ПСРЛ. Т. I. C. 51. 196 IbidC. 65–66. 197 Ibid. С. 51. 198 Ibid T. IX. С 79. 199 Свидетельство дьяка Иоанна. См.: Погодин М. П. Образцы славянского древнеописания. М., 1841. Тетр. 2; Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 331, 334. 200 ПСРЛ. Т. I. C. 192. 201 Печерский патерик см.: Макарий. Ibid. Т. II. С. 211. 202 ПСРЛ. Т. I. C. 187. 203 Ibid. Т. П. С. 222, 223. 204 Печерский патерик см.: Макарий. Ibid. Т. II, С. 211. 205 Житие преподобного Авраамия Смоленского//ПС. 1858. Ч. 3. 206 О способах духовного просвещения…//ПС. 1858. Ч. I. С. 96—97. 207 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 286. 208 См.: Макарий. Ibid. Т. II. С. 106—108; Илариона, митрополита Киевского, два слова//ПТСО. 1844. Ч. II. С. 253–255. 209 См.: Илариона, митрополита Киевского…//Ibid. С. 204—252. 210 См.: Временник ОИДР. 1850. Кн. V. 211 Макарий. Ibid. Т. И. Прилож. 8. С. 347. 212 В греческом тексте оно отпечатано в: Ученые Записки II отделения Академии наук. Кн. 1 и в: Павлов А. С. Критические опыты по истории греко–русской полемики… СПб., 1878 Прилож; в славянском тексте см.: Калайдович К. Ф. Памятники… СПб., 1821. 213 Первое послание см. в: Калайдович К. Ф. Ibid.: второе — в.: Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 9. 10 (в двух видах). 214 См.: Ученые Записки II отделения Академии Наук. Кн. II. Вып. 2; Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 5; большинство приписывает это слово Феодосию Печерскому; Голубинский — Феодосию Греку. 215 Поучение Луки Жидяты к братии/Публ. Р. Тимковского//РД. Ч. I. С. 7; Макарий. Ibid. Т. I. С. 278—279; Добромыслов Вс. Свитый Лука Жидята, вторый епископ Новгородский//Странник. 1865. Окт., нояб. 216 См.: Ученые Записки II отделения Академии Наук. Кн. II. Вып. 2. С. 193—213; Поучение Феодосия Печерского об умеренности в застольном питье//ПС. 1858. Ч. III. С. 256; Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 3. Число поучений к братии определяется различно: Макарий полагает их 10, Голубинский — 7. 217 Послание Никифора, митрополита Киевского…//РД. 1815. Ч. I. С. 59—75. 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Лука Жидята (сконч. 1059 г.), Епископ Новгородский, родом из Новгорода, в котором, по всей вероятности. Получил и воспитание, человек весьма ученый и переводчик многих церковных книг с Греческого языка на Славянский. Ныне ему приписывают одно только поучение к братии 141 . Препод. Нестор (1056–1115), отец Русской Истории, приобретший образование или в Новгороде 142 , или же в Киево-Печерской лавре, куда прибыл он в юных летах (на 17 году), и где провел всю жизнь свою в трудах подвижничества и летописания. Кроме отечественной Летописи, которую довел он до 1110 года, показывающей в сочинителе здравый природный ум и самые разнообразные сведения, Нестору принадлежат также: а) сказание о жизни, смерти и чудесах св. мучеников Бориса и Глеба, и б) житие преподобного Феодосия, послужившее началом для Киево-Печерского патерика: еще два прекрасные произведения в повествовательном роде, проникнутые теплым религиозным чувством и живою верою 143 . Даниил, Игумен Русский, составивший чрезвычайно любопытное и благочестивое описание путешествия своего по св. местам Палестины, под названием Паломник, которое совершил он в начале XII века, как можно догадываться из самого содержания данного сочинения 144 . Нифонт (сконч. 1157 г.), Епископ Новгородский, по мнению Татищева, один из продолжателей летописи Нестеровой с 1116 до 1157 г., описывающий по преимуществу происшествия Волынские, где был он несколько времени Игуменом. Известны также его ответы на некоторые вопросы Новгородского Диакона и доместика Кирика 145 . Иоанн священник, и потом, как некоторые полагают, первый Архиепископ Новгородский (сконч. 1186 г.), – еще Нестеров продолжатель и сочинитель летописи, по преимуществу Новгородской. В памятниках Российской словесности XII века можно видеть два церковные правила, установленные этим Святителем, вместе с Епископом Белгородским: первое, о забвении Священником влития вина в потир, и второе, об изъядении мышею агнца; а также до 28 ответов на вопросы того же самого любознательного Кирика 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

