Заключает 4-й параграф рассуждение о власти священника прощать грехи. Эта власть - не католическое измышление, а прямое указание Спасителя. Другое дело, что католики, фактически потерявшие эту власть, оторвали ее от покаяния человека - прощались грехи (конечно без практического прощения на небе) при помощи индульгенций - за какой-то подвиг (прочитать столько-то молитв, или нанести себе столько-то ударов бичом), за участие в крестовом походе и - в конце концов! - просто за деньги. Но отрицать власть прощать грехи искренне кающимся, которой обладают православные архиереи и священники - значит, идти против Господа и Его Церкви. Несколько слов о заключении. Пятый параграф призывает сочетать изложенное в главной части с современной практикой. То есть, производится характерный для Шмемана откат, цель которого - постепенное, почти незаметное врастание в ту практику, которую Шмеман предложил в главной части. Современные неообновленцы, теряя терпение, этими хитрыми советами Шмемана пренебрегают. Очень часто заставляют причащаться неготовых почти насильственно. В шестом параграфе говорится об общей исповеди. Что-то здесь можно почерпнуть и приемлемое для современного контингента исповедующихся. По правде говоря, я не очень внимательно читал шестой параграф. В произведениях Шмемана много хороших и правильных слов - и выследить в них еретические мысли довольно трудно - я устал от этого занятия. Не всегда он употребляет слова в их привычном значении, что создает дополнительные трудности для читающего. Думаю, сказанного о первых четырех параграфах достаточно, чтобы понять вред для Православия, который несет в себе публикация этого доклада в Журнале Московской Патриархии. К счастью (вот именно «Не было бы счастья да несчастье помогло») долгие годы большую часть объема Журнала Московской Патриархии занимали тошнотворные экуменические выступления и резолюции (они печатались по указанию безбожной власти - и только при этом условии она разрешала печатать в журнале и чисто церковные материалы). Поэтому церковные люди усвоили прочную привычку читать ЖМП выборочно, выуживая из него действительно интересное и полезное. Есть надежда, что и сейчас православные люди, пользуясь религиозным чутьем, не будут читать то, что вредно, как делали они это в советское время. Но эта надежда не снимает с пастырей Церкви обязанности указывать на то, что опасно для веры.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Алла Георгиевна Чулюкина, заведующая редакцией Журнала Московской Патриархии в 1985–1994 годах: – Я с Валентином Арсентьевичем Никитиным вместе работала в «Журнале Московской Патриархии», где он был редактором, притом пишущим. Он был очень талантливым автором прекрасных статей не только в журнале, но и в книгах, которые в то время, к сожалению, издавались только за рубежом. У него было очень легкое перо. Но узнала я его еще раньше, где-то в 1973-м году, когда он пришел работать в Издательский совет Московской Патриархии под начало отца Иннокентия (Просвирнина), который был заместителем главного редактора по научной работе, а фактически – вторым лицом в Издательском совете после владыки Питирима. Сначала Валентин работал там внештатно, а потом поступил в штат. Он выполнял многие поручения владыки Питирима. Писал хорошо, быстро, грамотно. Когда он работал уже в ЖМП, мы находились под бдительным вниманием Совета по делам религий. Тогда шаг влево – шаг вправо приравнивался к расстрелу, и что-то изменить в структуре журнала было практически невозможно – и тем не менее он был инициатором «Поэтической страницы» в журнале и всячески ее продвигал. Валентин Арсентьевич был очень добросовестный, с тонким поэтическим вкусом, чуткий и деликатный, невероятно работоспособный, добрый и доброжелательный ко всем человек. Царствие ему Небесное! Валентин Арсентьевич Никитин. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Галина Гурьевна Гуличкина, редактор Издательства Сретенского монастыря: – Это был человек необыкновенной доброты. Он спешил на помощь каждому, кто в ней нуждался, хотя сам очень часто был крайне занят, ведь он был крупный литератор и поэт. Но Валентин откладывал в сторону все свои дела, если кому-то надо было помочь. Например, когда заболел автор книги «Сорок сороков» Петр Паламарчук, с которым они очень дружили, Валентин Арсентьевич ходил в больницу и ухаживал за ним до последнего дня. Не было ни одного человека, который бы с ним общался и не получал этого доброго отклика. Мы все знали, что ему можно позвонить в любой момент, когда тебе трудно и тяжело, и он все бросит и начнет помогать по силе возможностей, подключая разных знакомых. У него в принципе не могло быть врагов – настолько он был добр.

