«Заведите себе “злобный конверт”». Как преодолеть обиду без благочестивого кокетства Почему не надо делать вид, что все хорошо и вы совсем не обиделись 13 июля, 2019 Почему не надо делать вид, что все хорошо и вы совсем не обиделись Что мешает нам преодолеть обиду и почему не надо лгать себе и обидчику, что все в порядке, как быстро забыть обиду и что такое «злобный конверт» – рассказывает архимандрит Савва (Мажуко). Это слово – обида, обидчивость, практически у каждого живого человека вызывает отклик, потому что какими бы мы ни были оптимистами, как бы хорошо ни смотрели на этот мир, большим трудом бывает проходить через обидчивость, через обиду. Мир так устроен, что нас обижают близкие, дальние. Мы даже обижаемся на Бога, на друзей, потому что в жизни есть предательство, боль. Если бы мы были статуями, наверное, обида переносилась бы очень легко, статуи не дуются и не краснеют, а живой человек чувствует боль, потому что жить – это больно, это тяжело. Как пел один мудрый петербургский поэт Евгений Клячкин: Как непрочны двери у страны доверья Для того, кто верит только в замки, Значит, неизбежно гасит нашу нежность, Нашу нежность –  Тяжесть чьей-то руки. Каждый человек в детстве доверчив, открыт, он ожидает, что мир бросится ему в объятья, но происходят такие истории, о которых ты вспоминаешь с большой болью. Как быть? Как из этого выйти? Мне кажется, самый первый шаг, который должен сделать человек, переживший такое состояние обиды – это признать, что я обижаюсь. Людям верующим свойственно такое благочестивое кокетство: мы делаем вид, что все хорошо, ничего страшного не произошло, все замечательно, я не обиделся, я совершенно не обиделся, а вечером сидит человек и воет в голос от обиды. Потому что не надо себя обманывать – борьба с обидой, с переживанием обиды начинается с того, что ты признаешь, что тебе больно, это действительно с тобой произошло. Второй момент, связанный с обидой: надо быть честным не только по отношению к себе, к своим чувствам, но и по отношению к человеку, который тебя обидел, и сказать: «Да, он совершил подлость», – если это было на самом деле. Не нужно кокетство это распространять, в том числе и на человека, который доставил вам боль, неприятность, предал вас, растоптал ваши самые нежные чувства. Нужно честным быть и говорить об этом честно. Это второй момент.

http://pravmir.ru/zavedite-sebe-zlobnyj-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернёмся к Царю – вернёмся и к жизни Русский сегодня тот, кто с Государем 16.07.2020 2293 Время на чтение 7 минут Ад наращивает наступление, задействует изощрённые технологии, разворачивает легионы беснующихся. Тайна беззакония явила себя в самоотлучении протестантов, набрала силу в кровавых революциях Европы, восторжествовала и утвердилась убиением православного Царя, а теперь вышла на «последний и решительный бой» с человеком. Человек должен погибнуть, лишиться веры и любви, сознания и свободы. Должен быть растоптан в разжигаемых расовых войнах. Должен под натиском коалиции извращенцев усомниться в принадлежности к своему полу. Должен быть одурманен наркотиками и сетевыми развлечениями. Забыть своё имя, Бога, Отечество, семью, свой род. Должен быть приведён в состояние мычащей вещи посредством цифровизации, оцифровки всего его существа, всей его жизни. Удел, приготовленный человеку, был описан еще Достоевским. Правда, в сравнительно мягких тонах. Если мы хотим выжить, вначале предстоит сразиться не за Победу. Но за её пролог, за плацдарм остаточной нормальности, доставшейся нам в наследство от двух тысячелетий Христианства, предшествовавших веков его ожидания. Не поняв, кем для нас является Царь-мученик мы не сможем обрести силу в эту эпоху, когда зло вступило в глобальную войну на уничтожение с христианской в своих основах цивилизацией. К сожалению, последние десятилетия показали: у подавляющего большинства соотечественников не хватило ни ума, ни сердца, ни мужества, чтобы понять и принять правду о великом Государе. Правду, заставляющую думать, испытывать стыд, молиться, возвращаться на верную стезю. Диапазон отторжения широк – от лживых обвинений в «кровавом деспотизме», недочеловеческих объяснений цареубийства «революционной целесообразностью» (до сих практикуется в среде легальных коммунистов) до вульгарной профанации в стиле водевиля от местечковых «режиссеров». Правда, действительно, неудобна. И, наверное, с ходу её трудно воспринять.