С кровью же жертвы, приносимой за грех князя и простолюдина, священник не входил во святилище, которое не было осквернено грехом князя или простолюдина, не могших быть в нем, но возлагал кровь на роги жертвенника и остаток проливал у его подножия. Весь тук всякой жертвы о грехе, покрывающий внутренности и обе почки, и тук, который на них и на стегнах, и перепонку на печени, священник отделял, осолял, поднимал горе, или возносил и «ожигал на жертвеннике в воню благоухания Господу. Прочие части жертвенного животного, смотря потому, за кого жертва о грехе приносится, имели различное употребление. При жертве о грехе священника и всего сонма, кожа, все мясо животного с головою и ногами и прочие внутренности его выносимы были из стана на место чистое, где высыпается пепел, и сжигаемы. Сии части жертвы о грехе священных лиц и всего сонма не могли принадлежать священникам, потому что это были части жертвы за их грехи, и посему всецело приносимы были Богу и сжигаемы в воню благоухания Ему ( Лев.6:30 ). По сожжении тука, жертвы за грехи князя или простолюдина, прочие жертвенные части отдавались священникам, которые очищали князя и простолюдина от грехов посредством жертвы, и съедаемы были только священными лицами во святом месте, во дворе скинии. Жертва о грехе была великою святыней. Все, что прикасалось к мясу ее, было свято. Если кровью ее обрызгана была одежда: ее надлежало омыть на святом месте. Самый сосуд, в котором приготовлялось жертвенное мясо для съедения священникам, становился священным. Если он был глиняный, надлежало разбить его; а если медный – вычистить и вымыть ( Лев.6:25–29 ). Кто не в состоянии был принести в жертву о грехе овцу или козу, тому закон дозволял вместо овцы или козы принести двух горлиц или двух птенцов голубиных, – одного в жертву о грехе, а другого во всесожжение. У одной из птиц, принесенных в жертву о грехе, священник надламывал голову, не отделяя от шеи, кровью кропил на стену жертвенника, а остальную кровь выливал у основания его. Другую приносил во всесожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Езд.7:3–7 ). В 70 году по Рождестве Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни ( Мф.24:2 ; Мк.13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу (ср. 3Цар.9:6–7 ). В наказание евреям за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (ср. Иер.7:3–15 ; 4Цар.17:16–18, 23, 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (ср. Иер.51:51 ; 4Цар.25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк.19:43–44 ; Мф.24:2 ). В храме приносились жертвы Богу «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши и жертвы ваши и десятины ваши и возношения рук ваших и обеты ваши и добровольные приношения ваши... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор.12:5–14; 16:5–6:16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор.10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», – говорит апостол, – «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей. Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это будет не храм, а молитвенный дом. Храм есть святыня 311 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая : все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:26–29 ). «Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар.5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя..». ( Ис.64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки» ( Иез 37:28 ). «Что больше: золото или храм, освящающий золото..? Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» ( Мф.23:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

От Исаака к Иисусу Христу Христианская традиция усматривает в жертвоприношении Исаака прообраз Крестной жертвы Христа. Авраам возносит своего сына на алтарь - Бог отдает Своего Сына Возлюбленного и Единородного для искупления мира. Подобно Исааку, который смиренно несет дрова для всесожжения на гору Мориа, Спаситель несет свой Крест на Голгофу. В самый последний момент вместо Исаака в жертву был принесен агнец - Иисус Христос Сам становится истинным пасхальным Агнцем. С первых веков христианства последние муки и смерть Христа толкуются как жертвенное искупление. Апостол Варнава пишет в своем Послании: «Господу предстояло за наши грехи принести в жертву сосуд Своего духа (плоть), дабы жертва, прообразованная в Исааке, когда он был возложен на жертвенник, наконец совершилась». Иоанн Креститель, указывая на пришедшего Мессию, говорит об Агнце Божием, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Потрясающая параллель: «Поскольку ты не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя», - говорит Господь Аврааму. Тысячелетия спустя апостол Павел скажет о том же Боге: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» Уже не человек приносит Богу жертву, но Бог отдает Своего Сына, искупляя Собой великое множество грешных. Христова жертва приобретает вселенские масштабы: она приносится раз и навсегда, о всех и за вся. Холокауст - Всесожжение В еврейском языке для всесожжения используется термин " olah. Этимологически это слово означает «вознесенный», поэтому используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Греческое слово ολοκατωμα означает «всесожжение». Этот термин обозначает жертвоприношение, во время которого жертвенное животное всецело приносится Богу. В Греции при обычных жертвоприношениях сжигали только часть животного, а оставшееся употребляли в пищу. Холокауст был особой жертвой. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