http://pravoslavie.ru/106899.html

Обо всем было доложено Митрополиту Николаю, и он охотно санкционировал мое сотрудничество в журнале. Уже летом мы обменялись любезными письмами. 1 октября я вновь переступил хорошо мне знакомый порог бывших игуменских покоев в Новодевичьем. Около кабинета дежурил новый секретарь Владимир Талызин. Не знаю, по какому принципу Владыка подбирал штат своих секретарей. Если судить по внешним впечатлениям, то он подбирал по признаку наибольшей антипатичности. Хамоватые, неотесанные, с замашками «вышибал» из второразрядных «заведений», они составляли любопытный контраст с безукоризненно воспитанным, европейски любезным хозяином. Впрочем, может быть, так было и надо. Владыка был, как всегда, очарователен. Я сделал ему комплимент: сказал, что за десять лет, которые я его не видел, он мало изменился. «Комплиментщик!» — воскликнул Владыка. Действительно, комплиментщик: взял грех на душу — он сильно постарел. Затем я вручил ему его проповедь, записанную мною за 26 лет перед этим, которую он произнес 20 января 1930 года в Питере. Взял, начал читать. Словом, на этот раз я выступил в несвойственной мне роли придворного льстеца. «Слушай, такой человек может даже понравиться», — сказал со свойственной ему язвительностью мой друг Павлов, когда я ему рассказал о моем «подарке». Затем начался деловой разговор. В очень осторожных выражениях Владыка санкционировал мое сотрудничество в журнале и одобрил мой план написания «Истории Русской Церкви ХХ века». Подробный план работы, отпечатанный на машинке, я представил тут же. Для первого визита достаточно. Затем в соседний кабинет. К милейшему Анатолию Васильевичу. Мой «конкордат» с Патриархией был заключен. Началась новая полоса в моей жизни. В течение трех лет я писал для журнала. Ни один номер не обходился без моей статьи. Дело, однако, осложнялось тем, что по нелепым советским установкам сотрудничать в журнале я не имел права. Журналу запрещено было брать людей со стороны. Сотрудничать могли только лица, официально санкционированные Советом по делам Православной Церкви. Советский школьный учитель и одновременно сотрудник «Журнала Московской Патриархии» (или ЖМП, как его принято было называть в быту) — внутреннее противоречие. Проще всего было оформить меня штатным сотрудником. Но Владыка Николай и А. В. Ведерников обещали, медлили, без конца тянули. Видимо, немного побаивались «enfantterrible».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Руководитель Пресс-службы Московской Патриархии прокомментировал вопрос о присутствии клириков в Живом Журнале 20 июля 2009 г. 12:29 Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский дал интервью порталу Богослов.ru , в котором ответил на вопросы иеромонаха Адриана (Пашина) о деятельности православных священнослужителей в «блогосфере». О. Владимир оценил число православных священнослужителей, имеющих собственные блоги в ЖЖ, приблизительно в 500 человек и отметил, что это довольно скромный показатель, учитывая миссионерское призвание любого клирика и двухмиллионную аудиторию читателей русскоязычной блогосферы. Вместе с тем руководитель Пресс-службы Московской Патриархии подтвердил свою критическую оценку ряда тенденций в стилистике ЖЖ-дискуссий с участием священнослужителей, данную в свое время на круглом столе, посвященном проблеме конфликтов в Церкви: «Вообще пустословие, стеб, зубоскальство — одна из отличительных черт стиля " блогосферы " . Вместо того чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ. Хорошим тоном здесь является охаивать правящих архиереев, высмеивать церковных чиновников, иронизировать по поводу церковных мероприятий. Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас — авторов и пользователей — зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства». В то же время о. Владимир оценил как весьма позитивную и перспективную практику создания communities (сообществ) по интересам в среде православных авторов ЖЖ-дневников: «”Профильная” информация, публикуемая в сообществах юзеров, в отличие от иных СМИ, не только оперативна и интерактивна, но и более адресна. Кроме того, здесь информация подразумевает ответную реакцию заинтересованных лиц — участников сообщества, в результате живой полемики информация обрастает множеством нюансов, обогащается дополнениями и оценками специалистов».

http://patriarchia.ru/db/text/698599.htm...