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/16/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесное гражданство в Посланиях ап.Павла и толкованиях Свв. Отцов Об уранополитических подменах 03.01.2024 122 Время на чтение 6 минут Источник: Ветрово Не­смо­тря на то, что мною бы­ло на­пи­са­но мно­го ста­тей по те­ме так на­зы­ва­е­мо­го ура­но­по­ли­тиз­ма (не­бес­но­го граж­данст­ва), все же хо­чу еще один во­прос ра­зо­брать от­дель­но. Иде­о­ло­гия ура­но­по­ли­тиз­ма, как из­вест­но, про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся пат­ри­о­тиз­му, счи­тая его чуж­дым хрис­ти­анст­ву. Пат­ри­о­тизм они счи­та­ют зем­ной иде­о­ло­ги­ей, то­гда как у хрис­ти­а­ни­на долж­но быть одно Оте­чест­во — на не­бе­сах. На сайте «Ветрово» также была опубликована (републикована) моя статья «Уранополитизм против православного патриотизма» . Я повторю приведенные в ней слова из статьи «Патриотизм и христианство — внутреннее противоречие» родоначальника сего учения, убиенного отца Даниила Сысоева: «Не заповеданный Богом патриотизм как служение стране не требуется христианину, вовсе не помогает ему идти к Богу, не учит любви ко всем людям — безразлично какого государства они подданные. Напротив, эта идеология просто мешает человеку исполнять евангельские заповеди, она привязывает к тленной земле и заставляет забыть о небе. Еще раз повторюсь, что чувство, что место, где ты родился, тебе нравится, — для спасения безразлично. Это просто дело вкуса. Но превращать вкусовые пристрастия в добродетель — это значит удалять себя от Бога Небесного. Это иудеи ждали Мессию, который даст им царство земное, а потому и отвергли истинного Царя Небесного. И Сам Христос запретил служить двум господам (Мф. 6: 24), и повелел сокровища собирать на небесах, чтобы там было наше сердце (Мф. 6: 19-21)». Как я указал, второй господин в Евангелии от Матфея — мамона, бог богатства, не имеющий никакого отношения к патриотизму, и Спаситель в этом месте изобличает стяжательство и стремление к роскоши, а никак не служение Отечеству. Вот точно такое же ложное истолкование новозаветного текста происходит и с апостольскими посланиями.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/nebesn...

Изъяснение псалма 44-го. Пс.44:1 .  Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви. «В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем». Пророческое слово, в предыдущем псалме предрекши скорбное, предвещает приятное, утешая унывающих и научая, что одержат победу и будут благоденствовать и пользоваться Божиею помощию, пока не произыдет от них по плоти Возлюбленный Сын, и не совершит новаго изменения народов. Ибо возлюбленным Пророк называет Сына Божия. Так говорит о Нем и божественный Исаия: «виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне» ( Ис. 5, 1 ). Сие возвестил о Сыне и Сам Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3:17 ). Он даровал народам вид новый посредством святаго крещения. О сих-то народах предвещает псалом, и убеждает их забыть отечественных богов, истинно же чтить истиннаго Бога. Слово: «изменяемые» Симмах выразил словом: «цветы», а Акила и Феодотион словом: «лилии». Цветы же и лилии суть весенния произрастения, а духовная весна есть пришествие Спасителево, в которое, по пророчеству Исаии, возвеселилась древняя пустыня и процвела «яко крин» ( Ис. 35, 1 ). О сем-то предрекает настоящее пророчество, указуя Насадителя и Земледелателя, Который все изменил и соделал плодоносным. Пс.44:2 .  Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. «Отрыгну сердце мое слово благо»; потому что отрыгаю сие и произношу таковыя слова, будучи воспитан словесами духовными. «Глаголю аз дела моя цареви». Кого надписание наименовало возлюбленным, Того начало псалма называет Царем; делами же именует истинное слово пророчества, предвещающее, что будет. Посему Пророк говорит: поведу слово о Самом Царе; и научая, что слова его не человеческия, но Божественныя, присовокупил: «Язык мой трость книжника скорописца». Ничего собственно своего не произношу я, говорит Пророк, и не своего ума порождения предлагаю; язык мой орудие другой силы, и он уподобляется трости; благодать же Духа, подобно скорописцу, пишет им, что ей благоугодно. Так Пророк указав, кто вещает в нем, начинает пророчество следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Какие чувства вызывает у Вас Ваше 80-летие? 