Этому противоречат следующие слова апостола: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5, 2 ). Отвечаю: как говорит Августин, «всякая видимая жертва представляет собою таинство, то есть священный знак жертвы невидимой» 310 . Но невидимая жертва есть то, посредством чего человек предлагает Богу свой дух, согласно сказанному [в Писании]: «Жертва Богу – дух сокрушенный» ( Пс. 50, 19 ). Поэтому все, что предлагается Богу ради возведения к Нему человеческого духа, может быть названо жертвой. Затем, принесение жертвы требуется от человека по трем причинам. Во-первых, ради освобождения от уклоняющего его от Бога греха. Поэтому апостол говорит, что священнику надлежит «приносить дары и жертвы за грехи» ( Евр. 5, 1 ). Во-вторых, ради сохранения человека в состоянии благодати, для чего ему нужно всегда быть прилепленным к Богу, ибо в этом залог его мира и спасения. Поэтому согласно Старому Закону мирная жертва приносилась ради спасения жертвующих, о чем читаем в третьей [главе] книги «Левит». В-третьих, ради того, чтобы дух человека был сколь можно более совершенно соединен с Богом, каковое совершенство будет достигнуто в [состоянии] славы. Поэтому согласно Старому Закону приносилось всесожжение, которое называлось так потому, что жертва сжигалась полностью, о чем читаем в первой [главе] книги «Левит». Но все эти следствия были дарованы нам человечеством Христа. Так, во-первых, наши грехи были искуплены, согласно сказанному [в Писании]: «Который предан за грехи наши» ( Рим. 4, 25 ). Во-вторых, чрез Него мы обрели благодать спасения, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он «сделался для всех, послушных Ему, Виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 9 ). В-третьих, чрез Него мы обрели совершенство славы, согласно сказанному [в Писании]: «Ныне имеем дерзновение входить во Святилище», то есть в небесную славу, «посредством крови Его» 311 ( Евр. 10, 19 ). Следовательно, Сам Христос как человек был не только священником, но также и совершенной жертвой, одновременно являясь жертвой за грех, мирной жертвой и всесожжением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Под «всесожжением» разумеются не свечи и ладан, а особый вид ветхозаветных кровавых жертв: Лев. гл. 1-я, об отмене которых и говорит апостол. Что же касается жертв и вещественных даров в храм, как, например, приношения свечей и фимиама, то таковое одобряется и Священным Писанием, как это видно из слов Спасителя: Мф.5:23–24 . Лев.19:18 . «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего: но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш)». Объясн. О том, что любовь к Богу и ближнему можно заменить жертвоприношением никто не говорит. Но видимая жертва непременно должна служить нашим искренним выражением любви к Богу. Истинно верующие так и делали: 1Пар.29:1:18 ; Мк.12:42 ; Мф.26:10 . И Господь увековечивал память о таких жертвоприносителях: Мф.26:13 . Только Иуда искариот. не сочувствовал таким жертвам и главн. образом потому, что он был вор: Ин.12:3–6 . 1Цар.10:27 . «А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Объясн. Как бы не замечает и Господь тех людей, которые не только сами не служат Ему от имения своего, но и других соблазняют на то же. Забывают или умышленно не хотят знать эти люди, какая жертва приятна Богу и следует ли отменять жертвоприношение Богу, потому только, что есть немало жестокосердных фарисеев, гнусных корыстолюбцев, не любящих ни Бога, ни людей, но взгляните в любвеобильную речь святого Давида: 1Пар.29:1:18 . Что чистосердечная жертва Богу приятна, видно из слов Самого Спасителя: Мф.26:10:13 . Пс.50:19 . «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Объясн. Но тот же пророк Давид, сказавший «жертва Богу – дух сокрушённый», после поражения его подданных моровой язвой принёс Богу видимую жертву и Бог послал огонь на его жертву: 1Пар.21:23–28 . Не гнушался, а восхвалял и Господь чистосердечные вещественные жертвы: Мф.26:12–13 ; Лк.21:2–4:8:3 . Ис.1:11–12:15 . «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  Все, сказанное раньше о нечестивых и праведных приложимо и к участию в Литургии. В ней надо участвовать сердцем и умом, а не просто «выстаивать службу». Если человек просто присутствует на Литургии, но при этом не примирен с ближними и не идет путем праведности, это мерзость перед Богом. К этому остается добавить, что у того, кто постоянно благодарит и помнит об искуплении наших грехов Христом, с наибольшей долей вероятности будет веселое сердце ( 13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. 15. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир ). Вы можете поделиться своими чувствами в комментариях. Жертва нашего тела    В противоположность легкомысленному нечестивцу праведник всегда учится и познает, что есть воля Божия. И апостол Павел в Послании к Римлянам увещевает римлян и всех нас приносить еще одну жертву: « Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего , и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Послание к Римлянам 12:1–2).    