Скачать epub pdf Предисловие В связи с тем, что “Журнал Московской Патриархии” (Ж. М. П.) является официальным печатным органом Русской Православной Церкви и в его издании участвует вся Ее Церковная Полнота, то неслучайно на его страницах регулярно публикуются Патриаршие послания, приветствия, заявления и указы, определения Священного Синода, Деяния Соборов и Архиерейских совещаний, официальные сведения о важных событиях церковной, общественной и государственной жизни, юбилейных и памятных событиях. Традиционно журнал помещает и сообщения о наречениях и хиротониях новых епископов, их биографии. По этим публикациям можно проследить путь служения Святой Церкви каждого иерарха. Большое внимание уделяется и приходской жизни, монастырям и духовным школам. Журнал систематически знакомит читателя с историей, современной жизнью и служением Помесных Православных Церквей, сообщает о канонизации новых святых. Особое место занимают публикации на экуменические и миротворческие темы. В «Журнале Московской Патриархии» за 1984–2000 гг. опубликованы сотни проповедей, посвященных различным темам, десятки статей по изъяснению Священного Писания , православной догматике, нравственному и пастырскому богословию, канонике, литургике, патристике, церковному искусству и т. д. Таким образом, публикации огромного количества материалов по самым разнообразным областям церковной жизни и деятельности нуждаются в подробном тематическом Указателе, который бы позволил читателям Журнала широко и активно использовать публикуемый богатый материал в зависимости от их интересов. Таким Указателем, информирующим читателей о всех материалах, опубликованных на страницах журнала за 1984–2000 гг. и является каталог «Журнала Московской Патриархии». Данный каталог является своего рода прямым продолжением работы кандидата богословия И. Н. Судосы, первого составителя систематического библиографического указателя «Журнала Московской Патриархии» за 1931–1935 гг. и 1943–1983 гг. Благодаря его поддержке и помощи, как научного руководителя, составлен и этот Указатель, за что автор со своей стороны приносит искреннюю признательность и благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Публикуется впервые. Из истории певческой культуры Сергиева Посада Статья была задумана в связи со сбором материала об истории Загорской музыкальной школы, в которой когда-то, в конце 1940-х годов, С.3. Трубачев преподавал теоретические предметы. В то время школа, представлявшая собой деревянное двухэтажное здание, находилась возле Белого пруда. Из учеников С.3. Трубачева хотелось бы отметить А. Потапова – солиста Московской филармонии, о. Леонида Горячева – преподавателя регентской школы при Московской духовной академии, И. Нештакову (Погребову) – преподавателя Сергиево-Посадской музыкальной школы. Из преподавателей, о которых Сергей Зосимович внес в подготовительные материалы выясненные сведения, можно назвать Евгению Флегантовну Бострем (18981962), Марию Афанасьевну Бобылеву (18881972). Публикуется впервые. Песнопения панихиды в русской музыке В начале 1980-х годов, живя в Сергиевом Посаде, Сергей Зосимович принимает непосредственное участие в подготовке издания Троицкого Ирмология, работает над биографическими материалами священника Павла Флоренского, создает обработки и сочинения для церковных хоров. Превосходное знание как церковной музыки, так и сочинений русских композиторов, позволяли ему делать неожиданные открытия и сопоставления. Наблюдения над музыкальными примерами, привлечение литературных и биографических материалов, связанных с темой панихиды, особенно близкой С.3. Трубачеву в связи с памятью об ушедших близких, переросли в специальную статью, законченную в феврале 1984 года и зачитанную как доклад в Московской духовной академии. Текст доклада был опубликован в «Журнале Московской патриархии» 12 за 1985 год (С. 6477). В настоящем издании статья публикуется полностью; некоторые нотные примеры приводятся в виде автографов С.