Глава 2 1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов. Лев.2:1 .  Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч. для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: δρον θυσα (также προσφορ, μννα, σεμδαλις), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: σπονδεον, σπονδ, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело общее значение дара ( Быт 32:21–22, 43:11, 15 ) и означало даже и кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва Каина ( Быт 4.3–5 ). В законодательстве же Моисеевом минха означает собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах – муке, елее и вине – представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва кровавая – скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1) самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев.2 ), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной. Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др. протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы Каина ( Быт 4 ), Мелхиседека ( Быт 14 ) и Гедеона ( Суд. 6.18 ). Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий, блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предызображала новозаветную жертву евхаристии. Лев.2:2 .  и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Четвертый раздел — это законы освящения (главы с 17 по 27). Здесь говорится о поведении отдельных лиц по отношению друг к другу (глава 17 глава), о семье (глава 18), об обществе и личности — (главы 19, 20). Это правовые главы. Отдельно также повторяются законы о священстве — (главы 21, 22) и о Богослужении. Ключевым словом является слово «святость». Виды ветхозаветных жертв и некоторые особенности жертвоприношения. Для жертв было назначено пять пород животных: овцы, козы, тельцы, голуби и горлицы. Во-первых, животные и птицы должны быть без телесных недостатков, со способностью к оплодотворению и не моложе 7 дней. Во-вторых, всякий, кто приносил жертву, клал на нее руки и молился Богу об очищении грехов перед священником. Он молился, чтобы Господь проявил свое благоволение к нему: своеобразная исповедь. Третье: жертвы должны были приноситься только во дворе скинии на жертвеннике. С учреждением священства и скинии уже нигде не приносились жертвы, кроме двора скинии и жертвенника. Четвертое: кровь животного выливалась к подножию жертвенника, т.е. животному делали специальные надрезы, из него вытекала кровь, часть ее священник брал в священный сосуд, и потом ей кропил, а часть сливалась к подножию жертвенника. Жир, или тук, всегда сжигался, независимо от того, сжигалось ли все животное или его часть. Если жертва всесожжения, то вся сжигалась; если жертва мирная — то часть сжигалась, часть брал священник для пропитания, а часть брали домой. Пятое: если кровь животного вносилась во Святая Святых, в день очищения, то на жертвеннике сжигался только тук, а остальная часть сжигалась вне стана. Шестое: каждая жертва соединялась с определенными хлебными приношениями и непременно солилась. Пять видов жертв: жертва всесожжения, жертва о грехе, жертва за преступление, мирная жертва и бескровная, хлебная жертва. Закон о всесожжении открывает книгу Левит. «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть жертва всесожжения, пусть принесет ее мужского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям собрания, чтобы приобрести ему благоволение перед Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения и приобретет он благоволение, во очищение грехов его», т.е. здесь покаяние, не просто возложение рук.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

и ешьте там пред Иеговой, Богом вашим, и веселитесь, вы и семейства ваши, о всем, что делается руками вашими, чем благословил тебя Иегова, Бог твой» 248 . Такова схема жертв всесожжения и мирной: принесение Иегове жертвы всесожжения обеспечивает сынам израилевым «мирное» веселие. Грехами же Израиля вызывается жертва очистительная, или искупительная, жертва о грехе. Жертва эта стоит наряду с жертвой всесожжения, и жертва мирная следует не только за жертвой всесожжения, но и за жертвой о грехе 249 : участие в мирной жертве обусловливается не только религиозным рабством, требующим жертвы всесожжения, но и грехом, требующим искупительной жертвы. Как в жертве всесожжения главная материя – всепоядающий огонь, исходящий от Иеговы 250 ; так главная материя искупительной жертвы – кровь животных, проливаемая человеком и принимаемая Богом, как покрытие грехов, искупление их. Иегова сказал: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника   чтобы очищать (искупать, или покрывать) души ваши, ибо кровь душою (которая в ней) очищает» 251 . Самая идея жертвенного искупления 252 вполне гармонирует с общим строем ветхозаветного культа: как, по условию религиозного рабства, евреи искупали души свои серебром 253 и первенцев своих заменяли левитами; как левиты, и священники заменяли евреев пред скинией и прикрывали их, чтобы им не умереть от грехов 254 , так и от вины за грех они искупали души свои кровью жертвенных животных. И опять как на левитов, при посвящении их, сыны израилевы возлагали свои руки, так грешники возлагали руки на жертву 255 . Теперь вопрос: какие грехи искупались жертвенною кровью? Только менее важные грехи и вины – грехи, совершенные по ошибке, невольно 256 ; тогда как грех сознательного противления воле Божией, грех «дерзкою рукою», наказывался смертью грешника 257 . В религиозно-социальной жизни евреев rocnoдcmbobaлo jus malionis, pabhoмephoe воздаяние: куша за душу и т.