Закрыть itemscope itemtype="" > Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии Светлой памяти автора (†23.05.2021) 22.08.2021 1861 Время на чтение 27 минут От редакции сайта «Благодатный Огонь»: В мае этого года отошел ко Господу протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов (†23.05.2021). Отец Владимир родился 9 июня 1931 года в Касимове Рязанской области в семье священноисповедника протоиерея Сергия Анатольевича (память 5/18 декабря) и Лидии Дмитриевны Правдолюбовых. В 1954 г. окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «математика» и два года учительствовал в средней школе. Осенью 1956 г. стал псаломщиком Никольской церкви г. Касимова, весной 1957 г. женился на Нине Ивановне Филюшкиной и был рукоположен во священника к той же церкви. Со своей матушкой Ниной Ивановной воспитал двух дочерей и четырех сыновей, из которых трое стали священниками. Учился заочно в духовных школах в Ленинг раде (Санкт-Петербурге) и Загорске (Сергиев-Посаде). В 1978 г. стал кандидатом богословия. C 15 февраля 1967 по март 2004 года настоятель Никольского храма г.Касимова. Был так же в должности благочинного г.Касимова. Ныне отец Владимир – Почетный настоятель Никольского храма г. Касимова, в котором прослужил непрерывно более 60-ти лет. Отец Владимир являлся духовным наставником многих поколений касимовцев и воспитателем духовенства Рязанской епархии. При содействии отца Владимира в Касимове возродились многие храмы. Отец Владимир оставил после себя много трудов и воспоминаний. На протяжении нескольких лет отец Владимир Правдолюбов был постоянным автором православного журнала и сайта «Благодатный Огонь», где были опубликованы множество его замечательный статей о проблемах современной церковной жизни. Отец Владимир был блестящим полемистом с представителями либерального православия в лице американского протопресвитера Александра Шмемана и неообновленческого движения в лице американского протопресвитера Александра Шмемана и священника Георгия Кочеткова. Батюшка был хранителем традиций православного богослужения. Всё это нашло свое выражение во множестве статей и публикаций отца Владимира в журнале «Благодатный Огонь». Предлагаем читателям одну из статей приснопамятного отца Владимира.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Святитель во время войны написал ряд патриотических, антифашистских статей-проповедей, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии». Вообще святитель своих проповедях выступал поборником христианского гуманизма (в отличие от многих современных «ревнителей», святитель не видел в этом термине ничего зазорного). Тем интереснее его точка зрения относительно смертной казни для нацистских военных преступников. Этой теме он посвятил две статьи, опубликованные в журнале Московской патриархии. Одна из статей,  «Праведный суд народа» , была опубликована  в том же журнале в феврале 1944 года, спустя два месяца после того, как прошел  Харьковский судебный процесс над немецкими военными преступниками (а за полгода до этого – Процесс над пособниками немецких оккупантов в Краснодаре). Оба процесса упоминаются в статье. В своей статье святитель Лука ставит вопрос о допустимости (и даже необходимости) казни нацистских преступников с точки зрения христианской морали. Вот характерные отрывки из статьи: «Неслыханные злодеяния захватчиков-фашистов не могут ни в коем случае оставаться безнаказанными... Совесть народа не терпит и в своей среде нарушений  нравственных требований, имеющих всеобщее значение, и настоятельно требует смерти злодеев... А казнь обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов будет великим праздником для попранного нравственного чувства всей той части человечества, в которой живет закон правды, а не закон насилия… И Церковь Христова, высшая носительница закона правды, не останется в стороне от этого праздника, ибо это будет победа над силами зла, возмутившими все человечество, наказание антихристов, поправших закон братства и любви; и вместе с тем это будет праздник освобождения немецкого народа от власти правительства, поставившего своей целью уничтожение совести в своем народе. Это ли не великий праздник для Церкви!… Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой “любите врагов ваших”? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим! »

http://ruskline.ru/opp/2022/06/08/svyati...