З. Трубачева, сохранившихся в подготовительных материалах. Нотный архив духовно-музыкальных сочинений диакона Сергия Трубачева Включая в сборник статей сведения о церковно-музыкальных сочинениях диакона Сергия (Трубачева), составители стремились таким образом наиболее полно представить читателю личность автора. Список сочинений был составлен в 1995 году самим Сергеем Зосимовичем по просьбе архиепископа Истринского, викария Московской патриархии Арсения, в связи с подачей С.3. Трубачевым прошения Святейшему Патриарху Алексию II о рукоположении в сан диакона. В настоящее время, однако, при подготовке нотного сборника сочинений диакона Сергия к печати его составителями игуменом Андроником (Трубачёвым) и диаконом Михаилом (Асмусом) список сочинений был дополнен и переработан. В таком виде он публикуется в этом издании.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

1989. 1. С. 111115. Доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном творчеству П. А. Флоренского, в Бергамо. 878 «Свою жизненную задачу Ф. понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению», – сказано в автобиографической заметке в энциклопедии «Гранат» (т. 44, с. 144). 882 В примечании к термину «новое религиозное сознание» П. А. Флоренский перечисляет его представителей: Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус и Д. Философов. «В разных смыслах и разных степенях сюда же примыкают или примыкали Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), Н. А. Бердяев и др.». «Столп...», с. 684. –Примеч. ред. 883 Можно было вспомнить, что тут будто отозвалась и розановская мысль из « Опавших листьев»: «Бог не церемонится с человеком» (Короб II. С. 27). 886 Публикуется по изданию: Журнал Московской патриархии. 1982. 4. С, 6575. Доклад был прочитан на юбилейном собрании в Московской Духовной академии 22 февраля 1982 года, посвященном 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского. 887 Эта подмена особенно настойчиво проводится в жизнь с начала XX столетия представителями так называемого «религиозного ренессанса», и особенно Парижской богословской школы. В Московской Духовной академии онтологический (сущностный подход к изучению реальных явлений, был основанием богословской мысли. 889 Феодицея, или теодицея (по Эразмову, более принятому на Западе и вообще в светской науке чтению), оправдание Бога (от греч. Theos– Бог и dike– суд, суждение, оправдание). 891 Часть этой работы – «Иконостас», опубликована несколько ранее, в 1972 году, в сб. 9 «Богословских трудов». 893 Статья печатается по авторскому экземпляру расширенного варианта работы: Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки. Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1989. С. 180201. С другой стороны, публикуемая работа является частью ненапечатанной монографии о Флоренском, которая писалась в 1970-е гг. Другой фрагмент из нее см. в журнале «Начала» (1993. 4. С. 98117). 894 Настоящая работа – изложение отдельных идей моей книги «Миросозерцание Флоренского» (1974, не опубликовано).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Март. 17. Согласен, и представлено с приложениями». 12 марта 1897 года Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров: В. Ключевского и В. Кипарисова , не присутствовавших по болезни. Слушали : I. Препровождённую Правлением Московской духовной семинарии при отношении от 14 февраля 1897 года за 87 копию указа на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 10 февраля текущего года за 712: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 20 декабря минувшего года за 25595, по сообщённому через Министра Иностранных Дел ходатайству Патриарха Константинопольского о принятии в одну из духовных академий на казённый счёт окончившего курс Халкинского богословского училища Феодора Евстратиадиса. Приказали : По обсуждению настоящего предложения, Святейший Синод определяет: 1) разрешить совету Московской духовной —22— академии принять окончившего курс Халкинского богословского училища Феодора Евстратиадиса в число академических студентов с начала будущего 1897–1898 