Иерусалимский Патриарх Афанасий и о Христе Брат Ваш. В знак братской памяти, любви и признательности посылаем к Вашему Высокопреосвященству заключенный в настоящем священный дар – наш честной крест, в который мы собственными руками нашими вложили часть Честного Древа от Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима. ОР РГБ, ф. 316, картон 64, ед. хр. 17, л. 1–3. 28. Предложение обер-прокурора князя П.С. Мещерского Св. Синоду С.-Петербург 26 февраля 1829 г. Копия Пребывающий в Москве иерусалимский архимандрит Венедикт, изъясняя стесненные обстоятельства Иерусалимского Патриарха Афанасия и недостаточное состояние Иерусалимского подворья в Москве, просит об исходатайствовании какого-либо пособия. При чем приложил и перевод письма к нему Патриарха. Патриарх пишет, что он находится в крайне затруднительном положении от недостатка в деньгах: подаяния прекратились, проценты превышают огромный капитал долгов его, ежедневно трассируют векселя из Иерусалима, и нечем доставать даже хлеб насущный. Посему просит вывести его из сего несчастного положения, изыскав средство к доставлению ему всевозможного пособия. Просьбу архимандрита Венедикта я препровождал на рассмотрение преосвященного Филарета, митрополита Московского. Преосвященный митрополит Филарет уведомил, что, по собранным сведениям о хозяйственном состоянии Иерусалимского подворья нельзя с достоверностию определить как степень бедности оного, так род и меру потребного ему пособия, по запутанности в долгах управляющего подворьем архимандрита Венедикта. Из переписки с г. главноначальствующим над почтовым департаментом действительным тайным советником князем Александром Николаевичем Голицыным открылось, что валахские и молдавские монастыри, с коих доходами пользовался Иерусалимский Патриарх, поступили в казенное ведомство и что государь император поручил статс-секретарю Дашкову войти об оных в особое рассмотрение. Приемля в уважение как изъяснение Патриарха Иерусалимского о его нуждах, так и то, что, за остановкою высылки к нему из валахских и молдавских монастырей дохода, нужды сии, вероятно, могли для него сделаться еще обременительнее, я честь имею предложить Святейшему Синоду, не благоугодно ли будет ходатайствовать пред Его Императорским Величеством о каком-либо денежном пособии Патриарху в бедственном его положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

— Чтобы они, как бы здесь осолившись солью (См. Мк. 9, 49), — ответил старец, — (на небо) отправились очистившимися. 2. В Лавре Ептастома, которая находится в семи стадиях от Лавры святого отца нашего Саввы, жил анахорет чудотворец по имени Иоаннис. У него был ученик, который видел переживания своего духовного отца за святой город Иерусалим, которому грозило нападение персов, спросил своего старца анахорета Иоанниса, суждено ли городу быть захваченным врагами. Но тот сначала не хотел отвечать: — Да откуда мне это знать, — сказал он, — ведь я всего лишь грешный человек. Но ученик принялся настойчиво уговаривать его, и старец, в конце концов, заплакал и сквозь слезы произнес: — Вижу, чадо, что ты с болью спрашиваешь об этом, и потому скажу, что Господь открыл мне. Я пять дней думал о нынешних событиях и вот увидел себя восхищенным прямо к святой Голгофе. Там собрался весь народ и клир, который просил: «Господи, помилуй!». Всмотревшись внимательно, я увидел Господа нашего Иисуса Христа, пригвожденного к Древу, и Пресвятую Богородицу, Владычицу мира, заступающуюся за народ. Но Он отвернулся от народа, сказав: «Не послушаю их, ибо они осквернили жертвенник Мой» (Иез 9, 7; 15,11; 23, 38–39). Мы многократно со слезами и стенаниями просили: «Господи, помилуй!». Потом направились в храм святого Константина, всю дорогу умоляя: «Господи, помилуй!». Вместе со всем священством, то есть клиром, я вошел в храм. Потом пошел искать место, где были обретены «Честные Древа» Животворящего Креста, и почувствовал зловоние, проникшее в храм. Рядом со мной оказались два старца, два величественных истинных служителя святости. Я спросил их: «Вы не боитесь Бога, что даже здесь мы не можем молиться от зловония? Откуда этот запах?» Они ответили: «От беззаконий местных клириков».