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон ЖМП 10 октябрь 2021 /  9 ноября 2021 г. 15:00 К 90-летию «Журнала Московской Патриархии» Архиереи Русской Православной Церкви поделились своими воспоминаниями о том, какую роль в их жизни сыграло наше издание.  PDF-bepcuя. Приобретенный во второй половине 1990-х годов опыт помог мне создать полноценное книжное издательство в Новосибирской епархии В середине 1960 годов мой зять (муж старшей сестры), ныне заштатный протоиерей Борис Демушкин, закончил Полиграфический институт и поступил в Московскую духовную семинарию , где преподавали глава Издательского отдела епископ Питирим (Нечаев; впоследствии митрополит ) и его заместитель священник Анатолий Просвирнин (в будущем архимандрит Иннокентий). После моей демобилизации из армии через отца Бориса, которого привлекали к корректуре готовых текстов (штатных корректоров в Издательском отделе не хватало), состоялось и мое знакомство с ними. Вскоре я тоже стал трудиться внештатным корректором, а с созданием Богословского отдела в октябре 1976 года вошел в штат и начал работать референтом под руководством отца Анатолия. Мы ютились в тесных комнатенках в подсобных помещениях Успенского собора Новодевичьего монастыря , но коллектив подобрался прекрасный, дружный и квалифицированный: так, научным руководителем редакции работал Павел Уржумцев, ответственным секретарем — Вячеслав Овсянников. Первой моей публикацией в «Журнале Московской Патриархии» стал некролог о протоиерее Александре Ветелеве — маститом настоятеле Знаменского храма в Переславской слободе, вводную лекцию которого я слушал, поступив в первый класс Московской духовной семинарии. Отношения с советской властью тогда стали мягче. Помимо подготовки к печати так называемых Русских Миней с использованием богатейшего архива святителя Афанасия Ковровского, собравшего сведения о всех прославленных для местного почитания святых Русской Церкви, нам удавалось издавать Канонники, Требник, «Настольную книгу священнослужителя», но цензура была жесточайшая. В богословских вопросах назначенные Советом по делам религий цензоры разбирались плохо и, как правило, оставляли в текстах даже поминовения семей российских императоров (не будучи вполне уверенными, богослужебная это цитата или слова автора). Но в журнале у меня из проповеди однажды вычеркнули фразу «Церковь дает человеку верные идеалы».

http://e-vestnik.ru/analytics/k_90-letiy...

Журналу " Церковь и время " – 10 лет ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ Журналу " Церковь и время " – 10 лет 15.10.2001 10 октября 2001 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся торжественный акт, посвященный десятилетнему юбилею издаваемого Отделом журнала «Церковь и время».  Десять лет назад по инициативе и при активном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ставшего главным редактором издания, был основан журнал, явившийся ответом Русской Православной Церкви на вызовы современности. Первый номер журнала вышел в 1991 году, большую роль в его становлении сыграл Е.А. Карманов – известный издатель церковной литературы, многолетний сотрудник Издательского Отдела и Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. После выхода третьего номера журнала издание в 1992 году было приостановлено по финансовым причинам. Через шесть лет, в 1998 году, его выход возобновился, а заместителем главного редактора журнала «Церковь и время» был назначен секретарь ОВЦС по межхристианским связям иеромонах (ныне игумен) Иларион (Алфеев).  За время своего существования журнал «Церковь и время» стал авторитетным церковным органом, сочетающим в себе церковно-общественную и научно-богословскую тематику. В журнале регулярно публикуются статьи ведущих богословов Русской Православной Церкви – иерархов, клириков и мирян; видных общественных деятелей; ученых–специалистов в области библеистики, патристики, церковной истории. Ценнейшие архивные материалы соседствуют в издании с публикациями на темы, волнующие христиан нашего времени.  В журнале регулярно публикуются выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, постоянных членов Священного Синода, официальные документы Церкви, исследования по святоотеческой письменности, новые переводы творений святых отцов с греческого, коптского и сирийского языков, полемические статьи на научные темы. Будучи адресован широкому кругу читателей, журнал вместе с тем сохраняет высокий научный уровень.