« ...  надеемся, что Вы по-христиански согласитесь на процедуру Extraction для украинского гарнизона в Мариуполе и дадите возможность находящимся в окружении гражданским лицам, полицейским, пограничникам и военным выйти на контролируемую Украиной территорию либо на территорию третьих стран. Многие страны сочтут за честь взять посредничество в этой операции. Прошу Вас выбрать любую из них во Имя Воскресшего Христа » . К слову, никаких мирных жителей, о которых упомянул митр. Онуфрий, в «Азовстали» уже на той момент не было. Державшие их в заложниках их все же выпустили, очевидно, уже предусматривая для себя вариант сдачи. Странное дело, в плену у наших – тысячи простых украинских солдат, в большинстве не замаранных военными преступлениями, но спасти решили именно явных нацистов. Неизвестно, что побудило митрополита Онуфрия выступить с таким обращением. Может быть (и даже скорее всего), его заставили, но так ли иначе те, кто знает о преступлениях нацистов из никак не согласятся со словами владыки. В связи с этим уместно вспомнить то, что в свое время думал об участи нацистских военных преступников  святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Святитель во время войны написал ряд патриотических, антифашистских статей-проповедей, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии». Вообще святитель своих проповедях выступал поборником христианского гуманизма (в отличие от многих современных «ревнителей», святитель не видел в этом термине ничего зазорного). Тем интереснее его точка зрения относительно смертной казни для нацистских военных преступников. Этой теме он посвятил две статьи, опубликованные в журнале Московской патриархии. Одна из статей,  «Праведный суд народа» , была опубликована  в том же журнале в феврале 1944 года, спустя два месяца после того, как прошел  Харьковский судебный процесс над немецкими военными преступниками (а за полгода до этого – Процесс над пособниками немецких оккупантов в Краснодаре). Оба процесса упоминаются в статье. В своей статье святитель Лука ставит вопрос о допустимости (и даже необходимости) казни нацистских преступников с точки зрения христианской морали. Вот характерные отрывки из статьи:

http://ruskline.ru/opp/2022/06/08/svyati...

