а) Услаждение древом Креста Христова смертоносной горечи древа познаний добра и зла. Плоды запрещенного древа в начале показались праотцам весьма привлекательными для внушения ( Быт.3:6 ), подобно как и воды Мерры, пока не были испытаны на вкус, для жаждавших три дня Израильтян, конечно, показались привлекательными для пития. Но как, воды Мерры, по испытании их, оказались горькими, негодными для утоления жажды, так и плоды запрещенного древа, по вкушении их праотцами, тотчас отозвались для них смертоносною горечью. Горечь вод Мерры уничтожилась, чрез, брошенное в них древо: горечь запрещенных плодов уничтожилась чрез древо Креста Христова, «Не попуская (действовать) смертоносной горечи древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом: так некогда дерево же уничтожило горечь вод Мерры, предызображая силу Креста» (кан. на Воздв. Креста Госп., пес, 9, троп. 1). б) Обращение язычников посредством Креста Христова к благочестивой жизни. До пришествия в мир Спасителя, язычники, лишенные света откровений Божиих и закона Божия, относительно духовно-нравственной своей жизни были подобны горьким водам Мерры и казались неспособными усладиться благодатию спасения. Но как только проповедь о Кресте огласила язычников, язычники тысячами стали обращаться к вере во Христа и из нечестивых делались благочестивыми. «В древности Моисей деревом изменил горькие источники в пустыне, предызобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста» (кан. на Воздв., пес. 4, троп. 1). в) Отженение силою Креста Христова горечи страстей. Христианин на пути к царствию небесному должен непременно распинать плоть свою с ея страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Это распивание бывает в начале весьма горько, подобно как горьки были в начале для странствовавших Израильтян воды Мерры. Но как эти воды чрез положенное в них древо тотчас утратили свою горечь и соделались сладкими, так в для христианина, как только вооружит он себя силою животворящего Креста Христова, бывает уж не так горько, а под конец и даже усладительно распинание страстей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».    Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений.    И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV в. (Сильвией, или Етерией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками. «На Голгофе, — говорится в этом описании, — за Крестом, т.е. за храмом в честь св. Креста, еще до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится святое древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня. Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам — это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте. Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни — удел всех земнородных. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе. Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста. Не пойдем в глубь истории за примерами, возьмем живые примеры наших дней. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отошедшие от Православной Церкви Христовой, и особенно протестанты и сектанты, хулящие Крест Христов, наше крестное знамение и обвиняющие православных в идолопоклонстве за почитание Креста. Крест — хранитель всей вселенной, Крест — хранитель и утверждение в истине каждого человека — для них не существует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Игнатия Богоносца; Антипы и Харалампия; св. влм. Феодора Стратилата; части мощей свв.мучеников: Никиты; Нестора; Варлаама; Кирика; бессребренников Космы и Дамиана; Кира и Иоанна и Иоанна; Климента и Ферапонта; Петра и Афанасия; св. Авксентия; прп. Феодосия Великого;                                      св. влм. Иоакова Персиянина и Меркурия; свт. Евтихия; св. апостола и евангелиста Матфея; Патриарха Цареградского; свяшенномученика Ферапонта; св. влм. Пантелеимона; св. муч. Трифона; Патриархов Адександрийских.     ДОХИАР:   частицы мощей многих святых, в том числе, равноап. Марии Мандалины; Дионисия Ареопагита.       КАРАКАЛ:   части Животворящего Древа Креста  Господня; частицы мощей св. апостола Варфоломея; влм.Меркурия; свт. Иоанна Милостивого;  св.Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; мученика Ореста и равноапостольного Аверкия -  епископа        Иера- польского.       МОНАСТЫРЬ СВ. ФИЛОФЕЯ:   частицы Животворящего Древа  Креста Господня; части правой руки святителя Иоанна Златоуста.   СИМОНОПЕТР:   частица Животворящего Древа Креста Господня; часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины; части рук мц. Евдокии и вмц.Варвары и др.       МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА   дары волхвов ( 28 золотых пластинок  различной формы размером  5 на 7 см; ладан и смирна в виде 70 – ти шариков ).     СТАВРОНИКИТА:   часть Животворящего Древа Креста Господня; частицы мощей святых: святителей Василия Великого; Иоанна Златоуста; Григория   Богослова; архидиакона Стефана; Амвросия Медиоланского; Сорока мучеников Севастийских, влм. Феодора Старилата.     КСЕНОФОНТ:   глава мч. Трифона; кровь влм. Димитрия Солунского в частице одежд его.       МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ:   части правой и левой ноги и правой руки преподобной мученицы Анастасии Римляныни; ребра священномученика Харалампия; глава св. мч. Кирика; глава св.мученицы Фотинии Самарынянини; глава св. Григория Назианзина – отца свт. Григория Богослова; часть мощей мц.Иулитты -  матери мч. Кирика; части правых рук свв. бессребреников Космы и Дамиана;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

