Весной прошлого года, когда Святейший Патриарх Кирилл принял решение о назначении нового ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», был поставлен вопрос о приведении содержания и внешнего вида журнала в соответствие с теми задачами, которые сегодня стоят перед Русской Православной Церковью. Очевидно, что это масштабные задачи, и потому изменения - в том числе и журнала - не могут ограничиться только внешними формами. Переход на новый макет - это свидетельство серьезных внутренних перемен. Если говорить о формате, то мы сознательно пошли на его увеличение, так как прежний воспринимался «снижено» - как бюллетень или брошюра, но никак не официальное издание. Обилие дизайнерских решений, которыми был перегружен журнал ранее, также визуально принижали его статус. В целом же изменение внешнего вида ­- это естественный процесс, за годы своего существования «Журнал Московской Патриархии» не раз и не два менялся. Дизайн и формат - это не самые сложные вопросы, хотя при оценке результата не избежать субъективных оценок. Кому-то новый журнал понравится, кто-то будет критиковать, но это профессионально и качественно сделанный макет. Не многие церковные издания имеют детально разработанные шаблоны полос и таблицы стилей. Это сложный и кропотливый процесс. У нас эта работа еще не закончена: мы видим свои недоработки, анализируем полученные замечания, и нам необходимо еще несколько месяцев, чтобы макет окончательно устоялся. Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что необходимо определить и сформулировать направления, по которым должны произойти перемены во внутренней структуре журнала, и это очень непростой вопрос. Работая над новой концепцией издания, мы исходили из того, что журнал должен быть не только интересным и полезным чтением, но и реальным помощником в решении широкого круга церковно-практических вопросов.   Предлагаемые вами изменения нацелены в первую очередь на увеличение тиража, или вы также планирует расширение своей адресной аудитории? Как руководитель периодического издания, я, безусловно, заинтересован в увеличении тиража и числа подписчиков. Однако увеличение аудитории может идти разными путями. Не вижу первостепенной необходимости в привлечении тех читателей, которые сегодня не знают «Журнале Московской Патриархии». Такая задача потребовала бы от нас другой концепции, ориентированной на массового читателя с соответствующей тематикой публикаций и внешним видом.

