1309 Титул деспота был предоставлен ему Иоанном VII, когда после битвы при Анкире, в которой он принимал участие как вассал Баязида, он нанес визит в Константинополь. См.: . Деспоти. С. 182 сл. 1310 Относительно хронологии см.: Heyd . Commerce du Levant. Vol. II. P. 286; Ostrogorsky G. Byzance, État tributaire de l " Empire turc//ЗРВИ 5 (1958). C. 53, прим. 20. 1311 В одном документе от 29 сентября 1404 г. Мануил II дает указания Димитрию Вулиоту, которого он отправляет своим полномочным представителем на освобожденный Афон (издан Аркадием Ватопедским в: Γρηγριος Παλαμς 2 (1918). Σ. 449–452). Этот важный документ показывает, что Мануил передал область Фессалоники Иоанну VII и составил с ним об этом договор. Из того же документа мы узнаём, что отмена дани туркам не означала полного освобождения от уплаты хараджа, поскольку император «дарил» афонским монастырям, а также и прочим землевладельцам две трети суммы, которая взималась «во времена блаженного эмира Баезид-бека» , а треть продолжала взиматься и дальше, поступая теперь под старым названием хараджа в византийскую казну. Ostrogorsky G . Byzance, État tributaire de l " Empire turc//ЗРВИ 5 (1958). С 54.0 территориальных изменениях с конца XIV в. до 1453 г. см. статью А. Вакалопулоса: BZ 55 (1962). S. 56–65. 1312 Λμπρος Ση. Παλαιολγεα και Πελοποννησιακ. Т. III. Αθναι, 1926. Σ. 246–65; Τ. IV. Αθναι, 1930. Σ. 113–135; PG. Т. 160. Col. 821–866. Об идеях Плифона см.: Tozer H.J . A Byzantine Reformer//JHS 7 (1886). P. 353–380; Dräseke J . Plethons und Bessarions Denkschriften über die Angelegenheiten im Peloponnes//Neues Jahrbuch für das klassische Altertum 27 (1911). S. 102–119; Zakythinos . Despotat, I. P. 175 sv.; II. P. 322 sv.; Anastos M.V. Plethó " s Calendar and Liturgy//DOP 4 (1948). P. 183–305; Μαμαλκης Ι. Π. Γεργιος Γεμιστς– Πλθων. Αθναι, 1939, и прежде всего: Masai F . Plethon et le platonisme de Mistra. Paris, 1956. Дальнейшая литература в: Moraycsik . Byzantinoturcica. Bd. I2. S. 478 fF. – Важным для понимания тогдашних отношений на Пелопоннесе является также «Путешествие в Аид Мазариса»: Boissonade . Anecdota graeca. T. III. 1831. P. 122–86; [Пребывание Мазариса в подземном царстве/Пер. СП. Кондратьева, предисловие и комм. Т. М. Соколовой //ВВ 14 (1958). С. 318–357].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2438 Смычков К.Д. Новые находки печатей представителей военно-административных округов из Херсонеса//Проблемы истории и археологии Украины: Тезисы докл. науч. конф. – Харьков, 1999. – С. 75. 2439 Ср.: FerlugaJ. L’amministrazione bizantina in Dalmazia. – Venezia, 1978. – P. 87–164; Treadgold W. The Byzantine Revival 780–842. – Standford, 1988. – P. 17; Феофан Исповедник 11 Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2 (VII–IX вв.)/Сост. С. А. Иванов , Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин. – М., 1995. – С. 323, коммент. 433. 2441 BuryJ.B. A History of the Eastern Roman Empire From the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A.D. 802–867). – L., 1912. – P. 223,330//Bon A. Le Peloponnese byzantin jusqu’en 1204. – P., 1951. – P. 99; Кучма В.В. Оборонительные сооружения Херсонеса Таврического в свете установок «Тактики Льва»//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып. 3. – С. 154; Ahrweiler H. Byzance et la mer. – P., 1966. – P. 71–72; Oikonomides N. Les listes... – P. 343, note 13; MargeticL. «Provincijalni archonti» Taktikona Uspenskog (sosobitim obzirom na archonta Dalmacije)//ЗРВИ. – Београд, 1991. – Кн. 29–30. – S. 45–59; Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. – P. 200, s.v. «archon»; CheynetJ. – Cl. L’archonte provincial tardif: l’exemple de Cherson//Международ. науч. конф. «Византия и Крым»: Тезисы докл. – Симферополь, 1997. – Р. 95; Oikonomides N. L’archonte slave de l’Hellade au Ville siecle//BB. – 1998. – T. 55 (80). – 4.2. – P. 111–119; Кучина И.