д. 258 . Более тяжкие грехи – идолослужение, убийство, непочтение к родителям – наказывались смертью, которою «удалялось зло из среды Израиля», при менее тяжелых и сознательных допускался выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. ( Евр.6:4 ) Смысл там этой фразы вот какой. Если человек пришел к Христу, стал верующим, но живёт греховный жизнью и говорит, что все нормально, я продолжаю жить греховной жизнью, то нельзя принимать его покаяние, пока он не перестанет грешить, то есть перестанет жить во грехе. Почему? Потому что когда человек грешит, он продолжает распинать Христа. Смысл вот какой всего этого. Когда мы грешим, наши грехи снова возлагаются на Христа. Каждый наш грех это как бы ещё одна песчинка, ещё одна тяжесть — тяжесть, которую несет Христос на Голгофе. То есть когда мы грешим, мы снова и снова распинаем Христа. Раньше люди согрешили, возложили руки на ягненка, ягненка зарезали. А теперь наши грехи — сразу на Христа. То есть наш грех не на ягненка возлагается, наш грех возлагается на Христа. Я сказал: такая машина времени. Голгофская жертва была одна в один день, но в тоже время она на все времена. Мы вот сейчас согрешили — туда на Голгофу понеслась ещё одна боль страдающего Христа. А как же покаяние? Мы жертвы не приносим. Не приносим же мы жертву? Приносим. Наше покаяние — это вот то пролитие крови, которое сейчас происходит на Голгофе прямо сейчас. То есть получается: мы и распинаем Христа, и получаем вот те Дары, которые на Голгофе. Вообще любой наш сейчас грех — это грех против Христа. Вот это плохая новость. Согрешая сейчас, мы согрешаем против Христа, мы делаем Его страдания ещё сильнее. Это вот первая жертва, жертва всесожжения. Почему всесожжения — потому что она полностью посвящалась богу. А Христос Себя полностью посвятил Богу. Мы, читая Книгу Левит, а в Книге Левит об этом сказано, как приносилась жертва, мы должны видеть, что это о Христе. Следующая жертва, о которой я поговорю, эту жертва называется мирная. Фраза «мирная жертва», если внимательно так вслушаться, для людей, скажем так, начитавшихся Библии, она как-то не звучит; а с другой стороны, мирная жертва или мирные жертвы — это бомба упала на какой-нибудь жилой квартал и все погибли.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

Глава 3 Жертва мирная Лев.3:1 .  Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую порока, Жертва мирная или жертва спасения (LXX: θυσα σωτηρας) вместе с жертвою всесожжения (olah) была дальнейшею, дозаконною жертвою, которую, напр., видят некоторые в жертве (zebach) Иакова при расставании с Лаваном ( Быт 31.54 ), поскольку жертва здесь была соединена с пиршеством, как было обычно при жертве мирной; равным образом Иофор, еще до дарования закона, совместно с евреями приносит и всесожжение, и жертву мира. Этою давнею известностью обеих жертв объясняется краткость постановлений о них в законодательстве. Однако, кроме Лев.3 , законодатель еще не раз возвращается к речи о жертве шламим ( Лев.7:11–21, 28–36, 19:5–8, 22:29–30 ), причем выступают 3 вида мирной жертвы: 1) жертва хвалы (z. todah schlamim, Лев.7:13, 22:29 ), приносимая по побуждениям благодарности Иегове за благодеяния Его и прославления, 2) жертва обета (zebach neder) и 3) жертва вольная (z. nedabah, Лев. 7.16 ; Лев.22.18–21 ). Словопроизводство термина schlamim двоякое: от schalom – мир или от гл. schalem – быть целым, исполнять воздавать; в первом случае дается идея полного мира приносителя с Богом, во втором – идея благодарности Богу за благодеяние. Главное различие обряда этой жертвы от всесожжения – то, что в первой пол животного считался безразличным, только требование беспорочности и здесь оставалось в силе. Не упоминается при жертве мирной о птицах, как материале: обычное при жертве мирной разделение жертвенного мяса на 3 части: для сожжения Иегове, для священников и для приносителей делало невозможным употребление малой птицы в этом жертвоприношении. Лев.3:2 .  и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон; Лев.3:3 .  и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Четвертый раздел – это законы освящения (главы с 17 по 27). Здесь говорится о поведении отдельных лиц по отношению друг к другу (глава 17 глава), о семье (глава 18), об обществе и личности – (главы 19, 20). Это правовые главы. Отдельно также повторяются законы о священстве – (главы 21, 22) и о Богослужении. Ключевым словом является слово «святость». Виды ветхозаветных жертв и некоторые особенности жертвоприношения. Для жертв было назначено пять пород животных: овцы, козы, тельцы, голуби и горлицы. Во-первых, животные и птицы должны быть без телесных недостатков, со способностью к оплодотворению и не моложе 7 дней. Во-вторых, всякий, кто приносил жертву, клал на нее руки и молился Богу об очищении грехов перед священником. Он молился, чтобы Господь проявил свое благоволение к нему: своеобразная исповедь. Третье: жертвы должны были приноситься только во дворе скинии на жертвеннике. С учреждением священства и скинии уже нигде не приносились жертвы, кроме двора скинии и жертвенника. Четвертое: кровь животного выливалась к подножию жертвенника, т.