http://bogoslov.ru/article/581416

Все настоящие указания высшей церковной власти клонятся к тому, чтобы направить деятельность архипастырей, а за ними и пастырей, в строго церковное русло и парализовать стремление некоторых епископов и подведомственных им священников выходить, так сказать, за ограду церковную и простирать свое влияние вне своих непосредственных паств. Дорожа свободой исповедания веры и широкой возможностью совершать во все умножающихся, благодарение Богу, храмах церковные богослужения и молитвы, – архипастыри и пастыри, и верующие миряне не должны подавать повод к возможному осуждению их в том, что они злоупотребляют дарованной им свободой, что духовенство (а в особенности епископы) – склонно «расширять воскрилия риз своих», 1675 и забывая о том, что наше служение есть следование по пути «смиренного сердцем Иисуса», 1676 нашего пастыреначальника и Господа, идти по несвойственному духу православного пастырства пути мирскому с его тяготением к внешним земным правам и благам. 1677 Журнал этого заседания Синода не был опубликован. Архиереи получали его копии из Патриархии, а уполномоченным этот же текст рассылался в качестве приложения к инструктивному письму, в котором прямо сообщалось, что этот указ появился в результате рекомендации, полученной патриархом Алексием 1296 от Совета. 1678 Для священников и архиереев, пытавшихся организовать религиозное просвещение, этот указ был ударом. Их позицию высказал архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) . В своем письме, адресованном патриарху, святитель Лука писал, что постановление, запрещающее проповедовать детям и учить их закону Божию, его потрясло и что лучшие священники обращаются к своему архиерею с вопросом, зачем они крестят детей, если не могут их научить. 1679 По всей видимости, письмо святителя Луки задело патриарха, и в ответном послании он достаточно подробно аргументировал свою позицию. 1680 Патриарх писал, что запрещена не проповедническая деятельность вообще, а лишь проведение под видом проповедей «систематических уроков, предполагающих специальный созыв детей, как на школьные уроки». 1681 Патриарх, в частности, ссылался на напечатанную в «Журнале Московской Патриархии» статью самого святителя Луки, где говорилось о том, что у Православной Церкви нет оснований для вражды против правительства. 1682 Перечислив шаги, которое власти сделали навстречу Церкви (возвращение мощей, открытие духовных учебных заведений, открытие храмов), патриарх писал, что при воспитании и обучении прихожан не следует выходить за пределы прав, которые государство предоставило Церкви, нельзя обходить или нарушать законы государства. Слишком активные действия Церкви могли, по мысли патриарха, нарушить status quo и снова вернуть эпоху массовых гонений. Поэтому невозможность открытия воскресных школ признается в этом письме чуть ли не благом:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Напомним, 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Сам обвиняемый на это судебное заседание не явился, потому что, по словам о.Андрея, у него «с какой-то стати подскочило давление (за 180)». «Отлеживался весь день. Уведомил суд», — сообщал Кураев на своей страничке в «Живом журнале». Позже протодиакон подал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о проведении повторного заседания епархиального суда по вопросу о лишении сана. И вот Епархиальный суд города Москвы принял решение повторно рассмотреть 4 марта «дело Кураева», согласно его ходатайству. 4 марта Епархиальный церковный суд г. Москвы, ознакомившись с ходатайством и заслушав обвиняемого, не нашёл причин для пересмотра судебного решения и подтвердил ранее принятое решение . Итак, Святейший Патриарх дал протодиакону Кураеву шанс на исправление, или, как выражаются недоброжелатели, оставил в подвешенном состоянии между небом и землёй, издав указ на мораторий. С точки зрения аппаратно-управленческой, надо признать, что Патриарх нашёл самое удачное решение, которое не только удивило всех, но законсервировало проблему. Чем завершится эта история, трудно сказать. Пока, судя по реакции самого отца Андрея, он гордыню смирять не хочет. Пока он только иронизирует над патриаршим решением, пока ему важнее сохранить лицо перед своими «братьями по либеральному разуму». Но как знать, возможно церковность победит. Всё-таки принимал он сан не для того, чтобы вести страничку в ЖЖ и выступать с комментариями на «Эхе Москвы». Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. Спаси Господи Спаси Госоподи раба Божьего заблудшего отца Андрея! 2. Верное решение... В принципе, нормально... Но.../Святейший простит!/— надо дать не " шанс " , а конкретную работу... Пусть с современным Церковным судом разберётся... Как раз по его мозгам работка... Да и ему/ув. О. А/пригодиться ещё как может...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/05/pa...

Подпишитесь на наш Телеграм В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с  тегом «Московская Патриархия в защиту мира» . Сегодня публикуем текст Германа Федоровича Троицкого (1934–1995) — кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии, вице-председателя Молодежной комиссии Христианской мирной конференции, главного редактора (1963–1966) журнала «Голос Православия» (немецкоязычное православное издание), многажды публиковавшегося в «Журнале Московской Патриархии». Как должно быть ясным из всех наших предыдущих выпусков, авторы ЖМП в своих текстах «в защиту мира» всегда развивали миротворческое богословие не само по себе, не абстрактно, как если бы вопросы войны и мира парили бы в каком-то вакууме, а конкретно — в широком социально-политически-экономическом контексте. Предлагаемый сегодня текст Троицкого ставит этот контекст в центр внимания; если авторы рубрики «В защиту мира» развивали миротворческое богословие как элемент системы социально-политически-экономического богословия, то в данном случае один из этих авторов, Г. Ф. Троицкий, занимается социально-политически-экономическим богословием как таковым. Социальное служение христиан и богословие революции Реферат, прочитанный на семинаре по вопросам международного мира между представителями Русской Православной Церкви и Церкви Братьев в США (Женева, 22–29 июля 1969 года).

http://blog.predanie.ru/article/sotsialn...