в) Славянская Азбука – святоотеческие послания «Сквозь века» Кирилл и Мефодий были, безусловно, людьми грамотными и одаренными, ведь в бесконечном потоке славянской речи надо было выделить не конкретные звуки, а звукотипы, то есть фонемы. Кирилл, как думают некоторые исследователи, дал название буквам не случайно, за этим скрывается духовный смысл. То, что название букв составляют единый текст, исследователи видят в грамматике: 1) В перечне букв встречаются слова  почти всех частей речи: существительное «добро», глагол «живете», местоимение «аз», союзы «иже». Следовательно перед нами связный текст. 2) Глаголы употребляются в повелительном наклонении, значит свидетельствую о проповедническом характере текста. 3) Слова построены по синтаксическим правилам церковнославянского языка «Я грамоту познаю. Говори (утверждай), добро существует! живи в совершенстве, земля! Но как! Люди размышляйте: наше прибежище – вечность, скажи об этом слово непреложное (твердое). Наущение избирательное: херувим или червь!». В начале азбуки стоит «аз». В конце азбучного послания этому «аз», то есть мне предлагается сделать свободный выбор: с Богом я «херувим», без Бога «червь». § 9. Лука Жидята (ум. 1060) § 10. Святитель Леонтий ( X в.) § 11. Иаков Черноризец (ум. 1074) § 12. Даниил Игумен (ум. 1183) § 13. Житие святого равноапостльного князя Владимира составленное Иаковом Мнихом § 14. Илларион, митрополит Киевский (ум. ок. 1050) Сведения о нем скудны. Известно только, что он родом русский, был священником, рано отдал себя иноческим подвигам. Его полюбил великий князь, по желанию которого в 1051 г. собором русских епископов Илларион был поставлен митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских в России. С именем Иллариона связано составление церковного устава (номоканона) кн. Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, Илларион недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит. Время кончины Иллариона неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Несомненно, тогда же были сделаны крупные шаги на поприще насаждения в Русской земле церковного просвещения и духовной культуры. По приказанию великого князя в столице было создано училище, куда собрали детей «нарочитой чади», т.е. знати, бояр и дружинников, «для учения книжного». Уровень образованности людей, принадлежавших к этому первому «ученому» поколению русских, был, видимо, весьма высок. Епископ Лука Жидята, поставленный на Новгородскую кафедру в 1037г., оставил после себя глубокие нравственно-назидательные поучения, Иларион, ставший в 1051г. митрополитом Киевским – автор богословского трактата, являющегося в то же время и блестящим гомилетическим произведением. Несомненно, образование, которое они получили, включало изучение греческого языка и основательное знакомство с сочинениями святых отцев и учителей Церкви. Последние годы жизни Св. Владимира были омрачены началом на Руси политической смуты. До своего крещения, живя по языческим обычаям, князь Владимир имел несколько жен, от которых у него родилось немалое число детей. Список их имен по русским источникам в порядке старшинства выглядит следующим образом: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Мстислав, Всеволод, Святослав, Борис, Глеб. В 1001 году умер правивший в Полоцке Изяслав. Вышеслав, посланный отцом на княжение в Новгород, умер в 1010 году и на его место Св.Владимир отправил в новгородскую землю Ярослава. Святополк, который княжил в г.Турове, по-видимому, был оскорблен тем, что его младшему брату по воле отца достался первый по значению удел. Тестем Святополка был польский король Болеслав I Храбрый, который рассчитывал через своего зятя влиять на политику Русского государства. Особую миссию Болеслав возложил на духовника своей дочери, епископа Колобжегского Рейберна, который подстрекал Святополка к восстанию против Св.Владимира. Вполне вероятно, что с этим планом связывались расчеты на отторжение Руси от союза с Византией и восточного православия, о чем прямо говорит в своей хронике современник событий Титмар Мерзебургский. Однако, заговор был раскрыт. В 1012г. великий князь Владимир приказал схватить Святополка, его жену, дочь Болеслава I и епископа Рейнберна, привезти их в Киев и посадить в темницу, где Рейберн вскоре умер. Болеслав I, узнав об этом, заключает военный союз с императором Германским Генрихом II и угрожет походом на Киев для освобождения дочери и зятя. Св.