2.1. Зарубежные церковные периодические издания Как отмечает исследователь, «существенная трудность в изучении темы заключается в том, что даже в крупнейших книгохранилищах нашей страны отсутствуют полные комплекты основных периодических изданий РПЦЗ. Самое большое в России собрание периодики русского церковного зарубежья хранится в отделе религиозной литературы и литературы русского зарубежья Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГИБЛ) в Москве». 525 Первым официальным печатным органом РПЦЗ стал журнал «Церковные ведомости», он издавался с 1922 г. по 1930 г. при Высшем Русском Церковном управлении за границей, под редакций Е.И. Махароблидзе. В журнале публиковались послания Соборов и Синода Зарубежной Церкви, Определения Соборов, указы и другие документы. Для историков зарубежного Православия материалы журнала очень важны, так как именно на его страницах отражено зарождение РПЦЗ и ранний период ее истории. «Публикация в журнале Архиерейского Синода в 1922 г. важнейших документов московского ВЦУ, возглавляемого патриархом Тихоном, – указа 362 и указа 348 (349) давала возможность зарубежным исследователям истории Русской Церкви полнее осмыслить ее непростой путь... Между тем, в России эти документы были опубликованы значительно позже». 526 Сдвоенный выпуск журнала 67 за этот же год почти весь был посвящен реакции ВРЦУ за границей на арест большевиками Патриарха Тихона. В журнале были опубликованы многочисленные обращения-воззвания в защиту лично Первосвятителя и гонимой Церкви – от митрополита Антония (Храповицкого) , архиепископа Кентерберийского Томаса (Дивизина) и др. В результате такого международного давления, 27 июня 1923 г. большевики вынуждены были освободить Патриарха. Заметка об этом имела подзаголовок: «Радость Российской Православной Церкви». 527 Кроме официальных документов ВЦУ «Церковные ведомости» печатали различные свидетельства о религиозной жизни в Советском Союзе, получаемые из разных источников. Секретарь Сербского Патриарха Варнавы В.А. Маевский писал, что редактор журнала Е.И. Махароблидзе «не только сохранил, но и углубил свои русские связи и, невзирая на все трудности, поддерживал сношения со многими представителями епископата и духовенства в СССР». 528 Это представляется тем более важным, если учитывать тот факт, что до начала 1930-х гг. Московская Патриархия не имела своего печатного органа – лишь к 1931 г. митрополит Сергий добился разрешения на издание «Журнала Московской Патриархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он приводит читателя к мысли о том, что для русского человека, русской культуры хоровое искусство имеет особое значение и может стать фундаментом не только музыкального образования, но и воспитания национального самосознания. (Интересно отметить, что в 1959 году С.3. Трубачевым написана статья «О задачах хорового общества в Карелии» к Учредительному съезду Всероссийского хорового общества.) Публикуется впервые. О священнике Павле Флоренском Исконные ритмы души Как следует из подзаголовка, статья была закончена в 1982 году, в год 100-летия со дня рождения П.А. Флоренского. Названием ее послужили слова из «Воспоминаний» о. Павла. Именно в этой статье Сергеем Зосимовичем были заложены основные темы для последующих исследований: «Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского», «Музыка и символ в творческом преломлении П.А. Флоренского», «В общении с Флоренским». Значительно сокращенная, под заголовком «Музыкальный мир П.А. Флоренского», статья была опубликована в журнале «Советская музыка» в 1988 году ( 8. С. 8189 ; 9. С. 99102). Полностью текст публикуется впервые. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского Этот текст с некоторыми сокращениями был прочитан 10 февраля 1983 года как доклад на одном из вечеров, проводившихся в Московской духовной академии, и сопровождался исполнением музыкальных произведений в звукозаписи. Текст доклада с сокращениями опубликован в Журнале Московской патриархии (1983. 5. С. 7478). Несмотря на то что этот доклад в значительной степени повторяет обширное исследование «Исконные ритмы души», его построение и конкретная направленность получают иное и по-своему мощное звучание. При подготовке статьи к публикации в журнале Сергей Зосимович составил список опубликованных источников, цитаты из которых он привел в тексте. Кроме того, им были привлечены и неопубликованные источники, а также составлен ряд примечаний к докладу. Эта система оформления статьи сохранена и для данной публикации. Священник Павел Флоренский и М.В. Нестеров

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Это был 1962 год. Но в общецерковной жизни все время происходили какие–то кризисы и потрясения. В это время умер митрополит Николай . Когда мы приехали на похороны, один иностранец сказал: «Я не ожидал, что его никто не любит». Действительно, никто не плакал. Митрополит Николай был прекрасным человеком, замечательным епископом, но он был одиночкой, он никому не доверял и всю жизнь прожил один. У него была только одна «дама», его то ли крестная мать, то ли воспитательница, из старой аристократии, — это был единственный его близкий человек. И когда митрополит умер, никто, как говорится, не пролил слезинки. Смерть его была трагической, потому что он сделал все для того, чтобы стать угодным в глазах Совета и власть предержащих, но в тот момент, когда он перестал быть нужным, он был просто отставлен — и все. Лежал и говорил: «Я ничего не понимаю, не понимаю!..» — он не мог смириться с тем, что человек, которого показывают в советских фильмах, который представлял Советский Союз на бесчисленных конгрессах, постоянно выступая в качестве одного из лучших ораторов, речи которого печатались в «Правде», вдруг лежит в своем деревянном домишке на Бауманской, никому не нужный. Вскоре после этого и Анатолия Васильевича Ведерникова тоже удалили из редакции «Журнала Московской Патриархии» , вообще начались какие–то перемены. (Анатолий Васильевич давал мне возможность печатать статьи в журнале Патриархии. Впервые они появились в 1958 году. Я взял «Сына Человеческого», которого написал в это время, и по главкам помещал в «Журнале Московской Патриархии».) Я чувствовал, что положение ненормально: с епископатом, с «официальной» Церковью у духовенства возникает какой–то внутренний раскол. Мы перестаем им доверять: ведь практически все епископы пошли на эту реформу, все согласились… И вот тогда — в конце, кажется, 1962 года — я решил это положение как–то изменить. Началось все с самой невинной вещи. У меня было несколько друзей–священников, которые не кончили духовных академий; сам я еще только учился в Академии заочно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Глумление над фотографиями священников: Как остановить? Несколько дней в журнале Лебедева идет коллективно разрисовывание портрета Патриарха. Как приостановить это глумление? Комментарий пресс-секретаря Патриарха + инструкция 4 сентября, 2012 Несколько дней в журнале Лебедева идет коллективно разрисовывание портрета Патриарха. Как приостановить это глумление? Комментарий пресс-секретаря Патриарха + инструкция В Интернете все чаще глумятся над фотографиями священников и епископов, помещая фотографии с официальных сайтов в демотиваторы, разрисовывая и искажая фотографии. Как противостоять глумлению над фотографиями священников в сети? Пройти, не заметив? Вмешаться? Правмир обратился с этим вопросом к диакону Александру Волкову, пресс-секретарю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Глумления над священнослужителями и над их изображениями в сети является в первую очередь проявлением слабости и трусливости людей,  принимающих участие в таких «развлечениях». Бывает так, когда в школе мальчишки пририсовывают в учебниках усы или еще что как им кажется похлеще к фотографиям исторических деятелей. Раньше за такие шалости линейкой пороли, потом ругали, нынешним великовозрастным шкодникам только аплодируют и «репостят» их похабные творения. Мы живем в поразительное время, когда то, что раньше считалось достоянием школьного сортира, теперь преподносится как нечто достойное нахождения в верхних строчках социальных сетей. И в этой ситуации проще всего объявить бойкот Яндексу или администрации Живого журнала. Но мы знаем, что в сети есть немало небесполезного, поэтому очень хочеться надеяться, что те, кто это небесполезное читают или тем более сами пишут, как-то призадумаются над тем, что бы им предпринять в той среде, частью которой они являются. — Вы хотите сказать, что имея блог, скажем, в жж, пользователи негласно поддерживают такие кощунства? Да, я имею в виду всех тех вроде как многочисленных православных пользователей Живого журнала, которые самим фактом своего там существования в каком-то смысле поддерживают подобного рода пакости.

