Отдельные нюансы произведения проясняются с учетом особенностей церковного строительства в стране и данных о деятельности новгородского владыки. Поэтому на эпохальной специфике и личности владыки следует остановиться особо. Лука являлся представителем высшего клира «новонасажденной Русской церкви» из числа местных кадров. Он действует на исторической арене в 30–50-е годы XI столетия и является старшим современником Илариона. Лука Жидята стал вторым епископом Новгорода, после смерти новгородского святителя Иоакима Корсунянина. Назначение осуществлялось в 1036 г. Согласно летописи непосредственно сам Ярослав «епископа постави Жидяту» Стлб.150]. О хиротонии ничего не известно, поскольку митрополит Феопемпт появился в Киеве между 1037–1039 гг. С назначением Луки явно происходят изменения в религиозной жизни Новгорода, поскольку пять лет обязанности владыки исполнял Ефрем, который был назначен Иоакимом в преемники, но «святительству не сподобился» (См. с. 210], c. 113]). На период святительства Луки приходится война с Византией (1043 г.) и учреждение автокефальной митрополии в 1051 г. Прибывший на Русь из Византии в 1054 (или 1055) г. Ефрем начал свою деятельность на Руси с судебного преследования Луки. Симптоматично, что преследования начались после смерти Ярослава. Летописи сообщают, что в 1055 г. новгородский святитель был вызван на суд к митрополиту, причем причины разбирательства источники не проясняют (См. c. 118], c. 183]). На процессе, который длился три года (до 1158 г.), Луке удалось отвести обвинения: «Клевета бысть на архиепископа Лоуку отъ своего холопа Доудики, и изыде из Новагорода и иде къ Киевоу, и осуди митрофолитъ Ефремъ, и пребысть тамо 3 лета» с. 118]; ср.: c. 54–55], c. 183], c. 91]. При возвращении из Киева 15 октября 1059 г. Лука умер и был погребен близ Софийского собора c. 91]. Возвращение и смерть в пути Луки Софийская первая летопись относит к 1060 году Стлб.183]. Позднее останки перенесли в Мартирьевскую паперть (См. c. 42–43], c. 7, 13, 70–73, 218]).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 — 1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Припадём убо с чувствием благодарности и вместе с верою и усердием ко гробу его, прославленному от Бога столь многими знамениями и чудесами; и вознесём молитвы к горним селениям, в коих избранникам Божиим сожительствует блаженная душа его, да благословляет он свыше потомков тех предков, коих лично здесь на земле благословлял он; да спасает он нас молитвами своими от бед так, как спасал праотцов наших; да не престаёт пещися о нуждах наших, так как пастырски пекся и о современниках своих; и наконец да источает нам прибегающим к священному гробу его токи благотворных чудес и исцелений, каковы источал он всегда благочестивым предшественникам нашим; да так благословится в роды родов его имя до века. Аминь. Список преосвященных архиереев Великоновгородских от начала основания сей епархии до ныне 23 Епархию сию основал Великий Князь Киевский и всей России Владимир I Святославич, в конце 10 столетия, и сперва были в ней I) Епископы, II) Архиепископы, и наконец III) Митрополиты. I. Епископы Новогородские 1. Иоаким Корсунянин, хиротонисан 988 года, правительствовал 42 лета, преставился 1030 года. Ефрем обучал школы в Новгороде 5 лет. NB. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов сомнительным. Но он действительно Епископом не был. 2. Лука Жидята, (Святой) хирот. 1036, прав. 23, прест. 1059. 3. Стефан хирот. 1060 года, правит. 8, удавлен в Киеве от своих холопов 1068. 4. Феодор хиротон. 1669, правит. 9, преставился 1078. 5. Герман хиротонисан 1078, правит. 17, престав. в Киеве 1095. Лука 1088, сомнительный. 6. Никита Святой хиротон. 1096, правит. 11, престав. 1107, января 31. (По преставлении Святого Никиты Епископа мощи его под спудом неистленны пребыли 450 лет, а по обретении в 1557 году, апреля 30 открыто положены в раке, в придельной Софийского Собора церкви Богоотец Иоакима и Анны. В сей раке почивали они около 248 лет, и преложены в новую бронзовую сего 1805 года, апреля 30. – (В Прологе на память преставления Святителя Никиты под числом января 31 напечатано краткое описание жития его. Но там ошибкой наименован он Архиепископом, и леточисление неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

