К числу святых Архипастырей наших того времени принадлежать: св. Михаил, первый Митрополит Киевский; святые Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Герман, Никита, Иоанн (Илия), Мартирий и Антоний – владыки Новгородские, почивающие в Новгородском Софийском храме и чтимые местно, и Новгородский Святитель Нифонт «поборник земли Русской», коего мощи покоятся в Киевских пещерах; святые Леонтий и Исаия, просветители и Епископы Ростовские, коих мощи почивают в Соборной церкви Ростовской; препод. Стефан, бывший Епископом Владимирским; препод. Ефрем Епископ Переяславский, коего св. мощи почивают в пещерах препод. Антония; св. Меркурий, Епископ Смоленский, коего мощи почивают также в Киево-Печерской Лавре; св. Кирилл Епископ Туровский, бывший несколько времени столпником; св. Симон, первый Епископ Владимирский, названный в современной летописи учительным и милостивым: св. мощи его почивают в Киевских пещерах. Из числа подвижников Киево-Печерских одни явили в себе, более или менее, образец всех добродетелей Христианских. Таковы особенно были: препод. Аптоний, много лет проведший в тесной пещере и изумлявший своих учеников суровостью пещерных подвигов, необычайным постом, непрерывною молитвою к Богу, а вместе обильным даром предведения и чудотворений, и препод. Феодосий, обладавший теми же самыми нравственными качествами и благодатными дарами: образец кротости, самоумерщвления, неистощимой любви и самой пламенной ревности по славе Божией и спасению ближних. Другие известны, главным образом, своими страданиями, добровольными, или понесенными от других, но употребленными ими к своей нравственной пользе. Таковы Иоанн многострадальный, в продолжение тридцати лет умерщвлявший плоть свою то шестидневным постом, то тяжкими веригами, то закапыванием себя в землю по рамена; Мовсей Угрин многострадальный, потерпевший многие мучения и пытки от одной Ляхини, бывшей его госпожою, и понуждавшей своего невольника изменить девству; Никон Сухой, которому, когда он был взят в плен Половцами, хозяин подрезал под коленами жилы, чтобы воспрепятствовать его побегу, и который, после чудесного своего избавления от плена, к прежним своим страданиям присоединил новые добровольные для изнурения своей плоти; и Пимен многоболезненный, двадцать лет прострадавший тяжкою болезнью, и только в последние дни жизни получивший исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 08.12.1877 по 23.05.1879 на покое; 06.11.1883 бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 23.05.1879 по 07.06.1885 епископ Вятский и Слободской; 24.12.1894 бывший епископ Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии с 07.06.1885 по 25.11.1889 епископ Волынский и Житомирский; 13.04.1902 Владимир (Петров), епископ бывший епископ Ставропольский и Екатеринодарский с 25.11.1889 по 07.05.1892 архиепископ Казанский и Свияжский; 02.09.1897 Владимир (Никольский), епископ бывший епископ Пермский и Соликамский с 07.05.1892 29.12.1900 Викарии Нижегородской епархии Балахнинские епископы Викариатство учреждено 11 мая 1866 года Имена Сведения рукоположен с 17.07.1866 по 29.08.1867 епископ Орловский и Севский; 24.12.1894 Поликарп (Гонорский), епископ рукоположен с 14.01.1868 по 08.11.1886 на покое; 07.03.1891 рукоположен с 04.01.1887 по 28.10.1887 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 17.03.1908 Агафодор (Преображенский), епископ рукоположен с 28.02.1888 по 02.03.1891 епископ Сухумский; после 1919 Иаков (Пятницкий), епископ рукоположен с 28.04.1891 по 29.09.1892 епископ Уманский, викарий Киевской епархии; 1922 рукоположен с 25.10.1892 по 03.09.1893 епископ Курский и Белгородский; 12.04.1904 Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года. Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Имена Сведения Иоаким (Корсунянин), епископ, свт. бывший епископ Константинопольский около 992 не рукоположен 1030/1031 около 1035 Лука (Жидята), епископ, свт. рукоположен с 1036 (1030, 1037) 15.10.1059 (1060) Стефан, епископ рукоположен 1068 (1069) (убит) Феодор, епископ рукоположен 1077 (1078) Герман, епископ, свт. рукоположен 1096 (1095) Никита, епископ, свт. рукоположен 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин), епископ управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; неизвестно Нифонт, епископ, свт. рукоположен архиепископ с 1130 (1129) по 1149 сослан в монастырь, освобождён князем Юрием Долгоруким; 08.04.1156

