Киприан Карфагенский говорил, что мы, христиане, – крестоносцы С памятью о Кресте Христовом никакие испытания не страшны. Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господа нашего и празднуется в память и по вере в избавления от любых напастей, в том числе моровых язв, которых за свою историю человечество немало перенесло. Все эти искушения только укрепляют веру, когда мы, к сожалению, несколько охладеваем в ней. Наши храмы и перед этой эпидемией ковида пустели. Так нам Господь и дал почувствовать, что в любой момент мы можем лишиться того, чем не дорожили. Так уже и в начале прошлого, XX века было… Но, как бы большевики путем физического истребления ни выбивали тогда веру из русских людей, – напрасный труд. Когда они уже праздновали триумф, помышляя, что миллионы отреклись от Бога, Господь нам же в отрезвление войну попустил. Так что и стало ясно, что весь этот отказ был суетен, не от сердца. Так, эмоции побушуют…    Поглумятся недалекие, из позорящих свою нацию. А жизнь народная по-настоящему всегда на той глубине протекает, где не веровать нельзя. «Семя нечестивых потребится» (Пс. 36, 28), – сказано. Все эти нечестивцы в той или иной стадии своего рода, как лист, с древа нации опадут. А праведным – благословение в род и род. «Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род» (Пс. 134, 13). Да и известно: как чего существенного в жизни коснется, так все крестятся. Тут даже вопрос не столько веры, сколько верности. Да и глупо-то как-то без Бога жить. За что умирали коммунисты, когда запущенный ими же маховик истребления собственного народа стал и их засасывать в свои жернова да молотилки в те же 1930-е годы? Верующие-то знали, что идут за Господа на голгофу, и их жертва только возрождает к жизни вечной других, – и тех, кто окружал их там в застенках, и кающихся потомков уже в наши дни. И так во всем. Христианин знает: волос с головы его не упадет без воли Отца Небесного (Мф. 10, 29). А неверующий, если только он не совсем бесноватый, таким только до поры до времени остается. А потом уже это вопрос не столько веры, сколько верности. Вот, ты получил помощь, смотри, не греши впредь. А неверие – это тоже грех. Отказ от креста, спасительного для каждого из нас со времен Крестной Жертвы Иисуса – в жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/133310.html

Распятие – вид креста. Рационал (лат.) – должность низкого уровня в системе управления фиском в провинциях или регионах. Исчез из административной системы Империи в V в. в связи с профессионализацией управления. Регалии – предмет, являющийся символом верховной власти императора, короля, кесаря, севастократора, деспота. См.: держава, кампагии, корона, диадема, скипетр. Регесты – краткие справки о документах и актах, в которых приведены сведения о них и дан сжатый пересказ содержания. К Р. историки прибегают, чтобы облегчить обозрение обширного актового материала, и ввиду того, что большая его часть все еще остается неизданной. См.: дипломатика, Дольгер. Ректор – почетный византийский титул высокого ранга, не связанный обычно с исполнением каких-то четко определенных функций; мог быть управителем императорского дома, дворца, советником императора, иметь большие административные полномочия, занимать должность главы финансового ведомства (логофета геникона), являться членом регентского совета при малолетнем василевсе. Религия – лат. «набожность, святыня, предмет культа»; мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, священного и других форм сверхъестественного. См.: христианство, иудаизм, буддизм, ислам. Реликварий – обычно ларец (ковчежец, рака), в котором находятся священные реликвии. С иконой как священным предметом его сближали надписи, указывающие на содержащиеся внутри святыни. Это был традиционный элемент церковной и придворной культуры. Нередко Р. были составными и содержали как некую «главную» святыню (например, частицу Животворящего Древа – Истинного Креста Господнего), так и «дополнительные» (частицы Св. Копья, Губки, Венца и т. п.). Встречающиеся на Р. императорские портреты должны были служить подтверждением истинности содержимого, отражением особой связи земного и небесного царя. В обычае были особые личные императорские Р., сопровождавшие правителей повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего совершалось водоосвящение по чину 1 Августа, при чём патриарх перед погружением креста измывал себе руки, для чего приносилась лохань с