рядов, обратившись к иконе Софии Премудрости Божией, святые. Л. замыкает 1-й ряд слева, на нем святительские ризы, омофор, белый клобук; борода длинная, сужающаяся. Подобные иконы, на к-рых изображены многие Новгородские святители, писали в Новгороде в XIX и в нач. XX в. Фигура святителя не всегда может быть отождествлена из-за утраты надписи (напр., на иконе 1-й трети XIX в. из частного собрания). Образ Л. есть также на 2 иконах кон. XIX в. (с поновлениями, в т. ч. имен святых, 2-й пол. XX в.). Он изображен обычно в 3-м ряду, имеет нек-рые особенности. Как и др. Новгородские святители, Л. облачен в крещатые ризы, но голова не покрыта, поэтому видны длинные волосы. В руках он держит одноглавый храм, условное обозначение новгородского Софийского собора, как на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. (все - в ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде); почти идентичное изображение Л. воспроизведено на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в Одессе (1902), только Св. София здесь изображена как 5-главый храм, с фасадом, разделенным пилястрами. Подпись на нимбе именует святого его историческим прозвищем - Жидята. Схожий тип лика святого написан на иконе (60-е гг. XX в.) из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Л. стоит во 2-м ряду рядом со свт. Никитой (в центре), его руки не видны, в подписи он назван как «Ст. епкпъ Лука». Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 198. С. 399, 618-619; Т. 2. С. 156-157. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

С Афона, по особенному откровению, Евфимий отошёл в Солунь и в горах, к востоку от города, на вершине Перистера, основал в 863 г. монастырь и восстановил храм святого Апостола Андрея Первозванного на запустевшем месте, прикрывавшем развалины прежнего храма, превращённого в овчарню. Сюда собралось к Евфимию множество ревностных иноков; пустыня приняла подобие города при большом стечении народа, ищущего духовного руководства чтимого подвижника. Таким образом, вокруг него, «если не совсем уничтожалось, то уменьшалось зло и заменялось процветанием всякого добра» ... Впоследствии основал здесь Евфимий и женскую обитель, в которой подвизались его мать и жена, а игуменьей была сестра его, принявшая схиму с именем Евфимии. После 14-ти лет управления обителями, Евфимий снова подвизался на Афоне до тех пор, пока почувствовал приближение кончины и, тяготясь частым нарушением безмолвия по причине множества людей, приходивших к нему, удалился на остров Священный, взяв с собой только одного инока Георгия. Здесь поселился он снова в пещере и после пяти месяцев уединённого подвижнического приготовления к отшествию из мира – после краткой и лёгкой болезни скончался в 15-й день октября, около 884 г. Мощи преп. Евфимия, обретённые нетленными в пещере, покоятся теперь в городе Солуни, почему и преподобный называется Фессалоникийским, хотя отечеством его было другое место (селение Опсо, около города Анкира, в Галатии). Св. Луки, епископа Новгородского Св. Лука Жидята, воспоминаемый Церковью также 10 февраля в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из Русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нём и под его надзором строился в Новгороде Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобождён, а клеветнику его в наказание были обрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород, в 1058 г., и похоронен в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛИПОВАНЕ [филипповцы, филипоны, дунаки], рус. старообрядцы (поповцы, беспоповцы и единоверцы, проживающие преимущественно в Румынии, а также в Болгарии, на Украине, в России ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛОГГИН († 1654), лишенный сана протопоп собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Муроме, деятель раннего старообрядчества ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_161.htm...

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Иоаким (Корсунянин) епископ, свт., бывший еп. Константинопольский ок. 992 Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 † ок. 1035 Лука (Жидята) епископ, свт., рукоположен с 1036 (1030,1037) † 15.10.1059 (1060) Стефан епископ, рукоположен †1068 (1069) (убит) Феодор епископ, рукоположен † 1077 (1078) Герман епископ, свт., рукоположен † 1096 (1095) Никита епископ, свт., рукоположен † 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин) епископ, управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; † неизвест. Нифонт епископ, свт., рукоположен с 1130 (1129) по 1149 архиепископ примерно с 1153 сослан в монастырь, освобожден князем Юрием Долгоруким †8.04.1156 Евфросин архиепископ, упоминается в XII веке возможно, во время отсутствия еп. Нифонта в 1149 † неизвест. Аркадий епископ, свт., рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) † 19.09.1165 Новгородская и Псковская Иоанн (в схиме, а в постриге Илия) архиепископ, свт., рукоположен с 28.03.1166 †7.09.1186 Григорий (Гавриил) архиепископ, свт., рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) † 24.05.1193 Мартирий (Рушанин) архиепископ, свт., рукоположен с 10.12.1193 † 24.08.1199 Митрофан архиепископ, рукоположен с 3.07.1201 по 1211 в 1220 отстранен от управления вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 еп. Перемышльский Митрофан архиепископ, повторно † 3.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 3.07.1223 до 1225 † неизвест. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. бывший еп. Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; † 8.10.1232 Спиридон архиепископ, рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат архиепископ, рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) † 21.10.1274 Климент архиепископ, рукоположен со 2.08.1276 (избран в 1274) † 22.05.1299 Феоктист епископ, свт., рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры † 23.12.1310 Давид архиепископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В символическом чинопоследовании событий, связанных с крещением Руси, равно как и в самой ее ориентации на византийский образец (где религия играла роль цементирующего элемента в многонациональном государстве, хотя до конца так и не смогла компенсировать скрытую центробежную энергию его разнородных составляющих), сразу проявилась характерная черта русской церкви: она с самого начала своего существования была прочно включена в государственную организацию. Эта тема, в главных ее моментах, убедительно разработана в диссертации А. Поппэ 184 . С помощью христианизации Владимир стремился консолидировать государство и общество и направить их по пути, открывающему новые горизонты для их развития. Деятельность Владимира в роли “нового Константина” 185 весьма напоминает аналогичные преобразования Меровингов и Каролингов 186 , хотя наиболее яркие аналогии предоставляет, конечно, история Византийского государства 187 . Отношения между государем и подданными основывались на принципах, почерпнутых из ветхо- и новозаветных текстов. Вот как сформулирован, например, в летописи взгляд на княжеские добродетели (Königsheil): “Аще бо князи прав диви бывают в земли, то многа отдаются согрешенья земли, аще ли зли и лукави бывают, то больше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли” 188 . По-иному смотрит на дело новгородский епископ Лука Жидята: “Бога ся бойте, князя чтите, раби первое Бога, также господу (т.е. господину, князю. – Г.П.)” 189 . Логическим следствием из обоих высказываний в принципе является право на сопротивление власти 190 , хотя его наличие и возможности практического применения так и не оформились на Руси в достаточно отчетливом виде. Напротив, церковь охотно прибегала к помощи государства в своей борьбе с пережитками язычества и вновь возникавшими ересями 191 , равно как и в миссионерском освоении новых территорий. В первую очередь это было делом монашества 192 , ряды которого в начальную пору пополнились известным количеством выходцев из владетельной знати и социальной верхушки общества. Митрополиты же, практически все без исключения греки, пытались, со своей стороны, направить усилия русских князей на предотвращение нападений кочевников на Восточно-римскую империю, не преступая, впрочем, пределов лояльности по отношению к княжеской власти. Их вклад в углубление христианизации вне стен епархиальных центров значительно скромнее, чем вклад местного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из учения о христианском милосердии, церковные проповедники раскрывали наставления Спасителя, неоднократно обращаясь к Его притче о богатом и Лазаре, ярко выделяя те черты, которые были подмечены в тогдашнем обществе. В Прологе на 15 октября в видении св. Андрея юродивого изображена картина смерти подобного евангельскому богачу жестокого господина, который был лют к своей челяди. И вот он умер, хоронят его, – сатанинские легионы со всевозможными мерзостями сопровождают его тело до могилы. А в сказании о хождении св. Феодоры по мытарствам (Пролог на 30 декабря), весьма распространенном в среде русского народа, жестокосердие (немилосердие) отнесено к последнему – 20 мытарству, т.е. к тому, которое непосредственно отделяет душу от врат Неба. «Нет пользы, – учит русский проповедник, – если будем поститься и от жестокого сердца не воздержимся. Кто не ест мяса, воздерживается от пития, а убогих не милует, тот хуже скота. Кто на голой земле лягает всю ночь, не спя молится, а убогих не милует, и тот не лучше скота... Милостыня выше приноса в церковь . Не утворяй церкви, видя скорбящего брата: живой храм выше, истовее церкви» И богатые и бедные равны перед Богом – для одних и других одинаковы требования закона христианской любви. Само по себе богатство не является злом (как и бедность добром). Оно становится преступным и навлекает на себя гнев Божий, когда владеющие им для себя «богатеют», отвергая или нарушая закон милосердия. В одном поучении Пролога (на 26 ноября), изъясняющем слова Господа в день Страшного Суда, говорится: «Не осуждаю богатыя, но не милостивые, и бесчеловечество их препираю» Церковь строго осуждала не только притеснения разного рода или жестокость, но и все виды нарушения любви к ближнему: гордость, высокомерие, надменность, гнев, злопамятство, вражду, ссоры, зависть, клевету, ложь и пр. Своим строгим и справедливым словом она обличает всех виновных – и сильных – славных в земном мире, и слабых – неизвестных или малоизвестных. «Любовь имейте со всяким человеком, – учит епископ Новгородский Лука Жидята в.). – Не рой ямы пред братом, да не ввергнет тебя Бог еще в большую... Будь правдив... Прощайте брат брату и всякому человеку, а не воздавайте злом за зло... Не осуди брата даже мыслию... Помните и милуйте странных и убогих и заключенных в темницах, и будьте милостивы» (24:88).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010