Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), Каменский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАХОМИЙ († после 1513), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПАХОМИЙ (Ионов Петр Матвеевич; 1883-1937), иером., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Русин Прохор Петрович; 1880-1941), иером., прмч. (29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Туркевич Павел Акимович; 1864-1937), игум., прмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887 - 1944), инокиня , прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых),

http://pravenc.ru/rubrics/122346_56.html

ПЕЛАГИЯ (Негрепонти) (1752-1834), дочь свящ. Никифора (Негрепонти), прп. Тиносская (пам. греч. 23 июля) 285-286 ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887 - 1944), инокиня , прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 286-287 289-291 ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 291-292 ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) 292-295 295-296 ПЕЛИЙ И НИЛ († ок. 310), священномученики, епископы Египетские, и 154 мученика (пам. 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 19 сент.) 296-297 ПЕЛИКАН Ярослав Ян (1923 - 2006), амер. патролог, историк Церкви, лютеран. пастор, принявший православие 297-299 ПЕЛЛИКАН [наст. фамилия Кюршнер] Конрад (1478 - 1556), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации 299-300 300-301 301-319 320-341 341-344 348-353 344-348 ПЕНИТЕНЦИАРИЙ в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур) 353-354 354-356 ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ см. статьи Павел, апостол, Петр, первоверховный апостол, Петра и Павла, апостолов, почитание ПЕРВУША иконописец кон. XVI- 1-й четв. XVII в., художник строгановской школы, ученик Прокопия Чирина 356-357 ПЕРГАМ древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви 358-360 ПЕРГИЙ (XIII - 1-я треть XVII в.(?)), Киево-Печерский, старец, прп. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) 360-361 ПЕРЕГРИН мч. Афинский (пам. 6 июля) - см. ст. Исавр диакон, Иннокентий Афинянин, Филик, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин

http://pravenc.ru/vol/lv.html

СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897, слобода Кучерявая Бобровского у. Воронежской губ. (ныне дер. Кучеряевка Бутурлиновского р-на Воронежской обл.) - 26.06.1944, Джартасский участок Карагандинского ИТЛ (ныне с. Жартас Абайского р-на Карагандинской обл., Казахстан)), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. С детства стремилась к монашеской жизни. В 20-х гг. XX в. были закрыты все мон-ри в Воронежской губ. и монахи разошлись по селам; многие из них служили в приходских храмах, вокруг к-рых стали собираться христ. общины. После того как были закрыты все ближайшие храмы, люди стали приглашать священников домой для совершения богослужений. К кон. 1937 г. в Бутурлиновском р-не были арестованы или высланы все священники. Оставшись без иереев, верующие миряне сохраняли общины, собираясь вместе для общей молитвы, выбирали себе в качестве руководителя старшего и наиболее сведущего в духовном отношении человека. Однако власти решили уничтожить последние молитвеные общины. 27 нояб. 1937 г. П. была арестована по обвинению в контрреволюционной пропаганде во время массовых арестов по делу «контрреволюционной церковно-монархической организации на территории 5 районов Воронежской области». Всего были арестованы 127 чел. На допросе виновной себя не признала. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Воронежской обл. от 15 дек. 1937 г. приговорена к 10 годам лагерей. Находясь в заключении, потеряла зрение. С 16 янв. 1942 г. отбывала наказание в Карлаге. Там скончалась и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦДНИ Воронежской обл. Ф. 9353. Оп. 2. Д. П-16269; Архив Центра правовой статистики и информации при Прокуратуре Карагандинской обл. Респ. Казахстан. Д. 2379, 208716. Лит.: Свет Православия в Казахстане. Прил. Календарь Казахстанских новомучеников (янв.-сент.). Алма-Ата, 2002; ЖНИР. Июнь. С. 199-201.

