Архив Пн В Казахстан с Афона принесен ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня 27 сентября 2013 г. 15:52 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 сентября 2013 года в Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш был принесен ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня. 26 сентября, в день воспоминания обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), предпразднство Воздвижения Креста Господня, святыня была доставлена в Вознесенский кафедральный собор г. Алма-Аты. Божественную литургию совершил глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Литургия завершилась славлением перед ковчегом с частью Креста Господня, после которого митрополит Александр поблагодарил монашескую делегацию обители Кутлумуш во главе с иеромонахом Филофеем за труды по принесению в Казахстан великой святыни Православия и обратился к собравшимся с проповедью. Владыка просил передать слова благодарности Священному Киноту Святой Горы Афон и настоятелю монастыря Кутлумуш архимандриту Христодулосу за возможность православным христианам Казахстана поклониться Живоносному Крестному Древу. В тот же день вечером, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, митрополит Александр возглавил в Вознесенском соборе всенощное бдение. Полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершалось перед ковчегом с Животворящим Древом Креста Господня. В завершение великого славословия Крестное Древо при пении Трисвятого было обнесено крестным ходом внутри храма, после чего митрополит Александр совершил чин воздвижения Креста. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, насельник монастыря Кутлумуш иеромонах Филофей, игумен Феодосий (Белобородов), духовник Алма-Атинской епархии иеромонах Иоанн (Сазонов), клирики собора.

http://patriarchia.ru/db/text/3262446.ht...

В Москву из Греции привезена частица Животворящего Креста Господня 20 сентября 2005 г. 16:28 В российскую столицу в понедельник по благословению Святейшего Патриарха Алексия была доставлена частица Животворящего Креста Господня. Святыня привезена из греческого монастыря Сагмато близ города В средние века Фивы фактически были греческой столицей и центром православного монашества. Здесь находится гроб святого апостола и Евангелиста Луки. В XI веке в горах около Фив подвизался святой Климент. Слава о подвижнике и чудотворце достигла Константинополя. Император Алексий Комнин повелел возвести здесь, в горах на высоте 750 метров над уровнем моря, монастырь, пожертвовав обители несколько святынь, главная из них — частица Животворящего Креста Господня, которая считается самой крупной из известных в мире. Ковчег, в котором ныне пребывает святыня, был изготовлен в более позднее время, однако внутри него сохранилась часть ковчега XI века. В следующем году исполняется 900 лет пребывания частицы Креста Господня в монастыре Сагмато. Впервые ковчег со святыней оказался за пределами Греции три года назад, когда его доставили для поклонения в Крым, а затем в Киево-Печерскую лавру. В следующем году частице Животворящего Креста смогли поклониться верующие Восточной Украины и городов Сибири. В прошлом году святыня пребывала в Одессе, Тобольске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и других городах. В Москву ее сопровождал архимандрит Нектарий (Пулос). Отметив, что Крест — символ любви и единства, отец Нектарий высказал надежду, что пребывание частицы Животворящего Древа в Москве послужит дальнейшему сближению единоверных народов России и Греции. Из аэропорта «Домодедово» ковчег с частицей Креста Господня был доставлен в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино Домодедовского района Московской области. У врат обители святыню встретил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии. Крестным ходом ковчег был перенесен в монастырский храм. Здесь архиепископ Арсений в сослужении собора священников совершил всенощное бдение, за которым молились настоятельница Крестовоздвиженской обители игумения Екатерина (Чайкина), насельницы монастыря, многочисленные богомольцы, которые по окончании богослужения получили возможность приложиться к святыне. До 24 сентября духовенство московских храмов и монастырей будет совершать в Крестовоздвиженской обители перед ковчегом с частицей Креста Господня молебные пения с чтением Акафиста. Затем святыню доставят в московский Богородице-Рождественский монастырь. 25 сентября, в день Отдания праздника Воздвижения Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в нем Божественную литургию. В следующие дни ковчег с частицей Креста побывает в различных храмах российской столицы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40752.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое Честные Древа Креста Господня? 2 мин., 14.08.2020 Содержание 14 августа — праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня 01 Что такое Крест Господень? Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. После того как тело Спасителя сняли, Его Крест сбросили в старый колодец для дождевой воды. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи станет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле — в честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.  02 Как узнали, что это тот самый крест? Были же и другие Верно, вместе с Христом распяли еще двух разбойников, и все три креста лежали в одном месте. Понять, какой из них принадлежал Спасителю, по внешним признакам было невозможно. Поэтому ко всем крестам приложили мертвеца и во время прикосновения к одному из них он воскрес (по другой версии, к крестам приложили тяжелобольную женщину, и та исцелилась). Поэтому Крест Господень и называют «Животворящим».  03 Что такое «Честные Древа Креста Господня»? Это часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице Константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «ЧестнЫми» они называются в честь особого почитания среди верующих. 04 Праздник называется «Изнесение Честных Древ». Их куда-то выносили? Да. В Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

http://foma.ru/chto-takoe-chestnye-dreva...