А. О термине «архонты» в Византии IV–XV вв.//История Византии и византийская археология. – Екатеринбург, 1998. – С. 20–22, Алексеенко H. A. Архонтия Херсона... – С. 473–474,487; ср.: Ферлуга J. Ниже bojho-aдмuhucmpamubhe jeдuhuцe тематского уреченьа. – С. 61–94; Ферлуга Я. Архонтат Далмации//ВВ. – 1957. – Т. 12. – С. 47–48; Соколова И. В. Печати архонтов Херсона//ЗРВИ. – Београд, 1978. – Т. 18; AngoldM.A. Archons and Dynasts: Local Aristocracy and the Cities of the Later Byzantine Empire//The Byzantine Aristocracy. – Oxford, 1984. – P. 236–253; Шене Ж.-К. Поздний архонт на примере Херсона//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – С. 312,314–316; Haldon J. Byzantium. A History. – Stroud, Gloucestershire, 2000. – P. 122–123,171. Подробный экскурс на тему «Провинциальный «архонт» в Византийской империи» помещен в диссертации В.Е. Науменко: (Таврика в контексте византийско-хазарских отношений... – С. 233–246, Прилож. А).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 309-337; М. Однос Милутина и Драгутина//ЗРВИ. 1955. 3. С. 49-82; Ко je аренге Милутина 1317-1318?//NKJUФ. Београд, 1961. 27. Св. 3/4. С. 243-244; С. Богородица Левишка, постанак и место у архитектури Милутинових времена. Београд, 1963; Hafner S. Studien zur altserbischen dynastischen Historiographie. Münch., 1964; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 91-97; И., В. Врхлаб, летни дворац Милутина//Старинар. Београд, 1965/1966. Бр. 15/16. С. 261-266; Д. Срби у старом српском сликарству//О Београд, 1970. С. 193-205; В. Buзahmujcke фреске у Jyrocлabuju. Београд, 1975. С. 47-54, 201-206; М. Болница Милутина у Цариграду//ЗРВИ. 1975. 16. С. 105-117; она же. Ucmopuja Хиландара. Београд, 1998. 1; Николовска С. Изградени и обновени манастири и цркви от кралот Милутин//Споменици за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1977. Т. 2. С. 507-519; Г. Иконографски програм живописа у припратама цркава Милутина//Buзahmujcka уметност почетком XIV в. Београд, 1978. С. 105-125; она же. О портретима у и jeдhoм виду инвеституре владара//ЗЛУ. Нови Сад, 1979. 15. С. 151-176; она же. црква у Студеници. Београд, 1989; Д. Нове у cpnckoj првих дeцehuja XIV в.//Buзahmujcka уметност почетком XIV в. Београд, 1978. С. 91-103; Mavromatis L. La fondation de l " Empire serbe: Le kralj Milutin. Thessal., 1978; Walter Ch. The Iconographical Sources for the Coronation of Milutin and Simonida//Buзahmujcka уметност почетком XIV века. Београд, 1978. С. 186-196; С. Живот Стефана Дечанског на руским мuhujamypuмa и фрескама XVI-XVII в.//Дечани и buзahmujcka уметност средином XIV в. Београд, 1981. С. 415-428; он же. Српски у руским иконописним приручницима XVI-XIX в.//Споменица епископу Шyмaдujckoм Сави. Нови Сад, 2001. С. 159-176; он же. Српски у сликарству православних народа. Нови Сад, 2007; Б. Грачаница: Сликарство. Београд; Приштина, 1988; он же. Милутин са сином Константином и монасима на фресце у 1993. 25. С. 7-22; он же. Српско сликарство у доба Милутина.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Ч. 225. Январь-февраль. Успенский Ф. И. Мнения и постановления константинопольских поместных соборов XI-XII вв. о раздаче церковных имуществ (харистикарии)//ИРАИК. 