Параграф 1 2 3 Христианская традиция Востока и Запада устойчиво связывает богословие (то есть постижение и выражение богооткровенных истин) с образом жизни богослова, предъявляя ему в этом отношении особо высокие требования. Учительство в Церкви своим необходимым условием подразумевает святость, а последняя, в свою очередь, – несение креста вольных и невольных страданий. Этот, казалось бы, очевидный пункт христианского нравоучения был подвергнут пересмотру славянофилами первого поколения. Об этом свидетельствует переписка славянофильского кружка летом 1853 года, опубликованная Н.П. Колюпановым в приложении к его биографии А.И. Кошелева. Вывод, который, в конечном счете, формулирует пользующийся безусловным авторитетом в кружке Хомяков, сводится к следующему. Поскольку страдания суть неизбежное последствие если не личных грехов, то хотя бы всеобщей греховности, постольку их смягчение или даже отсутствие, очевидно, есть особый дар благодати. Таким образом, земное счастье благодатно по определению. Следовательно, ограничивать счастье не надо – надо только благодарить. Счастье для христианина есть даже своего рода подвиг, по-своему высший подвиг страдания, ибо счастливому легче забыть Бога, чем несчастному. Отсюда необязательность аскетических и молитвенных упражнений, тем более монашества. Единственным ограничением можно и должно считать отказ от того, чтобы просить счастья для себя самого. Вытекающие отсюда содержательные последствия для богословия славянофилов должны быть еще изучены, но прежде всего со всей определенностью следует поставить вопрос: может ли отказ от святоотеческой аскетики вывести на путь святоотеческого богословия?     I В предисловии к своему известному труду «Историческое учение об отцах Церкви» святитель Филарет (Гумилевский) , в частности, писал: «Отец Церкви есть тот, кто учит и образует под влиянием Духа Божия, по правилам, данным Церкви Духом Божиим» 1 . И далее: «Письменные произведения заключают в себе дух учителя и сим-то духом возрождаются для церкви чада не одного, а разных времен. Без них последующие времена теряют из вида значение лица как отца церкви... Таким образом, необходимою принадлежностью отца церкви служит духовная образованность ума, обнаруживающаяся в письменных произведениях... Нельзя отделять от мысли об отце церкви и мысли о муже святой жизни. Чистота разумения истины находится в связи с чистотою жизни» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Десницкий Что есть Новый Завет? Источник:  Нескучный сад Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет – значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Христианство – оно на первый взгляд сразу про всё. Это и куличи к празднику, и колокольный звон, и крещенская вода, и платочки женские... или взять поглубже: это сокровенная мудрость старцев в дальних скитах, великое искусство иконописи, символика крестово-купольного храма... А еще это отточенность догматических формулировок, глубина песнопений, величие таинств, строгость иерархии, богатство народной культуры, многовековая история. И главное, не забыть: вера, надежда и любовь, но любовь главнейшая. Но как связать всё это воедино? Ведь есть свои привычки, правила и обряды в других религиях, да и не у всех христиан они одинаковы, даже если брать только православных: в Греции кое-что не так, как у нас, и в Сербии не совсем так, и в Грузии... И о любви в наше время не говорит только ленивый. За что хвататься, как отличить золото от подделки? Всего не перепробуешь, жизни не хватит, надо начинать с главного. " В христианстве главное – Сам Христос " , ответят нам, и скажут совершенно верно. Но кулич, платочек или молебен – они вот, осязаемые и понятные, а как встретить Христа? Как удостовериться, что твоя встреча с Ним – не просто фантазия или эмоция, а центр всей твоей духовной жизни? Христос открывается в Евангелии, Он присутствует в жизни Церкви, говорят нам. Но и это не вполне понятно: Бог и так вездесущ, умных и прекрасных книг о Нем и так написано много, что же сказано такого особенного в этой небольшой древней книге, что же происходит такого неповторимого в этой нынешней общине? Священное Писание, общее для всех христиан, называется " Новый Завет " . Есть у них еще и Ветхий Завет, он объединяет христиан с иудеями (хотя раз нет для них Нового, то и этот не может считаться Ветхим, они называют его иначе). И вся суть христианства проистекает именно из этого понятия: Новый Завет.