http://zavet.ru/news/news011011.htm

прп. Андрей Рублев с житием ЖМП 7 июль 2011 /  24 июня 2011 г. Язык веры. Православная культура на страницах " Журнала Московской Патриархии " Можно смело утверждать, что большинство деятелей русской культуры опирается в своем творчестве на систему православных ценностей. В разные периоды существования «Журнала Московской Патриархии» (а в этом году мы отмечаем его 80-летие, 1931–2011) проблемы культуры по-разному освещались на его страницах. В первый период своего существования (1931–1935), в условиях открытых гонений на Церковь со стороны государства, разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы говорить в журнале о православном мировоззрении деятелей русской культуры. То, что они в большинстве были верующими людьми, в те времена считалось их естественным и извинительным недостатком — пережитком проклятого прошлого, который только мешал им в их творчестве. Да и объем журнала был слишком мал для освещения таких тем. Другой стала ситуация после его возобновления в сентябре 1943 года. Конечно, характер атеистического государства не изменился, но тогда шла Великая Отечественная война, поэтому публикуемые материалы не только освещали важнейшие события возрождения церковной жизни (возобновление патриаршества, избрание Патриархов Сергия, а затем Алексия I, открытие духовных учебных заведений и др.), но и ободряли защитников Родины примерами славного прошлого Русской земли. И здесь очень важны были не только жизнеописания ее великих воинов: святого благоверного князя Александра Невского, генералиссимуса Суворова, фельдмаршала Кутузова и других, но также и рассказы о творцах русской культуры, прославивших наше Отечество во всем мире. И материалы, посвященные православной русской культуре, стали появляться в возрожденном Журнале. Характерным стал в этом отношении за 1944 год, где были опубликованы сразу три статьи, задавшие темы многих последующих работ. Первая такая статья — о великом русском иконописце Андрее Рублеве 10. С. 22–24). Конечно, статья эта, хотя и напечатанная в церковном издании, несет на себе отпечаток атеистического времени: так, в ней почти нет слов «Бог», «Церковь», «вера» и т.п., зато много говорится о том, что в традиционные византийские иконографические схемы русский художник вложил новое содержание, отчего его искусство — пусть и религиозное, идеалистическое — переродилось в искусство новое, национальное. В ней можно найти и такие утверждения: «Вряд ли догадывался Андрей Рублев сам о великом значении своей “Троицы”». В духе времени говорилось также, что в «русских сказаниях преобладают суровые ноты возмездия от Великого Судьи», что помогло художнику создать замечательные фрески «Страшного суда». Вот таким было первое выступление журнала на темы культуры, задавшее искусствоведческое направление в его публикациях.

http://e-vestnik.ru/analytics/yazyk_very...