http://pravenc.ru/text/2579924.html

–  Следствие располагает данными, что вы на своих сборищах, кроме пения церковных песен, ведете контрреволюционную пропаганду. Признаете вы это?   –  Нет, я этого не признаю, так как никакой контрреволюционной пропагандой мы там не занимались.   –  Вы продолжаете врать следствию. Настаиваю на даче правдивых и исчерпывающих показаний.   –  Я уже вам говорила, что никакой контрреволюционной пропагандой я не занималась; я виновата только в том, что выказывала недовольство колхозной жизнью, говоря, что если бы не было колхозов, то жизнь была бы лучше. Больше я ничего не говорила.   –  Вам зачитываются показания свидетелей... уличающие вас в том, что вы в сентябре 1937 года среди колхозников вели антиколхозную пропаганду, при этом возводили контрреволюционную клевету на руководителей партии и советского правительства. Признаете себя в этом виновной?   – Нет, в этом я себя виновной не признаю.   Были вызваны штатные свидетели; одна из свидетельниц показала, что Пелагия во время разговора заявила ей, что вы, мол, детей рожаете, трудитесь, мучаетесь, а мы мучаемся тем, что нас треплет советская власть, коммунисты.   Несмотря на отвержение вины обвиняемыми, следствие, опираясь на показания свидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно-монархической организации... которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП(б) и советского правительства» .   15 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.   В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 года после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Внешний мир померк для нее, и перед ревностной христианкой открылся простор для очей внутренних. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 года на участке Карлага Джартас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище.    

http://fond.ru/kalendar/489/pelagiya/

7 марта 1938 года «За контрреволюционную пропаганду и за участие в шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства» были расстреляны Петр Антонов и Леонид Сальков. 2 мая 1942 г. от мучительной болезни скончался священник Дмитрий, осужденный «за антисоветскую и активную церковную деятельность в ИТЛ». 6 мая 1942 г. от болезни скончался священник Иоанн Ансеров, осужденный «как активный церковник к 5 годам ИТЛ». 26 июня 1944 г. от тяжелой болезни почила монахиня Пелагия (Жидко), осужденная «как участница Бутурлинской контрреволюционной церковно-монархической организации, участвовавшая в нелегальных сборищах, где проводила антисоветскую агитацию». 26 августа 1937 года мученически пострадали: священник Виктор Элланский, Дмитрий Морозов и Петр Бордан. Обвинявшиеся «в проведении контрреволюционной и террористической агитации против мероприятий, проводимых советской властью». Всего через стены Карлага на осень 1940 года по докладной записке на имя «начальника главного экономического управления НКВД СССР, комиссара безопасности 3-го ранга Кобулова» прошло «355 служителей культа». Через стены Карлага прошел любимый ученик преп. старца Иосифа Оптинского – преп. Севастиан (Фомин). По освобождению он остается в Караганде и создает тайную монашескую общину. Разные люди, разные судьбы, но была одной у них вера и приговор. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕП. СЕВАСТИАНА ДО ССЫЛКИ В КАРЛАГ Основатель тайной монашеской Карагандинской общины – преподобный Севастиан (Фомин). Он родился 28 октября (10 ноября по старому стилю) 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. Отца звали Василием, а мать – Матроной. Родители дали ему имя Стефан, в честь преподобного Стефана Савваита, в день памяти которого он и родился. Всего в семье было три сына. Илларион (1872 года рождения), Роман (1877 года рождения), и Стефан. Когда Стефану было четыре года, умер отец, а через год – мать, и остались братья сиротами. «Когда родители умерли, – вспоминает старший брат Илларион, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо обрабатывать своими руками, хозяйство небольшое – кому вести его? Нас трое братьев, вот мы повздорили, подрались – кто нас разнимет, примирит?»