рукомоем, а после погружения креста вода эта наливалась в несколько сосудов (чашу и серебряный ушат). Патриарх приняв губу отирал прежде ризу Господню и все св. мощи на столе, кои подносились патриарху, одни за другими протоиереем, при чём он произносил вслух имена сих святых, а певчие в то время пели соответствующие тропари. В других формулярах показано, вместо отирания св. мощей смоченной губой «погружение» их в освящённую воду. В этом случае патриарх, взяв мощи из кивотов, погружал их понемногу в оба сосуда с водою, сам целовал и затем передавал священнослужителям, которые вытирали их от влажности и опять вкладывали в ковчеги. То же самое делалось с частичками животворящего Древа, находящимися в иконах и чашках, которые были собираемы на особом блюде. Тут же эконом государева семейства приносил на фарфоровом блюде кресты, золотые чашки и другие драгоценности, чтобы эти вещи тоже были погружены патриархом в воду, сколько для их освящения, столько же и для омытия их от пыли. По омовении мощей бывало целование их и ризы Господней, окропление народа освящённою водою и раздаяние её для пития. Der Ritus der Abwaschung der Reliquien wurde ausser dem Charfreitag zu oben genannten Zwecken auch zu andern Zeiten unter besonderen Umständen des öffentlichen und privaten Lebens des russischen Volkes vollzogen, z. B. zur Reinigung dessen, was durch Götzendienst verunreinigt war, bei Epidemien und Seuchen und andern Unglück des Volkes, besonders in solchen Gegenden, welche keine eigenen durch Wunder verherrlichte Heiligen oder keine grossen Heiligthümer, wie das lebendig machende Kreuz, besassen 163 . Чин омовения мощей, кроме совершения его в Великий пяток ради благолепия святыни и сохранения её в подобающей ей чистоте, и ради получения, через омытие св. мощей, освящённой воды был совершаем и в другое время при разных обстоятельствах общественной и частной жизни русского народа, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Св. мученики Маккавеи стяжали венцы мученические за 167 лет до Р. X. во дни тяжкого рабства, которому Господь подверг народ свой за грехи. Во днех тех изыдоша от Израиля сынове беззаконнии, кои соблазнили многих отступить от св. завета с Богом и завещать завет с язычниками; создали в Иерусалиме училище по законам языческим, превратили обрезание и предашася творить лукавое ( 1Мак.1:11–15 ): отеческия чести ни вочто же вменяху, еллинския же славы предобры быти мняху: их же ради объят я лютое обстояние, и о них же ревноваху наставлениих, и весьма им хотяху уподобитися, сих врагов и мучителей имеяху ( 2Мак.4:15–16 ). Страдая под властию жестокого Антиоха Епифана, который называется корень греха ( 1Мак.1:10 ), иудеи, возбужденные явлением в воздухе сражающихся войск, виденным в продолжение почти 40 дней, и ложными слухами о мнимой смерти своего отсутствующего повелителя, восстали 169 г. до Р. Хр. на защиту своей свободы и с оружием устремились в свою столицу, чтобы изгнать из нее врагов. Но видение предвещало Иерусалиму наступавшие бедствия для иудеев. Антиох, раздраженный восстанием их, обрадованных вестию о смерти его, быстро вторгся в Иерусалим, кипевший междоусобием, и в три дня избил 40,000 человек, и столько же продал: все сделались жертвою разгневанного Епифана, дети, юноши, девы, жены, мужи, старцы. Недовольный этою местию, он с ожесточенною гордостию дерзнул войти в храм Божий и похитить завесу, священные сосуды и сокровища. Бысть тогда плач велик во Израили на всяком месте их. Чрез два года после сего нашествия, Антиох повелел снова и внезапно напасть на иудеев в день их покоя субботнего; многих из них убили, похитили имущества, сожгли и разрушили даже стены Иерусалима, пленили жен и детей, угнали скот; град Давидов обратили в крепость, святыню осквернили и обложили данью. Наконец, по повелению гонителя, явился в Иерусалиме грек, установил между иудеями идолослужение, со смертною казнию за сопротивление. Многие иудеи по страху наказания отступили от отеческого закона и решились приносить жертвы идолам. Книги завета Божия были раздираемы и сожигаемы, храм Божий осквернен идолами и нечестивыми жертвами. Благочестивые скрывались в горах и пустынях; страх овладел всеми: не смели называться иудеями и поступать по закону Моисееву. Непокорные воле гонителя были мучимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Афонские кресты, украшенные резьбою, т. е. изображениями Господских праздников, замечательны тонким и