И ты, если захочешь, можешь приносить такую жертву. Каким образом, когда ты не можешь предавать тела своего на сожжение? Ты можешь (предавать себя) другому огню, например, огню произвольной нищеты, огню скорби. Когда кто-нибудь, имя возможность жить роскошно и великолепно, умерщвляет себя жизнью подвижническою и прискорбною, то не есть ли это – всесожжение? Умертви тело свое и распни его, и ты также получишь ве­нец мученичества. Что там совершает меч, то здесь пусть совершает усердие. Пусть не вос­пламеняется и не овладевает (тобою) сребролюбие, но пусть дожигается и истребляется эта безумная страсть духовным огнём, пусть отсекается мечом Духа. Это – добрая жертва, для которой не нужен священник, но только сам приносящий её, – жертва прекрасная, которая совершается на земле, но тотчас же принимается на Небе. Не дивимся ли мы, как в древ­ности ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение ( 3Цар. 18, 38 )? Может и ныне сходить огонь, гораздо более чудный, и истреблять все предлагаемое, или, лучше, не истреблять, но возносить на небо, – так как он не в пепел превращает дары, но приносить Богу. Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои, – сказано ему, – и милосты­ни твои пришли на память пред Богом ( Деян. 10, 4 )». Но довольно уже почерпнуто из этого Златоточивого источника, утоляющего жажду. Здесь так много приведено из написанного Златоустом, так как от этого большая польза, и чтобы противники видели, что мы не отвергаем духовные жертвы, но считаем, что вместе с ними необходимо приносить и истинные, или действительные Жертвы, то есть Бескровные, в Евхаристическом Таинстве. Этому нас учит не только Златоуст, но и другие святые отцы. Если мы рассмотрим изречения из Писания, приведенные выше противниками, то уви­дим, что они не только не противоречат нашему Догмату, а, напротив, подтверждают его. Ибо когда Апостол Петр говорит: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ), он отчетливо называет духовные жертвы, чтобы подчеркнуть их отличие от жертв истинных и действительных. Он говорит также: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Пет. 2 9). Эти слова имеются и в Книге Исхода, в главе 19. Подобно тому, как в древности Моисей сказал их Евреям, Апостол Петр ис­пользовал их по отношению к христианам. Но в Ветхом Завете не все были священниками ис­тинными и действительными, таковыми были только выходцы из рода и племени Аарона, а все остальные были священниками лишь духовно. Так следует говорить и о людях Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Претыкание четвертое Христос на Кресте говорит: свершилось ( Ин. 19. 30 )! Этим словом Христос озна­меновал. что свершилась единственная Кровная Жертва, необходимая для нашего спа­сения, и не нужна никакая другая жертва. Исправление претыкающимся Если все обстоит так, как говорят противники, то напрасны и Крещение, и Евха­ристия, и Евангелие, и сама вера, ибо все, необходимое для спасения, уже совершилось одной Кровной Жертвой. Не так толкуют это изречение, свершилось, святые Отцы. Они говорят, что свершились все пророчества о страдании Христа, Его мучениях и смерти, и все. что предвозвестили древние пророки, уже исполнилось. Такое толкование дают Златоуст. Кирилл, Феофилакт и другие. Претыкание пятое Христос на Тайной Вечери сказал: Примите, едите ( Мф. 26. 26 ) Но Он не ска­зал: «Приносите в жертву». Поэтому Евхаристия не является приношением и Жертвой, а только Таинством, которое преподается нам, а не приносится Богу Отцу. Исправление претыкающимся Если Христос и не сказал: «Приносите в жертву», но выразил смысл этих слов по-другому: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22, 19 ), смотри также 1Кор. 11, 24 . Следует знать, что это слово, творите, в Священном Писании используется вместо слов «приносите в жертву». Так, в Книге Левит написано; возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику; и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение ( Лев. 15, 14–15 ). Подобное этому написано в Книге Чисел: священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение ( Чис. 6, 11 ). Подобные этим слова имеются и в Книге Пророка Иезекииля, и во многих других местах, где это слово, творить, исполь­зуется вместо слов «приносить жертву». Поэтому и тогда, когда Христос говорит: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22, 19 ), слова сие творите используется вместо слов «приносите в жертву» ( Иез. 46 ). Однако мы на этом не настаиваем. Для нас важно, что Христос на Тайной Вечери принес в Жертву Богу Отцу Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Моисей, по повелению Божию, просит фараона отпустить из Египта народ еврейский в пустыню для того именно, чтобы совершить служение Богу – принести жертву Господу (ср. ). Фараон и народ понимают; ясно, что речь о жертвоприношении ничего нового не заключала в себе. Моисей устраивает жертвенник Господу в пустыне Син ( Исх. 17,15 ) раньше данного ему особо повеления ( Исх. 20, 24 ) и раньше устроения скинии свидения ( Исх. 25, 8 и 9). У евреев были священники ( Исх. 19, 22, 24 ) раньше повеления Божия об избрании и постановлении Аарона и его сыновей для священнического служения (Исх. гл. 28), наконец, у евреев был «ковчег свидетельства» ( Исх. 16, 34, 33 ) раньше «ковчега откровения» ( Исх. 27. 