Дошла очередь и до нас. Мы представились, от кого мы приехали, так как имели благословение от своего духовника. На что батюшка сказал: «Что вы ездите ко мне? У вас свой старец есть – отец А.», но благословил, а наши подарки благословил везти в Порхов, к отцу Рафаилу. Весь разговор и все было так просто, так радостно, как бывало в детстве, и вспоминается этот день не холодным, а цветущим, весенним, солнечным. Через год, на праздник Успения Божией Матери, съездить к отцу Иоанну меня благословил отец Рафаил. Я в тот период хотела развестись с мужем и с дочкой уйти жить в какой-нибудь монастырь. Народу на праздник Успения Божией Матери собралось видимо-невидимо, и все почти хотели увидеть батюшку Иоанна. И вот появился отец Иоанн, и все закружились вокруг него веселым хороводом, наполненным пасхальной радостью и детской чистотой. Наученная отцом Рафаилом я не растерялась, а ухватилась за батюшкин рукав. Он все крестил мою голову, а на мой вопрос о разводе ответил, указывая на дерево: «Видишь дерево? Один сучек выше, а другой ниже», но на развод не благословил. И я стала спрашивать, когда еще можно с ним поговорить. Ответ был такой: «В понедельник, после службы». И я отпустила батюшкин рукав. До понедельника было долго, кажется, была пятница, моя грешная душа не выдержала, и я поехала в Москву. Желание развестись с мужем меня сразу не оставило, мне даже казалось, что в словах отца Иоанна, о двух сучках на дереве, заключается положительный ответ. Но моя дальнейшая жизнь, вопреки моему желанию, по молитвам батюшки Иоанна сложилась так, что в сентябре 1989 года мы обвенчались, и теперь, слава Богу, вместе ходим в храм. Больше я батюшку, к своему глубокому сожалению, не видела. В ноябре 1988 года разбился отец Рафаил, которого мы очень любили, а в 1992 году я, вслед за своим духовником, ушла в раскол Зарубежной Церкви, откуда, Божией милостью, вернулась в 2004 году. С момента последней встречи в 1988 году и до дня смерти отца Иоанна 5 февраля 2006 года я все надеялась увидеть батюшку, как он сказал, «в понедельник, после службы».

http://pravoslavie.ru/put/061124170620.h...

