem. Αρχεο τς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1993. (Αθωνικ Σμμεικτα; 3); T[albot] A. M., C[utler] A. Xeropotamou Monastery//ODB. 1991. Vol. 3. P. 2209-2210; Д. Света Гора под српском (1345-1371)//ЗРВИ. 1992. 31. С. 1-179; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhib. Thessal., 1997. Cat. 2.78, 2.103, 2.122, 2.124, 2.135, 6.8, 7.3, 9.5, 9.53-54, 11.30, 21.13-14, 16.10; Μαρινσκου Θ. Ρουμανικ γγραφα του Αγου Ορους: Αρχεο Ιερς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1997. Τ. 1; Καδς Σ. Τ Αγιον Ορος: Τ μοναστρια κα ο θησαυρο τους. Αθνα, 1998. Σ. 78-83; Πολυβου Μ. Καθολικ της Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1999; Милонас П. Атлас Афона. Tüb., 2000. Т. 1. Ч. 1. Вып. 1. С. 131-134; Вып. 2. С. 166-181; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII вв. Београд, 2000; Moldoveanu I . Mnstirea Xiropotamu de la Muntele Athos i rile Române (1650-1863)//Studii Teologice. Ser. A II-A. Bucur., 2000. An. 52. N 1/2. P. 84-100; idem. Contribuii la istoria relaiilor rilor Române cu Muntele Athos (1650-1863). Bucur., 2002; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ Αγιον Ορος π τν Ι ς τν ΙΖ ανα. Θεσσαλονκη, 2002; Πεντζκης Ν. Γ. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 60-67; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. М., 2004. С. 201, 212-213, 225-227, 230, 248. Табл. 30; Χαρκιολκης Ν. Η νοτιανατολικ πτρυγα (κρδα) της Μονς Ξηροποτμου Αγου Ορους πριν και μετ την πυρκαι του 1973//24ο Συμπσιο βυζαντινς και μεταβυζαντινς αρχαιολογας και τχνης. Αθνα, 2004. Σ. 100-101; Μαρινσκου Θ. Ρουμανικ γγραφα του Αγου Ορους: Αρχεο Ιερς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 2007. 2 τ.; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 333-334; Буланин Д. М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерус. письменности до кон. XVI в.//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. Прил. С. 427-763.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

223 Cp.: Молдован А.Μ. (прим. 55). С.78–100; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 107–140 (40.28–51). 224 Изборник 1076 года (прим. 222). С.241–244, 263, 296, 335, 514, 670, 675 (ср. греч. текст: там же. С. 715, 741, 766:815); Калайдович К. (прим. 218). С. 163. См. об этом: Литаврин Г.Г. Идея верховной государственной власти в Византии и Древней Руси домонгольского периода//Les cultures slaves et les Balkans. 1978. T. 1. P.50–56; об особых исключениях см.: Poppe А. (прим. 184). Р. 110. Not.38; см. также: Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siècle et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RESl. 1983. T.55. P. 139–150 [о титуле “каган” применительно к русским князьям см.: Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя//ИСССР. 1982. С. 150–159 (ср., однако, критич. отзывы: Grala Н., Vodoff W.//RM. 1990. T.VI/2. Р. 230). – Прим. изд. (А.Н.)] [к хазарскому происхождению этого титула см. также: Stang Н. Russians and Norwegians (прим. 48). Р. 68; Arrignon J.-P. Remarques sur le titre de Kagan attribué aux princes russes d’après les sources occidentales et russes des IXe–XIe siècles//ЗРВИ. 1984. 23. P.63–71. – Прим. изд. (К.А.)]. 225 См., например: Ioannis Scylitzae synopsis (прим. 88). Р.354.92, 336.89 f., 367.71 f; см. об этом: Dölger F. (прим. 221). S.34–69, 159–196; Ostrogorsky G. Die byzantinische Staatenhierarchie//SK. 1936. T.8. S. 41–61; Podskalsky G. Das Verhältnis von Griechen und Bulgaren//ByzSlav. 