[Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое воссоздай во мне, Боже, и дух правды возроди внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от крови, Боже, Боже, спаситель мой, и язык мой в радости восхвалит правду Твою.] Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. [Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты пожелал, я принес бы ее; но к всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит. Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима; тогда благоугодны будут Тебе жертва правды, возношение и всесожжение, тогда возложат на жертвенник Твой тельцов.] Тропари, глас 6-й Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. [Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо, не находя себе никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: «Помилуй нас».] Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. [Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспоминай беззаконий наших; но склони на нас взор твой и ныне, как благосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты – Бог наш и мы люди Твои; все мы творение рук Твоих и имя Твое призываем.]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи Такой фразой Иоанн как бы включается в беседу древнего праотца и патриарха Авраама с сыном его Исааком. Доверчиво следуя на гору Мориа, Исаак с недоумением спрашивал своего кроткого родителя: «Где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22, 7). Авраам, беспредельно любивший сына, но еще больше доверявший Небесному Отцу, отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22, 8). И действительно, не Исаак приносится в жертву. Ибо не он уготован за грехи всего мира. Божию тайну прозрел Иоанн. «Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36). Жертва – воплотившийся Божий Сын, ставший ради нас Человеческим Сыном. Будущие апостолы еще ловят рыбу, а Иоанн уже прозревает эту священную тайну. В этом смысле Иоанн Предтеча – тайнозритель. И новозаветная тайна Троицы – глас Бога Отца, осязание крещаемого в Иордане Сына, созерцание Духа Святого в образе голубя – открывается именно ему. Он зрит тайны Новозаветного Откровения. Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи. Итак, обнаженная, правдивая строгость Иоанна произвела чудо – к нему пошли люди. Но он проповедовал не о себе. «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин. 1, 26–27). Иоанн сокрушал сердца других твердым словом, но его собственная душа мягчела и сокрушалась, когда он говорил о Спасителе. «Я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3, 11). Нежность в словах Иоанна проявлялась именно в словах о Христе. Он узнал Христа сразу. Как только в толпе собравшихся грешников появился Спаситель, ошеломленный Иоанн тут же увидел Его – Того, Кто не нуждается в покаянии. «Как, и Он идет креститься, стоя рядом с откровенными грешниками, как бы принимая на Себя участь их?» – Иоанн мог размышлять примерно так. Смирение Христа сокрушило его собственное сердце: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Он радовался о Христе еще во чреве своей благословенной матери. Ликовал, встретив Богомладенца, когда Тот еще Сам пребывал в лоне Пречистой Девы. Теперь же его душа обрела подлинное успокоение – он встретил Грядущего и Пришедшего, он явил Его миру.

http://pravoslavie.ru/140338.html

Наиболее выдающимся образцом ветхозаветной покаянной письменности является 50-й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией ( 2Цар.11:12 ). В нем выражены практически все этапы покаянного процесса, изложенного в начале данной статьи. Покаянная молитва Давида начинается с испрашивания у Бога прощения и, вместе с тем, – очищения души от скверны и нечистоты, которые вошли в природу человека через греховные поступки: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» ( Пс.50:4 ). Здесь в еврейском оригинале слово «грех» вновь звучит как «хаттат»; это значит, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах): для него грех уже несет ущербность бытия грешника, поэтому Давид вспоминает прежде всего не о Божием гневе, а о Его благодати, «великой милости» Его, способной «омыть» и «очистить» природу согрешившего от греховного поражения. Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», – говорит Давид ( Пс.50:18 ). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва – это публичный акт, но именно внешне, публично Давид и действовал лицемерно, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает вначале измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», – говорит он ( Пс.50:19 ). Затем Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс.50:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