1900. Т. V. Успенский Ф. И. Социальная эволюция и феодализация Византии//Анналы. Т.Н. 1923 (1922). Фepiahчuh Б. Породице семейства Малиасена//Зборник филозовского факулугета. Т. 7. Београд, 1962. Фepiahчuh Б. Поседа породице семейства Малиасена//ЗРВИ. 1966. Т. 9. Фрейденберг М. М. Экскуссия в Византии в XI-XIII вв.//Ученые записки Великолуцкого государственного пединститута. 1956. Т. 3. Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М., 1968. Хвостова К. В. Пронин: социально-экономические и правовые проблемы//ВВ. 1989. Т.49. Хвостова К. В. Социально-экономические процессы в Византии. Их понимание византийцами-современниками (XIV-XV вв.). М., 1992. Цанкова-Петкова Г. Югозападните български земи през XI в. Според «Стратег-икона» на Кекавмен//ИИВИ. 1956. Т. 6. Яковенко П. А. История иммунитета в Византии. Юрьев, 1908. Ahrweiler H. Etudes sur les structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971. Ahrweiler H. La frontiere et les frontieres de Byzance en Orient//XIVe congres intern, des etudes byzantines. Rapports. T. II. Bucarest, 1971. Ahrweiler H. Nouvelle hypotese sur le tetarteron d» or et la politique monetaire de Nicephore Phocas//ЗРВИ. 1963. T. 8. (1). Ahrweiler H. Recherches sur Г administration de Г empire byzantin aux IXe-XIe siecles//BCH. N84. Paris, 1960. Ahrweiler H. Recherches sur la societe byzantine au XIe siecle: nouvelles hierarhies et nouvelles solidarites//TM. 1976. T. 6. Ahrweiler H. La «Pronoia» a Byzance. Paris, 1980. Ahrweiler H. L» histoire et la geographie de la region de Smirne entre les deux occupations turques (1081–1317)//TM. 1965. T. 1. Angelov D, Zusammensetzung und Bewegung der Bevolkerung in der byzantinischen Welt//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et corapports. I. Histoire. Athenes, 1976. Angold M. A byzantine government in exile.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВВ – Византийский временник. СПб.; М. ВДИ – Вестник древней истории. М. ВИ – Вопросы истории. М. ВЯ – Вопросы языкознания. М. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. СПб. ЗРВИ – Зборник радова Византолошког Института. Београд. КСИА – Краткие сообщения Института археологии. М. СА – Советская археология. М. СС – Советское славяноведение. М. СЭ – Советская этнография. М. AAASH – Acta antiqua Academiae scientiarum Hungariae. Budapest. AJA – American journal of archaeology. Boston. AJPh – American journal of philology. Baltimore. ASPh – Archiv für slavische Philologie. B. BalS – Balcanoslavica. Beograd. BF – Byzantinische Forschungen. Wien. Byz – Byzantion. Bruxelles. ByzS – Byzantinoslavica. Prague. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Lpz.; В.; München. DOP – Dumbarton Oaks Papers. Wash. JHS – Journal of hellenic studies. L. JÖB – Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. Wien. JÖBG – Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft. Wien. JRS – Journal of Roman studies. L. PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca. P. RE – Real-Encyclopädie für die klassische Altertumwissenschaft. Stuttgart. REB – Revue des études byzantines. P. RESEE – Revue des études Sud-Est européennes. Bucarest RhM – Rheinisches Museum fur Philologie. Frankfurt am Main. RIEB – Revue internationale des études balkaniques. Beograd. SBAW. München. – Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und der historischen Klasse der Königlich Bayerischen Akademie der Wissenschaften zu München. SBAW. Wien. – Sitzungsberrichte der philosophisch-historischen Klasse der Kaiser-lichen Akademie der Wissenschaften. Wien. ZSPh. – Zeitschrift für slawische Philologie. Heidelberg. Библиография. Источники и переводы Агафий. Левченко. – Агафий. О царствовании Юстиниана. Пер. М.