е. животному делали специальные надрезы, из него вытекала кровь, часть ее священник брал в священный сосуд, и потом ей кропил, а часть сливалась к подножию жертвенника. Жир, или тук, всегда сжигался, независимо от того, сжигалось ли все животное или его часть. Если жертва всесожжения, то вся сжигалась; если жертва мирная – то часть сжигалась, часть брал священник для пропитания, а часть брали домой. Пятое: если кровь животного вносилась во Святая Святых, в день очищения, то на жертвеннике сжигался только тук, а остальная часть сжигалась вне стана. Шестое: каждая жертва соединялась с определенными хлебными приношениями и непременно солилась. Пять видов жертв: жертва всесожжения, жертва о грехе, жертва за преступление, мирная жертва и бескровная, хлебная жертва. Закон о всесожжении открывает книгу Левит. «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть жертва всесожжения, пусть принесет ее мужского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям собрания, чтобы приобрести ему благоволение перед Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения и приобретет он благоволение, во очищение грехов его», т.е. здесь покаяние, не просто возложение рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вопрос. Как пророчествует о сем пророк Иеремия? Ответ. «У священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение, сожигающим приношения и совергающем жертвы» (38:18). Вопрос. Что говорит о сем ап. Павел? Ответ. «Мы имеем жертвенник, от котораго не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Вопрос. Следуют ли штундисты сему учению Св. Писания о евхаристической жертве? Ответ. Нет; у них нет ни жертвенника, ни священников, ни жертвы, которые имеет истинная Церковь Христова. Вопрос. Евхаристическая жертва действительно ли есть жертва умилостивительная? Ответ. Она действительно есть умилостивительная жертва за живых и умерших. Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за живых? Ответ. В том смысле, что она достойно участвуюших в ней и ее причащающихся очищает от грехов, и вместе с сим чрез внутреннее их обшение и единение со Христом вносит в их природу зачаток новой во Христе жизни и делает их причастниками и наследниками жизни вечной. «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:56–57 ). Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за умерших? Ответ. Когда мы молимся за умерших, хотя бы они были и грешники, и приносим закланнаго за грехи наши Агнца, то за них и за себя умилостивляем человеколюбивого Бога – «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Вопрос. Крестная жертва не удовлетворила ли Божественное Правосудие за грехи людей? Ответ. Совершенно удовлетворила; но жертва крестная и евхаристическая есть одна и та же жертва. Вопрос. В таком случае не достаточно ли одной крестной жертвы? Зачем каждый день повторять одну и ту же жертву? Ответ. Заслуги и сила крестной жертвы бесконечны; но они должны быть усвоены верующими, усвоение же это может совершаться чрез известные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И все христиане, заботящиеся о своём спасении, суть живые камни, из коих ими самими созидается Церковь , или духовный храм. По благоволению своему к людям Бог и каждому христианину дал право, возможность и даже обязанность, пользуясь видимым храмом, преданным от Христа священством и Христовою жертвою, в самом себе устроять то самое, чем пользуется от Христопреданного священства. И сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Жертвы духовные, которые может приносить каждый христианин в духовном храме и при духовном священнике, по изъяснению слова Божия, следующие: жертва Богу дух сокрушенный ( Пс.50:19 ), которая и в Ветхом Завете была Богу угодна более вещественных жертв. К всесожжению, говорит пророк Давид, обращаясь к Богу, Ты не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь ( Пс.50:18–19 ). Жертва славословия и молитвы, о которой говорит тоже Давид: принеси в жертву Богу хвалу ( Пс.49:14 ). Жертва милости, о которой Сам Христос и апостол Павел говорит, что эти жертвы приятны Богу: милости хочу; а не жертвы ( Мф.9:13 ). Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоприятны Богу ( Евр.13:16 ). Жертва правды и истины, подвиг за истину для исполнения закона Божия, особенно если он соединен с пожертвованием своей выгоды или удовольствия. На эту жертву указывает Соломон: соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч.21:3 ). Есть жертва свободного приношения собственного тела, к которой настоятельно приглашает христиан апостол Павел, говоря: умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представте тела ваши в жертву живую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Эта жертва, по изъяснению ап. Павла, состоит в том, чтобы христиане не предавали членов своих греху в орудия неправды, но представили себя Богу, как оживших из мертвых, и члены свои Богу в орудия праведности ( Рим.