http://pravoslavie.ru/2266.html

Количество глины, т.е. толщину слоя, регулируют вторым лека­лом, называемым теловой доской и имеющей рисунок наружного профиля. Таким образом получился насаженный на сердечник глиня­ный колокол, – тело, одинакового размера с предполагаемым отлить. Тело повивается прядью, чтобы глина держалась. Снимают шаб­лон и подсушивают тело, затем дают остыть и вновь вешают шаблон, притирая тело жидко разведенной глиной с песком и по ее просушке притачивают теплым салом, чтобы форма была чиста. Если требуются украшения в виде икон и орнаментов, то их приклеивают на глиняное тело колокола, приготовив их раньше по моделям из массы, состоящей из воска, сурика, канифоли, вару и са­жи. После этого одевают всю форму глиняной рубашкой. Украше­ния должны быть плоские, иначе они усилят толщину стенок и тем вызовут изменение в тоне колокола. Нанесение кожуха-рубашки требует особенно большого внима­ния и тонкости работы, иначе колокол может выйти не чист в отделке. Для первого слоя этой рубашки употребляют смесь двух частей жирной глины, мелко истолченной и просеянной, – с одной частью приготовленной таким же способом обыкновенной глины или толченого кирпича, смотря по свойству глины. Эту смесь, жидко разболтанную в крепком сусле, наносят кистя­ми на поверхность глиняного колокола, тщательно наблюдая, чтобы она совершенно заполнила все детали украшений колокола. По подсушке первого слоя наносят второй, а после третьего для дальнейших слоев берут уже более густой жидель, где песку немно­го более, и так далее, до 6–7 раз, смотря по величине колокола. Затем форма поливается рукой из ковша жиделем с большим содержанием песка. После этого слои прокладываются пенькой и повиваются проволокой; форму сильно нагревают и накладывают глину толстыми слоями, повивая все пенькой, бечевкой и прово­локой, чтобы эта рубашка прочно держалась на колоколе. Послед­ний же слой глины обхватывают железными обручами, которые од­новременно поддерживают долевые железные связи, с крючками наверху, служащими для подъема глиняного кожуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме свечей, на елку повесили восемь конфет, зацепив за нижние сучки. Однако, поглядывая на них, Митрич покачал головой и вслух подумал: – А ведь… жидко, публика? Он молча постоял перед елкой, вздохнул и опять сказал: – Жидко, братцы! Но, как ни увлекался Митрич своей затеей, однако повесить на елку, кроме восьми конфет, он ничего не мог. – Гм! – рассуждал он, бродя по двору. – Что бы это придумать?.. Вдруг ему пришла такая мысль, что он даже остановился. – А что? – сказал он себе. – Правильно будет или нет?.. Закурив трубочку, Митрич опять задался вопросом: правильно или нет?.. Выходило как будто «правильно»… – Детишки они малые… ничего не смыслят, – рассуждал старик. – Ну, стало быть, будем мы их забавлять… А сами-то? Небось и сами захотим позабавиться?.. Да и бабу надо попотчевать! И не долго думая Митрич решился. Хотя он очень любил колбасу и дорожил всяким кусочком, но желание угостить на славу пересилило все его соображения. – Ладно!.. Отрежу всякому по кружочку и повешу на ниточке. И хлебца по ломтику отрежу, и тоже на елку. А для себя повешу бутылочку!.. И себе налью, и бабу угощу, и сироткам будет лакомство! Ай да Митрич! – весело воскликнул старик, хлопнув себя обеими руками по бедрам. – Ай да затейник! Как только стемнело, елку зажгли. Запахло топленым воском, смолою и зеленью. Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали, глядя на огоньки. Глаза их оживились, личики зарумянились, и, когда Митрич велел им плясать вокруг елки, они, схватившись за руки, заскакали и зашумели. Смех, крики и говор оживили в первый раз эту мрачную комнату, где из года в год слышались только жалобы да слезы. Даже Аграфена в удивлении всплескивала руками, а Митрич, ликуя от всего сердца, прихлопывал в ладоши да покрикивал: – Правильно, публика!.. Правильно! Затем он взял гармонику и, наигрывая на все лады, подпевал: Живы были мужики, Росли грибы-рыжики, Хорошо, хорошо, Хорошо-ста, хорошо! – Ну, баба, теперь закусим! – сказал Митрич, кладя гармонику. – Публика, смирно!.. Любуясь елкой, он улыбался и, подперев руками бока, глядел то на кусочки хлеба, висевшие на нитках, то на детей, то на кружки колбасы, и наконец, скомандовал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4267...