уверенным в своей типичности, рисунком, а также оправою золоченого серебра, со сканью, обыкновенно зернистою (филигранью), или с тонкими басменными бордюрами и коймами, наведенными изредка финифтью или же чернью, с надписями. Иногда рукава креста оканчиваются ажурными бусами, или же под ними делаются из серебра, филигранью два дракона, птички, сверху две крохотных шатровидных стрелки; чаши, змейки все осыпано зернью, розетками, завитками и усиками, причем в украшение, очевидно, введен готический стиль, породивший именно около XVI века орнаментальный причудливый пошиб; сравнительно реже кресты эти украшаются рубинами и бирюзою. Из вводимых в резьбу деревянного креста сюжетов любопытно Крещение, помещаемое внизу и иногда сопровождающееся надписью, указывающею на употребление этих крестов для освящения воды. Тот же орнаментальный пошиб отличает собою и афонские серебряные ладонницы и подвесные лампады. Эти последние имеют обыкновенно форму прорезного конического стакана из листового серебра, (см. рис. 86, взятый из изд. La Messe, pl. 447) подвешиваемого на цепочках и украшенного штампованными прорезными изображениями Апостолов и Пророков (иногда Георгия Победоносца). В большинстве экземпляров орнаментика этих лампад, относящихся к XVII и XVIII стол., мало представляет любопытного: причудливая готическая листва, грифоны, головки драконов, грубая скань и зернь, редко грубые, полудрагоценные камни: таково почти все содержание этой орнаментики, интересной лишь, как образчик народного усвоения культурного художественного типа. 86. Афонская лампада Алтари Афонских обителей снабжены в изобилии серебряными (дурного серебра) кацеями, ручными кадильницами, в форме древних лампад, с носиком и ручкою и на ножке, обыкновенно не более 25 сант. длины, но иногда даже до 40 сант., пышно, но грубо орнаментированными, однако, почти исключительно без изображений, и к тому же с варварскими погремушками и бубенчиками на конце носика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Историческая справка к соборным постановлениям, – начинающаяся словами: «нынешнего настоящего 7190 году по указу»... и идущая вплоть до 1-го предложения, представляет собою изложение более точных сведений, чем в предисловии, о ходе дела на соборе. В ней исторически верно 16 указано, что заседания собора 1682 года были открыты особым письмом царя, присланным им к патриарху, причем приведен почти сполна и самый текст письма. – Тождество этого письма с сохранившимся в бумагах собора черновым подлинником его, на котором имеется хронологическая дата, показывает, что это письмо было вручено патриарху лишь 6 февраля 1682 г. – Что местом заседаний собора была крестовая патриаршая палата и что только на этих заседаниях, последовавших вслед за присылкой от царя письма, а не ранее когда либо, были рассмотрены все нижеследующие в деянии 16 предложений. Что касается текста царских предложений и соборных на них ответов, то читатель ознакомится с ним ниже при изучении каждого соборного постановления отдельно 17 , сущность-же их сводится к следующему: 1-е предложение и ответ на него трактуют о переустройстве на Руси епархиального управления и увеличении количества епископских кафедр, 2-е, 13, 14, 15, и 16-е о мерах борьбы с расколом, 3 и 8-е о мероприятиях против монастырских нестроений и нетрезвости белого духовенства, 4-е о поддержании в порубежных пунктах православия, 5-е об исправлении текста Чиновной книги, 6 и 7-е о хранении Древа Животворящего Креста, Ризы Господней и частиц св. мощей, 9 и 10-е о призрении нищих, и, наконец, 11 и 12-е о поддержании должного отношения к святости храмов и кладбищ. б) «Доклад всероссийскому патриарху Иоакиму о прибавке .. архиереов» есть ничто иное как сейчас упомянутое, помещенное в предисловии к соборному деянию, письменное предложение от имени Феодора Алексеевича патриарху и архиереям открыть соборные заседания для обсуждения его проекта о переустройстве на Руси епархиального управления и других церковных вопросов, на что указывает буквальное его сходство с отрывком этого письма, помещенным в предисловии к соборному деянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, дабы яснее представить сию истину вниманию нашему и глубже напечатлеть ее в сердцах наших, рассмотрим, почему каждый последователь Христов должен распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Доколе человек находился в состоянии невинности и правоты, доколе древо жизни было