375  Филарет (Дроздов) , Митрополит Московский и Коломенский. Творения. – М.: Отчий дом, 1994.. 376  Филарет Московский . Учение о семейной жизни. – М., 1997. 377  Филарет, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М.: Издание Московского общества любителей духовного просвещения, 1867, с.20 378  Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 379  Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. 380  Фунтикова С. Творения святых отцов в вузовском курсе «Православная литература в фонде публичной библиотеки».//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С. 51– 54. 381  Четвериков Сергий, прот. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1912. 382  Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1964. 383  Шевченко Т.А. Детям нужен духовный стержень.//Духовное следие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. С. 183–195. 384  Шевченко Т.А. Мы вместе ищем путь к спасению//Русский Вестник. 1998, С. 14. 385  Шевченко Т.А. Чтобы мир не победил наших детей.//Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников. – М., 2000. – С. 122–145. 386  Шевченко Т.А. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » – книга для учителя и учащихся.//Святоотеческое наследие в духовнонравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.24–29. 387  Ширинкин А. прот. Глинские литургические традиции в Московских Духовных школах.//Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. – С. 126–127. 388  Шишков А.С. Рассуждение о любви к Отечеству.//Шишков А.С. Собрание сочинений и переводов: В 17 томах. Т.4. – СПб., 1825. 389  Школа и педагогика в культуре Древней Руси. – М.: РОУ, 1992. 390  Школа православной России/Сост. А.И. Шпеко. – М.: Россия Молодая, 1998. 391  Я. Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899. Маслов, Николай Васильевич. Основы русской педагогики : православ. воспитание как основа рус. педагогики (по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) /Маслов Николай Васильевич ; Н. В. Маслов ; Мво образования и науки РФ, Федер. инт развития образования, Моек. пед. акад. – Изд. 3е, доп. – М. : Самшит-издат, 2006. – 590, с. ; 20 см. – (Библиотека нравственного воспитания Н. В. Маслова).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Католическая Церковь запретила отпевание человека, боровшегося за эвтаназию   26.12.2006, РИМ. Сотни человек в минувшее воскресенье собрались на одной из площадей Рима, чтобы провести светские похороны человека, которому было отказано в церковном погребении. Как сообщает AP, покойный – Пьерджоржио Уэлби, был известным сторонником легализации эвтаназии. Он умер на прошлой неделе, когда по его просьбе врач отключил его дыхательный аппарат. 60-летний Уэлби страдал тяжелой формой мышечной дистрофии – он не мог самостоятельно есть, говорить и дышать. Противники эвтаназии и некоторые консервативные политики назвали смерть Уэлби убийством, однако доктор Марио Риччио и родственники покойного предпочитают рассматривать это событие как «прекращение терапии», и напоминают о закрепленном в конституции праве любого больного отказаться от лечения. Римская прокуратура уже начала расследование дела Уэлби и допросила его врача. 22 декабря настоятель прихода, где родственники Уэлби хотели совершить по нему погребальную службу, отказался его отпевать. Сначала священник согласился совершить обряд, но в дело вмешался Римский викариат, запретивший службу по Уэлби. Римская епархия подчеркнула, что католический реквием по Уэлби невозможен, так как пропагандируемые им взгляды расходились с доктриной Церкви. «Его воля завершить свою жизнь была известна – он неоднократно повторял и подтверждал ее, противореча католическому учению». Процессию с гробом Уэлби приветствовали овациями на площади перед входом в церковь, отказавшуюся совершить обряд погребения. Некоторые из собравшихся выкрикивали «позор! » в адрес Церкви. Родственники Уэлби, и особенно его мать – очень религиозны, и хотели, чтобы отпевание прошло именно в этом храме, прихожанином которого был и сам покойный. «У нас другое чувство религии, менее жесткое, возможно, менее ханжеское, но все вместе мы глубоко религиозны», – заявила на гражданской панихиде итальянский министр по делам ЕС и международной торговле и член Радикальной партии Эмма Бонино. Эта партия поддерживала многолетнюю кампанию Уэлби за легализацию эвтаназии – по действующим в Италии законам, врач, совершивший эвтаназию по просьбе больного, может сесть в тюрьму на 15 лет. Уэлби впал в кому в 1997 году, и продолжал жить только благодаря респиратору. Он долго боролся за свое право на смерть, написал книгу «Дайте мне умереть» и прошение президенту Италии.  

