Скачать epub pdf Благая весть о прощении грехов Евангелие – это благая весть о прощении грехов. Как сказал апостолам воскресший Искупитель, «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46–47 ). В Иисусе Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» ( Кол.1:14 ). Писание много раз уверяет, что как только люди покаются, так сразу с радостью и великой охотой Бог их простит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Образы прощения неверной жены у Осии ( Ос.2:19 ), блудного сына ( Лук.15:22–24 ) или благоразумного разбойника ( Лк.23:43 ) подчеркивают, что Бог прощает даже самые возмутительные грехи и оскорбления – как только люди в них каются. Тем не менее люди часто предпочитают тащить бремя греха по жизни, отравляться его ядом и упираться с великим усилием, чтобы как-нибудь не рухнуть прямиком в Божье прощение, которое их поджидает всё это время. Почему? Что мешает людям принять милость Бога? Мы попробуем это рассмотреть. Бремя греха Как-то в новостях я прочитал историю человека, который не справился с управлением грузовиком и стал виновником автокатастрофы. Погибло несколько человек. Водитель покончил с собой. Бывает, что до самоубийства не доходит, но человек губит себя, разрушает свою жизнь, отвергает всякую радость и утешение именно из подсознательного желания наказать себя. У Экзюпери в «Маленьком принце» есть очень реалистичный диалог между принцем и пьяницей: Пьяница: Я пью, чтобы забыть... Маленький принц: Но ты пьёшь, чтобы забыть о чём? Пьяница: Забыть, что мне стыдно. Маленький принц: Чего ты стыдишься? Пьяница: Мне стыдно пить. За человеческой тягой к саморазрушению может стоять это неискупленное чувство вины. Люди пьют, принимают наркотики, совершают грехи за грехами и преступления за преступлениями, иногда даже прямо наносят себе раны, чтобы избавиться от чувства вины. Чтобы как-то искупить её, «отстрадать» и выйти на волю из своей внутренней тюрьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Наставление о деятельной жизни 1 . Если желаем обогатиться добродетелями, восприимем подвиг воздержания, терпения и смиренномудрия, а над всем сим частую молитву, и легко достигнем того, чего ищем. 2 . Получили мы от Христа и Бога нашего заповеди, верное исполнение коих соделывает ревнителей не только равноангельными, но и богоподобными, как то: покаяние, смиренномудрие, непрестанный плач, любовь к Богу от всего сердца, благорасположение к ближнему, чистую молитву, самоотвержение, память смертную, заповедь ходить во свете Его, иметь себя ниже всякой твари и непрестанно Ему молиться. Исполняющий с верою сии Божественные заповеди соделывается сыном Бога и сыном Света, наследником Богу и сонаследником Христу, сотелесным Ему и сообразным образу славы Его. 3 . По чему узнать можно гордого и как уврачевать гордость? Гордого узнать можно по тому, что он всегда ищет возвышения и первенства, а врачевать свою гордость гордый начнет тогда, когда обымет его страх суда: Бог гордым противится ( 1Пет. 5, 5 ). Впрочем, надобно знать, что и убоявшийся суда за гордость не может исцелиться от нее, если не престанет искать возвышения и первенства, подобно тому как не можно забыть какого-либо языка, если совершенно не оставишь не только говорить на том языке, но и слушать говорящих на нем, или как нельзя забыть искусства, если не перестанешь не только делать что по тому искусству, но и смотреть на делающих. Это же должно заметить и о всякой страсти. 4 . Дело покаяния состоит в следующих трех добродетелях: в очищении помыслов, в непрестанной молитве и перенесении скорбей. Спасет не одна наружная деятельность, но паче делание умное, которое навыкших в нем делает бесстрастными. 5 . Брат спросил старца: «Скажи мне, как сделаться монахом?» Старец отвечал ему: «Если хочешь быть монахом, положи правилом стеснять себя во всем». Брат говорит: «Но если случится быть на трапезе любви, что мне делать?» Старец говорит: «Вместо поста, усерднее прильпни тогда к молитве со смирением». Брат сказал: «А могу я вкушать предлагаемое, слушать говорящих и молиться?» Говорит старец: «С самопринуждением все можно». Брат говорит: «Какие помыслы должно иметь мне в сердце своем?» Старец сказал: «Все, о чем мыслит человек, от неба до земли, есть суета, и только навыкший памятовать Господа Иисуса стоит в истине». Брат говорит: «Как же мне приобресть такую память?» Старец сказал: «Труд, смирение и непрестанная молитва утверждают в сердце память Иисусову. И все святые, от начала до конца, спаслись посредством сих трех добродетелей,– а покой, своя воля и самооправдание препятствуют спастись человеку». И еще сказал старец: «Много труда должен подъять человек, пока внедрится в нем память Иисусова, а попускается ему потрудиться над сим для того, чтоб, помня, как трудно досталось ему сие благо, он усерднее охранял себя повсюду, боясь потерять плод трудов своих. Для того и сыны Израиля были водимы 40 лет по пустыне, чтоб, помня о трудах пути сего, они не возвратились вспять».