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Напр., на Троицын день молодёжь, отправляясь в лес, поёт хором: Благослови-ка, Троица-Богородица, Нам в лес пойти, Нам венки завивать, Ай, Дидо, ой, ладо! 162 Егорию храброму, запертому в погребе, говорит стих: Явленная явилася сама Мать Пресвятая Богородица, Святая Троица неразделимая 163 . Нам кажется, что стих этот искажён, быть может, от частого и механического повторения певца. Бога народ русский хорошо отличает от Богородицы, да и в других стихах о Егории храбром Богородица, поставленная рядом с Троицей, уже не смешивается. Верую веру крещёную Самому Христу, Царю небесному, Во Матерь Пресвятую Богородицу, Ещё в Троицу неразделимую 164 . В некоторых стихах смешиваются, по-видимому, Иисус Христос и Св. Дух. Напр., в стихе о Страшном Суде, когда Христос на просьбу Пресвятой Девы о прощении грешников отвечает вопросом: Разве ты хочешь видеть Меня Во-вторые Бога на распятии? Божья Матерь говорит: О Святой Дух пресладкий! Мой Сын Иисус Христос , царь небесный свет! Не могу я тебя во второй раз видети… 165 Наряду с этим в других стихах духовных проводится полное различие между Св. Духом и Сыном. Кирик во время своих мук, пригвождённый к кресту, молится: Господи, Отец, Сын, Святой Дух! Услышьте молитву святого младенца Кирика, Отгвоздите меня от дерева превысокого 166 . В стихе различаются все лица Св. Троицы. Нам нет нужды говорить, что понятие о троичности Лиц в Боге есть чистое приобретение народа. Если сведения народа ещё скудны в вопросе о троичности Божества, то это объясняется, как мы уже сказали, трудностью понимания предмета и неподготовленностью народа к усвоению. Да и пастыри церкви, видя младенческое состояние веры народа, не заботились о полноте изложения этого догмата. «Се, братие, первее всего сию заповедь известно (несомненно, твёрдо) должны есмы вси крестиане держати веровати: в един Бог в троици славим, в Отца и Сына и Св. Духа, якоже научили апостоли, святии отцы утвердиша» 168 . Проповедник (Лука Жидята) не находит нужным более распространяться по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом трактуют и первые русские проповедники, как напр., Лука Жидята, Феодосий, игумен Печерский, и др. Понятно, как ни были индифферентны русские люди к христианству вообще и как ни плохо понимали его сущность, тем не менее не могли не увлекаться тем чудным и гармонически-стройным порядком, какой царил в богослужении нашей Церкви. Храм, его благолепие и величие производили глубокое неотразимое впечатление на суеверного еще полудикого русского человека. Таким-то образом для русского человека на первых порах его христианской жизни храм с его величественной обстановкой, с его чинами и последованиями служил первой школой, в которой он учился христианству, или, вернее, в которой он слегка и исподволь знакомился с христианством. А так как здесь он видел одни только обряды и символические действия, смысл которых ему никто не объяснял, потому что живой проповеди еще не раздавалось в наших храмах, или весьма редко, – да она, пожалуй, и не всегда была полезна, если бы проповедники взялись за таинственное изъяснение богослужения прав[ославной] Церкви, – то русский человек стал мыслить христианство под формой обрядов, смешал догмат с обрядом и нередко последнему придавал значение более важное, чем первому. Русскому человеку и доселе еще кажется, что если он ходит в храм, принимает к себе на дом батюшку и жертвует на колокол тысячных пудов (или, как его называет наше простонародье, «глас Божий»), то он может называться «православным», христианином и т. д. Для русского человека – православного – совершенно нипочем не знать ни одной молитвы или смешать две молитвы в одну, но для него тяжкий грех лечь спать не помолясь. Одним словом, для русского человека всего дороже сделалась церковность и все, что относится к храму и богослужению. Свой собственный дом русский человек старого времени сделал храмом, передний угол его избы сделался «святым местом», куда имели доступ «чистые», где хранились кусочки каменного гроба Христа Спасителя, иорданская вода, песок из святых мест, херувимский ладан, просфора с Афона и из приходского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Равным образом тот же Иаков и преподобный Нестор ставили в укор сынам России, что они не с должным усердием молили Бога о прославлении, т. е. об открытии мощей своего просветителя, присовокупляя, что если бы русские христиане с усердием молились об этом в день преставления его, то Бог прославил