Владимир, ради сохранения мира, в 1013 году освободил Святополка и его жену из темницы, но не разрешил им вернуться в Туров, а оставил в Киеве под своим надзором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При перемене веры русские по сказанию выставляют conditio sine qua non — дозволение «пити». И впоследствии, как изображает преп. Феодосий, русское пьянство доходило до крайностей: «одни, по его описанию, ползают на коленях, будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух».    Грубое нарушение седьмой заповеди было другим печальным наследством русских нравов от времен язычества. Так, наложничество былых русских работорговцев с своим живым товаром перешло в такие же отношения древне-русских бояр и вообще господ к своим рабыням-холопкам. Ярославова Правда считается, как с явлением вполне обыкновенным, с рождением господами детей от рабынь. В простом народе не одно столетие царил обычай многоженства и самая беспорядочная легкость разводов. Сношения молодых людей казались настолько неустранимыми, что еп. Нифонт, на вопрос Кирика об условиях их причащения, выставляет не требование совершенного воздержания, а лишь воздержания в продолжении 40 дней пред причастием (!). Кроме этого вечный человек-зверь и в данное время дает о себе знать. Зверские поступки этого рода (ослепление князя Василька, убийство Игоря Ольговича и т. п.), еще не так сравнительно прискорбны, как прискорбны случаи жестокости, имеющей вид узаконенного наказания, потому что жестокие законы несомненно ожесточают нравы. Еще более прискорбно, когда в жестокостях повинны лица, которым это приличествовало всего менее, именно епископы. Мы уже упоминали о страшной казни, которой подверг митр. Константин Ростовского архиепископа Феодора. Еще ранее этого Новгородский еп. Лука Жидята также поступил с своим холопом Дудиком. Дудик оклеветал в чем-то Луку и подверг его чрез это суду митрополита и трехлетнему заключению в Киеве. Но за то, когда епископ снова возвратился в Новгород на кафедру, то приказал Дудику урезать нос и обе руки, после чего тот убежал к немцам.    Приведенными иллюстрациями мы стараемся определить степень воздействия церкви на личную нравственность, указать на ее достижения и на ее неудачи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Равным образом тот же Иаков и преподобный Нестор ставили в укор сынам России, что они не с должным усердием молили Бога о прославлении, т.е. об открытии мощей своего просветителя, присовокупляя, что если бы русские христиане с большим усердием молились об этом в день преставления его, то Бог прославил бы его. Впрочем, мощи равноапостольного князя хотя пребывали под спудом, но тем не менее были чтимы Церковию, как отчасти можно заключать уже из обращения к ним в Слове пресвитера Илариона. До нашествия татар они покоились в мраморном (точнее, шиферном) гробе в самой церкви Десятинной. В это несчастное время гроб сокрыт в земле под развалинами церкви вместе с другими гробницами. И уже в XVII в. (1635) обретен вновь и узнан по существовавшей на нем надписи. Тогда-то взяты из гроба некоторые останки просветителя России в память будущим родам, известные доныне, каковы: а) Глава благоверного князя, покоящаяся в Великой церкви Киево-Печерской лавры; б) одна челюсть сей главы, находящаяся в московском большом Успенском соборе; в) ручная кость – в Киево-Софийском соборе и г) другие малые частицы, находящиеся в разных странах России.    О священнодействиях, совершавшихся у нас в то время, и о принадлежностях священнодействий можем судить на основании немногих отрывочных известий и уцелевших памятников. Святой Борис, как мы уже упоминали, в ночь пред своею смертию повелел пресвитеру отслужить заутреню, во время которой читаны были шестопсалмие, кафисмы. Евангелие и пет канон. Митрополит Иоанн, после того как мощи святых мучеников Бориса и Глеба были вырыты и поставлены в часовне, отслужил над ними всенощную, а по перенесении мощей в новую церковь, созданную Ярославом, совершил в ней литургию. Тот же митрополит, поставив для этой церкви священников и диаконов, повелел им служить вечерню, и утреню, и литургию по вся дни. Преподобный Феодосии еще в детстве своем, когда жил в Курске (ок. 1020 г.), ходил в церковь по вся дни, слушая там со всем вниманием Божественных писаний. Епископ Новгородский Лука Жидята внушал своим пасомым, чтобы они не ленились ходить в церкви и на заутреню, и на обедню, и на вечерню.