Итак, от обретенного святой императрицей Еленой Креста начали происходить удивительные чудеса, убедившие верующих в том, что именно на нем и был распят Господь Иисус Христос. Весть об этой находке быстро распространилась по Иерусалиму, и к месту погребения Господа начали стекаться толпы народа. Тогда святитель Макарий поднял Крест Христов для всеобщего обозрения и поклонения. При этом, как подчеркивает святитель Амвросий Медиоланский в «Слове на смерть Феодосия Великого», Елена, а вместе с ней и все остальные верующие воздали тогда поклонение не самому по себе Древу Креста (так поступают только язычники, воздающие божественное поклонение материальным идолам), но почтили Крест как ту величайшую святыню, на которой был распят Сын Божий; тем самым они воздали поклонение через посредство Креста – именно Самому умершему на нем Господу. Весь народ, радуясь совершившемуся чудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял епископ, и восклицал «Господи, помилуй». Такова вкратце история события Воздвижения Креста Господня. Мы видим, что в обстоятельствах, связанных с обретением Креста царицей Еленой и с произошедшими чудесными знамениями, наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительная перемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и последовавшего Воскресения Иисуса. Бывший до того позорным орудием смерти, принесший физическую гибель Богочеловеку, Крест становится отныне способен силой Божией воскрешать мертвых, даровать жизнь и исцеление. В связи с этими событиями, описанными древними церковными историками, и возник церковный праздник Воздвижения Креста. Вскоре на том самом месте, где некогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло Его Воскресение, был возведен христианский храм. С этой поры многие частицы Древа Креста разошлись по всему христианскому миру. Так, святитель Кирилл Иерусалимский в IV столетии писал в «Огласительных поучениях», что «вся вселенная имеет уже части Древа Крестного». Известно, что сразу после нахождения Крестного Древа святая императрица Елена послала святому Константину часть Креста, а также гвозди Христовы. Однако значительная часть Креста Христова продолжала храниться в Иерусалиме в особом серебряном ковчеге. Церковный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Припев дополняет предыдущий, приглашая величать не крест вообще, а само воздвижение его и наименованием его «Животворящий» кратко выражая все его значение. Это единственная в церковном году служба, имеющая в одном каноне одну двойную песнь. Другая 9-я песнь введена, явно, взамен целого другого канона, так как только этот праздник среди двунадесятых Господских не имеет другого канона 614 . Припев Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение. Величай, душа моя, воздвижение животворящего Креста Господня. Ирмос Снедию древа роду прибывшая смерть, Крестом упрзднися днесь: ибо праматерняя всеродная клятва разршися, прозябением Чистыя Богоматере, Юже вся силы небесныя величают. Смерть, вошедшая 615 в род (человеческий) через вкушение 616 от древа, сегодня упразднена 617 Крестом, ибо всеобщее 618 проклятие праматери разрушено 619 Отраслью 620 Чистой Богоматери 621 , Которую все силы небесные 622 величают 623 . Тропари Горести убийственныя яже от древа, не оставив, Господи, Крестом бо сию совершенно истребил еси. Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры, пробразующее Креста действо, еже вся силы небесныя величают. Не попустив 624 убийственной 625 горечи от древа, Ты, Господи, совершенно истребил 626 ее Крестом; и потому 627 некогда древо усладило 628 горечь вод Мерры, предызображая действие 629 Креста, которое все силы небесные величают. Непрестанно гружаемыя мраком праотца, Господи, Крестом возвысил еси днесь, яко бо лестию весьма нудержанно естество преднизведеся: всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего, егоже вернии величаем. Непрестанно 630 погружавшихся во мрак 631 праотца 632 Ты, Господи, возвысил 633 ныне Крестом, ибо когда естество 634 крайне 635 неудержимо 636 до этого низведено 637 было обольщением 638 , опять всецело 639 исправил 640 нас свет Креста Твоего, который мы, верные, величаем. Да образ покажеши миру покланяемый, Господи, Креста, во всех яко преславный на небесех изобразил еси, светом безмерным озарен, царю всеоружие непобдимое. Тем тя вся силы небесныя величают.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Древо Честнаго Животворящего Креста Господня более тридцати лет находилось в плену у Саладина и его преемников, потом оно опять возвращено христианам. После христиан опять монголы владели Св. Градом до 1300 года; в 1382 г. с Кавказа черкесы нахлынули на Палестину; после – египетские мамелюки; в конце XIV века Тамерлан завоевал всю Палестину; в 1516 г. Селим, султан оттоманских турок, завоевал Св. Землю, и ныне сия Св. Земля состоит под владычеством оттоманской Порты. При таковой судьбе Св. Земли – Палестины и Св. Града – Иерусалима. Где же теперь Древо Честнаго Животворящего Креста Господня? Во многих городах Европы и Азии находятся частички Древа Животворящего Креста Христова. В наших столицах, Петербурге и Москве, есть несколько частиц Древа Живоначального Креста. Но главная часть, или, как мы называли, Древо Креста, которое было в походах крестоносцев, находится, по словам путешественников наших, в Иерусалимском храме Воскресения Господня, в алтаре соборной церкви греков и хранится там в ковчеге. Се история Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, извлеченная, выписанная то из Св. Евангелия, то из других достоверных источников. О треблаженное Древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! II. Таинство Креста Христова Слышали вы, православные христиане, краткую историю креста – что он был до распятия Христова, как он послужил спасению нашему при распятии Христовом, что с ним сталось по распятии Христовом; но одно историческое познание Креста Христова недостаточно для верующего, не может вполне удовлетворить ни благоговейному, ни благодарному чувству искупленных Божественным Страдальцем на Кресте... особенно чувству молящихся на кладбище... в ночи... при таком торжестве церковном, какое совершаем мы теперь. Спасение наше требует, чтобы мы хотя несколько знали, понимали таинство Креста... вожделенное, высокое, глубокое таинство... его славу Божественную, его силу победоносную, спасительную. Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов; освяти мя силою твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху - Бог Отец, по концам креста - Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу на подножии - лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною с вершок, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой стороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского архиепископа Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа архиепископу Иову и письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «По благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: «Иерусалимский Патриарх Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь». При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского Патриарха Поликарпа; вблизи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «Высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благоговением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположения, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший Патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как сие, так и свидетельство перевода грамоты, от святейшего Патриарха присланной. В прочем, с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейший». Как и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая, - совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.