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько лет назад в новостях рассказали о трагедии в Америке. Мать не заметила, что оставила своего ребенка в машине и ушла. Машина стояла на солнцепеке. Когда она вернулась через несколько часов, ребенок был мертв - задохнулся в машине, нагревшейся до 59 градусов Цельсия. Мать пыталась реанимировать ребенка, но у нее не получилось. Вот один из отзывов о матери в российском интернете: «Это ж какой матерью надо быть, чтоб так ребёнка забыть! Я считаю, таких матерей надо стерилизовать или сажать пожизненно!!!!!!!!!!» Знакомьтесь: именно так выглядит гордыня в быту. Человек, страдающий гордыней, не признает человеческих несовершенств и немощей. Он не сознается сам себе, что он может что-то не заметить, что-то забыть, где-то сорваться, где-то и согрешить. Не признавая немощей за собой, он кажется себе лучше и совершеннее других, несовершенных, людей. И, глядя на них свысока, позволяет себе их осуждать - в данном случае осуждать на стерилизацию и пожизненное заключение. Как бороться? Напоминать себе, что «я обычный человек, такой же как все». Признавать свои слабости и немощи. Просить помощи у Бога и людей. Признавать свои грехи. Не ругать себя за них, а просить прощения у Бога и людей. Тщеславие «Что она обо мне подумает? такой неудачник как я не может ей понравиться» - думает молодой человек и не подходит познакомиться с приглянувшейся ему девушкой. «Я сегодня так хорошо выгляжу, а никто не подходит со мной познакомиться и не говорит комплиментов», - думает девушка и у нее портится настроение и внешность. «Как я скажу кому-то, что меня раздражает собственный ребенок? Люди решат, что я плохая мать», - думает молодая мама и не обращается за помощью. «Я поехал на заработки для семьи, а потерял последнее, стыдно рассказать об этом семье, попробую еще заработать и тогда уже вернуться», - думает ограбленный в Москве работяга с Урала, не обращается за помощью, и все глубже и глубже опускается на дно. «Если я не закончу работу к завтрашнему утру, руководство будет меня ругать», думает женщина за 45, игнорирует свое плохое самочувствие и сидит на работе до полуночи. В три ночи за ней приезжает «Скорая» и диагностирует истощение всего организма.

http://predanie.ru/velikijpost/o-strasty...

Рубрики Простила мужу измену, но отношения в семье не улучшились. Как быть? 3 мин., 21.06.2017 Поделиться Вопрос читателя: Здравствуйте. Мне длительное время изменял муж. Я его простила, но забыть про это не могу. Он уделяет время работе, детям и играм на телефоне, но не мне. Меня это гнетёт. Не могу так дальше. Я с ним несколько раз пыталась поговорить, но он не воспринимает всерьез. Мне хочется от всего этого убежать. Держат дети, они любят папу. Что делать??? Подскажите. Заранее спасибо Елисавета Ответ психолога:  На вопрос отвечает христианский психолог — консультант Фролова Наталья Валерьевна и магистрант факультета психологии РПУ Туманян Евгения Здравствуйте, Елисавета! Ситуация, в которой Вы сейчас оказались, действительно очень сложная. Ведь так трудно что-то изменить в семейных отношениях, когда к этому готов лишь один из супругов, а второй даже не идет на контакт. Очень дорогого стоит то, что Вы простили мужу измену. Непросто даже представить, чего это Вам стоило. Ведь человек, оказавшийся в подобном положении, испытывает целый вал переживаний: чувство предательства, покинутости, злость, гнев, чувство обиды, несправедливости. Наверняка и Вам пришлось испытать немало. И всё же Вы нашли в себе силы, чтобы простить, а в случае измены прощение дается крайне нелегко. Святые отцы говорят, что простить – значит оправдать человека на страшном суде перед лицом Бога: «Прости его Господи, потому что я его прощаю, не вини его за это». Но невозможно быстро забыть такое предательство. Кажется, это навсегда врезается в наше сердце. Восстановить доверительные отношения очень непросто. Вы пишете, что супруг, замкнувшись в себе, продолжает сохранять только свои отцовские функции и функции кормильца семьи. Его, как будто, все устраивает в сложившейся ситуации. И не случайно вы употребили слово «гнетёт», это очень тяжелое переживание, такое отчуждение мужа. Вероятнее всего, это настолько измучило Вас эмоционально, что появилось ощущение, будто Вы вне семейного круга: дети и отец общаются, любят друг друга, и Вы стараетесь поддерживать сложившийся уклад в ущерб себе, жертвуя своими чувствами.