http://moral.ru/news/061226.html

Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Николай (Андреев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 8 февраля 1869 года в семье священника Александра Андреева в городе Виндаве Курляндской губернии. Окончил начальную школу и учительскую семинарию. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Риги. Во время Первой мировой войны он вместе с семьей был эвакуирован в Московскую губернию и назначен слуги жить в Богоявленский собор в городе Богородске 47 , где служил до своего ареста в 1937 году. За ревностную и беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея. 26 ноября 1937 года власти арестовали отца Николая, и он был заключен в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день были допрошены лжесвидетели, один из которых сказал, что священник после богослужения говорил верующим: «Православные, нашу двадцатку арестовали коммунисты, и поэтому для укрепления веры прошу вас подойти к столу и подписать лист – не давайте советской власти закрывать наш собор». На следующий день был допрошен священник. – Когда вы прибыли в Советский Союз? – спросил следователь. – В Советский Союз я прибыл из Латвии в 1917 году во время эвакуации города Риги во время войны. – Чем вы занимались, проживая в Латвии? – Проживая в Латвии, я был священником. – Следствием установлено, что вы в 1936 году в ногинском соборе после богослужения среди верующих читали контрреволюционные проповеди. – Да, действительно, я читал верующим проповеди, но по книгам. -Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года после ареста церковного совета среди верующих распространяли гнусную контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов. – После ареста церковного совета я среди верующих контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов не высказывал. -Признаете ли вы себя виновным в том, что среди верующих вели активную контрреволюционную деятельность? -Виновным себя я не признаю, – ответил протоиерей Николай. На этом допросы были закончены. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Андреев был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 20810. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 440–441. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриаршее приветствие участникам и гостям Форума матерей Дальневосточного федерального округа 5 мая 2006 г. 15:21 Участникам и гостям Форума матерей Дальневосточного федерального округа Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов, участников и гостей Форума матерей  Дальневосточного федерального округа, которые собрались вместе для того, чтобы обсудить одну из главных национальных проблем — демографическую ситуацию в округе и в целом в России, положение современной семьи, материнства и детства. Знаменательно, что Форум матерей Дальневосточного федерального округа проводится сразу же после Второго Всероссийского Форума матерей, который проходил 12-13 апреля с. г. в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя под девизом «Матери России — единением и любовью спасёмся». Форум матерей России в очередной раз привлёк внимание органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, всего гражданского общества к демографической обстановке в стране, вопросам духовности, морали и нравственности, а также стал еще одним шагом в благом деле повышения авторитета и социальной роли женщины-матери. Принятые на Форуме итоговые документы, надеюсь, будут повсеместно услышаны в обществе, в государственных структурах, в региональных и местных органах власти, в политических и общественных объединениях, религиозных конфессиях и средствах массовой информации. Решение демографических проблем, поддержка семьи, материнства и детства — сегодня одна из общенациональных задач. От её решения зависит, кто и как будет жить в ближайшие годы в стране. Сегодня особенно актуальны вдохновенные слова преподобного Сергия игумена Радонежского о необходимости единства и любви, ибо население нашей страны ежегодно уменьшается, снижается продолжительность жизни, размываются духовно-нравственные устои во взаимоотношениях между людьми. Под вывеской свободы и демократии культивируется дух эгоизма и стяжательства, жестокости и насилия, вседозволенности и распущенности, в результате чего разрушаются общепризнанные правила человеческого общежития, существующие нормы морали и нравственности, вытесняются из сознания людей традиционные представления о любви, жертвенности, сострадании, ответственности за ближних, за настоящее и будущее России. Посему наш общий долг и призвание — крепить институт семьи, оказывать всемерную помощь многодетным семьям, в любви и единении созидать достойное будущее страны.

http://patriarchia.ru/db/text/109956.htm...

Там она спряталась – там и осталась жить. Провела она там около сорока лет и о ее существовании совершенно случайно (птицы утаскивали для нее хлеб из трапезной) узнали монахи из Сихастрии. После ее кончины рядом с пещерой образовался скит, в котором в советские времена прятали старцев. Место удивительное. В скиту, куда мы спустились, помолившись в пещере преподобной (ну и холод же там!), на меня напал старенький монах и начал, указывая на икону св. Феодоры и фотографию мощей, висящую под этой иконой, что-то горячо и настойчиво говорить. Из перевода Аркадия стало ясно, что монах требует вернуть мощи св. Феодоры (по слухам, они находятся в Киеве) и грозится, что, если мы этого не сделаем, то она сама встанет и уйдет. Я пообещала батюшке, что как только увижу мощи святой, то немедленно сообщу в их монастырь, и тогда он отпустил меня. Но самое интересное заключается в том, что мощи на фотографии не имеют никакого отношения к св. Феодоре – это мощи преп. ИЛЬИ МУРОМЦА! Местонахождение же мощей преп. Феодоры, как сказала наша Неонилла, которая и сама уже пыталась их разыскать, по-прежнему неизвестно… А дальше мы направились в Агапию. Агапия – один из самых больших женских монастырей, в нем около 350 монахинь, целая монашеская деревня. Раньше монастырь был мужским, но уже пару веков он женский. Рядом, в горах, находится скит этого монастыря Агапия Веке (Старая Агапия). Добежав до скита (а дорога там ого-го, 3 км в гору!), успели насладиться и красотой тамошней природы, и красотой скитской церкви. Церковь вся покрыта деревянными чешуйками, а двери покрыты искусной резьбой, изображающей разных святых, покровителей монашества. Об истории скита нам рассказала молодая матушка, очень интеллигентная и мягкая. Оказывается, и в этом тихом месте Господь являл Свои чудеса и знамения: однажды монахи, измученные набегами турок, стали молиться, чтобы хоть одну Пасху им встретить без турок. Турки тем временем уже подходили к стенам скита. Один из монахов пошел на колокольню звонить и увидел, как храм вместе с молящимися просто ушел под землю… Не знаю, правда ли это, но место, где стоял храм, очень сильно отличается от окрестных скалистых пород – оно такое мягкое и травянистое, а кругом все твердое и суховатое. Вот такой чудесный скит.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/tr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Старец Иосиф Афонский, Пещерник и Исихаст (1898—1959) 1 мин., 17.08.2015 Старец Иосиф Афонский, Пещерник и Исихаст C юности старался подражать подвигам, о которых читал в житиях святых, и ради этого удалялся в безмолвные места. В возрасте 23 лет он пришел на Святую гору Афон и очень огорчился, увидев общие настроения, царившие там среди монахов. Как священноначалие, так и сами иноки основными задачами монашеской жизни видели проповедь Слова Божия, совершение Таинства Исповеди и благотворительную деятельность, а старец Иосиф жаждал жизни равноангельной — всецело посвященной молитве и созерцанию Бога. С большим трудом сумев найти себе духовных наставников, старец Иосиф на своем опыте прочувствовал все трудности духовной борьбы и сподобился дара непрестанной молитвы. Желавших жить вместе с ним и учиться монашеской жизни старец Иосиф никогда не отвергал, но лишь единицы смогли вынести эти суровые условия: старец требовал беспрекословного и точного послушания, ежедневной исповеди помыслов, совершения ночью молитвы и несения тяжелых трудов днем. Несмотря на крохотные размеры (всего несколько человек), братство старца Иосифа оказало сильное влияние на монашескую жизнь Святой горы и всего мира в целом: члены братства создали многие новые обители, а созерцательная молитва вновь заняла подобающее место в мировоззрении многих монашествующих. Старец Иосиф канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Труды: Старец Иосиф Исихаст. Выражение монашеского опыта. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. — 464 с. Жизнеописание см. в книге Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. — Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.   Читайте также: Современные старцы: кто они и чему учат Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/starets-iosif-afonskiy-pe...

