Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА Святители Константин, митр. Киевский, и Лука, еп. Новгородский. Клеймо иконы «Собор Русских святителей». Кон. XIX — нач. ХХ в. Фотография. 2008 г. (С.-Петербургский Князь-Владимирский собор) Святители Константин, митр. Киевский, и Лука, еп. Новгородский. Клеймо иконы «Собор Русских святителей». Кон. XIX — нач. ХХ в. Фотография. 2008 г. (С.-Петербургский Князь-Владимирский собор) (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059). После кончины свт. Иоакима Корсунянина († 1030) Новгородскую кафедру неск. лет занимал его ученик Ефрем, к-рый, по всей видимости, так и не был хиротонисан, в т. ч., возможно, из-за временного отсутствия на Руси митрополита; напрямую об этом говорится только в позднейшем новгородском летописании XVII в.: «...сей, поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися» (НовгорЛет. С. 179-180). В пространной редакции перечня Новгородских владык, в ранней части, восходящей, вполне вероятно, к тексту кон. XI в. ( Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 131-133; Гимон. 2012. С. 612-613), говорится, что Ефрем был «в него (Иоакима.- М. П.) место» (НПЛ. С. 473); это может являться указанием на местоблюстительство. В 1030 г. в Новгороде св. блгв. кн. Киевский Ярослав (Георгий) Владимирович организовал школу, действовавшую при епископии (летописец, говоря о Ефреме, замечает, что он «нас учяше» - Там же) и предназначенную скорее всего для подготовки местных кадров духовенства. Кн. Ярослав Владимирович предпочел видеть на Новгородской кафедре не преемника Иоакима, а своего кандидата. В 1035/36 г., прибыв на север Руси, он «посади сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту» (ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150; ср.: Там же. Т. 42. С. 63 («Жиряту»); в Ипатьевской летописи поставление Л. ошибочно отнесено к 1034 г.: Там же. Т. 2. Стб. 138). Как «Лука Жидята» Л. фигурирует в пространном списке Новгородских владык, где отмечается, что он «бысть епископом лет 23» (НПЛ. С. 473). Хиротонию Л. в Киеве возглавил наиболее вероятно митр. Феопемпт , упоминаемый в раннем летописании под 1039 г., но прибывший на Русь, возможно, неск. годами ранее (по мнению А. С. Хорошева , «Лука был поставлен собором русских епископов по предложению Ярослава»,- видимо, имеется в виду, что без участия митрополита-грека - Хорошев. 1980. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет; но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа 19 . По чему-то особенному не настаивал на посвящение его и в. к. Ярослав Владимирович, несмотря на все свое благоволение к Новгороду. Итак, Ефрем кончил свою жизнь только нареченным владыкою Новгорода. В летописях нигде и ничего не говорится ни о смерти его, ни о причине отбытия от управления паствою. Быть может, Ефрем сам отступился от владычества, видя явное к себе неблаговоление первосвятителя Киевского, равнодушие Ярослава и даже церковный соблазн. Полагать надобно, что он погребен там же, где и его учитель св. Иоаким т. е. при бывшей Иоакимовской церкви. Да будет не забвенна и благословенна для Новгорода память первого святителя Иоакима, так много потрудившегося в винограднике Господнем и ныне не оставляющего своей паствы своим ходатайством на небе! 2. Св. еп. Лука-Жидята 20 (1035–1059) Преемником Иоакима Корсунянина, вторым епископом в Новгороде, был Лука, по прозванию Жидята, или Жирята, а по некоторым – Вежета или Желдата, также причтенный к лику святых. По кончине Иоакима Корсунянина, святительская кафедра в Новгороде оставалась праздною в течении пяти лет. Хотя Ефрем и был наречен владыкою, и в продолжении этого времени поучал народ, но не был удостоен посвящения. В 1035 году в. к. Ярослав Владимирович, прибыв в Новгород, привез с собою на Новгородское княжение старшего своего сына Владимира. Владимиру было тогда 14 лет. В. князь, желая окружить сына достойными людьми, прежде всего озаботился избранием умного и деятельного владыки, которому надлежало быть главным советником и руководителем юного Владимира в управлении обширной областью. Выбор вел. князя пал на Луку-Жидяту, как мужа достойного и, как видно, лично уже известного Ярославу своим умом и деятельностью. Но кто был этот Лука, нет о том положительных сведений. По позднейшим историческим исследованиям – Лука был природный россиянин и притом, урожденец Новгородский, человек образованный по тогдашнему времени и даровитый 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих. Труды: Поучение архиепископа Луки к братии// Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы: в 4 вып./Под ред. профессора А. И. Пономарева. – СПб., 1894–1898; 1894. – Вып. 1. – С. 7–24. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. – С. 6–7. Бугославский С. А. Поучение епископа Луки Жидяты по рукописям XV-XVII вв. – СПб., 1913 (извлеч. из журнала Странник за 1899 г.). Петухов Е. В. Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода. – Юрьев, 1912. – С. 5. Евсеев И. Е. Поучения Луки Жидяты, архиепископа Новгородского//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы: в 4 вып./Под ред. профессора А. И. Пономарева. – СПб., 1894–1898; 1894. – Вып. 1. – С. 7–24. Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 19–27. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Добромыслов В. Святитель Лука Жидята, второй епископ Новгородский//Странник. – СПб., 1865, октябрь. – С. 1–32; ноябрь. – С. 1–73. Малышевский И. И. Евреи в южной Руси и в Киеве//Труды Киевской Духовной Академии. – 1878, кн. 3. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов епархий Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Ростовской и Тобольской (рукопись архива Святейшего Синода, 1771. – С. 19–22). Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 148. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 1. – С. 123–126; 278–279. Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. – СПб., 1910. – С. 255–256.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) ЛУКА сщмч. (пам. 29 янв.) - см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец, священномученики Эмесские ЛУКА сщмч. (пам. 30 июля), диак. Вавилонский (Кордульский) - см. в ст. Полихроний, еп. Вавилонский , и др. мученики ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛУКА ИЕРУСАЛИМСКИЙ (Мухаисдзе (Мухаидзе); в традиции Грузинской Православной Церкви - Абашидзе, сын Мухи), прмч. (пам. груз. 27 июня; 12 февр. в Соборе груз. святых Иерусалима) ЛУКИАН († 1240 (?) или 1243 (?)), Киево-Печерский, пресвитер, сщмч. (пам. 15 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛУКИАН Петрович Федотов (1895-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края) ЛУКИАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ЛУКИАН мч. Томский (Кюстенджийский) (пам. 13 сент.) - см. в ст. Илия, Лукиан, Зотик и Валериан, мученики Томские ЛУКИЙ († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых) ЛЮБОВЬ Семеновна Сухановская (Суханова) (1852-1921 (по др. данным, 1920), блж. (пам. 8 февр. и в Соборе Рязанских святых) МАВРА (кон. IV - сер. V в.), прп. К-польская (пам. 31 окт.; пам. зап. 30 нояб.), диаконисса, игумения мон-ря мц. Мавры (К-поль). Сподвижница прп. Домники МАВРА Васильевна Моисеева (1875 - 1937), мц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАВРИКИЙ (Полетаев Михаил Владимирович; 1880- 1937), архим., прмч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_77.html

Но если для подобной цели учреждено тогда у нас на известном пространстве более епархий, нежели сколько требовалось, то могли ли не учредить их для цели более важной и существенной: для того, чтобы не оставить целой какой-либо страны, только что просвещенной верою, без верховного пастыря? Потому естественно согласиться с преданием, что если не во дни Владимира, то во дни Ярослава основаны были и в Руси Червонной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них наши летописи не сообщают . Правда, все сказанное нами не более, как одни догадки, но догадки, не чуждые оснований, и то, по крайней мере, достоверно, что не в шести только, прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас вначале епископы. Что касается, наконец, собственно до лиц наших первых иерархов, то сведения об них самые скудные. Из митрополитов Михаил священноначальствовал в Русской Церкви четыре года, хотя при нем она только что устроялась (988–992); Леонтий — шестнадцать лет (992–1008); Иоанн — двадцать восемь (1008–1035); Феопемпт — около пятнадцати (1035–1049) . Первый был родом сирианин, а по другим — грек, отличался мудростию и высоким благочестием; второй — грек и также пастырь образованный и мудрый, как показывает его сочинение, написанное по-гречески; о третьем и четвертом ничего не известно из летописей, хотя и выдаются они обыкновенно за греков . Михаил и Леонтий присланы были к нам, судя по современности, от Константинопольского патриарха Николая Хрисоверга; Иоанн — от патриарха Сергия; Феопемпт — от патриарха Алексия Студита. Из числа епископов наших того времени немногие известны даже по имени. Новгородские известны оба: Иоаким Корсунянин (992–1030) и Лука Жидята (1035–1059) ; из Ростовских — только два: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при святом Владимире и вскоре оставивший свою паству; из Черниговских — только один: Неофит (992); из Владимирских на Волыни — также один: Стефан (992) и из Белгородских — один: Никита (992) . Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах, присланных к нам при святом Владимире, в так называемой Иоакимовской летописи замечено, будто они были из славян болгарских — дело очень возможное! Прислать к нам таких епископов для первоначального насаждения веры требовало христианское благоразумие; найти для этого способных людей между болгарами было нетрудно, потому что в Болгарии значительно процветали уже тогда и христианская вера, и христианское просвещение. Но признать за достоверное сказание летописи сомнительной не можем. Ростовский епископ Иларион избран был из цареградского клира и вскоре возвратился в Царьград, следовательно, по всей вероятности, был грек. Новгородский Лука Жидята — вот первый русский, удостоившийся святительского сана по воле великого князя Ярослава!