единственною его пищею: дотоле страсти безмолвствовали в нем; дотоле одни невинные побуждения и святые желания наполняли его душу. Собеседование с Богом и Ангелами составляло постоянное его занятие. Но когда коснулся он запрещенного древа, тогда страсти и похоти пробудились в нем от своего усыпления, и возобладали им; тогда дух его, доселе обуздывавший плоть, подчинился рабе своей, и человек добровольно предал себя греху, который употреблял все свое неистовство на то, чтобы совершенно попрать в нем образ Божий, и, так сказать, ежеминутно распинал его. После сего, умаленный малым чим от Ангел, венчанный славою и честию ( Евр. 2:9 ), владыка твари, соделался умаленным чим от бессловесных животных, царь вселенные приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс. 48:13 ). Но когда крестною смертию Спасителя побежден уже грех; когда цена крови Сына Божия освободила человека от сего смертного рабства, и обновила в нем образ Божий, попранный грехом, тогда плоть снова соделалась пленницею духа, и человек из раба греху соделался рабом Божиим. Смерть Спасителя, примирив человека с Богом, вводит нас опять в Едем сладости, в Едем духовный, совлекает с нас одежду греховную и облекает в прежнюю одежду невинности; а посему каждый из нас, вступающий в сословие последователей Христовых, как переходящий из плотского состояния в духовное, обязывается столько же, или несравненно более угождать духу и работать Богу, нежели сколько прежде угождал плоти и ея многоразличным страстям и похотям, да живя, не ктому похотям плоти живет, но Умершему за него и Воскресшему; должен всегда носить мертвость Господа Иисуса в теле своем, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти его ( 2Кор. 1:10 ). Вот первое обязательство истинного христианина: несть бо свой, куплен бо есть ценою крови Христовой ( 1Кор. 6:20 ). Следовательно, как купленные, как рабы Христовы, мы должны, уже не себе угождать, но Купившему нас своею кровию и смертию, должны работать не плотскому нашему человеку, но духовному, обновляющемуся по вся дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Вскоре после возвращения этого войска, дня через четыре, собралось немало луговых черемисов, и ударили они с тылу по нашим станам у Галицкой дороги и отбили довольно много наших конских табунов. Но мы тотчас послали в погоню за ними трех командиров, а за ними для засады других со снаряженными разъездными полками. Нагнали мы их в трех или четырех милях, одних перебили, других взяли живьем. Но если бы писал я подробно, что происходило каждый день у крепости, вышла бы о том целая книга. Коротко стоит вспомнить лишь о том, как они наводили на христианское войско чары и посылали великий потоп, а именно: вскоре после начала осады крепости, как станет всходить солнце, на наших глазах выходят на стены то пожилые мужчины, то старухи и начинают выкрикивать сатанинские слова, непристойно кружась и размахивая своими одеждами в сторону нашего войска. Тотчас тогда поднимается ветер и собираются облака, хотя бы и вполне ясно начинался день, и начинается такой дождь, что сухие места наполняются сыростью и обращаются в болота. И это было как раз над войском, а в стороне не было, – происходило это не только от естественных атмосферных явлений. И при виде этого посоветовали царю немедля послать в Москву за спасительным древом: он вделано в крест, который находится всегда при царском венце. И с Божьей помощью очень быстро съездили: водою до Нижнего Новгорода дня в три либо четыре на вятских, весьма быстроходных лодках, а от Новгорода до самой Москвы на скороходных подводах. Когда доставлен был честной крест, в который вделана частица спасительного древа, на коем Господь наш Иисус Христос пострадал плотию за людей, тогда иереи соборно с христианскими церемониями сотворили крестный ход и по церковному обычаю освятили им воду, так что силою животворящего креста эти языческие чары тотчас исчезли и с тех пор не объявлялись. А тем временем недели за две или за три до взятия с помощью подкопа лишили их воды: подкопали под большую башню и под тайники, откуда они брали воду на всю крепость, поставили около двадцати больших бочек пороха и взорвали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Песнопевец сказал: «величают», а не восхваляют или воспевают, чтобы показать, что настоящая песнь есть девятая, песнь Богородицы, начинающаяся словами: величит душа Моя Господа. Сказал же он: «все силы небесные», давая разуметь не только известные нам девять чинов, а и другие безымянные и неизвестные нам силы. Ибо ап. Павел, зритель и слушатель неизреченных глаголов, беседуя о Христе, сказал: Отец посадил Его «одесную Себе, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене именуемаго не токмо в веце сем, но и во грядущем» (Еф. 1:20-21).    