Вот как комментирует эти слова Иоанн Златоуст: «Спросишь, как тело может быть жертвою? Глаз, не смотри ни на что худое; и он стал жертвою. Язык, не произноси ничего срамного; и он стал приношением. Рука, не делай ничего беззаконного; и она стала всесожжением. Но и сего недостаточно, — мы должны делать добро: пусть рука раздает милостыню, уста благословляют обидящих, слух постоянно упражняется в слушании слова Божия. Жертва есть начаток того, что имеешь. Принесем же Богу начаток рук, ног, уст и всего прочего.    Что такое словесное (в Синодальном переводе «разумное») служение? Духовное служение. Как служащий и священнодействующий в Божием дому, каков бы ни был в другое время, при служении входит в себя и делается благоговейнейшим; так и мы целую жизнь должны быть в таком расположении духа, как совершающие служение Богу и священнодействующие. А сего достигнешь, ежели каждый день будешь приносить Богу жертвы, соделаешься священником своего тела и душевной добродетели, принося то целомудрие, то милостыню, то кротость и терпение. Исполняя сие, будешь совершать словесное служение, то есть не имеющее ничего телесного, грубого, чувственного».

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

В Исх 22:29 «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего. Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцой твоей … Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне». Принятое у некоторых соседних народов приношение детей в жертву в буквальном смысле Моисеев закон объявляет мерзостью, за которую положена смертная казнь, и противопоставляет этому обязанность первого сына посвятить на служение храму. Позднее этот закон был заменен на новый, согласно которому священниками становились люди только из колена Левия; колено это целиком посвятило себя богослужению. К священникам Закон предъявляет высочайшие требования: теснее других соприкасаясь со святостью Ягвэ, они и сами должны быть безупречны и святы. Священнику позволено «кормиться от жертвенника», и потому для скинии и обеспечения священников израильтянин по закону Втор 14:22–29 откладывать от своего имущества специальную подать – десятину. Основным богослужебным занятием священников было жертвоприношение. Древние историки, описывая Пасху в Иерусалимском храме, говорят о забрызганных кровью священниках, приносивших в жертву десятки тысяч овнов и тельцов. Священник ВЗ был по сути настоящим мясником! Он должен был уметь тщательно разделывать туши жертвенных животных и ловко сворачивать головы голубям. Жертвы были весьма разнообразными; они классифицировались в зависимости от того, за кого приносились: обычный он человек, начальник или священник, в зависимости от материального положения. Бедный человек не мог позволить себе козла или быка, ему позволялось принести голубков. Кроме кровавых жертв существовали и бескровные: мука, хлеб, соль и др. Наиболее характерно разделение жертв в зависимости от причины: – жертва всесожжения;жертва за грех; – жертва повинности; – жертва мирная (см. Лев 1–9 гл.) Жертва всесожжения, при которой животное сжигалось на жертвеннике полностью, приносилась за грехи всего народа дважды в сутки: вечером и утром; при этом огонь никогда не должен был угасать. Постоянное курение от жертвенника означало «неусыпную молитву, памятование о Ягвэ. Перед закланием священник возлагал руки на голову животного, символически превращая его в носителя грехов, которые будут уничтожены в огне. Кровь животного, к которой ВЗ относился со строгим благоговением, собиралась отдельно, и ею со всех сторон кропился жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

прот. Константин Буфеев 1. Животные, предназначенные для жертвоприношения 1.1. Жертвенные животные в Ветхом Завете «Сотворение птиц и рыб». Фрагмент алтарной иконы церкви св. Петра, Гамбург. Мастер Бертран из Миндена. Вторая половина XIV века До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Кровавые жертвоприношения начались на земле сразу после потери райского состояния. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Бог сам научил Адама жертвоприношению, когда изгнал праотцев из Рая и облек их в кожаные ризы: «Прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умервщленных, может быть, перед их же глазами» с. 249]. От первородных стада своего сделал приношение Богу праведный Авель, сын Адама, причем эта жертва была Богу приятна ( Быт.4:4 ). Приносил жертву Богу праотец Ной при заключении Завета: Бытие, гл. 8 20. И созда Ное жертвенник Господуви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. 21. И обоня Господь воню благоухания 20. И устроил Ной жертвенник Господа, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21. И обонял Господь приятное благоухание По Божьему смотрению оказался в чаще кустарника запутавшийся рогами овен, которого Авраам принес в жертву Богу вместо сына своего Исаака: Бытие, гл. 22 6. И взя же Авраам дрова всесожжения и возложи на Исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и нож, и идоста оба вкупе. 