Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху - Бог Отец, по концам креста - Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу на подножии - лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною с вершок, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой стороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского архиепископа Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа архиепископу Иову и письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «По благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: «Иерусалимский Патриарх Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь». При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского Патриарха Поликарпа; вблизи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «Высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благоговением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположения, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший Патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как сие, так и свидетельство перевода грамоты, от святейшего Патриарха присланной. В прочем, с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейший». Как и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая, - совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.

http://sobory.ru/article/?object=55411

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Созерцаемое нами животворящее древо крестное подает врачевство очам того, кто был обольщен в раю воззрением на убийственное древо. Прикасаясь к сему древу устами и предлагая оное очам своим, мы тем самым освобождаемся от вкушения и осязания смертоносного древа. О, великий дар, столь торжественно предлагаемый ныне! О, неизреченное блаженство!.. Некогда умерщвленные древом, мы ныне чрез древо же получаем жизнь, - прежде обольщенные древом, мы ныне древом же прогоняем древнего змия. Поистине, дивное и преславное изменение! Вместо смерти нам даруется жизнь, вместо тления - нетление, вместо бесчестия - слава. И потому не без причины святый апостол взывал: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся, и аз миру (Гал.6,14). От креста просиявает высочайшая премудрость, которая посрамляет гордую мирскую мудрость и являет ее буйством. Бесчисленные благодеяния, доставленные нам крестом, подавили семена злобы и нечестия. Даже один вид и изображение сего древа еще с самого начала мира были уже предвестниками и предтечами великих событий. Всякий, кто желает знать это, тотчас может увидеть. Ной вместе с своими сыновьями и их женами и со всякого рода животными не избег ли по воле Божией всеобщего потопа посредством малого древа (Прем.10,4). А что обозначал жезл Иосифов, на верх которого поклонился патриарх Иаков (Евр.11,21, Быт.47,31), как не образ того животворящего древа, которому ныне воздается поклонение. Не был ли образом креста и жезл Моисеев, который претворил воду в кровь и поглотил мнимых змей, - одним ударом разделил море, другим снова соединил воды моря и таким образом в одно и то же время и потопил врагов, и сохранил избранный народ. Тем же точно, т.е. образом креста, был и жезл Ааронов, в один день процветший и тем доказавший законность священства (Чис.17,8). Но нам пришлось бы слишком распространиться, если бы мы захотели здесь совокупить все предзнаменования креста. Его прообразовал и Авраам, когда возложил своего сына на костер дров (Быт.22,13). Его прообразовал и Иаков, когда положив руки одна на другую, преподал благословение Иосифу (Быт.48,14). Сверх того, сам Моисей в своем лице явил образ креста, когда поднятием рук обращал амаликитян в бегство (Исх.17,11). Также смотри, и на Елисея, который бросил кусок дерева в воду и сим деревом из глубины извлек железо (4Цар.2,8). Но не только в ветхом завете, а и в законе благодати образы креста неоднократно обнаруживали свою дивную силу в одержании побед над врагами в отгнании бесов, в исцелении болезней и во многих других бесчисленных случаях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/982/...