«И вы не можете очистить это место, чтобы можно было молиться?» «Поверь, брат, такое не очищается ничем — только огнем». После этих слов старец снова заплакал, затем продолжал: — Вот что я еще скажу тебе, чадо. Было принято решение меня обезглавить. Я много просил Бога простить меня, и Он мне открыл, что всему надлежит быть. И только Он знает, что Я не проливал ничью кровь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   Священное Писание не говорит, какое было то древо, которое бросил в горькую воду Мерры Моисей и усладил ее, и мы не должны, по Феодориту, делать изысканий об этом, как скоро умолчано о том. Поэтому суесловят или лучше болтают вздор еврейские раввины, называя это дерево «Адельфа» и изъясняя свойство его; ибо говорят, что оно было прегорькое и потому чрезвычайная горькость дерева будто бы отняла горечь воды, подобно тому как соленая рыба и мясо услаждают соль, которая в изобилии кладется в них, и после однократного варения бросается согласно медицинскому афоризму, по которому «двойные яды приносят пользу». Суесловит и Иосиф, говоря, что, по повелению Моисея, вычерпали верхнюю горькую воду Мерры, пока не нашли на дне ее сладкую. Ибо они такими соображениями хотят доказать, что превращение горькой воды в сладкую вовсе не было сверхъестественным чудом, а произошло путем естественным. Однако Сирах, повидимому, к числу других врачебных средств причисляет и это дерево, когда говорит: «Господь созда от земли врачевания: не от древа ли осладися вода, да познана будет сила Его?» (Сир. 38:4, 5). Но так как Бог показал Моисею это дерево и приказал ему бросить его в горькую воду, то поэтому и приписывается это чудо Божественному, сверхъестественному действию. Естественную ли или сверхъестественную имело в себе дерево силу, отнимающую горечь воды, об этом свидетельствует и Филон Иудей: «дерево показал (Бог Моисею) и приказал ему взять его и бросить в источники. Может быть, оно было по природе своей приспособлено иметь силу, дотоле неизвестную, или же оно тогда в первый раз было приготовлено служить для такого употребления». (См. 38 гл. первого тома Адолесхии). А Иоанн Зонара в толковании тропаря Октоиха: «Мерры прегорькие потоки...» следующим образом толкует это: «когда человек совершает грех, прельстившись наслаждением, то не так сильно чувствует горечь его; когда же он находится в пустыне благотворительных дел, тогда и жаждою целомудрия одержим и горечь греха вполне сознает. Тогда и крест Господень умерщвляет в нем соблазн греха и делает его недействительным и как бы мертвым у него».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа Кресту Твоему поклоняемся, Владыко . Тропарь на поклонение Кресту Праздник, совершаемый 1 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим. В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии. В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу. При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа, когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои. Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа. Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам. Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Мужской монастырь Животворящего Креста (Погост-Крест) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Животворящего Креста был образован в 1998 году на месте явления 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам Животворящего Креста Господня с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Содержание История [ править править код ] Сказание о Кресте В год 1423 явления Креста была построена на нерукотворном холме первая деревянная церковь, простоявшая примерно до 1503 года, затем и вторая, простоявшая до 1776 года. Место явления Креста со временем стало называться Никольским погостом, поскольку первая церковь, установленная там, была посвящена святителю Николаю Чудотворцу. В 1776 году возведена каменная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделами во имя св. Николая Чудотворца и Покрова Божией Матери. Храм Крестовоздвижения на месте явления Животворящего Креста Господня (фотография начала XX века) Неизвестно, по каким причинам на Никольском погосте менялось название церкви и когда произошло это изменение. Первоначально церковь была освящена в честь св. Николая с приделом Происхождения Животворящего Креста Господня, а уже каменная церковь строилась в 1776 году с тремя престолами: главным - Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и приделами святителю Николаю и Покрова Богородицы. Никольский погост, место явления Животворящего Креста, после того, как была отстроена новая церковь, на месте сгоревшей, мало освещался как в рукописях, так и в других публикациях и статьях. Архивных документов очень немного. Можно предположить, что несколько столетий место явления Креста было в полном забвении. И вот в 1776 году по благословению владыки Ростовского и Ярославского Арсения был выстроен большой пятиглавый Крестовоздвиженский храм с колокольней. По данным А.А.Титова (1885), в начале XIX века приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников. Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 году приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. В 1974 году, спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали, но храм закрыли гораздо раньше, примерно, в 1933-1937 годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://pravoslavie.ru/2483.html