1978. T.39. S. 34–37; см. также прим. 101 [ср. аналогичную западную практику: Angenendt А. Kaiserherrschäfm und Königstaufe: Kaiser, Könige und Päpste als geistliche Patrone in der abendländischen Missionsgeschichte. (Arbeiten zur Frühmittelalterforschung: Schriftenreihe des Instituts für Frühmittelalterforschung der Univ. Münster. Bd.15). Berlin, New York, 1984. – Прим. изд. (А.Η.)]. 226 Goetz L.K. Der Titel “Großfürst” in den ältesten russischen Chroniken//ZOG. 1910. Bd.l. S.23–66, 177–213; Soloviev A.V. ’ρχων " Ρωσας//Byz. 1961. T.31. P. 237–244; idem. “Reges” et “Regnum Russiae” au Moyen-Âge//Byz. 1966. T.36. P. 147–149 (Перепеч.: Soloviev A.V. Byzance et la formation de I’Etat russe. London, 1979 (II, VIII).); Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme “tsar” appliqué aux princes russes avant de milieu du XVe siècle//OSIP. NS. 1978. Vol. 11. P. 1–41; idem. La titulature princière en Russie du Xie au début du XVIe siècle//JbbGO. 1987. Bd.35. S.l–35 [см. также: Poppe A. О tytule wielkoksiq§cym na Rusi//PrzHist. 1984. T.75/3. S.423–439 (Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siede et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RES1. 1983. T.55/1. P. 139–150; Poppe A. Words that Serve the Authority: On the Title of “Grand Prince” in Kieven Rus’//APH. 1989. Vol. 60. P. 159–184.). – Прим, изд. (A.Η.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но поскольку разгневанная толпа требовала казни, М. К. и его дядя были вытащены из храма, и на месте, называемом Сигма, им вырвали глаза. По рассказу Пселла, М. К. вел себя во время казни недостойно: вырывался из рук палача и просил пощады. Также Пселл утверждает, что решение ослепить М. К. было принято Феодорой, к-рая опасалась, что в случае разногласий между сестрами Зоя может вернуть его на трон ( Mich. Psell. Chron. V. 46). После ослепления М. К. был сослан в мон-рь Элегмон, а затем на о-в Хиос ( Scyl. Hist. P. 421-423), дата его смерти неизвестна. По словам Скилицы, общее число жертв столкновений во время восстания составило 3 тыс. чел. (ibid. P. 419). Падение М. К. оставило глубокий отпечаток в памяти византийцев: Кекавмен приводил жизнь М. К. как иллюстрацию непредсказуемости человеческой судьбы («…я видел экс-василевса Михаила… поутру, на восходе солнца,- державным василевсом, а в третьем часу дня - жалким и сирым слепцом» - Кекавмен. 2003. C. 304-306), а поэт Христофор Митилинский составил гекзаметрическую поэму об ослеплении М. К. Ист.: Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 534-540; Vita S. Lazari auctore Gregorio monacho ActaSS. Nov. 1910. T. 3. Col. 508-588; Die Gedichte des Christophoros Mitylenaios/Hrsg. E. Kurtz. Lpz., 1903. S. 31-32; Scyl. Hist. P. 416-423; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 142, 159, 166; 1977. Bd. 2. S. 143-146; Mich. Attal. Hist. P. 9-14; Mich. Psell. Chron. IV 19-30; V; VI 78-79; idem. Orationes panegyricae/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. P. 33-35; Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение визант. полководца XI в./Подгот. текста, введ., пер. с греч. и коммент.: Г. Г. Литаврин. СПб., 20032. Лит.: RegImp, N 847-850b; Schlumberger G. Une revolution de Palais en l " an 1042 a Byzance//Revue des deux mondes. 5e periode. P., 1904. T. 23. P. 417-445; Vryonis S. Byzantine Δημοκρατα and the Guilds of the 11th Cent.//DOP. 1963. Vol. 17. P. 287-314; Литаврин Г. Г. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г.//ВВ. 1972. Т. 33. С. 33-46; ODB. Vol. 2. Col. 1366; Λουγγς Τ. Κ. Χρονικν περ της αναιρσεως του αποβασιλως κρου Μιχαλ του Καλαφτου, του γεγοντος κασαρος, και των κατ αυτν συμβντων//Βυζαντιακ. Θεσ., 1998. Τ. 18. Σ. 73-104; Emperor Michael V Kalaphates//Prosopography of the Byzantine World [Электр. ресурс]; Vratimos A. Michael V Kalaphates - Romanos IV Diogenes: Textual Parallels in the «Chronographia» of Michael Psellos//ЗРВИ. 2011. Т. 48. С. 51-60. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563708.html

