Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лука Новгородский, Жидята, свт. - житие Лука Жидята (+ 1059 епископ Новгородский, святитель. Память 4 ноября (Новг.), в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника на Новгородской кафедре - грека, святителя Иоакима Корсунянина. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником Иоакима. Вероятно был поставлен на Новгородскую кафедру в 1036 или 1037 году . 14 сентября 1050 году освятил воздвигнутый при нём новый каменный Новгородский Софийский храм. В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года. В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода. Скончался вероятно 15 октября 1059 года . Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором. 22 марта 1558 году обретены его нетленные мощи, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Тогда же святитель Лука и был причислен к лику святых. Епископ Лука - первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это " самородный тип, боровшийся с византийским влиянием " и действовавший в " духе чисто русского просвещения " . В его слове, отличающимся изумительной простотой " жизнь бьет ключом " . Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги. Также сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем. Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лука Новгородский, Жидята, свт. " .

http://pravicon.com/info-2801

справедливо указывает А. Поппэ, славянское имя Жидислав «состоит из двух членов: жиди – повелительное наклонение ед. ч. 2 л. от глагола жидати и славот слава, со значением «жаждай, ожидай славы, надейся на славу» ( Поппэ А. Новгородский епископ Лука-Жидята… С. 357, примеч. 1). См. краткие обзоры точек зрения: Творогов О. В. Лука Жидята//СККДР. Вып. 1. Л., 1987. С. 251–253; И. П. С.Поучение Луки Жидяты, епископа Новгородского, к братии//Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник/Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 118. Имени Жидята как происходящему от Жидиславотдается предпочтение и в новейших работах: Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии. С. 24. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. С. 333 (предположительное прочтение имени как Жирята или Жирослав в старорусской грамоте 18 40–70-х гг. XII в.), 368 (новгородская грамота 879 1-й половины XII в., Жирята), 397 (новгородская грамота 657, 2-я половина XII в., Жирослав; от этого имени, по А. А. Зализняку, могли быть произведены и другие именные формы, встречающиеся в источниках – Жиръко, Жирочька, Жирошька), 454 (новгородская грамота 573 60–70-х гг. XII в., Жирослав); Зализняк А. А., Янин В. Л. Берестяные грамоты из раскопок 2005 г.//Вопросы языкознания. 2006. 3. С. 3 (новгородская грамота 954, Жирочька). Известен также новгородский посадник Жирослав, занимавший должность в конце 60-х – середине 70-х гг. XII в. (НПЛ. С. 222–224; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949 (далее – ГВНП). 29. С. 56; см. также упоминания других знатных новгородцев XII–XIII вв. с таким именем: Там же. С. 43, 45, 86, 87–88, 237, 239, 316, 318). Что касается альтернативного варианта, то от имени Жидислав могли происходить встречающиеся в берестяных грамотах имена Жидена и Жидила ( Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. С. 456, 500, 619), но имя Жидята в берестяных грамотах пока не зафиксировано. Отсутствует оно, в том числе в полной форме Жидислав, и в новгородских летописях и актах (лишь один Жидило Жихнович упоминается в псковской грамоте 1266–1291 гг. (ГВНП. 331. С. 317)).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лука Жидята, святитель Свт. Лука Жидята (или Жирята) — второй (по времени) епископ Новгородский, в первой половине XI века. Первый русский человек, ставший епископом. Исходя из его прозвища можно заключить, что он был евреем. Или это производное от имени Георгий (Гюргий — Гюрята — Жидята), либо от имени Жидослав. Был оклеветан от своего холопа Дудики, из-за этого был задержан в Киеве на три года, после раскрытия обмана при возвращении в Новгород умер. При свт. Луке был построен Софийский собор, на эти же годы приходится создание Остромирова евангелия. В «Сказании о церкви Св. Софии» рассказывается как свт. Лука увидел, что образ Христа в строящемся Софийском соборе написан не с благословляющей рукой, а со «сжатою». Образ трижды переписывали, пока глас с неба не возвестил, что если рука «распространится», тогда «будет граду скончание». Ему принадлежит «Поучение к братии» — очень коротенькое и простое произведение. Наставления в самых элементарных истинах веры и морали. Хотя логика Луки в чем то можно считать образцовой: он начинает с исповедования Бога как Троицы, переходит к молитве и богослужению, большую часть текста занимает милосердие в различных его проявлениях. Милосердие это «Иметь любовь ко всякому человеку», что в частности означает «с радующимися радоваться». Запрет на осуждение близких превращается в совет «друг друга хвалите, да и Бог вас похвалит». В конце свт. Лука обращается к эсхатологии. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/luk...