Ю. П. Сергеев Написание голов и ликов Особо следует остановиться на писании голов. Ведь от того, как написана голова святого, во многом зависит не только эстетическая, но и духовная сторона иконы. Раньше, до революции, не каждый мастср-иконописец мог написать икону полностью, от начала и до конца. Часто в иконописных артелях было разделение труда: одни мастера писали все, кроме лица («лика»), и назывались «доличниками», а другие писали только лики и назывались «личниками». Третьи занимались золочением икон («позолотчики»). Как было сказано ранее, основной цвет головы – санкирь – прокладывается в процессе роскрыши, по нему с помощью высветлений проводится условная лепка головы. Эти высветления принято называть «плавями». Подробное описание процесса выполнения иконописной головы оставил нам мастер палехской лаковой миниатюры Н.М.Зиновьев. Он представил этот процесс в следующей последовательности. После описи на самых выпуклых местах головы – на лбу, скулах, на носу, на волосах – белилами выполнялись небольшие линии – «движки», определяющие места будущих плавей. Для нанесения первой плави мастер на основе охры светлой, белил и киновари составлял желтоватый (телесный) цвет. Он был значительно светлее санкиря, и им проплавлялись самые выпуклые места лба, носа, щек, губ, подбородка, шеи и других частей головы. Первая плавь называлась «охрением» или «вохрением» (в старые времена охра называлась вохрой). Вторая плавь – «румянцы» – составлялась из киновари, которая очень жидко разводилась водой. Румянцы наплавлялись на надбровных дугах, щеках, губах, на кончике носа, слезничках, на мочках ушей. Румянцы наносились с таким расчетом, чтобы они были видны после проведения последующих плавей. Третья плавь проводилась жидко разведенной жженой умброй. Этим составом приплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы. Четвертая плавь называлась «подбивкой». Мастер соединял санкирь и первую плавь – охрение, образуя при этом общий полутон головы. Подбивка составлялась из охры и киновари. Белила в этом случае не добавлялись, так как они дают белесость, которую трудно соединить с санкирем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-...

Читаете светскую литературу? Пробовал. Жидко. Мне надо, чтобы ложка стояла. А что я буду это хлебать… Не вставляет. Нет, жидко… Пример можете привести литературы или, допустим, кино, когда ложка стоит? Ну уж не так прямо чтобы «ложка стоит», но кое-что нравится. В последнее время смотрю французское, реже американское, кино 1950-х — начала 1960-х годов. Жиль Гранжье, Дени де Ла Пателльер, удивительный Жак Беккер — в 50 лет умер, 12 фильмов снял один лучше другого. Такая правда, так все здорово. «Гром небесный» — знаменитый фильм, пересматривать можно 500 тысяч раз… Все люблю, где правда, где любовь, где чисто. И слушаю: Майлс Дэвис, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Чак Берри — основные герои. Которые что? У которых болит и которые всю жизнь без остатка. Это же все дары, это же все Бог. Присутствие Божье можно затемнить, запылить, отойти от этого, а можно созидать и отдавать другим всегда. Я делаю мало, по своим способностям, талантам, возможностям — мало. Корю себя. Стараюсь на следующий день чуть-чуть побольше, хотя бы что-нибудь хорошее сделать, хотя бы мелочь, хотя бы маленькое. Что? Да что угодно. Сядь напиши стихотворение хорошее, если ты поэт. Сядь напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно. На работе все тащат детали? Не тащи, сегодня хотя бы. Куришь семь косяков в день? Выкури сегодня пять. Это тоже будет христианство. Движение, подвиг. Так всюду, всегда, везде, постоянно. Всегда чуть в плюс чтобы было. Чуть лучше, чуть лучше — каждый день. И начинается что? В привычку входит. В человеке все — привычка. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Входит в привычку деланье добра. К концу жизни стать бы нормальным человеком. Вот и вся задача. Чтобы с тобой всем было хорошо, спокойно, просто, ясно, не путано, без этих вопросов… Вам бы хотелось, чтобы вам вопросов не задавали? Хотелось, очень бы хотелось. То есть вот чтобы просто вы сидели и никаких вопросов не было вокруг?

http://pravmir.ru/spasi-sebya-i-xvatt-s-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010