В. Левченко М. – Л., 1953 Артемидор Ар. – Артамидурус ал-Афасси. Китаб табир ар-рувайа. Накалаху мин ал-йунанийа ила-л-«арабнйа Хунайн ибн Исхак... Хаккакаху Тауфик Фахд. Димашк, 1964. Бар Эбрей. Тарих. – [Григориус Йуханна ибн ал-»Ибри.] Тарих мухтасар, ад-дувал ли-л-«аллама... Ибн ал-»Ибри. Тасхнх Антун Салхани... Бейрут, 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Лит.: Kampers F. Die Idee von der Ablösung der Weltreiche in eschatologischer Beleuchtung//Hist. Jb. 1898. Bd. 19. S. 423-446; Kmosko M. Das Rätsel des Pseudo-Methodius//Byz. 1931. T. 6. P. 273-296; Erdmann C. Endkaiserglaube und Kreuzzugsgedanke im XI. Jh.//ZKG. 1932. Bd. 51. S. 384-414; Patch H. R. The Other World according to Descriptions in Medieval Literature. Camb., 1950; Mango C. The Legend of Leo the Wise//ЗРВИ. 1960. Т. 6. С. 59-93; Konrad R. Antichristvorstellung und Geschichtsbild des Abtes Adso von Montier-an-Der. Kallmünz, 1964; Podskalsky G. Byzantinische Reichseschatologie. Münch., 1972; Alexander P. J. The Oracle of Baalbek: The Tiburtine Sibyl in Greek Dress. Wash., 1967; idem. Medieval Apocalypses as Historical Sources//AHR. 1968. Vol. 73. P. 997-1018; он же. Псевдо-Мефодий и Эфиопия//АДСВ. 1973. Т. 10. С. 21-27; idem. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; Dinzelbacher P. Vision und Visionsliteratur im Mittelalter. Stuttg., 1981; Berger K. Die griechische Daniel-Diegese: Eine altkirchliche Apokalypse. Münch., 1976; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 176-183; Magdalino P. The History of the Future and its Uses: Prophecy, Policy and Propaganda//The Making of Byzantine History. Brookfield, 1993. P. 3-33. А. Ю. Виноградов, А. В. Муравьёв, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ЕНОХА ТРЕТЬЯ КНИГА компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов

http://pravenc.ru/text/75602.html

554 См.: Grégoire H. в Byz 5 (1929) 399–400; Laurent V. в ЕО 34 (1935). P. 461; Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 42. 555 См. об этом подробное исследование: Mango С. The Legend of Leo the Wise//ЗРВИ 6 (1960). С. 59–93. 556 Изд.: М. Κριτο το Πατζ Τιποκειτος. Lib. I-XII/Ed. С. Ferrini, J. Mercati. Roma, 1914 (Studi e Testi; 25); Lib. XIH-XXIII/Ed. F. Dölger. Roma, 1929 (Studi e Testi; 51); Lib. XXIV-XXXVIII/Ed. St. Hoermann, E. Seidl. Roma, 1943 (Studi e Testi; 107). См. тж.: Dölger F. , Seidl E. Beiträge und Berichtigungen zum Tipukeitos//BZ 39 (1939). S. 146; Seidl E. Die Basilikenscholien im Tipukeitos//BZ 44 (1951). S. 534–540. 557 Зачастую это учитывается недостаточно, и «Василики» без надлежащих оговорок используются как источник для IX в. Ср.: Каждан А.П. Василики как исторический источник//ВВ 14 (1958). С. 56–66; Каждан верно подчеркивает, что Василики отражают политические и социальные отношения шестого, а не девятого века. Это воззрение лишь незначительно опровергается возражениями М.Я. Сюзюмова (Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ 14 (1958). С. 67–75) и Е.Э. Липшиц (Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ 14 (1958). С. 76–80). 