Вел. Новг., 2010. С. 198-238; Мусин А. Е. Церковная организация средневек. Новгорода в XI в.//Там же. С. 155-197; он же. Загадки дома Св. Софии. СПб., 2013. С. 24-26; Поппэ А. Новгородский епископ Лука Жидята: К вопросу о студитах на Руси//Висы дружбы: Сб. ст. в честь Т. Н. Джаксон. М., 2011. С. 357-367; он же. Студиты на Руси. К., 2011 (по указ.); Гимон Т. В. События XI - нач. XII в. в новгородских летописях и перечнях//ДГВЕ, 2010. М., 2012. С. 584-703; Фомина Т. Ю. Новгородские епископы X-XII вв.: Полномочия, деятельность//Новгородика-2012: У истоков рос. государственности. Вел. Новг., 2013. Ч. 2. С. 101-107; Дергачева И. В. Новгородский владыка Лука Жидята и его поучение//ДРВМ. 2013. 3(53). С. 46-47; Печников М. В. Лука Жидята//ДРСМ. 2014. С. 465; он же. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (кон. X - 70-е гг. XI в.)//ВЦИ. 2016 (в печ.). Свт. Лука (Жидята), еп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». 60-е гг. ХХ в. Фотография. 2000 г. (ц. ап. Филиппа в В. Новгороде) В составе Собора Новгородских святителей память Л. празднуется кроме 10 февр. еще 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Наиболее раннее известное указание на то, как изображать Л., встречается в Строгановском лицевом подлиннике в отдельном перечне, без указания дня памяти: «Подобием Иоанна Богослова, [брада] Иоанна Богослова, на конце поуже, космачки, ризы святительские, в клабуке» (БАН. Строг. 66. Л. 151, кон. XVI в.). К этому описанию близок образ Л. на иконе письма свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» (1728, ГТГ), где святые различных чинов изображены по сторонам древа, поднимающегося над новгородским Детинцем. Святой представлен вверху слева, в центре ряда Новгородских святителей. Он облачен в одежды епископа (саккос, белый клобук, омофор), борода короткая и округлая. Также в Соборе Новгородских святых Л. изображен на иконе «Новгородские чудотворцы» XVIII в., опубликованной по прориси из собрания А. М. Постникова. Внутри храма (по-видимому, новгородского Софийского собора) стоят в неск.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Особое место в Палее занимает христианская историография, в которой ветхозаветная история рассматривается как символический прообраз новозаветных событий. Если обратиться к оригинальным произведениям древнерусских авторов времени Киевской Руси, то одним из первых может быть названо «Поучение к братии» Луки Жидяты. Лука Жидята (? – 1059) – первый русский епископ Великого Новгорода. О его жизни известно немногое. Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника епископа Иоакима Корсунянина. Возведен в сан вместо грека Ефрема. В «Повести временных лет» под 1036 годом сообщается: «Иде Ярослав Новугороду, и постави сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту». По гипотезе А.А. Шахматова, Жидята инициировал составление первого Новгородского летописного свода в 1050 году. В том же году им был освящен построенный при нём каменный Софийский собор. В епископстве Жидяты было организовано составление и перепись церковных книг, сам он участвовал в переводе с греческого языка сочинений на религиозные темы. В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осуждён митрополитом Ефремом в заточение, где пробыл три года. Заточение было прервано неожиданной кончиной Ефрема. Умер Лука Жидята в 1059 году, похоронен в Новгороде за Софийским собором. Канонизирован Русской Православной Церковью, в 1558 году обретены его мощи, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Епископ Лука – первый по времени русский проповедник, правда, до нас дошло лишь его небольшое нравоучительное сочинение «Поучение к братии». Его можно условно разбить на две части, в первой из которых речь идёт о положениях христианского символа веры и об основных правилах поведения монаха в церкви, во второй – о необходимости любви к ближнему, покаяния и исповедания в главных грехах, среди которых гнев, скорбь, ложь, воровство, гордыня, пьянство, обжорство. Повседневными нравственными истинами провозглашаются почитание родителей, пожилых людей, священников и князя, страх перед судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д.). Не исключено поэтому, что он до поставления был светским лицом, например, одним из членов старшей дружины Ярослава (случаи поставления в епископы знатных светских лиц были обычным явлением в то время и в Западной Церкви , отсутствие антагонизма с которой при Ярославе совершенно очевидно), или, что более вероятно, происходил из священнической среды, близкой князю. Поскольку Ярослав много времени в период борьбы за власть со Святополком и Мстиславом проводил в Новгороде, вполне вероятно также, что Лука был по происхождению новгородцем, что и способствовало его выдвижению в местные епископы . Случай с поставлением митрополита Илариона, священника домового храма Ярослава, показывает, что Ярослав не стал