учебного года; в настоящем же учебном году предоставить Евстратиадису право, для лучшей подготовки к получению академического образования, слушать уроки в VI классе Московской духовной семинарии и 2) назначить Евстратиадису на содержание в семинарии, со дня поступления в оную, и в академии, с начала 1897–1898 учебного года, стипендию в установленном размере, из части доходов с имений заграничных монастырей в Бессарабии поступающей в распоряжение духовного ведомства; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, а в Хозяйственное Управление передать выписку». На подлинном резолюция Его Высокопреосвященства от 11 февраля за 318: «Семинарское правление пошлёт академическому копию с сего указа, приняв оный к исполнению».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диссертация заканчивается рассуждением об отношении св. Епифания к Александрийской и Антиохийской богословским школам и следующими словами: «Если отношение Епифания к Оригену не позволяет причислить Епифания к александрийцам, то некоторые особенности его богословствания, приближающие его к типу богослова школы Александрийской и близость его к Афанасию Великому не позволяют отнести его и к антиохийским богсловам. Остается одно: Епифаний не был в собственном смысле слова ни антиохийцем, ни александрийцем. Он просто был церковным писателем, усвоившим до некоторой степени особенности той и другой школы» 11 . Спустя более чем 100 лет преподаватель византологии Московской Духовной Академии протоирей Валентин Асмус опубликовал в журнале Московской Патриархии краткую статью под названием: «Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)» 12 . 3 . Из непереведенных сочинений на русский язык Епифания наиболее значимы экзегетические сочинения св. Епифания, сохранившиеся в катенах, а также ряд посланий, среди которых три послания посвящены малоизученной в русском богословии теме – отношению св. Епифания к святым иконам. Из этих посланий наиболее достоверным является послание Иоанну Иерусалимскому, полностью сохранившееся на латинском языке (скорее всего в несколько искаженном виде) и частично на греческом. К тому же циклу сочинений по тематике относятся «Трактат против делающих образы» и «Завещание гражданам». 1. Tractatus contra eos qui imagines faciunt (fragmenta)Λγος κατ τν πιτηδευντων ποιεν εκνας CPG 3749 Epistula ad Theodosium imperatorem (fragmenta)πιστολ πρς Θεοδσιον τν βασιλα CPG 3750 Testamentum ad cives (fragmenta)Διαθκη πρς τος πολτας CPG 3751 Epistula dogmatica (fragmentum) CPG 3752 Epistula ad Joannem Hierosolymitanum (лат.) CPG 3754 TLG 11 (fr. Gr.) PG 43, 379–392 Весь вышеуказанный цикл принадлежит св. Епифанию, согласно немецкому исследователю Г. Коху (1916) 13 и ряду других, принадлежит только частично 14 – согласно авторитетному мнению русского византолога Г. Острогорского и современного канадского историка церковного исскуства свящ. Стефана Бигхама 15 св. Епифанию могли принадлежать только «Завещание» и «Послание Иоанну Иерусалимскому» 16 – или вовсе не принадлежит. Не исключено, что иконоборцы сочинили и приписали св. Епифанию ряд подложных обосновывающих их учение мест. Выяснение надежной источниковедческой базы, которое имеет принципиальное значение для оценки богословских воззрений св. Епифания, выходит за пределы нашего доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Известный русский религиозный философ князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905) опубликовал указатель литературы по истории религии 1280 . Серьезный анализ развития российской историко-церковной науки в XIX в. оставили А.