Применим ирмос сей и к тебе, возлюбленный читатель; ибо как Адам, вкусив от сладкого плода древа познания, впал в тление и смерть, так и ты, вкушая и пия вкусные и сладкие кушания падешь в смерть греховную. Да не соблазнит тебя сладость и удовольствие кушаний. Ибо они доходят только до гортани, а когда проходят чрез гортань и сходят во чрево, тогда исчезает всякая сладость и наслаждение ими. Поэтому Григорий Богослов сказал, что снеди, после того как перейдут чрез глотку, все равноценны; потому что все вместе без всякого исключения становятся калом и извергаются афедроном. Поэтому и ап. Павел сказал: «брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит» (I Кор. 6:13). Поэтому имей, брат, всегда в твоей памяти Исава и Ионафана, сына Саулова; ибо Исав за малую долю чечевичной похлебки продал свое первородство брату своему Иакову, за что обвиняется апостолом Павлом, который увещевает христиан и говорит: «да не кто блудодей» (будет), «или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое». (Евр. 12:16); а Ионафан ради небольшой доли меда подвергался опасности умереть, с плачем говорил: «вкушая вкусих мало меду омочив конец жезла, иже в руку моею, и се аз умираю» (I Цар. 14:43).    Желаешь ли ты, возлюбленный, понять, как гибельно тебе желать пищи насладительной, сладкой и вкусной? Научись примером Адама, который за сладкое вкушение от запрещенного дерева и сам умер и сделался причиною смерти для всего рода своего. Научись этому и примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню, которые ел в Египте; за это Бог попустил ему подвергнуться великому наказанию и смерти, так что и могилы, в которых умершие погребены были, получили наименование «гробов похотения»: «и мяса бяху им еще в зубех их», сказано, «прежде оскудения, и Господь разгневася на люди, и порази Господь люди язвою великою зело. И прозвася имя месту тому, гробы похотения: яко тамо погребоша людей похотевших» (Числ. 11:33. 34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Когда же ещё от живого гласа во Христе любезного брата нашего, Священнейшего Архиепископа Фаворского Κиρ Иерофея обстоятельно о них провозглашавшего нам и хвалебно поведавшего о Вас, мы услышали похвалы целой пленицы высоких добродетелей пречестные Вашея особы... и пр., то невозможно стало пречестный священно-начальниче и прелюбезный Брате! выразить по долгу, коликия радости быхом причастницы, коликую глубокую признательность восприяхом к Божественной Особе Вашей и колико глубоких благодарений воссылали мы к Богу, спасающему Вас в здравии и путеводстве Своею благодатию и пр... И если искать образца добродетелей, то не обрящешь инаго совершеннее, чем Ваше Высокопреосвященство. Достойно, убо, повсюду благослывется и гремит Священное Ваше имя. Достойным и мы долгом судили принести настоящим братским нашим посланием и вседушевные благодарения за братолюбные чувствования священной Вашей души, и венец похвал досточтимым Вашим добродетелям, каковый и возлагаем на Венечную Вашу Главу с поданием во Святом Духе братского и Святого целования, а оные просим принят яко воздаяние за благодеяние к нам и за любочестное радение к Пресвятому Гробу Спаса нашего. Но как побуждения на последующие заступления и благотворения, коих непрерываемо надеемся от Вашего Высокопреосвященства, приносим Вам Крест Честный украшенный и частицу носящий подлинного Честного Древа Животворящего Креста Господа нашего, да носите оный на лоне Вашем яко орудие на всякую належащую силу, приводя непрестанно на священную Вашу память страдания Православной Церкви Иерусалимской, и да предстательствуете делу и пользе ея, когда присутствуете в Святейшем Правительствующем Синоде и собственным примером поощряя и в других Честных Членах любочестие к заступлению всечтимых мест Иерусалимских, сохранение коих и от тяжких долгов свобождение ожидается от благородного предстательства Богопрославленной Российской Державы, тако Божию предопределивши Промыслу. В братской любви оканчиваем. Преосвященные же Вани лета да изобилуют с небесе должайша, всесчастна и всеблагодушна!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010