бы его . Впрочем, мощи равноапостольного князя хотя пребывали под спудом, но тем не менее были чтимы Церковию, как отчасти можно заключать уже из обращения к ним в Слове пресвитера Илариона . До нашествия татар они покоились в мраморном (точнее, шиферном) гробе в самой церкви Десятинной. В это несчастное время гроб сокрыт в земле под развалинами церкви вместе с другими гробницами. И уже в XVII в. (1635) обретен вновь и узнан по существовавшей на нем надписи. Тогда-то взяты из гроба некоторые останки просветителя России в память будущим родам, известные доныне, каковы: а) глава благоверного князя, покоящаяся в Великой церкви Киево-Печерской лавры; б) одна челюсть сей главы, находящаяся в московском большом Успенском соборе; в) ручная кость — в Киево-Софийском соборе и г) другие малые частицы, находящиеся в разных странах России . О священнодействиях, совершавшихся у нас в то время, и о принадлежностях священнодействий можем судить на основании немногих отрывочных известий и уцелевших памятников. Святой Борис, как мы уже упоминали, в ночь пред своею смертию повелел пресвитеру отслужить заутреню, во время которой читаны были шестопсалмие, кафисмы, Евангелие и пет канон . Митрополит Иоанн, после того как мощи святых мучеников Бориса и Глеба были вырыты и поставлены в часовне, отслужил над ними всенощную, а по перенесении мощей в новую церковь, созданную Ярославом, совершил в ней литургию. Тот же митрополит, поставив для этой церкви священников и диаконов, повелел им служить вечерню, и утреню, и литургию по вся дни . Преподобный Феодосий еще в детстве своем, когда жил в Курске (ок. 1020 г.), ходил в церковь по вся дни, слушая там со всем вниманием Божественных писаний . Епископ Новгородский Лука Жидята внушал своим пасомым, чтобы они не ленились ходить в церкви и на заутреню, и на обедню, и на вечерню .

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Хронологические показания каталогов, не только дополняющие, но и поправляющие летописи или их игнорирующие, суть не что иное, как произвольные, ни на чём не основанные, предположения их авторов (или Польских историков, у которых берутся) и не имеют, помимо летописей, совершенно никакого значения. [См. «Дополнения и поправки " ]. 542 Под свидетельствами не совершенно надёжными разумеем свидетельства Никоновской летописи, – I, 112, и Степенной книги, – I, 166 fin, которые говорят, будто в 1008г. Иоанн построил две каменные церкви, – одну в Киеве, другую в Переяславле, каковое строение митрополитом каменных церквей есть дело совершенно невероятное. 543 Иаков и Нестор в Сказаниях о Борисе и Глебе, в чудесах. Копыстенский называет, как он говорит, по Киевскому помяннику Ионой. Это значит, что или переписчик помянника неправильно читал в своём оригинале или сам Копыстенский неправильно читал в помяннике сокращённое написание I ω (из Копыстенского Иона перешёл и в другие каталоги). У Рубана в каталоге св. Димитрия читается, не знаем – кому принадлежащее, второму или первому: «под сим Ионою полагают некоторые Георгия и Никифора сомнительными». 544 В 1036г. был в Киеве митрополит, ибо в этом году поставлен Новгородский епископ Лука Жидята. [См. «Дополнения и поправки " ] . 545 В Новгородской 1 летописи по Академическому списку в Продолжении Вивлиофики II, 354, в Софийском Временнике, в Новгородской 2 летописи, в Никоновской и Тверской летописях. Некоторые сомневаются в существования этого митрополита, но он есть, по свидетельству Копыстенского, в Киево-Софийском помяннике и во всех указанных московских списках. 546 Что касается до его прибытия около 1062г., то основания в пользу этого предположения, приводимые преосвященным Макарием (II, 14, прим. 20), не совсем тверды. Преподобный Феодосий Печерский , нашедший, по летописцу, устав Студийского монастыря у одного монаха, пришедшего с митрополитом Георгием. По тому же летописцу, который должен быть предпочитаем Нестору, как современник Феодосиев, каковым последний не был, начал заботиться об искании устава не тотчас после вынесения монастыря из пещеры на верх земли, что по Нестору было в 1062г., а спустя то или другое время. В 1061г. и потом в 1069г. был в Киеве митрополит, ибо в первом году поставлен Новгородский епископ Стефан, а во втором Новгородский епископ Феодор. Под митрополитом 1069г. по всей вероятности должен быть разумеем Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) КОНЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Выборгской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в Приозёрском р-не Ленинградской обл. на о-ве Коневец КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121728_5.html