http://foma.ru/prostila-muzhu-izmenu-no-...

Атеизм, или безбожие Это такое извращение мыслей, по которому отвергают самое бытие Творца и Промыслителя мира и человеков – Бога. Так как идея Божества неразлучна с существом нашего духа, так как она глубоко запечатлена в разумной природе нашей и весь окружающий нас мир и судьбы жизни человеческой громко говорят нам о Боге, то не без основания сомневаются некоторые, чтобы были когда-либо собственно безбожники. Но, с другой стороны, так как идея эта сама по себе необъятна для нашего разума и её развитие и прояснение не иначе возможно, как при помощи нашего же духа и зависит от свойства и степени умственного и нравственного нашего образования, то нельзя отвергать возможности, в некоторой степени, и этого ужаснейшего заблуждения. По ложным началам, примечаемым в основании этого заблуждения, безбожников разделяют на теоретиков и практиков. Атеизм бывает теоретический, когда он вытекает из философской или научной, вообще мыслительной деятельности, стремится обосноваться на философских началах и оправдать себя научными данными и рассудочными доводами 3 ( Ncaл. IX, 25, 32; XIII, 1 ; Puм. I, 22 ; 2Кор. Х, 5 ; 2Nemp. III, 4 ), и практический, когда человек самой жизнью своей, преступной и безобразной, мало-помалу приводится сначала к забвению о Боге, а потом и к дерзкому отрицанию Его ( 1Kop. XV, 34 ; Фuлun. III, 19 ; Tum. I, 16 ). Психологически вполне возможны и действительно бывают случаи, что человек, никогда не читавши безбожных сочинений и не слыхавши безбожных речей, но долго ведя жизнь развращенную, настолько помрачает и обезображивает образ Божий в своей душе, что последний как бы совсем изглаживается в ней; мысль о Боге посещает Его все реже и реже, и, наконец, и самое напоминание о Боге становится для него тягостным и неприятным; недостаток любви к Богу постепенно превращается в неприязнь к Нему, усыпление совести и омертвление духа и сопровождающее их забвение Бога переходит, особенно под влиянием дьявола 4 , в безрассудное по упорству и слепое отрицание Бога или даже и в яростное, совершенно уже безумное, богохульство. Забывая Бога, но не имея возможности забыть Его окончательно и совершенно,– так как о Нем напоминают и природа, и люди, и история, и собственное существование,– нося в своей душе хотя и смутное, но тем не менее мучительное предчувствие и ожидание страшной кары за преступную жизнь,– нераскаянный грешник усиливается заглушить этот мучительный страх, уверяя себя, что все кончится с концом земной жизни, что на небе нет карателя нечестия, нет Бога (Псал. XIII, 1–5; ср. Ncaл. LII, 2–6 ). Так как отрицательным безбожием следовало бы называть совершенное отсутствие Бога в человеке, а между тем в действительности такого состояния не бывает, бывает же только большее или меньшее отчуждение человека от Бога и от истинного боговедения и от богопочитания или, что то же, от религии,– то отрицательное безбожие точнее можно было бы назвать полубезбожием не в строгом смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

ЗАПОВЕДЬ Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ , 383). Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ , 463). Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» ( Мф. 11, 29 ). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» ( 1Ин. 5, 3 ). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» ( Ин. 15, 17 ). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» ( 1Кор. 13, 1–8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174). Помни о Боге, помнить и о Его заповедях Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390). Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 107). Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА , 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН , 1105). Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 100). Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367). Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108). Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187–188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Книга первая, [в которой представлены 69 опровержений] против помыслов [демона] чревоугодия Из книги Бытия 1 . Против помыслов, имеющих место, что без труда поста, возделывая разумную землю, можно добиться успеха: Иссахар добра возжелал, отдыхая посреди уделов. И увидел он, что место покоя хорошо и земля плодородна, то подверг плечо свое труду и стал земледельцем ( Быт.49:14–15 ) 1 . Из Исхода 2 . Против помысла, который говорит мне: «Не терзай душу свою частым постом, он не принесет тебе пользы и не очистит ум твой»: Он сделал медный умывальник и подставку к нему медную из зеркал постящихся женщин, которые постились у дверей скинии свидетельства, в день, в который он поставил ее ( Исх.38:26 ) 2 .. 3 . Против помыслов, возбуждающих в нас желание есть мясо в праздничный день и советующих нам также есть по причине болезни тела: И скажи народу: «Очиститесь на завтра, и будете есть мясо. ...Не ешьте один день, ни два, ни пять дней, ни десять дней, ни двадцать дней. Месяц дней будете есть, пока не выйдет оно [мясо] из ноздрей ваших. И будет тебе тошнота за то, что ты не послушался Господа, Который среди тебя» ( Чис.11:18–20 ). Из Второзакония 4 . Против помысла, который стремится насытиться едой и питьем и не обращает внимания на вред, проистекающий от наполнения чрева: Наевшись и насытившись, внимай себе, чтобы не забыть тебе Господа Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства ( Втор.6:11–12 ) 3 . 5 . Против помысла, который говорит мне: «трудна заповедь поста»: Ибо заповедь сия, которую Я даю тебе в этот день, не обременительна и не далека от тебя ( Втор.30:11 ). 6 . Против помысла, который желает насытиться едой и питьем и полагает, что от них не происходит ничего плохого для души: И ел Иаков и насыщался, и брыкался возлюбленный; растолстел, стал толст и широк, и оставил Бога, создавшего его, и удалился от Бога, Спасителя своего ( Втор.32:15 ) 4 . Из Книги Царей 8 . Против помысла, который наводит меня на беспокойство и заставляет беспокоиться о недостатке хлеба, масла и других необходимых нам вещей:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Сортировать по Исключить новости Схиархимандрит Иоаким (Парр): Пусть лучше сгорит еда, но мы помолимся ‘Господи, я хотела сегодня помолиться, но так устала…’ Ох, замечательное оправдание! Бог скажет: ‘Я хотел тебя сегодня утром разбудить, но Я тоже устал’. Мы же это от Бога не слышим. 19 марта, 2013 ‘Господи, я хотела сегодня помолиться, но так устала…’ Ох, замечательное оправдание! Бог скажет: ‘Я хотел тебя сегодня утром разбудить, но Я тоже устал’. Мы же это от Бога не слышим. Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, на протяжении многих лет занимается миссионерской деятельностью, организует помощь бездомным. Летом 2011 года отец Иоаким посетил несколько монастырей в России и разговаривал с монахами и монахинями, мирянами, детьми. Он говорил с ними о любви: бесконечной, бескорыстной любви Бога к человеку и любви ответной, которую ждет от нас Спаситель. Публикуемый ниже разговор отца Иоакима с сестрами одного российского монастыря вошёл в книгу «Беседы на Русской земле». Мы, монашествующие, должны забыть, какого мы пола, женского или мужского. Мы — монахи. Господь призывает нас жить вне тех слабостей, причиной которых является наш пол, и в Нем стать едиными. Когда в мужских монастырях мы начинаем осознавать себя прежде всего как мужчин, мы наносим вред нашей монашеской жизни, потому что одновременно с этим в нашей жизни начинают преобладать агрессия и чувственность. То же происходит и среди монахинь. Когда женские чувства преобладают, жизнь значительно осложняется. Бог есть простота, а человек — существо сложное. Эта мысль звучит, конечно, немного как философская концепция, но это означает, что Бог есть исключительно Тот, Кто Он есть, сложностей в Нем нет никаких, как нет отклонений у прямой линии в геометрии. Это мы и обозначаем словом «простота». Когда в мир привносится сложность, тогда вещи становятся запутанными. Например, кто-то вам задает вопрос, и вы в течение часа даете ему ответ — предмет вашего разговора становится очень сложным.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-ioakim-...