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жертва  – это проявление внутреннего религиозного настроения. Человек состоит не только из духа, но и из плоти и, исходя из этого, проявление религиозного чувства не может ограничиваться только внутренними переживаниями. Жертва нужна, «чтобы видимыми действиями пробудить и укрепить дух благочестия» 7 . Главное в принесении жертвы – это не фактическое действие, а акт свободной воли, обращенной к Богу. Через жертвоприношение у человека появляется возможность взаимодействия с Богом. Принося жертву, человек дает Богу то, что для него дорого: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною… Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» ( Пс.49:8,10,13 ). Чтобы разобраться с системой жертвоприношений, все жертвы желательно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, по веществу жертвы. Они бывают кровавыми и бескровными. Во-вторых, по способу принесения. Это может быть жертва, которая полностью сжигалась, а может быть частичной, т. е. сжигалась только часть. К первым относятся жертвы всесожжения, ко вторым – мирная и хлебная. В-третьих, по причине жертвы. Например, жертва за грех , за преступление или благодарственная жертва. В-четвертых, по цели. Например, жертва умилостивления или очищения. Для лучшего понимания нужно описать каждую жертву по этим категориям. Например, мирная жертва – это кровавая, частичная, благодарственная и имеет своей целью показать мир с Богом. На основании первых семи глав книги Левит можно сформулировать общие постановления закона Моисеева о жертвах. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное закалывалось на северной стороне жертвенника и возносилось на жертвенник ( Лев.1:3,11, 4:24,29,33 ). Жертвами являлись некоторые чистые домашние животные без физических недостатков. «Нужно, чтобы приносимое было собственностью приносящего. И это должно быть нечто ценное» 8 . Животное – это не просто пища. Это и рабочая сила, это валюта, это наследство и показатель благосостояния. Таким образом, от животного зависело существование человека. Можно сказать, животные – это часть дома тех, кто приносил это животное в жертву. Таким образом, жертвовалась не просто собственность, а член семьи, к которому испытываются некие чувства. «Выбор животного несомненно зависел от благосостояния хозяина. И хотя богатые люди могли позволить себе представить для жертвы более дорогие жертвы (и делать это чаще), жертвы бедных людей были не менее благоугодны Господу» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Чис.28:14 .  и воз­лияния при них должно быть по­лгина вина на тельца, треть гина на овна и четверть гина на агнца; это всесожже­ние в каждое новомесячие во все месяцы года. Как о субботней, так и о новомесячной жертве здесь упоминается впервые. Чис.28:15 .  И одного козла при­носите Го­с­по­ду в жертву за грех; сверх всесожже­ния по­стоян­ного должно при­носить его с воз­лия­ни­ем его. Жертва за грехи предшествует жертве всесожжения. Когда все жертвы приносились вместе, то порядок их был такой: прежде всего приносилась 1) жертва очистительная («за грехи», «повинности» или «о преступлении»). По очищении кровью означенной жертвы приносилась 2) жертва всесожжения, – как наглядное выражение готовности человека принести всего себя в жертву Богу, всецело посвятить себя Ему, со всеми своими очищенными помыслами, очищенными чувствованиями. После жертвы всесожжения, в знаменование примирения и общения с Божеством, следовала 3) жертва мирная, сопровождаемая радостной трапезой. Чис.28:26 .  И в день первых плодов, когда при­носите Го­с­по­ду новое при­ноше­ние хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священ­ное собрание; никакой работы не работайте; Чис.28:27 .  и при­носите всесожже­ние в при­ятное бла­го­ухание Го­с­по­ду: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев [без по­рока], Чис.28:28 .  и при них в при­ноше­ние хлебное пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, три десятых части ефы на каждого тельца, две десятых части ефы на овна, Чис.28:29 .  и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, Чис.28:30 .  и одного козла [в жертву за грех], для очище­ния вас; Чис.28:31 .  сверх по­стоян­ного всесожже­ния и хлебного при­ноше­ния при нем, при­носите [сие Мне] с воз­лия­ни­ем их; без по­рока должны быть они у вас. День первых плодов назывался также «праздником седмиц» ( Чис.28:26 ; ср. Лев.23.14–21 ; Втор 16.9–12 ), т. е. праздником по исполнении «семи седмиц» с «появления серпа на жатве». Как первый день по исполнении семи седмиц, праздник получил свое последнее наименование – Пятидесятницы ( 2Мак 12.32 ; Тов 2.1 ; Деян 2.1 ; Деян 20.16 ; 1Кор 16.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010