бы «поставлять» на архиерейскую кафедру малознакомого ему человека, в преданности которого он не уверен. В историографии с XIX в. существует несколько точек зрения на происхождение мирского имени Луки – Жидята: 1) он был крещеным евреем, «жидом» (в настоящее время это мнение учеными не поддерживается по причине лингвистической несостоятельности); 2) Жидята является уменьшительной формой от имени Жидослав/Жидислав ; 3) оно происходит от крестильного имени Георгий (Гюргий–Гюрята–Жирята–Жидята) . Между тем заслуживает серьезного внимания вариант летописей НСГ – Жи рята. Это вполне реальное славянское имя, происходящее от более полной формы Жирослав. Оно, в отличие от имени Жидята/Жидислав, имело определенное распространение в Новгородской земле в XII–XIII вв. Поэтому, на мой взгляд, учитывая также ранние, восходящие к XI в. чтения НК1, имени Жирята следует отдать предпочтение вопреки сложившейся историографической традиции. Деятельность Ярослава в 1035/36 г. напоминает если не новое учреждение епископии, то возобновление этого института (как и института княжения в Новгороде старшего сына киевского князя) после определенного перерыва. В 1036 г. умер Мстислав Черниговский, и Ярослав стал «самовластець Русьстей земли». Сразу за этим сообщением в ПВЛ говорится о вокняжении в Новгороде Владимира и поставлении на местную кафедру Жиряты, причем при деятельном участии Ярослава.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

С. Соболева. Вел. Новг., 2011. Т. 1. С. 43-53); Димитрий (Самбикин), еп. Месяцеслов. Вып. 2. С. 95-97; Вып. 6. С. 119, 124; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 811-813; он же. Канонизация святых. С. 157, 557; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 144-149; Соболевский А. И. Заметки о собственных именах: 4. Жидята// Он же. Мат-лы и исследования в области слав. филологии и археологии. СПб., 1910. С. 255-256. (СбОРЯС; Т. 88. 3); Романцев И. С. О местах погребения новгородских владык в Софийском соборе//Тр. Новгородского церк.-археол. об-ва. 1914. Т. 1. С. 108-125; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 15, 17-19, 21, 93-95; он же. Лука Жидята//Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. словарь. СПб., 2009. С. 279; Творогов О. В. Лука Жидята//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 251-253 [Библиогр.]; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 57, 70-75, 175-177, 189, 192; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 194, 207; Макарий. История РЦ. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 155-157; Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 67-69; Приселков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 67, 68; С[таростина] И. П. Поучение Луки Жидяты, еп. Новгородского, к братии// Щапов. Памятники. 2003. С. 117-120 [Библиогр.]; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 20052 (по указ.); Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 34-43; Гайденко П. И. Еще раз о суде над Лукой Жидятой (1055-1059)//Каптеревские чт. М., 2009. Вып. 7. С. 53-63; Мильков В. В. Поучение Луки Жидяты: Идейно-религ. особенности в полит. контексте эпохи Ярослава//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 75-76; он же. Новгородский святитель Лука: характер деятельности и идейные аспекты творчества//Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

6 . Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв.//Известия отделения русского языка и словесности. – T.XVIII, Кн.2. – СПб., 1913. 7 . Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). – М., 1987. 8 . Макарий (Булгаков) . История Русской церкви. – Kh.II. – М., 1995. 9 . Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). – СПб., 1996. 10 . Доброхотов В. Св. Лука Жидята, второй епископ новгородский//Странник. – 1865. – Октябрь. 11 . Соловьев С.М. Сочинения. – Кн. II. – Т. 3–4: История России с древнейших времен. – М., 1988. 12 . Доброхотов В. Св. Лука Жидята, второй епископ новгородский//Странник. – 1865. – Ноябрь. 13 . Еремин И.П. Русская литература XI – нач. XII в. Гл. VII: Учительная литература//История русской литературы. – Т. 1. – М.; Л., 1941. 14 . Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV вв.). – М., 1960. 15 . Златоструй. – М., 1990. 16 . Творогов О.В. Лука Жидята//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Вып. I: XI – первая половина XIV. – Л., 1987. 17 . Письменные памятники истории Древней Руси. – СПб., 2003. 18 . Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. – М., 2005. 19 . Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. – СПб., 2009. 20 . Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. – М., 2008. 21 . Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 1966. 22 . Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1989. 23 . Топоров В.Н. Святость и святые в древнерусской духовной культуре. – Т. 1: Первый век христианства на Руси. – М., 1995. 