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимир Ярославич ( 1020 - 1052 ), благоверный князь Новгородский, чудотворец Память 4 октября в день кончины и в Соборе Новгородских святых Старший сын благоверного великого князя Ярослава Мудрого и благоверной княгини Ирины , родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде . В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята . В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Возмужав, князь стал благочестивым христианином и отважным защитником страны. О воинских делах благоверного князя летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с новгородцами на ямь и победил их, но воины его потеряли от мора всех коней. В 1043 году Владимир Ярославич, по повелению отца, возглавил последнее враждебное столкновение Руси с греками . Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав, поручив войско полководцу Вышате, велел Владимиру идти с ним в Царьград - наказать греков за убийство. Послы Константина Мономаха встретили Владимира и дали слово, именем императора, наказать убийц. Юный князь отпустил греческих послов и пошел далее. Тогда Константин Мономах приказал взять под стражу всех русских, бывших в Царьграде, и выехал сам на царской яхте против неприятеля, за ним следовал флот, а берегом - конница. Русские стояли в боевом порядке близ Фара. Император вторично предложил им мир. " Соглашусь " , - сказал князь Новгородский, - " ежели вы, богатые греки, дадите по три фунта золота на каждого человека в моем войске " . Тогда три галеры греческие врезались в средину Владимирова флота и зажгли " греческим огнем " несколько судов. Русские снялись с якорей, чтобы спастись от пламени, но поднявшаяся буря, гибельная для малых русских лодок, разметала их и многие потопила. Корабль Владимиров пошел на дно, но некто Творимирич спас князя и воевод Ярославовых, взяв их к себе в лодку. На берегу собралось шесть тысяч русских, которые, не имея судов, решились возвратиться в отечество сухим путем под предводительством главного воеводы Ярославова, Вышаты. Другие под началом князя отправились морем. Император послал за ними флот и два легиона. 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Князь пошел на них, окружил их своими лодками и разбил наголову. Предводитель греков был убит, и Владимир пришел в Киев со множеством пленных. Однако, Вышата был окружен и взят в плен при Варне , после чего борьба продлилась до 1046 года.

http://drevo-info.ru/articles/11102.html

В XI-м веке все для нас темно по краткости дошедших известий; но можно, наверное, сказать, что церковная местная самостоятельность меньше была развита, чем политическая. Первые владыки назывались епископами до 1168 года; с этого времени стали именоваться архиепископами. В этот период (епископский) встречаются случаи, когда митрополиты, первопрестольники русской церкви, – смело показывали свои права на подчиненность и подсудность новгородских владык. Один из древних новгородских епископов Лука Жидята, известный между прочим своим поучением, был оклеветан пред митрополитом своим холопом Дудиком. Митрополит призвал его в Киев и, считая виновным, держал его там три года; потом нашел, что он невинен и отпустил; а до носчику Дудику велел отрезать уши и нос за клевету. О преемнике епископа Луки, Стефане, известно, что он был удавлен в Киеве в 1068 г. 388 Подробности этого события неизвестны; но видно, что власть митрополита не ограничивалась тогда благословением и посвящением владык, как после было. Владыка Лука, пробывши долго в Новгороде на своей должности, ездил в Киев оправдываться перед митрополитом по сделанному прежде доносу: так после не делалось до самого начала XV века, когда был подобный поступок с Иоанном в Москве, но считаем был в свое время исключительным делом насилия. Следовательно, новгородская епархия в эти ранние времена находилась в более тесной зависимости от митрополии, чем впоследствии. То же видно из известий о владыке Германе; он умер в Киеве в 1096. Следовательно владыки езжали в Киев по делам, как к своему непосредственному начальству. Скудость известий не дает нам возможности сделать точное заключение; были ли еще в XI-м и в первой половине XII-ro века владыки в Новгороде выбираемы с участием народа, и потом уже их только утверждали и посвящали митрополиты, как делалось впоследствии, или же тогда еще митрополиты их прямо назначали. Два случая побуждают склониться к последнему предположению: Никита и Нифонт прибыли в Новгород из Киева; ничто не указывает, чтобы эти лица были новгородские уроженцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