21; 25, 22 ) или «ковчега завета», сделанного по тому образцу, какой был показан Богом Моисею на горе ( Исх. 25, 40 ). В первый раз Библия упоминает о жертвоприношениях Каина и Авеля. Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель принес от первородных стада своего и от тука их ( Быт. 4, 3–4 ). Кровавая жертва Авеля, приносившего первородных от своего стада, была благоугодна Богу: «И призрел Господь на Авеля и на дар его». Апостол Павел поясняет нам, что жертва Авеля была принесена верою, чего Каину, вероятно, недоставало: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» ( Евр. 11,4 ). Второй случай кровавого жертвоприношения, отмеченный Библиею, относится ко времени выхода Ноя из ковчега после потопа: «И устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике, и обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт. 8, 20–21 ). Здесь мы видим уже не только то, что кровавые жертвы были угодны Богу, но и многие навсегда установившиеся частные черты кровавых жертвоприношений: 1) нужно было устроение особого жертвенника Господу, 2) в жертву приносятся только чистые животные; 3) определяется особый вид жертвоприношенийвсесожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Одновременно с представлением в храм Младенца Иисуса были принесены Богоматерью установленный в законе жертвы и за очищение матери, именно: жертва за грех и жертва всесожжения. В жертву за грех всегда в этих случаях приносились горлица или молодой голубь. Но затем, в жертву всесожжения, люди состоятельные приносили агнца, а бедные могли заменять его горлицей или молодым голубем. Божия Матерь в обоих случаях принесла в жертву двух птенцов голубиных (или двух горлиц), что показываете с особенною ясностью, что она и Иосиф были люди бедные. Тогда был в Иерусалиме человек, по имени Симеон. Он был муж праведный и благочестивый и ожидал пришествия Христа Спасителя. Дух Святый почивал на старце Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. В то время, как прибыли в храм Иосиф и Мария, и этот старец также пришел, по вдохновению, в храм. А когда родители принесли Младенца Иисуса к священнику и над Младенцем совершен быль законный обряд, старец взял Его к себе на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое (Спасителя Твоего), которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иосиф и Мария дивились тому, что старец говорил им о Младенце. Симеон благословил и их и сказал Марии, что Ее Младенец будет причиною падения и восстания многих во Израиле и сделается предметом пререканий. Ей Самой меч пройдете в душу, то есть Она испытает тяжелую скорбь по причине Его страданий, «да откроются злые помышления многих сердец» (врагов Спасителя). Тут же была Анна пророчица, из колена Ассирова, достигшая глубокой старости: ей было восемьдесят четыре года. Она была замужем в течете семи лет, потом овдовела и с тех пор не отходила далеко от храма, служа Богу день и ночь. Подойдя к Марии, она славила Младенца Иисуса, а потом говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. Поклонение волхвов Mamф. II, 1–12 . Через несколько времени по рождении Иисуса Христа в Вифлееме иудейском пришли в Иерусалим с востока, может быть из Аравии или смежных с нею стран, волхвы, или мудрецы, принадлежавшие к жреческому сословию. Они занимались разными науками и между прочим наблюдали за движениями небесных светил. Волхвы спрашивали в Иерусалиме: «Где родившийся Царь иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Когда же пришли на место, указанное Богом, Авраам создал жертвенник, разложил дрова, и связав Исаака, вознес его на жертвенник, а сам простер руку, чтобы заколоть сына своего; но здесь окончилось испытание Господа, не искушающего свыше сил человеческих. Ангел воззвал с небес: «Авраам, Авраам!» и запретил ему возлагать руку на сына, ибо познал Бог всю полноту веры, не пожалевшей единородного для исполнения заповеди. Авраам увидел овна, запутавшегося рогами в чаще леса, и принес его во всесожжение вместо сына. «Мною клянусь, сказал ему именем Господним Ангел, за то, что Меня ради не пожалел ты сына возлюбленного, благословляя благословлю тебя и умножая умножу племя твое, как звезды небесные и как песок на краю моря, и наследует семя твое грады врагов твоих, и благословятся в Семени твоем все народы земные, за то, что ты послушался гласа моего.» Так возвратился Авраам к служителям своим, вместе с сыном, как обещал им, и поселился опять у колодезя клятвенного. Принесение сына в жертву было торжеством веры Авраамовой и окончанием духовного воспитания отца верующих. Простота, с какой Моисей изложил происшествие столь поразительное, свыше всякого искуства, потому что он умел приблизить к нашему разумению