24 . История русской литературы X–XVII веков. – М., 1980. 25 . Франклин С. Письменность, общество и культура Древней Руси. – СПб., 2010. 26 . Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: эпохи и стили. – Л., 1978. 27 . Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе XI–XIII вв. – М., 1980. 28 . Древнерусская литература. Изображение общества. – М., 1991. 29 . Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века: теория литературных формаций. – М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос номера. Вера и чувство вины: Православные «самоеды». Чем борьба с грехом отличается от постоянного недовольства собой. Письмо читательницы /Елизавета. Иллюстрации Светланы Землянской//Фома. - – октябрь 2018. – С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Вера и чувство вины »). Александр Ткаченко , психолог . Чем больше себя ругаешь, тем ближе к Богу? Разбираем, в чем ошибочность этой формулы . Иллюстрации Светланы Землянской//Фома. - – октябрь 2018. – С.16-20. – (рубрика « Вопрос номера.  Вера и чувство вины »). Реклама: С.21.      ВЕРА (раздел). – С.22-47.   Школа «Фомы». Именины: Лука. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Лука – имя греческого происхождения; восходит к древнегреческому Лукас и переводится как «родившийся на рассвете», «святящийся» или, согласно другой гипотезе, имя указывало на происхождение человека  из местности на юге Италии - Лукания;  Дни памяти : 31 октября – день памяти   апостола и евангелиста Луки; Святой апостол и евангелист Лука. Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Лука : Преподобный Лука Столпник, Халкидонский (Х век).  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961); Святитель Лука Жидята (XI век); Лукас  Кранах (Старший) (1472-1553); Интересные факты ]. Ил.: Апостол Лука. Иконописный образ; Антиохия Сирийская. Место, где родился апостол Лука. Фото; Апостол Лука пишет икону Пресвятой Богородицы. Джованни Франческо Барбьери (Гверчино); Картина «Святой Лука». Франс Хальс. Хранится в музее западного и восточного искусства в Одессе; Базилика святой Иустины  (Падуя, Италия), где  хранится основная часть мощей апостола Луки (глава, как было недавно доказано учеными, - в Праге). Фото//Фома. - – октябрь 2018. – С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Владимир Легойда . Почему Церковь не борется с «режимом» ? [Этот текст — отрывок из книги В. Легойды «Церковь, возвышающая голос», которая посвящена взаимоотношениям Церкви и государства и рассказывает о христианском взгляде на такие понятия, как власть, идеология, права человека и др.]. Фото свящ. Андрея Рассанова//Фома. - — октябрь 2018. - С.24-30. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-186...

Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян (эпоха средневековья)// Флоря Б. Н.Исследования по истории Церкви. М., 2007. С. 44–53. Попадакис А., Мейендорф И., прот. Христианский Восток и возвышение папства: Церковь в 1071–1453 гг. М., 2010. С. 30–46. И. В. Дергачева предполагает даже, что Лука был учеником Иоакима Корсунянина ( Дергачева И. В. Новгородский владыка Лука Жидята и его поучение//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3(53). С. 46), что представляется сомнительным, поскольку «корсуняне» не продемонстрировали верность Ярославу в критический для него период и он на них не мог далее полагаться; поставление Луки вместо Ефрема это с очевидностью продемонстрировало. А. С. Хорошев утверждал обратное, но столь же недоказуемое: Лука был киевлянином ( Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 17). Наиболее сложная концепция происхождения Луки принадлежит А. Поппэ. Основываясь на концепции о влиянии иноческой традиции Студийского монастыря на Руси XI в., он склонен полагать, что Лука, «согласно косвенным показаниям» летописцев (неясно, впрочем, каким именно), «был русином, новгородцем и к тому же монахом-студитом». Совершенно непонятна источниковая база утверждения польского исследователя, что «Лука был иеромонахом и годами приобретал свои иноческий опыт и необходимое в священстве образование в одном из студийских монастырей в годы патриаршества Алексея Студита, т. е. после 1025 и до 1036 г.», а также что совершивший хиротонию Луки митрополит Феопемпт (что само по себе не является очевидной истиной) также был студитом ( Поппэ А. Новгородский епископ Лука–Жидята: К вопросу о студитах на Руси//Висы дружбы: Сборник статей в честь Т. Н. Джаксон. М., 2011. С. 357; см. также: о н же. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря [Ruthenica.Supplementum 3]. Киев, 2011). Сама концепция А. Поппэ о сильном студийском влиянии достаточно уязвима для критики (см.: Артамонов Ю. А. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исследования А. Поппэ//Вестник церковной истории. 2013. 1/2(29/30). С. 361–383).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010