http://religare.ru/2_94097.html

После Рождества. Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Воскресенье 17 января 1982 Неделя перед Богоявлением. 2 Тим 4:5–8 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вновь слышали сегодня Послание апостола Павла, полное такого многогранного, глубокого, разнообразного духовного свидетельства истин Христовых. И мне хочется сопоставить слово Апостола, которое мы читали в прошлое воскресенье, о том, что все призываются быть последователями его, как и он последовал Христу, с тем, что мы слышали сегодня: что он совершил свой путь, остался верен, боролся до конца, и сейчас готовится ему венец нетленный… В сегодняшнем Послании мы слышим эти слова, но слышим также, что он видит в себе грешника хуже всех. Как же возможно совместить в одном человеческом опыте, в одной душе, в одном сознании такие противо­речивые вещания, такие противоречивые слова? Павел несколько раз говорит в своих Посланиях, что он недостоин Божией милости, потому что когда-то был гонителем Христа, врагом Христовым, и что если бы его не взыскала непости­жимая Божия милость, он остался бы таким врагом и погиб бы в своем грехе. Даже в те моменты, когда он чувствовал, что так близок Господь, даже в те моменты, когда он сознавал, что он действительно, как сам он говорит, потрудился больше кого-либо из Апостолов, совершил дело Христово успешно, все сделал, что ему было поручено о Господе, — он не может забыть, что когда-то был неверен, когда-то был врагом Христу. Это со­поставление его бесконечного недостоинства и безмерной Божией милости и сделало его таким, каким он был: человеком, который всей душой отдавался тому, что составляло его убеждения и его веру. Всей душой, всем убеждением он был врагом Христовым, пока не познал Его как своего Бога, как своего Спасителя, как ожидаемого и теперь пришедшего Мессию. И он сумел той же душой, тем же страстным порывом души раскаяться и изменить всю жизнь свою, несмотря на то, что ему пришлось потерять и дружбу своих друзей, и уважение тех, кто его почитал учителем, — потерять все, что ему было дорого и привычно; несмотря на это он до конца отдался Христу и пошел за Ним.

http://pravmir.ru/posle-rozhdestva-propo...

Простить и получить ощущение того, что ты простил – разные вещи. На пороге Великого поста Православная церковь отмечает Прощёное воскресение. О том, как научиться прощать, чем обида отличается от эмоциональности и как следует поступать с обидчиками, рассуждает иерей Дмитрий Туркин. Подходя к Великому посту, мы проходим через Чин прощения. В воскресный день мы приступаем к этому таинственному деланию, учимся прощать. Мы должны это делать всё время, но здесь мы подходим к этому с особым чувством. Прощать – дело непростое. Учиться прощать можно только у Господа Бога, всё остальное – вторично. Бог простил все наши грехи. Не только простил, но и пострадал за нас. Уже это сделал, уже приуготовил нас к тому, что мы прощены. И значит – мы должны трудиться. Кто помнит молитву «Отче наш», тот не только не может забыть слова «И остави нам долги наши, яко же и мы прощаем должником нашим», но должен постоянно иметь их в уме. Если мы каждый день по несколько раз читаем эту молитву и забываем о потребности прощать, то такая молитва формальна, она – просто сотрясение воздуха. Как прощать? В этом отношении бывает много заблуждений. Смешиваются два понятия: собственно простить и получить ощущение того, что ты простил. А это – две разные вещи. Дело в том, что все люди отличаются друг от друга – и физически, и душевно, и духовно. В душевном отношении люди бывают крайне раздражительными, нервными, обидчивыми. И таким людям прощать очень тяжело. Как им помочь? Как избавить их от этого постоянного состояния осуждения ближнего, обидчивости? Я считаю, что у них есть столько же возможностей, сколько у людей, которые не замечают обид. На мой взгляд, нужно просто очень захотеть простить человека, который тебя обидел. Просто захотеть – и не думать о том, что ты в этот момент чувствуешь. Нужно хорошенько понять, что эмоциональная окраска нашей жизни обманчива. Наше делание, наш труд, который мы употребляем для любых духовных задач – пост, молитва и старания простить ближнего, — их все надо отделить от душевных ощущений, которые мы по этому поводу испытываем.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