На серебряном окладе рукописного Евангелия в десть читаете надпись: «В лето 7076, Февраля, повелением благочестивейшего Государя и Великого «Князя Иоанна Васильевича и проч». Из печатных Евангелий любопытны для библиографа одно, Московской печати выхода 1634 г., а другое 1657 г., оба драгоценны по редкости своей. Из сосудов особенно замечательны: 1) Сосуд агатовый, названный в описи 1680 г. «аспидным красным», оправлен в золоченое серебро; поддон серебряный золоченый, украшен по местам сканными каймами, цветными камнями, виписами, бечетами, аметистами, баусом в гнездах. По краям чаши вырезана надпись: «в лето (6837–1328) месяца Марта созданы быша суды си Хстолюбивым Архиепископом Новгородским Моисеием». Над нею на венчике чаши вырезаны изображения Деисуса, Архангелов Михаила и Гавриила и Св. Пророка Моисея. 2) Сосуд золотой, гладкой, простой, древней работы, с черневою надписью по краям чаши, по-видимому, XV века: «пите ать нея вси, се е кровь моя», проч. Вырезанный на ней Деисус окружен двумя Ангелами и Херувимами. Особенную важность составляют здесь для христианского мира кресты, содержащие в себе части животворящего крестного древа и гроба Господня, таковы: 1) Киот с крестом осьмиконечнымы из животворящего древа, в три вершка длиною, в золотом чеканном окладе; с жемчугом и драгоценными камнями; на задней стороне креста следующая надпись: Ξλον το τημου κα ζοωποιο ςταυρο Древо честного и животворящего креста, ες ατν δ μογενες υς, на нем же единородный Сын, λγος το Θεο δι Слово Божие ради τ μετος (ν)ςτριαν εσταυρ(ω)θη ςαρκ. нашего спасения распяся плотию. Поля около креста обложены чеканным серебром с изображениями вверху двух Ангелов и внизу равноапостольных Царей Константина и матери его Елены; при подножии креста золотая панагия Иерусалимского Патриарха Ософана с камнем от гроба Господня; кроме того, на семи серебряных плащах изображены чернью праздники Господские. На верхней серебряной дске; киота сего креста вырезано «распятие Га Ба и Спа нашего Иса Ха»; по сторонам его Архангелы Гавриил и Рафаил; далее следующая надпись: «В сем киоте крест святый из животворящего древа, на нем же распяся Христос Бог , а сей святый крест сотворен животворящим самосущным древесем, и в нем святое древо от того креста, иже бе прислан от Константинополя в Киев, Великому Князю Владимиру Манамаху, Константина Манамаха единогласно нареченного, шапку и диодиму, и сердоличную чарку, из нея же иногда веселяся Аугуст Кесарь Римский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

173 Форма креста, на котором был распят Спаситель, до настоящая временя точно не определена археологами. У западных христиан почти исключительно и повсеместно крест имеет четырехконечною форму. Наши старообрядцы признают правильной восьмиконечную форму креста. Православная Церковь одинаково допускает обе эти формы, а также и шестиконечную (см. ниже, 4-я седм. Вел. поста и Вел. пят.). 174 Св. царица Елена большую часть животворящего древа креста Господня оставила в Иерусалиме (где эта часть впоследствии, по сооружении храма Воскресения Христова, и была поставлена в серебряном ковчеге для поклонения верным), а другую, вместе с гвоздями, найденными в св. гробе, послала сыну своему Константину в Константинополь. Часть крестного древа, находившаяся в Иерусалимском храме Воскресения, ежегодно, в праздник Пасхи, в память первоначального обретения, была торжественно воздвигаема и предлагаема для поклонения народу, стекавшемуся во множестве на этот праздник из разных стран. Для многих единственной и самой высшей наградой за труд пути из отдаленных стран служили частицы животворящего древа, которая они, облагая златом и сребром, носили на груди, так что еще св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что в его время, хотя «святое древо креста и было видимо» в храме, но «розданное отсюда по частям целой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную». Св. Русь тоже не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня (см. 12 окт.), которые благоговейно и хранятся в разнять местах нашего отечества (см. ниже, о монастырях, и сн. Ц. Вед. 1907, 19, 1908, 20). 175 Сначала император понес было крест, облачившись в порфиру и во все царственные знаки; но у врат храма был остановлен невидимой силой. Уже на другой день, он, по внушению патриарха, получившего откровение Божье чрез Ангела, что великолепие несообразно с уничижением, в каком Господь шел Своим крестным путем, сняв с себя знаки царского величия, беспрепятственно внес св. крест в храм. 176 Имея в виду конец уборки хлеба, народ говорит: «пришло Здвижение – хлеб с поля сдвинулся», и кроме названия «Здвижения» называет этот праздник «Вдвижением». Это народное название праздника объясняется или простым желанием применить к этому празднику обстоятельства своего быта, или же, вернее, прямым незнанием истории праздника, почему раскрытие ее с церковной кафедры должно быть признано существенно важным. К этому же празднику народ приурочивает перелет птиц и говорит, что они улетают в какие-то неведомые страны, называемые ирьем, или вырьем, соединяя с этим названием нелепое представление о теплых странах, на что пастырям Церкви тоже следует обратить внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.    В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать — воздвигать — Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».    Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.    