М.В. Лисовская Скачать epub pdf  Игумена Марк (Лозинский) 1957 году был принят сразу в 3-й класс Московской духовной семинарии, успешно закончив которую, был принят в 1959 году в Академию. 19 декабря 1962 года принял иноческий постриг с именем Марк. В 1963 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и оставлен в ней профессорским стипендиантом. Начал преподавать гомилетику в семинарии (с 1965 года – и в Академии). C марта 1964 года стал сотрудником (а с сентября того же года – помощником заведующего) Церковно-археологического кабинета. С 1968 года он – доцент МДА. В 1969 года возведён в сан игумена. В начале 1969 года игумен Марк сделал доклад «Великий учитель русской церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника )». В первой половине 1970-х годов группа православных священнослужителей, среди которых были игумен Марк (Лозинский) , иеромонах Елевферий (Диденко), архимандрит Георгий (Тертышников) и протоиерей Георгий Глазунов, тайно извлекли и перевезли останки Феофана Затворника в Троице-Сергиеву лавру. Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) » он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утверждён профессором Академии. В начале 1971 года сделал доклад «Святой Николай, архиепископ Японский». Многие его статьи были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970, 1973), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Скончался 29 января 1973 года. В 2 «Московского журнала» за 2011 год были опубликованы мои воспоминания об архимандрите Матфее (Мормыле). В этих воспоминаниях речь шла и об игумене Марке (Лозинском)  – друге отца Матфея (к сожалению, по моей вине в статью вкралась ошибка: с отцом Марком меня познакомил не иеромонах Варнава (Кедров), а иеромонах Варнава (Улитин), скончавшийся в Троице-Сергиевой лавре в 1967 году). Здесь же я хочу подробнее рассказать об игумене Марке, каким я его знала.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Документы Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха) 24.10.2006 17:45 Сообщение N° 18-06 18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1. Взаимоотношения с Московской патриархией: Совет Архиепископии ознакомился с Журналами заседаний Священного Синода Московской патриархии от 6 октября 2006 г.  a) Совет Архиепископии принимает к сведению предложение Московской патриархии рассмотреть проблемы, возникшие в последнее время между Экзархатом и Московской патриархией, в рамках собеседований между Московским и Константинопольским патриархатами ( Журнал 104 п.3 ). Совет приветствует такое начинание, поскольку создалась тягостная для всех нас ситуация, и мы, живущие здесь, переживаем эти раздоры с болью и огорчением. Поэтому Совет Архиепископии надеется, что собеседования между ответственными лицами обоих Патриархатов - с учетом различных аспектов настоящей ситуации - позволят снизить напряженность и восстановить мир при соблюдении экклесиологических и канонических норм православного Предания.  б) Совет Архиепископии считает нужным дать некоторые уточнения относительно канонического положения Преосвященного епископа Амфиполийского Василия, а также клириков, перечисленных в журнале заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г., которые, как говорится в постановлении Синода, «в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического священноначалия» Русской Православной Церкви. С этими уточнениями можно ознакомиться в приложении .  в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале 104 : Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего Епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

26 декабря 1967 года состоялось заседание Совета Московской духовной академии и семинарии, посвященное обсуждению докторской работы профессора-протоиерея Александра Андреевича Ветелева. О. Александр родился в 1892 году в с. Черном, Нижегородской губернии, в семье диакона. Многочадные родители растили своих детей в тяжелых условиях бедного сельского прихода и с детства приучали их к труду и стремлению к образованию. В 1913 году Александр Андреевич окончил духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1917 году. В 1923 году он окончил Высший Юридический институт в Севастополе, а в 1929 году – Педагогический институт в Москве. В 1945 году Александр Андреевич становится преподавателем Православного Богословского института (реорганизованного впоследствии в Московскую духовную академию). В том же году он принимает священный сан и одновременно с педагогической работой служит в одном из московских приходов. В 1949 году о. Александр защитил магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» и был избран профессором Московской духовной академии. О. Александру принадлежит несколько научных работ: 1. Учебный курс проповедничества в России. 2. Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики. 3. Курс лекций по пастырскому богословию. 4. Краткий курс по патрологии (восточные отцы Церкви V–VIII вв.). 5. Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека). 6. Преподобный Феодор Студит как церковный песнотворец. Кроме того, в «Журнале Московской Патриархии» с 1951 года было напечатано 26 статей о. Александра на разные богословские темы и 28 проповедей. В журнале «Голос Православия» – 3 проповеди . О. Александр Ветелев представил в Совет академии на соискание докторской степени пятитомный труд: Том 1 в двух частях: Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. Том 2: Сборник недельных (воскресных) поучений. Том 3: Сборник великопостных и пасхальных поучений. Том 4: Сборник праздничных поучений. Том 5: Статьи. 1. О пастырской душепопечительности. 2. Богословское содержание иконы Троицы Андрея Рублева. 3. Гефсимания. 4. Христос и грешница.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