е. в роде блинцов из муки, круто замешанной на елее, или из «хлебного из горшка», т. е. лепешечек, вареных в елее, или наконец, если хлебное приношение от первых плодов, из «растолченных зерен» с елеем и ладоном. Служащий священник должен часть от хлебного приношения: горсть муки, или изломанных опресноков, часть лепешек, или зерен с елеем и со всем приложенным ладоном сжечь на жертвеннике: «это жертва, благоухание приятное Господу». Остатки от хлебного приношения принадлежать священникам, как великая святыня. Хлебное приношение не должно быть квашеное; ни квасного, ни меду не должно сожигать в жертву. Хлеб квасный и мед могут быть приносимы Господу, как приношение начатков, но на алтаре нельзя сожигать их. Всякая жертва, кровавая и бескровная, должна осоляться солб. (гл. II). 3. Для жертвы мирной, или «спасения» могут быть приводимы мужеский и женский пол всех трех видов жертвенных животных, не имеющих порока (гл.3:1,6 и 12). На приведенное животное из крупного скота приведшей должен возложить руку свою в знак посвящения себя Богу – щедродателю благ и заколоть у дверей скинии, а священники должны покропить кровью жертвы на жертвенник со всех сторон. Затем приведший животное должен отделить весь внутренний тук и который на стегнах и сальник с почками и передать священникам, которые и сожгут все это вместе с ежедневным всесожжением в «благоухание приятное Господу» (ст.2–5). Если приводимое животное в жертву мира из мелкого скота, из овец, то жертвенные обряды те же, что и при крупном скоте, только для сожжения на алтаре вместе с внутренним туком должен отделяться и курдюк, отрезанный по самую хребтовую кость (ст.6–11). Если жертва из коз, то ее обряды тожественны с обрядами жертвы из крупного скота (ст. 12–16). При этом заповедуется: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (ст. 17). 4. Для очищения от греха и примирения с Господом. когда нарушена какая-либо заповедь Его «по ошибке» или по слабости, без нарочитого желания сделать злое пред Господом (– «не хотящи»), должно приносить жертву «о грехе», или за грех (4:1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Подобным образом говорит Он и устами другого пророка: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Mux. VI, 6–8 ). И в словах этого пророка различается то и другое и ясно показывается, что Бог не требует самих по себе тех жертв, которыми обозначаются жертвы, которых Он требует. В послании, озаглавленном «К Евреям», апостол говорит: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Ebp. XIII, 16 ). И в словах: «Я милости хочу, а не жертвы» ( Oc. VI, 6 ) нужно понимать не что иное, как жертву, заранее определенную жертвой, так как то, что всеми называется жертвою, есть знак истинной жертвы. Милость же – жертва, конечно, истинная; поэтому и сказано то, что несколько выше было мною приведено: «Таковые жертвы благоугодны Богу». Итак, все, что различным образом предписано было насчет жертв в скинии или храме, – все это служило для обозначения любви к Богу и ближнему; ибо «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Mф. XXII, 40 ). Глава VI. Об истинной и совершенной жертве Поэтому истинной жертвой бывает всякое дело, которое совершается нами из желания быть в святом общении с Богом, т. е. дело, имеющее отношение к тому конечному благу, которым мы могли бы быть истинно блаженными. Отсюда и само милосердие, которое оказывается человеку, не составляет жертвы, если оно совершается не ради Бога. Ибо хотя жертва приносится человеком, она тем не менее – дело божественное (res divina), так что древние называли ее и этим именем. Поэтому и сам человек, посвященный и обещанный Богу, есть жертва, насколько он умирает для мира, чтобы жить для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Это засвиде тельствовало Священное Писание. «Ибо жертвы ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь» ( Пс. 50, 18 ): и каждое сердечное ощущение порознь, и все они вместе не благоугодны Тебе, как оскверненные грехом, как извращенные падением. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50, 19 ). Эта жертважертва отрицательная; с принесением этой жертвы естественно устраняется принесение прочих жертв: при ощущении покаяния умолкают все другие ощущения. Для того чтобы жертвы прочих ощущений сделались благоугодными Богу, нужно предварительно излиться благоволению Божию на наш Сион, нужно предварительно восстановиться стенам нашего разрушенного Иерусалима. Господь – праведен, всесвят: только праведные, чистые жертвы, к которым способно естество человеческое по обновлении своем, благоприятны праведному, Всесвятому Господу. К жертвам и всесожжениям оскверненным Он не благоволит. Позаботимся очиститься покаянием! «Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» ( Пс. 50, 21 ): новорожденные ощущения обновленного Святым Духом человека. Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4, 17 ). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. Тем людям, которые не понимали значения и силы покаяния. Спаситель говорил не раз: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» ( Мф. 9, 13 ). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими людьми, всем даровал покаяние как единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словам Господь присоединил страшные слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Итак Бог наперед свидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во Имя Его, которые повелел совершать Иисус Христос, т. е. которые на всяком месте, приносятся христианами в евхаристии хлеба и чаши. А жертвы, приносимые вами и чрез тех ваших священников, он отвергает, говоря: и не буду принимать ваших жертв из рук ваших, потому что от востока солнечного до запада имя мое прославлено (между народами, на всяком месте имени моему приносится фимиам и жертва чистая, потому что имя мое прославляется) между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете». Св. Ириней: «Не жертв и всесожжений хотел Бог от иудеев, но веры и повиновения и праведности, ради их спасения. Так и у пр. Осии, открывая им волю свою, Бог говорит: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения ( Ос. 6:6 ). То же самое им объявляет и Господь наш, говоря: аще ли бысте ведали, что есть, милости хощу, а не жертвы, николиже убо бысте осуждали неповинных ( Мф. 12:7 ). И ученикам своим, повелевая приносить начатки из Его творений, не потому, будто Он нуждается в чем-нибудь, но для того, чтобы сами они не были бесплодными и неблагодарными, берет хлеб от твари и, возблагодарив, говорит: сие есть тело Мое. Такожде и чашу от такой же твари, как и мы, назвал кровию своею, и научил новому жертвоприношению нового завета, которое Церковь , приняв от апостолов, по всему миру приносит Богу, подающему нам пищу, – как начатки Его даров в новом завете. Это так предъизобразил Малахия, один из двенадцати пророков: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, глаголет Господь Вседержитель, и на всяком месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель, ясно показывая чрез это, что хотя первый народ (иудейский) перестанет приносить жертвы Богу, но будет приноситься Ему жертва на всяком месте, и притом чистая, и имя Его будет прославляться между язычниками».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

5 Если согрешит кто–нибудь, отказавшись давать показания на суде, хотя он и слышал о проклятии для уклоняющихся от показаний и мог засвидетельствовать о том, что ему довелось увидеть или услышать о случившемся, но этого не сделал, за это он должен ответить ; 2или если кто коснется чего–либо, что делает его ритуально нечистым, — мертвый ли то зверь, павшая домашняя скотина или пресмыкающееся, – коснется, не зная о том , тот стал нечист и навлек на себя вину; 3или если кто прикоснулся к человеку с нечистотой , ко всякой нечистоте, которая делает нечистым, и прикоснувшийся в то время не заметил этого, а осознав это позже, он понял, что навлек на себя вину; 4или если у кого сорвется с языка клятва сделать что–либо худое или доброе, как это бывает у тех, кто клянется необдуманно, и он поймет, что впал в пустословие и навлек на себя вину, дав одну из таких клятв , 5вот тогда каждый совершивший какую–либо из этих провинностей должен признаться в ней 6и за содеянный им грех в порядке взыскания с него а привести Господу животное из мелкого рогатого скота, козу или овцу как жертву за свой грех. Священник же совершит ради него положенное служение, чтобы восстановить его нарушенное из–за греха единение с Богом б. 7Если же не в состоянии кто отдать овцу, пусть в порядке взыскания с него принесет он Господу за грех, им совершённый, двух горлиц или двух молодых голубей – одну птицу в жертву за грех, другую – во всесожжение. 8Пусть принесет человек птиц своих к священнику. Первой птице – жертве за грех – свернет священник голову, но от тела ее не отделит. 9После покропит священник кровью этой жертвы стенку жертвенника, оставшуюся же кровь выцедит к подножию его. Это жертва за грех. 10Вторую птицу священник предаст всесожжению, как то полагается , и совершит служение ради того человека, чтобы восстановить нарушенное из–за содеянного им греха единение с Богом, и грех его простится ему. 11 Если же у кого и двух горлиц или двух молодых голубей не найдется, пусть согрешивший принесет в жертву десятую часть эфы лучшей пшеничной муки, в жертву за грех; но пусть он не поливает муку маслом оливковым и не кладет на нее ладана, ведь это жертва за грех. 12 Принесет виновный жертву свою к священнику, и тот возьмет от дара полную горсть муки и весь ладан и эту для аромата предназначенную часть он на жертвеннике вместе с другими дарами Господу в дым обратит . Это жертва за грех. 13 И священник, чтобы восстановить его единение с Богом, совершит положенное служение из–за греха, которым человек нарушил это единение в каком–то из уже упомянутых случаев, и грех его простится ему. Оставшееся от этой жертвы за грех принадлежит священнику, как и хлебный дар ». О жертвах, приносимых при возмещении ущерба