39 Блаженный Иоаким и блаженный Лука, по прозванию «Жидята», первый из русских удостоенный сана епископского, местно чтятся в Новгороде. Мощи их перенесены в XVII веке в золотую или Мортирьевскую паперть Софийского собора. После блаженного Луки сохранилось пастырское поучение (История Русской Церкви преосвященного Макария, Ч. 1, стр. 262–263). 40 Мощи святого Феодора, первого епископа Ростовского и Суздальского, открыто почивают в Суздальском соборе. 41 Подробное исследование о времени и происхождении святого князя Константина можно видеть в Истории Русской Церкви Преосвященного Филарета, ч. 1, с. 23–24. Нетленные мощи святого князя Константина и сыновей его Михаила и Феодора обретены 21 мая 1553 года и положены открыто в Благовещенской церкви монастыря, основанного в то же время по обещанию царя Иоанна Грозного. 42 Мощи святого митрополита Михаила погребены в Десятинной церкви, обретены нетленными в 1103 году и тогда же перенесены в Антониеву пещеру, а в 1730 году – в Великую церковь Печерскую. По Иоакимовой летописи он был родом из Болгарии южной. 43 Нет достоверных сведений о том, почему Ярослав не хотел принять митрополита из Константинополя; но можно полагать с вероятностью, что после войны, вероломно начатой греками и оконченной страшной жестокостью – ослеплением 800 русских пленных, он хотел порвать единственную нить своей зависимости от греческого императора, по воле которого, как известно, поставлялись все митрополиты в Константинополе. Впрочем, нет сомнения, что избрание и посвящение Илариона было правильно: по древним правилам Церкви, избрание митрополита предоставлено было епископам той области, для которой он избирался (Апостольские правила I. – Никейского Собора правило IV). 44 В Исповедании своем Иларион говорит: «аз милостью человеколюбивого Бога мних и пресвитер Иларион, от богочестивых епископов священ был...» (Прибавления к Творениям святых отцов. Т. II, с. 255). 45 О том, что мощи блаженного митрополита Илариона почивают в пещере с именем преподобного Илариона схимника, смотри Историю Русской Церкви Преосвященного Филарета, Ч. I, с. 126 и Сказания о жизни и подвигах св. отцев дальних пещер Киевопечерской Лавры, игумена Модеста. Во многих древних рукописях митрополит Иларион называется святым, а в Киевском каталоге русских архиереев сказано о нем, что он «положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Он был учителем новгородских детей, один из которых и стал летописцем, оставившим запись о своем наставнике. 737 Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/990–1030/1031 гг. Новгородского епископа в 989/990 г. нужно было рукоположить, а Херсонский архиепископ не мог иметь суффраганов. Уже при патриархе Николае Мистике (901–907, 912–925) Херсонской архиепископии придавались миссионерские обязанности. 738 Если Анну действительно сопровождал митрополит Ефесский Феодор, то он мог рукоположить епископа для Новгорода. В таком случае Херсонский архиепископ мог действовать как миссийный в Южной Руси, а Иоаким, как его собрат, на севере. На первых порах такая ситуация должна была вполне устраивать св. Владимира, который пытался включить Корсунь в состав своих владений в качестве центра христианского просвещения Руси. Херсонес пришлось очень скоро вернуть, и стране теперь был нужен самостоятельный митрополит. Вероятнее всего, им стал после 995 г., но до 997 г., Феофилакт, бывший митрополит Севасты. Русские летописцы не интересовались реальной историей русской митрополии. Показательно, что единственно надежно засвидетельствованное имя, Феофилакт, вообще не упоминается. Устав Владимира, в котором цитируется грамота, данная Десятинной церкви, дошел до нас только в редакциях не старше конца XII в. 739 Первое крещение Руси, состоявшееся при патриархе Фотии, там ошибочно отождествлено с эпохой Владимира. Та же ошибка характерна и для греческого памятника, «Точного рассказа, как крестился русский народ» (написан, видимо, в XIV в., сохранился в двух рукописях XV в., см.: Гл. 4. 1, 4). 740 Эта точка зрения возобладала не сразу. В Проложном житии св. Ольги, написанном в последней четверти XII в., говорилось, что ее крестил именно патриарх Фотий. Ошибка редактора XII в., работавшего над текстом Устава Владимира, перешла в XIV-XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010