То, что оставление кафедр по причине опасности, исходившей от богоборцев, не является преступлением, подтвердил Патриарх Тихон. Во-первых, ВЦУ на Юге России в Крымский период (1920 г.) почти полностью состояло из архиереев, покинувших свои кафедры. Однако Патриарх Тихон признавал их распоряжения законными. Во-вторых, после переезда иерархов за границу Патриарх Тихон не осудил их и даже согласился с новыми назначениями, как в случае с митрополитом Платоном (Рождественским), архиепископом Евлогием (Георгиевским) и епископом Серафимом (Соболевым). Зарубежное ВЦУ уже на первом заседании решило обратиться в Константинопольскую Патриархию для урегулирования своего статуса. Благословение было получено. 2 декабря 1920 года последовала грамота местоблюстителя патриаршего престола митрополита Дорофея за на имя митрополита Антония (Храповицкого). Русским архиереям было разрешено создать временную церковную комиссию (Эпитропию) под высшим управлением Константинопольской Патриархии для руководства церковной жизнью русских колоний в пределах православных стран10. Этот документ не давал оснований для организации самостоятельной церковной структуры, что не представляется удивительным: Константинопольский престол не потерпел бы рядом с собой какой-либо самостоятельной церковной власти. Права комиссии были существенно урезаны и в области брачных разбирательств, что впоследствии стало причиной постоянных столкновений11. Однако Пат­риархия не возражала против существования Русской Зарубежной Церкви для руководства беженцами, что подтвердил в 1922 году митрополит Каллиник (Деликанис). Согласно его статье в журнале Константинопольского Патриархата «Церковная истина», Фанар объяснял поддержку РПЦЗ духовными причинами, прежде всего желанием помочь страждущему русскому Православию12. Само Зарубежное ВЦУ видело себя не «комиссией», подчиненной Константинополю, а полноценным руководящим органом. Сразу после получения указа ВЦУ сообщило русским зарубежным приходам, что является правопреемником Высшего церковного управления на Юге России и представляет собой высшую власть для заграничных приходов впредь до установления «правильных и свободных сношений» с московской церковной властью13.

http://e-vestnik.ru/history/zarubezhnoe_...