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Видите, противники, Златоуст здесь выступает как поборник духовных жертв. В других местах он также говорит о духовных жертвах с присущим ему златоречием, как, например, в Послании к Евреям, на главу 6, в Беседе 11: «Потому мы должны при­носить такие жертвы, которые могли бы быть возложены на таком жертвеннике, – не овец и волов, не кровь и тук. Все это прекратилось, а вместо того введено словесное служение. Что такое словесное служение? Душевное, духовное, – Бог, – говорится (в Писании), – есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4, 24 ), – такое, для которого ненужно ни тела, ни орудий, ни мест; таковы: кротость, целомудрие, милосердие, незлобие, долготерпение, смиренномудрие. Такие жертвы еще в Ветхом Завете издавна предуказаны. Принесите, – говорит Давид, – делами правды и уповайте на Господа ( Пс. 4, 6 ), и еще: Тебе принесу жертву хвалою ( Пс. 115, 8 ), и еще: Жертва, приносимая хвалой, прославит Меня ( Пс. 49, 23 ); и еще: Жертва Богу – дух сокрушенный ( Пс. 50, 19 ); и еще: чего требует от тебя Господь: (...) смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих. 6, 8 )? Жертвы и приношения Ты не восхотел (...) всесожжений и жертв за грехи не требовал Ты. Тогда сказал я: «Вот я иду (...) сотворить волю Твою, Боже мой, восхотел я, и закон Твой в глубине сердца Моего» ( Пс. 39, 7–9 ); и еще: Для чего Мне ладан, который идет из Савы ( Иер. 6, 20 ); и другой (Пророк): Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать ( Ам. 5, 23 ); но, вместо того, Я милости хочу, а не жертвы ( Ос. 6, 6 ). Видишь, какими жертвами нужно благоугождать Богу? Видишь, что те жертвы давно уже прекратились, а эти введены вместо них? Их мы и будем приносить. Те – жер­твы людей богатых и достаточных, а эти – жертвы добродетели; те – внешние, а эти – внутренние; те может приносить всякий, а эти – немногие. Насколько человек лучше овцы, настолько эта жертва (выше) той, потому что здесь ты приносишь в жертву свою душу. Есть и еще жертвы, поистине – всесожжения; это – тела святых мучеников; у них святы и душа и тело; они исполнены великого благоухания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

[В его памяти постоянно было убийство Урии; это самое в начале (псалма) он выразил словами: «грех мой всегда предо мною». «Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах истолковал это так: будет возвещать язык мой милосердие Твое ( Διαλαλσει… τν ελεημοσνην). Получив прощение, я не буду молчать, но буду постоянно воспевать Тебя и возвещать о Твоих ко мне милостях. «Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:17 ). Грех связал язык его, заградил уста; теперь пророк просит прощением грехов возвратить ему прежнюю смелость и подвинуть язык его к славословию. " Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь» ( Пс.50:18 ). Это со­впадает с сказанным в предыдущем псалме. Там мы слышали, как Господь говорит: «не приму от дома твоего тельцов» ( Пс.49:9 ). Итак, слыша этот божественный голос, он говорит согласно с ним: «если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы», и дальнейшее. Ты, говорит, сказал, что Тебе неприятны жертвоприношения бессло­весных; поэтому, я принесу Тебе угодную Тебе жертву]. Итак, так как я не хочу тех жертв, что приносишь ты Мне? Я имею и дру­гую жертву, к которой ты благоволил. «Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). [Смиренные мысли, говорит, приятная и угодная Тебе, Богу нашему, жертва. И так как Ты сильно смутил мое сердце и насколько можно сокрушил его, я принесу угодную Тебе жертву]. Я принесу Тебе в жертву смирение: только разреши мой грех, дай мне Духа Святого. 10. Эта жертва, – я говорю о смирении, – не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохра­нившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвы­сившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, – (эти отроки) воспевали и говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010