П. Лебедев , H.H. Глубоковский, профессор всеобщей истории Казанского университета Николай Алексеевич Осокин (1843–1895) 1281 . Были опубликованы справочные издания (не всегда полные) по отдельным направлениям богословских исследований: церковной истории 1282 , патрологии 1283 , каноническому праву 1284 , литургическим изданиям 1285 . Имеются также справочники и указатели, где учитываются материалы периодических изданий по духовной тематике 1286 . Во 2-й половине XX в. были опубликованы «Описание изданий, напечатанных кириллицей, 1689 – январь 1725» (M., 1958), «Описание изданий гражданской печати, 1708 – январь 1725» (M., 1955), «Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в., 1725–1800» (в 5 т. M., 1962–1967), максимально учитывающие издания в фондах крупнейших отечественных библиотек. В пятитомник включены авторы из среды духовенства (писатели, богословы, переводчики и проч.), есть указатели – именной, систематический (по богословию, патрологии, церковной истории) и др. В 2000 г. начато издание «Сводного каталога русской книги, 1801–1825». Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) с 1994 г. ежеквартально издает роспись книг и статей по религиоведению, поступивших в ИНИОН (с указанием шифра хранения), сопровождаемый предметным и именным указателями 1287 . Возможность составить суждение о состоянии и развитии отечественных историко-церковных исследований после 1917 г. дают библиографические указатели «Православие» 1288 , «Исихазм» 1289 , «Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей (1947–2000)» 1290 , каталоги изданий Московской патриархии 1291 , систематический библиографический указатель публикаций в «Журнале Московской Патриархии» 1292 , указатель христианской периодики на русском языке 1293 , указатель литературы по раннему христианству 1294 , отдельным проблемам церковной истории 1295 (включая историю протестантских деноминаций 1296 ), церковному искусству 1297 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В арт-центре «КвАРТира 10» состоялась презентация нового независимого портала Русской Православной Церкви Заграницей «Русский пастырь» , подготовленная сайтом «Православие и мир». Публикации портала будут посвящены темам пастырского служения, пастырской практики, прихода, богослужебного устава, соборности. Значительная часть этих статей была опубликована в журнале «Русский пастырь», издаваемом Русской Православной Церквью Заграницей в период 1986-2003 гг., но несмотря на  актуальность с ними еще не знакомы читатели России и новые поколения православных американцев. Алексей Реутский 17 декабря 2013 г. 17:40 Лига безопасного Интернета расширила свой веб-фильтр большим списком сайтов, форумов и групп в социальных сетях, созданных адептами тоталитарных сект и деструктивных культов. Помимо связанных с насилием, порнографией, наркотиками, суицидом и нецензурной лексикой страниц, теперь бесплатный сервис Лиги блокирует еще 1,7 тыс. религиозных и околорелигиозных сектантских Интернет-адресов. Дмитрий Анохин 22 ноября 2013 г. В Киеве проходит организованный Информационно-просветительским отделом Украинской Православной Церкви VIII фестиваль православных средств массовой информации. Он собрал рекордное количество участников — свыше полутора тысяч человек. Главным событием вчерашней программы форума стал круглый стол «Будущее церковных СМИ: форматы и тенденции», с основными докладами на котором выступили глава Отдела по делам молодежи УПЦ епископ Обуховский Иона, глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда и ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин. Дмитрий Анохин 2 октября 2013 г. 11:00 Сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению diaconia.ru представил в Интернете обновленную версию. Он сориентирован теперь на три основных направления. Это новости отдела, информация о дистанционных обучающих семинарах (вебинарах), которые проводит отдел, а также методические материалы, необходимые для организации социальной работы на приходе и в епархии Алексей Реутский 20 августа 2013 г. 13:49 Вышел в свет третий номер журнала «Храмоздатель» — специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о проектировании, строительстве, реставрации и содержании храмов. Главная тема номера ­­– вопросы теории храмового зодчества, подготовки архитекторов, критерии оценки качества проектов.   9 июля 2013 г. 14:31 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/massmedia/page/...