http://sobory.ru/article/?object=55411

Святыни Страстей Христовых в Москве Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Где в Москве приложиться к орудиям Страстей Христовых? 13 апреля, 2012 Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Где в Москве приложиться к орудиям Страстей Христовых? Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Весь день Церковь пребывает в молении у подножия Животворящего Креста. Естественное желание — приложиться к орудиям Страстей Христовых. Святыни Страстей Христовых в Москве Ковчег с частицей Ризой и гвоздем Креста Господня В этом году поклониться гвоздю от Креста Господня и частице Его ризы можно в храме Христа Спасителя. Но как тем, у кого нет времени и возможности стоять в очереди, так и всем верующим христианам будет интересно узнать, где еще в Москве находятся святыни, связанные с предпасхальными страстными днями. Частицы Креста находятся в разных частях света, одна даже отправлена на околоземную орбиту. В Москве есть несколько частиц величайшей святыни. Елоховский собор В Богоявленском Елоховском соборе, у северной стены храма, под распятием, находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня. Там же лежат другие святыни: десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и святого митрополита Московского Петра. Зачатьевский монастырь В Зачатьевском монастыре в Москве в новый собор Рождества Богородицы перенесено распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке Совсем недалеко, в храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке, есть частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня. Церковь Ризоположения на Донской Есть частицы Креста Господня также в церквах Ризоположения на Донской (д. 20) и Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Свободный проспект д. 4а).

http://pravmir.ru/svyatyni-strastej-xris...

       А Церковь впервые в этот день запела: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»        И в этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня.        С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.        Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам — это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте.            Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.        И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни — удел всех земнородных. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.        Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Старца Елеазара мучители прельщали возможностью принести жертву хотя бы притворно и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и исполненный благочестия, отвечал: “Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих…”, — и затем был нещадно мучим. Так же и святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, мужественно один за другим приняли мученическую кончину, укрепляемые упованием на то, что Господь оживит их в будущей жизни. После всех их предала дух свой в руки Божии и блаженная мать их Соломония. Дорогие братия и сестры, с полным сознанием всей благости и милости Божией к нам припадем сегодня к Честному Кресту, этому знамени нашего спасения, с истинной сыновней любовью облобызаем пречистые стопы Спасителя, взывая к Нему:  Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим ! Аминь. 1962 г. На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает страдания Христовы, которые Он претерпел на Кресте. Поводом к установлению сего праздника послужило необыкновенное событие, чудесно явленное жителям столицы греческого государства от Древа Животворящего Креста Господня. В Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жизней. И вот жители города обратились с молитвой к Богу, присовокупив к тому и крестный ход с Древом Животворящего Креста Господня по улицам византийской столицы, окропляя все дома и здания святой водой. И как по окончании крестного хода моровая язва тотчас же прекратилась, то в память этого чудесного события и установлено было ежегодно 1 августа совершать празднование в честь Креста Господня. Кроме того, к этому событию присоединились и другие, в которых также чудесным образом явилась сила Божия: победа греческого войска над сарацинами, а русского — над волжскими болгарами, поскольку и эти события совершились также 1 августа силою Животворящего Креста и молитвами Пречистой Богородицы. Но, воспоминая эти события и прославляя силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе воспоминает ныне и страдания Христовы.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010