Всецелая жертва, прообразом которой в Ветхом Завете была жертва всесожжения, есть истинный смысл и заветное желание христианской жизни. Но так как обычный человек, даже просвещенный святым Крещением и другими таинствами, не часто бывает готов к такой жертве, а кроме того, мы бываем нужны Богу в этом мире, где борьба со злом ещё далеко не завершена, жертва всесожжения растягивается на всю жизнь и превращается порой в длинную череду «копеечных» свечей. Однако, невзирая на это, мы всё-таки должны понимать, что приносим Богу в жертву не животных, как это делалось раньше, во времена прообразов и теней, а самих себя. Как написано у апостола: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, разумного служения вашего» (Рим. 12: 1). Важнейшее положение всех законов о жертвоприношениях гласит: в жертву приносится только чистое . Ради этого Христос пострадал и умер за нас — очистив нас «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5), Он сделал из нас, Своего тела, чистую и непорочную жертву. И в Ветхом Завете были мученики, но пролитая ими кровь сделалась угодной Богу только после распятия Христа. Поэтому все праведники Ветхого Завета приносили в жертву невинных существ: тельцов, агнцев и птенцов голубиных, вместо себя. «В чем застану, в том и сужу» — такие слова Господа передал нам апологет II в. Иустин Философ. Когда христианин, окончив земной путь, уходит в вечность с благими помыслами, это угодное Богу приношение. «Блаженны мертвые, умирающие о Господе... и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14: 13). Если же человек умирает с дурными мыслями или за плохим делом, тогда номинальное христианство ему не вменяется. Даже добрые дела, сделанные ранее, становятся как ничто. «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33: 13). Но если это касается всей жизни, то должно касаться и каждого момента жизни. А каждый момент нашей жизни, который что-нибудь значит, есть наше дело .

http://bogoslov.ru/article/418880

29 . Все заклятое, что заклято от людей, не выкупается; оно должно быть предано смерти. 1263 30 . И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. 31 . Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. 32 . И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу. 33 . Не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею, и не может быть выкуплено. 1264 34 . Вот заповеди которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае. 896 (Ст. 1). Построение скинии кончено, Господь сказал Моисею об ковчеге и крышке (Mercy seam-ceдaлuщe милосердия, сравни примеч. 10 главы XXV, Исх.): «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою» (Иск. XXV, 22). Доселе Моисей получал повеления Господни на горе, ныне посреди Израиля. Господь открывается в скинии, во Святая Святых, над скрижалями завета, там где изображения коленопреклоненных Херувимов стоят над крышкой ковчега. Моисей, как следует полагать из постановлений Левит. XVI, 12–13 (первосвященник не мог проникать за завесу Святая Святых иначе, как в извесные дни и при известных очистительных обрядах, с дымом фимиама), стоял перед завесою Святая Святых, и здесь внимал повелениям Господним, не проникая за завесу. 897 (Ст. 2). Жертва, корбан или корван, дóрон, как переводят LXX, дар Богу (ср. Марка, VII, 11). Таково было общее имя того, что приносилось в храм и к жертвеннику с целию посвятить или отдать Богу. Здесь даются общие наставления иароду: «объяви сынам Израилевым», причем представляется на волю каждого приносить жертву всесожжения, о которой идет речь в этой главе, по собственному произволению. Другия жертвы за грех (гл. IV) и за преступление (гл. VI), или жертва очищения (XIV, 12–19) были строго определены, но жертва всесожжения была приносима по внутреннему духовному требованию человека, и священник, приносящий ее, должен был только осмотреть жертву, удовлетворяет ли она требованиям закона (гл. XXII, 17–21) и исполнить обряд, требующийся уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Это – видимая для всех, славная сторона дела. Но что происходило невидимо в то самое время, когда больные радостно получали вожделенное здоровье и прославляли Исцелителя? – Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исайи. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно: в том числе и наши немощи, и наши болезни, и тем более наши грехи, как их прямая причина. Все это – пребывает либо на нас, либо на том, кто согласится взять их на себя. Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Это очень трудно осмыслить, не зря же Бог за тысячи лет начал психологически готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон осветить сущность предстоящей всемирной, всеобъемлющей жертвы, в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда жертвенное животное полностью сожигалось. Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы. И была регулярно приносимая жертва за грех всего народа: возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую… в пустыню» ( Лев. 16:21–22 ). Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить, чтобы оно понесло на себе грехи. Господь же принес Себя во всесожжение послушания Отцу и в то же время дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. Но также Он и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому все время Своей жизни на земле Он испытывал чувство неприкаянности, чувства изгнанничества. И когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы, а птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Хотя фактически это было неправдой, ведь многие из учеников с радостью дали бы Ему приют, да и просто желающих видеть Его под своим кровом было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Послушай, что Всемогущий Бог говорит о тебе, то есть что Он говорит о людях: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор.6:16 ). Он прибавляет и еще нечто, относящееся к тебе. Он говорит: «Буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ). У этого мира есть Сын Божий. Есть у него и Дух Святой, как и пророк говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ); и сходное с этим в другом месте: «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем.1:7 ). Послушай также, что говорит тебе Христос: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). О Святом Духе сказано: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Иоил.2:28 ). И так как ты видишь, что имеешь в себе все, что и мир, не должно тебе сомневаться, что внутри тебя есть и приносимые в жертву животные, и от них должно тебе приносить жертву духовную. 3 . Но все это мы, как могли, объяснили ранее. А теперь поговорим о том, что сказано: «Жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение» ( Лев.6:25 ). Смотри, как велика милость и щедрость Божья; там, где заколается жертва всесожжения, приносимая одному лишь Богу, там же повелевается приносить и «жертву за грех». Под этим понимается тот, кто согрешил и кается, обратившись к Богу (ср. 1Фес.1:9 ), кто приносит в жертву «дух сокрушенный» (ср. Пс.50:19 ) «на святом месте», чтобы соединить его с тем, что принадлежит Богу. Поэтому «жертва за грех» заколается там же, где и «всесожжение», – «пред Господом» (ср. Лев.6:25 ). Можно принести жертву «пред Господом» и принести жертву не «пред Господом». Кто же тогда тот, кто приносит жертву «пред Господом»? Мне думается, это тот, кто не уходит «от лица Господня», как Каин, а ужасается и трепещет (ср. Быт.4:16,14 ). И если кто-то, у кого есть вера, чтобы стоять «пред Господом», не бежит «от лица Господня» и сознание своей греховности не отвращает его взгляда, то он приносит жертву «пред Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

К. Совершенно так, Палладий. Но что очиститься от скверны и избежать греха не иначе возможно было бы для кого бы то ни было, как только чрез Христа, в Котором и чрез Которого всякое очищение, так как Он претерпел за нас спасительное заклание, об этом всякий узнает, и притом немедленно, из соседственного с тем и сопряженного с ним законоположения. Оно таково: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня...» ( Лев. 6, 24–29 ). Итак, жертва за грех есть не иное что как Еммануил, Который есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " ( Ин. 1, 29 ). Закалается же на месте всесожжения: ибо не отчасти и не как мы свят Христос, потому что Он «не сделал никакого греха» ( 1Пет. 2, 22 ), но весь благоуханен и священ и есть податель освящения для всех других: ибо хотя Он и «со беззаконными вменися» ( Ис.53,12 ) и смотрительно сопричислен был к осужденным, однако же Отец знал, что свята и священна смерть Сына. Посему и говорит: «на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня...» ( Лев. 6, 25 ). Сын есть как Бог богов, так и Святой святых, Сам