32 . Лука Жидята, епископ Новгородский. Поучение к братии.//Красноречие Древней Руси. XI-XVIII вв. М., 1987. 33 . Лука Хрисаверг, патриарх Константинопольский. Послание к князю Андрею Боголюбскому.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1908. 34 . Порфирий (Успенский) , епископ. Четыре беседы Фотия, св. архиепископа Константинопольского. Спб. 1864. 35 . Поссевино Антонио. Историческое сочинение о России в XVI в. М., 1983. 36 . Русская Правда.//Законодательство Древней Руси. М., 1984, т.1. 37 . Сказание о чудесах Владимировской иконы Святой Богородицы.//ПСРЛ. Спб., 1897 (репринт 1965) т.2. 38 . Титмар (Дитмар) Мерзебургский. Хроника.//Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. 39 . Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. 40 . Феодосий Печерский , преп. Слова, молитва и послания.//Еремен И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского .//ТОДРЛ, 1947, т.5. 41 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. 42 . Церковные уставы древнерусских князей.//Законодательство Древней Руси. М., 1984, т.1. 43 . Щавелева И.П. Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, переводы, комментарии. М., 1990. Исследования: 1 . Абрамович Д.И. Софийская библиотека. Спб., 1905–1910, Вып. 1–3. 2 . Алпатов М.В. Русская иконопись. М., 1879. 3 . Амвросий (Орнадский), еп. История Российской иерархии. М., 1807–1815. т.1–7. 4 . Аристов Н.Я. Первые времена Христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. Спб.1888. 5 . Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. 6 . Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев., 1982. 7 . Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. Спб., 1878. 8 . Барсуков Н.П. История русской агиографии. Спб., 1882. 9 . Белевцев И., протоиерей. Образование Русской Православной Церкви.//Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21–28 июля 1986. Материалы. М., 1988. 10 . Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М., 1994, Кн.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор святителей Новгородских, почивающих на Мартириевои (златой) паперти в соборе святой Софии Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 10 февр. совместно с памятью св. блгв. княгини Анны Новгородской, 4 окт. совместно с памятью св. блгв. князя Владимира Ярославича Новгородского и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых. В Великом Новгороде был благой обычай избирать архиепископов из наиболее прославленных подвижнической жизнью настоятелей монастырей. 10 февраля совершается память девяти святителей, погребенных на Мартириевой паперти (+. е. в притворе), именуемой «Златой». 1. Иоаким (родом грек) — просветитель Новгорода, один из основателей Ярославовой школы в Киеве, первоначального деревянного собора Святой Софии в Новгороде и других церквей и монастырей (+ 1030). 2. Святитель Лука Жидята — первый епископ из русских. Сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем, и проповедь, отличающаяся замечательной простотой и силой. При нем был воздвигнут каменный собор Святой Софии. В куполе был изображен Спаситель со сжатой (а не благословляющей, как обычно пишется) рукой. По преданию, иконописец услышал таинственный глас: «В сей руке держу Новгород; когда рука моя откроется, придет конец городу». Во время последней войны, когда немцы разрушили Новгород беспощадной бомбардировкой, купол с этим изображением был снесен, но собор Святой Софии уцелел. Святитель Лука скончался 15 октября 1058 г. К лику святых он был причислен через 500 лет, когда были обретены его нетленные мощи. 3. Святитель Герман, инок Киево-Печерского монастыря, где он и скончался (1078— 1096). 4. Святитель Аркадий, основатель Аркажского Успенского монастыря в 3 верстах от Новгорода и автор «Канонических ответов», внесенных в Церковный устав. Скончался он 9 сентября 1162 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436913/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010