«В прошлом во 149 году приезжал к государю к Москве из Царягорода греченин Костентин Остафьев, а привез к государю часть от древа святого и Животворящего Креста Господня. И дано ему государева жалованья за тою святыню соболями на сто рублев. Во 151 году приезжал к государю к Москве сербские земли города Кастория Успения Пресвятыя Богородицы Кременского монастыря архимандрит Герман и бил челом о милостыне и на церковное строение и поднес ко государю святыни часть от древа честного и Животворящего Креста Господня и иную святыню. И дано им государева жалованья на церковное строение и за святыню соболями на 100 рублев» 91 . «Во 160 году прислал ко государю Еросалимского патриарха Паисия протосингел Гавриил за греченином с Савою Дмитриевым святыни – часть древа честного и Животворящего Креста Господня и за тое святыню протосингелу послано государева жалованья соболями на 200 рублев» 92 . В 1754 году Павловского афонского монастыря архимандрит Анатолий поднес императрице вывезенный им из монастыря «ковчег со святым Животворящим Древом Креста Господня». В указе государыня говорит, что «Мы, приняв от того Животворящего Древа, часть отделя, оставили здесь, а протчее отдали ему, архимандриту», с которым послано было на монастырь милостыни на 3000 рублей, да ему, архимандриту, на проезд и на дорогу дано 1000 рублей 93 . Не только часть Животворящего Древа, но и другая святыня – мощи и чудотворные иконы в Москве получали также определенную любопытную оценку. Вот несколько справок Посольского приказа: в 1634 году «посол (турецкий) Фома привез к великому государю святейшему патриарху святыни руку св. Меркурия от греченина Андрея, и тот Андрей умер, а за ту святыню дано послу Фоме соболями на 70 рублев, а Фоме те соболи отдать по душе того умершего Андрея». Греченин Андроник Ранкавей привез к великому государю святейшему патриарху святыни от греченина Ермолая Ранкавея часть мощей главы Иоанна Предтечи, часть мощей ап. Андрея Первозванного, часть мощей ап. Петра, часть мощей апостола и евангелиста Матвея, и за ту святыню по челобитью посла Фомы послано с ним, с Фомою, к греченину Ермолаю Ранкавею: за Предтечевы мощи соболями на 50 рублев, за апостольские за три мощи на 150 рублев, «а порознь имеетца за апостольские мощи по 35 Рублев соболями за мощи» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»). Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И другий лик подобне, припев и ирмос. Тропари же 6 с симже припевом. Другой припев праздника: Величай, душа моя,/животворящего Креста Господня воздвижение. И ирмос: Смерть, постигшая род наш: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И к прочим шести стихам поем этот же припев. Ин. Ирмос: Снедию древа роду прибывшая смерть/Крестом упразднися днесь,/ибо праматерняявсеродная клятва разрушися/прозябением Чистыя Богоматере,/Юже вся Силы Небесныя величают. Иной Ирмос: Смерть, постигшая род наш через вкушение от древа,/в сей день упразднена Крестом;/ибо всеобщее проклятие за вину праматери/разрушено Отраслью чистой Богоматери,/Которую все Силы Небесные величают. Горести убийственныя, яже от древа, не оставив, Господи,/Крестом бо сию совершенно истребил еси./Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры:/прообразующее Креста действо,/еже вся Силы Небесныя величают. Не допустив убийственной горечи от древа, Господи,/Ты совершенно истребил её Крестом;/потому некогда дерево/горечь вод Мерры и прекратило,/предызображая действие Креста,/которое все силы небесные величают. Непрестанно гружаемыя мраком праотца, Господи,/Крестом возвысил еси днесь,/яко бо лестию весьма неудержанно естество преднизведеся,/всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего,/егоже, вернии, величаем. Непрестанно погружавшихся во мраке праотца/Ты, Господи, возвысил в сей день Крестом:/ибо как прежде наше естество/крайне неудержимо низверглось заблуждением,/так вновь всецело исправил нас свет Креста Твоего,/который мы, верные, величаем. Да образ покажеши миру покланяемый, Господи, Креста,/во всех яко преславный, на небесех изобразил еси,/светом безмерным озарен,/царю всеоружие непобедимое./Тем Тя вся Силы Небесныя величают. Чтобы миру показать поклоняемый образ Креста/во всей его славе, Господи,/Ты изобразил его на небе/в безмерном свете блистающим,/для царя непобедимым всеоружием,/которое все Силы Небесные величают. Катавасия: Таин еси, Богородице, рай: Другий: Снедию древа: С припевы. И поклон. Светилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010