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Июня 24. Согласен ходатайствовать». 6 июня 1906 года. 19 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф; временные преподаватели – заслуженные ординарные профессоры П.И. Цветков и Η.Ф. Каптерев; заслуженные ординарные профессоры А.Д. Беляев и М.Д. Муретов , ординарные профессоры – С.С. Гла- —85— голев и M. М. Тареев ; экстраординарные профессоры – А.П. Голубцов, А.А. Спасский и И.Д. Андреев ; исправляющие должность доцента – С.И. Смирнов , Д.Г. Коновалов, Н.Л. Туяицкий и А.П. Орлов и вольнонаёмный лектор В.П. Лучинин. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Апр. 22. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 апреля за 4453: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 13 минувшего Марта 487, журнал Учебного Комитета за 125, с заключением Комитета, по представленному Вашим Преосвященством ходатайству Совета Московской духовной академии о разрешении принять студента II курса Казанской академии Петра Хадзарагова в число студентов того же курса Московской академии, с освобождением его от обязательного изучения греческого языка. Приказали: В виду неблагоприятных для здоровья Петра Хадзарагова климатических условий в г. Казани и одобрительного о нем отзыва Начальства Казанской духовной академии, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской духовной академии принять Петра Хадзарагова в число студентов II курса сей академии, с освобождением его от обязанности изучения в течение академического курса греческого языка, так как, по §101 Устава дух. академий, для академических студентов обязательно изучение только одного из древних языков, Хадзарагов же сдал экзамен по латинскому языку при Казанской духовной семинарии в объёме семинарского курса и при переходе с I-ro на II-й курс Казанской академии; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „Дек. 14. Постановления по статьям первой и девятой утверждаются; с постановлением по третьей согласен; действительный студент Василий Юрасов утверждается в степени кандидата богословия (ст. VII); прочее, в чём следует, принять к исполнению“. 22 декабря 1895 года Присутствовали, под председательством ректора академии, архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров: В. Ключевского , Г. Воскресенского, В. Кипарисова , А. Шостьина , не присутствовавших по семейным обстоятельствам, и Н. Заозерского , находящегося в отпуску. Слушали : I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „Дек. 1. Объявить обоим“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 28 ноября за 6065: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 13 сего ноября за 688, по ходатайству совета Московской духовной академии об утверждении профессоров сей академии: ординарного – Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова, выслужив- —455— ших в должностях штатных преподавателей академии по 25 лет, в звании заслуженных профессоров. Приказали : профессоров Московской духовной академии: ординарного – Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова, выслуживших при сей академии в должностях штатных преподавателей по 25 лет, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в звании заслуженных профессоров; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ. Определили : 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению; 2) об утверждении ординарного профессора Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова в звании заслуженных профессоров, внести в формулярные о службе их списки. II . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „Дек. 1. В совет академии“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 29 ноября текущего года за 6066: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали· 1) представление Вашего Преосвященства, от 20 минувшего октября за 620, по ходатайству совета Московской духовной академии об утверждении помощника инспектора названной академии, кандидата богословия, Ивана Андреева в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: „Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия (хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них)“, Сергиев Посад, 1895 года и 2) представление Преосвященного Херсонского, от 13 сего ноября за 304, с отзывом об упомянутом сочинении. Приказали : Помощника инспектора Московской духовной академии, кандидата богословия, Ивана Андреева , удостоенного советом сей академии степени магистра бого-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Научно-богословский журнал Московской духовной академии «Богословский вестник» включен в список ВАК 10 мая 2018 г. 12:52 Издаваемый при Московской духовной академии научно-богословский журнал «Богословский вестник» вошел в список научных журналов Высшей аттестационной комиссии России (ВАК). Решением президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2018 года издание включено в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Данное событие представляет собой новый важный этап в развитии образовательной деятельности Московской духовной академии и делает журнал печатным органом, который официально представляет научную деятельность МДА перед лицом ученой общественности и органами государственной власти. Таким образом, журнал «Богословский вестник» аккредитован публиковать результаты научных исследований по трем отраслям науки и четырем группам специальностей: Включение «Богословского вестника» в список журналов ВАК сразу по четырем группам специальностей очень важно, поскольку придает журналу статус междисциплинарного издания, в рамках которого возможны публикации материалов не только по богословским дисциплинам (теология), но и по филологическим наукам — классической филологии, византийской и новогреческой филологии, славянским языкам, а также по философским наукам и группам специальностей философия религии и религиоведение. С 2015 года журнал «Богословский вестник» выходит с периодичностью два сдвоенных номера в год, повысились требования к публикуемым материалам, статьи стали снабжаться аннотациями и ключевыми словами на русском и английском языках, библиография имеет транслитерацию и английский перевод. В журнале публикуются работы профессорско-преподавательского состава МДА, результаты выпускных квалификационных работ, а также исследовательские материалы отечественных и зарубежных специалистов.

http://patriarchia.ru/db/text/5191964.ht...