Лит.: М. М. Архиеп. Данило II - монах и уметник//NKJUФ. 1926. 6. Св. 2. С. 231-264; Н. О архиеп. Данилу и Београд, 1935; М. Ка xpohoлoruju живота архиеп. Данила II//ГлСПЦ. 1952. Год. 33. Бр. 10. С. 237-238; Radoj i S. Archbishop Danilo II and the Serbian Architecture Dating from the Early 14th Cent.//Serbian Orthodox Church: Its Past and Present. Belgrade, 1966. Vol. 2. P. 11-19; Стара српска црквена noeзuja//О Cmyдuje. Београд, 1970. С. 11, 22, 25, 27, 29-30, 35-36, 49-51, 65; он же. Белешке о делима у же. С. 292-296; он же. Проза архиеп. Данила II. Београд, 1976; он же. Стара српска Основе. Београд, 19952; Д. Живот кральа Милутина од архиеп. Данила II//Зб. филозофског факултета у Приштине. Приштина, 1972. 9. С. 469-489; Д. Архиеп. Данило и Н. с. Београд, 1972. Бр. 16(31). С. 1-28; Н. Животописачки рад архиеп. Данила II//Стара Београд, 1975. С. 383-401; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 210-233; Мошин В. Жumuje Милутина према архиеп. Данилу II и Muлymuhoboj ucmopuje Београд, 1976. 10. С. 109-136; Hafner S. Danilo II. und sein Schüler: Die Königsbiographien. Graz, 1976; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 175-179, 181; М. Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; MkДahujeл Г. Л. Данилов зборник као Данилов «Festschrift»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. 14/1. С. 177-182; С. Свети срби. Kparyjebaц, 1989. С. 94-99; Архиеп. Данило II и доба: науч. скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Београд, 1991; Thomson F. J. Archbishop Daniel of Serbia: Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the «Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae» and the Cults of Medieval Serbian Saints//AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-104; В. Исихазам у делу Данила Печког//Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. Vol. 17/18. P. 183-190; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000; Panteli B. The Architecture of Deani and the Role of Archbishop Danilo II. Wiesbaden, 2002; М. и и српска државност. Београд, 2004.

http://pravenc.ru/text/171272.html

Лит.: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Х., 1893. Ч. 1: Введение в правосл. церк. право. С. 589-592; Павлов А. С. Кому принадлежат канонические ответы, автором которых считался Иоанн, еп. Китрский?//ВВ. 1894. Т. 1. С. 493-502; Дринов М. С. О трудах Димитрия Хоматиана//Там же. 1894. Т. 1. С. 319-340; 1895. Т. 2. С. 1-23; Krumbacher. Geschichte. S. 134, 607-611; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 19952. Т. 1. С. 100-141, 207-210, 253-261; он же. Неколко думи за Хоматиановия сб., издаден от Питра//ГСУ, БФ. 1926/1927. Т. 4. С. 173-183; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 708-710; Stiernon L. Démétrius Chomatianos//DHGE. 1960. T. 14. P. 199-205; Μτσης Ν. Π. Νομικ ζητματα κ τν ρϒων το ημητρου Χωματιανο. Αθναι, 1961; Darrouzès J. Les réponses canoniques de Jean de Kitros//REB. 1973. Vol. 31. P. 319-334; Prinzing G. Chomatenos Demetrios//LexMA. Bd. 2. S. 1874-1875; idem. Die «Antigrafe» des Patriarchen Germanos II. an Erzbischof Demetrios Chomatenos von Ohrid und die Korrespondenz zum nikäischepirotischen Konflikt 1212-1233//RSBS. 1983. Vol. 3. P. 21-64; idem. A Quasi Patriarch in the State of Epiros: The Autocephalous Archbishop of Bulgaria (Ohrid) Demetrios Chomatenos//ЗРВИ. 2004. Т. 41. С. 165-182; Милев А. Димитър Хоматиан//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 584-585; Simon D. Byzantinische Provinzialjustiz//BZ. 1986. Bd. 79. S. 310-343; idem. Die Bussbescheide des Erzbischofs Chomatian von Ochrid//JÖB. 1987. Bd. 37. S. 235-276; Macrides R. J. Killing, Asylum and the Law in Byzantium//Speculum. 