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Скачать epub pdf Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель – преставление Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево-Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2-ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель – преставление

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

НПЛ. С. 473; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 120. Лука был канонизирован при архиепископе Евфимии II в 1439 г. вместе с рядом других погребенных в Софийском соборе святителей (память 10 февраля). Согласно Похвальному слову свт. Никите Новгородскому, в 1558 г. мощи Луки (или останки, за них принятые), обретенные при строительстве придельной церкви Иоакима и Анны, были перезахоронены в Мартирьевской паперти Софийского собора. В. Л. Янин склоняется к мнению об ошибочности идентификации останков в 1558 г. и указывает погребение Луки за алтарем Софийского собора (см. Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора… С. 57, 70–75, 175–177, 189, 192). ПСРЛ. Т. 42. С. 66. В летописях НСГ, а также в Новгородской летописи по списку Дубровского после сообщения об оправдании Луки митрополитом под 6556/1058 г. приводится краткое «Поучение архиепископа Луку к братьи». В летописях НСГ, а также в Новгородской летописи по списку Дубровского после сообщения об оправдании Луки митрополитом под 6556/1058 г. приводится «Поучение архиепископа Луку к братьи». Этот же текст (имеющий одну редакцию), встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV–XVI вв., причем является там анонимным или псевдографическим ( Творогов О. В. Лука Жидята//СККДР. Вып. 1. Л., 1987. С. 251–253; Подскальски Г. Указ. соч. С. 155–157; И. П. С. Поучение Луки Жидяты, епископа Новгородского, к братии//Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания (Аннотированный каталог-справочник)./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 117–120 (в указанных справочниках приведена более обширная библиография)). Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов О. В. Лука Жидята. С. 252). Сомнения в авторстве Луки имелись уже у исследователей XIX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//Журнал министерства народного просвещения. 1834. Кн. 2. С.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Лука, святитель, епископ Новгородский (Жидята) († 1060; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника – епископа Иоакима Корсунянина († 1030; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых). Он первый из русских удостоился степени епископства по воле великого князя Ярослава и принадлежит к числу самых древних наших духовных писателей. Им было написано «Поучение к братии». Год поставления его на епископскую кафедру точно не известен. В разных источниках указываются годы: 1030, 1036, 1037-й. 14 сентября 1051 года освящал знаменитый Новгородский Софийский собор, который им же и был построен. На эти же годы приходится создание Остромирова Евангелия. В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом Ефремом на заточение, где пробыл три года. В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода. Скончался 15 октября 1059 года (по Строеву, в 1060 году). Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором. 22 марта 1558 года обретены его мощи, перенесены архиепископом Новгородским Пименом (Черным, † 1571) в Софийский собор и погребены под Мартириевой папертью (получила свое название по имени святителя Мартирия, архиепископа Новгородского, которым она и была построена). Память святителя Луки местно праздновалась 10 февраля и 4 ноября; общецерковное празднование – в Соборе Новгородских святых. Епископ Лука – первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представляющий собой замечательный образец пастыря. Это «самородный тип, боровшийся с византийским влиянием» и действовавший «в духе чисто русского просвещения». Его слово отличалось изумительной простотой. Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом Мудрым († 1054) в 1030 году школу для обучения мальчиков. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но и сама Русь дала на этом раннем этапе ряд интересных мыслителей и авторов, помимо уже упомянутых. Это, во-первых, митрополит Киевский Климент Смолятич, т.е. из Смоленска, и св. Кирилл, епископ Туровский . По случаю вступления Смолятича на Киевский стол в 1147 г. летописец говорит, что такого мудрого философа Русь еще не видывала. До нас дошла лишь одна его письменная работа, в которой автор защищает аллегорическое, а не дословное понимание текстов Ветхого Завета. Сравнивая его с Новым Заветом, Смолятич, подобно Илариону, говорит о благодати, принесенной в мир Христом, давшим этим свободу на место ветхозаветного Закона, закабалявшего человеческую личность. Его доводы свидетельствуют о значительной начитанности автора, хорошо знакомого с греческими и александрийскими источниками. Федотов считает, что Смолятич не знал греческого, а следовательно, его эрудиция свидетельствует о существовании на Руси к этому времени уже довольно значительной переводной библиотеки. Работ Кирилла Туровского , провинциального архиерея XII века, сохранилось значительно больше. Это письма, проповеди и молитвы. Он также защищает аллегоричность, а не дословность Ветхого Завета. Иногда свои доводы он подкрепляет всевозможными восточными притчами. По его проповедям видно, что это был блестящий оратор, весьма подражавший Иоанну Златоусту и другим греческим Отцам Церкви. Интересно, что его познания в Ветхом Завете превосходят знакомство с Новым, в цитатах из которого у него немало ошибок. Например, Христос насыщает у него не 5 тысяч, а 500 человек. Показателен при этом уровень познаний русских переписчиков книг: эта ошибка сохраняется во всех списках писаний Туровского до XVII века. Его писания по стилю высокопарная интеллектуальная поэзия без особых эмоций. По словам Федотова, они адресованы святыне, а не человеку, и вдохновение его, скорее, в литургической традиции, чем непосредственно в Новом Завете. Не молчал и менее развитый север. Наиболее выдающимся духовным автором этого края, чьи писания сохранились до нашего времени, был епископ Новгородский Лука Жидята, очевидно из крещеных евреев, судя по имени. Стиль его не идет ни в какое сравнение с изяществом и украшательством южан. Жидята скуп на слова, язык предельно приближен к разговорной речи, и этика его поучительна, предметна, конкретна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010