Беседа пятнадцатая Сегодня мы постараемся изучить 31-ю главу Книги Бытия. Здесь затрагивается очень важная тема: в каком случае раздор в семье может осуществляться по воле Бога. Это главная тема этой главы. Когда мы видим, что дочери оставляют отца, внуки оставляют дедушку, зять оставляет своего тестя – происходит разрыв. Но он оказывается чем-то совершенно необходимым и совершается по воле Бога. И мы читаем главу 31-ю с 1-го стиха и ниже. « И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие » ( Быт. 31:1 ). О сыновьях Лавана говорилось уже ранее ( Быт. 30:35 ). Прежде всего, надо понять, что значит «услышал» ( Быт. 31:1 )? Может быть, он подслушивал? Конечно же, нет! Потому что, некоторые люди думали нечто «в сердце своем», о других людях. Но это открывалось Божьим пророкам (ср.: Быт. 27:41 ). И, конечно же, Иаков услышал тем тонким духовным слухом, которым обладал и всегда чувствовал, изменение отношений к нему со стороны разных лиц. Итак, сыновья Лавановы говорили: «Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие» ( Быт. 31:1 ). Вот это слово «завладел» ( Быт. 31:1 ) правильнее перевести с еврейского как «содеял» (аса). То есть они его обвиняют в чудесном трудолюбии. Что он, взяв самое худшее, что было у их отца, таинственно преумножил это худшее, и Бог послал ему реальное благословение как Своему пророку. И далее мы читаем: « И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня » ( Быт. 31:2 ). «Заметь, как зависть доводит их до неблагодарности, да и не их только, но и самого Лавана: «И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня» ( Быт. 31:2 ). Слова сыновей встревожили дух Лавана и заставили забыть то, что он прежде сказал в беседе с ним: «Господь благословил меня с приходом твоим» ( Быт. 30:27, 30 ). Человек, благодаривший Господа за то, что с приходом праведника Он благоволил умножить его богатство, теперь, переменив под влиянием детей свои мысли, воспламенился завистью и, видя праведника в великом изобилии, не хотел более обращаться с ним по-прежнему» 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В то время, когда Россия, процветая в результате самодержавного правления, наслаждалась всем счастьем и всей славой, которые могла доставить ей знаменитая государыня, почти все другие царства Европы далеки были от счастья и славы! Там происходили ужасные беспорядки, начались которые во Франции. Жители этой несчастной страны, известные своим легкомыслием и непостоянством, вовлекли в то время свое Отечество в неслыханные бедствия. После войны, происходившей в Америке между Англией и Северо-Американскими колониями, многие Французы, участвовавшие в ней, вернулись в Европу с легкомысленными мечтами о независимости и с безрассудным желанием перемен в управлении государством. Такое желание, ни на чем не основанное и противное тем правилам, которые составляли счастье их Отечества на протяжении целых столетий, довело Французов до величайших беспорядков. Почти с каждым днем беспорядки увеличивались и меньше чем за три года достигли ужасных размеров. Следуя новому, своевольному образу мыслей, они перестали считать священной власть государя — эту власть, установленную законом Божьим. После этого стоит ли удивляться, что они мало-помалу перестали бояться и самого Бога! А человек, дошедший до такого жалкого состояния, человек, имевший несчастье забыть своего милосердного Творца, чего не сделает, на какие злодеяния не решится? Это доказали в полной степени тогдашние Французы. Как только необузданное своеволие довело их до забвения Бога, все преступления стали казаться им дозволенными, но и все несчастья были посланы небесным правосудием на безбожников. Их добродетельный король, Людовик XVI, был первой жертвой ужасного переворота, происшедшего тогда во Франции: безумцы, проповедуя свободу, начали с того, что отняли ее у своего законного повелителя. Этого было еще мало: они лишили его жизни! Они подвергли той же участи и все его семейство и всех тех, кто проявлял малейшую привязанность к нему или к прежнему порядку правления. Невозможно описать все ужасы, какие происходили тогда во Франции: достаточно сказать, что не один год кровь там лилась рекой; что неслыханные злодейства под названием справедливых дел совершались там ежедневно.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010