Минут двадцать «сердечно прощался» на КПП, наконец, вывалился на улицу. На сине-синем вечернем небе горели звезды, светила ярко луна, падал большими хлопьями первый снег, похожий на маленькие кусочки ваты на новогодней елке. На улице не было ни души, и я шел по первому снегу, как по белому полотну, в новую жизнь. — Что там ждет впереди?! Почему Господь выбелил мне эту дорогу?! Согласен на ассенизатора Дома была большая радость, и до весны можно было пожить и подумать, какие планы строить на будущее. На семейном совете решили: попытать счастья в родной школе, устроиться работать художником, если возьмут, конечно. — Такой ставки у нас нет, — сказал директор, — хотя, может, что-нибудь и придумаем. Ассенизатором можно оформить. Преподавателем пока не могу — мест нет, хотя ты и педагог. Согласен на ассенизатора? — Конечно, согласен, мне лишь бы до весны у Вас поработать, за это время и школу можно будет оформить. Сидя на втором этаже школы за оформлением стендов, потихоньку от школьного начальства почитывал журналы Московской патриархии, подаренные мне в свое время отцом Дмитрием. Запомнилась статья о вечере в память митрополита Филарета Московского в Духовной Академии в Лавре, который проводил митрополит Таллинский Алексий — председатель учебного комитета Московского Патриархата. В журнале красовалось его доброе лицо с чуть седоватой бородой, и промелькнула мысль: — Эх, написать бы ему письмо: «Дорогой дедушка! Забери меня отсюда». Но куда писать? Зазвенела капель за окном, с каждым днем все настойчивее напоминая о приближении весны и о неизбежном отъезде из родного дома. По тревожным взглядам мамы догадывался: переживает — скоро разлука. — Сынок, ну куда ты поедешь? Отец болеет. Уедешь, кто знает?.. Совсем «плохой» станет. Ленинград ведь не соседняя деревня. Оставайся ты уж дома. — Да я бы остался. Только работы нет, и образование не закончено ведь. Об этом тоже надо думать. Всю жизнь на завалинке не просидишь, — отвечал маме. — Что делать? Уехать и бросить папу, которому реально ничем не могу помочь? — сердце разрывалось на части.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Владыка умел преподнести студентам блестящий образец экзегетического восприятия текста: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Ответный удар со стороны обиженного, пояснял он, способен лишь оправдать и спровоцировать новую агрессию обидчика, в то время как мужественное и великодушное перенесение несправедливо нанесенной личной обиды может образумить и нравственно обезоружить его. Владыка указывал на особые достоинства четырех канонических Евангелий, каждому из которых он в разные периоды своего духовного возрастания отдавал преимущественное предпочтение. Он стремился привить студентам любовь к евангельскому тексту, пробудить в них творческий интерес к новозаветной проблематике и с этой целью предлагал им индивидуальные задания и темы для научно-богословских исследований. То исключительное внимание, с которым Владыка, несмотря на свою непомерную занятость в Издательском отделе, относился к каждому студенту, к каждому студенческому сочинению, поражало воображение тех, кто это внимание способен был по-настоящему оценить. Как человеку высшего церковного призвания и долга, Высокопреосвященнейшему митрополиту Питириму было присуще обостренное сознание необходимости тщательнейшего исполнения своих служебных обязанностей. По учебному расписанию он являлся на все уроки, лекции и зачеты, участвовал в качестве научного руководителя и научного оппонента в работе кафедр по рассмотрению диссертаций выпускников, приезжал на заседания Совета Академии и Семинарии, на которых делал сообщения о своих заграничных командировках. Особенно памятными остались декабрьские заседания Совета, после которых Владыка Питирим дарил всем членам профессорско-преподавательской корпорации настольные церковные календари на новый год, бывшие в то теперь уже отдаленное от нас время в изрядном дефиците. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим оставил ценное богословское наследие, множество его работ рассеяно в Журналах заседаний Совета Академии, в «Богословских трудах», в «Журнале Московской Патриархии», в других периодических и фундаментальных церковных изданиях. За совокупность научно-богословских трудов в 1985 году в связи с празднованием 300-летнего юбилея Московской Духовной академии он был удостоен присуждения ученой степени доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010