освящающий всю тварь Своим Духом, поскольку родился от Отца и есть истинно Бог. «Должен есть» жертву, сказано далее, «священник, совершающий жертву» ( Лев.6, 26 ): ибо каждый, думаю, из возведенных на священное служение соберет плоды трудов своих и пожнет воздаяние за свое служение. И остаток жертвы снедается в святых местах, в притворе святой скинии ( Лев. 6, 16 ): потому что в церквах совершаются таинства и в них избранный род удостаивается святой трапезы. И место, на котором священствует законный священник, должно быть свято. Затем жертва освящает прикасающегося к ней и окропление крови ( Лев. 6, 27 ): ибо мы приступаем к святым тайнам не ради чего-либо другого, как для того, чтобы причаститься святого Христа посредством неизреченной и духовной жертвы. Очищаются, кроме того, и служащие для жертв сосуды, чтобы не послужило чему-нибудь другому и не употребляемо было на нужды человеческие то, что послужило святыне. И этот закон наблюдается и сохраняется в церквах. А что мужающимся прилично быть благословляемыми, и это опять уяснит закон, сказав: «весь мужеский пол священнического рода может есть ее» ( Лев.6, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Начало и конец нашей веры есть жертвоприношение Богу «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ) Начало и конец нашей веры есть жертвоприношение Богу. Апостол, готовя нас к этому, молит нас щедротами Божиими. Указывая на них, он возводит мысли и сердца наши к той беспредельной любви, которая не пощадила Единородного Сына принести в жертву правосудию и даровать в жертву человеку. Сын Божий, однажды принесший Себя на Кресте, вечно приносимый на Престоле суда в оправдание наше, до сих пор приносится нами на бескровном алтаре, и, как «Хлеб небесный» ( Лк. 51:52 ), питает нас «Телом Своим, живой Водой» ( Ин. 4:14 ) поит, очищает и освящает Своею Кровью. Сын Божий есть жертва человеку – отречется ли человек быть жертвою Богу? «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу». Непорочная Отроковица, Которую ныне Церковь ставит с нами во храме молитвенном, принимая от нас жертву хвалы, подает нам образ жертвы живой, святой и благоугодной Богу. Она есть жертва живая. Не тело только приносится в жертву Богу обетом девства и чистоты, но сам дух предается в руки Божии и Богу обручается. Жертва святая. Не присутствие только во храме святыни, но чистота и непорочность сердца, как приготовление Престола Божия, освящает девство Ее. Жертва благоугодная. Пламень искренней любви встречается с любовью Божией и низводит ее на свою кротость и смирение. Всевышний, после благодатного осенения, избрал утробу Ее престолом Божества, плоть и кровь – одеянием неприступного света. Нет человеческого воздаяния, достойного Бога, кроме жертвы. Ветхозаветные приношения, как образы, изменились при совершении образуемого; но их сущность, состоявшая во внутреннем всесожжении, в «обрезании сердца и сокрушении духа» ( Рим. 2:29 ; Пс. 50:19 ), осталась неизменной. «Умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

(Псалтирь 50:11–19)   Господи! уста мои отверзи и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Вы можете поделиться своими чувствами в комментариях.    Однако нечестивец, скорее всего, ничего не будет иметь против формальных (и формализованных) молитвословий, так же, как и вообще против установленного ритуала. Смысл молитвы Давида и слов Феофана Затворника останется от него скрытым. Он ведь не против вообще отношений с Богом (или с высшими силами) в принципе, он лишь не хочет с Ним (с ними) личных отношений. Если же отношения деловые и взаимовыгодные — почему бы и нет? Но такие отношения личными не бывают, они предполагают некую форму и связанные с ней вполне определенные формальности. Эти религиозные формальности с целью поддержания с Богом взаимовыгодных отношений нечестивец вполне может соблюдать. В конце концов, если сделка с Богом выгодна, почему ее не заключить? Но при этом, разумеется, ничего личного, только бизнес.   Религия, надо признать, сама по себе наталкивает духовно поверхностного человека именно на такой путь. Ведь, как правило, внешняя сторона любой религии предполагает известную (часто значительную) долю обрядности и ритуализма. А для того, чтобы понять, что стоит за обрядом и ритуалом, нужно определенное духовное усилие. Но главное — нужно захотеть именно личных отношений с Богом — то, чего хочет далеко не каждый. Вы можете поделиться своими мыслями и опытом в комментариях.    