1988. Vol. 63. N 3. P. 509-538; Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматиана (XIII в.)//Право в средневек. мире. М., 1990. С. 85-125; он же. Судьба славянской семьи глазами Охридского архиеп. Димитрия Хоматиана: Опыт ист.-психол. исслед.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. C. 109-118; Katerelos E. Die Auflösung der Ehe bei Demetrios Chomatianos und Johannes Apokaukos: ein Beitr. zur byzant. Rechtsgeschichte des 13. Jh. Fr./M., 1992; Papayanni E. Les «privilèges pontificaux» de l " archevêque d " Achrida: Un essai d " interprétation de la Novelle 131 Justinien par Démétrios Chomatianos//Da Roma alla Terza Roma: Studi 11: Diritto e Religione da Roma a Constantinopoli a Mosca. R., 1996. P. 143-152; Podskalsky G. Zwei Erzbischöfe von Achrida (Ochrid) und ihre Bedeutung für die Profan- und Kirchengeschichte Mazedoniens: Theophylaktos und Demetrios Chomatenos//La spiritualité de l " univers byzantin dans le verbe et l " image: Hommages à E. Voordeckers. Turnhout, 1997. P. 239-252; Медведев И. П. Правовая культура визант. империи. СПб., 2001; Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2004.

http://pravenc.ru/text/178183.html

Со сменой Студийского устава Иерусалимским память А. была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 мая, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μος. Σ. 135). Ист.: BHG, N 2012, 2013; ЖСв. Май. С. 525; Т. Нова служба св. Axuлujy Лариском//ЗРВИ. 1989. 27-28. С. 149-175; Sophianos D. Z. Ο Αγιος Αχλλιος Λαρσης Ο ρχικς νκδοτος βος (Θ α.) κα μεταγενστερη διασκευ του (ΙΓ α.): Ανκδοτα μνογραφικ κεμενα (Ιωσφ Υμνογρφου, Μανουλ Κορινθου, Αναστασου Γορδου)//ΜΝΕλλ. 1990. N 3. Σ. 97-213; Иванова К. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски (Преспански)//Старобългарска литература. 1999. 31. С. 24-40. Лит.: Тиханов П. Н. Терновский календарь. 1275 г. по списку Франца Миклошича. СПб., 1896. (ПДП; Т. 118); Лопарев Хр. Описание некоторых греческих житий святых. Житие св. Ахиллия Ларисского//ВВ. 1897. Т. 4. С. 363-364; Paзbojhu лук старе српске Нови Сад, 1962. С. 231-234; Васильев. прописивачки центар и култ светога Axuлuja код Срба//Научни састанак слависта у Вукове дане. Реферати и саопштеньа. Београд, 1985. 14/1; Т. Култ светог Axuлuja Лариског//ЗРВИ. 1987. 26. С. 21-33; она же. Axuлuje - Axuлuje или о култова//Зборник радова «Богородица Градачка у ucmopuju српског народа». Чачак, 1993. С. 37-46; Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от синайския праздничен Миней 25//Palaeobulgarica. 1991. Т. 15. Вып. 4. С. 11-22. О. В. Л., А. Ю. Никифорова Иконография. А. обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развернутый свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с закрученной бородой» (§ 8. 36). Изображения его находятся в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150-1160 гг.; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; в ц. св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в ц. свт. Николая в Псаче, ок. 1354 г. (Македония); в пещерной церкви мон-ря Сретения в Метеорах (Греция), 1366-1367 гг.; в церкви Кремиковского мон-ря (Болгария), XV в. и др. Образ А. встречается также среди отцов Церкви в изображении Никейского Собора.