такие чувства и деяния, для изображения коих недостаточен язык человеческий. – Апостол Павел называет повесть сию «притчею воскресения мертвых» ( Ebp. XI. 19 ) ибо смерть и воскресение Христово есть самое близкое и верное её разрешение. – Авраам, из любви к Богу, жертвует ему единственным сыном, и Бог из любви к человекам «не пощадил Сына своего единородного, и за нас всех предал его» ( Uoah. III. 16 . Puм. VIII. 32 .) На Исаака возлагаются дрова, на коих должен быть принесен в жертву; Иисус же, несущий крест, потом и Сам возносится на кресте, и подобно как Исаак, в течении трех дней, закалаемый решительным произволением отца своего, приемлет жизнь свыше, так Иисус, умерщвленный по плоти, возстает тридневно из гроба. Жертва Исаака призвала обильнейшее благословение на потомство Авраамово, а жертва Христова привлекла безчисленные благословения на всю Церковь и весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Обряды при совершении жертвы о грехе были тоже различны, судя по достоинству лиц, приносивших покаяние. По заклании с обычными обрядами, тельца о первосвященнике, или целом сонме израильском, жрец брал крови сего тельца и вносил ее в самую скинию, и здесь, омочив перст свой в крови, кропил ею семь раз пред Господом – пред завесою святилища, и потом возлагал ее на роги жертвенника благовонных курений 689 , а остальную кровь выливал к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинию собрания (во дворе). Затем, по сожжении на жертвеннике всего жира, собранного из тельца, он весь сожигался вне стана 690 . Если же привносились жертвы о грехе частых лиц, то кровь сих жертв не вносилась в скинию, а возлагалась только на роги жертвенника всесожжений и проливалась у его подножия; а жертвенное мясо, по сожжении жира, съедаемо было священниками во дворе скинии 691 . Жены и дочери священников не допускались к ядению сего мяса 692 , ибо оно было великой святыней, так что все, что прикасалось к сему мясу, освящалось. Одежда забрызганная кровью жертвы о грехе, измывалась на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, надлежало разбить, а медный вычистить и вымыть, дабы не оставалось никакого запаха 693 . Если же приносились в жертву птицы, то собственно одна из них приносилась за грех, а другая во всесожжение. Священник надламывал голову птицы, но от шеи не отделял; затем кропил кровью сей жертвы за грехи, на стену жертвенника, а остальную кровь выцеживал к подножию жертвенника 694 . Если же бедняк приносил только муку в жертву за грех свой, то он не возливал на нее ни елея 695 , ни клал на нее ладана 696 , как это обыкновенно делалось с хлебными приношениями 697 , – a просто священник брал из сей муки полную горсть в память о грешнике 698 , как сказано в Писании, и сожигал на жертвеннике, а остальное брал себе. 699 3. Жертва о преступлении. ( Лев.5:14–19, 7:7 ) Жертва о преступлении, или так называемая в Писании жертва повинности, была частным видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению или в припадке страсти 700 , а не по убеждению (по принципу) и не дерзновенной рукой, – как сказано в Писании 701 , т. е не с нахальством и публичным бесстыдством 702 . В сию жертву употреблялся овен 703 с такими же точно обрядами, какие наблюдались в жертве за грех от частных лиц. Кроме сего, в случае присвоения чужой собственности, кающийся должен был возвратить похищенное, и присоединить еще к нему пятую часть, в знак искренности своего раскаяния 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Быт.8:18–19 . И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал свое полное послушание божественной воле. Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя Быт.8:20 . И устроил Ной жертвенник Господу; Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его – мизбеах – указывает на него, как на место заклания жертвенных животных. и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве ( Быт. 7:2 ), Ной по выходе из ковчега и принес Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось все без остатка ( Лев. 1:1–17 ), что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. Завет Бога с Ноем Быт.8:21 . И обонял Господь приятное благоухание, «Не соблазняйся грубостью выражения, – говорит по сему поводу Златоуст, – но, причиной такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно Богу...» Вот почему и Апостол Павел сказал в послании своем: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова «приятное благоухание», по более точному переводу с еврейского – reach hannichoach должны быть переведены так: «запах удовлетворения, успокоения», причем в самом анализе понятий находят сходство с именем Ноя, что значит «успокоение» ( Быт. 5:29 ) и откуда видят как бы исполнение того самого пророчества, которое было вложено в данное ему имя. Эта жертва Ноя, подобно тому, как и раннейшая жертва Авеля, без сомнения, была приятна Богу не по материи самого приношения, но по выраженным в нем чувствам веры, благочестия и смиренной покорности Творцу. Подобным же образом молитве и милостыни верных приписывают сладкий вкус (приятное благоухание) ( Флп. 4:18 ; Откр. 5:8, 8:3–4 ; Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010