Разбор энциклики папы Льва XIII ОТ 20 июня 1894 года Вместо введения историческая справка о том, принесла ли кому либо пользу Брестская уния Современное движение к единению «Лучше война похвальная, нежели мир, отделяющий от Бога». Григорий Богослов . Протекло ровно триста лет с тех пор, как на соборе в городе Бресте 1 , в октябре 1596 г., с 6-го по 9-е число, была провозглашена уния Западно-русской Церкви с Римской церковью, постепенно подготавливающаяся латинянами и их сторонниками в течение почти полутораста лет. Окидывая мысленным взором историю Западной и Юго-западной России 2 за этот многовековой период времени, невольно задаешься вопросом, принесла ли Западно-русская уния хоть малую пользу кому бы то ни было? Ответ один: никому никакой пользы она не принесла, а погубила она многих, бедствия принесла неисчислимые. Не принесла она большой выгоды даже тем, в чьих интересах она была предпринята и учреждена: ни Латинской церкви и папе, ни польским королям и их королевству, ни православным епископам, отступившим от веры отцов своих и передавшимся на сторону Латинской церкви из-за личных расчетов. Уния не возвысила ни духовной жизни, ни материального благосостояния всех вообще Русских и Литовцев, принявших ее и пребывавших в ней, а, напротив, повредила им во многом. А тем православным, которые пребыли тверды в вере отеческой, уния причинила величайшие бедствия. Правда, Брестская уния расширила Латинскую церковь , число подданных папы умножилось, но на долго ли? Нет, отторгнутые от Православной Церкви обманом, коварством, обещанием земных благ и даже насилием, Белоруссия и Литовцы спустя два с половиной века, в 1839 г., опять воссоединились с Православной Церковью . Мало этого: насилия, которые допускали латиняне и униаты в отношении православных при введении и дальнейшем распространении унии, совершенно уронили латинян и их веру в глазах Русских людей. Конечно, Русские и прежде знали, что латинская вера – неправая вера; но уния наглядно и опытно показала им, что латиняне не только веруют неправо, но и поступают не по-христиански и даже бесчеловечно. Уния внушила обитателям Западной и Юго-западной России не расположение, не любовь и уважение к папам и к латинской или униатской вере, а недоверие, чувства страха, неприязни, ненависти. А раз значительная часть населения прониклась такими чувствами к латинянам и униатам, дело унии и латинизации России было подорвано в корне. Окончательное уничтожение унии было уже неизбежно, и оно, действительно, совершилось. Уния в России не только погибла, но погибла навсегда, она никогда не возродится. Из-за Брестской унии было столько пролито русской крови, пролито безжалостно, бесплодно! и может ли Россия забыть это? Может ли она согласиться на унию с Римом в другой раз? Таким образом, Брестская уния, в конце концов, и сама пала и привела к последствиям, невыгодным для пап, для Латинской церкви и для латинской веры 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Разделы портала «Азбука веры» ( 42  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Этот труд совершен автором во славу Господа Иисуса Христа — Агнца, взявшего на Себя грех мира, Сокрушившего державу Диавола, Избавителя рода человеческого, Судии мертвых и живых, Творца Ангелов, Создателя всего, Силе безграничной, Премудрости непостижимой, Слову Божию, Богу. Девы Марии — Одежде нагих дерзновения, Госпоже Ангелов, Пресвятой Богородице, Богу после Бога, души спасению. Предисловие Старца, отца Паисия, я знал более двенадцати лет. Он сделал меня сознательным православным христианином, введя в Церковь и — в жизнь. Он давал мне советы по всем вопросам. Я имел счастье прожить на Святой Горе более семи лет. Пять лет в качестве преподавателя Афониады и еще примерно два года, изучая иконопись. Хотел быть рядом со Старцем. Со времени нашего знакомства не отлучался от него. Я часто говорил, что он любил меня больше, чем моя мама. Она очень меня любит и, надеюсь, простит за это сравнение, ибо любовь Старца превосходит обычные человеческие мерки. Его любовь была божественной, духовной. Отец Паисий относился ко мне как отец — и более того. Я же чувствую себя «блудным сыном». Не дерзаю назвать его моим отцом или сказать, что был его духовным чадом. Почему? Я ни в чем не похожу на него! У меня нет той ревности, чтобы подражать его добродетели! Сказано, что, если хотите называть Меня Отцом, подражайте делам Моим. И что же? Я подражаю отцу Паисию? Нет! Значит, у меня нет права называть его своим отцом. Одно дело — добродетель Старца и другое — ничтожество моей души. Много раз после наших бесед я записывал его советы, чтобы их не забыть. Большую часть записывал сразу, совершенно теми же словами, которые употреблял Старец, другие— через несколько часов, иные же — спустя день или два. Как правило, заботился и о том, чтобы указать точную дату, когда посещал его келью или беседовал с ним, по обыкновению, после окончания Всенощной. Сегодня, после кончины Старца, я считаю своим долгом передать его советы моим братьям во Христе. Верю, что многие захотят претворить их в жизнь и тем самым получат куда большую пользу, чем я. Блаженны те, которые исполняют Слово, а не те, кто только слушают его или читают. Биографические сведения