http://pravenc.ru/text/77188.html

Рец.: Balfour D.//Sobornost. 1984. Vol. 6. P. 81–82; Nicol D. M.//JEH. 1984. Vol. 35. P. 168. 27 . Homélie sur la presentation de la viergë Introduction et traduction//Contacts: Revue française de l’Orthodoxie. 1959. T. 11. P. 22–31. 28 . Γρηγορ ου το Παλαμ Ζυγγρμματα. κδιδονται πιμελε Παναγι του το Κρ στου. Τ. Α.» Λ γοι ποδεικτικο, νεπ γραφαι, πιστολα πρς Βαρλαμ κα κινδυνον, Y πρ συχαζ ντων κδ. Μπ. Μπομπρ νσκι, Π. Παπαευαγγλου, . Μγιεντορφ, Π. Χρ στου. Θεσσαλον κη: κδ δεται συνδρομ το βασιλε ου νδρματος, 1962. 29 . Le Tome Synodal de 1347: Introduction et texte critique//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 209–227. 30 . The Sacrament of Holy Matrimony/Comment. by J. Meyendorff. New York: Orthodox Church in America, Department of Religious Education, 1975. P. 29–39. (2-nd ed. – New York, 1978). III. Рецензии и отзывы 31 . Рец. на кн.: Métropolite Séraphim. L’Église orthodoxe, les dogmes, la liturgie,la vie spirituelle/Trad. franç. de J. Marty. Paris: Payot, 1952//ВРСХД.1952. 6. С. 26–28. 32 . Рец. на кн.: Афанасьев Н. , прот. Трапеза Господня. Париж: Изд. Рел.-пед. каб. при Правосл. богосл. ин-те в Париже, 1952. 93 с.//ЦВЭ. 2 (41). С. 21–23. 33 . Рец. на кн.: Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с.//ВРСХД. 1954. 32. С. 27–28. 34 . О. Георгий Шавельский . Воспоминания. [Рец. на кн.: Шавельский Г. , прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 416 с.]//ВРСХД. 36. С. 39– 40. 35 . Иерархия и народ в Православной Церкви: По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви»//ВРСХД. 1955. 39. С. 36–41. 36 . Рец. на: Арсеньев Н. С. Преображение мира и жизни//ВРСХД. 1959. 53.С. 50–51. 37 . Рец. на кн.: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959. 835 S.//ZSlavPhil.1962. Bd. 30. S. 435–437. 38 . Rapports complémentaires//Actes du XII-e Congrès International d’Études Byzantines. Ochride, 10–16 Septembre 1961. Beograd: s. e., 1963. P. 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.)//ВВ. 1961. Т. 19. Бартикян Р. Г. Миграция армян в XI в. Причины и последствия//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et co-rapports. I. His-toire. Athenes, 1976. Бартикян Р. Г. О феме «Ивирия»//ВОН. 1974. « 12. Бартикян Р. Г.; Каждан А. П., Удальцова 3. В. Социальная структура восточных границ Византийской империи//Actes du XIVe Congres intern, des etudes byzantines. Bucarest, 1976. Бapuiuh Ф. Дипломатар Фессалщских монастирей//ЗРВИ. 1976. Т. 16. Безобразов П. В. Завещание Воилы//ВВ. 1911. Т. 18. Безобразов П. В. Патмосская писцовая книга//ВВ. 1900. Т. 7. Васильевский В. Г. Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210. Вернадский Г. В. Заметки о византийских купчих грамотах XIII в.//Зборник в чест на В. Н. Златарский. София, 1925. Вернадский Г. В. Заметки о крестьянской общине в Византии//Ученые записки, основанные Русской ученой коллегией в Праге. 1924. Т. I. Вып. 2. Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Право в средневековом мире. М., 1996. Вин Ю. Я. Право предпочтения в поздневизантийской деревне//ВВ. 1985. Т. 45. Горянов В. Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Жаворонков П. И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи//ВО. М., 1991. Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. Каждан А. П. Из экономической жизни Византии XI-XII вв.//ВО. М., 1971. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. Каждан А. П. Формы условной собственности в Византии в Х-ХИ вв. М., 1960. Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты X-XI вв.//ВВ. 1953. Т, 5. Культура Византии/Под ред. 3. В. Удальцовой. Т. 2. М., 1988; Т.З. М., 1991. Курбатов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010