В Псково-Печерском монастыре с 1967 г. подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Практически никогда его не видели одного – множество православных христиан всегда окружало старца. Духовнический опыт отца Иоанна нашел отражение в его писаниях, в том числе в известной книге «Опыт построения исповеди». Отец Иоанн был известен и как замечательный проповедник. Умер старец 5 февраля 2006 г. В Псковской области служил протоиерей Николай Гурьянов , почитаемый не только в России, но и за границей. В годы сталинских гонений он был арестован, в концлагере получил серьезную травму ног. Священный сан отец Николай принял в годы немецкой оккупации, с 1950-х г. жил на острове Талабск. Старец учил жить и молиться так, будто завтра предстоит умереть и предстать Престолу Божию. Безверие отец Николай считал самым распространенным грехом современных людей, даже тех, кто внешне является христианином. 24 августа 2002 г. протоиерей Николай отошел ко Господу. Свой подвижник был в Троице-Сергиевой лавре – архимандрит Кирилл (Павлов) . В годы войны в развалинах разрушенного дома будущий старец, а тогда лейтенант Иван Павлов нашел Евангелие. «Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! – вспоминал отец Кирилл. – Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом». После войны будущий старец окончил семинарию и академию, был пострижен в монашество, окормлял братию Троице-Сергиевой лавры, а также многочисленных духовных чад. Архимандрит Кирилл отошел ко Господу 20 февраля 2017 г. Рассматриваемый период дал Церкви не только подвижников благочестия, но и страдальцев за веру. На Пасху 1993 г. сатанистом были убиты три насельника Оптиной пустыни – иеромонах Василий (Росляков), монахи Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Убийца признался, что совершил преступление, повинуясь голосу сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове (2006 год, скульптор — А. Ю. Рукавишников) Русский пример святости. Ко дню памяти Бориса и Глеба 6 мин., 06.08.2015 Молодость братьев Борис и Глеб были сыновьями крестителя Руси, великого киевского князя Владимира. Кто был их матерью, точно не известно, так как у князя, еще до его крещения, было множество детей от разных жен. Предположительно, их матерью была одна из супруг Владимира, болгарка по национальности. В крещении Борис, который был чуть старше, получил имя Роман, а Глеб был крещен с именем Давид. В отличие от других сыновей великого князя, часто враждовавших между собой, Борис и Глеб с детства любили друг друга и были все время вместе. Например, когда Борис читал жития святых, Глеб сидел рядом и слушал. Со своей стороны, Владимир сильнее всех своих сыновей любил Бориса и во всем доверял ему. Когда братья подросли, отец направил их на княжение в разные города. Борис отправился в Ростов, а Глеб — в Муром. В то время в обоих этих городах еще было сильно язычество. По некоторым сведениям, муромские язычники не пустили Глеба в город и молодому князю пришлось жить вне его стен, в пригороде. Путь князя Бориса В 1014 году князь Владимир заболел и, желая передать великое княжение Борису, срочно вызвал его в Киев. На престол претендовали и другие наследники — пасынок Святополк и старший сын Ярослав, однако князь в тот момент был с ними в ссоре. В это время на Русь напали кочевники-печенеги. Это стало первым испытанием для Бориса. Во главе киевской рати он вышел навстречу врагам, однако последние, узнав об этом, ушли обратно в степи. 15 июля 1015 года князь Владимир умер. В Киеве в это время был только Святополк. Пытаясь скрыть смерть великого князя, он тайно захоронил его тело в церкви Пресвятой Богородицы, а сам постарался заручиться поддержкой киевлян. Однако, как свидетельствуют летописи, большинство горожан невзлюбили Святополка.