80-летие мое, прежде всего, меня удивляет, – как это так – промелькнули эти восемьдесят лет? Хочется сказать: «Я этого как-то не заметил»; однако, нельзя не видеть, что годы мои земные все-таки прошли. Это «факт упрямый» («свидетели ему имеются»). Годы наши – мистерия и метаистория... В них дается уже перспектива будущей жизни, после окончания земного пути. И лишь можно сказать: " Благодарение Богу за все»... Но, только благодарить Бога н едостаточно. Благодарность должна переходить и во все большую близость к Богу. По мере того, как мы чего-то нового достигаем, жизнь отдаляется от нас. Пройдешь ее вершок, а впереди пред тобой какие-то световые годы пространства. И нам, людям, нужна протяженность благословения, бездонность благодарности. И радуешься ей, что она высечена из тебя, хотя и понимаешь ее малость пред лицом Вечного. Но дар жизни дан и остается, несмотря на всю эфемерность земных наших дней. Конечно, вся «штука» (прошу прощения за прозаизм!) в том, что человек (сколько бы лет он ни жил) не может отвертеться от того, забыть то, что он отзвук Любви. Хочешь ты того или не хочешь, но ты явление Божьей к тебе и к миру Любви. Даже гангстеры, живущие в своем убийственном духе, отдают иногда свою жизнь за других гангстеров. Любовь , конечно, разная бывает! Бывает она совсем темная, эгоизм адской любви. Только Бог – Любовь истинная. «Бог любовь есть» ( 1Ин 4.8 ). И людям надо непрестанно спасать себя и других от ложной любви, спасать свою любовь. Да, все мы носим образ и подобие Любви, но все мы разнимся по характеру и духу любви. Венчает нашу жизнь и оправдывает нашу человечность – только любовь Логоса. .. И надо войти в эту Любовь, которая «Бог есть». Надо научиться питаться этой любовью во времени и выше времени. На это нам даются земные сроки. В старости вещи все более становятся на свои места; старость – это самое удобное время для любви, как высшей жизни. Здесь начинается свобода человека от зла, молодость наша вторая и последняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Книга Иова. Попытка интерпретации Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 Вопрос взаимоотношения искусства и религии сейчас возник с новой остротой. Непримиримость двух сторон удивляет и даже порой забавляет. Авангардные художники презирают религиозную “мо­раль”, отменяют все нравственные критерии, еще раз декларируют “искусство для искусства” и даже более того, не стесняются провозглашать “искусство ради денег”. Охотно эпатируют публику. С другой стороны, люди церковные грешат ограниченностью, невежеством и каким-то лжеаскетизмом. Подчас их “потолок” в живописи — мистический реализм Нестерова, а иконопись рассматривается как последнее слово в изобразительном искусстве. И к литературе апологеты “православного подхода” предъявляют весьма строгие требования, по сути превращающие ее в плохие детские книжки из серии “Что такое хорошо и что такое плохо”. Культура отождествляется с религией, ее догматикой и аскетикой. Фактически это попытка заменить эстетику, историю искусства и поэтику катехизисом и Добротолюбием. Великий богослов В. Н. Лосский считал, что искусство произошло от желания падшего человека “забыть Бога”. Лосский называет потомков Каина “первыми горожанами”, “изобретате­ля­­ми техники и искусства”. “Люди стараются забыть Бога или же заменить Его праздником искусства”. Искусство, считает Лосский, “это — молитва, не доходящая никуда, потому что она не обращена к Богу. Порождаемая искусством красота замыкается сама в себе и своей магией приковывает к себе человека. Эти изобретения человеческого духа полагают начало культуре как культу некоей абстракции, в которой нет Того Присутствующего, к Которому должен быть обращен всякий культ” 1 . Но красота, именно та, что “своей магией приковывает к себе человека”, это отблеск красоты Божественной. Потреб­ность человека изобретать и творить есть проявление образа Божьего, ведь Бог — Сам великий Изобретатель и Творец. Занимаясь переводом одного модернистского произведения, я встретила любопытную аллюзию на книгу Иова. Чтобы уяснить смысл сравнения, я принялась перечитывать из “Иова” отдельные моменты и неожиданно для себя обнаружила, что в этой книге Ветхого Завета содержится удивительная разгадка, ключ к тайне, что такое искусство и какова природа творческого дерзновения!