ОБЗОР ПРЕССЫ КЛЕВЕТА КАК НОРМА ПОПРАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СТАЛО НОРМОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ I. За несколько месяцев до выборов большинство отечественных СМИ окончательно выявило свою природу – быть преданной служанкой своих финансовых и политических покровителей, рвущихся всеми доступными и недоступными способами к власти. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на 5-м Всемирном Русском Народном Соборе 6 декабря 1999 года сказал, что недостойные методы ведения предвыборной кампании — " грех, не угодный Богу и осуждаемый народом " . В борьбе за депутатский мандат в ход шли исключительно приемы уголовного мира: ложь, шантаж, подкуп, клевета, лжесвидетельства, угрозы. Любопытно, что сами журналисты, судя по их лексике и методам манипуляции информацией, четко осознавали свою принадлежность к криминальной стихии. Так, Яков Кротов в журнале " Континент " 100) в своем очерке о Святейшем Патриархе Алексии II обмолвился: " Номенклатура " забила стрелку " в монастыре " . Александр Никонов в журнале " Огонек " 36, 1999) в интервью с дьяконом Андреем Кураевым пошел еще дальше: " Я решил в натуре разобраться с ним и чисто конкретно попросить ответить за свои слова... Стрелку отец Андрей забил мне в храме... Мне, как атеисту, честно говоря, до фени ваши религиозные разборки " . (К материалам Я.Кротова и А.Никонова мы еще вернемся ниже.) Примечательным событием последних месяцев было решение " Большого Жюри " при Союзе журналистов лишить обозревателя ОРТ Сергея Доренко звания журналиста за " грубые нарушения профессиональной этики и правил поведения журналистов " . Сколько мы ни старались прочесть в печати те пять пунктов, по которым Жюри вынесло свое решение, такого издания мы не нашли. Обнаружили мы его только в Интернете. Почему же это решение не было опубликовано, даже теми изданиями, которые по политическим воззрениям являются противниками С. Доренко? Дело в том, что практически ни одно из СМИ не оказалось бы чистым в отношении этих " пунктов " . Приведем их:

http://pravoslavie.ru/press/obzor1.htm

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Михаил Поздняев: Религиозная жизнь Путина – это его privacy Михаил Константинович Поздняев. Родился в 1953 году. По образованию филолог. Работал в литературной редакции на Всесоюзном радио, в журнале " Сельская молодежь " , газете " Семья " , журнале " Столица " , " Общей газете " , " Огоньке " . С сентября 2003 года – обозреватель " Новых Известий " . Как вы можете сформулировать позицию " Новых Известий " в освещении религиозной темы? " Новые Известия " ежедневная восьмиполосная газета. Постоянной религиозной рубрики у нее нет. Тексты на общественно-религиозные темы выходят на седьмой полосе – полосе " Общество " . Политика газеты в подаче религиозной темы состоит в том, чтобы не сосредотачиваться на какой-то одной конфессии. Мы стараемся давать взвешенные оценки. Приветствуется не авторская, а скорее информационная и аналитическая журналистика. Моя личная установка такова: отмечать в этой теме не аппаратные события, торжественные конференции, заседания и празднования, о которых и так много говорят, а стараться найти темы не озвученные, которые в меньшей степени понятны светскому невоцерковленному читателю. Ведь некоторые, например, не подозревает, что кроме Русской Православной Церкви существуют и другие Поместные Церкви. Я стараюсь по возможности в своих текстах следовать двум установкам. Первое: в меру сил становиться на сторону меньшинства, так как история свидетельствует, что любое меньшинство, как правило, является гонимым. Второе: развенчивать миф, будто Церковь (я имею в виду Православную) представляют только иерархи, потому что самая важная работа, которая происходит в РПЦ, происходит в глубинке и на приходах. Нужно ли сегодня защищать РПЦ? Я сам прихожанин Русской Православной Церкви Московского Патриархата. И думаю, что ее главная защита – поиск истины и справедливости. Очень подозрительно, что людей привлекает в Православной Церкви ее могущество. Сегодня, когда Церковь не гонима и открыта для всех, именно сегодня нужно говорить о проблемах, которые перед ней стоят.

http://religare.ru/2_7702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010