http://foma.ru/russkiy-primer-svyatosti....

В нач. 2000-х гг. для музейной экспозиции обители была создана акварель «Труды преподобного Корнилия с сестрами при строительстве монастыря». В 2007 г. владимирские иконописцы под рук. Л. А. Оксаничева расписали стены сестринской трапезной на сюжеты Жития К. Наряду с традиц. парным изображением прп. Лукиана и К. на фоне Успенского мон-ря были выбраны композиции, связанные с историей мон-ря: игум. Иулитта с сестрами молит К. стать их наставником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение жить преподобному в Успенском монастыре; К. наставляет монахинь и трудится вместе с ними (напр., «Кроить и шить сам отец учаше»); К. молится коленопреклоненно за своих духовных чад. Сцены показаны на фоне пейзажей или внутри палат. К. написан в соответствии с более ранней иконографической традицией - в схимническом куколе, иногда в простой рясе, в нек-рых композициях - с посохом в руке. В стенописи, исполненной в иконописной манере, заметно влияние стилистики палехских мастеров. В 2006 г., к 15-летию открытия обители, мон. Амвросией и инокиней Леониллой (Бакунц) был разработан и выполнен житийный образ К. В среднике - поясной прямоличный образ благословляющего святого, в его левой руке - игуменский посох. Вокруг в традиц. порядке расположены 15 клейм: К. в Чудовом мон-ре принимает монашеский постриг; К. приходит во Флорищеву пуст.; труды святого; К. наставляет братию; К. из-за зависти игумена уходит в Лукианову пуст.; рукоположение К. во иерея; «демонское страхование» на пути К. из Лукиановой пуст. в Александровскую слободу; игум. Иулитта с сестрами молят К. стать духовником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение на переселение К. в александровскую жен. обитель; К. наставляет сестер; К. строит в обители кельи и ц. Сретения Господня; преставление К.; чудо исцеления Иоанна от мощей К. на праздник Св. Троицы; чудо возрождения мон-ря; обретение мощей К. В большинстве клейм верхнего ряда К. изображен в монашеском клобуке, после рукоположения - с непокрытой головой. Образ К. вошел в многофигурную композицию «Собор Александровских святых», где обычно представлен в 1-м ряду рядом с прп. Лукианом. Такие иконы нач. 2000-х гг. хранятся в собрании митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия), в алтаре Троицкого собора (владимирские иконописцы). Ок. 2010 г. мастер Оксаничев выполнил большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова» для местного ряда иконостаса Троицкого собора. Кроме того, святой изображается на совр. иконах «Собор Владимирских чудотворцев», созданных после канонизации К., напр. из Княгинина мон-ря во Владимире. Иконы различных изводов с изображением К. имеются также в Лукиановой пуст., в соборе Рождества Христова Александрова и др.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010