Само Государствование здесь никогда не называется правлением , но преимущественно держанием , в одном случае обладанием , то есть владением . Одна из других наиболее часто называемых функций связана с защитой - соблюдением . Государи венчаются, учиняют, сотворяют, просвещают, распространяют, укрепляют, устраивают, обновляют, привлекают, освобождают, укрощают гнев , свою руку простирают, с иноземцев взимают дань , их покоряют, их устрашают и так далее, и тому подобное. Из этих действий необходимо выделить наследный характер восприятия Государева держания, Самодержавия. В связи с этим наследным характером держания хочу обратить внимание на выражение, с которого «Родословие» начинается: «Ихъ же великихъ Государей Царей Pociйckuxъ корень изыде отъ превысочайшаго Цесарского Престола и прекрасноцветущаго и пресветлаго корени Августа Кесаря» и на родственную по смыслу формулу в конце «Родословия» о прекращении прямого наследования по смерти Царя Феодора Иоанновича: «Господь Богъ, праведнымъ Своимъ судомъ, превысочайшаго и преславнаго корени Августа Кесаря Римского прекрасноцветущую и пресветлую ветвь въ hacлeдie великого Pociйckoro цapьcmiя не произведе». Образ родового прекрасноцветущего корня и прекрасноцветущей ветви связан с духовным новозаветным образом виноградной лозы и церковным образом Процветшего Древа - то есть Животворящего Креста Господня. Образ родового древа, генеалогического древа архетипичен, он характерен для многих древних культур, и то, что автор Утвержденной Грамоты 1598 года напрямую не обращается к образу Царского Родового Древа, совершенно не означает, что он этот образ не подразумевает, здесь скорее стилистическая фигура непрямого называния. При Великом Князе Иоанне III Васильевиче в притворе домовой церкви Царского Кремлевского Дворца - в Благовещенском соборе на сводах было изображено Иессево Древо. Это характерный для Средневековья храмовый фресковый сюжет, в котором объединены, с одной стороны, Родословие Иисуса Христа - по плоти Потомка Царя Давида - внука Иессея, с другой стороны, родословия некоторых Римских Императоров и европейских христианских Государей, а в третьих - наследие древних мудрецов и Пророков, причем не только библейских, но и «языческих»(104). Значительные фрагменты Благовещенского Древа Иессеева сохранились до наших дней. Близка по теме и по духу к «Древу Иессееву» икона Симона Ушакова «Похвала Bлaдuмipckoй Божией Матери» или «Древо Московского Государства»(105).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Отдалённая Щениковская волость бывшего Ростовского уезда и в стародавние дни, и в наше время - это глушь, со знаменитым Сахотским болотом. Известной на всю округу эту глухомань сделало явление здесь Святыни. И потянулись многочисленные паломники. Безымянное урочище назвали Никольским погостом. Безымянную речушку, чьё русло теряется в траве заболоченного луга - Иорданкой. В память о чуде построили деревянную Никольскую церковь с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Неизвестно только, в каком году первый храм появился на этом месте. А тот, что дошёл до наших дней, датировку имеет - 1776 год. Сейчас трудно представить, что ещё два десятка лет назад в " Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области " было написано о Воздвиженской церкви следующее: " Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооружённый в 1776 году на средства прихожан, разобран в 1974 году; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма " . Фотографии прошлого хранят картину жутких разрушений; слава Богу, теперь от " плохой сохранности " не осталось и следа. Памятник действительно очень выразительный, очень " местный " , характерный для архитектуры этого края. Подчёркнутая вертикальная ориентация сооружения, крупная пластика, массивный трёхсветный четверик, развитое пятиглавие. С севера к основному объёму примыкает придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со стороны выглядит как отдельный маленький храмик. История монастыря на Погосте Крест едва не началась в 1824 году... Нет, это не опечатка - именно " едва не началась " . Тогда впервые возникла идея устроить здесь монашескую обитель - с благой целью, дабы у Животворящего Креста можно было проводить регулярные богослужения. Впрочем, в XIX веке реализовать замысел так и не удалось. Успели возвести кирпичный заводик, чтобы обеспечивать строительство, да келейный корпус; отчего дело застопорилось - местные краеведы пока не вызнали. Известно только, что кельи передали под народное земское училище, а храм так и остался приходским, пока не грянула беда - настали годы лихолетья. Воздвиженскую церковь разорили, Крест перенесли в Годеново... Лишь в 1998 году стараниями игумена Бориса (Храмцова) возникла на Никольском погосте монашеская община: 27 сентября отслужили первый молебен во вновь построенной часовне. Восстановили храм, возвели ограду, жилые и хозяйственные постройки. Теперь Свято-Воздвиженский монастырь принимает многочисленных паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06523

О Кресте Господнем - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Небесный покровитель ОПВ СПб – святитель Лука – работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне? - У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю. - 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздник — Воздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу.Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