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Митрополит Антоний (Сурожский): Самые короткие молитвы Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы его профанируем 15 октября, 2018 Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы его профанируем В чем, в наши дни, состоит значение молитвы для молодых христиан, живущих среди секуляризованиого мира? Каким образом осуществлять молитву конкретно? Жизнь и молитва неотделимы друг от друга; жизнь без молитвы — это жизнь, в которой отсутствует важнейшее её измерение; это жизнь «в плоскости», без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся ближним, но ближним, как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы так удачно умеем его профанировать, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих — вся жизнь и вся смерть Его Единородного Сына, и молитва наша свидетельствует, что мы знаем это, знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться — значит оставлять Бога вне всего существующего, и не только Его, но и всё, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем. Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, глубокое заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва — в том, чтобы куда-то уединиться и забыть всё, и о ближнем и о нашем человеческом бытии. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на молитву. Чтобы научиться молиться, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью человека, реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца принять её на себя. В этом — сущность акта Божьего в Воплощении. В этом вся полнота того, что мы называем «предстательством»; обычно мы воспринимаем молитвенное предстательство, как вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл сделать; в действительности же оно заключается в том, чтобы сделать шаг, ставящий нас в самое средостение трагической ситуации, как сделал его Христос, став человеком раз и навсегда. Мы должны сделать шаг, который поставит нас в центр ситуации, откуда никогда больше мы не сможем выйти; солидарность христианская, Христова, направлена одновременно к двум противоположным полюсам: воплотившийся Христос, истинный человек и истинный Бог, до конца солидарен с человеком, когда тот в своем грехе обращается к Богу, и до конца солидарен с Богом, когда Он обращается к человеку. Эта двойная солидарность делает нас, в каком-то смысле, чуждыми обоим лагерям, и, в то же время, едиными с обоими лагерями. В этом основа — основа положения христианина.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Много лет назад подарил кто-то Лиде маленький, но дорогой блокнот со стилизованными под старину страницами и в красивом кожаном переплете. Долго лежал он в своей подарочной коробке, так как всё не решалась она использовать такую красоту в тривиальных канцелярских нуждах. А когда стала ходить в храм, то блокнотик вдруг обрел достойное применение. Лида записала туда родные имена – живых и усопших, – чтобы сверяться по этим спискам во время чтения молитв об их здравии и упокоении и не забыть кого ненароком. Списки, к ее собственному удивлению, оказались немаленькими, и как-то на досуге она даже проанализировала свой «отбор». Попыталась объяснить себе самой, по каким таким критериям попали туда те или иные имена. О самых родных и близких речи не идет – и так понятно, что не молиться о них нельзя: и любовь побуждает, и «родство обязывает». Но вот некоторые из имен относились к людям, едва лишь соприкоснувшимся с ее жизнью, причем в какие-то предавние времена, или мимолетно знакомым, а то и вовсе, по факту, незнакомым и даже понятия никогда не имевшим о ней, Лиде. Но тем не менее оставившим в ее душе свой особый, неизгладимый временем след, побудивший даже просить Бога о вечном для них на небесах блаженстве. Эти размышления приводили к закономерному выводу, что не только вся наша жизнь, но порой даже отдельные, мелкие ее события, на которые мы сами не обращаем ровно никакого внимания, могут вдруг оказаться для кого-то невероятно важными, как в положительном, так и в отрицательном смысле, и иметь свои, далеко идущие последствия. Далее последуют несколько коротких историй, или даже эпизодов, о тех самых малознакомых и незнакомых людях из списка в блокнотике, ушедших в мир иной (о живущих размышлять пока очень сложно), оставивших после себя такую яркую память в душе так мало, казалось бы, связанного с ними человека. Фома Фома был маленький худенький старичок с совершенно белой головой и светло-голубыми, словно выцветшими от старости глазами. Когда погожим днем сидел он на лавочке у своей калитки, то очень походил на созревший под ласковым летним солнцем одуванчик – прозрачный, легкий, не обремененный никакими житейскими заботами.