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

Разделы портала «Азбука веры» интернет-журнал Святые Оптинские Старцы – 14 духовных богатырей Татьяна Дашкевич ( 2  голоса:  5.0 из  5) Сотни тысяч людей, а может, и миллионы начинают свой день с одной и той же молитвы. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день…» Молитва Оптинских старцев . Если бы можно было сказать о молитве «шедевр» — она заняла бы важное место в духовной галерее святоотеческих текстов. «Дай мне всецело предаться воле Твоей святой».   Удивительная эта молитва напоминает о том, как важен для человека «каждый час сего дня». В ней — слова абсолютного доверия Богу, она подобна  зеркалу, исправляющему изъяны. Кто мы? Слабые, грешные люди, дерзающие строго судить кого-то и вести себя недостойно. Те, которые призваны были к святости и единению с Богом.  «Не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою»… Мы – страстные, увлекающиеся создания, гордые, подверженные страху, но: «руководи моими мыслями и чувствами… и волею»… Как часто мы рубим сплеча, бросаем  в лицо человеку обидное слово, совершаем необдуманные поступки, обижаем самых близких, дорогих, а ведь можно всё решить… «никого не смущая и не огорчая»…   А с каким состраданием и пониманием звучит: «дай мне силы перенести утомление наступающего дня и  все события». Как будто Господь сам говорит нам: ты хрупок, о человече, береги себя и таких же, как ты, хрупких! В словах молитвы Оптинских Старцев — Божественная энергия, очищающее пламя. Только истинные проводники Бога могли дать нам такие слова. Эти проводники — Оптинские старцы. Удивительна история старчества в России. Это – именно духовный феномен.  Старец — не обязательно старый человек, важен его духовный возраст. Прежде, чем стяжать духовные дары, надо пройти испытания. Судьбы их начинались по-разному. Но объединила Христова любовь, укрепившаяся под сенью монастыря. Духовная эстафета любви и подвижничества  передавалась от одного старца к другому, предыдущий становился наставником и отцом следующему. За исторический период в 12 десятилетий в сказочном русском лесу в окрестностях Калуги, именуемом от названия леса Оптиной пустынью, один за другим прошли, как духовные богатыри, 14 старцев.   Жизнь их была бы для нас невозможной. Но сегодня мы понимаем: эта жизнь была для нас. Люди за помощью и окормлением  шли в пустынь, пробираясь сквозь чащу леса, потом – ехали на подводах и санях, каретах и авто.