7. Рече же Исаак ко Аврааму отцу своему: Отче! Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение? 8. Рече же Авраам: Бог узрит Себе овча во всесожжение , чадо. Шедша же оба вкупе, 9. приидоста на место, еже рече ему Бог; и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и, связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров. 6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения , сын мой. И шли далее оба вместе. 9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Посмотри же кругом себя, и увидишь предсказанное тобою овча; его и принеси во всесожжение вместо сына. « И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего » (ст. 13). Я видел, говорит Бог, благочестие в сердце твоем: вот и приготовил тебе то, о чем ты предварительно сказал сыну. (И) « взял (Авраам) овна и принес его во всесожжение вместо сына своего ». Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое (доброе) намерение и, взяв обратно сына, возвратился с бесчисленными венцами. А все это было прообразованием креста Христова. Потому и Христос говорил иудеям: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался » (Ин. 8:56). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Истина должна была предъизобразиться в тени. Посмотри же, возлюбленный, как действительно все было преобразовано в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный (сын), и здесь возлюбленный и единосущный Сын, как и говорит Бог Отец: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение » (Мф. 3:17). Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа предал Отец, как восклицает Павел, говоря: « Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего » (Рим. 8:32)? Здесь (явилась) тень; а впоследствии открывается истина вещей, гораздо превосходнейшая — в жертву за весь мир принесен словесный Агнец. Он очистил всю вселенную. Он освободил людей от заблуждения и привел к истине. Он сделал землю — небом, не природу стихий изменив, а водворив между земными людьми жизнь небесную. Он уничтожил всякое служение демонам. Чрез Него люди уже не поклоняются более камням и деревьям, и одаренные словом не почитают бесчувственных (истуканов).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе (Быт. 22, 6). Вот это выражение: и пошли оба вместе встречается и в конце 8го стиха: и шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). И здесь очень часто чередуются слова: «отец – сын», «сын – отец». Кого символизирует Исаак, который несет дрова на своих плечах, древо, чтобы стать жертвой? Он символизирует Иисуса Христа, нашего Господа. В этот момент Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного. Климент Александрийский пишет: «И сам Исаак (ибо можно истолковать это по-иному) есть образ Господа. В самом деле, он – сын, как и Господь – Сын, ведь он (Исаак) был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь – древо креста. И он (Исаак) таинственно рассмеялся (Быт. 21, 3, 6 – “Исаак” (“смех”)), пророчествуя, что Господь исполнит радостью нас, избавленных от тления кровью Господней» . И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения ? (Быт. 22, 6–7). Здесь Исаак явно перепроверяет свои подозрения. Авраам сказал: Бог усмотрит ( ) Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). Вот эти слова: «Бог усмотрит Себе агнца» – это Евангелие или пророчество об Иисусе Христе. Бог Отец усмотрел Себе Агнца, когда так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (в жертву – О.С.), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вот эти пророческие диалоги свидетельствуют об уровне этих людей! Исаак проявляет величайшее смирение! И опять этот повтор: И шли далее оба вместе – это свидетельство того, что уровень отца и сына был одинаков (сравнялся). И может быть, уровень Исаака был даже выше уровня Авраама, потому что Авраам идет принести жертву, а Исаак идет, чтобы стать этой жертвой.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Прошу, будь внимателен. В законе были всесожжения, жертва за грех , приношение. Спаситель, придя, полагает конец имевшим значение образов приношениям и предлагает собственное Свое Тело вместо всякой жертвы. Павел говорит о Спасителе: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ; Пс.39:7–8 ). Сказав о пророчестве и о том, что жертвы и приношения и «всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду», – Павел упраздняет первое, чтобы утвердить второе. Но где жертва и приношение находятся в Христовом Теле? Апостол Павел говорит: молю вас, братья, по милосердию Божию, «итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1–2 ). Ради тебя Христос – Архиерей, ради Себя – Бог . Не изменяй слов Бога Живого. Ты крестился в Отца, Сына и Святого Духа; зачем упраздняешь живые имена и вводишь имена – порождение твоих мыслей, говоря: нерожденный и рожденный, сотворенный и несозданный, всегда сущий и не сущий