Стриханову, который поставил на голосование вопрос о вступлении в НОТА на правах членов новых вузов: Южного федерального университета, Московской духовной академии , Астраханского государственного университета; Волгоградского государственного университета; Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова; Института дружбы народов Кавказа. Новые вузы приняты в состав ассоциации единогласно. Таким образом, в состав НОТА в настоящий момент входит 67 вузов. Далее владыка Иларион предоставил слово председателю Научного совета Ассоциации профессору Д.В. Шмонину, который сообщил о завершающем этапе конференции и работе редакционной комиссии. Подчеркнув важность работы всех трех федеральных площадок — в Казани , Санкт-Петербурге и Москве, Д.В. Шмонин озвучил порядок выработки общей резолюции, учитывающий предложения, прозвучавшие ранее, а также те, которые еще предстояло выработать на московской площадке 9 и 10 декабря. Был определен порядок работы редакционной комиссии конференции. Затем исполнительный директор Ассоциации Г.И. Теплых огласила приказ президента Ассоциации «о поощрении по итогам работы вузов — членов НОТА в 2020 г.». Ряд ректоров, профессоров и преподавателей награждены благодарственными письмами, почетными грамотами и благодарностями от имени президента и Совета Ассоциации. Мероприятия в Москве продолжились 10 декабря работой научно-практической конференции «Теология как воспитательный инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде», организованной для проректоров по воспитательной работе и безопасности образовательных организаций высшей школы — членов Ассоциации. Этот форум тематически отвечает основной задаче итоговой площадки — рассмотрению теологии как современного воспитательного ресурса. Всего мероприятия в Москве собрали свыше 320 участников. Видеозапись мероприятий конференции размещена на УоиТиве-канале НОТА. Публикация материалов конференции планируется в международном научном журнале «Вопросы теологии» и ежегоднике «Теология и образование». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5733152.ht...

Arhiva Alaska. O misiune de succes 17 ianuarie 2014 16:56 Об истории и уроках церковной миссии на Аляске в интервью ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнину рассказал председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2014 ). — Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 220 лет прибытия на Аляску первой духовной миссии. 25 декабря 1793 года миссионеры отправились в путь из Петербурга на Аляску через Москву, Иркутск и Охотск. Какие цели были у монахов-миссионеров? — В первую очередь миссионеры оказывали духовную помощь русским людям, которые открывали и осваивали заокеанские земли. Также в обязанность им вменялось проповедовать евангельские нормы жизни местным жителям. Ко времени прибытия первой духовной миссии на Аляску многие из автохтонов уже были знакомы с духовными традициями русских, среди них уже были и крещеные. Крестили их приезжавшие туда на промыслы миряне: мореходы, купцы, промышленники, и, что интересно, со стороны алеутов тогда уже звучали просьбы о направлении к ним священника. Так было, например, на острове Уналашка, когда его посетили члены первой миссии по пути на Кадьяк. Купцы Г.И. Шелихов и И.Л. Голиков, основатели торгово-промысловой компании в Тихоокеанском регионе, которая впоследствии была реорганизована в Российско-американскую компанию, ходатайствуя о назначении миссионеров на Аляску, надеялись, что это поможет укрепить русские поселения и через христианизацию туземцев положит конец конфликтам между ними и русскими. Встретив миссионеров в Иркутске, Шелихов договорился с ними о единой политике по развитию нового края. Он просил их взять на себя обучение в школе детей местных уроженцев и заботу о библиотеке, передав им книги в дополнение к тем, что они везли с собой из столицы. Также он хотел, чтобы миссионеры участвовали в хозяйственном развитии русских поселений, используя свои знания и навыки в земледелии, архитектуре, металлургии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3526726...

Сайт СПбПДА: ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ» ВКЛЮЧЕН В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ИНДЕКСА НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ) ноября 2013 Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии " Христианское чтение " включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). На данный момент в системе размещена информация о 8 номерах журнала за 2011-2012 гг. со свободным доступом к статьям журнала до 2011 г. включительно. Информация о номерах за предшествующие годы продолжает размещаться. Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии " Христианское чтение " включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). На данный момент в системе размещена информация о 8 номерах журнала за 2011-2012 гг. со свободным доступом к статьям журнала до 2011 г. включительно. Информация о номерах за предшествующие годы продолжает размещаться.  Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) - это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая информацию о цитировании публикаций из более 4000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых и уровень научных журналов.  Значительно более полный электронный архив номеров журнала за 1868-1917 и 2009-2012 гг. в формате pdf доступен по адресу http://christian-reading.info. Архив позволяет осуществлять поиск материалов по номерам журнала и по именам авторов. Текст: Редакция журнала " Христианское чтение " Фото: скриншот страницы РИНЦ с информацией о журнале " Христианское чтение " Поделиться 11 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010