558 Несмотря на аргументы Шпульбера ( Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 81–82), часто высказываемое мнение о том, что собрание новелл было опубликовано перед заключением второго брака Льва VI, может оставаться в силе, ибо новелла 90 подчеркнуто не одобряет второй брак. При этом следует, однако, учесть, что Лев VI (как показал Grumel V. La Chronologie des événements du règne de Léon VI//EO 35 (1936). P. 5 sv.) вступил во второй брак лишь весной 898 г. В пользу более ранней даты публикации говорит, однако, то обстоятельство, что скончавшийся 17 мая 893 г. Стефан является единственным патриархом, который известен в новеллах Льва. См.: Krišnik С. BZ 37 (1937). S. 486–492. 559 Nov. 46,47,78: Zepos . Jus. I. P. 116–117, 147; Noaille P. , Dain A. Les Novelles de Léon VI le Sage.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Constantin VII Porphyrogénète. Le Livre des Cérémonies. Paris, 1935,1939–1940. Большое количество важных исправлений к тексту как к изданию Раиске в Боннском корпусе, так и особенно к изданию Фогта: K ουκουλς Φ. Διορθωτικ κα ρμηνευτικ ες τν κθεσιν τς βασιλεας τξεως Κωνσταντνου το Πορφυρογενντου κα τ Κλητορολγιον το Φιλοθου//EEB Σ 19 (1949). Σ. 75–115. – До сих пор текст «Книги церемоний» был известен лишь по лейпцигской рукописи (Lipsiensis bibl. urb. Rep. I. 17). С. Манго и И. Шевченко сделали поразительное сообщение о том, что рукопись Chalcensis S. Trinitatis (125) 133 содержит довольно большие части этого сочинения, имеющие подчас весьма важные отличия от текста лейпцигской рукописи ( Mango С. , Ševenko I. A New Manuscript of the De Cerimoniis//DOP 14 (1960). P. 247–249). 493 Отдельное издание с превосходным комментарием в: Bury . Administrative System. В надписании «Клиторологий» датируется сентябрем 899 г. Мнение о том, что он содержит некоторое количество интерполяций от времени ок. 910 г. (см.: Maas P. Der Interpolator des Philotheos//BZ 34 (1934). S. 257–261), оказалось неосновательным; ср.: Grumel . Chronologic P. 13 sv, 19 sv. 494 Успенский Ф. Византийская табель о рангах//ИРАИК 3 (1898). С. 98–137. О времени его возникновения см. мою статью: Острогорски Г. Тактикой Успенског и Тактикой Бенешевича//ЗРВИ 2 (1953). С. 40–57, в которой я уточняю принятую Бёри ( Bury . Administrative System. P. 12 ff.) датировку (842–856 гг.) и выступаю против датировки 809–828 гг., предложенной Кириакидисом ( Βυζ. Μελται. Σ. 235 π.). 495 Beneševi . Ranglisten. S. 97 ff. Здесь также заново перепечатаны списки чинов Филофея и «Тактикон» Успенского, так что списки чинов IX и X вв. в этом издании можно весьма удобно сравнивать. По хронологии см. мою статью, приведенную в предыдущем примечании. – На XII международном конгрессе византинистов в Охриде Н. Икономидис рассказал об обнаруженном в рукописи Эскуриала тактиконе, относящемся к 70-м гг. X в., от которого позволительно ожидать богатейших сведений по истории византийской администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Leonhardt K. Kaiser Nikephoros Phokas u. die Hamdaniden: Diss. Halle, 1867; Лебедев А. П. Царствование визант. имп. Никифора Фоки в церковно-ист. отношении (963-969)//ПрТСО. 1887. Ч. 39. Кн. 1. С. 1-60; Schlumberger G. Un empereur byzantin au Xe siècle: Nicéphore Phocas. P., 1890; Wartenberg G. Berichtigung einer Angabe des Skylitzes über Nikephoros II. Phokas//BZ. 1895. Bd. 4. S. 478-480; Laurent J. Skylitzès et Nicéphore Phocas//Ibid. 1897. Bd. 6. P. 318-321; Petit L. Office inédit en l " honneur de Nicéphore Phocas//BZ. 1904. Vol. 13. N 2. S. 398-420; Дмитриевский А. А. Служба в честь визант. имп. Никифора Фоки//ТКДА. 1906. 