97. Крест серебряный вызолоченный с чеканным изображением Распятия, со святыми мощами и надписью на обороте; вышиной 1, шириной ¾ вершка. Передан в 1766 году из Камер-цалмейстерской конторы. 98, 99. Оба серебряные вызолоченные креста с мощами святых, поступили оттуда же и в том же 1766 году. 102, 103, 104, 105, 106. Серебряные вызолоченные кресты с разными мощами святых, небольшие в 2 вершка, переданы в 1766 году. 118. Крест кипарисный резной, оправленный в золото, с золотым колечком. В нем 6 задвижек, в которых хранятся части мощей с надписью; передан в 1825 году, вышиной 2 1 / 2 , шириной 2 вершка. 123. Крест с золотой цепочкой, с финифтью и алмазами; внутри креста часть Древа Креста Господня; передан в 1827 году из комнат Императрицы Елизаветы Алексеевны; вышиной 1 1 / 2 , шириной 1 1 / 4 вершка. 135. Крест серебряный вызолоченный с литым изображением Распятия. На нижней доске надпись святых, коих мощи в нем хранятся. Поднесен в 1847 году Императору Николаю I отставным чиновником 5-го класса Козловым; вышиной 2, шириной 1 вершок. 136. Крест серебряный черневой работы; на задней доске имена святых, коих мощи в нем положены; поднесен Императору Николаю I дворянином Лаппой в 1847 году; вышиной 1 3 / 4 , шириной 1 1 / 4 вершка. 141. Крест серебряный вызолоченный с золотой цепочкой, в нем две части животворящего креста Господня; полагается он в серебряной позлащенной коробке, на обороте которой надписано: ; поднесен Императору Николаю I в 1834 году февраля 14 дня епископом фаворским Иерофеем; вышиной 1, шириной ¾ вершка. 605. Крест орехового дерева, четыре конца коего обложены позлащенным серебром с частью животворящего древа, и частицами святых мощей апостолов и других многих святых; поднесен в 1860 году императору Александру II митрополитом всех римско-католических церквей в Империи, Жилинским; вышиной 6, шириной 4 вершка. При кресте свидетельство о подлинности мощей. 535. Крест медный шестиконечный. Сведения о нем следующие: 1) Крест сей, по древнему преданию, вручен был преподобному Авраамию, основателю Ростовского Богоявленского монастыря, в видении, святым апостолом Иоанном Богословом, на поражение идола Велеса, стоявшего близ Ростова у озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Крестный Ставрос-Кийостровский монастырь, 2 класса, на острове Кий Онежского залива, близ устья реки Онеги, в 15 верстах от города Онеги. Основан в 1656 году патриархом Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранится из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патриарха Никона, в Палестине по точному размеру креста Христова, животворящей силе которого патриарх Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенных ковчегах креста вложены части древа креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. Крест имеет 4 аршина 13 вершков длины. По сторонам креста находятся писаные изображения святых равноапостольных Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патриарха Никона. В библиотеке хранится рукописное житие патриарха Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором. Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Онежский Крестный монастырь находится на небольшом острове Кие, лежащем в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон. Ему же предание приписывает и происхождение названия острова. Будучи еще простым иеромонахом в Анзерском ските Соловецкого монастыря, Никон, вследствие разногласия с основателем скита, Преподобным Елеазаром, решился покинуть Анзеры и найти себе для препровождения монашеской жизни другую тихую обитель. Во время переезда из Анзерского скита к реке Онеге, Никона и его спутников застигла великая буря, так что они ежечасно опасались за свою жизнь. Но Никон полагал надежду на милость Божию и силу Животворящего Креста Христова и горячо молился Господу Богу о спасении своем. Бог услышал его молитву: судно их было выброшено на песчаную часть острова, находящегося при устье реки Онеги. Предание говорит, что выйдя на остров, Никон спросил " кий сей остров? " Когда остров оказался без наименования, то Никон сказал: пусть же он называется " Кий " . Это был остров пустынный и никем не занятый. Возблагодарив Бога за спасение свое, Никон в память избавления своего от неминуемой смерти водрузил деревянный крест, который существует на Кие острове и по ныне и находится в часовне на берегу моря. Дикая пустынная местность острова, подобная любимым, но покинутым Анзерам, внушила Никону мысль устроить на сем месте обитель и он дал обет, если Богу будет угодно, устроить на Кие острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. Это было в 1639 году.

http://sobory.ru/article/?object=03558

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010