http://azbyka.ru/life/svyatye-optinskie-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Взрослый человек зачастую всю жизнь носит тяжелый груз детских обид и разочарований. Забыть и простить можно многое, но что делать христианину, если некоторая боль, нанесенная близкими людьми в детстве, не хочет уходить? В Священном Писании в притче о блудном сыне  отец прощает своё заблудившееся дитя.  Такое возможно и в наших отношениях с Богом и Отцом, если мы приходим с покаянием. Но в повседневной жизни все чаще встречается ситуация, когда не отцы, а именно дети помнят причиненное в младенчестве или юности зло и мучаются оттого, что не в силах простить своих отцов. А от ропота и обиды на отца недалеко до ропота и обиды на Бога, попустившего эти испытания. Что делать и как избавиться от обиды на самых близких людей? На интернет-канале Свято-Никольского монастыря в Гомеле в видео-передаче на важную для многих тему размышляет архимандрит Савва (Мажуко): «Друзья мои, все вы, наверное, знаете имя Гарри Трумэна, президента США, повинного в бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Шестое и девятое августа – две страшные даты в 1945 году, с которых, в общем-то, и началось кровавое шествие ядерного оружия в нашей истории. Мы не знаем даже, чем всё это закончится, но навсегда с этими событиями слилось воедино имя одного из президентов США, который стал президентом внезапно, в связи со смертью знаменитого Франклина Делано Рузвельта. Почему я вспоминаю этого человека? Потому что не биография его как политика мне интересна, а интересен тот эпизод его жизни, который касается большинства из нас. Дело в том, что Гарри Трумэн вырос на ферме. Он был такой, знаете ли, американский колхозник, если хотите, из деревни, вырос в достаточно консервативной американской семье. Папа у него был известный человек в своей округе – маленький, коренастый, который считал, что он самый сильный, любил выпить, и в таком виде любил подраться. Больше всего ему нравилось драться с теми людьми, кто выше его ростом. Дело в том, что папа Гарри Трумэна был просто коротышка, даже, по-моему, прозвище у него такое было.

http://azbyka.ru/deti/kak-synu-prostit-o...

Святое Евангелие, повествуя о явлении Спасителя женам-мироносицам, Апостолам, совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям своего возлюбленного ученика ( Ин. 19, 26–27 ) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы? Святая Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Господа и – что Ей, возстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях. Всем известен припев на 9-ой песни пасхального канона: “Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся”. Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. (“И ныне”) 1-ой песни: “воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Благодатная Чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла Еси, Богомати Всенепорочная”. В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. – Как же объяснить, что евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Святой Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что святые евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не все, в виду невозможности передать всего ( Ин. 21, 25 ), а только, то что наиболее служило к укреплению веры в Него, как Сына Божия ( Ин. 20, 30–31 ). С другой стороны в Евангелии после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (лк. 11, 43–51; Ин. 2, 2–5 ; Мф. 12, 47 ; Ин. 25–27 ), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения ( Лк. 1, 48 ), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию ( Лк. 2, 19 ), и Ей не могло быть приятным ее нарушение. Поэтому святые евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их... Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь...» ( Евр. 13:7–9 ) НИКОГДА не появлялось столь много лжеучителей, как в наш несчастный 20 век, столь богатый техническими безделушками и столь бедный духом и мыслью. Сегодня каждое мыслимое мнение, даже самое безумное, даже заведомо отвергаемое всеми цивилизованными людьми, имеет свою идеологию и своего «учителя». Некоторые «учителя» приходят, обещая или являя «духовную силу», и совершают ложные чудеса, как, например, оккультисты и «харизматики» (т.е. пятидесятники); но большинство современных учителей не способны предложить ничего кроме плохо переваренной каши из идей, взятых ими с потолка, или от какого-нибудь нынешнего самозванного «мудреца», знающего больше всех древних просто потому, что живет в наши «просвещенные» времена. В результате, существуют тысячи различных философских направлений, а в «христианстве» – тысячи сект. Как найти во всем этом истину, если ее вообще возможно найти в наши самые запутанные времена? Есть единственное место, где можно найти источник истинного учения, исходящего от Самого Бога, источник, не оскудевший за прошедшие века, но вечно новый, общий для всех, кто право учит о Боге, путеводящий всех пьющих от него к вечному спасению? Это место – Православная Христова Церковь ; источник – благодать Святого Духа, а подлинные учителя, проповедники Божественного учения, исходящего от этого источника – Святые Отцы Православной Церкви. Но увы! Сколь немногие православные христиане знают это и пьют из этого источника! Сколь многие современные архипастыри ведут свою паству не на злачные пажити духовной пищи, к Святым Отцам, но на пагубные стези современных мудрецов, обещающих что-либо «новое», чтобы заставить христиан забыть истинное учение Святых Отцов, учение которых – и это абсолютно верно – совершенно несовместимо с заблуждениями, господствующими сегодня в мире. Православное учение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010