Обряд и ритуал без понимания того, что за ними стоит, без духовного наполнения не просто бесполезны, они — мерзость перед Богом. Это не эмоции, а констатация факта. Мерзостью или скверной, а также нечистотой называется в Библии все то, что мешает человеку подойти к месту Божьего присутствия (например, к алтарю) и освятиться. А если человек все-таки туда приходит, вместо освящения происходит нечто противоположное — человек натыкается на стену, отделяющую его от Бога. Духовно пустой обряд и ритуал и становится такой стеной между Богом и человеком.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Пс.50:15 .  Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением. Пс.50:16 .  Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего». Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: «грех мой предо мною есть выну». «Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах перевел сие так: «возглаголет язык мой милость Твою». Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости Твои. Пс.50:17 .  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. «Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему Пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению. Пс.50:18 .  Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Согласно и сие с сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: «не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов» ( Пс. 49:9 ). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы безсловесных, посему принесу Тебе жертву угодную. Пс.50:19 .  Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит Пророк, – смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи, ибо сказали: «сердцем сокрушенным и духом смиренным да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных " ( Дан. 3:39–40 ). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Ибо, если этот обычай происходит от растленного грехом человеческого естества, он не может быть свойственным и благим, и злым, будучи при­сущим только злым, и потому не может быть угодным Богу. Но поскольку жертву прино­сили .многие благие и такие святые мужи, как Ной, Авраам, Иов, Мелхиседек и другие, и эти жертвы угодны Богу, более того, Бог повелел их приносить, то ясно, что почитание Бога жертвоприношением – это закон человеческого естества, не растленного грехом, и, более того, побуждаемый некоей присущей словесной твари природной потребностью Богопочитания. Подкрепление первое Жертва с верой родится, с верой и погибает. Первыми почитателями Бога были сыновья Адама, Каин и Авель, которые принесли Богу жертвы ( Быт. 4 ). После всемир­ного потопа, истребившего человеческий род, когда возобновляется вера и знание Бога, Ноем возобновляется и жертва ( Быт. 8 ). Вера и жертва тесно связаны и не могут сущест­вовать друг без друга. И где вера и знание Бога, там и жертва, когда оскудевает одно, ос­кудевает и другое. Во время нечестивого царя Ахава, когда оскудела православная вера, тотчас оскудели жертвенники и жертвы, поэтому, сетуя, Пророк Илия возглашает: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои ( 3Цар. 19, 14 ). А где процветает хвала Божия, там возникают и жертвенники, и жертвы. Авраам странствовал и по пути создавал жертвенники, так делали и его сыновья, созидая жертвенники и угож­дая Богу. А когда ослабевает вера в Бога, вместе с тем прекращается и жертвоприноше­ние, как говорит Пророк Азария: Многие дни Израиль будет без Бога истинного и без священника учащего и без закона ( 2Пар. 15, 3 ). У Вавилонских пленников, ослабевших в вере из-за плена, оскудели и жертвы, о чем сильно сокрушались отроки Вавилонские: и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жерт­вы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрес­ти милость Твою ( Дан. 3, 38 ). Также послушаем, что говорит Даниил о временах антихриста, а именно, что в конце земного мира, желая истребить знание Бога и истинную веру, он будет раз­рушать жертвы и запрещать их приносить ( Дан. 9 ). Чего же более? Сам Апостол Павел соединяет их обоих, священство и закон боговедения, и потому говорит: с переменою священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7, 12 ). Из этого ясно, что там. где нет священства и жертвы, там не может быть ни веры, ни богове­дения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010