2. С. 237-252; V á ri R. Die «Praecepta Nicephori»//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 49-53; Васильевский В. Г. Труды. Л., 1930. Т. 4; Д. Година савеза Фокина с Бугарима против Руса//ГСНД. 1932. Вып. 11. С. 51-60; Tafrali O. Nicéphore II Phocas//Hommes d " État. P., 1936. Vol. 1. P. 513-623; Guilland R. Le palais du Boukoléon: L " assassinat de Nicéphore II Phokas//Bsl. 1952/1953. T. 13. P. 101-136; Каждан А. П. Византийская армия в IX-X вв.//Уч. зап. Великолукского пед. ин-та. 1954. 1. С. 18-31; он же. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. С. 395-399, 411-415; idem (Kazhdan A). Nikephoros II Phokas//ODB. 1991. Vol. 3. P. 1478-1479; Glykatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l " administration de l " empire byzantin aux IX-XI siècles//BCHell. 1960. Vol. 84. P. 1-109; eadem. Nouvelle hypothèse sur le tétartèron d " or et la politique monétaire de Nicéphore Phocas//ЗРВИ. 1963. Кн. 81. P. 1-9; Svoronos N. G. Histoire des institutions de l " Empire Byzantin//Annuaire de l " Ecole politique des hautes études. P., 1969/1970. P. 331-346; 1970/1971. P. 353-365; Lampsidis O. Ein unbekannter Kunstgriff des Nikephoros Phokas bei der Landung auf Chandax (Kreta) (960)//BZ. 1976. Bd. 69. S. 9-12; Turdeanu E. Le dit de l " empereur Nicéphore II Phocas et de son épouse Théophano. Thessal., 1976; idem. Nouvelles considérations sur le «Dit de l " empereur Nicéphore II Phocas et de son épouse Théophano»//RSBS.

http://pravenc.ru/text/Никифора II ...

в пользу прониаров. В более позднем исследовании он разбирает некоторые тексты из Parisinus graecus 1276, которые, по-видимому, представляют собой более ранние редакции текста с собственноручными исправлениями и дополнениями Кавасилы: Ševenko I. The Author " " s Draft of Nicolas Cabasilas» «Anti-Zealot» Discourse in Parisinus graecus 1276//DOP 14 (1960). P. 179–201. Поскольку на основании водяных знаков эту рукопись следует датировать последними десятилетиями XIV в., то написание этого сочинения Кавасилы должно приходиться не на 40-е гг. XIV в., как это предположил Шевченко в своем первом исследовании, и тем самым было направлено не против регентства Анны Савойской, а, что выглядит убедительнее, против широкомасштабного отчуждения церковных имуществ и их раздачи прониарам после битвы при Марице в 1371 г. Позднее происхождение, без сомнения, является сильным аргументом в пользу гипотезы Шевченко о том, что сочинение Кавасилы не имеет ничего общего с зилотами. 1104 Издан, переведен на английский и снабжен комментарием в: Ševenko I . Alexios Makrembolites and his «Dialogue between the Rich and the Poor»//ЗРВИ 6 (1960). P. 187–228. 1106 Частичный перевод этого сочинения по Венской рукописи Suppl. gr. 75 предлагается в: Hunger H . Byzantinische Geisteswelt. Baden-Baden, 1958. S. 282–286. О прочих сочинениях и переписке Иоанна Хортасмена см.: Hunger H. Zeitgeschichte in der Rhetorik des sterbenden Byzanz//Wiener Archiv fur Geschichte des Slawentums und Osteuropas 3 (1959). S. 152–161. 1107 См. прежде всего собрание текстов в: Λμπρος Σ. Παλαιολγεια και Πελοπον νησιακ. Αθναι, 1912–1930. Т. 1–4. Большое новое издание Геннадия Схолария : Oeuvres complètes de Gennade Scholarios/Ed. L. Petit, X.A. Siderides, M. Jugie. Paris, 1928–1936. T.I-VII. 1108 Изд. Moravcsik Gy . λληνικν ποημα περ της μχης της Βρνης// Ογγροελληνικαι Μελται, I. Budapest, 1935. 1109 Изд. G.E. Heimbach. Leipzig, 1851. По случаю 600-летия «Шестикнижия» Юридический факультет Фессалоникского университета опубликовал объемистый « Τμος Κωνσταντνου Αρμενοπολου» ( Θεσσαλονκη, 1951) с большим количеством важных исторических и историко-правовых исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010