http://pravoslavie.ru/129465.html

монах Павел Эвергетинос О том, что монашескую одежду нужно подтверждать достойной жизнью, а кто живет не по одежде, тот не монах; и что старцем становятся не годами, а жизнью по Богу А. Из жития святой Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила, что нужно лечить душу не только внешне, но и украсить ее со всех сторон и особенно не забыть об очищении ее внутренних глубин. Мы остригли волосы? Вместе с ними избавились и от язв в мысленной главе, то есть в душе. Наши волосы означают мирскую жизнь с ее почестями, славой, погоней за деньгами, блестящими нарядами, расслабляющими ваннами, изысканными яствами и прочими роскошествами и наслаждениями мира. От всего этого мы решили избавиться стрижкой волос. И пусть в нас не останется ничего из этого, чтобы не давать повода и никого не вводить в грех. Пока страсти-паразиты скрывались под покровом мирских вещей, никто их не замечал, теперь же они видны всем. И каждой монахине и монаху заметны даже малейшие прегрешения. Как в чистом доме легко обнаружить любую забравшуюся букашку, даже самую мелкую, так и в нас: даже самое ничтожное прегрешение сразу становится известно всем. У мирян же, как в грязных пещерах, водятся крупные ядовитые гады – только они прячутся под вещами. Поэтому мы должны очищать храмины наших душ и (все время) проверять, не проник ли какой-нибудь душевредный паразит в ее самые потаенные уголки, и потому будем окуривать наши сердца священным фимиамом молитвы. Как едкие запахи лекарств отпугивают ядовитых паразитов, так и молитва и пост изгоняют нечистый помысел. Мы обрекли себя на изгнание, то есть вышли за пределы тленного мира. А раз уж мы отреклись от всего, то стоит ли возвращаться назад? Там мы были в славе, здесь – в поношении. Там у нас было изобилие, здесь даже хлеба не хватает. В миру преступников сажают в тюрьму против их желания. Мы же за свои грехи по собственному желанию сами себя заточили в неволю, чтобы наше свободное произволение в будущем избавило нас от наказания. Б. Из Патерика Старца спросили, каким должен быть монах? Тот ответил: «По мне, он должен быть с Ним один на Один и созерцать только Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Наставления блаженного старца Евсевия Янакакиса Церковные службы есть духовные инструменты. 28 августа, 2014 Церковные службы есть духовные инструменты. силой на земном шаре является благодать Божия. Похвальна ненасытность к Божественной благодати. Пусть она переполняет сердца наши. Когда к нам нисходит Божественная благодать, должно нам сосредоточиться, обрести самоконтроль, пребывать в молитве. С непрестанным усилием, с волей безгреховной и по милости Божией каждая душа совершенствуется в добродетели и святости. борется с грехом, пишет в книге Бога самые красивые страницы. Потому как всё и вся записывается в эту книгу. Кто покинул сей мир с добродетелью, тому уготован великий прием на Небесах. Принцип гарантированной пожизненной занятости госслужащего! Что это может значить перед вечностью? А обеспечили ли мы себе такой принцип там, на Небесах? По кирпичику должно нам возводить мост святости, который приведет нас в Рай. шепчет нам греховные помыслы. Все, сказанное Господом, свершится. Рай и ад существуют! И, конечно, нас, верующих, будут судить гораздо строже. Церковные службы есть духовные инструменты. Иисусова должна твориться в любое время. И неважно, сильная она или слабая. Находясь за рулем автомобиля, на дороге, везде. Разум, уста, сердце – цикл сердечной молитвы. Здесь помыслы исчезают. Обособляются, теряются. должна совершаться в любом случае. Пусть формальная, даже тогда, когда сам лукавый шепчет тебе о том, что она бесстрастная и формальная”. же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 6). Здесь имеется в виду не просто закрыть дверь своей комнаты, когда мы хотим помолиться, а закрыть и свои уши, и умы, и все свои чувства. Забыть всё, время для нас должно остановиться, мы должны говорить только с Бесконечным, с Единым, с Многомилостивым, с Всесострадательным Богом. В тот момент мы должны пребывать только в Боге. Выйти за пределы телесного. Именно этого желает Он, когда говорит “затворив дверь твою”, подразумевая здесь дверь наших чувств.

http://pravmir.ru/nastavleniya-blazhenno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010