С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире.    В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание — возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского († 582 г.), Симеона юродивого († ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.    Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.    И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII — VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Слава чудес, совершившихся от Креста Господня, быстро распространилась по городу и привлекла к Голгофе множество народа. Многие, за теснотою, не имея возможности приблизиться и облобызать честное древо, просили, чтобы оно было показано им издали. Тогда патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая Честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!» Святой равноапостольный царь Константин, обрадованный открытием мест распятия и воскресения Господа, повелел построить над Голгофою великолепный храм, который превосходил бы богатством украшений «все где-либо существующие» 311 . Виновница открытия, святая царица Елена большую часть животворящего древа Креста Господня оставила в Иерусалиме, где она впоследствии, по сооружении храма, и была поставлена в серебряном ковчеге для поклонения верным, а другую, вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, послала сыну своему Константину в Константинополь. Приняв эту часть, царь, по свидетельству церковного историка Сократа, «скрыл ее в своей статуе», находившейся на площади города на высокой порфировой колонне 312 . Часть крестного древа, находившаяся в Иерусалимском храме Воскресения, ежегодно, в память первоначального обретения, была торжественно воздвизаема и предлагаема для поклонения народу, стекавшемуся во множестве из разных стран. Для многих единственною и самою высшею наградою за труд пути из отдаленных стран служили частицы Животворящего Древа, которые они, облагая златом и сребром, носили на груди, так что святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что в его время, хотя «святое Древо Креста и было видимо» в храме, но «розданное отсюда по частям целой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную» 313 . В начале VII века, в царствование императора Фоки, Хозрой, царь персидский, овладел Иерусалимом, древо Креста Господня сделалось добычею победителей и отнесено было в Персию. Скорбь христиан, лишившихся священного сокровища, была неизъяснима. Но Господь благословил оружие преемника Фоки, императора Ираклия, который, после неоднократных поражений на поле брани сына и преемника Хозроя – Сироя, принудил его заключить мир и возвратить из плена, вместе с крестным древом, патриарха Иерусалимского Захария и других иерусалимлян. Победитель желал сам внести в город и поставить на прежнее место в храме Воскресения Животворящее Древо Креста Господня. Во всех царственных знаках, в порфире и царском венце, Ираклий взял в руки Животворящий Крест, но у врат храма был остановлен невидимою силою, и уже на другой день, сняв с себя знаки царского величия, в простом одеянии и босыми ногами, беспрепятственно вступил в храм Воскресения и положил Честное Древо Креста на прежнее место. Святая Церковь , обрадованная возвращением священного сокровища, положила усугубить праздник Воздвижения Креста Господня, присоединив к нему воспоминание о возвращении святыни из Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

В память сего чудесного обретения Креста Господня, случившегося 6 марта 326 года после Рождества Христова, установлено было Св. Церковью празднество в честь Св. Креста, и самый праздник, как потому, что Честный Крест был вынут, «воздвигнут» из земли, так и потому, что патриарх показывал Св. Крест народу, «воздвигая» или поднимая его вверх, назван был «воздвижением» Честного и Животворящего Креста Господня. Итак, теперь знаете, братие, когда и почему установлен праздник воздвижения Животворящего Креста Господня. Впрочем, праздник этот, по первоначальному установлению, совершался не теперь, а на второй день праздника Пасхи, потому что обретение Честного Креста, как сказал я, последовало в марте месяце, в котором большей частью бывает Пасха. Перенесение настоящего праздника на 14 сентября и окончательное установление праздника во всей его торжественности, как Он совершается теперь, относится к VII веку, т. е. через триста почти лет после первого обретения Животворящего Древа, и совершилось по следующему событию, в котором также просияла чудодейственная сила Креста Господня. Событие это можно назвать вторым обретением Спасительного Древа Крестного. В 614 году Хозрой, персидский царь, имел войну с греческим императором Фокой. Война эта была весьма несчастна для греков: Хозрой, кроме других городов, завладел и святым градом Иерусалимом, увел множество христиан в плен и вместе с другими сокровищами Иерусалимского храма захватил и Крест Господень. Четырнадцать лет находился Животворящий Крест в руках язычников, и христиане лишены были счастья – воздавать поклонение и чествование своей драгоценной святыне. Но вот когда Хозрой был убит своим сыном Сироем, а в Греции вместо Фоки сделался царем Ираклий, то Господу угодно было возвратить Святой Крест из Персии в Иерусалим. Ираклий при помощи Божией начал одерживать победу за победой над персами и забирать под свою власть персидские города. Тогда Сирой, персидский царь, молил Ираклия не воевать более, просил мира и в числе богатых даров прислал Ираклию древо Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010