всегда? Разве Бог может снисходительно относиться к таким пустым словам? Некогда пророк подвергался опасности погибнуть из-за изменения одного слова. Обрати внимание на точность в передаче даже маленького слова. Пророческие речи некоторые называли, по неопытности, «бременем Господним». Бог говорит устами Иеремии: «Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?» то скажи им: какое бремя? Я покину вас, говорит Господь» ( Иер.23:33 ). Бог угрожает, если изменяется и одно слово; а ты извращаешь всю правильность догматов, отвергая имя Отца, отрицая достоинство Сына, ниспровергая славу Святого Духа? Ужели ты можешь убежать от рук Божиих? Тяжело и страшно извращать слово Бога Живого, Господа Бога нашего. Бог гневается, если извращаются какие-либо Его слова; а когда извращаются догматы , ужели Он не негодует? Ужели ты мудрее Спасителя? Ужели ты точнее Евангелия? Побойся Божия Суда, побойся того страшного имени и оставь злобу, восприими покаяние, и вера твоя будет служить порукою за твое спасение, потому что покаяние доставляет спасение как тем, которые заражены ересью, так и тем, которые совершают вообще злые поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому Павел соображает и говорит: если бы первое священство было безупречно, то что за нужда была бы говорить, что восстанет священник во век по чину Мелхиседека , а не по чину Ааронову? С переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр.7:12). Итак, Спаситель наш — архи­ерей не соответственно Своему божеству, а по образу плоти: вверху сидящий с Богом на престоле ради нас и архиерей по чину Мелхиседекову. Об этом можно бы многое сказать, но не в настоящем месте. Прошу, будь внимателен. В законе были всесожжения, жертва за грех, приношение. Спаситель, придя, полагает конец имевшим значение образов приноше­ниям и предлагает собственное Свое тело вместо всякой жертвы. Павел говорит о Спасителе: посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Евр.10:5-7; Псал.39: 7,8). Сказав о пророчестве и о том, что жертвы и приношения и всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду , — Павел упразд­няет первое, чтобы утвердить второе. Но где жертва и прино­шение находятся в Христовом теле? Апостол Павел говорит: молю вас, братья, по милосердию Божию, итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Ефес.5:1,2). Ради тебя Христос — архиерей, ради Себя — Бог. Не изменяй слов Бога живого. Ты крестился в Отца, Сына и Святого Духа; зачем упраздняешь живые имена и вводишь имена — порождение твоих мыслей, говоря: нерожденный и рожденный, сотворенный и несозданный, всегда сущий и не сущий всегда? Разве Бог может снисходительно относиться к таким пустым словам? Некогда пророк подвергался опасности погибнуть из-за изме­нения одного слова. Обрати внимание на точность в передаче даже маленького слова. Пророческие речи некоторые называли, по неопытности, бременем Господним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Средство это следующее: Второе Лице Пресвятыя Троицы, Единородный Сын Божий добровольно восхотел сделаться человеком, принять на Себя все грехи человеческие, претерпеть за них все, что определила праведная воля Божия, и таким образом удовлетворить за нас вечной правде, изгладить грехи наши, уничтожить самыя последствия их в нас и во внешней природе, т. е. возсоздать мир. Поэтому Единородный Сын Божий и называется в слове Божием «непорочным и чистым Агнцем, предназначенным еще прежде создания мира» ( 1Петра 1, 19–20 ), «Агнцем, закланным от создания мира» ( Апок. 13, 8 ). Дабы изгнанные из рая люди ожидали грядущего Искупителя, Бог изрек первое обетование Свое об Искупителе в грозном приговоре обольстителю их диаволу: «Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и Семенем Ея; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт. 3, 15 ). Это означает, что Иисус Христос победил диавола прельстившего человеков и избавил их от греха, проклятия и смерти. Веру свою в имеющего придти Агнца, закланного от создания мира, Который принесет Себя видимо для всех в жертву за грехи мира на всемирном жертвеннике Голгофы, на Кресте, ветхозаветные люди выражали жертвоприношениями. В книге Левит (глав. 1–9) читаем о том, как по приказанию Бога народ Божий приносил в жертву Господу из скота крупного (волы) и мелкого (овцы). «Если жертва есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобресть ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельцы пред Господом; сыны же Аароновы, священники положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова» (ст. 7)... «это всесожжение, жертва, благоухание приятное Господу» (ст. 9). То, что жертвенное животное должно было быть мужеского пола, без порока, по принесении его в жертву приносило очищение грехов людей должно было напоминать ветхозаветным людям, что всемирная жертва – Господь Иисус Христос, безгрешный Сын Божий, принеся Себя в жертву за грехи мира на жертвеннике – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010