http://pravmir.ru/glumlenie-nad-fotograf...

Florovskij G., Creation and Redemption, Beimont (Mass.) 1976. Huebner R. M., Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Untersuchungen zum Ursprung der «physischen» Erlösungslehre, Leiden 1974. Ladomersky N., Une histoire orthodoxe du dogme de la Rédemption, Paris 1937. Lossky V., A Vimage et à la ressemblance de Dieu, op. cit., cc. 95–108. Riviere J., Le dogme de la rédemption. Etudes critiques et documents, Louvain 1931. Scharl E., Recapitulatio mundi. Der Rekapitulationsbegriff des hl. Irenäus, Freiburg im Br. 1941. Schultze B., La nuova soteriologia russa, OCP 9 (1943) 406–430; 11 (1945) 165–215; 12 (1946) 130–176. Schultze B., Probleme der orthodoxen Theologie, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 97–186, прил.: cc. 156 слл. Turner H. E. W., The patristic doctrine of rédemption. A study of the development of the doctrine during the first five centuries, London 1952. Tyciak J., Gegenwart des Heils in den östlichen Liturgien, Freiburg im Br. 1968. Антоний, митрополит, Догмат искупления, Sremski Karlovci 1926. Гнедич П., Мысль об искуплении в проповедях Митрополита Филарета, в Журнале Московской Патриархии 4 (1954), сс. 31–35. Орфаницкий И., Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа Иисуса Христа, Москва, 1904. Русская богословная литература о догмате искупления в период с 1893 по 1944 год, в Журнале Московской Патриархии 8 (1954), сс. 68–72. Христос-Свет Costanza М., Christus, het ticht der wereld, gezien in de Byzantijnse liturgie, in Het Christelijke Oostn 14 (1961/2) 51–82. Fascher E., Der Logos-Christus als göttlicher Lehrer bei Clemens von Alexandrien, TU 77, cc. 193–207. Harl M., Origene et la fonction révélatrice du Verbe Incarné, in Patristica Sorbonensia 2 (1958). Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 824–27: Libération de l’ignorance. Normann F., Christos Didaskalos, Münster 1967. Skalicky C., La gloria nel vangelo di Giovanni, Roma 1970. Traets C., Voir Jésus et le Père en lui selon l " évangile de saint Jean, Roma 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010